экономические науки

  • Лескина Ольга Николаевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Финансовый Университет при Правительстве РФ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

В статье описываются основные трудности и проблемы системы профессиональной подготовки кадров региона, предлагаются принципы и направления совершенствования развития профессионального образования.

  • Качество человеческих ресурсов и инновационное развитие России
  • Мотивация в системе управления человеческими ресурсами
  • Проблемы профессиональной подготовки человеческих ресурсов в России в современных условиях
  • Разработка и реализация кадровой стратегии на промышленном предприятии региона

В современном мире образование играет ключевую роль в развитии экономики на национальном и региональном уровнях и является одним из главных компонентов благополучия. Форсированное техническое перевооружение, которое сейчас необходимо в России, потребует квалифицированных, энергичных кадров, которые будут тиражировать инновации, создавать инновационно-восприимчивую среду. Социально-экономическое развитие региона в современных условиях модернизации экономики во многом определяется уровнем обеспечения промышленности, науки, социальной сферы высококвалифицированными кадрами.

Состояние трудового потенциала, являющегося частью человеческого капитала, в нашей стране не адекватно вызовам современного этапа ее экономического развития. Ухудшается качество профессионального образования, профессионально-квалификационная структура во многих случаях не соответствует потребностям производства. А из-за невысокого качества рабочей силы страдает конкурентоспособность производимых товаров и услуг. В связи с этим остро встает проблема подготовки необходимых специалистов в системе профессионального образования.

Система профессионального образования традиционно включает в себя три основных звена: систему начального профессионального образования; систему среднего профессионального образования; систему высшего профессионального образования. Наряду с традиционными формами в последнее время становятся все более актуальными новые формы получения профессионального образования - послевузовское образование, повышение квалификации, переподготовка специалистов, корпоративное обучение и др.

В основу региональной системы обеспечения качества профессионального образования на всех уровнях должны быть положены следующие принципы:

  • ориентация на удовлетворение требований и ожиданий потребителей и всех заинтересованных сторон (обучающихся, образовательных учреждений, общества, государства, потенциальных работодателей);
  • развитие социального партнерства (взаимовыгодное сотрудничество, построенное на доверии, обмене знаниями и интеграции с партнерами);
  • непрерывное обучение, инновации и совершенствование образовательного процесса;
  • управление качеством образования, основанное на информации, фактах и процессах;
  • системный подход к управлению образованием;
  • ответственность перед обществом.

Развитие системы профессионального образования в регионе предполагает:

  • создание оптимальной системы профессионального образования на основе постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей регионального рынка труда и ее последующая коррекция с учётом требований государственных и международных образовательных стандартов;
  • повышение конкурентоспособности, профессиональной и социальной мобильности выпускников на рынке труда;
  • повышение качества профессионального образования за счёт создания эффективной системы управления, развития и внедрения новых технологий обучения, усиления практической направленности и совершенствования содержания образования, повышения профессионализма научно-педагогических, инженерно-педагогических кадров;
  • развитие системы социального партнерства в области образования, воспитания и молодёжной политики;
  • формирование информационно-технологической инфрастуктуры региональной системы профессионального образования и интеграция ее в единое образовательно-информационное пространство России;
  • сохранение и развитие системы социальной защиты работников и обучающихся начального, среднего и высшего профессионального образования с учётом современных тенденций развития профессионального образования и региональных особенностей.

Достижение вышеобозначенных условий возможно только на основе комплексной системы мер межведомственного характера. Основными направлениями развития региональной системы профессионального образования являются:

  1. Повышение качества профессионального образования.
  2. Развитие единого информационно-образовательного пространства на основе современных информационных технологий.
  3. Социальная защита работников и обучающихся начального, среднего и высшего профессионального образования.

Качество образования - интегральное свойство, обуславливающее способность педагогической системы удовлетворять существующие и потенциальные потребности личности, общества и государства. Анализируя качество профессионального образования, следует учитывать, что это системное понятие, включающее следующие компоненты: качество субъекта оказания образовательных услуг - педагогического персонала; качество объекта оказания образовательных услуг - абитуриентов и студентов; качество процесса оказания образовательных услуг – образовательные программы, технологии и научно-методическое и техническое обеспечение, нравственная и психологическая атмосфера; качество внутренних и внешних условий, отношений с внешней социальной средой; качество управления образовательным учреждением. Оценка качества образования предполагает оценку шести основных составляющих: качества образовательной среды, качества результата, качества преподавания, качества содержания, удовлетворённости субъектов образовательного процесса, качества образовательных технологий.

