Компании представляет набор мер, направленных на внедрение новых технологий или создание новых продуктов. Возможность предложить потребителю продукцию, не имеющую аналогов, помогает обойти конкурентов. Поэтому любой организации важно вести новаторскую работу.

Основной стимул ведения инновационной деятельности на современных предприятиях – моральный износ выпускаемых товаров. Для того чтобы выявить продукцию, выпуск которой уже не актуален при существующем уровне технического прогресса в мире, на предприятиях периодически проводят специальную проверку. Цель такой проверки – выявить уже устаревшие технологии и продукцию.

Кроме того, на основе проведённой работы руководители организации пытаются найти способы самостоятельно перевести свою продукцию или услуги в разряд устаревших, не дожидаясь момента, когда до этого додумаются конкуренты. В идеале такой анализ определяет приоритеты фирмы в области новаторства.

Инновационная деятельность может организовываться па разных уровнях управления - непосредственно на предприятии, в рамках объединения предприятий, на региональном и на государственном уровне. На каждом уровне применяются свои способы и методы организации инновационной деятельности.

Инновационная стратегия на микроуровне, т.е. на уровне предприятия или организации (рис. 19.1), определяется базовыми стратегиями развития предприятия, характером возникающих при этом инновационных задач, наличием инновационного потенциала у предприятия.

Инновационная стратегия определяет вид инновационной деятельности, ее формы, а также конкретные методы ее организации. Организация инновационной деятельности направлена на упорядочение процессов генерации новых идей, поиска и разработки технических решений, создание инноваций, их внедрение в производство и управление компанией, коммерциализацию инноваций.

Рис. 19.1.

Организация инновационной деятельности включает в себя формирование и реорганизацию структур, осуществляющих инновационные процессы. Такая работа может проходить в различных формах, основными из которых являются создание, поглощение, выделение.

Создание - это формирование новых предприятий, структурных подразделений или единиц, призванных осуществлять инновационную деятельность. Это могут быть проектные и научно-технические подразделения и самостоятельные организации, создаваемые как внутри, так и вне материнской организации.

В ряде случаев весьма эффективным организационным механизмом может быть поглощение крупной компанией небольших инновационных фирм, деятельность которых входит в круг интересов этой компании. Данный механизм приводит к значительному сокращению сроков выхода с новым продуктом па рынок, а кроме того, позволяет получить синергетический эффект от объединения инновационных достижений. Сами малые инновационные фирмы также могут быть заинтересованы в поглощении, так как они не всегда обладают достаточными средствами для продолжения инновационной деятельности.

Механизмом, дополняющим поглощение, является установление тесных связей между крупной компанией и малыми инновационными фирмами, основанных на долгосрочных договорных отношениях. Такое партнерство позволяет создать инновационное окружение производственной компании.

Выделение - организационный механизм, предполагающий создание самостоятельных инновационных компаний, ранее бывших частью целостных образований. Такие действия целесообразно осуществлять, когда образуется новое направление деятельности, не связанное с основной специализацией компании, отвлекающее на себя ее ресурсы. Выделенная структура может создаваться как дочернее предприятие материнской компании, как обособленное малое предприятие под учредительством крупной материнской компании, с тем чтобы затем преобразоваться в аутсорсинговую фирму, обслуживающую инновационный процесс фирмы-заказчика.

Инновационные стратегии фирмы можно разделить на две группы: стратегии проведения НИОКР и стратегии внедрения и адаптации нововведений. В первой группе стратегий можно выделить следующие:

  • 1) лицензионная стратегия. Приобретаются незаконченные или завершенные разработки с целью их дальнейшего развития и использования;
  • 2) стратегия параллельной разработки. Эта стратегия предполагает одновременное приобретение технологической лицензии па готовый продукт и проведение и освоение собственных разработок;
  • 3) стратегия исследовательского лидерства, нацеленная па достижение передовых позиций в области определенных НИОКР.

Вторая группа стратегий связана с внедрением нововведений. Среди них:

  • 1) стратегия поддержки продуктового ряда. Ее смысл заключается в улучшении потребительских свойств выпускаемых традиционных товаров, не подверженных сильному моральному старению;
  • 2) стратегия продуктовой и процессной имитации, при которой предприятие заимствует технологии со стороны;
  • 3) стратегия радикального технологического и продуктового опережения. Это достаточно дорогая и рискованная стратегия, однако в ряде случаев она приводит к успеху;
  • 4) стратегия выжидания лидера. Принимается крупными предприятиями-лидерами в периоды выхода на рынок новых продуктов, спрос на которые еще не определен. Первоначально на рынок выходит малая фирма, а затем в случае удачи лидер перехватывает инициативу.

Важным фактором успеха инновационной деятельности предприятия является стимулирование творческой активности его сотрудников. Как добиться участия каждого специалиста в поиске новых технологий, продуктов и управленческих решений? Как сформировать у каждого творческое отношение к своей работе? Как пробудить у сотрудников предпринимательской структуры мотивацию к изменениям? Ответы на эти вопросы лежат не только в теории управления, но и в практической деятельности фирмы. Для того чтобы автор или авторы идеи взялись с энтузиазмом за ее воплощение, им требуется поддержка. Именно поэтому в организациях необходимо разрабатывать специальные программы поддержки и поощрения экспериментов и экспериментаторов. Каждому, кто высказал новую идею или разработал тот или иной инновационный проект, при определенных условиях гарантируется поддержка со стороны руководства, которая может касаться и финансов, и консультаций, и снабжения, и производственных площадей, и рабочего времени других сотрудников, и оборудования, и сырья, и комплектующих.

Главным источником изменений в каждой предпринимательской структуре всегда являются люди. Способностью генерировать новые идеи и реализовывать их обладают многие специалисты. Однако используется эта способность на благо фирмы лишь в том случае, если реализуются следующие условия и предпосылки:

  • - люди привержены целям своей организации;
  • - сотрудники имеют согласованное видение решения проблем;
  • - каждый член коллектива имеет реальную возможность сделать что-то на практике, используя свою способность к инновациям.

Одним из элементов инновационного климата является формирование мотивирующего видения у работников. Видение - это комплекс представлений работников организации (предприятия) по поводу того, чем должна стать эта организация (предприятие) в будущем. Создание видения - более важная задача, чем формирование традиционных планов. В создании видения участвует не только разум, но и эмоции. В связи с этим в формировании видения участвуют прежде всего элементы культуры организации.

Нередко организации используют внешние источники нововведений, в частности путем создания или участия в создании венчурных фирм. Венчурные фирмы как подверженные повышенному риску заставляют практически каждого сотрудника с удвоенной энергией генерировать новые идеи и работать над их воплощением. Результат деятельности большинства венчурных фирм известен: либо они терпят финансовый крах, "закрывая" тем самым малоперспективное направление поиска, либо они добиваются успеха, и тогда, как правило, окрепшую венчурную компанию покупает крупная фирма, участвовавшая в ее создании, а учредители венчурной фирмы в качестве награды за риск, удачный поиск и достигнутые результаты получают весьма значительную сумму, эквивалентную стоимости их компании. Таким образом, любая крупная нововведенческая фирма может не только в своих стенах проводить научные исследования и вести опытно-конструкторские разработки, помогая в становлении ряда венчурных компаний, она может расширить поле своих исследований и экспериментов, причем вести их "чужими руками", приобретая в качестве исследователей и экспериментаторов команды весьма сильно мотивированных энтузиастов.

