Первой и наиболее важной проблемой на сегодняшний день является нежелание частных инвесторов вкладывать деньги в развитие науки. Как уже говорилось, инновации внедряют лишь 9,4% российских предприятий. Причиной такой низкой инновационной активности является то, что при доходности значительно большей, чем от других видов деятельности, по совокупности технологий в долгосрочной перспективе каждая из технологий предполагает:

    высокий риск (только 1-3% из всех проектов будут прибыльными);

    большие затраты (в 200-500 раз больше, чем на создание технологии);

    длительный период развития (5-7 лет).

С точки зрения бедного и неготового к риску инвестора инновационные проекты бесперспективны, хотя именно они обеспечивают самый высокий доход, определяют направление технического прогресса, наиболее эффективно решают социальные задачи, создают политический имидж технологически развитого государства.

В качестве второй проблемы можно выделить недостаточное финансирование науки государством. Россия тратит на науку в разы меньше, чем Евросоюз, Китай, Япония, США и другие инновационно развитые страны. К сожалению, основными отраслями финансирования, как и при СССР, остается оборонная, летательная, космическая промышленность. Такая модель развития давно устарела и не приносит результатов из-за секретности большинства открытий.

Третьей проблемой становится нежелание самих ученых, инженеров, аспирантов и других научных сотрудников осуществлять исследовательскую деятельность в России. Со средней заработной платой в 40-45 тыс.руб. российские ученые не имеют стимулов проводить исследования, искать новые технологии и пути их внедрения в бизнес. За те же деньги любой из них может спокойно работать с типовыми программами в коммерческом бизнесе. Нередко происходит «утечка мозгов» за границу, где за исследовательскую деятельность научный сотрудник получает в 2,3-3 раза больше, чем на той же должности в России.

Также в последнее время у аспирантов различных ВУЗов большую популярность набирает работа на иностранные компании без выезда за границу. Т.е. аспирант в своей стране проводит исследование, отправляет его по интернету заказчику и зарабатывает таким способом от $500 за заказ, не выходя из дома. В России за те же деньги аспиранту придется работать в офисе 1,5-2 месяца.

К четвертой проблеме относится интеллектуальную собственность. В отличие от любых других материальных продуктов знание не имеет непосредственного экономического ограничения, его ценность не зависит от масштабов распространения. В этом плане знание – неисчерпаемый ресурс, которым безвозмездно могут пользоваться не только сегодняшнее, но и будущее поколения. Следовательно, с экономической точки зрения цена нового знания равна нулю.

В то же время новое знание расширяет возможности человека в использовании новых способов замещения традиционных источников энергии, получения новых материалов и технологий – в общем, всего того, что существенно увеличивает экономический потенциал. В этом плане полезность нового знания стремится к бесконечности, т.е. и цена знания стремится к бесконечности.

В современной России любое новое знание автоматически присваивает себе предприятие, сотрудник которого его произвел, ссылаясь на то, что материальной ценности оно не имеет, т.е. научный сотрудник работает за свой строго фиксированный гонорар и стимула создавать новое знание у него нет. Доходы от нового знания может получить только предприниматель после внедрения его в производство и продажи готовых товаров, а ученый и дальше будет довольствоваться только своим окладом, не получая никакой прибыли от созданного им проекта и создавая новые знания.

Ключевые слова

ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Абдукаримов Вячеслав Исматович

В статье рассматриваются проблемы инновационной деятельности в современной России и управления ею. Инновационный процесс объект планирования и управления. Каждая инновация должна, в конечном счете, обеспечивать определенный технический, экономический или социальный эффект. При этом важно интегрировать все составляющие инновационного механизма в единую систему, способную не только поглощать ресурсы, но и выдавать конечный конкурентоспособный продукт. Инновационная деятельность предприятия предполагает целый комплекс организационных, правовых, экономических, технологических, информационных и кадровых составляющих, которые в своей совокупности приводят к инновациям . Управление инновационной деятельностью способствует выработке стратегии инноваций , а также приемов, направленных на воплощение инноваций в жизнь. При выборе стратегии конкретизируется общее направление и методы достижения поставленных целей. Тактика инновационного менеджмента позволяет решать конкретные задачи в процессе достижения главной цели. В нашем случае это система управления человеческими ресурсами, включающая стратегию развития персонала, планирование развития персонала, оценку и мотивацию труда, т. е. эффективность управления процессами инновационной деятельности зависит от соответствующего кадрового обеспечения. На основе этого утверждения автором рассмотрена система развития персонала предприятия в рамках инновационной системы и алгоритм разработки и реализации стратегии развития персонала во взаимосвязи со стратегией инновационного развития предприятия. Таким образом, развитие инновационного менеджмента на современном этапе должно базироваться, прежде всего, на эффективном кадровом обеспечении, а также организационном, правовом, экономическом, технологическом, информационном и др.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Абдукаримов Вячеслав Исматович

  • Управление инновационной деятельностью в условиях вступления России в ВТО

    2011 / Абдукаримов Вячеслав Исматович, Меньщикова Вера Ивановна
  • Глобализация как фактор развития инновационной деятельности

    2013 / Кузнецов Олег Иванович
  • Развитие персонала в системе стратегического управления промышленных предприятий

    2014 / Абдукаримов Вячеслав Исматович
  • К вопросу о развитии инновационных технологий в персонал-менеджменте

    2014 / Верещагина Людмила Сергеевна
  • Управление развитием кадрового потенциала предприятия, как инструмент достижения его устойчивого развития в инновационной экономике

    2012 / Бардасова Э. В., Зотов М. А., Поникарова А. С.
  • Технологии создания проектных инновационных команд

    2016 / Бабинцева Елена Ивановна, Федина Кристина Васильевна
  • Формирование системы управления персоналом на промышленном предприятии

    2016 / Жариков Виктор Данилович, Кирсанова Дарья Александровна
  • Организационно-информационный аспект стратегического развития промышленных предприятий