Одним из магистральных направлений повышения качества профессионального образования является широкое использование в учебном процессе современных информационных и телекоммуникационных технологий. Интенсивное развитие данных технологий и информатизация становятся важными факторами повышения качества профессионального образования в регионе. Компьютеризация профессионального образования расширяет возможности использования современных информационных технологий и ресурсов в учебных целях, повышает эффективность самостоятельной работы, стимулирует интеллектуальное творчество и профессиональное мастерство, способствует формированию и закреплению общенаучных и специальных знаний, профессиональных умений и навыков обучающихся. Вместе с тем, очевидна недостаточная развитость региональных информационных и телекоммуникационных сетей. Большинство малых городов и поселков России имеют слабо развитую информационную инфраструктуру и, как следствие, более низкий уровень образования и информационной культуры населения. Недостаток компьютерной техники, программно-технических средств, отсутствие развитой региональной сети электронных библиотечно-информационных ресурсов, электронных архивов данных, нехватка и недостаточный в целом уровень подготовки специалистов, обеспечивающих внедрение и сопровождение современных информационных и телекоммуникационных технологий в учреждениях профессионального образования ограничивают доступ преподавателей и учащихся к информационным ресурсам.

Для развития единого информационно-образовательного пространства региона необходимо: оснащение учреждений профессионального образования и органов управления образованием современными средствами вычислительной техники и телекоммуникации; разработка и внедрение электронных учебников, учебно-методических комплексов и других учебных материалов, а также электронных средств информационно-технологической поддержки учебного процесса; создание единой региональной системы непрерывной многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей, научно-педагогических работников, учебно-вспомогательного, инженерно-технического, административно-управленческого персоналов учреждений профессионального образования и библиотечных работников в целях оперативного и эффективного внедрения в учебный процесс новейших информационных и телекоммуникационных технологий; формирование на базе Интернет-технологий новых видов региональных информационных ресурсов (областного депозитария электронных учебников и учебно-методических материалов, областного образовательного портала); создание региональной системы централизованного мониторинга качества и сертификации информационных ресурсов; разработка интегрированной в национальное и международное образовательное пространство региональной системы технологических стандартов форм представления данных и обмена данными.

Социальная защита работников и обучающихся начального, среднего, высшего профессионального образования должна включать комплекс мер по предоставлению социальных гарантий и льгот, направленных на поддержание уровня жизни и стандартов потребления, соответствующих современных требованиям. В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации ключевыми проблемами социального характера работников сферы образования и науки являются неудовлетворительная, низкая оплата труда, невозможность разрешения жилищных проблем, слабая обеспеченность медицинскими услугами, низкая доступность санаторно-курортного лечения, разрушение социально-бытовой инфраструктуры учреждений профессионального образования. Между тем, учеными установлено, что соотношение заработной платы занятых в сфере образования, науки и научного обслуживания к средней заработной плате по экономике в целом должно быть не ниже уровня 1,25:1.

На наш взгляд, значительное место в политике стимулирования развития профессиональной подготовки должно отводится вопросам формирования системы помощи детям и молодежи, живущим в малообеспеченных семьях, особенно на селе, и созданию благоприятных условий для удовлетворения интересов молодого поколения. Как известно, молодежь является важнейшим ресурсом для формирования экономики нового типа, основанной на знаниях. Именно она, как было выяснено в ходе исследований, обладает более высоким уровнем адаптивности к рыночной экономике, проявляет более высокую социальную мобильность и гибкость, готовность к развитию своего «человеческого» капитала, склонность полагаться на собственную активность как необходимое и естественное условие жизненного успеха. Поэтому необходимо создать условия для обеспечения возможности овладения новыми знаниями и навыками, необходимыми для успешной работы, помочь в трудоустройстве, улучшении жилищных условий и т.д. Социальная помощь должна носить целевой адресный характер. В качестве поощрительных мер для студентов, отличившихся в учёбе, науке, творчестве, спорте можно использовать выплаты дополнительных стипендий, например губернаторских стипендий победителям Всероссийских и международных олимпиад, путевки в оздоровительные учреждения и т.д. Малообеспеченные студенты должны получать, например, бесплатные продуктовые наборы, денежную компенсацию за оплату проезда в общественном городском транспорте и т.д. Молодые специалисты, которые устраиваются на работу в сельские образовательные учреждения, должны получать «подъёмные», а решившие трудиться преподавателями – надбавки к зарплате в течение первых лет. Большое внимание должно уделяться организации лечения и отдыха обучающихся.

