Под управлением инновационным процессом в образовательном учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой ОУ работы (С.В.Сидоров).

На управление инновационным процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами: выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием; внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук; освоение передового педагогического опыта; изучение и обобщение педагогического опыта внутри школы; изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения; выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы; повышение инновационного потенциала школы как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности.

Управление инновационной деятельностью – процесс сложный, многофункциональный, включающий разнообразную совокупность действий, среди которых: постановка стратегических и тактических целей, анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска, анализ инфраструктуры и возможностей учреждения, диагностика реально сложившейся ситуации, прогнозирование будущего состояния учреждения, поиск источников творческих идей и их финансирования, формирование инновационного портфеля, стратегическое и оперативное планирование, управление научными и методическими разработками, совершенствование организационных структур, анализ и оценка эффективности инноваций, разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга, диверсификации и управление рисками и др.



Но к главным направлениям и задачам инновационного менеджмента относят: разработку и осуществление единой инновационной политики; определение системы стратегий, проектов, программ; ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности; подготовку и обучение персонала; формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды.

Ученые считают (Т.И.Шамова, М.М.Поташник, Н.П.Капустин и др.), что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

· работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;

· работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;

· работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

· совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов;

· осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;

· осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;

· осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления.

Выбор инновационной стратегии - одна из важнейших проблем управления нововведениями. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что стратегии нововведений, выбираемые организацией, лежат в основе успеха ее деятельности.

Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм. Инновационный механизм - совокупность организационных, управленческих, финансово-экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов (их взаимосвязь и взаимодействие), способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов.

Элементы (составляющие) инновационного механизма: инновационное законодательство; организационные формы инновационных отношений; методы управления, финансирования и оценки эффективности результатов инноваций; морально-психологические методы воздействия на инновационную активность; меры информационно-технологического оснащения инновационного процесса и др.

Противоречивость и разнонаправленность инновационных процессов в реальных условиях внутришкольного управления обусловливают необходимость их упорядочения. Оптимальным способом упорядочения инновационной деятельности является программно-целевое управление развивающейся школой.

Программно-целевое управление осуществляется как реализация целевых программ развития школы. Программа развития школы является «средством интеграции усилий всех субъектов инновационной деятельности и направлена на качественное обновление жизнедеятельности школы как целостной педагогической системы» (Л. В. Шмелькова).

В процессе перевода образовательного учреждения в режим развития выделяют следующие этапы:

1. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения, т.е. наличие своего рода «идейного вдохновителя» и «генератора» будущих идей.

2. Формирование команды, подразумевающей не столько административную (менеджерскую) команду, что само по себе является непременным и необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации.

3. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности.

4. Проблемный анализ школы, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего ОУ.

5. Выработка проектной идеи развития школы. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретной школы и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.

6. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации.

7. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;

определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;

разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;

подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;

обновление структуры внутришкольного управления; создание инновационного совета школы, инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;

обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;

внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;

реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;

осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

внедрение методики экспертизы инноваций;

разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;

внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе;

введение дополнительных образовательных услуг.

Важнейшим аспектом управления, определяющим эффективность инновационной деятельности в школе, является организация работы субъектов инновационного процесса. Субъекты инновационного процесса - лица, органы, организации, вовлеченные в процесс обновления школы.

Основная проблема управления преобразованиями заключается в возникновении феномена сопротивления изменениям. В качестве аргументов против введения новшеств часто приводят суждения, построенные как набор вариаций на тему "Да, но..." (А.И.Пригожин):

«Это у нас уже есть». Как правило, приводится сходное нововведение. В данном случае задачей оппонента является необходимость доказательства обманчивости сходства и значимости различий.

«Это у нас не получится». В подтверждение данного тезиса обычно приводятся объективные, на взгляд говорящего, условия, делающие введение конкретного новшества невозможным.

«Это не решает главных проблем». Такое утверждение делается как бы с радикальных позиций. Поскольку разведение главного и второстепенного - дело интерпретации, возможность отвода почти гарантирована.

«Это требует доработки». Безусловно, каждое новшество, каждый проект нуждается в доработке. И, выдвигая этот тезис, действительно указываются слабые места нововведения. Новшество наделяется характеристикой "сырого" и поэтому проводить его в жизнь вроде бы не следует.

