Люди, выбравшие профессию, непосредственно направленную на воспитание и донесение знаний подрастающему поколению в учреждениях образования всех уровней относятся к педагогам.

Переоценить необходимость и ответственность деятельности работников сферы образования, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями, невозможно.

Результат их деятельности незаменим не только в повседневной жизни, но и для развития всего общества в будущем, поскольку именно они дают основные азы знаний, умений, взаимоотношений между людьми.

Мы понимаем, что основную роль в судьбе ребенка играет семья, но нельзя преуменьшить след, оставляющий в детских душах первыми воспитателями и учителями, преподавателями, занимающимися с нашими детьми музыкой, танцами, тренерами, помогающими развиваться физически и прочих людей, отдающих свою любовь и знания детворе.

Все внимание, уделяемое в детсадах, школах, спортивных секциях откладывается в сердце ребенка, также сказывается на формирование его как личности.

У нас порой не хватает терпения на своего родного сына или дочь, людям, выбравшим работу с детьми, приходится находить подход к каждому индивиду, поскольку даже маленький человек – это личность.

Мы все проходим через те моменты, когда спеша на работу нужно завести ребенка в детский сад, однако в один день он идет с удовольствием, на второй день капризничает, не хочет идти, поскольку работают разные воспитатели.

К одним дети идут с удовольствием, к другим не хотят вовсе.

Это и есть показателем призвания к педагогической деятельности.

Аналогично происходит и в школе, а в случае получения дальнейшего образования – в профессиональных и высших учебных заведениях.

Именно от преподавателя, несмотря на личные способности каждого ребенка к определенным наукам, зависит, сможет ли донести учитель любовь к предмету или нет.

Несомненно, все, кто решил себя посвятить педагогической деятельности должны обладать терпением и большой силой самообладания, быть образцом морального поведения.

Именно поэтому, трудовым законодательством предусмотрено увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, работников, занимающихся деятельностью, связанной с воспитательными функциями за совершение аморального поступка.

Кроме того, педагогические работники могут быть уволены:

  • согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ при возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей, связанных с условиями трудового договора, ограничивающих занятие определенными видами деятельности (в частности педагогической);
  • в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ, если человек, занимающийся педагогической деятельностью, применил хотя бы однократно методы воспитания, связанные с физическим или психическим насилием над воспитанником, он будет уволен с соответствующей записью в трудовой книжке, что повлияет на дальнейшее его трудоустройство. Вряд ли руководитель другого образовательного заведения захочет в своем штате сотрудников видеть такого педагога.

Поэтому кроме призвания, выбирая профессию педагога, необходимо понимать всю ответственность за души доверенных на воспитание детей.

Само собой работа очень тяжелая психологически и эмоционально, поэтому законодатель предусмотрел, для отдыха педагогам согласно статье 334 ТК РФ удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством страны, также это право подтверждено ст. 47 Закона об образовании.

В мае 2015 года вышло новое Постановление Правительства Российской Федерации № 466, согласно которому устанавливается продолжительность основных удлиненных ежегодных оплачиваемых отпусков педагогическим работникам.

В отличие от предусмотренных трудовым законодательством 28 минимальных дней отдыха, которые работодатель обязан ежегодно дать своим сотрудникам, для педагогов утверждена продолжительность отпусков 42 или 56 календарных дня (в два раза больше обычного отпуска) в зависимости от занимаемой должности работника сферы образования и типа самого заведения.

Номенклатура должностей работников, занятых педагогической деятельностью подтверждена Правительственным Постановлением № 678, вынесенным «08» августа 2013 года.

Сами правила предоставления положенного отдыха педагогическим работникам мало чем отличаются от людей, занятых в другой сфере деятельности.

Существенной особенностью является то, что отпуска предоставляются в летний период, когда дети уходят на каникулы и проводят время с родителями, у бабушек и дедушек, в лагерях и на базах отдыха.