Развитие системы профессионального образования в условиях формирования инновационной экономики России требует принципиального изменения образовательной политики перехода к опережающему образованию. По мнению ряда ученых, необходимо начинать готовить специалистов, которые потребуются завтра, несмотря на то, что сегодня для них в стране или в регионе может не оказаться работы. В условиях развала большинства высокотехнологичных предприятий в стране есть два пути. Первый – опустить уровень образования до потребностей нынешней деградирующей экономики сырьевой направленности. Второй – готовить специалистов для высокотехнологичной отечественной экономики, рассчитывая на то, что часть этих людей ее и создаст. Инновационное развитие связано с выбором второго пути. Поэтому развитие системы профессиональной подготовки кадров должно быть подчинёно единой концепции социально и профессионально ориентированной молодёжной политики, государственной поддержки талантливой молодёжи и всех форм научно-технического творчества студентов, аспирантов и докторантов высшей школы.

Решение экономических проблем в инновационном секторе экономики зависит, прежде всего, от людей-профессионалов, использующих бизнес-стратегии, от наличия инновационно-образовательной среды, устойчивой, самоподдерживающейся и восприимчивой к нововведениям и их коммерциализации. Это требует подготовки молодых специалистов нового типа, владеющих практическими навыками научно-технического предпринимательства и инновационной деятельности. Необходимы также инфраструктура, механизмы и методики генерации такого рода специалистов, изменение шкалы ценностей, установок, а также существенной организационной поддержки этой работы со стороны государства, региональных властей и со стороны бизнеса.

Как и в другие исторические эпохи, когда многое необходимо строить заново, востребованными оказываются «новые люди», подготовку которых берут на себя передовые высшие учебные заведения определенного типа, как, например, Эколь-нормаль в годы Великой Французской революции, Московский университет во времена екатерининских реформ, Московских физтех в период создания ракетно-ядерного щита и др. Люди нового типа должны уметь творчески мыслить и иметь другие ценностные ориентации.

Опыт промышленно-развитых стран показывает, что задачу подготовки современных кадров позволяет решить кооперация учебных заведений и промышленных компаний. Это включает в себя открытие учебных центров, особенно в области новейших технологий, организацию и осуществление целевых научных программ, создание системы непрерывного обучения и переобучения на рабочем месте. Крайне важным представляется инициатива ряда ВУЗов выявить инновационные потребности на региональном уровне и готовить специалистов, ориентированных на их выполнение.

Для организации более тесного сотрудничества учреждений образования и предприятий реального сектора в целях подготовки специалистов нужной квалификации необходимо:

  1. Создание системы эффективного взаимодействия органов государственного управления, объединений работодателей, бизнес-структур с государственными и частными образовательными учреждениями.
  2. Систематическое проведение мониторинга кадровых потребностей, рейтингование образовательных учреждений, учебных центров, бизнес-школ и учебно-тренинговых программ.
  3. Определение потребностей компаний в развитии компетенций ключевых специалистов и управленческих кадров.
  4. Формирование системы непрерывного образования на протяжении всей жизни.
  5. Предъявление ведущим образовательным учреждениям, учебным центрам и бизнес-школам потребностей и требований к профессиональному образованию и бизнес-обучению.
  6. Апробирование и разработка современных российских методик, тренингов, программ с участием специалистов высокого уровня.
  7. Организация и проведение специализированных учебно-тренинговых бизнес-программ.
  8. Вовлечение в совершенствование профессиональной подготовки кадров регионального бизнеса.
  9. Изучение российского и зарубежного опыта и экспертиза практических ситуаций по реформированию бизнес-процессов, определению компаниями стратегических позиций, конкурентному прорыву в глобальной экономике.

Координация усилий, активное сотрудничество вузов с промышленностью, совместная работа с органами исполнительной и законодательной власти позволят преодолеть те трудности, с которыми сталкивается сейчас система профессиональной подготовки кадров региона.

