галина попова
Технология проектной деятельности (Метод проектов в дошкольном образовании)

Метод проектов

в дошкольном образовании

И. О___Попова Галина Егоровна___

Должность ___Воспитатель___

Место работы ___МДОУ ДС КВ «Сардана» ___

с. Хатыстыр, 2014 г.

(Метод проектов )

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение : активное, любознательное. И дошкольные учреждения , как первая ступенька в образовании , уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в ФГТ к основной образовательной программе и ФГОС дошкольного образования ).

В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду ! Задача педагогов - помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников , и одной из наиболее эффективных в наши дни стала технология проектной деятельности .

Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования . Цель данной технологии - развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность , выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии , не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Положительные моменты технологии проектной деятельности :

Изменение позиции воспитателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников ; изменяется психологический климат в группе;

Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта , становятся достоянием личного детского опыта, т. е. знания нужны детям и поэтому интересны;

Приобретение умения рассуждать : дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;

Развитие коммуникативных навыков : умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие - иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута. Таким образом , связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастных особенностей, учитываются при выборе и построении модели будущего проекта .

Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста : первый этап автор обозначает как подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5 – 5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях» , выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка.

Второй этап характерен для детей 5 – 6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности , могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками . У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. Дети не только проявляют готовность участвовать в проектах , предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов .

Третий этап - творческий, он характерен для детей 6 – 7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности , выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее. Для каждого этапа автор предлагает алгоритм действий взрослых и детей. Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект , но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Проекты классифицируются :

По доминирующему методу : исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;

- по характеру содержания : включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;

По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;

- по характеру контактов : осуществляется внутри одной возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект ) ;

- по количеству участников : индивидуальный, парный, групповой, фронтальный;

- по продолжительности : краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.

Л. В. Киселева выделила следующие типы проектов в ДОУ :

1. Ролево – игровой. Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы (со второй младшей группы)

2. Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. (со второй младшей группы)

3. Иноформационно – практико – ориентированный. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) (со средней группы)

4. Исследовательско – творческий. Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (старший дошкольный возраст )

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов : «Для чего нужен проект , «Ради чего он осуществляется?» , «Что станет продуктом проектной деятельности , «В какой форме будет презентован продукт?» .

Работа над проектом , включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Работа над проектом

Первый этап – «Выбор темы» (разработка проектного замысла )

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности . Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов» :

Что знаю?;

Чего хочу узнать?;

Как узнать?.

Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта . Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей .

Второй этап – реализация проекта .

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную) . Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – Подведение итогов проектной деятельности .

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников , находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта . Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности . В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.) .

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта .

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий) . Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя : создание мотивации проектной деятельности ; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности ; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности ; презентация результатов проектной деятельности .

Последовательность работы педагога над проектом :

Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

Вовлекает дошкольников в решение проблемы ;

Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей) ;

Обсуждает план с семьями на родительском собрании ;

Вместе с детьми и родителями составляет план, схему проведения проекта ;

Собирает информацию, материал;

Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта ,

Даёт домашние задания родителям и детям;

Поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;

Подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы) .

Таким образом , в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Проектный метод в деятельности ДС КВ «Сардана» с. Хатыстыр

(из опыта работы)

Детский сад комбинированного вида «Сардана» работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса . Практика доказала эффективность проектного метода в обучении и воспитании докольников.

Предпосылками использования метода проектов явились :

Постоянное видоизменение и совершенствование развивающей среды;

Использование комплексных, вариативных и парциальных программ, инновационных технологий ;

Создание собственной Программы «Союз трех культур» (якутской, эвенкийской, русской) ;

Интеграция базисного и дополнительного образования , создание единого образовательного пространства ;

Потребность педагогов в инновационной деятельности ;

Адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс .

Метод проектов используется в работе начиная с младшего дошкольного возраста . Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте :

физическое развитие :

Стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств (индивидуальный семейный проект «Я расту» );

Формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своем здоровье (ролево-игровой проект «Азбука моего здоровья» ;

социальное развитие :

Формирование способов общения (вернисаж «Моя семья» , индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо» );

познавательное развитие :

Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

Расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

Сознательное применение сенсорных ощущений в решении практичеких задач (межгрупповой проект «Мир животных и птиц» , «Два мира есть у человека» , «Человек – дитя природы» , творческие проекты «Я и мои друзья» , «Любимые сказки» , «Домашний любимец» ); (В рамках проекта «Человек – дитя природы» , ежегодно проводятся акции : «Сбережём подснежник» , «Берегите ёлочку - зелёную иголочку!» , «Лилия - красота земли якутской» ).

эстетическое развитие :

Развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусств и художественным образам «Я люблю свою лошадку» ;

Овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра» , «Здравствуй, Агния Барто» , ролево-игровые проекты «Такие разные куклы» , «Любимые игрушки» );

Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте :

социальное развитие :

Развитие самопознания и положительной самооценки;

Овладение способами и внеситуативно- личностного общения;

Высокий уровень коммуникативной компетентности;

Осознание функций речи (индивидуальные проекты «Я и моя семья» , «Генеалогическое древо» , «Моя мама – мастерица» , «Папа – мастер на все руки» , «Бабушкины вкусности» , «Дедушкины советы» , проект «Сказки о красках» , групповые проекты «Познай себя» );

физическое развитие :

развитие осознанного отношения к своему здоровью;

Формирование потребности в здоровом образе жизни ;

Совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья» , «Игры и состязания наших предков» );

познавательное развитие :

Систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (групповой проект «Красная книга» , «Полезные ископаемые Якутии» , «Рыбы реки Алдан» , комплексные проекты «Богатыри земли Олонхо» , «Богатыри земли русской» , «Здраствуй, Дедушка Корней!» ;

эстетическое развитие :

Углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов ;

Овладение различными видами художественной деятельности ;

Развитие способности к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки» , творческий проект «Белоствольная красавица – береза» , комплексные проекты «Книжкина неделя» , «Мир театра» , «Земля Олонхо» ).

Естественное включение семьи в проектную деятельность детей является удачной находкой всего педагогического коллектива.

Вот уже восьмой год проводится районная детская научно-практическая конференция «Шажок в будущее» в г. Алдан среди дошкольников . Победители внутрисадовского конкурса проектной исследовательской деятельности «Шажок в будущее» едут представлять наш детский сад на район и занимают призовые места.

Использованная литература

1. Давыдов В. В. «Теория развивающего обучения. – М., 1996.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников . Пособие для педагогов дошкольных учреждений . – М. Мозаика-Синтез, 2010. – 112 с.

3. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Методическое пособие . – М.: АРКТИ, 2005.- 144с. (Развитие и воспитание) .

4. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ» Сфера. 2010 г.

5. Николаева С. Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста . – М.: Международная Академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности , 1996.

6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.

7. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом – «черным ящиком» //Вопросы психологии, 1990. - №5.-С. 65-71.

8. Поддьяков А. И. Ребенок-дошкольник : проблемы психического развития и саморазвития //Дошкольное воспитание , 1998.-№12. –С. 68-74.

9. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании . Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.

10. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста . Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением » №4. 2004 г.

11. Цветкова И. В. Экология начальной школы : Игры и проекты . – Ярославль : Академия развития, 1998.

12. Экологическое воспитание дошкольников : Практическое пособие / под ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.- 144с. (Развитие и воспитание) .

Технологии проектной деятельности

В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов - помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни сталатехнология проектной деятельности.

Технология проектной деятельности – ц еленаправленная деятельностьпо определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Цель данной технологии - развитие свободной творческой личности ребенка . С тержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Положительные моменты технологии проектной деятельности:

изменение позиции воспитателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников; изменяетсяпсихологический климат в группе;

знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, т.е. знания нужны детям и поэтому интересны;

приобретение умения рассуждать: дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;

развитие коммуникативных навыков: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие - иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута. Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастных особенностей и учитывать при выборе и построении модели будущего проекта.