Однако точно также как в любой организации должен быть составлен график отпусков, желательно с учетом мнения сотрудников, их пожеланий, который согласовывается с профсоюзным органом и утверждается руководителем образовательного заведения.

За две недели до предоставляемого отпуска преподавателей (воспитателей) нужно под роспись ознакомить с датой начала положенного отдыха.

До ухода в отпуск работник должен составить план учебной (воспитательной) работы на будущий учебный год, поскольку практически он выйдет из отпуска уже перед его началом – в конце августа.

В случае необходимости переноса отпуска, желательно предупредить руководителя заранее, для возможности подыскать замену педагогу, чтобы его отсутствие негативно не отразилось на воспитательном или учебном процессе.

Педагогический работник должен написать заявление на имя руководителя образовательного заведения и по согласованию с ним, если есть возможность время отдыха может быть перенесено.

Несмотря на то, что отпуск удлиненный значительно превышает количество дней минимально положенного отдыха, если во время отпуска человек заболеет, при предоставлении документов, оформленных соответствующим образом медицинскими учреждениями, отдых продлевается на количество дней, проведенных на больничном листе.

Для того чтобы прервать отпуск по инициативе руководителя должны быть действительно веские причины, связанные с производственной необходимостью присутствия данного сотрудника на работе, но только с согласия самого работника.

Получив письменное согласие на вызов из ежегодного отпуска, издается приказ с указанием времени, когда может быть предоставлен отдых на оставшиеся положенные дни.

Помимо этого педагогические работники пользуются всеми правами на предоставление бесплатных отпусков, например, в связи со смертью родных людей, на время собственного бракосочетания, по причине рождения ребенка и прочим причинам, предусмотренным трудовым законодательством.

Также, люди, воспитывающие и обучающие детей в районах Крайнего Севера и аналогичных климатических условиях, дополнительно получают право отдыха соответственно на 24 или 16 календарных дней (ст. 321 ТК РФ).

Согласно статье 126 Трудового кодекса денежная компенсация положенного отпуска возможна только частично, за количество дней по желанию работника, отгулявшего минимально 28 календарных дней.

Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. № 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках". В самом начале есть такая формулировка "...работникам, замещающим должности педагогических работников". Вы не могли бы её пояснить? Если Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования, то имеет ли к нам отношение это Постановление, и можем ли мы преподавателям устанавливать отпуск 56 кал. дн.? Потому что замещения по сути не происходит...Спасибо огромное за помощь!

Ответ

Педагогические работники имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (). Перечень работников, имеющих право на такой отпуск, определен .

Согласно ПИСЬМУ ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ДПО МИНОБРНАУКИ РОССИИ, МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 09.10.2013 № 06-735 « " понятие «педагогический работник» применимо к преподавателям ДПО.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ , предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций ().

Продолжительность удлиненного отпуска зависит от вида образовательной организации и должности, занимаемой педагогическим работником, и может составлять от 42 до 56 календарных дней ().

Право на использование этого отпуска педагогические работники приобретают по ().

Также педагогические работники могут по соглашению с работодателем за часть отпуска, превышающую 28 календарных дней ().

Особенностью предоставления отпусков педагогическим работникам является возможность их использования преимущественно в период летних каникул.

В остальном предоставление отпуска педагогическому работнику оформите в ().

Александр Завгородний ,

доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового права юридического факультета

Санкт-Петербургского государственного университета

  1. Ответ: На какой оплачиваемый отпуск педагогические работники имеют право
  2. Ответ: Как предоставить длительный отпуск педагогическим работникам

Педагогические работники образовательной организации не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года ( , Порядка, утвержденного ).

Должности педагогических работников, которые имеют право на длительный отпуск, указаны в номенклатуры должностей педагогических работников, утвержденной . предоставления длительного отпуска утвержден . Конкретную продолжительность длительного отпуска, его очередность, а также порядок разделения на части и продления работодатель устанавливает в ( Порядка, утвержденного ).