Список литературы

  1. Кабаева А.А., Лескина О.Н. Вопросы кадрового обеспечения экономики региона (на примере Пензенской области) // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по материалам Международной научно-практической конференции. – Тамбов: Изд-во ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013. - ч.14
  2. Лебедева Н., Татарко А. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. С.25
  3. Лескина О.Н. Проблемы и перспективы развития человеческого интеллектуального капитала российского общества// Экономика и общество: проблемы и перспективы модернизации в России. Посвящается 95-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации/ под общ. ред. В.В. Бондаренко, В.А. Дресвянникова, О.В. Лосевой. – Пенза: Издательство ПГУ, 2013
  4. Лескина О.Н. Человеческие ресурсы и проблемы их воспроизводства в современной России// Предпринимательство и инновации: региональные приоритеты и перспективы развития: сб. материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Алтайского края. – Барнаул: Изд-во «АЗБУКА», 2013
  5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика – XXI, 2005.
  6. Харин А. А., Майборода В.П. Инновационная экономика в России. Реалии и перспективы. htttp:// www.itbu.ru
  7. Ясин Е. Модернизация и общество.// Вопросы экономики. 2007. № 5. С.4-29

Российское профессиональное образование и подготовку квалифицированных кадров в их современном состоянии специалисты оценивают как проблемные, кризисные, что в значительной мере обусловлено связью этих процессов, как с глобальными тенденциями развития современного общества, так и с российскими особенностями его развития.

Из статьи вы узнаете:

  • Каковы современные проблемы профессиональной подготовки кадров;
  • Какие существуют пути решения проблем подготовки кадров;
  • Какие статьи расходов включают затраты на подготовку кадров.

Сложившуюся ситуацию в системе профессионального образования, по мнению специалистов, объясняют основные проблемы профессиональной подготовки кадров. Рассмотрим их ниже.

Проблемы подготовки кадров и дефицит квалификации

Проблема первая, которая связана с резкими деформациями структуры и объема подготовки кадров, явно не соответствующими реальным потребностям рынка труда. Следует заметить, что для российского рынка труда актуальны вопросы не столько дефицита труда как общей нехватки рабочей силы, сколько дефицита квалификации.

Вместе с тем, особую остроту приобретают вопросы обеспеченности рабочими кадрами. Учреждениями профобразования выпускаются в 1,5 раза больше специалистов-техников и в 5 раз меньше квалифицированных рабочих, чем это требуется для народного хозяйства. С учетом того, что рабочих имеющих высшую квалификацию в нашей стране осталось всего 5 процентов от их общей численности (для сравнения: в США – 43 процента, Германии – 56 процентов, а в Японии – свыше 75 процентов).

При этом средний возраст квалифицированных рабочих близок к предпенсионному – 54 годам, и в ближайшие годы (приблизительно 5–7 лет) кадровая сфера отечественного производства может столкнуться с тяжелыми кризисными явлениями. В этой связи, к сожалению, можно лишь констатировать, что дефицит квалифицированных рабочих кадров на рынке труда становится серьезным препятствием на пути дальнейшего развития страны.

Проблемы подготовки кадров и пути их решения

Проблемы эффективности подготовки квалифицированных кадров, повышения производительности труда , решение задач и вопросов менеджмента в отраслях промышленности и сотрудничества предприятий с вузами становятся особенно актуальными. Проблемы подготовки кадров по утверждениям специалистов в области экономики, даже обострились в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию. Или Россия к 2020 году станет еще одним сырьевым придатком развитых государств, или наша страна сумеет вернуть себе достойные позиции в мировом научно-техническом развитии. Это станет возможным при условии, если озвученные здесь проблемы начнут последовательно и правильно решать на государственном уровне.

Одной из ключевых проблем в существующей системе подготовки кадров является обособленное состояние высокотехнологичного производства и высшей школы, тогда как только целостность данной системы сможет обеспечить потребности российской промышленности. Однако никто даже не пытается заполнить вакуум между знаниями и современными технологиями промышленного производства. В тоже время вузы, занимающиеся подготовкой технических кадров, имеют свои проблемы набора сотрудников из числа молодежи на ранее престижные специальности, а значительная часть студентов, и вовсе не связывает свою работу с профессией, получаемой в учебных заведениях. Назрела необходимость срочных мер к изменению сложившейся ситуации.