    2016 / Пайдемирова Екатерина Александровна, Губанов Дмитрий Владимирович, Виндман Олег Валентинович, Задумин Андрей Валентинович
  • Задачи инновационного развития и методы корпоративного стимулирования разработчиков

    2016 / Бабаков Александр Владимирович
  • Методические аспекты преодоления инновационных барьеров на агропромышленных предприятиях

    2015 / Авезов Арслан-Али Мурзабекович, Эминова Эльнара Мигажидиновна

In article author considered problems of innovative activity in modern Russia and its management. In general innovative process has to be object of planning and management. Each innovation has to provide, eventually, a certain technical, economic or social effect. It is thus important to integrate all components of the innovative mechanism into the uniform system capable not only to absorb resources, but also to give out a final competitive product. Innovative activity of the enterprise assumes the whole complex of organizational, legal, economic, technological, information and staff components which in the set lead to innovations. Management of innovative activity promotes elaboration of strategy of innovations, and also receptions directed on an embodiment of innovations in reality. At a choice of strategy the general direction and methods of achievement of goals is concretized. Tactics of innovative management allows to solve specific problems in the course of achievement of a main goal. In our case it is the control system of human resources including strategy of development of the staff, planning of development of the staff, an assessment and motivation of work, i.e. effective management of processes of innovative activity depends on the corresponding staffing. On the basis of this approval author considered the system of development of the staff of the enterprise within innovative system and algorithm of development and realization of strategy of development of the staff in interrelation with strategy of innovative development of the enterprise. Thus, development of innovative management at the present stage has to be based, first of all, on effective staffing, and also organizational, legal, economic, technological, information, etc.

Текст научной работы на тему «Проблемы менеджмента инновационной деятельности и пути их решения на современном этапе развития России»

ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ

АБДУКАРИМОВ ВЯЧЕСЛАВ ИСМАТОВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются проблемы инновационной деятельности в современной России и управления ею. Инновационный процесс - объект планирования и управления. Каждая инновация должна, в конечном счете, обеспечивать определенный технический, экономический или социальный эффект. При этом важно интегрировать все составляющие инновационного механизма в единую систему, способную не только поглощать ресурсы, но и выдавать конечный конкурентоспособный продукт. Инновационная деятельность предприятия предполагает целый комплекс организационных, правовых, экономических, технологических, информационных и кадровых составляющих, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Управление инновационной деятельностью способствует выработке стратегии инноваций, а также приемов, направленных на воплощение инноваций в жизнь. При выборе стратегии конкретизируется общее направление и методы достижения поставленных целей. Тактика инновационного менеджмента позволяет решать конкретные задачи в процессе достижения главной цели. В нашем случае - это система управления человеческими ресурсами, включающая стратегию развития персонала, планирование развития персонала, оценку и мотивацию труда, т. е. эффективность управления процессами инновационной деятельности зависит от соответствующего кадрового обеспечения. На основе этого утверждения автором рассмотрена система развития персонала предприятия в рамках инновационной системы и алгоритм разработки и реализации стратегии развития персонала во взаимосвязи со стратегией инновационного развития предприятия.

Таким образом, развитие инновационного менеджмента на современном этапе должно базироваться, прежде всего, на эффективном кадровом обеспечении, а также организационном, правовом, экономическом, технологическом, информационном и др.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационный менеджмент.

Современные условия развития России ставят перед ней ряд вызовов, и от того, как она сможет их решить зависит ее будущее, сможет ли стать государством с цивилизованной, развитой экономикой или превратится в сырьевой придаток высокотехнологических стран.

Эта проблема актуализируется со вступлением России в ВТО. Долгожданное вступление России в ВТО имеет «две стороны медали». С одной стороны, это несомненно большой «плюс», так как произойдет интеграция экономики России в мировую экономику, возможный вариант снижение цен на многие товары, открытие мировых рынков для отечественной продукции, с другой стороны, имеется определенный «минус» - многие предприятия России не смогут при существующем состоянии их экономики и менеджмента составить конкуренцию зарубежным компаниям.

В связи с этим, необходимо кардинально менять подходы к экономике и системе менеджмента.

В настоящее время много говорится о необходимости модернизации экономики. Но, к сожалению, по нашему мнению, зачастую слова расходятся с фактическим решением данной проблемы.

Одним из принципов эффективного функционирования предприятия является развитие инновационной деятельности.

Между тем, несмотря на значимость данной проблемы, в теории и практике имеется много не решенных вопросов, которые требуют безотлагательного решения.

На данный момент замедление развития российской экономики, неоправданные надежды по удвоению ВВП являются, прежде всего, результатом неэффективного управления в области инновационного развития экономикой России, осуществление на практике политики продолжения упора на продажу энергоресурсов.

Инновация, с одной стороны, выступает как результат определенной деятельности, с другой -как сам процесс хозяйствования.

Так, в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» дается следующее определение инновации «Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» .

Таким образом, инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т. п.

С другой стороны, инновационная деятельность - это процесс создания, освоения и распространения инноваций в хозяйственный процесс, процесс по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании, т. е. реализации инноваций.

Как известно, инновационный процесс - это процесс преобразования идеи в продукт, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, его конструкторские разработки, создание технологии производства, маркетинга, организации производства и реализации .

Решение проблем активизации инновационной деятельности в России лежит в двух плоскостях, обеспечение развития инновационной деятельности на уровне:

Государства;

конкретных предприятий.

На уровне государства, к сожалению, нет продуманной и практически реализуемой системы управления развитием инновационной деятельностью в России.

Кроме того, за последние годы практически не осуществляется необходимая поддержка научно-исследовательских и конструкторских исследований, нет достаточного для этого финансирования. За исключением финансирования проектов в Сколково. Однако здесь мы видим неэффективное расходование финансовых средств, и как следствие не получены ощутимые результаты в области инновационных разработок.

Существенным тормозом развития инновационной деятельности в России является коррупционная составляющая, которая влияет на оценку инновационного проекта, и предприниматели при

разработке инновационных проектов вынуждены учитывать данную проблему.