«Здесь не все равноценно». Если отсечь некоторые детали у новшества, то ощутимого запланированного эффекта уже не предвидится.

«Есть и другие предложения». В этом случае подразумевается альтернатива данному новшеству, но вовсе не с целью предложить лучшее решение, а лишь для того, чтобы вообще отвлечь внимание от применения новшеств.

В психологии имеется классификация субъектов инноваций, составленная Э.Роджерсом:

1 группа - новаторы, обычно это 2,5% коллектива, они всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом, интенсивно общаются с локальными группами.

2 группа - ранние реализаторы - 13,5%. Они следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы.

3 группа - предварительное большинство - 34%. В роли лидеров выступают редко, осваивают новшества после «ранних реализаторов», но значительно раньше так называемых «средних». Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам.

4 группа - позднее большинство - 34%. Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давление социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу («Средние реализаторы»).

5 группа – колеблющиеся, обычно 16%. Основной их характеристикой является ориентация на традиционные ценности. Решение о приятии новшества принимают с большим трудом, последними, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций.

По отношению к новаторству среди учителей ситуация выглядит немного по иному: новаторы составляют 6,6%, передовики - 44,7%, умеренные - 17,7%, около трети относятся к нововведениям сдержанно (К.Ангеловски).

Особым образом характеризуется ситуация, когда инноватором является руководитель - директор школы или его заместитель, управленец другого звена. В этом случае необходимо предусмотреть возможные типы реакций со стороны подчиненных на инновационные действия, идущие от руководителя.

Среди возможных моделей реакции человека на «навязывание» ему нововведения, имеется 5 фаз: отрицание, сопротивление, исследование, вовлеченность, традиционализация (К.Ушаков).

Важнейшим условием успешности инноваций является наличие в школе инновационной среды - определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой «комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы». (Скаткин М.Н.)

К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентации, интересов, целевых установок и т. п.).

Среди организационно-управленческие условий создания и развития инновационной среды ученые выделяют: осуществление личностно адаптированной системы непрерывного повышения профессионально-педагогической компетентности; управленческую поддержку образовательных инициатив и педагогического творчества; создание гибкой системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей; интеграцию инновационных потенциалов образовательной среды; формирование совокупного субъекта управления инновационным процессом в школе.

В управленческой практике известны различные формы интеграции инновационных усилий, повышения инновационного потенциала организации, вовлечения учителей в инновационную деятельность. Это постоянно действующий семинар по актуальным проблемам, над которыми работает школа; стажировка, повышение квалификации; педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии; деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей; творческая работа учителей в школьных, районных МО; самообразование, работа с научно-методической литературой; самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы; практикумы, тренинги; инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы; описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах; творческие отчеты учителей по обобщению опыта и др.

Управление в инновационном менеджменте осуществляется с помощью различных методов, которые представляют собой систему правил и процедур выполнения различных задач управления инновациями. Используются как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах управленческой деятельности, так и специальные, характерные для инновационного менеджмента. К специальным методам относятся: методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза); аналитические методы (системный анализ, написание сценариев, сетевое планирование, функционально-стоимостной анализ, экономический анализ); методы оценки (риска, шансов, эффективности инноваций и др.); методы генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический анализ, деловые игры и ситуации); принятия решений (таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив); методы прогнозирования (экспертные, экстраполяции, аналогии, метод Дельфи, имитационные модели), наглядного представления (графические модели, должностные описания и инструкции); методы аргументации (презентации, ведение переговоров). (П.Н.Завлин, А.К.Казанцев, Л.Э.Миндели).

В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность доказали следующее методы руководства инновационной деятельностью: методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций; методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутришкольной культуры, интегрирующие усилия субъектов инновационного процесса в достижении целей развития школы.

Результат инновационной деятельности – конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управаленческой деятельности. Педагогический мониторинг позволяет осуществить непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием инновационного процесса, качеством его управления.

Качество инновационной деятельности ОУ оценивается на основе трех групп критериев:

· критерия качества преобразований, выражающемся в соотношении реальных результатов деятельности школы с поставленными целями инновационной деятельности, моделью выпускника школы, государственными образовательными стандартами и т.д.;

· критерия эффективности, отражающего отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов;

· критерия мотивации, так называемого критерия школьного самочувствия учащихся и учителей.