Исследования Е. Евдокимовой позволили вы­делить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста: пер­вый этап автор обозначает как подражателъско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5 – 5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложе­нию взрослого или путем подражания ему, что не противоре­чит природе маленького ребенка.

Второй этапхарактерен для детей 5 – 6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, ак­тивнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способ­ны достаточно объективно оценивать как собственные поступ­ки, так и поступки сверстников. Дети не только проявляют готовность участвовать в проектах, предло­женных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследователь­ских, опытно-ориентировочных проектов.

Третий этап - творческий, он характерен для детей 6 – 7 лет. Взрос­лому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самосто­ятельного определения детьми цели и содержания предстоя­щей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее. Для каждого этапа автор пред­лагает алгоритм действий взрослых и детей.

Типы проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой)

1. Ролево – игровой. Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы (со второй младшей группы)

2. Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. (со второй младшей группы)

3. Иноформационно – практико – ориентированный. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) (со средней группы)

4. Исследовательско – творческий. Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (старший дошкольный возраст)

Виды проектов в ДОУ:

1. Индивидуальный

2. Групповой

3. Межгрупповой

4. Комплексный

Продолжительность проектов в ДОУ

1. Краткосрочный проект (одно или несколько занятий, 1 неделя- месяц)

2. Проект средней продолжительности (2-4 месяца)

3. Долгосрочный проект (учебный год)

Технология проектной деятельности предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из этапов:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу).

В каких источниках можно найти информацию.

Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).

С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4.Публичное представление продукта проектной деятельности.

5. Подведение итогов- определение задач для новых проектов.

Информационная карта проекта

Тема проекта:

Цель проекта:

Задачи проекта:

Участники проекта:

Тип проекта:

по методу:

по количеству участников:

по продолжительности:

Виды детской деятельности :

Обеспечение проекта:

Материально – техническое:

Учебно-методическое:

Предполагаемый результат:

Продукт проектной деятельности:

Презентация проекта:

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный

2 этап. Выполнение проекта

3 этап. Результаты

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей 27 «Золотая рыбка» города Обнинска Подготовлено зам. заведующего по ВР Полугодиной Л.М., первая категория г. Обнинск 2014 г.


Основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;


Сотрудничество Организации с семьёй; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учёт этнокультурной ситуации развития детей. Основные принципы дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»


Тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить». Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления. Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus («брошенный вперед»)


Метод проектов возник во второй половине XIX века. Основой метода проектов были педагогические концепции американского педагога, ведущего представителя философии прагматизма Джона Дьюти. Он разработал теорию воспитания, направленную на формирование личности, наилучшим образом приспособленной к жизни и практической деятельности в условиях системы «свободного предпринимательства». В начале XX в. Метод творческих проектов привлек внимание отечественных педагогов, таких как В.В. Игнатьев, М.В. Крупенина, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др. Однако этот метод не получил массового применения в отечественной школе того времени.


Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение чётко обозначенной цели, в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к качеству конкретного результата, с использованием ограниченных финансов и других ресурсов, в условиях активного взаимодействия с внешней средой.


Почему метод проектов В основе развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему, необходимость применения интегрированных из разных областей знаний.


В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.


Осязаемые результаты Результаты выполненных проектов, над которыми работает группа, должны быть «осязаемы»: если теоретическая проблема – то конкретное её решение, оформленное в информационном продукте, практическая проблема – конкретный продукт, готовый к потреблению.


Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например: доклад, презентация, газета и др.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).


Основные требования к использованию метода проектов: Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий -определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; -выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования; -оформление конечных результатов; -анализ полученных данных; -подведение итогов, корректировка; -выводы.






Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста: В младшем дошкольном возрасте – это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). В старшем дошкольном возрасте – это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.