Существенным тормозом в инновационном развитии России является монополизм ключевых компаний экономики России и низкая конкуренция среди предприятий. Предприятия не заинтересованы в модернизации оборудования, создании новых инновационных технологий и продуктов.

Другой важной проблемой развития инновационной деятельности в России, вытекающая из предыдущей проблемы, является низкая мотивация научных работников и работников инженерно-конструкторских служб, как в материальном, так и моральном аспектах.

Отсюда все большая так называемая «утечка мозгов» за рубеж, где высоко ценят наших специалистов в области инновационного развития.

На активизацию инновационной деятельности в России отрицательно влияют последствия так называемых «реформ» образования, которые затронули среднее специальное и высшее образование.

Важной проблемой повышения эффективности инновационной деятельности в России является большая отрицательная роль «бюрократизации» при принятии управленческих решений, когда оценка инновационного проекта зависит от чиновника, не имеющего соответствующего для этого уровня квалификации и не заинтересованного в конечном инновационном продукте .

В связи с этим для решения данных проблем, на наш взгляд, необходимо, прежде всего:

Разработать эффективную систему государственной поддержки инновационной деятельности в России, включая создание соответствующей «жизнеспособной» программы инновационного развития, льготное налогообложение, кредитование и страхование;

обеспечить необходимое правовое обеспечение инновационного развития, которое включает соответствующие правовые и нормативные акты, позволяющие регламентировать инновационную деятельность, поощрять инициативу в инновационной деятельности, способствовать, а не мешать ее развитию;

идти по пути ликвидации монополий и развития конкуренции;

Развивать среднее, специальное и высшее образование, включая разработку стратегического плана подготовки специалистов с учетом их востребованности в реализации будущих инновационных проектов;

Создать фонды и предоставлять гранты по повышению квалификации талантливой молодежи в зарубежных компаниях;

осуществлять результативный мониторинг и контроль за эффективностью расходования финансовых средств по реализации инновационных проектов, ввести персональную ответственность управленцев, влияющих на распределение финансовых потоков и отвечающих за конечные результаты;

Изучать и внедрять зарубежный опыт (Китай, Индия, Япония, США и др.) по государственной поддержке инновационного развития.

Активизация инновационной деятельности в России зависит также от системы менеджмента на уровне предприятий.

В связи с этим, возникает необходимость создания системы управления, позволяющей эффективно осуществлять инновационную деятельность на предприятии.

Эффективное управление инновационной деятельностью зависит от соответствующего организационного, экономического, технологического, информационного, кадрового обеспечения .

Организационное обеспечение включает, прежде всего, соответствующую организационную структуру, которая должна результативно решать поставленные задачи в рамках инновационной деятельности. К сожалению, на практике зачастую отсутствуют службы управления, отвечающие за разработку стратегии инновационной деятельности, ее планирование, оценку и анализ.

Экономическое обеспечение должно включать соответствующие финансовые ресурсы, позволяющие осуществлять эффективную инновационную деятельность. Как показывают проведенные исследования, во многих предприятиях в статьях расходов затраты на инновационную деятельность занимают малый удельный вес по сравнению с другими расходами. Кроме того, зачастую не проводится эффективное их использование. В связи с этим, необходимо в управленческую деятельность внедрять методы и методики оценки и анализа затрат на инновационную деятельность с целью выявления резервов повышения ее эффективности.

Технологическое обеспечение должно, с одной стороны, гарантировать конструкторскую разработку инновационных продуктов, с другой стороны, разработку технологии их производства.

Зачастую на практике гениальные разработки так и остались в единичных экземплярах и не нашли применение в технологии производства.

Важной составляющей системы управления инновационной деятельности является информационное обеспечение. Важным моментом является получение необходимой информации о новых разработках и ноу-хау в мировом пространстве, сравнение их с отечественными разработками и науч-

ными разработками на данном предприятии. Информационное обеспечение инновационной деятельности должно также предоставлять соответствующим структурным подразделениям информацию о ходе реализации планов научно -исследовательских разработок, их внедрения, эффективного использования в производстве.

Как показывает мировой опыт, и, прежде всего, опыт японских компаний, одних из мировых лидеров в инновационной деятельности, данная составляющая играет одну из ключевых ролей в производстве конкурентоспособных инновационных продуктов.

Эффективность управления процессами инновационной деятельности напрямую зависят от соответствующего кадрового обеспечения.

К сожалению, в России в настоящее время имеется отрицательная тенденция в этой области.

Так, неоправданное снижение финансирования научно-исследовательских разработок, плохая мотивация труда научных и инженерно-конструкторских кадров, привело к оттоку молодых одаренных людей из данной области в другие. Как следствие - старение возрастного состава людей, связанных с инновационной деятельностью, вымирание научных школ, отъезд талантливых специалистов за рубеж. Многие зарубежные компании, которые являются высокотехнологическими компаниями, мировыми лидерами по инновационной деятельности, в своем составе имеют талантливых сотрудников, родом из России, которые возглавляют целые направления по разработке инновационных продуктов.

Другой проблемой кадрового обеспечения инновационной деятельности является низкий квалификационный уровень работников, отвечающих за внедрение инновационных технологий в процесс производства и сам процесс производства инновационных продуктов.

В связи с этим, на предприятиях должна функционировать система управления человеческими ресурсами, включающая стратегию развития персонала, планирование развития персонала, оценку и мотивацию труда.

Управление человеческими ресурсами развития инновационной деятельности должно базироваться на следующих принципах:

Каждый менеджер на всех уровнях управления должен нести ответственность за управление персоналом, ответственного за инновационную деятельность;

Персонал рассматривается как ценный актив инновационной деятельности предприятия;

Взаимосвязь со стратегией и поставленными целями инновационного развития предприятия.

Одним из ключевых моментов этой системы является развитие персонала.

В это понятие входит не только обучение и повышение квалификации, но и индивидуальное планирование карьеры, развитие профессионального мастерства, оценка результатов деятельности (рис. 1).