Для измерения эффективности управления развитием школы В.С.Лазарев предлагает следующие критерии оценки:

· Уровень информированности членов педколлектива о новшествах, которые потенциально могут быть освоены школой (уровень информированности о возможностях и ограничениях развития школы).

· Полнота выделения актуальных проблем школы (понимание членами коллектива проблем школы, а также их причинно-следственных связей).

· Рациональность выбора общей и частных целей инновационной деятельности в школе: поставленные цели максимально соответствуют возможностям решения актуальных проблем школы.

· Интегрированность целей развития школы: цели отдельных нововведений согласованы с общей целью и между собой.

· Реалистичность планов: степень обоснованности утверждений об обеспеченности тех или иных направлений инновационной деятельности необходимыми ресурсами.

· Заинтересованность педколлектива школы в освоении нового.

· Контролируемость инновационных процессов в школе.

Вопросы для обсуждения и задания:

1. Модели инновационного управления образовательными учреждениями.

2. Разработка стратегии развития ОУ.

3. Этапы организации инноваций в ОУ.

4. Мониторинг качества инновационных процессов в ОУ.

5. Работа с примерными программами инновационного развития ОУ.

6. Разработайте анкеты для руководителей и педагогов по оценке качества инноваций.

7. Составьте аннотированный список Интернет-ресурсов по проблемам инновационной деятельности


Глоссарий инновационных терминов

Инновационная деятельность – процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация -продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация - процесс).

Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационная сфера - сфера деятельности производителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Инновационный проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта.

Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная) - комплекс инновационных проектов и мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

Инновационная инфраструктура – это совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка.

Литература и Интернет-ресурсы:

1. Хуторской А. В. Современные педагогические инновации на уроке. // http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-4.htm.

2. http://wiki.iteach.ru/

3. http://www.vestnik.edu.ru

4. http://www.school.edu.ru

Проект №1 Предпроектный анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

Наличие определенной системы воспитательной работы, способствующей высокой социализации детей с ОВЗ и ГУО.

Высокий уровень мотивации к саморазвитию у педагогического состава.

Функционирование службы социально-педагогического и психологического сопровождения образовательного и воспитательного процесса.

Созданы необходимые условия для выполнения образовательных стандартов начального общего и основного общего образования.

Грамотно организованная предметно-развивающая среда.

Скоординирована деятельность со всеми структурами образования.

Сложившаяся система работы с детьми с ОВЗ и ГУО.

Положительный опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Наличие безбарьерной образовательной среды, адаптированной к потребностям детей с ОВЗ («Доступная среда»): школьный автобус, пандусы, поручни, оснащенные санузлы).

Стабильность общей численности контингента обучающихся, ежегодный рост количества обучающихся в целом.

Действие органов самоуправления (Совет профилактики, попечительский совет, ПМПк).

Оказание ППМС помощи неблагополучным семьям и их воспитанникам.

Недостаточное оснащение методической литературы в соответствии с ФГОС.

Недостаточная активность родителей в решении общешкольных вопросов.

Старение педагогических кадров (много сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста).

Недостаточное оснащение учебных кабинетов современными техническими средствами обучения.

Наличие детей «группы риска», состоящих на учете в ПДН, КДНиЗП, СП.

Влияние образа жизни семьи.

Недостаток семейного воспитания.

Ограничение освоения ФГОС в связи с особенностями психического развития обучающихся.

Наличие неблагополучных и неполных семей.

Низкий уровень оплаты труда молодых педагогов.

Неготовность некоторой части педагогов к работе с мультимедийным оборудованием.

Недоукомплектованность кадров.

При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС;

Слабая учебная мотивация, а иногда и открытое нежелание учиться некоторых обучающихся.

Внешние возможности

Развитие инновационных форм работы с детьми.

Поиск педагогических идей по обновлению содержания образования, увеличение количества инновационно-активных технологий и включение их в учебно-воспитательный процесс.

Стимулирование труда педагогов.

Привлечение кадров и предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие отрасли или учреждения.

Переподготовка по профилю «Дефектология

Контроль ведения электронного журнала со стороны администрации.

Создание сетевого взаимодействия для подготовки кадров по направлению инклюзивного образования, обмен опытом, проведение семинаров, конференций, вебинаров, стажировок, взаимообучения.