На период нахождения в отпуске за педагогическим работником сохраняют место работы и . Во время длительного отпуска педагогического работника нельзя , а также увольнять по , за исключением полной образовательной организации. Об этом говорится в Порядка, утвержденного .

В стаж для длительного отпуска входит:

  • время работы сотрудника на педагогических должностях. При этом периоды педагогической работы суммируют, если перерыв между ними составил не более трех месяцев;
  • время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы и должность;
  • время замещения должностей педработников в период прохождения производственной практики. При условии, что перерыв между днем окончания образовательной организации и днем поступления на педагогическую работу не превысил одного месяца.

Длительный отпуск предоставляют педагогическому работнику на основании его заявления. Работодатель проверяет наличие у работника стажа для отпуска и оценивает возможность предоставить отпуск в указанный работником срок. Если необходимый стаж есть, то работодатель издает приказ об отпуске в

1. Сколько мастер производственного обучения получает в России в городе Шимановске.

1.1. Столько, сколько указано в его трудовом договоре
. Установление заработной платы
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

2. Входит ли в педагогический стаж работа мастером производственного обучения в ГАПОУ.

2.1. Если у него имеются все необходимые лицензии, и оно учреждение начального и среднего профобразования (училище, лицей, техникум) - да.

3. Можно с высшим юридическим образованием работать мастером производственного обучения?

3.1. И можно и нужно, если соответствуете требования к данном должности, установленной локальными актами организации в которой данная должность имеется;

4. Какая ставка мастера производственного обучения в профессинальном училище по стране?

4.1. Универсальных ставок по стране не существует, поскольку образование финансируюется из средств региональных бюджетов. Поэтому размеры ставок зависят от того насколько регион поддерживает образование.

4.2. Здравствуйте! Ставка установлена в трудовом договоре и штатном расписании организации. Размер ставки отличается по регионам, т.к. связан с бюджетом.

5. Количество часов на ставку мастера производственного обучения в СПО.

5.1. Количество часов на ставку определяется работодателем в соответствующих локальных документах организации. С указанными документами вы имеете право ознакомиться в соответствии со статьей 8 трудового кодекса российская федерация.

6. Срок действия свидетельства мастера производственного обучения вождению автомобиля.

6.1. Владимир. Срок действия свидетельства должен быть указан в самом документе, если не указан, уточняйте у тех, кто документ выдал. Обычно это 5 лет
Удачи Вам. Анна Титова.


7. Положено ли в техникуме (ППСЗ) иметь ставки мастера производственного обучения.

7.1. Здравствуйте на федеральном уровне не одним нормативным документом такой нюанс не регулируется Это должно быть предусмотрено штатным расписанием учебного учреждения Спасибо за ваше обращение на наш сайт.

8. Пожалуйста входит ли в педагогический стаж работа мастером производственного обучения. Спасибо.

8.1. Здравствуйте! Для точного ответа необходимо знать детали: наименование учреждения, где вы работаете; число детей в возрасте до 18 лет и т. д.

Должность "мастер производственного обучения" поименована в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781).

9. Лицо, ранее занимвшего государственную службу ОМВД РФ осуждено по ч.1 ст. 386 УК РФ к штрафу, с ограничением занимать определенную деятельность на 1 год. Может такое лицо быть трудоустроено в образовательную организацию в качестве мастера производственного обучения вождению.

9.1. Здравствуйте! Видимо Вы имели ввиду ч. 1 ст. 286 УК РФ , а не ст. 386 (такой статьи в кодексе нет). Лицо, имеющее или имевшее судимость по ч. 1 ст. 286 УК РФ может быть допущено к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних (ст.ст. 331, 351-1 ТК РФ).

10. Я работаю мастером производственного обучения, мне хотят изменить должностную инструкцию и добавить объем работы без доплаты, это законно?

10.1. Добрый день, это законно только если Вы сами изявляете данное желание.

11. Я, мастер производственного обучения и преподаватель высшей категории. Основная должность-мастер п/о. Мне ограничивают лекционную и практическую работу 360 часов. Правомочно ли поступает администрация? Кроме обязанностей мастера я свободно смогу провести 500-600 часов.