Многие фирмы успешно применяют механизм мотивации, создавая в рамках своих структур внутренние рисковые проекты. Внутренние венчуры создают дополнительные мотивы к творческому труду, формируют внутри себя благоприятный нововведенческий климат, истинную страсть к изменениям, способствуют изменениям всей фирмы в целом.

Невозможно создать на предприятии инновационный климат в приказном порядке, скажем, возложив административным путем эту ответственность на какое-либо структурное подразделение предприятия.

Наиболее эффективным фактором формирования инновационного климата на предприятии является создание автономных групп (команд) для осуществления деятельности и управления любыми работами. Группы (команды) становятся основным "строительным" блоком компании. В группу могут входить представители всех функциональных служб, ей предоставляются необходимые ресурсы.

Руководители инновационных организаций стремятся развивать у персонала управления способности к инновациям, культивируя и поощряя качества людей, отвечающие следующим требованиям:

  • открытость, восприимчивость, готовность к новому опыту;
  • независимость, нонконформизм;
  • гибкость, готовность отказаться от прежних идей и моделей;
  • терпимость к окружающим и к иным представлениям и мировоззрениям.

Одной из эффективных форм активизации инновационной активности сотрудников являются так называемые ретриты.

Ретрит - это форма обучения сотрудников в рамках регулярно проводимых собраний персонала с фиксированной повесткой дня. Часто ретриты проводятся в нерабочее время, например в субботу, и сопровождаются неформальным общением сотрудников, что способствует налаживанию продуктивных коммуникаций между членами коллектива. Эта форма повышения эффективности работы коллективов стала своеобразной формой повышения квалификации и обучения. Она также позволяет раскрепостить инновационный потенциал сотрудников, вовлечь их в творчество, в поиск новых, лучших подходов к своей работе. Ретриты принимают вид неформальных обсуждений, в процессе которых сотрудники в непринужденной обстановке выдвигают собственные решения проблем развития подразделения или фирмы в целом.

Функции государства в области управления инновациями включают в себя следующее:

  • формирование государственных программ и установление приоритетов развития в научно-технической сфере;
  • финансирование фундаментальных исследований, которые определяют будущий уровень развития страны, развитие фундаментальной науки;
  • развитие образования, формирование условий для плодотворной интеграции науки, вузов и бизнеса, организацию подготовки научных и инженерных кадров;
  • регулирование деятельности в особых экономических и технико-внедренческих зонах;
  • развитие венчурных фондов;
  • формирование и развитие национальной инновационной системы, обеспечивающей инновационный климат (рис. 19.2).

Государство вырабатывает стратегию и приоритеты развития науки, техники и технологии. Государство размещает заказы на исследования, разработки и выпуск приоритетной продукции для государственных нужд, а также формирует ориентиры народнохозяйственных потребностей в определенных видах и группах товаров, носящие рекомендательный характер.

Рис. 19.2.

Существенная роль государственных органов власти заключается в обеспечении условий и способности предприятий к инновационному развитию. Способность к инновационному развитию - свойство рыночной экономической системы, которое позволяет генерировать на собственной основе нововведения, обеспечивающие конкурентоспособность системы во взаимодействии с внешними силами. Для целенаправленных действий но стимулированию и регулированию инновационной деятельности предприятий у государства имеются следующие рычаги и инструменты:

  • стимулирующая кредитно-финансовая, налоговая и амортизационная политика;
  • система экономических льгот субъектам инноваций и инвесторам;
  • поддержка производства новой продукции.

Государство может выступить непосредственно в качестве хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации социально значимых инновационных проектов: современные технологии, продукты и услуги в сферах транспорта, связи, энергетики, ЖКХ. Вместе с тем благоприятные ставки процента и налогов, масштаб кредитных ресурсов имеют фундаментальное значение для реализации инновационной стратегии предприятий.

Государство формирует условия для положительных изменений в инновационной сфере. Оно осуществляет поддержку и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство путем установления налоговых льгот, государственных гарантий и субсидирования кредитов. Одна из существенных функций государства в инновационной сфере - совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. В современных экономических условиях это, прежде всего, уточнение налогооблагаемой базы, формирование амортизационной политики, стимулирующей вложения в наукоемкое оборудование.

Государство создает условия для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и ее реализации на внешнем рынке. Также государство может содействовать продвижению отечественных инноваций за рубежом, поддерживать выставочно-ярмарочную деятельность, информационный обмен в инновационных сферах, создавать формы взаимодействия со странами - членами ЕС, СНГ, другими государствами в научно-технической сфере.

При реализации инновационной политики государство использует такие инструменты, как государственно-частное партнерство в научно-технической сфере, фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития (РФТР), Банк развития (ВЭБ), Российская венчурная компания, технопарки, наукограды, особые экономические и технико-внедренческие зоны. Инновационная политика государства также направлена на повышение уровня защиты интеллектуальной собственности. Реализация инновационной политики предполагает повышение степени выполнения законов, укрепление гражданских свобод и политических прав граждан. Среди других направлений деятельности государства по повышению инновационного характера экономики страны - укрепление политической стабильности, усиление антикоррупционных мер, расширение свободы прессы. Одним из важнейших объектов деятельности правительства в инновационной сфере является образование. Повышение качества как среднего, так и высшего образования, развитие бизнес-образования, повышение интенсивности обучения персонала в государственных и частных организациях - все это важные направления инновационной политики государства.

Современные средства осуществления инновационной активности как на уровне государства, так и на уровне предприятия трансформируются и видоизменяются под влиянием современных информационно-коммуникационных технологий, возможностей компьютеров и Интернета. В последнее время они пополнились относительно новой технологией краудсорсинга, основанной на массовом обмене знаниями многих участников.

Термин "краудсорсинг" является неологизмом, он соединяет в себе два англоязычных термина: crowd - толпа и source - источник. Краудсорсинг означает передачу задания, обычно выполняемую персоналом организации или внешним контрактором, неопределенной, как правило, большой группе людей в форме открытого предложения. Данное предложение направлено на создание нового знания. Это может быть либо создание новой технологии, нового продукта в виде операционной системы, либо создание энциклопедии ("Википедия"), либо обработка большого количества данных. Другими словами, краудсорсинг - это технология использования ресурсов (как правило, интеллектуальных) большого количества людей в рамках одного проекта.

Ярким примером использования краудсорсинга в развитии инновационной активности может служить деятельность компании "InnoCcntivc", осуществляющей так называемые открытые инновации. Данная компания широко использует краудсорсинг для проведения исследований в различных областях - от инженерии до менеджмента. "InnoCentive" предлагает ряд проблем для открытого обсуждения в Интернете, а также принимает предлагаемые решения. Существуя с 2002 г., этот центр открытых инноваций объединил большое количество фирм и организаций, проводящих научные исследования, заинтересованных в привлечении со стороны интеллектуальных ресурсов, а также более 125 тыс. исследователей, предлагающих свои решения для конкретных компаний. Для наиболее интересных решений в компании предусмотрены вознаграждения, однако значительная часть идей поступает к пей на бесплатной основе. Членом этого сообщества может стать каждый, у кого есть доступ в Интернет.