Стратегия доступности учебных материалов, обучения; вариативности методов обучения; индивидуального развития

Стратегия абсолютной восприимчивости и координации проектов между образовательными организациями и научными институтами

Внешние угрозы

Недостаточное материально-техническое оснащение

Эмоциональное «выгорание» педагогов вследствие профессиональных стрессов.

Недостаточное финансирование со стороны государства

Нестабильная социально-экономическая обстановка.

Развитие платных образовательных услуг.

Приток в педагогический коллектив специалистов без специального (профильного) образования.

Недостаточная заинтересованность родителей в осуществлении программы по обучению и воспитанию детей с ОВЗ и ГУО.

Рост числа детей «группы риска» Ограничения освоения ФГОС вносит психические особенности некоторых учащихся воспринимать обновленное содержание образования

Стратегия защищённой среды обучения, права на неразглашение конфиденциальных данных о промежуточных этапах обучения

Стратегия опережающего развития, формирования общей среды оповещения, обучения адекватным способам реагирования на факторы нарушающие прогрессивное развитие

Вывод:

    Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом готов к апробации и внедрению в образовательный процесс школы инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития системы образования.

    Школа располагает всеми необходимыми ресурсами и инфраструктурой для осуществления образовательной деятельности. Материально-техническая база школы соответствует санитарным нормам, правилам пожарной безопасности и в полной мере позволяет решать задачи обучения и воспитания детей с ОВЗ и ГУО.

    Создана и реализуется программа информатизации школы, направленная на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования. Реализация данной программы позволяет эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

    В школе созданы условия для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования.

    Опыт работы с социальными партнерами в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся является весомым потенциалом в расширении условий для предоставления доступного качественного образования обучающимся школы в соответствии с запросами личности.

    Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам.

    Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся. Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой.

    Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьесбережения, учителей физической культуры. Спортивная работа (спортивные секции).

Предпроектный анализ из опыта работы МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска на основе составления таблицы SWAT-анализа

· В школе работает творческий и профессиональный состав педагогов, способный работать по требованиям ФГОС, способных создавать для учащихся ключевые компетенции по формированию универсальных учебных действий по новому стандарту;

· С введением обновленного содержания образования у обучающихся развивается абстрактное мышление, обучающиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии;

· Обучающиеся быстрее адаптируются к требованиям, коллективу;

· Все кабинеты оснащены новым оборудованием, необходимым для полноценной реализации требований ФГОС.

o При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность при переходе на ФГОС;

o Не все обучающиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции);

o У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в ФГОС;

o Дефицит времени, как у учителей, так и у учеников;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект №1. Предпроектный анализ

Сильные стороны ОО

Слабые стороны ОО

Внешние возможности

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВВ

Внешние угрозы

Стратегия при сопоставлении

СС и ВУ

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВУ

Привлечение

Предварительный просмотр:

Управление проектами и инновациями в образовательной организации

Проект №1. Предпроектный анализ

из опыта работы МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска

Выполнила: учитель МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска

Мурманской области Мельникова Светлана Евгеньевна

Сильные стороны ОО

Слабые стороны ОО

  • В школе работает творческий и профессиональный состав педагогов, способный работать по требованиям ФГОС, способных создавать для учащихся ключевые компетенции по формированию универсальных учебных действий по новому стандарту;
  • С введением обновленного содержания образования у обучающихся развивается абстрактное мышление, обучающиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии;
  • Обучающиеся быстрее адаптируются к требованиям, коллективу;
  • Все кабинеты оснащены новым оборудованием, необходимым для полноценной реализации требований ФГОС.
  • При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность при переходе на ФГОС;
  • Не все обучающиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции);
  • У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в ФГОС;
  • Дефицит времени, как у учителей, так и у учеников;

Внешние возможности

Просветительская работа педагогов на темы здоровьясбережения, проектной и исследовательской деятельности. Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, физкультминутка

Регулярно проводимые методические объединения;

Коллектив профессиональный и творческий, в коллективе четко отработано практика наставничества по передаче знаний от опытных педагогов молодым пециалистам

Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом;

Стратегия при сопоставлении сильных сторон и внешних возможностей (СС и ВВ)

Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВВ

Привлечение родительской общественности

Внешние угрозы

Финансирование системы образования, территориальное положение школы, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития детей с высокой мотивацией;

Отсутствие возможности расширения площади (помещений), пригодных для здоровья сбережения (строительство бассейна)

Стратегия при сопоставлении

СС и ВУ

Просветительская работа педагогов на уровне методических объединений школы и муниципалитета

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВУ

Привлечение

профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития детей с высокой мотивацией

  • Какие возможности предоставляет внешняя среда для дальнейшего развития сильных сторон организации?