Стратегия развития персонала подразумевает выделение стратегических целей по увеличению человеческого капитала во взаимосвязи со стратегией инновационного развития предприятия, определение путей их достижения.

Развитие персонала в рамках инновационной системы

Индивидуальное планирование (планирование карьеры)

Рис. 1. Система развития персонала предприятия в рамках инновационной системы

С учетом разработанной стратегии инновационного развития предприятия определяются стратегические цели и стратегия развития персонала.

На рисунке 2 представлен алгоритм разработки и реализации стратегии развития персонала во взаимосвязи со стратегией инновационного развития предприятия.

Реализация стратегии развития персонала включает:

Определение потребности в персонале по количеству и по профессиям на перспективу, который будет необходим для достижения поставленных стратегических целей в рамках инновационной деятельности;

Разработку моделей рабочих мест, т. е. необходимые знания, навыки, опыт, которые должны соответствовать занимаемой должности в рамках инновационной деятельности;

Оценку персонала, фактического его состояния по количеству и качеству в рамках инновационной деятельности;

Планирование карьеры сотрудников (ориентация на собственные ресурсы) или поиск, набор и отбор необходимых специалистов в рамках инновационной деятельности;

обучение и повышение квалификации в рамках инновационной деятельности;

Оценка результативности обучения в рамках инновационной деятельности.

Планирование карьеры является частью системы управления карьерой .

Управление карьерой направлено на:

Удовлетворение потребностей предприятия в кадрах в будущем, с учетом стратегии ее инновационного развития;

обеспечение перспективным работникам обучения с целью повышения уровня их знаний и умений, который позволит им работать на соответствующем уровне ответственности в рамках инновационной деятельности;

повышение уровня мотивации труда работников через развитие их карьеры, повышения статуса в рамках инновационной деятельности.

Система инновационного менеджмента предприятия должна иметь эффективный механизм определения перспективных, имеющих хороший потенциал работников, по которым будет выстроена система управления карьерой.

Как показало проведенное исследование ряда промышленных предприятий России, характерным является отсутствие эффективной системы управления карьерой.

В развитии карьеры особое место занимает обучение. Управление системой обучения, на наш взгляд, должно начинаться с определения потребностей развития персонала организации, стратегии ее инновационного развития.

Важным источником информации о потребности в профессиональном обучении являются индивидуальные планы развития карьеры сотрудников, а также заявки и пожелания самих сотрудников, направляемых непосредственно в отдел управления персоналом.

Процесс обучения является важной задачей развития персонала.

Рис. 2. Алгоритм разработки и реализации стратегии развития персонала во взаимосвязи со стратегией инновационного развития предприятия

То, что организация надеется достичь с помощью обучения, должно быть зафиксировано в четко сформулированных целях обучения.

Цели профессионального обучения, по нашему мнению, должны быть следующими:

Конкретными и реальными;

Ориентирующими на получение конкретных навыков.

На основе проведения обучения преподаватель (тренер) составляет характеристики на каждого обучающегося с описанием их психологических и профессиональных способностей и обсуждение их соответствующим линейным менеджером.

При прохождении определенного срока после обучения (2-3 мес.) мы считаем, что целесообразным будет, если преподаватель (тренер) встретится с обучившимися сотрудниками и их линейным менеджером для обсуждения эффективности обучения и выработки рекомендаций по совершенствованию их работы в области управления инновационной деятельностью. Здесь обучение будет сочетаться с элементами консалтинга .

Таким образом, управление инновационным развитием должно нацелено на решение задач, как на уровне государства, так и на уровне каждого предприятия, на повышение конкурентоспособности предприятий в условиях вступления России в

ВТО, базироваться на эффективной реализации всех составляющих, включая организационное, правовое, экономическое, технологическое, информационное, и, прежде всего, кадровое обеспечение.

Литература

1. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. Вып. 1. Анализ мирового опыта формирования и функционирования инновационных систем в контексте развития российской национальной модели. М., 2002.

2. Дагаев А. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 5.

3. Иванова Н. Инновационная сфера: контуры будущего // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 8.

4. Инновационное развитие региона: монография / под ред. В. М. Юрьева. Тамбов, 2004.

5. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / рук. авт. колл. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. М., 2004.

6. Кокурин Д. И. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный / Д. И. Ко-

курин, И. П. Николаева, В. М. Шепелев, Г. Д. Ковалев. М., 2003.

1. Innovatsionnaya sistema Rossii: model" i perspek-tivy yeyo razvitiya. Vyp. 1. Analiz mirovogo opyta formi-rovaniya i funktsionirovaniya innovatsionnykh system v kontekste razvitiya rossiyskoy natsional"noy modeli. M., 2002.

2. Dagayev A. Rychagi innovatsionnogo rosta // Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2000. № 5.

3. Ivanova N. Innovatsionnaya sfera: kontury bu-dushchego // Mirovaya ekonomika i mezhdunaridniye ot-nosheniya. 2000. № 8.

5. Innovatsionniy menedzhment v Rossii: voprosy strategicheskogo upravleniya i nauchno-tekhnologicheskoy bezopasnosti / ruk. avt. koll. V. L. Makarov, A. Ye. Varshavskiy. M., 2004.

6. Kokurin D. I. Resursy innovatsiy: organizatsion-niy, finansoviy, administrativniy / D. I. Kokurin, I. P. Nikolayeva, V. M. Shepelev, G. D. Kovalev.