Впечатляют результаты использования краудсорсинга компанией IBM. В рамках программы, которая носила название Innovation Jam, было привлечено более 150000 человек из 104 стран, которые участвовали в виртуальном мозговом штурме, посвященном новым идеям в области транспорта, охраны окружающей среды, финансов, коммерции. Компания IBM впоследствии селектировала наиболее интересные с точки зрения коммерческого использования идеи, из них сформировала 10 масштабных проектов с начальными инвестициями в 100 млн долл., что позволило уже в первый год после их осуществления получить значительный коммерческий эффект. Аналогичная процедура концентрации инновационной активности с помощью современных информационных технологий была применена для инноваций в некоммерческой сфере - при подготовке и проведении Конференции ООН по городам в 2006 г. Она была осуществлена компанией IBM и получила название Value Jam. В рамках этой процедуры удалось добиться массового участия в выработке новых идей, касающихся организации жизни в городах с использованием достижений новых технологий.

Таким образом, краудсорсинг в последнее время стал мощным средством инновационной деятельности. В настоящее время компании могут осуществлять разработку и производство собственной продукции непосредственно с участием потребителей, привлекая интеллектуальные ресурсы большого количества людей. Использование краудсорсинга в отечественной инновационной деятельности может дать существенные результаты во многих сферах.

Выводы

  • 1. Инновация - это нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, обеспечивающее повышение эффективности.
  • 2. Управление инновациями направлено на изучение механизмов стимулирования и эффективного управления инновационными процессами на макро- и микроуровне с целью обеспечения развития и усиления конкурентных позиций организаций, стран и регионов путем создания, освоения и коммерциализации инноваций в различных отраслях экономики.
  • 3. Инновационная деятельность включает в себя помимо освоения и производства новых продуктов широкий спектр работ но эффективному продвижению инноваций на рынок, по продаже и приобретению патентов и лицензий, управлению знаниями и т.д.
  • 4. Организация инновационной деятельности на предприятии включает в себя формирование инновационной стратегии, стимулирование творческой активности, деятельность малых творческих групп, использование методов управления знаниями, организацию внутренних и внешних венчуров.
  • 5. Функции государства в области управления инновациями заключаются: в формировании государственных программ и установлении приоритетов развития в научно-технической сфере; финансировании фундаментальных исследований, которые определяют будущий уровень развития страны; в развитии фундаментальной науки; в развитии образования, формировании условий для плодотворной интеграции науки, вузов и бизнеса, организации подготовки научных и инженерных кадров; в регулировании деятельности в особых экономических и технико-внедренческих зонах; в развитии венчурных фондов; в формировании и развитии национальной инновационной системы, обеспечивающей инновационный климат.
  • 6. Среди современных средств осуществления инновационной активности как на уровне государства, так и на уровне предприятия под влиянием современных информационно-коммуникационных технологий, возможностей компьютеров и Интернета появилась относительно новая технология краудсорсинга, основанная на массовом обмене знаниями многих участников. Благодаря данной технологии компании и органы власти могут осуществлять разработку и производство продукции или услуг непосредственно с участием потребителей, привлекая интеллектуальные ресурсы большого количества людей.

Введение

Инновационная деятельностьпредприятия

1.1. Сущность инновационной деятельности

1.2. Инновационное развитие фирмы – основа повышения

эффективности её деятельности

1.3. Основные направления инновационного развития организации

Заключение

Практическая часть

Список литературы

Введение

Инновационный процесс - это процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации.

Инновация - это превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют важное значение для повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

Инновационная деятельность - это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники; планированием, финансированием. Предприятие обязано само заботиться о сохранении конкурентоспособности и получении прибыли. Следовательно, оно должно отслеживать и прогнозировать ситуацию на рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических прорывов, способных изменить в ту или иную сторону достигнутое на данный момент времени рыночное равновесие.

Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический.

Глава 1. Инновационная деятельность предприятия

1.1. Сущность инновационной деятельности

Инновационное развитие организации в современных условиях - неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом. Последнее, в свою очередь, отражается на показателях прибыли и эффективности производства. Однако российская экономика несет в себе наследие планово-административной экономики, в которой важная роль внедрения инноваций отводилась только в перспективных отраслях. Руководители многих предприятий, организаций и фирм до сих пор не осознают первостепенность научно-технического развития своих объектов и не придают большого значения повышению качества продукции и услуг, предпочитая экономию на затратах как способ максимизации прибыли. Это сразу снижает адаптивность организаций к изменениям во внешней среде и делает их неконкурентоспособными в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Опыт промышленно развитых стран показывает, что роль инноваций в экономике велика. Они как проявление НТП помогают изменять и совершенствовать не только товары и услуги, но и систему управления организациями, приводя ее в соответствие с требованиями современной среды. Таким образом, инновации в организации выступают формой проявления научно-технического прогресса на микроуровне.

Инновационная деятельность, несмотря на перспективность, может сыграть и отрицательную роль в том случае, когда работа инновационного отдела в структуре организации существует сама по себе и его усилия направлены на достижение своих собственных целей. В результате значительные инвестиции на инновации работают «впустую», то есть не направлены на достижение главной цели организации.

Инновация как результат творческой и инвестиционной деятельности направлена на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг, технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью инновации является повышение конкурентоспособности фирмы, товаров и услуг и увеличение за счет этого прибыли фирмы.

Инвестиции - вложения средств с целью сохранения и увеличения капитала. В состав инвестиций входят основной, оборотный капитал, нематериальные активы.

Инвестор - это юридическое или физическое лицо, вкладывающее инвестиции в инновацию.

Из сказанного вытекают три возможных критерия классификации нововведений:

степень новизны для фирмы;

характер концепции, на которой основано нововведение;

интенсивность нововведения.

Степень новизны нововведения во многом определяет уровень его конкурентоспособности. Чем дальше фирма углубляется в новые области, тем выше становится стратегический риск.

С точки зрения новизны следует различать следующие товары:

товары мировой новизны;

товары, новые для фирмы;

расширение имеющейся гаммы товаров;

обновленные товары;

изменение позиционирования товара;

сокращение издержек (снижение цены).

1.2. Инновационное развитие фирмы – основа повышения

эффективности её деятельности

Научно-технический прогресс (НТП) - это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда. Он выступает также как важнейшее средство решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, охрана окружающей среды, а в итоге - повышение благосостояния нации. НТП имеет большое значение для обеспечения системы национальной безопасности и обороны.

В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах (табл. 1.2).

Таблица 2.1

Формы научно-технического прогресса

Формы НТП

Сроки и сущность

Характеристики

Эволюционная

Может длиться достаточно долго и обеспечивать существенные экономические результаты (особенно на начальных этапах)

Постепенное и непрерывное совершенствование традиционных технических средств и технологий; накопление базы для коренных преобразований

Революционная

Происходят качественные изменения в материально-технической базе производства в относительно короткие сроки. Способствует быстрому развитию производств, определяющих техническое перевооружение национальной экономики

Базируется на достижениях науки и техники. Характеризуется использованием новых источников энергии, широким применением электроники, новых технологических процессов, прогрессивных материалов

Взаимосвязь этих двух форм проявляется в следующем: НТП составляет базу для коренных преобразований в области науки и техники, то есть способствует научно-технической революции (НТР). НТР, в свою очередь, ускоряет НТП, выводит его на качественно новый уровень.

