Мотивация дошкольников при организации образовательной деятельности.

Одним из залогов успешного занятия является мотивация.

Американский врач физиотерапевт Гленн Доман, работая много лет с дошкольниками в результате наблюдений заметил, что «продуктом успеха является высокая мотивация, а низкая мотивация – это продукт неудачи. Успех создаёт мотивацию, а неуспех уничтожает её. Успех ведёт к победе, победа к мотивации, а она - к желанию побеждать и к новым успехам. Любовь и похвала – вот то, чего желает каждый ребёнок больше всего».

Качество обучения строится на «3 китах»:

    качество информации,

    качество преподавания,

    качество усвоения.

Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Взрослые являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Исследователи выявили шесть механизмов мотивирования - это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели.

Вот эти 6 механизмов:

    Поощрять исследование окружающей среды

    Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение

    Хвалить ребёнка за совершённые достижения

    Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков

    По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты

    Стимулировать языковое и символическое общение

Т ипы мотивации дошкольников в детском саду при организации образовательной деятельности.

Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей (через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность). Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны.

При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне» .

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Третий тип мотивации «Научи меня»

Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» -

Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы :

Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Использование игровых персонажей.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. Игрушки или игровые персонажи:

Должны соответствовать возрасту детей;

Должны быть эстетичными,

Должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

Должны иметь обучающую ценность,

Должны быть реалистичными;

Не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости;

Игровых персонажей не должно быть много.

Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к образовательной деятельности

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Фавзана Аюпова

Семинар для молодых воспитателей

Тема: «Методы активизации детей в ходе НОД»

Актуальность семинара . В последнее 2 года в наше дошкольное учреждение пришло много новых воспитателей, имеющих разный уровень образования и профессиональной подготовки. Это - помощники воспитателей, получающие педагогическое образование заочно; учителя, не работавшие с дошкольниками; педагоги, которые длительное время не работали в детском саду . Оперативный контроль, проводимый целью выяснения уровня подготовки и проведения НОД, показал, что многие молодые воспитатели испытывают затруднения в подготовке и проведении НОД (воспитатели не понимают, что такое мотивация воспитанников на образовательную деятельность, не владеют приёмами активизации умственной деятельности, не могут сочетать в ходе НОД смену видов детской деятельности и т. д.) Поэтому по плану работы клуба "Молодых педагогов" был запланирован обучающий семинар по данной теме.

Как учителя могут отойти от внешних наград и вместо этого планировать внутренние награды, которые существуют в мозге и теле? Полагаем наши знания о мотивации работать в классе. Чем больше учителей моделируют наслаждение и любовь к обучению, создают возможности для выбора, а также разрабатывают способы признания и празднования тяжелой работы и успеха, тем больше они способствуют внутренней мотивации. Инициативные мотиваторы включают в себя убедительные цели, позитивные убеждения и продуктивные эмоции. Очень важно совместить словесное и невербальное общение, чтобы положительно повлиять на мотивацию. Создание способов обеспечить много самоуправляемых отзывов, чтобы помочь учащимся получить доказательства прогресса, успеха и мастерства, способствует внутренней мотивации, а также помогает удовлетворить потребность в власти и компетентности. Привлечение студентов к принятию решений и установлению критериев способствует внутренней мотивации и помогает удовлетворить основные потребности. Простое признание и празднование индивидуальных и групповых достижений может заменить внешние системы вознаграждения и способствовать внутреннему желанию учиться ради обучения. Создание учебного опыта, в котором ученики могут получить вознаграждение, естественно произведенное в мозге, стоит запланировать. Простые торжественные мероприятия. Помощники учеников признают и осознают те добрые чувства, которые они испытывают в результате своей тяжелой работы, и успех помогает в стимулировании внутренней мотивации. Спросите их, как они себя чувствуют после достижения цели, а затем подтверждают, что эти чувства помогают в этом процессе. Они знают, когда мы не говорим о том, что мы говорим. . Что мы действительно хотим для наших студентов?

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности начинающих воспитателей в ходе проведения НОД, совершенствовать методику проведения образовательной деятельности.

Задачи :

1. Научить воспитателей практическим приёмам активизации детей в ходе НОД.

2. Изучить виды мотивации детской деятельности

3. Разработать алгоритм деятельности воспитателя по подготовке, организации и проведению НОД.

На протяжении многих лет мои мысли об этих методах и моих собственных методах сильно изменились. Участие в 6-дневном обучении Эрика Дженсена с конференцией «Мозг в разуме» и дополнение к тому, что мой опыт обучения сыграл важную роль в этом изменении. Это создает более эффективный путь для извлечения. В своей статье «Дофамин» и «Учимся»: «Что вознаграждает Мозг-центр для преподавателей, Марта Бернс» относится к допамину как «кнопка сохранения» мозга. Она отлично справляется с объяснением того, как допамин поможет детям помнить, что они делают, когда они получают взрыв этого мощного маленького нейротрансмиттера.

4. Повысить практический уровень проведения НОД

5. Развитие творческих способностей начинающих специалистов.

План семинара:

1. Мотивация детей на образовательную деятельность

2. Использование игровых персонажей

3. Внедрение ИКТ – как средство повышения мотивации к познавательной деятельности

4. Выработка алгоритма подготовки и проведения НОД

Самомотивация - это черта, которая часто недооценивается. Это больше, чем просто вставать с постели по утрам; это может иметь огромное влияние. Дети, естественно, мотивированы, чтобы учиться, пока им не исполнилось 7 лет. После этого времени им понадобится способность мотивировать себя, жизненный навык, если они преуспеют. Это правда, что самомотивация может исходить только изнутри, но есть способы, которыми вы можете помочь своему ребенку воспитывать ее, предоставляя им преимущество, которое окупится в дальнейшей жизни.