PROBLEMS OF THE INNOVATIVE ACTIVITY OF MANAGEMENT AND THE WAY OF THEIR DECISION AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF RUSSIA

ABDUKARIMOV VYACHESLAV ISMATOVICH Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article author considered problems of innovative activity in modern Russia and its management. In general innovative process has to be object of planning and management. Each innovation has to provide, eventually, a certain technical, economic or social effect. It is thus important to integrate all components of the innovative mechanism into the uniform system capable not only to absorb resources, but also to give out a final competitive product. Innovative activity of the enterprise assumes the whole complex of organizational, legal, economic, technological, information and staff components which in the set lead to innovations. Management of innovative activity promotes elaboration of strategy of innovations, and also receptions directed on an embodiment of innovations in reality. At a choice of strategy the general direction and methods of achievement of goals is concretized. Tactics of innovative management allows to solve specific problems in the course of achievement of a main goal. In our case it is the control system of human resources including strategy of development of the staff, planning of development of the staff, an assessment and motivation of work, i.e. effective management of processes of innovative activity depends on the corresponding staffing. On the basis of this approval author considered the system of development of the staff of the enterprise within innovative system and algorithm of development and realization of strategy of development of the staff in interrelation with strategy of innovative development of the enterprise. Thus, development of innovative management at the present stage has to be based, first of all, on effective staffing, and also organizational, legal, economic, technological, information, etc.

Key words: innovation, innovative activity, innovative management.

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2013, N 1

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Российская экономика не носит характера инновационной и все еще является экономикой переходного периода, что обосновывается большими рисками инвестиций в инновационную сферу. Смягчение этой ситуации видится на путях развития государственно-частного партнерства, создания национальной инновационной системы, инновационной активности российской экономики, подготовки кадров нового мышления.

Инновационная активность и инновационное развитие экономики

Существующее положение в мировой экономике и сравнительный анализ состояния дел в российской экономике позволяют сделать ключевой вывод о том, что российская экономика не носит характера инновационной экономики, а все еще является неэффективной сырьевой экономикой переходного периода, что обосновывается большими инновационными рисками и стоимостями инвестиций в инновационную сферу. Смягчение этой ситуации видится на пути:

а) развития государственно-частного партнерства;

б) создания и развития национальной инновационной системы;

в) инновационной активности российской экономики;

г) переподготовки и подготовки кадров нового мышления.

Понимание инновационной активности позволит изучить суть инновационного развития экономики, а термина "развитие" как понятия, указывающего на качественные изменения в экономике в целом и отдельно в субъектах хозяйствования с расширением возможностей.

Известны следующие факты сложившейся ситуации :

Данные о начальной стадии инновационной цепочки - блок "Знания": 12% численности ученых в мире (то есть число ученых в РФ) создают лишь 0,3% мировой наукоемкой продукции;

Данные о конечной стадии инновационной цепочки - блок "Конечная инновационная продукция": только 7 - 10% продукции РФ является инновационной в сравнении с 70 - 80% объемов инновационной продукции в развитых зарубежных странах.

Отметим, что доходность венчурного бизнеса в России 10 - 15%, а на Западе 40%. По заключению Счетной палаты РФ на 2012 г., по объему оцененных и учтенных на балансе предприятий нематериальных активов (НМА) Россия находится далеко не в первой десятке в мире, что, разумеется, не соответствует фактической действительности по формальным признакам . Например, фирма "АНТК им. Ильюшина" имеет на балансе НМА на незначительную сумму; 5,5% в общем объеме промышленной продукции считается инновационной продукцией. Имеется ситуация, когда предприятие по какому-то из видов продукции в лучшем случае зарегистрировало патент.

Проблемой в инновационной деятельности является отсутствие кадров, как определяющих инновационную политику в регионах, так и работающих в инновационной сфере. Это государственные и муниципальные служащие, руководители и специалисты реального сектора экономики.

Решение этой проблемы связано с необходимостью разработки и реализации модульно-компетентностного подхода в обучении инновационных специалистов с перечнем определенных программ обучения и самой технологией обучения, что особенно важно при вступлении России в ВТО.

Быстро решить проблему дефицита кадрового обеспечения в России возможно и необходимо через широкую сеть системы дополнительного профессионального образования (ДПО), как наиболее мобильной. Однако это не исключает планомерную подготовку новых кадров рабочих, специалистов и управленцев различных отраслей в ПТУ, сузах и вузах, способных работать в условиях модернизации и конкуренции.

По мере вхождения России в ВТО будет возрастать конкуренция на внутреннем рынке страны, ведущая к свертыванию и разорению конкурентно слабых производств. Отсюда увеличение безработицы, падение платежеспособного спроса, перелив рабочей силы между предприятиями и отраслями, миграция населения. Для смягчения социальной напряженности должна быть развернута сеть целевой переподготовки кадров для востребованных специальностей и профессий, а переподготовка управленцев должна включать в себя также освоение законодательной базы и судебной практики ведущих стран ВТО. Соответственно формируются учебные программы для системы ДПО.

Опыт организаций внутри образовательного подкластера

Авторами проанализированы внутри образовательного подкластера образовательные программы с инновационной направленностью обучения; сформированы инновационные компетенции желаемых специалистов для работы, например в Национальном центре авиастроения (НЦА) как Авиационного инновационного кластера (АИК); проанализированы связи (отношения) между образовательными учреждениями, входящими в образовательный подкластер. На основе полученных результатов формируется стратегия инновационного развития образовательного подкластера, основанная на модульно-компетентностном подходе.

В образовательном подкластере можно выделить три типа направлений подготовки следующих специалистов: например, экономические вузы: Высшая школа экономики, Муниципальный институт г. Жуковский, Международный институт менеджмента ЛИНК - инновационный менеджер, менеджер по инновационному развитию организаций или кластеров; технические вузы: Московский технический университет им. Н. Э. Баумана, Московский авиационный институт - инженер-менеджер, инженер - менеджер наукоемкого производства; научно-исследовательские: Московский физико-технический институт - технологический менеджер или технологический предприниматель.

В настоящее время в образовательном подкластере реализуется инновационный образовательный проект, цель которого заключается в создании инновационной образовательной системы, включающей в себя широкомасштабные научные исследования, современные формы и методы обучения с использованием дистанционных технологий и активным внедрением полученных результатов в практику, включая создание бизнес-центров и бизнес-инкубаторов. Здесь же возникает проблема формирования взаимоувязанной системы существующих стандартов обучения (специальностей и специализаций) для реализации необходимого инновационного образовательного процесса на примере в НЦА как АИК.