Эффективность инновационного (научно-технического) развития организации определяется исходя из соотношения эффекта и вызвавших его затрат. Затраты на совершенствование технологии и организации производства влияют на нормативы трудоемкости, расхода материала и производительность оборудования, что в конечном счете отражается на себестоимости продукции. Планирование затрат на совершенствование технологии состоит в определении величин приращения этих затрат, обеспечивающих желаемые приращения значений указанных нормативов. Эффективность - относительная величина, измеряемая в долях единицы или в процентах и характеризующая результат произведенных затрат. Критерием эффективности выступает максимизация эффекта (прибыли) при заданных затратах или минимизация затрат (издержек производства) на достижение заданного эффекта.

В последние годы большое значение приобрела проблема системного реформирования российских предприятий. Встает вопрос о кардинальном изменении технологии производства, что связано с инновационной стратегией предприятий, организаций и фирм. Эффективная разработка и внедрение инноваций позволяют предприятию успешно функционировать в уже освоенных областях и открывают возможности выхода на новые направления. Особую роль это приобретает в условиях рыночной экономики, характеризующейся быстрым изменением конъюнктуры и активной конкурентной борьбой предприятий. На успех реализации инноваций в организации оказывают влияние множество факторов, в том числе наличие научно-технического потенциала, производственно-технической базы, основных видов ресурсов, крупных инвестиций, соответствующей системы управления.

Правильное соотношение и использование этих факторов, а также тесная взаимосвязь через систему управления между инновационной, производственной и маркетинговой деятельностью фирмы приводят к положительному результату осуществления инновационной стратегии.

В основе формирования инновационных стратегий лежат общие социально-экономические цели и инновационные задачи организации. Получение прибыли и ее максимизация выступают основополагающей целью организации в рыночных условиях. Для ее достижения организация определяет конкретные цели более низких порядков. Среди общих социально-экономических целей второго уровня дерева целей можно выделить:

рост масштабов производства;

рост доли рынка;

стабилизацию положения на рынке;

освоение новых рынков.

Правильно сформированный портфель инновационных стратегий способствует более рациональному распределению ресурсов и, соответственно, влияет на эффективность деятельности организации в целом. Однако процесс разработки и внедрения инновационной стратегии во многом зависит от факторов внешней среды организации. При стратегическом планировании необходимо учитывать и инновационный потенциал конкурентов, и отношение государства к инновационной деятельности организации, и общую научно-техническую, экономическую, политическую и социальную атмосферу в стране.

1.3. Основные направления инновационного развития организации

К основным направлениям инновационного развития организации в современной экономике относятся:

комплексная механизация и автоматизация;

химизация;

электрификация;

электронизация;

внедрение новых материалов;

освоение новых технологий.

1. Комплексная механизация и автоматизация производства предполагает широкое внедрение взаимосвязанных и взаимозависимых машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства, операциях и видах работ. Она способствует интенсификации производства, росту производительности труда, сокращению доли ручного труда в производстве, облегчению и улучшению условий труда, снижению трудоемкости продукции. Таким образом, механизация вытесняет ручной труд и заменяет его машинами в основных и вспомогательных технологических операциях.

Автоматизация производства означает применение технических средств с целью полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Различаются следующие виды автоматизации:

частичная (охватывает отдельные операции и процессы);

комплексная (охватывает весь цикл работ);

полная (автоматизированный процесс реализуется без непосредственного участия человека).

2. Химизация производства предусматривает совершенствование производственных процессов в результате внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества. Это снижает издержки производства и повышает эффективность деятельности организации на рынке. Примером могут служить лаки и покрытия нового поколения, химические добавки, синтетические волокна, легкие и прочные пластмассы.

3. Электрификация производства представляет собой процесс широкого внедрения электроэнергии как источника питания производственного силового аппарата. На основе электрификации осуществляются комплексная механизация и автоматизация производства, внедряется прогрессивная технология. Электрофизические и электрохимические способы обработки дают возможность получить изделия сложных геометрических форм. Лазеры широко применяются для резки и сварки металлов, термообработки.

4. Электронизация производства предполагает обеспечение всех подразделений организации высокоэффективными средствами электроники - от персональных компьютеров до спутниковой системы связи и информации. На базе ЭВМ и микропроцессоров создаются технологические комплексы, машины и оборудование, измерительные, регулирующие и информационные системы, ведутся проектно-конструкторские работы и научные исследования, осуществляются информационное обслуживание, обучение. Это обеспечивает высокую производительность труда, сокращает время получения информации, увеличивает скорость производственного процесса.

5. Создание и внедрение новых материалов, обладающих качественно новыми эффективными свойствами (жаропрочностью, сверхпроводимостью, коррозионной и радиационной стойкостью и т.п.), позволяет повышать конкурентоспособность производимой продукции. Это, в свою очередь, положительно отражается на показателях прибыли организации.

6. Освоение новых технологий открывает пути решения многих производственных и социально-экономических проблем. В производственном процессе принципиально новые технологии позволяют увеличить объем выпускаемой продукции, не привлекая дополнительные факторы производства. Развитие новых биотехнологий поможет решить проблемы голода в развивающихся странах, борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур без ущерба экологии, обеспеченности сырьем всех регионов мировой экономики, создания безотходного производства.

Отечественные предприятия в условиях спада производства в период экономических реформ столкнулись с серьезной проблемой в области инновационного развития. Основные сложности были вызваны отказом в финансировании НИОКР со стороны государства, что привело к временному замораживанию этого вида деятельности в организациях. Однако сегодня многие российские предприятия начали адаптироваться к рыночным условиям, и наметился некоторый подъем отечественной промышленности. Переход предприятий на самофинансирование, привлечение инвестиций крупных международных организаций дали новый толчок инновационной деятельности предприятий. Кроме того, руководители промышленных предприятий осознали что стратегическое планирование в области инноваций - основополагающий элемент повышения эффективности деятельности фирмы в рыночных условиях хозяйствования. В связи с этим часть внутренних инвестиций стала направляться на инновационное развитие предприятия.

Инновации, тем не менее, требуют не только значительных инвестиций, но и эффективного управления с целью получения положительного результата от их применения.

Заключение

Эффект от использования инноваций зависит от учитываемых результатов и затрат. Определяют экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный и экономический эффект.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

Материальными результатами инновационной деятельности являются созданные и освоенные машины, оборудование, приборы, средства автоматизации.

Выход на рынок технологий свидетельствует об эффективности инновационной деятельности.

Инновации дают возможность предприятию повысить прибыль, обеспечивая конкурентоспособность продукции, снизить риск банкротства в переходный период, обеспечить экономическую устойчивость.

Список литературы:

Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2004.-382с.

Производственный менеджмент: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, А.В. Бандурин, Г.Я. Горбовцов и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 583 с.

Казанцев А.К., Серова Л.С. Основы производственного менеджмента: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 348 с. – (Серия «Высшее образование»).

Специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

В мировой экономической литературе инновациями называют превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Термины «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный процесс» пришли на смену понятию «научно-технический прогресс».

Существуют различные взгляды на инновации.

Б. Твисс определяет инновации как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание.

Австрийский ученый И.Шумпетер в 1911 году выделил 5 типичных изменений:

Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

Внедрение продукции с новыми свойствами;

Использование нового сырья;

Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

Появление новых рынков сбыта.

Уже позднее в 1930 году И.Шумпетер ввел понятие «инновация», определив ее как изменение с целью внедрения новых потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Инновация – нововведение как результат практического или научно-технического освоения новшества.

Новшество– конкретный результат разработки новой научной идеи, отличающийся от применявшихся ранее качественными характеристиками, позволяющими повысить эффективность производства.