Вот восемь способов помочь вам. Сосредоточившись на проблемах, а не останавливаясь на неудачах, в сочетании с позитивным взглядом на жизнь. Это побудит вашего ребенка принять тот же подход. Вознаграждение, а не просто успех. Вы будете сопротивляться им, чтобы столкнуться с неудачей и продолжать пытаться, пока они не добьются успеха.

5. Практическая работа молодых педагогов и моделирование практических ситуаций

Типы мотивации дошкольников

Педагогическая деятельность (любая детская деятельность: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность) должна способствовать развитию детей. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны, если у детей будет то, что, мы узнаем, разгадав кроссворд. (Кроссворд) (Кроссворд на презентации Power Point)

Научите своего ребенка принять это. Показывая им, как проиграть или выиграть изящно, даст им возможность справиться с неудачами позже в жизни. Дети, у которых есть ряд интересов, будут подвержены различным возможностям. В сочетании с хорошим балансом между работой и жизнью, это сделает менее интересные задачи, с которыми они сталкиваются, менее деморализуют и легче справляются.

Знание того, как отпраздновать и наслаждаться успехом, как своих, так и других, даст вашему ребенку что-то позитивное для достижения цели. Дайте ребенку возможность быть успешным и испытать положительные эмоции, которые идут с ним. Поддержка и руководство ими помогут построить чувство собственного достоинства, которое жизненно важно для самомотивации.

Музыка – вид искусства, отражающей действительность в звуковых художественных образах

Воображение – психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представлений

Настроение – преобладающее эмоциональное состояние

Адаптация – процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды

Поощрение ребенка, чтобы узнать о вещах, которые их интересуют, позволит им лучше понять концепции, которые они изучают в школе, особенно если вы проявляете творческий подход к тому, как вы связываете их интерес к обучению. Изгнание длины их любимого динозавра или измерение ингредиентов для выпечки поможет им понять размер или объем, не чувствуя себя как другой урок математики.

Некоторые дети будут сидеть и слушать новую информацию. Другие хотят забрать вещи и использовать их сразу. Адаптация к их предпочитаемому способу обучения будет продолжать учиться весело, а не хлопот. Родители хотят помочь улучшить шансы ребенка на успех в школе, а затем и взрослые. Начав рано и поощряя своего ребенка правильно, вы можете помочь им развить черту, которая будет полезна для них на всю оставшуюся жизнь.

Инновация – внедрение новых идей и технологий в педагогику

Диагностика – процедура проверки успешности освоения учебного материала

Грация - изящество движений, красота позы человек

Игра – основной вид деятельности дошкольников

Семья – исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями детьми ("Словарь педагогических терминов

Мотивация обучения у маленьких детей

Маленькие дети учатся всему, что они делают. Они, естественно, любопытны; они хотят исследовать и открывать. Если их исследования принесут удовольствие или успех, они захотят узнать больше. В эти ранние годы дети формируют отношение к обучению, которое продлится всю жизнь. Дети, получившие правильную поддержку и поощрение в течение этих лет, будут творческими, авантюрными учениками на протяжении всей своей жизни. Дети, которые не получают такого рода поддержки и взаимодействия, скорее всего, будут иметь совершенно иное отношение к обучению в будущем.

Слово по вертикали "Мотивация"

Вопрос: Как вы думаете, что такое "мотивация"?

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

Характеристики мотивации у маленьких детей

Дети делают много вещей просто потому, что хотят их делать. Выбор игрушки или рубашки для ношения - результат «внутренней мотивации». Ребенок делает свой выбор и добивается удовлетворения как от выбора, так и от возможности играть с игрушкой или носить рубашку. Поскольку деятельность порождает мотивацию, она в основном является самодостаточной до тех пор, пока ребенок хочет продолжить свою деятельность.

Дети также участвуют в некоторых мероприятиях, потому что взрослые говорят им, или в попытке угодить другой стороне. Сложнее для ребенка поддерживать внешнюю мотивированную деятельность из-за этой зависимости от некоторой внешней силы. Поскольку самонадеянная деятельность более выигрывает сама по себе, дети больше учатся в этом виде деятельности, и они сохраняют это обучение лучше. Внутренне мотивированные дети более активно участвуют в их собственном обучении и развитии. Другими словами, ребенок с большей вероятностью узнает и сохранит информацию, когда он по своей сути мотивирован, когда он считает, что он радует себя.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации :

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

Родители могут опираться на это чувство уверенности, руководствуясь игрой и деятельностью своего ребенка, в то же время предоставляя ребенку ряд вариантов. Эта неструктурированная игра является важным элементом мотивации, обучения и развития ребенка. Ряд поведенческих характеристик являются показателями высокой мотивации. Вот некоторые из важных факторов и некоторые способы помочь вашему ребенку развивать эти характеристики.

Настойчивость - это способность оставаться с заданием в течение достаточно длительного периода времени. В то время как очень маленькие дети не могут сосредоточиться на одной деятельности в течение часа, все еще существуют измеримые различия в продолжительности времени, в течение которого маленькие дети будут заниматься деятельностью. Очень мотивированный ребенок будет оставаться вовлеченным в течение длительного периода времени, в то время как немотивированный ребенок будет сдаваться очень легко, когда он не будет мгновенно успешным.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

Дети учатся упорству, когда они успешны в сложных задачах. Искусство в настойчивости в строительстве - это задача, которая достаточно сложна, но не подавляющая. Выбор вызова - еще одна характеристика мотивации. Эти мотивированные ученики выберут для них немного сложную деятельность, но это вызовет соответствующую задачу. Когда они успешно выполняют такую ​​задачу, дети получают высокий уровень удовлетворенности. Немотивированные дети выбирают то, что очень легко и обеспечивает мгновенный успех. С таким легким успехом дети чувствуют только очень низкий уровень удовлетворенности, потому что они знают, что задача представляет собой небольшую проблему.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Вопрос: В каких видах НОД можно использовать данную мотивацию?