Словарь управления персоналом. Инновационный проект - проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.

Цель и. п. - создание новой или изменение существующей систем - технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

На примере экономических специальностей эта проблема решается следующим образом : разработаны 16 модулей учебных курсов, изданных в виде учебника и учебных пособий; создаются кафедра "Инновационные технологии", бизнес-инкубатор, инновационный образовательный центр; сформированы и описаны квалификации выпускников: а) инновационный менеджер; б) менеджер по инновационному развитию организаций; в) менеджер по инновационному развитию кластеров и подкластеров.

Второй проблемой являются разработка и внедрение инновационных проектов. Решение ее связано с системной генерацией, описанием и экспертизой инновационных проектов, с повышением инвестиционной привлекательности проектов, с вовлеченностью в эту деятельность инновационных специалистов.

Третьей проблемой являются элементы национальной инновационной системы. Решение проблемы связано с регионально-отраслевой кластеризацией субъектов хозяйствования, с количественным анализом их инвестиционной эффективности и системным включением в эти кластеры адекватных элементов инновационной инфраструктуры.

Четвертую проблему составляет инновационная среда, базирующаяся на инновационной кластеризации. Решение ее заключается в системном объединении инновационной деятельности региональных отраслевых кластеров и, как следствие, в системном объединении элементов инновационной инфраструктуры. Например, создание НЦА в г. Жуковский призвано обеспечить российской авиации развитие и рост, а также прорыв России в мировые экономические лидеры. Таким образом, должна быть сформирована сеть научных венчурных предприятий при поддержке государства. Дополнительные возможности должны быть предложены для малого бизнеса.

Пятой проблемой являются проблемы коммерциализации результатов исследований и разработок. Трансформация научно-технических разработок в инновационный продукт, пригодный для производства и интересный рынку, самый трудный этап в цепочке, связывающей науку с потребителем. Причина - непонимание специалистами нужд рынка, отсутствие соответствующих знаний и опыта в области технологического предпринимательства.

Сегодня каждый научный институт вынужден в той или иной степени развивать новое для себя направление - коммерциализацию полученных результатов. Так поступают в каждом зарубежном университете или научном центре. Большинство руководителей российских научных коллективов имеют слабое представление о коммерциализации. Раньше они занимались внедрением и пытаются продолжать эту работу в новых экономических условиях. Однако внедрение - понятие из другой области экономики .

Ключевое звено в развитии инновационной деятельности в нашей стране - это не деньги и даже не нормативная база, а кадры, способные грамотно вести коммерциализацию научно-технических разработок, входить в контакты с зарубежными партнерами, выводить на мировой рынок свои разработки.

В процессе коммерциализации два участника: продавец и покупатель. Наука, выступающая в роли продавца, до коммерциализации уже доросла на основе государственно-частного партнерства. Промышленные предприятия, которые должны выступать в роли покупателя, не рассматривают технологию как лежащий на поверхности ресурс. Для них интересны такие ресурсы, как реструктуризация и рачительное распоряжение имеющимися фондами, хотя поиск и внедрение новых технологий тоже постепенно входят в сферу интересов предприятий. Поэтому взаимодействие российских научно-технических и промышленных предприятий в новых рыночных условиях - одна из основных существующих на сегодняшний день проблем.

Распространено мнение, что в условиях низкой платежеспособности целесообразнее финансировать разработку пусть не самого лучшего, но продаваемого в России продукта. Это не так. Выгоднее привезти уже имеющийся на мировом рынке инновационно-перспективный продукт или технологию его производства, чем тратить средства на освоение выпуска посредственного продукта. Выгоднее, потому что менее рискованно, а значит, дешевле. Без конкурентоспособности будущего нового продукта вкладывать деньги в его создание нецелесообразно.

Обычно все говорят о недостатке средств для доведения разработки до производства и рынка. На самом деле эта проблема редко бывает главной. В рыночной среде, если выходишь с коммерчески значимой инициативой, деньги всегда находятся. Однако помимо интересной идеи важна организация, то есть способность конкретных людей эту идею реализовать.

Опыт показывает, что в реальных условиях от идеи создания нового продукта до поступления доходов от его продажи проходит года три-четыре, в редких случаях - меньше. Это период инновационного проекта. Для того чтобы довести разработку от лабораторного прототипа до опытной партии, нужно около 1 - 2 млн долл. (мы не рассматриваем здесь затраты, связанные с предысторией разработки). Никто не дает таких денег сразу. Дают маленькими порциями за каждый отдельный шаг реализации инновационного проекта.

Основанием для инвестиций является легенда, называемая объемом будущего рынка нового продукта. В легенду можно верить или не верить - подтвердить ее без нового продукта нельзя. По мере того как он создается и выводится на рынок, легенда уточняется, выдвигаются аргументы в ее защиту. Даже когда появляются опытная партия и первые покупатели, легенда остается все еще не подтвержденной: планируемого рынка для этого продукта пока нет, и никто еще не достал из кармана 100 млн долл., чтобы его купить. Однако уже можно строить достоверные прогнозы. Именно в тот момент, когда идет продажа опытных партий, начинается процесс расширения производства. Превращаясь в серийное производство, малое предприятие обычно и продается, цена которого, как правило, начинается с десятков миллионов долларов. В этом экономический смысл инновационной деятельности. Кто в результате получит деньги? Предприятие и те, кто к моменту продажи бизнеса имеют долю в этом предприятии, в том числе разработчик и менеджер.

Примечание. В упрощенном смысле отчуждение знаний представляет собой предоставление информации. От качества отчуждения информации зависит ее последующее использование.

Возникает закономерный вопрос: сколько процентов на финишной прямой остается разработчику? Если он не вошел в число менеджеров, а остался специалистом, занимающимся только техническими вопросами, он оставляет за собой статус автора и получает "на выходе" менее 10%. По этому вопросу мнение большинства ученых прямо противоположное.