Целью инноваций является непосредственное удовлетворение человеческих потребностей в продуктах, услугах, процессах более высокого качественного уровня.

Понятие «инновация» по смыслу идентично термину «нововведение», которое рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, внедрения, распространения и использования новшества, способствующий развитию и повышению эффективности инновационной деятельности.

Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль.

Таким образом, если новшество (новация) – это новый порядок, новый метод, новое явление, новый обычай и т.д., то нововведение (инновация) – это введение нового или процесс использования новшества. Новшество становится нововведением с момента принятия к внедрению. Практическое использование новшества с момента его технологического освоения в производстве и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является инновацией.

Процесс введения новшества на рынок называется процессом коммерциализации.Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение называется инновационным лагом.

Инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновации обладают следующими свойствами:

Научно-технической новизной;

Производственной применимостью;

Коммерческой реализуемостью.

Последнее свойство инноваций является потенциальным, т.е. для его достижения необходимы определенные усилия. Разнообразие условий и факторов, в которых осуществляется инновационная деятельность, приводит к тому, что каждое внедрение инноваций обладает уникальностью. Поэтому существует множество классификаций инноваций и соответственно субъектов инновационной деятельности. Новации и нововведения, прежде всего, подразделяются на научно-технические, технологические, экономические и организационные. Собственно большинство авторов выделяют следующие виды инноваций:

1. инновация – продукты, представляющие собой результаты творческих исследовательских процессов в форме новых продуктов (техники, технологии, сырья, методов, приемов и т.д.), внедряемых в производстве;

2. инновации – процессыкак последовательные «процедуры» внедрения новых продуктов, принципов, методов взамен применявшихся ранее;

3. социальные инновацииэто изменение привычного мышления и стиля жизни, внесение динамичности в «устойчивый» экономический порядок (по П. Друкеру).

Классифицируют инновации по различным признакам: сфере применения, уровню новизны, потребностям в них различных групп пользователей и др.

Российские ученые, в частности, Ю.В. Яковец выделяет четыре вида инноваций с точки зрения цикличного развития техники:

Крупнейшие базисные инновации, которые реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой НТР;

Крупнейшие инновации формируют новые поколения техники в рамках данного направления;

Средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными либо расширяющих сферу применения этого поколения;

Мелкие инновации улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений, что способствует либо более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования.

Отечественные исследователи Н.М. Макаркин и Л.В. Шаборкина в зависимости от уровня новизны изменений выделяют базисные (или радикальные), улучшающие (или модифицирующие) инновации и псевдоинновации. Базисные инновации впервые реализуют какой-либо новый технический принцип. Они составляют основу возникновения нового поколения техники, а, следовательно, новых производств, видов деятельности и рынков. Улучшающие инновации являются, как бы вторичными по отношению к базисным, возникают вслед за ними и отражают возможности рационализации новшеств (например, в пределах существующего поколения техники, системы машин в соответствии с конкретными условиями эксплуатации, требованиями потребителей). Для псевдонововведений характерны очень незначительные, минимальные отличия параметров «новых» продуктов, возникающих, как правило, под влиянием моды, «общественных настроений», а не в результате производственно-технических потребностей.

Оригинальную классификацию инноваций дал А.И. Пригожин, который разделил инновации:

По типу новшества: материально-технические и социальные, экономические и организационно-управленческие, правовые и педагогические;

По механизму осуществления: единичные, диффузионные, завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные;

По инновационному потенциалу: радикальные, комбинированные, модифицирующие;

По особенностям инновационного процесса: внутриорганизационные, межорганизационные;

По эффективности: эффективность производства и управления, улучшение условий труда и т.д.

Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Различают три формы организации инновационного процесса:

Простой (натуральный) – состоит во внутриорганизационном создании и использовании новшества внутри одной и той же организации;

Простой межорганизационный, когда новшество покупается его производителем;

Расширенный инновационный процесс – проявляется в создании новых производителей для нововведения и в нарушении монополии на него.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за 2 фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения.

Первая фаза – это научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские работы, опытное производство, сбыт, организация коммерческого производства.

Вторая фаза – производство и внедрение.

Процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени, называется диффузией инновации. В результате диффузии возрастает число производителей и потребителей. Непрерывность диффузии инновации определяет скорость и границы диффузии инноваций в рыночной экономике. Скорость диффузии инновации зависит от:

Формы принятия решения;

Способа передачи информации;

Свойств социальной системы, а также самой инновации.

Участниками инновационного процесса являются:

Новаторы – генераторы научно-технических знаний, индивидуальные изобретатели или исследовательские организации.

Ранние реципиенты – предприниматели, первые освоившие новацию и обеспечивающие ее быстрейшее продвижение на рынок.

Раннее большинство – первые, внедрившие новацию в производство и получившие дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы – фирмы, морально устаревшие.

Все кроме первых – имитаторы.

Для обеспечения эффективности инновационного процесса на предприятии им необходимо руководить. Управление инновационным процессом или инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов, форм управления инновационным процессом инновационной деятельности, занятыми этой деятельностью организационными структурами и персоналом.

Инновационный процесс включает в себя следующие этапы:

Постановку целей и выбор стратегии;

Планирование, включающее в себя несколько стадий: составление плана реализации стратегии; определение потребности в ресурсах и постановка задачи; осуществление исследования и разработка плана реализации стратегии; контроль, анализ, корректирующие действия;

Создание эффективной структуры управления инновационной деятельностью;

Мотивацию участников инновационного процесса.

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности предприятия и важнейшей составляющей инновационного менеджмента. Стратегия представляет собой взаимосвязанный комплекс действий, направленный на укрепление жизнеспособности данного предприятия по отношению к конкурентам. Чтобы предприятие было конкурентоспособным, необходимо предвидеть и планировать возможные изменения. В основу выработки инновационных стратегий положена теория жизненного цикла продукта.

Выделяют следующие типы инновационных стратегий:

Наступательная – для предприятий, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она выбирается малыми инновационными организациями;

Оборонительная – для организаций, удерживающих конкурентные позиции на рынке; эта стратегия требует интенсивных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Имитационная – используется организациями, имеющими сильные рыночные и технологические позиции, не являющимися пионерами в выпуске тех или иных нововведений.

Инновационные стратегии можно также разделить по этапам жизненного цикла инновации:

Зарождение – появление новой системы внутри старой материнской;

Рождение – реальное появление новой системы;

Утверждение – возникновение сформировавшейся, взрослой конкурентоспособной системы;

Стабилизация – вступление системы в период, когда она исчерпывает свой потенциал;

Упрощение – переломный момент в начале увядания системы;

Падение – снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности;

Исход – переломный момент, характеризующийся завершением жизнедеятельности системы.

Планирование инновационной деятельности – это система расчетов, направленных на выбор и обоснование целей развития инновационного процесса, и подготовку решений, необходимых для их безусловного выполнения.

В основе планирования инноваций лежат следующие принципы:

Научная обоснованность планирования, т.е. применение современных технологий, современных процедур и методов осуществления инновационных процессов;

Принцип доминирования стратегических аспектов планирования;

Комплексность планирования, т.е. охват всех аспектов планирования и сфер, а также бюджетная сбалансированность;

Гибкость и эластичность планирования инноваций, реагирующая на проявление случайных факторов сильных и слабых сторон;

Непрерывность концепций скользящего планирования.