Например : НОД аппликация, конструирование, рисование.

Задача родителей помогает их ребенку найти подходящую проблему, позволяя, таким образом, выбирать ребенка. Другим показателем мотивации является зависимость от взрослых. Детям с сильной внутренней мотивацией не нужен взрослый, постоянно наблюдающий и помогающий в занятиях. Дети, которые имеют более низкий уровень мотивации или имеют внешнюю мотивацию, нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых и не могут функционировать самостоятельно. Поскольку независимость является важным аспектом качественного обучения, эта зависимость от взрослых значительно ограничит способность детей преуспеть в школе.

Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики (из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками)

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне» . Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

Родители могут увеличить вероятность самостоятельной мотивации своего ребенка, предоставляя игрушки и действия, которые играют естественную творческую и любопытную роль ребенка. Часто это самые простые, самые основные игрушки: блоки, маленькие пластиковые «люди», игрушечная машина или две, и карандаши и бумага. Эти вещи побуждают детей изобретать свои собственные миры, а не в зависимости от взрослого, чтобы развлекать их.

Последним показателем мотивационного уровня является эмоция. У детей, которые явно мотивированы, будет позитивно проявляться эмоции. Они довольны своей работой и проявляют больше удовольствия в своей деятельности. Дети без соответствующей мотивации будут казаться спокойными, угрюмыми и скучными. Они не будут получать никакого видимого удовольствия от своей деятельности и часто будут жаловаться. Как родитель, вы, вероятно, лучший судья настроения вашего ребенка. Этот капризный, пронзительный голос обычно является хорошим показателем того, что ребенок не очень хорошо себя чувствует и нуждается в каком-то новом приключении.

Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Например: в НОД Сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности

Новорожденные рождаются с огромным количеством внутренней мотивации. Эта мотивация направлена ​​на то, чтобы иметь некоторый видимый эффект на окружающую среду. Когда младенцы действительно могут видеть результаты своих действий в качестве награды, они мотивированы продолжать эти действия. Эти попытки контроля ограничены в маленьком ребенке и включают в себя плач, вокализации, мимику и небольшие движения тела. Игрушки, которые меняются или звучат, когда ребенок перемещает их, поэтому являются сильными мотиваторами.

Поскольку младенцы растут и продолжают созревать, возможны более добровольные, целенаправленные движения. Это дает им больший контроль над окружающей средой. Этот более широкий диапазон контроля позволяет детям чувствовать, что они успешны. Успех приводит к повышению самооценки и чувствам самоценности, что приводит к усилению мотивации. Поскольку дети продолжают развиваться в течение этого периода времени, они могут лучше принимать решения и планировать, что делать, чтобы получить контроль над вещами вокруг них.

Ребята, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Вопрос к слушателям:

В каких возрастных группах и видах деятельности лучше использовать этот вид мотивации?

(В игровой деятельности, в НОД старших группах).

Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Например:

Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. (Художественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество)

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Например:

Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовит

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы :

Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Использование игровых персонажей.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований .

Игрушки или игровые персонажи:

Должны соответствовать возрасту детей;

Должны быть эстетичными,

Должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

Должны иметь обучающую ценность,

Должны быть реалистичными;

Не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявленияе жестокости.

Игровых персонажей не должно быть много.

Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.

Вопрос к слушателям:

Какие игрушки –персонажи целесообразно вносить в деятельность в младшем- среднем дошкольном возрасте , какие – в старшем?

Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к образовательной деятельности

Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в школе, но и детском саду

Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Это проблема мотивации. Очень часто ни желания педагога, ни владения методикой проведения занятий недостаточно для положительной динамики умственного развития детей.

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшилось бы обучение детей, значительно возросла бы мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Вопрос к слушателям: В чём вы видите преимущества ИКТ в образовательной работе с дошкольниками?

Алгоритм подготовки НОД

Определение темы и ведущих понятий

Четко определить и сформулировать тему НОД

Определить место темы в учебном плане соответственно с ФГТ.

Определение целей и задач

Определить целевую установку занятия - для себя и для детей. Обозначить триединую задачу НОД: обучающую, развивающую и воспитывающую.

Планирование учебного материала

1. Подобрать литературу по теме. Продумать материал, который служит решению познавательных задач простым способом.

2. Подобрать задания на узнавание материала и творческий подход.

3. Упорядочить игровые задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Продумывание «изюминки» занятия

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для младшего - среднего возраста, но не подходит для старшей и подготовительной группы.

В ходе НОД применяются методы:

1. Объяснительно иллюстративные, которым относятся рассказы, показ картинок, способов выполнения тех или иных заданий.

2. Репродуктивные

3. поисковые, требующие умственной работы

3. Исследовательские, опыты

4. Готовность педагога к занятию.

5. Целевая установка НОД.

6. Соблюдение требований СанПин.

7. Индивидуальный подход.

8. Наличие обратной связи.

9. Рациональность использования времени.

10. Организация рабочего места.

11. Практические навыки и умения.

12. Самостоятельная работа.

13 Развитие речи, качество ответов детей.

Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает вам, молодым педагогам работать, а нашим малышам - получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что тебя учат.

Во второй, практической части семинара молодым воспитателям были предложено игровое моделирование практических ситуаций. Оно повышает интерес, вызывает активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем

Активизация мыслительной деятельности

НОД по следующим разделам программы «Развитие+» как «Развитие элементарных логических представлений», «Ориентировка в пространстве», «Основы первоначальной грамоты», «Развитие элементарных математических представлений» предполагает решение познавательных задач и развитие умственной деятельности. Для этого необходимо педагогу создать на занятиях проблемные ситуации, что требует от дошкольников умственных усилий для выхода из затруднительных ситуаций, побудить ребёнка к активной поисковой деятельности.