Реализация творческого потенциала педагогов через обмен опытом на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Педагоги МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска неоднократно являются участниками методических объединений, выступают на региональных и всероссийских семинарах, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, таких как «Лидер в образовании», «Педагогическая находка», «Калейдоскоп педагогических идей», «Методическая копилка».

Педагоги также работают в «Школе олимпиадного резерва».

  • Как можно компенсировать слабые стороны организации с учетом возможностей внешней среды?

Поскольку школа удалена территориально от муниципалитета и от регионального центра необходимо использование дистанционных образовательных технологий для учеников с повышенной мотивацией.

  • Какие проблемы можно решить на основе реализации образовательного проекта? Кто может в этом помочь?

Повышение творческого потенциала педагогов. Улучшение материальной и методической базы. Помочь в этом может администрации школы, а также непосредственный учредитель.


Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 1

ART15172УДК 37.014.54

Ходырева Елена Анатольевна,

доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров[email protected]

Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе

Аннотация.В статье инновационные проекты рассматриваются в качестве существенных механизмов инновационного развития российских университетов. Инновационный образовательный проект характеризуется как система деятельности субъектов образования по созданию уникальных образовательных продуктов, услуг и результатов. Представлено описание проекта «Компетентностноориентированная подготовка специалистов в высшем профессиональном образовании», реализуемого в рамках «Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО “Вятский государственный гуманитарный университет” на период 2012–2016 гг.». Описаны особенности управленияданным инновационным проектом напроектной, производственной стадиях и стадии коммерциализации.

Ключевые слова:инновационный образовательный проект, управление проектами, стадии управления инновационными образовательными проектами в вузе.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Важнейшим условием становления современного университета как интегрированного научнообразовательного центра является эффективное решение комплекса долгосрочных и тактических задач. И если тактические задачи связаны с обеспечением требуемого учредителем качества функционирования вуза в образовательной, научной, международной, финансовоэкономической, кадровой и инфраструктурной сферах, то долгосрочные –обеспечивают нахождение его «точек роста» в указанных выше сегментах деятельности. В качестве существенного механизма инновационного развития университета в данном случае выступают инновационные проекты. Рассмотрим особенности их реализации на примере управления инновационными образовательными проектами. Инновационный образовательный проект мы рассматриваем как систему деятельности субъектов образования по созданию уникальных образовательных продуктов, услуг и результатов. Инновационный образовательный проект обеспечивает преобразование социальной действительности и включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения поставленных задач в течение заданного периода времени и при установленном бюджете. Инновационный образовательный проект характеризуется рядом признаков, среди которых наиболее значимыми являются следующие:−высокая степень неопределенности параметров проекта уменьшает достоверность предварительной экономической оценки и предполагает применение дополнительных критериев оценки и отбора;−ориентация на долгосрочные результаты требует создания надежной базы прогнозирования и учета фактора времени;−участие высококвалифицированных специалистов, научных работников, уникальных ресурсов требует тщательной разработки отдельных этапов проекта;Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 2