11.1. Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, да это законно.

12. Жена директор техникума, муж мастер производственного обучения на исполнение каких должностных обязанностей это может повлиять, является ли это конфликтом интересов и обязана ли жена уволить мужа, если он принят на работу до ее назначения и работает уже 11 лет, а жена в должности только 2 года.

12.1. Здравствуйте, данная ситуация не является конфликтом интересов.

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О противодействии коррупции"
Статья 10. Конфликт интересов
(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
3. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:
1) на государственных и муниципальных служащих;
2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
(часть 3 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)

13. У сына 10 лет как получены права на категорию вожденияС. 5 лет работал в автошколе мастером производственного обучения вождению. Сейчас при трудоустройстве в транспортную компанию на должность водителя категории С ему отказывает работник кадровой службы в связи с отсутствием в трудовой книжке записи о работе водителем. Ссылаясь на отсутствие водительского стажа.

13.1. Добрый день! Стаж исчисляется по выдаче прав, а не по трудовой книжке. Возьмите справку в автошколе о том, что в его обязанности включалось управление автомобилем категории С.

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

Е.Л. Болотова ,
д.п.н., профессор юридического
факультета Университета РАО

Особенности определения учебной нагрузки педагоговв автомобильных школах России

Образовательная стратегия автомобильной школы представляет собой систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, направленную на эффективную подготовку водителей транспортных средств. Правовая основа деятельности такой школы имеет междисциплинарный характер, поскольку в реализации задач подготовки водителей транспортных средств заинтересованы органы, осуществляющие управление в сфере образования, правоохранительные органы и органы управления транспортными средствами.

Несмотря на то, что автошколы находятся в ведении трех ведомств (Минобрнауки, Минтранса, МВД), четкого определения организации труда преподавателей таких образовательных организаций до сих пор нет.

Недостаточные исследования в области организации рабочего времени педагогических работников автошкол приводят к постоянной критике и повсеместной их незащищенности. Однако в последние годы органами государственной власти издано немало документов, которые определяют правовое положение педагогов независимо от вида организации. Следовательно, такие акты должны применяться и в отношении преподавателей, мастеров производственного обучения и других педагогов автошкол.

Нормативную основу правового статуса педагогов автошкол составляют:

Глава 52 Трудового кодекса РФ;

Закон РФ «Об образовании»;

Приказ Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»;

Постановление Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»;

Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»;

Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам»;

Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 521 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования»;

Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 № 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)»;

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”»;

СанПиН 2.4.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;

СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования»;

Письмо Минобразования России от 26.06.2003 № 14-55-784ин/15 «О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования» и др.

Согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании» организация труда педагогов (прием на работу, распределение должностных обязанностей, повышение квалификации, определение периода учебного процесса, установление объема учебной нагрузки, заработной платы и др.) относится к компетенции образовательного учреждения.

Остановимся на одном из показателей организации труда педагогов в автошколе - учебной нагрузке.

Понятие «учебная нагрузка педагога» можно определить как норму рабочего времени, затрачиваемого педагогическим работником для выполнения соответствующей преподавательской деятельности. Учебная нагрузка педагогических работников ограничивается Типовыми положениями об образовательных учреждениях (ст. 333 ТК РФ) и санитарными нормами и правилами для соответствующих образовательных организаций.

Учебная нагрузка определяется как на весь учебный период, так и на этапы учебного периода, а также на период проведения аттестации обучающихся.

Согласно постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 каждому педагогу в пределах 36-часовой рабочей недели устанавливается необходимый объем рабочего времени, который связан с выполнением основных должностных обязанностей. У преподавателя это будет норма рабочего времени (18 часов в неделю), у мастера производственного обучения - это продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю). И тот и другой педагог согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н могут вести учебные занятия. При этом общий предел учебной нагрузки на учебный год для них определяется Типовым положением об образовательном учреждении, например как для педагогов начальных и средних учебных заведений, у которых годовая нагрузка не должна превышать 1440 часов.