Иногда воспитателю бывает необходимо самому найти выход из такой ситуации, когда нужно сделать выбор. Предлагаю вашему вниманию педагогические ситуации, требующие выбора

Мой выбор

1 ситуация : У Саши не получается выполнить игровое задание “3-й лишний”:

1. Предложите выполнить более легкий вариант.

2. Попросите назвать, одним словом все предметы.

3. Покажете ответ и объясните решение, потом повторите задание.

2 ситуация: Вы читаете детям 6 лет задачу: “Летели 8 бабочек, сели на цветы. На каждый цветок село по две бабочки. Сколько было цветов?”. Ребята решить задачу не могут, тогда вы:

1. Повторно читаете задачу.

2. Упрощаете задачу.

3. Просите ребят при помощи знаков и символов нарисовать условие задачи.

3 ситуация При подготовке детей к школе часто задают вопросы: " Где лучше кататься на велосипеде: по асфальту или по траве? Как узнать, куда дует ветер? и др. ” Какое свойство мышления формируют у детей такие вопросы:

1. Сравнение.

2. Сопоставление.

3. Гибкость.

4 ситуация. На занятии многие ребята выкрикивают, не поднимая руку:

1. Поощряете вступление с вами в диалог.

3. Делаете паузу, чтобы предпринять дальнейшие действия

5 ситуация : Вы подготовились к занятию, обогатив его играми-головоломками со счетными палочками, но в начале деятельности обнаружили, что палочек на всех детей не хватает:

1. Проведете другое занятие.

2. Предложите ребятам вместо палочек спички.

3. Проведете тоже занятие, но без головоломок со счётными палочками

6 ситуация . Ребенок из вашей группы заявил, что не хочет идти в школу. Как вы отнесётесь:

1. Надо идти в школу. Все дети в 7 лет идут в школу.

2. Расспросить его о причине нежелания, объяснить, что он не прав.

3. Ответить: “Ну, нет, так нет!” Не торопить, понаблюдать за ним. В последующих беседах рассказывать о положительной стороне учёбы в школе

Игровое упражнение «Сказки о себе»

Предложить детям поставить себя на место какой-нибудь геометрической фигуры, знакомого объекта и рассказать всем сказку о себе.

Например: Я карандаш. Я такой красивый, острый. У меня деревянная рубашка. Я умею писать, рисовать, штриховать. Бываю разного цвета. Я не люблю, когда ребята со мной плохо обращаются, ломают меня или грызут. Я дружу с бумагой и кисточкой.

Игра «Теремок»

Цель:

Закреплять понятия детей об предметахтах окружающего мира, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства, функции.

Учить использовать в речи краткое описание свойств предметов, выделять в них самое главное качество.

Ход: Воспитатель показывает детям «Теремок», к которому подходят герои (предметы, животные) и просятся жить.

Каждый из вновь пришедших «героев» - предметов спрашивает, кто живет в теремке, и «житель» - предмет должен ему ответить, перечисляя, кто он, какой, что умеет делать. В свою очередь, пришедший «предмет» называет себя и тоже описывает свои свойства и функции. «Житель» теремка приглашает вновь пришедшего к себе жить.

Образная пластика в парах

Для развития творческого воображения хорошо подходит образная пластика.

Ведущая раздает воспитателям карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках.

Нужно прочесть, что написано на карточке и не показывать надпись другим. Потом карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми средствами, движением тела, мимикой, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки животного.

Когда воспитатели найдут свою пару, нужно остаться рядом, но продолжать молчать, не переговариваться. Потом проверить, что получиться.

Это упражнение способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников быть внимательными к действиям других, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

«Художественное слово в работе с детьми» Задание педагогам: по цепочке, передавая друг другу мяч, прочитать на память стихотворение, потешку, пословицу, рассказать, в каких ситуациях и режимных моментах они их используют.

«Каждый воспитатель – артист" Слово - это тонкий инструмент, которым педагог должен владеть в совершенстве. Также воспитатель должен уметь выражать свои эмоции через интонации в речи. Задание для воспитателей:

а) произнести фразу «Подойди ко мне» – тихо, громко, требовательно.

б) произнести слово «Молодец» – тихо, громко, нежно, удовлетворительно, иронично, восторженно, влюбленно.

Программа "Развитие+" предполагает использование в качестве средств познания символы, планы и модели. Для того, чтобы облегчить детям пересказ, заучивание, можно использовать модели, символы и мнемотаблицы. Предлагаю вашему вниманию по слайдам узнать сказку, потешку и загадку. (Презентация. Последние 3 слайда)

А теперь последнее задание: с помощью символов, наглядных моделей, мнемотаблиц составить для своих коллег сказку, загадку, стихотворение.

Рефлексия участников. Продолжите предложение- Сегодня на семинаре я.

Литература:

1. Баршай, В. М. Активные игры для детей: Учебное пособие / В. М. Баршай. - Ростов–на–Дону «Феникс», 2001.

2. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.

3. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.

4. Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие / И. В.

Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.

5. Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.

6. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - Ростов–на–Дону «Феникс», 2008.

7. Практические семинары и тренинги для педагогов. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие. Практическое пособие для педагогов-психологов. / Авт. – сост. Е. В. Шитова: Волгоград: Учитель, 2009.

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучении как специально организованной деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучении как специально организованной деятельности. Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейшей в психологии и педагогике обучения, ей посвящено огромное число работ.

Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.

Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. В общественные процессы каждый человек включается c раннего детства.

Так что же тогда называется мотивом? А то, что, отражаясь в голове человека побуждает деятельность, направляет ее на удовлетворение определенной потребности, называется мотивом этой деятельности.