Планирование инноваций в организациях имеет следующие виды:

Продуктово-тематическое планирование – применяется в формировании перспективных направлений НИОКР;

Технико-экономическое планирование – базируется на расчете трудовых, материальных и финансовых ресурсов и экономической эффективности организации;

Объемно-календарное планирование – обеспечивает расчет загрузки производственных подразделений.

Цели инновационного планирования должны быть реальными, согласованными, ясными, ранжированными, обладать адресностью и актуальностью.

Инновационная деятельность предприятия является одним из главных условий поддержания его конкурентоспособности. Эта деятельность направлена на доведение научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного к внедрению в практическую деятельность предприятия.

Таким образом, инновационная деятельность включает все виды научной деятельности проектно-конструкторские, технологические и опытные разработки, деятельность по освоению новаций в производстве и у их потребителей – реализацию инноваций.

Вопросы

1. Что такое инновационный процесс?

2. Определите содержание инновации.

3. Определите основные этапы инновационного процесса и их содержание.

4. Что представляет собой основная цель инноваций?

5. Отличается ли понятие «нововведения» от понятия «новшество»?

6. В чем принципиальное отличие нововведения от новшества?

7. Назовите основные этапы и характеристики жизненного цикла инноваций?

8. Что включают в себя инновации по определению И. Шумпетера?

9. Какие классификации российских ученых вам известны?

10. Назовите основные факторы развития рынка инвестиций и их влияние на инновационную деятельность.

11. Какое место занимает инновационная деятельность в инновационном процессе?

12. В чем сущность научной, научно-технической, инновационной деятельности и маркетинга в инновационном процессе?

13. В чем сущность стратегии активного вмешательства государства в научную и инновационную деятельность?

14. В чем сущность стратегии децентрализованного регулирования научной и инновационной деятельности?

15. Что понимается под процессом коммерциализации новшества?

Задачи

1. Компания рассматривает вопрос о том, стоит ли вкладывать в проект 1500 тыс. руб., который через два года принесет 2000 тыс. руб. Решено вложить деньги при условии, что годовой доход от этой инвестиции составит не менее 10%. Каким должен быть окончательный вывод?

2. Компания решает вопрос о том, стоит ли вкладывать 1800 тыс. руб. в проект, который может дать дополнительную прибыль (без учета амортизации):

в первый год 1000 тыс. руб.
во второй год 2000 тыс. руб.
в третий год 3000тыс. руб.

Проценты на капитал составляют 10% (иначе, компании необходима доходность инвестиций минимум 10%).

3. Проект предусматривает капитальные вложения в сумме 2000 тыс. руб. Ожидаемая годовая прибыль 5000 тыс. руб. в течение 6 лет (без учета амортизации). Себестоимость капитала равна 12%. Выгоден ли данный проект?

4. Проект предусматривает капитальные вложения в сумме 5000 тыс. руб. Ожидаемая годовая прибыль (без учета амортизации) 1200 тыс. руб. Проценты на капитал составили 10%. Выгоден ли проект, если его длительность 5 лет?

5. Компания рассматривает два предложения. Начальные затраты и денежные поступления следующие (в тыс. рублей):

Год Проект А Проект Б

Дивидендная отдача 10%. Может быть реализован только один из двух проектов. Рассчитайте по каждому из двух проектов чистую текущую стоимость, доходность дисконтирования денежных потоков, результаты расчетов проанализируйте и выберите наиболее выгодный проект.

6. Компания рассматривает вопрос о том, следует ли вкладывать средства в станок, стоимость которого 8000 тыс. руб. Станок позволит увеличить годовой объем реализации продукции на 10000 тыс. руб. (в постоянных ценах) в течение двух лет. Материальные и трудовые затраты составляют 5000 тыс. руб. Реальная ставка дохода 10%. Ожидаемая общая инфляция, соответствующая индексу розничных цен, составляет 10% в год.

В случае реализации проекта продажные цены будут расти всего на 5% в год, тогда как материальные и трудовые затраты будут увеличиваться на 20% в год. Определите чистую текущую стоимость проекта.

7. Инвесторы предлагают предпринимателю три проекта на пятилетний период:

Норма процента предполагается стабильной в течение 5 лет и равна 20% годовых. Определите наиболее эффективный проект. Насколько выше его эффективность по сравнению с другими проектами?

8. Инновационный проект производства и реализации товара имеет следующие показатели:

Рассчитайте показатели баланса доходов и расходов по данному товару. Определите месяц и декаду, когда проект начнет приносить прибыль.

9. Предполагается, что суммарная прибыль инновационной компании после выплаты налогов возрастет от 0 после двух лет работы до 20000 тыс. руб. после пяти лет работы и вложения инвестиций. Компания функционирует четыре года. Предполагается, что через пять лет цена одной акции на фондовой бирже будет равна 3200 руб., а ежегодная прибыль, приносимая инвестору одной акцией, будет равна 800 руб.

Учредители-новаторы приняли решение о продаже предприятия по истечении пятилетнего срока с момента его создания. Чему будет равна стоимость этой венчурной компании?

10. Исходные данные бизнес-плана для определения порога рентабельности таковы:

Предполагается произвести 2500 единиц товара. Определите порог рентабельности для выручки от реализации, пороговое количество произведенных товаров, массу прибыли, которая может быть получена в результате реализации проекта.

11. Требуется принять решение по выбору наилучшего варианта решения одной и той же суммы капитала. При первом варианте капитал совершает за год 20 оборотов, рентабельность производственного и реализованного товара 20%. По второму варианту капитал совершает за год 26 оборотов, рентабельность – 18%. Выбор произвести по критерию максимума нормы прибыли на капитал.

Тесты

1. «Инновация» и «Новшество» - одинаковые понятия или различные?

2. Среди представленных перечней типов инноваций выберите правильный:

а) появление новшества, внедрение, освоение, инвестирование;

б) производство нового товара, освоение нового рынка, внедрение нового метода, организационное новшество;

в) производство нового товара, распределение прибыли, реализация товара на новом рынке, конкурентное лидерство;

г) производство нового изделия, освоение производственных мощностей открытие для потребителя нового рынка.

3. Инновационная стратегия венчурной фирмы состоит в:

а) минимизации риска;

б) передаче своих разработок эксплерентам, патиентам, виолентам и коммутантам;

4. Введение нового или процесс использования новшества является:

а) инновацией;

б) новацией

в) новшеством

г) нововведением.

5. Информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующим субъектом представляет собой процесс:

а) распространения инновации;

б) проникновения информации;

в) диффузии информации.

6. Непременными свойствами инновации являются:

а) научно-техническая новизна;

б) производственная применимость;

в) экономическая эффективность;

г) коммерческая реализуемость.

7. Простой инновационный процесс переходит в товарный через следующие фазы:

а) создание новшества и его распространение;

б) диффузия инновации;

в) реализация инновации;

г) коммерциализация инновации.

8. Предприниматели, первыми освоившие новшество, являются:

а) новаторами;

б) ранними реципиентами;

в) виолентами.

9. Исследование не связанное непосредственно с решением конкретных прикладных задач называют:

а) теоретическим;

б) фундаментальным.

10. Фирмы, работающие на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся на уже падающей активности научных изысканий, называют:

а) венчурными;

б) рисковыми;

в) пионерскими;

г) коммутантами;

д) патиентами.