Экспериментом по апробации механизма нормативного финансирования образовательных учреждений среднего профессионального образования рекомендовано определять учебную нагрузку в следующем объеме:

Годовая учебная нагрузка преподавателя в целях расчета оплаты труда устанавливается равной 720 часам;

Годовая учебная нагрузка мастера производственного обучения в целях расчета оплаты труда устанавливается равной 1080 часам.

При этом важно помнить, что согласно приказу Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 учебная нагрузка педагогам, ведущим преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут. То есть один астрономический час приравнивается к одному академическому часу, когда речь идет о зачете трудоемкости по нормированной части работы педагога. Другими словами, если у преподавателя 6 занятий по 45 минут, то у него 6 часов рабочего времени, которые следует указывать в табеле учета рабочего времени.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо иным локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

В силу этого важно знать, какой продолжительности могут быть учебные занятия в автошколе. Для большинства учреждений такие нормативы устанавливаются локальными актами организации исходя из требований типового положения об образовательном учреждении и санитарно-гигиенических требований по организации образовательного процесса.

Отсутствие типового положения об автошколе фактически сводит всю организацию образовательного процесса к вкусовщине. При отсутствии такого документа об автошколе сложно определить функции и виды образовательных и иных услуг такой организации, а также обеспечить легальный контроль и надзор за ее деятельностью. Юридических оснований существования такого образовательного учреждения в законодательстве страны на сегодня нет. Тем не менее в стране существует масса некоммерческих организаций, называющих себя автошколами и оказывающих образовательные услуги населению.

Продолжительность учебного занятия в автошколе в силу отсутствия типового положения о ней зависит от содержания реализуемой программы обучения. В программе должны быть предусмотрены не только учебные дисциплины, по которым проводится обучение, но и виды и порядок аттестации обучающихся.

Образовательный процесс по подготовке водителей транспортных средств в автошколах строится с учетом требований приказа Минобрнауки России от 18.06.2010 № 636 «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий». Примерные программы подготовки водителей транспортных средств категорий A, B, C, D введены в действие с 08.10.2010. Эти программы разработаны Минобрнауки России, согласованы с Министерством транспорта РФ и Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утверждены Минюстом России. Подобной жесткости не удостаивалась ни одна образовательная программа в российских образовательных учреждениях.

Однако заметим, что примерный характер таких программ определен самим документом. Так, в нем указано, что примерная программа подготовки водителей транспортных средств представляет собой минимум требований к результатам и содержанию подготовки и является основой для разработки рабочих программ, утверждаемых организациями, осуществляющими подготовку водителей.

В примерном тематическом плане по учебному предмету раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам. Следовательно, автошкола не ограничена этими программами в количестве часов, отводимых на изучение предметов, в наборе учебных дисциплин, которые она может предложить кандидатам в водители.

Отсутствие достаточного правового регулирования учебного процесса в организациях, осуществляющих такую подготовку, наличие устаревшего материально-технического обеспечения учебного процесса, недостаточная квалификация педагогических работников, обучающих водителей, создают предпосылки для различных нарушений при организации в них учебного процесса. К таким нарушениям следует отнести своеобразное распределение учебной нагрузки для обучающихся и педагогических работников в организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств.

Например, в приказе Минобрнауки России от 18.06.2010 № 636 «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» указано, что нормативной основой для их разработки является подп. 2 п. 10 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396. В свою очередь, эти правила базируются на требованиях ст. 27 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в которой указано, что порядок сдачи квалификационных экзаменов для получения права на управление транспортными средствами разрабатывается Правительством РФ. Какое ведомство уполномочено федеральными органами исполнительной власти разрабатывать указанные в законе (ст. 26) Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, законодательством РФ не определено. Однако Примерные программы по данному направлению с указанием требований к учебной нагрузке для обучающихся разработаны в Минобрнауки России.