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем детстве, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми разными причинами и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.

Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины.

Можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей.

Интерес детей к миру взрослых;

Установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми;

Самолюбие;

Самоутверждение;

Познавательные;

Соревновательные;

Нравственные;

Общественные.

Раскроем каждый из мотивов:

Мотивы интереса детей к миру взрослых - Это стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожими на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами» - говорят ребенку побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут» - сильный аргумент, заставляющий ребенка сдержать слезы.

Игровые мотивы – Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-то учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию.

Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми – Эти мотивы имеют большое значение в поведении ребенка дошкольника. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Многие действия детей объясняются именно этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые правила поведения.

По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношения к нему. Когда ребенок трехлетнего возраста приходит в первые в детский сад, он может в течение первых месяцев как бы не замечать других детей, он действует так, как будто их вовсе нет. Он может, например, потащить стульчик из- под другого ребенка, если сам хочет сесть. Но в дальнейшем положение изменяется. Развитие совместной деятельности и образование детского общества приводят к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становится одним из действенных мотивов поведения. Особенно стараются дети завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе.

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия и самоутверждения . Их исходный пункт – возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведение. Взрослые не только ходят на работу, занимаются почетными в глазах ребенка видами труда, вступают между собой в различные взаимоотношения. Они так же воспитывают его, ребенка, предъявляют требования и добиваются их исполнения, и ребенок начинает претендовать НАТО, что и его уважали и слушались другие, обращали на него внимания, исполняли его желания.

Одно из проявлений стремления к самоутверждению – притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом. У младших и средних дошкольников самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою смелость, силу и т.п.

На вопрос, сильный ли он, ребенок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять все «даже слона». Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства.

В период дошкольного детства происходит формирование новых мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы .

Уже в три – четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т.п. позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, что у них внутри.

Ребенок трех – четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Стремление к самоутверждению и желание получить одобрение взрослых выражаются у него в попытках сделать что- либо лучше других, а в простом приписывании себе положительных качеств или в выполнении действий, получающих положительную оценку взрослого. Так, младшие дошкольники, которым предложили играть в дидактическую игру и объяснили, что победитель получит в награду звездочку, предпочитали все действия выполнить сообща, а не по очереди (как требовали условия игры), и не могли удержаться от подсказки сверстнику, если им был известен правильный ответ. Что касается звездочки, то каждый ребенок требовал ее независимо от результата, которого он достиг.

Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует тому, что на основе стремления к самоутверждению возникает новая форма мотивов – стремление выиграть, быть первым. Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, а большая часть спортивных игр связаны с соревнованием. Некоторые игры прямо так и называются: «Кто ловче?», «Кто быстрее?», «Кто первый?» и т.п. старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи.

Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы , выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют. Но поскольку одобрение, ласка, похвала, которые ребенок получает за хорошее поведение, приносит ему приятные переживания, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное и обязательное. Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию. Так, ребенок делится игрушками, сладостями со сверстником, которому он симпатизирует. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения. Если четырехлетний мальчик на вопрос, почему не следует драться с товарищами, ответит: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз» (т.е. ребенок учитывает неприятные последствия от поступка, а не сам поступок), то к концу дошкольного периода появляются ответы уже иного порядка: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их».

К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм как в собственном поведении, так и в оценке им поступков литературных персонажей.

Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы – это желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руководством воспитателя изготовить флажок для малышей или салфеточку в подарок маме. Но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие. Так, чтобы младшие дошкольники довели до конца работу над флажками, воспитатель должен в яркой, образной форме рассказать им о маленьких детях, воспитывающихся в яслях, об их беспомощности, о том удовольствии, которое им может доставить флажок.

По собственной инициативе выполнять работу для других дети начинают значительно позднее – с четырех-, пятилетнего возраста. В этот период дети уже понимают, что их поступки могут приносить пользу окружающими. Когда младших дошкольников спрашивают, почему они выполняют поручения взрослых, они обычно отвечают: «Мне нравится», «Мама велела». У старших дошкольников ответы на этот же вопрос носят другой характер: «Помогаю, потому что бабушке и маме трудно одним», «Я люблю маму, поэтому помогаю», «Чтобы помочь маме и все уметь». По-разному ведут себя дети разных дошкольных возрастных групп и в играх, где от действий каждого ребенка зависит успех команды, к которой он принадлежит. Младшие и часть средних дошкольников заботятся только о собственном успехе, в то время как другая часть средних и все старшие дети действуют, чтобы обеспечить успех всей команде.

У старших дошкольников можно наблюдать вполне сознательное выполнение нравственных норм, связанных с помощью других людей. Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия , мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие.

Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основной линии, стержня. Ребенок только что поделился гостинцем со сверстником, а сейчас он уже отнимает у него игрушку. Другой ревностью помогает матери убирать комнату, а через пять минут уже капризничает, не хочет одевать брюки. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга, и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив.

Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника . Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать.

Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуется специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности. Конечно, после того, как возникло соподчинение мотивов, ребенок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разные мотивы теряют равновесие, выстраиваются в систему. Ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым. Если ребенок потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для него деле, то этого не удается компенсировать удовольствием, полученным по «другой линии». Так, ребенку, который не справился с задачей, было сказано, что он все-таки молодец, причем, как и другие дети, он получил конфету. Однако он взял конфету без всякого удовольствия и решительно отказался ее съесть, а его огорчение ничуть не уменьшилось: из-за неудачи полученная конфета стала для него «горькой».

Мотивы, побуждающие ребенка к деятельности

Подготовила: Сергеева Н.В. - воспитатель 1 кв. категории МБДОУ «ДСОВ №47» г.Братск

Новое время, новые ориентиры в образовании связанные с социальной ситуацией развития ребенка.