1 Постановка проблемы 2 Оценка возможностей для решения проблемы 3 Разработка идеи, способствующей решению проблемы 4 Формулирование целей и предположений 5 Сбор и обработка необходимой информации 6 Разработка вариантов решения проблемы, выбор наиболее эффективного варианта, разработка тактики реализации проекта 7 Организация и выполнение проекта 8 Обобщение результатов, оценка качества выполненной работы 9 Представление проекта Алгоритм проектной деятельности


МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Практические Создание развивающей среды Экскурсии, наблюдения Оформление уголков в группах для познавательного развития детей Словесные Беседы, наблюдения Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры Наглядные Выставки, конкурсы Сбор фотоматериалов Рассматривание иллюстраций Ознакомление с художественными образами искусства Личный пример взрослых






По целевой установке (доминирующей деятельности) По предметно – содержательной области По характеру координации По количеству участников По продолжительност и Исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, актуальности, социальной значимости, соответствующих методов, в т.ч. экспериментальных, опытных работ, обработки результата. Творческие результат должен быть оформлен четко (сценарий творческого отчета; выпуск газеты, альбома, журнал «путешествий»; видеофильм, развлечение и др.). Ролево – игровые Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (литературные или выдуманные герои) и решают по- своему поставленные проблемы. Результат: ролевая игра. Информационно-практико- ориентированные- как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры. Результат: проект игрового центра, проект дизайна группы, памятка, словарь,и т.д.). Монопроекты (в рамках одного предмета) творческие естественно- научные экологические спортивные географические исторические Межпредметные (в рамках нескольких предметов, например по тематическому плану работы ДОУ) С открытой координацией (координатор руководитель проекта направляет и координирует работу участников: организовывает этапы, договаривается о встрече, и т.д.) со скрытой координацией (координатор не обнаруживает себя, он участник проекта) Личностные (индивидуальн ые) Парные Групповые Межгруппо - вые Краткосрочные (для решения небольшой проблемы,1занятие, 1неделя) Средней продолжительност и (от недели до месяца) Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).


Постановка цели проекта Цели четко определены, измеряемы и достижимы. Задачи проекта = реальные, измеряемые, ступеньки к достижению цели проекта. Задачи проекта = этапы проекта (решается на определенном этапе проекта) Этапы проекта последовательно ведут к достижению цели. Цель проекта Что? Задачи Как?








Этапы работы над проектом ЭтапыДеятельность педагогаДеятельность детей 1 этап организационн ый Формулирует проблему (цель) на основе изученных проблем детей Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, мотивирует Формулирует задачу Определяется продукт проекта Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию, проникается мотивацией Принятие задачи. Дополнение задач проекта Целеполагание 2 этап Планирование работы Помогает в решении задачи. Разрабатывает план достижения цели Помогает спланировать, составляет план-схему проекта деятельности Привлекает специалистов к осуществлению проекта Организует деятельность. Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа. Разработка проекта (план деятельности по достижении цели) 3 этап Реализация проекта Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта (это могут быть домашние задания для самостоятельного выполнения, уточнения информации и пр.) Осуществляет сбор накопленного материала Формирование специфических знаний, умений, навыков. Дети получают информацию из различных источников, различными способами (родители + педагоги + специалисты + внешние специалисты (из социума) 4 этап Презентация проекта Подготовка к презентации. Презентация. Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. Непосредственно презентация продукта деятельности


Дерево проекта 1. Постановка проблемы. (Что хотим изменить, что не устраивает). 2. Причины (формулируются с «не» и «нет»): 3. Цель. (Что хотим получить). 4. Задачи: 5. Мероприятия и ответственные 6. Ресурс (родительский актив, кадры, соц. партнёры…) 7. Продукт. 8. Критерии эффективности (покажут, что достигли цели). Не знаютНе умеют Не созданы условия Не … Ликвидировать незнание Научить Выявить возможности Создать НОД Практикум Чтение литературы Беседа Консультация Анализ ситуации Открытый показ Занятия Обмен опытом Анкета


1 этап – организационный Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию, проникается мотивацией Принятие задачи. Дополнение задач проекта Целеполагание Формулирует проблему (цель) на основе изученных проблем детей Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, мотивирует Формулирует задачу Определяется продукт проекта деятельность


2 этап – планирование работы деятельность Помогает в решении задачи. Разрабатывает план достижения цели Помогает спланировать, составляет план-схему проекта деятельности Привлекает специалистов к осуществлению проекта Организует деятельность. Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа. Разработка проекта (план деятельности по достижении цели) Участие в работе одной из групп.