−вероятность получения неожиданных и представляющих потенциальную коммерческую ценность побочных результатов проекта.Данные особенности нашли свое отражение в инновационных образовательных проектах, реализуемых в рамках «Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО “Вятский государственный гуманитарный университет”на период 2012–2016 гг.»: «Компетентностноориентированная подготовка специалистов в высшем профессиональном образовании», «Университетские профильные классы», «Университет третьего возраста», «Сетевое взаимодействие ВятГГУ с иностранными университетами», «Сетевое взаимодействие с российскими вузами», «Развитие дистанционного обучения на основе информационных и коммуникационных технологий». Эти проекты решают задачу модернизации системы непрерывного образования в университете на основе создания и внедрения инновационных образовательных программ и технологий, практик общего, профессионального и дополнительного образования. Ключевым инновационным проектом в образовательной сфере является проект «Компетентностноориентированная подготовка специалистов в высшем профессиональном образовании».Основная цель проекта–обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и регионального рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности основных образовательных программ, формирования системы непрерывного образования в ВятГГУ.Основные задачи проекта1.Создание и развитие системы поиска, отбора и поддержкиталантливых абитуриентов для поступления на бакалаврские и магистерские программы, обеспечивающей условия их результативного профессионального самоопределения.2.Внедрение и реализация в ВятГГУ федеральных государственных образовательных стандартов в компетентностном формате на основе активного взаимодействия с работодателями.3.Совершенствование системы содействия занятости студентов, трудоустройству и профессиональному становлению выпускников ВятГГУ.4.Внедрение инновационных моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего возможность формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся для дальнейшего профессиональногои личностного роста.5.Развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества образовательнойдеятельности ВятГГУ.Проект реализуется в 3 этапа.I этап–2011–2013 гг.: формирование современной образовательной структуры ВятГГУ, обеспечивающей приток в вуз наиболее способных абитуриентов и реализацию программ уровневой подготовки в компетентностномформате на основе активного взаимодействия с работодателями.II этап–2013–2014 гг.: внедрение и развитие инновационной системы управления образовательным процессом ВятГГУ по всем основным направлениям образовательной деятельности.III этап–2014–2016 гг.: формирование и развитие единой информационной учебнометодической базы образовательного процесса ВятГГУ с целью обеспечения непрерывности и доступности качественного профессионального образования.

Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 3

Ожидаемые конечные результаты проекта1.Создание банка данных об одаренных детях, педагогах–научных руководителях.2.Создание банка научнометодических рекомендаций и информационных материалов по работе с одаренными абитуриентами.3.Отработка механизма интеграции усилий ВятГГУ и образовательных учреждений разныхтипов по принципу сетевого взаимодействия.4.Увеличение количества образовательных учреждений различных типов–участников программы поддержки талантливой молодежи–не менее 70% от общего числа учреждений, с которыми организовано взаимодействие по вопросамдовузовской подготовки.5.Увеличение количества участников олимпиад, творческих и научных конкурсов различного уровня, поступивших на направления подготовки в ВятГГУ, до 80%.6.Увеличение количества медалистов, выпускников системы СПО, имеющих дипломы с отличием, имеющих наивысшие баллы по ЕГЭ, поступивших на направления подготовки в ВятГГУ,–не менее 40%.7.Совершенствование системы содействия занятости студентов, трудоустройству и профессиональному становлению выпускников ВятГГУ в соответствии с реализацией государственного и социального заказа на подготовку специалистов с учетом государственных и региональных интересов. 8.Увеличение количества студентов, освоивших дисциплины базовой части ФГОС, для каждой УГСН до 70%.9.Увеличение количества студентов, имеющих положительные оценки по государственным экзаменам по каждой из реализуемых основных образовательных программ, до 95%.10.Увеличение доли участия в формировании и реализации ООП представителей органов исполнительной власти и представителей организацийработодателей до 100%. 11.Увеличение количества преподавателей, прошедших курсы повышенияквалификации по проблематике, связанной с внедрением и реализацией ФГОС и двухуровневой системы подготовки специалистов, до 100%.12.Увеличение количества штатных преподавателей,имеющих базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, по каждой из реализуемых ООП,до 65%.13.Увеличение показателя ежегодной реализации программ переподготовки и/илиповышения квалификации не менее чем по 50% от реализуемых в ВятГГУУГСН. 14.Увеличение доли применяемых интерактивных методов обучения до 50%.15.Увеличение количества реализуемых в ВятГГУ УГСН до 12.16.Увеличение доли выпускников ВятГГУ, продолживших обучение в университете по программам магистратуры и аспирантуры, до 15%.17.Совершенствование локальной нормативноправовой базы университета, обеспечивающей реализацию ФГОС и системы двухуровневого высшего профессионального образования.При реализации проекта существуют следующие риски.1.Риски, связанные с квалификацией персонала,–ошибки проектирования и внедрения.2.Технологические (технические) риски–пропуск основных ключевых требований, которые необходимы для реализации проекта.3.Финансовые риски:3.1.Риски недофинансирования проекта.3.2.Риск увеличения стоимости проекта (превышения затрат над прогнозируемой необходимостью финансовых средств).Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 4