Совсем недавно для педагога главное было усвоение ребенком знаний, умений и навыков. В новой образовательной ситуации достижения детьми определяются личностными качествами, которые обеспечивают успешную подготовку к школьному обучению, что в свою очередь принципиально меняет подходы к организации образовательной деятельности, представляющую собой процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно - ориентированный характер.

В основе образовательного процесса стоит ребенок, как полноправный участник, активно присваивающий культуру. В центре педагогического процесса находится педагог, он главное действующее лицо, организатор взаимодействия и общения с детьми в интересной содержательной деятельности, направленной на развитие, в которой каждый может проявить творческую и познавательную инициативу, активность.

Как показывает практика, организация совместной партнерской деятельности вызывает определенные трудности, одной из которых является подача нового материала, организация детей, оценка деятельности. Как сделать серьезное занятие для ребенка интересным занимательным делом так, чтобы дети не догадывались об этом?

Образовательный процесс длиться весь день, технично вплетаясь в режимные моменты. Каким упорством и фантазией необходимо владеть педагогу, чтобы процесс обучения превратить в увлекательную игру, так как далеко не у всех детей потребности совпадают. У одних потребности связаны с познавательными интересами, а другие испытывают потребность в общении.

Так как основным видом обучения является совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то развитие ребёнка осуществляется не в учебной деятельности, а в игре обеспечивающей организацию жизнедеятельности. Одна из функций игры заключается в том, что она служит средством организации интересной деятельности, удовлетворяющей разнообразные потребности ребенка и развитие его мотивационной сферы, в основе которой находится потребность в достижении успеха, целеустремленность, чувство уверенности. Любая деятельность должна быть направлена на достижение цели, обеспечивать взаимодействие в общении, быть интересна для детей, для того, чтобы каждый ребенок смог проявить активность, творчество и инициативу. Её содержание должно быть насыщено определенным объёмом информации об окружающем мире.

Когда речь идет о совместной организованной деятельности, перед педагогами возникает проблемная ситуация, как включится в деятельность наравне с детьми, как заинтересовать детей, так, чтобы они добровольно присоединились к деятельности, свободно перемещались, действовали в своем определенном темпе. Здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности.

Что же такое мотивация? Это побуждение поведения детей через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п., которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

Именно с этого начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. А для этого, педагог должен владеть необходимыми способами мотивации.

Учитывая, что на каждой возрастной ступени своя приоритетная сфера деятельности в педагогической практике педагогами используются несколько видов мотивации, направленных на создание интереса к деятельности или занимательному делу, созданию условий увлеченности, умственного напряжения, направления усилий детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений. В практике используются несколько видов мотивации: игровая мотивация, мотивация общения, мотивация личной заинтересованности.

Психологи утверждают, мотивация тесно связана с эмоциональной сферой ребенка. По мнению К. Изарда «эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения». От того, как организует педагог процесс общения, как мотивирует на предстоящую деятельность, зависит успех образовательного процесса.

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

У каждого педагога должно быть в арсенале множество приемов, побуждающих ребенка к деятельности. Так, например, универсальной мотивацией для детей младшего дошкольного возраста является мотивация «Помоги игрушке». Суть её в том, что игрушки приходят в группу с просьбой о помощи. Они нуждаются в самых разных предметах (дома, фрукты, железная дорога и т.п.), которые они не могут сделать сами, но которые наверняка сделают эти умные и добрые дети. Дети младшего возраста переживают «кризис 3- х лет», когда начинаю осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Игра как ведущий вид деятельности и овладение средствами и способами практических действий создаёт уникальные предпосылки накопления познавательного опыта и развитие ручной умелости, в связи с этим у детей возникает потребность чувствовать свое превосходство и компетентность. Так как взрослый не может взять ведущую роль, тем самым заглушив превосходство ребенка, в роли безопасного партнёра выступает игрушка. Это универсальная мотивация для 3-летних детей для поддержания инициативы, чувствовать свое превосходство и компетентность.

Подчеркнем, что превосходство выражается в этом случае в реальной помощи, пусть даже игрушечным персонажам. Эта мотивация наиболее эффективна именно в группе, где искренняя готовность хотя бы части детей вовлекает в решение задачи и всех остальных. На фоне принятой цели воспитатель показывает, как именно сделать нужную вещь (нарисовать, слепить, построить), т.е. знакомит детей со способом достижения поставленной цели.

В основе мотивации общения - потребность ребенка в общении, в коммуникации. В связи с расширением информационного кругозора, становлением сюжетно - ролевой игры, как ведущей формы, возникает острая потребность в общении. Подобная потребность остро выражена у детей среднего возраста. Учитывая эту особенность, в практике используется мотивация общения «Помоги мне». В этой ситуации мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Например, детям сообщается, что необходимо помочь смастерить подставку для кистей и нужна их помощь. Педагог интересуется, как дети могут помочь, каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркивается, что результат был, достигнут путём совместных усилий.

Мотивация личной заинтересованности связана с развитием познавательных интересов, расширением сферы собственной компетентности, что характерно для старших дошкольников. К ним относятся мотивации «Научи меня», «Создание предметов своими руками для себя». Этот вид мотивации используется с целью повышения интереса к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу, учитывая психологическую закономерность: ребенок не будет проявлять активность в неинтересной деятельности.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у детей имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование, дающее толчок, импульс к мысли, чувству и действию.

В целях подкрепления и усиления воздействия на ребенка тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее популярными являются соревнование, поощрение и наказание.

Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребёнка, при которой он испытывает гордость, уверенность в своих достижениях или поступках. Как правило, поощрение выражается в виде похвалы, одобрения. оценки. Если в младшей группе детского сада дети получали удовольствие от любого доброжелательного общения со взрослыми, то в средней для них становится важной и оценка. Поэтому у ребенка возникает потребность не только в общении с воспитателем, но и в положительной оценке его деятельности со стороны взрослого. В связи с этим необходимо с большим вниманием подходить к вопросу положительного стимулирования их деятельности. Наказание – принято считать дополнительным методом воспитания, который связан с осуществлением отрицательного поступка, плохого отношения к деятельности. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребёнка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать своё поведение. Очень важно, чтобы наказание не вызывало страданий, поэтому к этому методу необходимо относится очень осторожно.

Соревнование как метод соперничества используется в основном в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут управлять своим поведением.

Таким образом, мотивация и методы стимулирования в организации совместной партнерской деятельности для дошкольников являются непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. Педагог, как партнер по деятельности, в свою очередь, должен вызвать у ребенка интерес к деятельности, через мотивацию деятельности для достижения цели, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

Литература:

1. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И.. Воспитание, образование и развитие детей 3–4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.

2. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6–7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.

3.Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.,1972.

4.Вегнер Л.А., Вегнер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.: Знание,1994.

5.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1977.

6. Ю. К. Бабанский. Методы стимулирования поведения и деятельности.

– М.: Педагогика. 1983 г.

Интернет ресурсы:

Http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac49.htm

http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65635a2ad78b5d53b88521316c26_0.html


Бурлакова Марина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №94 г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация учащихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях ДОУ
Дата публикации: 07.10.2019
Раздел: дошкольное образование

Мотивация учащихся к творческой деятельности как показатель

результативности в условиях ДОУ

Развитие

творческих

способностей

подрастающего

поколения

наиболее актуальная проблема, как в России, так и во всем мире. Наше

традиционное образование – фактологическое, оно предполагает передачу

учащимся готовых знаний, в результате чего ребенок получает сумму знаний,

умений и навыков. В итоге мы воспитываем человека с потребительской

психологией, что ослабляет внутреннюю мотивацию ребенка и приводит к

невостребованности

потенциала

личности.

образования

дополнительного образования в частности – организовать обучение таким

максимально

задействовать

В современных условиях образование в ДОУ детей играет уникальную

роль в системе образования и служит задачам обеспечения необходимых

личностного

развития

укрепления

здоровья

профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от

3 до 7 лет, позволяет адаптировать детей к жизни в обществе, формирует

общую культуру, позволяет организовать содержательный досуг.

Актуальной задачей учреждений образования является формирование

творческой

личности

учащихся.

мольберты,

добиться

идеальной

посещаемости

поведения,

внутренней мотивации на освоение знаний, умений и навыков в творческой

деятельности вряд ли можно добиться успеха. А так как мы хотим воспитать

творческую

личность,

является

наиважнейшей

поддержание

учащихся

устойчивой

мотивации

творчеству,

способствует

повышению

показателя

результативности

образовательного

процесса в учреждении дополнительного образования. Детям необходимо

фантазии,

нестандартно,

оригинально, смело, любить неизведанное, новое и, преодолевая трудности,

уверенность

значимости,

интересности

возникающих

самостоятельные

достойный

уважения

полезный

саморазвития

личности,

повышения

творческой

адаптации к миру. Только так творческая деятельность ребенка в условиях

дополнительного образования будет не угасать, а наоборот, поддерживаться и

закрепляться.

Сегодня будет говориться о том, а что же такое: мотивация. В самом

мотивация

человека

деятельности

понимается

совокупность

движущих

побуждающих

человека

осуществлению

определённых действий. Вся деятельность человека обусловлена реально

существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо

чего-то избежать. В узком смысле слова «мотивированная деятельность» - это

свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека,

направленные на достижение целей, реализацию интересов.

Применительно

образования

предполагает

готовность и способность учащегося к выполнению различных социально

значимых видов деятельности (игровой, учебной, коммуникативной и др.),

обеспечивают

социальную

адаптацию

соответствии

возрастными и индивидуальными особенностями.

специфика

творческой

деятельности

учащихся

условия ее мотивирования? К условиям мотивации творческой деятельности

можно отнести следующее:

Творческая среда учреждения;

Профессиональная компетентность педагога;

Организация процесса обучения;

Учет возрастных особенностей учащихся;

Анализ и оценка результатов творческой деятельности.

Проявлению творческих способностей учащихся мешают

определенные барьеры. Их можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним барьерам относятся: стереотипы, излишняя ориентация

одобрение,

заниженная

самооценка,

недостаточный

саморегуляции.

К внешним барьерам, которые мешают ученикам проявлять творческие

способности, относятся: критика, стресс, дефицит времени.

Преодолеть

учащимся

учреждении

дополнительного

образования может помочь педагог, который старается снять угрозу внешнего

оценивания и критических суждений и стремится создать в объединении

благоприятную психологическую атмосферу.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и

личностно развивающим. Профессионализм общения педагога

дополнительного образования состоит в том, чтобы преодолеть естественные

трудности общения из-за различий в уровне подготовки, в способностях;

помочь ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных

партнеров педагога. Важно помнить, что оптимальное общение – не умение

держать дисциплину, а обмен с учащимися духовными ценностями. Общий

язык с учащимися – это не язык команд, а язык доверия.

Педагогу на своих занятиях необходимо:

Создать уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его

поисках, к которой он мог бы возвращаться.

Поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять

сочувствие к неудачам. Избегать неодобрительной оценки творческих

идей ребенка.

Быть терпимым к необычным идеям, уважать любопытство, вопросы и

идеи ребенка.

Давать ребенку возможность самостоятельно заниматься творческим

процессом.

Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка.

Поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая

ребенку избежать общественного неодобрения.

В своей работе необходимо использовать разные методы для развития

творческих

способностей

учащихся:

эвристический,

исследовательский,

проблемный, поисковый. Именно эти методы обучения позволяют педагогу

предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.