Интересно, что эти программы не определяют тип и вид учреждения, в котором они могут быть реализованы.

Исходя из положений Закона РФ «Об образовании» можно предположить, что подготовка по таким программам возможна в системе профессионального образования, например, на базе учреждений НПО, СПО, ВПО или в рамках профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, а также в рамках индивидуальной педагогической деятельности.

Программы определяют, что обучение в организациях проходит в форме практических и теоретических учебных занятий. Следовательно, при обучении слушателей различных возрастных групп автошкола должна придерживаться нормативов, установленных образовательным и санитарным законодательствами РФ.

Так, продолжительность учебных занятий для лиц от 16 до 18 лет должна соответствовать нормативам, установленным в п. 2.9.3 и 2.9.14 Санитарно-эпидемиологических правил «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.1178-02». Согласно документу занятия должны быть не более 45 минут, а при сдвоенных занятиях - не более 1,5 часа с перерывами для отдыха не менее 45 минут.

Автошколы в некоторых регионах страны относят к учреждениям начального профессионального обучения, организация учебного процесса в которых должна подчиняться санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. СанПиН 2.4.3.1186-03». В этом документе продолжительность теоретического занятия не установлена, но имеются рекомендации по продолжительности практического занятия.

Если исходить из того, что обучение вождению - это вид практического занятия, то продолжительность 1 часа такого занятия не должна превышать 45 минут.

Если же вождение рассматривать как производственную практику, то есть как постепенный переход от режима учебного занятия в автошколе к режиму труда на производстве, то в этом случае согласно п. 2.6.1.4 СанПиН 2.4.3.1186-03 на ознакомительном этапе практики предусматривают десятиминутные перерывы через каждые 50 минут работы. На втором этапе (совершенствование профессиональных навыков) перерыв устанавливают через каждые 1,5-2 часа. На заключительном этапе производственной практики, который завершается квалификационным испытанием, режим работы обучающихся приближают к нормам трудового законодательства. Таким образом, продолжительность практического занятия, если рассматривать вождение как практику обучающегося, может быть от 50 минут в первые дни до 3-3,5 часа в последние дни занятий и измеряться в астрономических часах.

Санитарные правила и нормы для учреждений СПО отсутствуют, но исходя из Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 № 543, для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут, а прохождение практики подчиняется нормам трудового законодательства.

В программах для автошкол присутствует указание на то, что обучение вождению проводится вне сетки учебного времени. Согласно Закону РФ «Об образовании» всё, что не относится к основной образовательной программе образовательного учреждения, следует считать дополнительным образованием. Указание на то, что обучение вождению проводится вне сетки учебного времени, подчеркивает дополнительный характер этого обучения, что не соответствует задачам данного образования. Если в рамках учебной программы проводится отработка практических навыков с последующей аттестацией, то такие виды занятий должны относиться к основным и входить в сетку учебного времени. При этом для организации таких занятий допускается гибкий график их проведения, поскольку нормы п. 4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» указывают на право обучающегося учиться по индивидуальному плану.

При планировании учебной нагрузки педагогов следует учитывать, что вождению могут обучаться лица, имеющие ограниченные возможности здоровья, инвалиды. В этом случае должны быть учтены все показатели продолжительности учебных занятий с учетом состояния здоровья и возраста обучающихся.

Заметим, что в действующих Примерных программах подготовки водителей в автошколах не указана рекомендуемая численность учебной группы . В этом случае, опираясь на нормы санитарного законодательства, следует помнить, что если учебная группа сформирована из лиц, не достигших 18 лет (например, учащиеся общеобразовательных учреждений), то она не должна превышать 25 человек. Если в учебной группе автошколы обучаются лица в возрасте 18-25 лет, то согласно санитарным нормам и правилам для учреждений начального профессионального образования и Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) численность слушателей в учебной группе может быть в пределах 25-30 человек. В соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях, а также подп. 2 п. 14 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение может проводить учебные занятия в группах с меньшей численностью обучающихся, а также делить группы на подгруппы. Образовательное учреждение вправе объединять группы обучающихся при проведении теоретических занятий.