Критические несоответствия на рынке труда наблюдаются между работодателями, работниками и существующей системой образования и подготовкой кадров. Работодатели требуют от работников наличие квалификации высокого уровня, предлагая при этом тяжелые условия труда и низкую заработную плату, а работники, имея слабую специальную подготовку, весьма переоценивают свою значимость.

О том, какие документы необходимо подготовить, если вы планируете повышение квалификации персонала, мы недавно рассказывали в одном из материалов .

Как решить проблему нехватки кадров

Первыми шагами на пути решения проблем в подготовке кадров должно стать создание высокопроизводительных рабочих мест. В числе приоритетов – подготовка конкурентоспособных кадров которые могут составить конкуренцию на мировом уровне и развитие высокотехнологичных машиностроительных производств. Бизнес и учреждения образования должны сплотиться и приступить к системному решению кадровых проблем совместными усилиями.

Самым простым подходом к объяснению дефицита квалифицированных кадров – заявить, что все причины в недостаточном количестве подготовленных специалистов. Но создавшееся положение на самом деле гораздо серьезнее. На современных предприятиях, процессы обучения и подготовки кадров должны быть непрерывными, основанными на системе общепринятых профессиональных стандартов.

Вузовские программы и программы учреждений среднего профессионального образования на сегодняшний день построены без учета реальных требований производства, что приводит к противоречиям между ожиданиями работодателей и возможностями выпускаемых специалистов. Сказывается отсутствие инфраструктур по подбору персонала и поиску работы, которые учитывали бы практическую производственную специфику. Большая часть интернет сайтов и кадровых агентств на практике не в состоянии создать условия для эффективного трудоустройства профессиональных рабочих, начальников участков, цехов и смен, руководителей производства.

Вам может быть полезен материал из электронного журнала «Директор по персоналу» на эту тему: « »

Чем помогут профессиональные стандарты в решении проблемы профессиональной подготовки кадров

Отсутствие единых требований к профессиональным знаниям и навыкам квалифицированных специалистов является основой проблем подготовки кадров. А без общепринятых требований невозможно проводить аттестацию персонала, определять приоритеты программ обучения, планировать карьеру сотрудника. Необходимо создание системы профессиональных стандартов, которые закрепят перечень необходимых знаний, навыков и умений современного специалиста. С помощью профессиональных стандартов определятся образовательные стандарты, программы обучения, процедуры оценки кадрового персонала.

Особого внимания достоин проект создания выездных кафедр на предприятиях, где подготовка специалистов могла бы осуществляться непосредственно на рабочих местах без отрыва от производства. Также вызывает большой интерес эксперимент с введением контрактной системы подготовки инженерных работников с применением схемы «вуз – студент – предприятие». Не менее важным моментом является развитие факторов социальной поддержки будущих инженеров и рабочих. Так, высококвалифицированным работникам высокотехнологичных отраслей промышленности на период прохождения ими военной службы должны быть сохранены рабочие места .

Необходимо определить основные технологии прорыва при переходе в технологический вектор и разработать по этим направлениям программу профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. В дополнение к программе необходимо разработать план общественных мероприятий по пропаганде рабочего и инженерного труда и системных мотиваций.

Подготовка и развитие кадрового потенциала именно в высокотехнологичных секторах промышленности (авиационной, радиоэлектронной, судостроении и другое) и их обеспечивающих производствах должны стать приоритетами государственной кадровой политики.

Затраты работодателей на подготовку кадров

Это затраты предприятий и компаний на обучение и подготовку кадров с целью достижения высоких результатов в труде обученных и образованных работников. Именно этот аспект – достижение высоких результатов в работе профессионально подготовленных квалифицированных сотрудников интересует руководителей предприятий и фирм в первую очередь. При этом каждый владелец бизнеса всегда мысленно взвешивает на незримых весах затраты на подготовку кадров и вероятность выгоды, которую приносит качественно подготовленный кадровый персонал.