Планирование проекта В младшем возрасте тему проекта предлагают взрослые. В средней группе тема проекта инициируется как взрослыми так и детьми. Если тему проекта инициирует взрослый, то к началу воспитатели подбирают соответствующую возрасту детей мотивацию (это могут быть иллюстрации, книги, предметы по теме, истории, сюрпризные моменты). В старшем возрасте тема проекта инициируется детьми, а воспитатель ведёт опрос (Какую тему для обсуждения вы предлагаете?. Кого ещё интересует тема, предложенная Леной?. Сколько детей выбрали эту тему?. Посчитай, Настя. А сколько детей интересуется темой, которую выбрал Игорь? Посчитай, Кирилл. Какую тему выбрало большинство детей?) - детям даётся право принять самостоятельное решение в выборе темы проекта.




Системная «паутинка» проекта Внешний вид Размер Оперение Клюв Хвост Лапы Глаза Питание Ягоды Зерновые Пищевые отходы Условия жизни Зимой Летом Значение в жизни человека Доставляют людям эмоциональное удовольствие На примере экологического проекта «Снегирь да синичка – птички невелички»


3 этап – реализация проекта деятельность Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта (это могут быть домашние задания для самостоятельного выполнения, уточнения информации и пр.) Осуществляет сбор накопленного материала Формирование специфических знаний, умений, навыков. Дети получают информацию из различных источников, различными способами (родители + педагоги + специалисты + социальные партнеры)


4 этап – презентация проекта деятельность Подготовка к презентации. Презентация. Обсуждают и отмечают успехи и неудачи. Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. Непосредственно презентация продукта деятельности


Структура проекта обязательно включает: насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.); активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность); ежедневные рефлексии; обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях); презентация с показом того, что научились делать дети.




Общие группы вопросов по итогам реализации проекта Достигнута ли цель проекта? Если нет, то почему? 2. Какова степень достижения цели? 3. Удалось ли реализовать все задачи, составляющие в совокупности поставленную цель? Какие задачи остались нерешенными, почему? 4. Какие задачи были переструктурированы в процессе реализации проекта? 5. Какие изменения, достижения были получены сверх намеченных? 6. Какова дальнейшая «судьба» проекта? Подлежит ли он совершенствованию? В чем? Может ли быть тиражирован? Где?


Уровни развития проектных умений у дошкольников (по Е.Евдокимовой) 1 уровень: Подражательно-исполнительский уровень (с 3,5-4 до 5 лет): Интегрирующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей; Постановка цели, ее мотивация; Привлечение детей к участию в планировании деятельности; Совместная реализация намеченного плана, движение к намеченному результату; Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.


2 уровень: Развивающий уровень проектирования (с конца 5 года жизни): Выделение проблемы, отвечающей потребности детей; Совместное определение цели проекта, мотива деятельности, прогнозирование результата; Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта; Выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого; Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач; Совместное определение перспективы развития проекта.


3 уровень: Творческий уровень проектирования (цель развития проектных умений) Постановка детей в определенные условия, выделение проблемы; Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата; Планирование предстоящей деятельности детьми, определение средств реализации; Выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение и помощь друг другу; Обсуждение результата Определение перспектив развития проекта.


Положительные моменты метода проектов Организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дошкольники действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса. Максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Увлеченность детей «деланием» помогает решать вопросы дисциплины.


Положительные моменты метода проектов Развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения и оценивать последствия. Социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, сотрудничать, оказывать содействие, прикладывать усилия для достижения цели.