Существует также проблема определения учебной нагрузки преподавателя в период проведения экзамена .

Действующий порядок проведения экзаменов (постановление Правительства РФ от 15.12.1999 № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» и приказ МВД РФ от 20.07.2000 № 782 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396» [вместе с «Инструкцией о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»]) никаких временных интервалов по приему экзаменов не устанавливает. Это позволяет автошколам устанавливать свои регламенты по организации труда педагогов на экзаменах с учетом того, что зачеты по теоретическим дисциплинам проводятся в счет учебного времени, отводимого на изучение предмета, а на экзамены по предметам «Первая медицинская помощь» и по вождению транспортного средства отводится всего один час соответственно.

Примерный подсчет показывает, что если учебная группа в автошколе составляет 25-30 обучающихся, то на каждого аттестуемого на одном экзамене приходится в среднем по 2-2,5 минуты. Это не соответствует практике. Следовательно, установленные в приказе Минобрнауки России от 18.06.2010 № 636 расчеты времени, отведенного на аттестацию обучающихся, нужно определять исходя из иных нормативов, в том числе локальных актов организации.

Для расчета затрат рабочего времени педагогов на проведение экзаменов в организациях, осуществляющих подготовку водителей, сама организация должна разработать локальный акт. В этом случае при подготовке такого документа рекомендуется использовать письмо Минобразования России от 26.06.2003 № 14-55-784ин/15 «О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования». В нем приведены примерные нормы для учета рабочего времени преподавателя при проведении устных и письменных экзаменов в процессе освоения образовательных программ. Так, при приеме устного экзамена на одного обучающегося отводится 0,35-0,50 часа, при междисциплинарном экзамене - 1 час на каждого обучающегося, при проведении письменных экзаменов - 2 часа на поток и 0,3 часа на проверку каждой работы.

Квалификационные требования к педагогическим работникам

Согласно вступившему в силу приказу Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”» мастер производственного обучения должен иметь среднее или высшее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика».

Это уточнение следует считать существенным, поскольку лицо, обучающее управлению техническим средством, должно не только владеть практическими навыками вождения транспортного средства и знать теоретические основы такой деятельности, но и обладать определенной культурой вождения, культурой педагогического общения.

Квалификационные требования по должности «преподаватель», утвержденные этим же документом, определяют, что преподаватель - это лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы .

Таким образом, преподавателями автошкол могут работать лица, не имеющие специальной педагогической подготовки.

Недостатки правового регулирования труда педагогов автошкол

1. Отсутствие аттестации педагогов автошкол как инструмента подтверждения соответствия работника занимаемой должности.

Автошколы могут входить в систему государственных и муниципальных образовательных учреждений, на которые распространяется приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», в соответствии с которым педагогические работники могут не только обоснованно выполнять трудовые обязанности или быть уволенными по п. 3 ст. 81 ТК РФ, но получить возможность повышения оплаты труда в соответствии с квалификационной категорией.

Для педагогов негосударственных образовательных учреждений такая аттестация организуется органом исполнительной власти субъекта РФ, как правило, на платной основе.

Таким образом, педагоги автошкол могут проходить аттестацию в аттестационных комиссиях органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, если такие комиссии разработают соответствующие требования к форме и содержанию аттестации таких педагогов.

2. Отсутствие организованного питания педагогов в течение рабочего дня.

Согласно приказу Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» для педагогов, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении. При этом время для приема пищи относится к ненормированному рабочему времени и может быть регламентировано только локальными актами организации (например, правилами внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, в автошколах должны быть организованы места для приема пищи как сотрудникам организации, так и обучающимся. Этот вопрос регулируется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Согласно документу питание обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях обеспечивают организации общественного питания, которые осуществляют деятельность по производству кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий и их реализации.