11. Какие фазы жизненного цикла продукта учитывает инновационная стратегия:

а) зарождение;

б) утверждение;

в) завоевание;

г) стабилизация;

д) укрепление;

е) упрощение;

ж) падение;

и) деструктуризация.

12. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение называется:

а) инновационным периодом;

б) инновационным лагом;

в) инновационным шагом.

13. С точки зрения цикличного развития техники инновации делят на:

а) крупнейшие базисные, крупные, средние и мелкие;

б) крупные, средние и мелкие;

в) радикальные, ординарные.

14. Инновационная деятельность является обязательной для развивающегося предприятия?

в) в некоторых случаях.

15. Источником финансовых вложений в инновационную деятельность предприятия могут быть:

а) собственные средства;

б) заемные средства;

в) накопления;

г) прибыль;

д) амортизация.

Заключение

Изучение дисциплины «Экономика предприятия (организации)» показало, что в условиях рыночного хозяйства она действительно имеет большое значение, так как предприятие выступает основным субъектом хозяйственной деятельности, объединяющим многообразные виды ресурсов: материальных, финансовых, людских, технических, информационных. Эти ресурсы в процессе использования соответствующей технологии преобразуются в готовый продукт (услугу), реализуя который предприятие должно получить прибыль.

Получение прибыли является основной целью деятельности коммерческого предприятия (организации) в условиях рынка. Для того чтобы предприятие в результате своей деятельности получало прибыль необходимо эффективно управлять производственными ресурсами, важно знать их суть, классификацию, единицы измерения, показатели оценки эффективности их использования, как они взаимосвязаны друг с другом, так как рост эффективности производства обусловлен повышением отдачи применяемых ресурсов.

При этом неотъемлемым видом деятельности современного предприятия, позволяющим ему выжить в условиях усиливающейся конкуренции является инновационная деятельность. Этот вид деятельности позволяет предприятию повысить качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции (услуг), и в будущем обеспечит высокие финансовые результаты его деятельности.

Все это должны понять и усвоить студенты при работе с данным учебным пособием.

Педагога является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования. Тому, кто работает в традиционной системе, достаточно овладения техникой, представляющей собой комплекс обучающих умений. Уже это позволит проводить в полном объеме и добиться при этом тех или иных успехов. Однако для осуществления инновационной деятельности педагога одной его профессиональной подготовки оказывается недостаточно. Важна при этом и готовность самого учителя к становлению на путь совершенствования.

Определение понятия

Что мы понимаем под инновационной деятельностью педагога? Это что-либо новое, если сравнивать его с предыдущим, направленное на повышение качественного уровня образования. В целом термин «инновация» в современном его понимании означает проявление новых элементов или форм. Синонимом данного слова является «новшество».

Современного педагога рассматривается несколько глубже, имея при этом более широкое смысловое обозначение. Под ней понимают целенаправленную работу учителя, основанную на осмыслении собственного профессионального опыта путем изучения и сравнения учебно-воспитательного процесса для его изменения и получения при этом более качественного образования.

Можно сказать, что инновационная деятельность педагога является феноменом, в котором находит отражение творческий потенциал учителя. Если рассматривать данный термин с точки зрения его применения к общеобразовательному процессу, то можно говорить об его относительной молодости. И этим объясняется существование различных подходов к разъяснению данного понятия.

С одной стороны, под педагогическими инновациями понимают различные нововведения, направленные на изменение технологии воспитания и обучения для повышения их эффективности. Но порой в это понятие вкладывается и другой смысл. К инновациям относят не только создание и распространение новшеств, но и изменения и преобразования в стиле мышления и в образе деятельности, которые связаны с этими новшествами. В любом случае, это нечто прогрессивное, полезное, передовое, современное и положительное.

В настоящее время в России происходят процессы стандартизации всех без исключения ступеней образования. Это и привело к созданию ФГОС. Целью данной работы является определенная унификация и доступность для повсеместного практического использования научно обеспеченной экспериментальной работы в воспитании и в обучении. Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС призвана осуществлять положительные изменения в имеющейся на сегодняшний день системе образования. Это необходимо для вхождения России в международный рынок, который предлагает подобные услуги, и приведения учебных планов школ и ДОУ в соответствие с теми, которые считаются общепринятыми во всем мире.

Признаки инновационной деятельности

Процесс внедрения в процесс образования различных новшеств во многом зависит от потенциала самого учителя. Как определить готовность педагога к инновационной деятельности? Потенциал личности в данном случае связан с такими параметрами, как:

Наличие творческой способности к генерированию и продуцированию новых представлений и идей, а также проектированию и моделированию их на практике;

Готовность к отличному от имеющихся представлений, новому, основой чего становится панорамность и гибкость мышления, а также толерантность характера;

Образованность и развитость в культурно-эстетическом плане;

Желание совершенствования своей деятельности, а также присутствие внутренних методов и средств, которые ее будут обеспечивать.

Под готовностью педагога к инновационной деятельности понимают также наличие у него большой работоспособности, умения сдерживать сильные раздражители, высокого эмоционального статуса и желания подходить к своей работе творчески. Но помимо личностных учитель должен обладать и некоторыми специальными качествами. К ним можно отнести знание новых технологий, способность разработки проектов, овладение новейшими методиками обучения, а также умение проведения анализа и выявления причин имеющихся недостатков.

Специфика новаторства

Участие педагогов в инновационной деятельности имеет свои особенности. Оно предполагает присутствие необходимой степени свободы у соответствующих субъектов. Ведь в силу своей специфики инновационная деятельность педагога в ДОУ и в школах чаще всего осуществляется как бы наощупь. Дело в том, что подобные решения находятся за пределами имеющегося опыта. Стоит отметить также и то, что на сегодняшний день инновационная деятельность педагога в реализации ФГОС регулируется и контролируется лишь частично. В связи с этим приходится доверять новатору, исследователю, предполагая, что все, что он предпринимает в процессе поиска новых решений и истины, не нанесет ущерба интересам общества.

Такой подход приводит к осознанию того, что свобода творчества должна идти рядом с высокой личной ответственностью педагога, занимающегося инновационной деятельностью.

Важность новаторства

Столь ли необходима организация инновационной деятельности педагога? Важность данного направления вызвана тем, что в современных условиях развитие образования, культуры и общества невозможно без:

Социально-экономических изменений, предполагающих необходимость обновления всей системы обучения, а также технологий и методик организации познавательного процесса в ОУ различного типа;

Усиления гуманитаризации содержания учебных программ, которое выражается в непрерывном изменении объема и состава дисциплин, введении новых предметов, предполагающих постоянный поиск усовершенствованных технологий обучения и организационных форм;

Изменения отношения самого педагога к применению и освоению новшеств;

Вхождения образовательных учреждений в систему рыночных отношений, что позволит сформировать их реальную степень конкурентоспособности.

Чем же, в конечном итоге, вызвана необходимость развития инновационной деятельности педагога? Главной причиной данного направления является та острейшая конкуренция, с которой каждый коллектив, предлагающий услуги в сфере образования, сталкивается практически повсеместно.

На сегодняшний день все образовательные учреждения должны самостоятельно повышать свой уровень работы, отслеживать и уметь прогнозировать ситуацию, сложившуюся на соответствующем рынке, и быть немного впереди всех, используя новейшие научные и технологические достижения.