Создание новой продукции проходит 4 основных этапа : анализ концепции нового продукта (концептуальная стадия), лабораторная проверка осуществимости идеи (лабораторная стадия), создание опытного образца продукции (технологическая стадия), подготовка производства опытной партии и его реализация (производственная стадия). Каждый из этих этапов требует возрастающих на порядок инвестиций. А тот, кто приносит деньги, "отхватывает" часть прав собственности.

Кроме продавца и покупателя в процессе коммерциализации важную роль играет инфраструктура, элементом которой являются технопарки, прошедшие в своем развитии три стадии. На первой стадии они предоставляли инновационным предприятиям льготные помещения. На второй стадии технопарки предоставляли в общее пользование службы обеспечения. Третье же поколение технопарков осуществляют менеджмент и делают это, рассчитывая на долю в будущей прибыли. С помощью технопарка как мощного информационного и финансового канала у малого предприятия могут открыться новые возможности для выхода на мировой рынок.

В инновационной сфере наглядно отразились многие изменения в экономической жизни страны, которые принесли с собой реформы. Вопросы распределения прав на результаты исследований и разработок между авторами и различными организациями, в которых они работают, организационно-правовые формы коммерциализации этих результатов, особенности финансирования рисковых инновационных проектов, поиск и взаимодействие со стратегическим партнером, стратегическое бизнес-планирование, управление интеллектуальной собственностью, трансфер технологий - эти и иные аспекты процесса превращения научно-технической продукции в товар - совершенно новые для российских ученых и производственников в условиях рыночных отношений и различных форм собственности. Отношение же к малому инновационному бизнесу не всегда доброжелательное, особенно в институтах, из которых такие предприятия возникли. Потому поле для дискуссий остается достаточно широким.

Вышеописанные проблемы и пути их решения формулируют определенные требования к администрации регионов и отраслей, к руководителям субъектов хозяйствования. Эти требования заключаются в государственном подходе для решения этих проблем, достаточном уровне знаний в области инноватики и инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Гунин В. Н. Инновационная активность предприятий: сущность, содержание, формы. М.: ГУУ, 2011. 258 с.

2. Ескин К., Крутик А. Инновационная деятельность и новые открытия. Государственная стратегия реформирования // Инновации. 2012. N 7. С. 35 - 38.

3. Арутюнов Ю. А., Киселева М. М., Коротаева О. В. Опыт практической работы по инновационному развитию регионального/отраслевого подкластера образовательных учреждений: Уч. пос. Долгопрудный: МФТИ, 2011.

4. Инновации и коммерциализация интеллектуальной собственности: Уч. пос. / Под ред. В. В. Балашова, В. В. Масленникова. М.: ГУУ, 2011. 270 с.

-1

Деятельности

Инновационная деятельность неизбежно сталкивается и с некоторыми проблемами. Понимание этих проблем нередко сближает дистанцию между далекими перспективами развиваемых проектов и имеющимися реальными инновационными возможностями, а также помогает в принятии конкретных решений. Не затрагивая фундаментальную проблему нехватки денег для развития бизнеса, приведем некоторые из типичных проблем.

Движущаяся цель . Нередко развиваемые проекты по разработке новых продуктов видятся перспективными в рамках одного, а чаще всего целого набора допущений. Этими допущениями могут быть элемент стабильности на рынке, отсутствие резких технологических изменений в определенной области, отсутствие изменений в предпочтениях потребителей и т.д. К сожалению, не всегда эти допущения в конечном счете оказываются верными, и тогда проект может стать убыточным. Мы предполагаем, а жизнь располагает.

Внутрикорпоративные напряжения . Предприятие подобно живому организму: оно так же развивается и меняется. То, что еще вчера казалось перспективным и заманчивым, сегодня может перестать привлекать некоторых менеджеров. Внутренняя динамика предприятия может сложиться таким образом, что отдельные менеджеры со временем увидят неактуальность проводимого в жизнь проекта и поставят вопрос о его прекращении или приостановлении в интересах либо других проектов, либо отдельных стратегических задач предприятия в свете изменившихся обстоятельств. Текучесть кадров, особенно менеджеров высшего звена, делает невозможным успешное продолжение начатого.

Неразличимость новой разработки . На первой стадии проекта идея нового продукта нередко видится достаточно туманно. Со временем, по мере того как в исследования и разработку уже вложены некоторые средства, можно убедиться, что новый продукт недостаточно оригинален и не открывает таких далеких перспектив, как это казалось в самом начале работы над проектом. Нередко такое понимание приходит к разработчикам уже после первой пробы на рынке, когда потребители достаточно холодно встречают новую разработку. Тщательность и качество маркетинговых и патентно-коньюнктурных исследований, а особенно интуиция управляющих нивелируют проблемы такого типа.

Неожиданные технические проблемы . Не всегда удается с самого начала четко спрогнозировать, какие технические задачи будут стоять перед разработчиками. К сожалению, возникающие технические проблемы не всегда удается обойти (например, нужен новый материал или оснастка, а их нет). Тогда перед предприятием может возникнуть вопрос о прекращении финансирования проекта или о его заморозке до того момента, когда технические возможности предприятия станут шире.

Лавинообразный рост затрат на проект . Нередко бюджеты на разработку новых продуктов на его начальном этапе кажутся достаточно привлекательными. Однако по мере его осуществления объём непредвиденных затрат может неконтролируемо расти. Это может поставить проект перед угрозой срыва. Иногда уже на начальном этапе объёмы финансирования могут оказаться трудноопределимыми, что нередко отпугивает менеджеров. Инфляция непредсказуема, особенно в кризисные периоды мировой экономики.