Организациями общественного питания образовательных учреждений для обслуживания обучающихся могут быть:

Базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений;

Доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;

Столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и(или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;

Буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.

Таким образом, в соответствии с подп.19 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» автошкола обязана создать необходимые условия для работы подразделений организаций общественного питания.

3. Нечеткость определения отпускного периода педагогов автошкол.

В соответствии со ст. 334 ТК РФ продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам, определяется постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 № 724. Если автошколы относятся к учреждениям НПО или СПО, то отпускной период мастеров производственного обучения и преподавателей составляет 56 календарных дней. Для педагогов автошкол, которые не относятся к учреждениям общего среднего (полного), начального, среднего профессионального образования, отпуск составит 42 календарных дня.

На практике в силу неопределенности статуса автошколы, как особого типа образовательного учреждения, администрации автошкол навязывают педагогическим работникам тот отпуск, который сочтут нужным.

Таким образом, педагоги автошкол имеют право обжаловать порядок назначения отпуска меньшей продолжительности, чем это предоставлено нормативными правовыми актами федерального уровня, обратившись за защитой своих прав в суд.

Работа выполнена с использованием Справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Приказ Минобрнауки России от 04.12.2006 № 299 «Об утверждении Положения об условиях проведения в 2007-2008 годах эксперимента по апробации механизма нормативного финансирования учреждений среднего профессионального образования».

1. Для педагогических работников предусмотрен удлиненный ежегодный основной отпуск, что связано с повышенной интенсивностью и напряженностью их труда.

2. Продолжительность отпуска педагогов, работающих в образовательных учреждениях, а также в других организациях, осуществляющих образовательный процесс, установлена Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений" (СЗ РФ. 2002. N 40. Ст. 3935). Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска большинства педагогических работников, осуществляющих трудовую деятельность в образовательных учреждениях, составляет 56 календарных дней.

Ежегодные дополнительные отпуска продолжительность 42 календарных дня предусмотрены для заведующих, их заместителей, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений, а также для директоров, их заместителей, руководителей структурных подразделений образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, вожатых, воспитателей, концертмейстеров, культорганизаторов, тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, методистов образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений, отдельных категорий педагогических работников, указанных в Постановлении и работающих в музыкальных школах и школах искусств, а также педагогов дополнительного образования образовательных учреждений дополнительного образования детей, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в пределах не менее нормы часов педагогической работы, за которую выплачивается ставка заработной платы, составляет 56 календарных дней.

Ежегодными удлиненными отпусками, предусмотренными указанным Постановлением, пользуются заместители руководителей образовательных учреждений и руководители структурных подразделений образовательных учреждений, деятельность которых связана с руководством воспитательным (образовательным) процессом или методической (научно-методической) работой.

Ежегодными удлиненными оплачиваемыми отпусками установленной указанным документом продолжительности пользуются педагогические работники по одноименным должностям с наименованием "старший" или "главный".

Отдельным категориям педагогических работников право на удлиненный ежегодный отпуск предоставляется только при наличии определенных условий. Так, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для проректоров (заместителей директора), кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации, для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями, для руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов.

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска педагогических работников иных организаций, осуществляющих образовательный процесс, также дифференцирована в зависимости от вида организации, где осуществляется трудовая деятельность. Так, основной отпуск продолжительностью 56 календарных дней установлен для директоров (заведующих), их заместителей, заведующих отделами (лабораториями), педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов психологических служб систем образования, а также для заведующих педагогической частью, учителей, учителей-дефектологов, логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, инструкторов по физкультуре, мастеров производственного обучения, старших вожатых учреждений здравоохранения. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня предусмотрен для директоров (заведующих), их заместителей, заведующих отделами и другими структурными подразделениями, методистов, педагогов-психологов учебных, учебно-методических и методических кабинетов (центров), а также для педагогов-организаторов, социальных педагогов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, методистов, мастеров производственного обучения, других организаций, осуществляющих образовательный процесс.