Признаки новаторства

Что может говорить об участии педагогов в инновационной деятельности? Этот вопрос является одновременно сложным и простым. С одной стороны, можно легко определить новейшие подходы и методики, которые применяет учитель. Ведь они имеют отличия от тех, которые применялись до их внедрения. С другой - описать и обосновать инновационную деятельность очень сложно. Ведь новаторство является не просто фиксацией какого-либо определенного факта. Каждая из форм инновационной деятельности педагога представляет собой целую систему.

В ее описании обязательно должны присутствовать цель и содержание, сроки реализации, имеющиеся проблемы и их решение. То есть все то, на что направлена инновация. Должны быть также разъяснены и способы анализа полученных результатов. Необходимо дать указание и на формы инновационной деятельности педагога.

Классификация новаторства

По своему назначению все новейшие внедрения в систему обучения условно делят на:

  1. Общие . Это глобальные концепции, имеющиеся в современном образовании. Они находят свое проявление в оптимизации УВП, развитии гуманистических положений, практических и информационных технологий, а также в организации и в управлении педагогическими процессами.
  2. Частные . Они имеют место в тех случаях, когда инновационная экспериментальная деятельность педагогов носит форму авторских нововведений, разрабатываемых в соответствии с современными направлениями образовательного процесса, и внедряется в отдельно взятом ОУ.

По принадлежности к учебно-воспитательному процессу инновационную деятельность связывают:

  1. С внедрением в систему образования комплексного подхода. Ведь традиционная система получения знаний ориентируется на уже давно достигнутый уровень технологий и наук и не способна соответствовать требованиям общества, находящегося в своем динамичном развитии.
  2. С организацией всего учебного процесса и внедрением новейших педагогических технологий, которые и являются основным фактором в развитии новаторских методов и средств получения знаний.
  3. Со специализацией и профилизацией общего образования. Такие направления предполагают формирование необходимых условий инновационной деятельности педагога с переходом ее в систему гибкого и открытого непрерывного индивидуализированного обучения личности в течение всей ее жизни.
  4. С профессионализацией имеющейся управленческой деятельности. Это является одним из условий эффективности и успешности новаторских направлений в ОУ.

Исходя из концепции обновления и содержания образовательных процессов инновационную деятельность педагога делят на методико-ориентированную, а также проблемно-ориентированную. Рассмотрим их подробнее.

Методико-ориентированная деятельность

При ее применении предполагается реализация той или иной технологии образования. Это может быть:

Использование новейших информационных технологий;

Применение к содержанию образования принципа интеграции.

Кроме этого, исходя из опыта инновационной деятельности педагога в рамках методико-ориентированной работы, им может быть использовано обучение:

Развивающее;

Дифференцированное;

Проектное;

Проблемное;

Программированное;

Модульное.

В рамках применения подобных технологий обязательным условием является подготовленность и компетентность учителя, который способен использовать такие подходы, как:

  1. Личностно-ориентированный. Он может быть достигнут при внедрении стратегии поддержки и уважения, понимания, помощи и сотрудничества администрации ДОУ в области выбора средств и методов работы учителя.
  2. Сущностный. Он находит свое отражение при взаимодействии педагогов с учащимися для развития их способностей с целью формирования сущностных системных знаний и установки межпредметных связей.
  3. Операционно-деятельностный. Данный подход основывается на позициях ФГОС. Умение действовать учащиеся формируют в течение учебного процесса, усваивая знания благодаря их практическому применению.
  4. Профессионально-ориентированный. Это компетентностный подход. Он позволяет вырабатывать у учащихся профессиональные установки.
  5. Акмеологический. Данный подход тесно связан с сущностным. Он применяется при организации новаторского образования с разработкой новых, а также обновлением уже существующих методов и средств обучения. Подобный подход позволяет сформировать у учащихся творческое мышление и способствует их саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию и самоконтролю.
  6. Креативно-развивающий. Данный подход призван сформировать продуктивное мышление. Он развивает у учащихся творческое отношение к своей деятельности, а также способности и качества творческой личности, навыки и умения научно-творческого характера.
  7. Контекстный. Данный подход позволяет привести в соответствие содержание предметов обучающей программы к разработанному в стране государственному стандарту образования.

Проблемно-ориентированная деятельность

Подобные инновационные процессы предусматривают решение определенного вида задач, которые связаны с формированием у личности высокой степени конкурентоспособности.

Деятельность педагога при этом направлена на формирование у учащихся:

Осознания своей личной и социальной значимости;

Умения постановки цели самоусложнения проблем и задач, а также самоактуализации, что является обязательным условием творческого развития конкурентоспособной личности;

Адекватного ощущения свободы и оправданного риска, что способствует формированию ответственности в принятых решениях;

Максимальной концентрации своих способностей с целью их реализации в самый подходящий момент, что носит название «отсроченная победа».

Одна из самых актуальных проблем, которые пытается решить современная система образования, заключается в воспитании социально конкурентоспособного человека. В подобное понятие включается профессиональная устойчивость, социальная мобильность личности и ее способность осуществлять процесс повышения квалификации. При этом учащиеся должны быть обучаемы восприимчивости к инновациям. Это позволит им в будущем легче изменить сферу деятельности, и быть всегда готовыми к переходу в новую область труда, являющуюся более престижной.

Сформировать конкурентоспособную личность на данном этапе развития общества можно только благодаря внедрению и включению в процесс обучения методико- и проблемно-ориентированных инноваций.

Дополнительная классификация

Также в системе образования выделяют следующие виды инноваций:

  1. По масштабности - федеральные и региональные, национально-региональные и на уровне ОУ.
  2. По - обособленные (локальные, частные, единичные, то есть не связанные друг с другом), модульные (цепочка частных инноваций, связанных между собой), системные.
  3. По происхождению - усовершенствованные (модифицированные), комбинированные (присоединенные к ранее известному компоненту), принципиально новые.

Проблемы внедрения инноваций

Нередко ведение инновационной деятельности вызывает затруднение у педагогов. Именно это и сказывается на необходимости научно-методического сопровождения их работы. Формальный характер проводимой новаторской работы, который часто можно наблюдать в ОУ, вызван:

Низким уровнем базовой подготовки учителей;

Формированием среды деятельности в классическом, традиционном режиме;

Невысокой степенью готовности к инновационной деятельности;

Отсутствием мотивации из-за перегруженности;

Неспособностью определить для себя наиболее приоритетное направление, что вызывает распыление деятельности и не дает ощутимого результата.

Вместе с тем представить себе работу современного ОУ без инновационных методик невозможно. Но для осуществления намеченных целей педагоги нуждаются в тех или иных видах сопровождения. Для одних важна психологическая поддержка, для других - индивидуальная консультация методиста или учителя-практика. Одним из обязательных условий новаторской работы является наличие достаточного количества специальной учебно-методической литературы, а также новейшей материально-технической базы.

Инновационная деятельность педагогов в современной системе образования должна стать личностной категорией, неким созидательным процессом и результатом творческой деятельности. Она также предполагает присутствие некоторой степени свободы в действиях соответствующих субъектов.

Основная ценность проводимой педагогом инновационной деятельности заключена в том, что она позволяет сформировать личность, способную на самовыражение и применение своих способностей одновременно с творчеством. Те трудности, которые возникают в процессе такой работы, по мнению многих практиков могут быть разрешены своими силами.

Основным результатом при этом явится:

Создание которая обеспечит изучение, устойчивое развитие и дальнейшее внедрение передового опыта;

Занятие лидерской позиции ОУ в сфере образовательных услуг;

Создание положительного имиджа коллектива учебного заведения.