На практике предприятиям приходится отказываться от продолжения уже начатых и изрядно профинансированных проектов. Но это имеет место в большей части не по причине того, что группа разработчиков проекта была недостаточно квалифицированна или плохо работала, и не потому, что высшие менеджеры не имели добрых намерений. Большая часть проектов оказывается неудачной только из-за того, что не был проведен анализ возможностей предприятия по осуществлению такого проекта, не был получен ответ на главный вопрос при принятии решения об осуществлении инновационной деятельности: в состоянии ли предприятие вообще осуществлять идею выпуска нового продукта либо получить такой продукт? Есть ли запас прочности бизнеса?

4.15. Функциональный подход к инновационному менеджменту

Управление инновациями является сложнейшим процессом, которому посвящена современная наука, называемая инновационным менеджментом, она является базовой во всей инновационной деятельности. В настоящее время разработаны и применяются инновационными менеджерами 20 подходов к инновационному менеджменту, которые дополнены принципами и методами управления инновациями. Рассматривать сущность этих подходов в учебнике, предназначенном лишь для ознакомления с инновациями и инновационной деятельностью не имеет смысла, однако перечислить их целесообразно для принятия к сведению и представления всей сложности затронутой темы, один их них – функциональный, как наиболее понятный, рассмотрим более подробно, затем в кратком виде рассмотрим системный подход, являющийся самым современным и сложным.

Перечислим научные подходы к инновационному менеджменту:

Системный;

Воспроизводственно-эволюционный;

Маркетинговый;

- функциональный;

Нормативный;

Комплексный;

Интеграционный;

Динамический;

Процессный;

Оптимизационный;

Директивный;

Поведенческий;

Ситуационный;

Логический;

Инновационный;

Виртуальный;

Стандартизационный;

Эксклюзивный;

Структурный;

Деловой;

Сущность функционального подхода к инновационному менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности.

После установления функций создаётся несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. Цепочка развития объекта: потребности → функции → показатели будущего объекта → изменение структуры системы.

В настоящее время к управлению применяется, в основном, предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. Например, техническая система совершенствуется путём доработки существующей системы по результатам маркетинговых исследований, анализа научно-технического прогресса в заданной области техники, замечаниям и предложениям потребителей. Поэтому на практике перед конструкторами ставится задача достигнуть по важнейшим показателям качества объекта – мирового уровня. В чём недостатки такого подхода? Во-первых, сами конструкторы не заинтересованы в проведении широкого и глубокого анализа мирового рынка, в установлении для себя трудных задач (пусть это сделают патентоведы и маркетологи – это их «хлеб»). Мировой уровень потребностей к моменту внедрения объекта у потребителей своевременно, объективно и качественно могут спрогнозировать только маркетологи, применяя свои профессиональные технологии. Во-вторых, допустим, конструкторы очень постарались и нашли лучший мировой образец. Однако этот образец проектировался вчера и несёт в себе идеи вчерашнего дня. Технический прогресс не стоит на месте. Поскольку ещё нужно время на разработку, освоение и производство нового образца, за этот период мировые достижения в данной области уйдут далеко вперёд. Применяя предметный подход, инвесторы и менеджеры всегда будут только догонять вчерашний день и никогда не выйдут на мировой уровень.

При использовании предметного подхода к развитию социально-экономических систем менеджеры идут по пути совершенствования существующих систем. И на практике менеджеры часто сталкиваются с проблемой поиска работы для существующих коллективов или работников. При применении функционального подхода идут от обратного, от потребностей, от требований «выхода» системы и возможностей на её «входе». Смотри схему 4.15.

Утилизация

Стратегический маркетинг


Эксплуатация (применение)


Внедрение

Организационно- технологическая

подготовка производства

Производство

Схема 4.15 применения функционального (ФП) и предметного (ПП) подходов к совершенствованию объектов.

При применении функционального подхода абстрагируются от существующих объектов, выполняющих подобные функции. Создатели новых объектов, удовлетворяющих требованиям потребителей, ищут совершенно новые технические решения для удовлетворения существующих или будущих (потенциальных) потребностей. Этот подход должен применяться в совокупности с другими подходами, прежде всего с системным, воспроизводственным и маркетинговым.

Отличия ФП и ПП к развитию структуры фирмы и к развитию продукции фирмы приведены в таблице 4.15.

Таблица 4.15.

Признак Предметный подход Функциональный подход
Отличия к развитию структуры фирмы
Идея подхода Совершенствование выпускаемой модели и действующих структур Создание новых объектов и структур в соответствии с требованиями рынка
Форма организационной структуры фирмы Линейно-функциональная или матричная Проблемно-целевая или матричная
Уровень новизны (преемственности) организационной и производственной структур фирмы Низкий Высокий
Состояние основных материальных активов Устаревшие Новые
Принцип формирования штатного расписания Адаптация структур подразделений к работающим сотрудникам По параметрам выхода (целевой подсистемы) фирмы, задачам и функциям подразделений
Удельный вес высококвалифицированных менеджеров и специалистов Низкий Высокий
Средняя заработная плата менеджеров и специалистов Невысокая Выше раза в два
Средний возраст менеджеров и специалистов 50…55 лет 35…40 лет
Эффективность и устойчивость функционирования фирмы Низкая Высокая
Конкурентоспособность фирмы Невысокая Высокая
Отличия к развитию продукции фирмы
Глубина и качество маркетинговых исследований Незначительные Значительные
Степень удовлетворения рыночных потребностей в данной продукции Неполная Полная
Технический подход к совершенствованию продукции На основе унификации с выпускаемой моделью На основе создания совершенно новой продукции
База сравнения при планировании обновления продукции Лучший образец конкурентов Опережающая база срав-нения, ориентированная на обеспечение конкурентоспособности продукции к моменту выхода с продукцией на рынок
Степень новизны (патентоспособности) продукции Низкая, совершенствование выпускаемой модели Создание новой качественной продукции
Трудоёмкость разработки и освоения новой продукции Низкая Высокая
Степень новизны технологии Низкая Высокая
Преемственность организации производства и труда Совершенствование существующей организации Проектирование новой организации
Уровень освоенности рынка Освоен полностью Рынок может быть старым или новым
Конкурентоспособность продукции Низкая Высокая