Паспорт педагогического проекта Наименование проекта Образовательный проект «???» Адресация проекта Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми старшего (младшего) дошкольного возраста и их родителями. Участники проекта Педагоги, специалисты, родители и воспитанники??? группы. Цель проекта Задачи проекта Задачи для педагога:… Задачи для воспитанников:… Задачи для родителей:… Сроки реализации Долгосрочный с … по… Вид проекта Особенности проекта Итоги проекта




Содержание проекта 1.Введение 1.1 Актуальность 1.2 Проблема 1.3 Гипотеза 1.4 Условия реализации 1.5 Цель и задачи проекта 1.6 Ожидаемые результаты 2. Планирование работы 2.1 План – график. 2.2 Взаимосвязь участников проекта. 2.3 Реализация проекта через совместную деятельность педагога с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям. 2.4 Интеграция образовательных областей 3. Этапы работы над проектом этап - подготовительный этап - планирование этап - деятельностный этап - заключительный 4. Выводы 5. Планирование дальнейшей профессиональной деятельности 6. Литература 7. Приложения


Роль педагога при взаимодействии с семьей В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться. Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха!


Советы педагогам по работе над проектом. 1. Глубоко изучить тематику проекта. 2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. 3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, под­держивать его любознательность и устойчивый интерес к про­блеме. 4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы де­тей и их эмоциональный отклик. 5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. 6. Тактично рассматривать все предложенные детьми вари­анты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошиб­ку и не бояться высказываться. 7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. 8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотвор­чества с ребенком, используя индивидуальный подход. 9. Развивать творческое воображение и фантазию детей. 10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентиро­вать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. 11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.


Используемая литература Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения С Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, с. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, с. - (Дошкольное воспитание и развитие). Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Аркти. М., 2010;. Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования Проектная деятельность старших дошкольников / авт.-сост. В.Н.Журавлёва. - Волгоград: Учитель, Источник шаблона: Рожко Наталья Викторовна МОУ СОШ 32 г. Комсомольска-на-Амуре Учитель начальных классов

Организация проектной деятельности в ДОУ по ФГОС

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла - с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
    −частичная интеграция;
    −полная интеграция;
  • метод проектов:
    −форма организации образовательного пространства;
    −метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  1. по составу участников;
  2. по целевой установке;
  3. по тематике;
  4. по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте - это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

Консультации по темам:

  • «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
  • «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
  • «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

Семинары-практикумы:

  • «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
  • «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
  • «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
  • «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
  • «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:

  1. «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
  2. «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
  3. «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
  4. «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
  5. «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
  6. «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
  7. проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
  8. дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
  9. социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. приобщать детей к процессу познания;
  3. формировать различные представления;
  4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  1. формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. развитие мышления и воображения;
  4. речевое развитие.
  1. осознание поставленной цели;
  2. овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

Физическое развитие:

  • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
  • формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

социальное развитие:

  • формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);

познавательное развитие:

  • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

эстетическое развитие:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

  1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;
  3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. потребности в создании собственной картины мира;
  3. навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. выявить проблему;
  2. самостоятельно искать нужное решение;
  3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.

Социальное развитие:

  • развитие самопознания и положительной самооценки;
  • овладение способами внеситуативно-личностного общения;
  • высокий уровень коммуникативной компетентности;
  • осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

Физическое развитие:

  • развитие осознанного отношения к своему здоровью;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

Познавательное развитие:

  • систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
  • развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

Эстетическое развитие:

  • углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
  • овладение различными видами худ. деятельности;
  • развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).

Технология проектной деятельности в ДОУ

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка.

Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.

Технология это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).

Ядро любой технологии: цель – средства – правила их использования – результат.

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Слово проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

Применительно к детскому саду, проект – это специально организованный воспитателем, и, самостоятельно выполняемый воспитанниками, комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Таким образом, проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования.

Метод проектов стал популярен в 1920-х годах и связан с развитием гуманистических направлениях в философии и образовании. Американский педагог Д.Дьюи предполагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Но опытная работа по использованию проектов в учебном процессе велась и в других странах. В частности, в России уже в 1905 году учебные проекты применялись С.Т. Шацким. Под его руководством была организована группа сотрудников, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. При этом метод проектов ещё долго оставался экспериментальным новшеством, неизвестным большинству педагогов.

Развитие он получил в работах Уильяма Килпатрика, который обобщил опыт проектного обучения и содействовал массовому распространению метода проектов.

Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам и предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся.

Кагаров Евгений Георгиевич в 1926 г. выделил 4 отличительных черты проектного метода:

1.детские интересы – главное;

2.проекты копируют различные стороны бытия;

3.дети сами себе начинают программу занятий и интенсивно ее выполняют;

4. проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

В форме проектов организована работа с дошкольниками в некоторых детских садах Италии. Воспитатели относятся к ребенку как к субъекту, вступающему в отношения с другими субъектами. При планировании принимаются во внимание возможности самообучения, связи педагогов и родителей, контекст пространства, а так же распорядок дня.

В американской образовательной программе «Шаг за шагом» - проектный метод, важная составляющая педагогического процесса, воспитатель и дети могут инсценировать самостоятельные темы или проекты, охватывающие весь детский и педагогический коллектив.

В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе, которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности (активного поведения в условиях неопределенности) детей дошкольного возраста и способствует развитию их творческих способностей. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. Известно, что уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации, удовлетворение потребностей ребенка в конструировании собственного мира детства способствуют развитию его творчества.

Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок – взрослый», на соучастии взрослого и ребенка. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно, от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности, - умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.

Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

    обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

    развитие познавательных способностей;

    развитие творческого воображения;

    развитие творческого мышления;

    развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

1. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

2. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д.

На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей

I этап разработки проекта – целеполагание : воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему. После составления совместного плана действий начинается

III этап работы над проектом – его практическая часть . Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.

В настоящее время проекты классифицируются:

По составу участников;

По целевой установке;

По тематике;

По срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

    исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

    ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

    информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

    творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна)

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел поиграть с мячом, взял для этого мяч, и осуществил свой замысел, или если инструктор организовал и провел физкультурный досуг, то эта деятельность не будет проектной – все действия ребенок и педагог выполнили в рамках традиционной продуктивной и образовательной деятельности. А если прежде, чем провести досуг «Олимпийские игры» педагог вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к решению о необходимости проведения такого праздника, затем планирует пути, ведущие к достижению данной цели. Дети вместе с родителями и педагогами, в течении нескольких недель подбирают, изучают и презентуют информацию об олимпийских видах спорта, о правилах соревнований, о рекордах и победителях, изготавливают атрибуты, разучивают правила, смотрят и обсуждают презентации и видеофрагменты, развивают спортивные умения и навыки. И итогом этой деятельности становится спортивный праздник «Малые олимпийские игры» с привлечением родителей, выставкой фотографий т.д. - это долгосрочный проект.

Дети, участвующие в проектной деятельности:

    проявляют творческую активность в познании окружающего мира;

    самостоятельны в принятии решений;

    сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;

    осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);

    способны обсуждать в детском коллективе совместный план действий;

    воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:

    проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;

    обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;

    осуществляют поисковую педагогическую деятельность;

    реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).

Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения.

Даже неудачно выполненный проект, способствует развитию профессионализма . Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

    налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;

    получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;

    могут реализовать свои творческие способности.

Использование метода проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Бесспорно, предлагаемая технология не универсальна. Дошкольное образовательное учреждение вообще не может быть монотехнологичным. Но все многообразные технологии должны формировать у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние.

Педагогический проект в средней группе «Правила дорожные знай и соблюдай!»

Этот проект разработан для ребят средней группы. В ходе его реализации ребята познакомятся с правилами безопасного поведения пешехода, узнают много нового и интересного. В лёгкой игровой форме получат начальные знания по дорожной безопасности.

Актуальность реализации проекта:

Каждый человек должен заботиться о своей безопасности. Не имея знаний этого сделать невозможно. Дети среднего дошкольного возраста открыты для получения новых знаний. Поэтому, просто необходимо познакомить их с дорожной азбукой! Данный проект поможет ребятам получить начальные знания по дорожному движению.

Тип проекта:

творческий, информационно-исследовательский, краткосрочный.

Вид проекта : семейный, групповой.

Проблема: Дети мало знают о правилах поведения на дороге и в общественном транспорте.