Очевидна необходимость индивидуального подхода к ребенку. Степень

сложности,

предлагаемых

освоения должны способствовать расширению пространства творчества, а не

ограничивать живой интерес к процессу, стремлению экспериментировать и

Общеизвестно, что источником деятельности человека и предпосылкой

его поведения является потребность. Именно потребности лежат в основе

мотивации человека. Поэтому, задачей педагога, является создание таких

воспитанников

появилась

потребность

творческой

деятельности, основанной на интересе. Без наличия интереса и желания

заниматься каким-то определенным делом ребенок не будет возвращаться к

значительное

отвергать

многообразие

практических

Возникновение

познавательного

интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта,

знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа

подачи материала.

Мотивация учащихся во многом зависит от инициативной позиции

педагога

обучения.

Характеристикой

являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность,

способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога с

учащимся,

стремление

обоснованию

взглядов,

способность

самооценке своей преподавательской деятельности.

подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и

педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом

индивидуальных особенностей каждого ребенка.

внимание

занятиях,

способствовать развитию творческих способностей учеников, должен видеть

потенциал в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления

творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень

учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля,

интерес к учебным предметам.

Формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые

мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и

ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели

складывались

развивались

прошлого

индивидуальности, внутренних устремлений самого учащегося.

мотивация

является

продуктивности

процесса

обучения

определяет

эффективность

деятельности.

Мотивация

творческой

деятельности

занимает

компонентов

деятельности

учреждения,

спо собствует

формированию положительного отношения учащегося к учебному предмету

и пониманию его ценностной значимости для личностного развития. Через

формирование

положительной

мотивации

значительно

улучшить

качественные

показатели

познавательных

процессов.

Сформированность

мотивационной

является

показателем

каче с тва

образовательной деятельности.

Кочинова Марина Евгеньевна

Любая деятельность, будь то игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, должна быть интересна для детей любого возраста. В современных условиях образовательный процесс не ограничивается одним-двумя занятиями, а длится в течение всего дня, в различных режимных моментах. При этом так называемое «прямое обучение», когда ведущим по-прежнему, является педагог, перестает быть актуальным. Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения. Как же сделать так, что бы любой вид деятельности был интересен детям? И здесь воспитатель обращается к приемам мотивации.
Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Цель мотивации - вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение новых знаний, умений и навыков. Именно с мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.
Таким образом, под внешними силами понимается воздействие педагога, предложение вида деятельности. Воспитатель планирует, что конкретно он хочет развить или дать детям представление о чем-либо посредством той или иной деятельности. Прежде всего, предлагаемая деятельность должна вызывать положительные эмоции. Во-вторых - деятельность должна быть осмысленной. А осмысленной она становится тогда, когда есть заинтересованность у самого ребенка. Именно эту заинтересованность воспитателю необходимо вызвать у дошкольников.
Под внутренними силами, помимо природной любознательности, понимается эмоциональный отклик ребенка, формирующийся или сформированный интерес к предлагаемой деятельности.
Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические.
В современной педагогике определяют следующие типы мотивов, типичных для дошкольного возраста:
1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые.
2. Игровые мотивы, связанные с интересом к самому процессу игры.
3. Мотивы общения, установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
4. Мотивы самолюбия, самоутверждения.
5. Познавательные и соревновательные мотивы
6. Нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим
людям.
Все эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного
детства, вступают в определенные иерархии. При этом необходимы такие приемы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у детей.
Приемов мотивации гораздо больше, чем типов. Разнообразие приемов мотивации обусловлено возрастом детей. Приемы мотивации, которые подходят для детей младшего и среднего возраста, будут отличаться от приемов, подходящих для старшей и подготовительной группы даже в рамках одного вида мотивации. Так, например, ребенок трех-четырех лет еще не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Одним из основных мотивов у младших школьников является стремление к самоутверждению и желание получить одобрение взрослых. Это выражается в приписывании себе положительных качеств или в выполнении действий, которые влекут положительную оценку взрослого. В то же время старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы в любые виды деятельности, даже в такие, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, переживают промахи, неудачи. Отсюда будут и разные приемы мотивации, которые педагог использует в своей деятельности, опираясь на возраст воспитанников.
В своей работе с детьми подготовительной группы я использую разные мотивационные приемы, используя мотив, как манок на деятельность. Как и с детьми младшего дошкольного возраста, отличными мотивационными приемами являются игры-превращения и игры-путешествия. В отличие от малышей просто побыть в какой-либо роли, детям 6-7 лет уже не достаточно. Поэтому я дополняю эти приемы соревновательными элементами. Кто быстрее, кто больше, кто аккуратнее, у кого интереснее, у кого чем-то отличается от других, кто внимательнее, кто тише, а так же все возможные комбинации и прочее…, ограничиться здесь можно лишь только собственной фантазией. Но ввиду того, что у каждого ребенка скорость усвоения информации и темпы достижения результата разные, ни один ребенок не оставаться в проигрыше. И здесь задача педагога - найти такой отличительный элемент, и подчеркнуть его, чтоб воспитанник не чувствовал себя в соревновании неудачником, а наоборот, понимал, что он отличается от других чем то особенным. В целом дети подготовительной группы очень любят соревнования.
Подводя итог в своей статье, я хотела бы еще раз подчеркнуть важность выбора приема мотивации в соответствии с возрастом детей. И если мы движемся в сторону построения образовательного процесса, основываясь на интересах ребенка, через организацию деятельности воспитателем, к достижению целей образовательного процесса, то в первую очередь, при организации деятельности и выборе приема мотивации, воспитателю необходимо основываться на возрастных характеристиках той группы детей, с которой он работает.