Обучение и подготовка кадров: баланс интересов

Выгоды компании:

Затраты и риски компании

  • Развитие у персонала творческих подходов в работе
  • Стимул для генерации новых идей
  • Тренировка ума и памяти работников
  • Универсализация сотрудников, возможность в дальнейшем совмещать рабочие места
  • Переработка компанией стороннего опыта
  • Позитивное изменение поведения персонала
  • Повышение лояльности работников
  • Расходы на обучение
  • Риск провести некачественную или нецелевую подготовку
  • Отсутствие отдачи от обучения сотрудников
  • Незаинтересованность работников в подготовке
  • Неумение применить полученные в ходе обучения знания и навыки в работе
  • Риск потерять сотрудников, прошедших подготовку

Еще больше интересных материалов по теме вы найдете в разделе сайта «HR-бюджет ».

Многие работодатели несмотря на существующие риски, все же сознательно идут на затраты по подготовке кадров своего предприятия. Этот выбор связан с пониманием того, что расходы на подготовку кадров закономерны и у работодателей и собственников компаний, по сути дела, нет иного пути в деле постоянного совершенствования сотрудников предприятия и адаптации бизнеса к постоянно меняющимся условиям рынка. В конечном итоге экономия на обучении, подготовке и переподготовке кадрового персонала неизбежно приводит к излишнему консерватизму, узости мышления и нежеланию что-либо менять. А это прямой путь к застою в работе, утрате конкурентоспособности и банкротству.

Интернет-конференция
Шахрая Сергея Михайловича

9 июня 2009 года в 14-00 часов в Информационном агентстве ГАРАНТ состоялась интернет-конференция Шахрая Сергея Михайловича .

Шахрай Сергей Михайлович - д.ю.н., профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, научный руководитель Высшей школы государственного аудита МГУ, заместитель председателя Комиссии по общественной оценке качества высшего юридического образования Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", председатель Центральной контрольно-ревизионной комиссии Ассоциации юристов России, руководитель Аппарата Счетной платы.

Тема конференции: "Проблемы качества юридического образования" .

Объективный процесс формирования в России новой правовой системы и системы социально-политического и экономического управления обусловливает острую потребность в подготовке и переподготовке управленческих кадров на фундаментальной юридической основе с учетом как традиционного, так и инновационного российского и зарубежного опыта. Поэтому Президентом РФ одним из приоритетных направлений модернизации российского высшего образования была выбрана именно необходимость развития и совершенствования юридического образования.

26 мая 2009 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ N 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации".

Его целью является не просто прекращение выпуска неквалифицированных и низкопрофессиональных кадров для судебной системы, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, но также и повышение правовой культуры всего населения в стране.

Меры по повышению качества юридического образования разрабатывались совместно с Общероссийской общественной организацией "Ассоциация юристов России", которая выдвинула следующие предложения: создание перечня государственных должностей, для замещения которых необходимо обладать юридическими знаниями, в том числе сдавать квалификационные экзамены; усовершенствование системы лицензирования и аттестации юридических вузов, введение в том числе общественной аттестации юридических вузов; прекращение приема студентов на юрфаки непрофильных вузов; составление рейтинга юридических вузов; введение государственного квалификационного экзамена на право занятия определенными видами юридической деятельности; внедрение системы госзаказа и целевого набора, выделение квот для молодых специалистов в ведущих юридических вузах; разработка образовательных стандартов для обучения юристов и др.

В ходе интернет-конференции планируется обсудить дальнейшие перспективы развития юридического образования, выявить его пробелы и недостаки в данной области, обсудить необходимость принятия федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) "юриспруденция", сформулировать предложения по совершенствованию процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, а также критерии оценки их деятельности. На эти и другие актуальные вопросы в ходе интернет-конференции ответит Шахрай Сергей Михайлович.

К моменту начала нашей конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Ведущий: За последние годы из вузов выпускается все большее число неквалифицированных юристов, при этом многие выпускники не работают по специальности. Хотелось бы услышать от Вас официальную статистику. Сколько юристов ежегодно выпускается? Сколько из них работает по специальности?

Шахрай С.М.:

Статистика здесь достаточно интересная. Все последние годы число обучающихся по юридической специальности нарастало. В учебных 2007-2008 годах на юридических факультетах училось 881.000 студентов. Это означает, что в год диплом юриста получают примерно 150.000 выпускников. Для сравнения можно сказать, что в СССР юристов готовили в 52 юридических ВУЗах, на юридических факультетах. Сейчас подготовкой юристов занимается в стране 1211 высшее учебное заведение: это и государственные, и негосударственные вузы, а также их факультеты, филиалы.