Ожидаемые результаты: У детей сформируются знания об улице и её сопутствующих понятиях, а также знания правил поведения на дорогах города, в общественном транспорте.

Сроки проведения: сентябрь (далее проект о дорожной безопасности продолжается с периодичностью)

Режим работы : во время и вне образовательной деятельности.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Возраст детей: 4-5 лет.

Содержание проекта.

1 этап. Целеполагание.

Цель: Создать в группе условия для эффективной работы для формирования у детей начальных знаний по дорожной безопасности.

Задачи:

Обучающая:

Научить детей видеть опасность на дороге, уметь принимать правильное решение на основании полученных знаний.

Развивающая:

Развивать творческие способности детей.

Воспитательная:

воспитывать у детей ответственное отношение к своей безопасности на дорогах.

2 этап. Разработка проекта.

1. Создать в группе условия для формирования у детей основных знаний по дорожной безопасности.

2. Сообщить детям и родителям цель проекта и заинтересовать их в его значимости и важности для них.

3. Подготовить необходимую литературу и иллюстрационный материал для успешной продуктивной деятельности детей.

4. Составить перспективный план мероприятий.

3 этап. Реализация проекта.

Организация деятельности проекта.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры: «По дороге в детский сад», «Мы с семьёй идём гулять»,

« Экскурсия по городу», «Мы - водители», «В автошколе», «Инспектор ДПС».

Цель: развивать у детей умение следовать правилам игры, учить соответствовать выбранной роли, учить распределять роли в соответствии с желаниями ребят, учить договариваться.

Настольно-печатные игры: «На дороге», лото «Профессии», «Мы водители»,

«Собери автомобиль».

Цель: развивать умение играть сообща, соблюдая правила, развивать речь детей.

Словесные игры: «Путь - дорога », «Дополни рассказ», «Кто прав?», «Я - пешеход»,

«Мы – пассажиры».

Цель: расширять знания детей о правилах поведения на дороге, закрепить правила поведения в общественном транспорте, учить составлять предложения и небольшие рассказы, развивать мышление и память.

Художественно-речевая деятельность.

Цель: развивать выразительность речи детей, учить слышать и слушать, учить составлять рассказы по сюжетным картинкам, развивать мышление и расширять словарный запас детей.

Чтение стихов и небольших рассказов о транспорте и безопасности на дороге.

Беседы: «Профессия - водитель», «Как переходить улицу», «Мы-пешеходы», «Игры около дороги», «Правила дорожные», «Что делать, если ты идёшь один».

Чтение пословиц и поговорок о транспорте и правилах поведения на дороге и в транспорте, загадки.

Музыкально-театрализованная деятельность.

Цель: учить импровизировать, слышать музыку и придумывать подходящие движения, учить исполнять танец по показу воспитателя.

Танец по показу под песню группы Барбарики «Бибика».

Слушание песен: «Песенка Паровозика» из мультфильма «Поезд из Ромашкова», (музыка В.Юровский, слова Г.Сапгир); «Мы в автобусе сидим».

Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, учить быть внимательным в работе.

Выставка книг в группе «О машинах и не только…»

Цель: прививать любовь к чтению, учить слушать и слышать.

Продуктивная деятельность.

Рисунок: «Машины бывают разные», «Он главный на дороге».

Аппликации: «Грузовик», «Дорога», «Светофор».

Лепка: «Светофорик», «Автомобиль».

Коллективная работа «На дороге»

Совместная работа с родителями: рисунок на тему: «Правила дорожные - важные очень!»

Цель: развивать творческие способности детей, активизировать совместную деятельность детей и родителей.

Выставка различных видов автомобилей и спецтехники.

Цель: привлечь внимание детей к различным видам техники и её назначению, расширять кругозор детей, знакомить с различными видами техники.

4 этап. Продукт проектной деятельности.

Коллективная работа «На дороге».

Книжная выставка в группе «О машинах и не только…»

Выставка рисунков «Правила дорожные – важные очень!».

Выставка моделей автомобилей и спецтехники в группе.

Оформление в группе уголка по правилам дорожного движения.