4.Организационные риски:4.1.Риск увеличения сроков реализации проекта.4.2.Ошибки проектирования, связанные с недостаточным уровнем прогнозирования рынка труда в регионе.Процессуально инновационный образовательный проект можно подразделить на три стадии: 1) проектная; 2) производственная; 3) коммерциализация. Каждая из стадий инновационного образовательного проекта характеризуется определенной спецификой управления.Проектная стадия включала формирование проблемного поля проекта, проведение анализа деятельности образовательных организаций высшего образования, нормативноправовой базы современного образования, осуществление на этой основе фундаментальных и прикладных исследований по теории и практике реализации компетентностноориентированной подготовки специалистов в высшем образовании. Итоговым результатом этой стадии является создание описания проекта, включающего характеристику его целей и задач; целевые индикаторы и показатели; разработку ресурсного, кадрового и финансового обеспечения проекта. Управление на проектной стадии требует от менеджера образовательного проекта эрудиции в сфере науки, способности ориентироваться в современных методах исследований, знания основныхнормативных актов, федеральных государственных образовательных стандартов, содержания профессиональных стандартов, особенностей проектирования в образовании. При этом менеджер должен вовремя оказать содействие разработчикам в подготовке заявок на объекты интеллектуальной собственности, которые впоследствии позволят «тиражировать» на другие образовательные организации полученные уникальные результаты проекта. Особенностьюуправления персоналом на данной стадии является использование нестандартных методов управления, основанных на доверии к высококвалифицированным работникам, когда на первое место выходят не должностные отличия, а профессиональные качества, знания, уровень проектного мышления.Производственная стадия управления инновационным образовательным проектом предполагает разработку планов реализации проекта на календарный год, отражающих перечень мероприятий, ресурсов, оборудования, исполнителей; составление сетевого графика; создание плана осуществления коммуникаций между участниками проекта –субъектами внутренней среды вуза и широкой социальной среды региона; разработку систему контроля качества реализации мероприятий проекта. Управление на данной стадии имеет ряд специфических особенностей: менеджер должен знать технологический процесс реализации компетентностноориентированной подготовки пооперационно, учитывать возможности учебной и воспитательной деятельности вуза в формировании компетентного специалиста и факторы социокультурной среды, обеспечивающие эффективность данного процесса. Необходимо обеспечивать стабильность процесса компетентностноориентированной подготовки через планирование и контроль материальнотехнического, кадрового, информационного обеспечения образовательного процесса, способствовать устойчивым коммуникативным связям между структурными подразделениями вуза и субъектами широкой социальной среды, задействованными в подготовке специалиста.Стадия коммерциализации включает не только сбыт и реализацию продукции (в нашем случае качественной образовательной услуги по подготовке востребованного на региональном рынке труда специалиста), но и коммерческие сделки по продаже прав на использование интеллектуальной собственности (в нашем случае–методические разработки, инновационные модели, образовательные технологии). На этой Ходырева Е. А. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15172. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15172.htm.–ISSN2304120X. 5

стадии обеспечивается «тиражирование» полученных результатов (диффузия инноваций), в том числев рамках научных и методических конференций, круглых столов, реализации программ дополнительного профессионального образования для заинтересованных специалистов. Управление на данной стадии требует высокой и разносторонней квалификации менеджера проекта, что обусловлено существенными особенностями коммерциализации результатов образовательных проектов. Таким образом, управление инновационными образовательными проектами в современном вузе –это сложный процесс принятия и реализации управленческих решений, связанных с определением целей, организационной структуры, планированием мероприятий и контролем за ходом их выполнения, направленных на реализацию инновационной образовательной идеи.

Elena Khodyreva,Doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor, ViceRector for Academic Affairs, Vyatka State University of Humanities, [email protected] of innovative educational projects in modern universityAbstract.The paperdiscusses innovative projects as essential mechanisms for innovative development of Russian universities.An innovative educational project is characterized as a system of actionsof educational institutionsforcreatingunique educational products, services and results.The description of the project “Competencesurfaceoriented training of professionals in higher education” is given and it isimplemented within the framework of "Program of Strategic Development of Vyatka State University of Humanities in20122016. The features of project managementincludeinnovative project, production commerce stages.Key words:innovative educational project, projectmanagement, management stagesof innovative educational projects at university.

Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членом редакционной коллегиижурнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived29.05.15Получена положительная рецензияReceived a positive review30.05.15ПринятакпубликацииAccepted for publication30.05.15ОпубликованаPublished31.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ходырева Е. А., 2015www.ekoncept.ru