Как выглядит дело с трудоустройством этих юристов? По данным Росстата и Министерства образования и науки России, 50% из примерно 750.000 дипломированных юристов по специальности не работают. Иными словами, некачественных юристов много, как минимум вдвое больше общей потребности в юридических кадрах. А вот высокопрофессиональных юристов, чья квалификация устраивала бы конкретную компанию, конкретный государственный орган, найти всегда непросто. Это могут подтвердить руководители федеральных министерств и ведомств, крупных компаний и госкорпораций. На душу населения мы производим юристов намного больше, чем в США, в Германии, других странах Евросоюза.

Год назад Ассоциация юристов России год назад поставила перед Президентом и Правительством вопрос о необходимости реорганизации юридического образования в стране. Была создана комиссия по общественной оценке качества юридического образования. Первоначально возглавлял эту комиссию академик Олег Кутафин. После того, как он безвременно ушел из жизни, эту комиссию возглавил сопредседатель Ассоциации юристов Сергей Степашин. Я имею честь быть у него заместителем в этой комиссии. За прошедший год мы разработали определенные меры, но о них мы поговорим чуть позже.

Ведущий: Своим Указом о мерах по совершенствованию высшего юридического образования в России Президент Дмитрий Медведев поручил Правительству и Ассоциации юристов России представить предложения по совершенствованию процедур лицензирования деятельности и государственной аккредитации юридических ВУЗов, а также по определению критериев оценки их деятельности. Ранее представители Ассоциации высказывали мнение о необходимости разделения вузов, обучающих студентов по юридическим специальностям на профильные и непрофильные. В чем смысл такого решения? И насколько глубокой окажется реорганизация российской системы юридического образования? В течение какого времени она будет завершена?

Шахрай С.М.:

Вместе с Указом Президента от 26 мая 2009 года вышло достаточно большое по объему и гораздо более широкое по содержанию поручение Президента Правительству. В первом пункте этого поручения речь идет о том, чтобы утвердить перечень профильных и непрофильных вузов. Почему возникла такая потребность? Вы не найдете в России ни одного сельскохозяйственного института, технического, медицинского вузов, где не было бы юридических факультетов или отделений. Все открывают юридические отделения и факультеты. Несмотря на очевидное перепроизводство, высшее юридическое образование остается престижным и привлекательным для выпускников школ и их родителей. Считается, что не важно, будет или не будет выпускник работать по специальности, но диплом юриста в жизни пригодится. Этим пользуются действующие вузы, возникают новые, открывают платные факультеты, платные отделения для подготовки юристов. И люди до 2009 года несли туда свои школьные аттестаты. А заодно и деньги, чтобы это высшее юридическое образование получить. Поэтому разделение вузов на профильные и непрофильные является попыткой определить те высшие учебные заведения, для которых высшее юридическое образование является или основным или одним из основных. Как, например, в МГУ и Санкт-Петербургском университете. На рынке образовательных услуг необходимо создать определенные ограничения для тех вузов, где юридическое образование является непрофильным. Президентское поручение требует разработать несколько соответствующих мер.

Например, мы считаем, что в непрофильных юридических вузах не должно быть бюджетных мест для подготовки юристов. Государство не обязано вкладывать бюджетные средства в непрофильный вуз. Это заведомо неэффективная трата денег: ведь результатом будет приход на рынок управленческих кадров еще одного неквалифицированного юриста. Мы считаем, что для отзыва из непрофильных вузов бюджетных мест для юристов следует обозначить четкий срок: например, с 1 сентября 2010 года или 2011 года. Возникает вопрос, когда в непрофильные юридические вузы должен быть прекращен прием абитуриентов и что сделать тем, кто уже сейчас учится на первых трех курсах. В поручении Президента сказано, что всем тем, кто уже учится, должно быть гарантировано завершение образования. То есть никого не выгонят.

Ведущий: Президентский Указ "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" предусматривает создание системы общественной аккредитации государственных и негосударственных вузов, осуществляющих подготовку юристов, а также увеличение объема практической части образовательных программ. Какое влияние будут оказывать результаты общественной аккредитации на судьбу вузов? Какими Вам видятся принципы формирования рейтинга юридических вузов? Войдут ли туда по преимуществу столичные вузы?

Шахрай С.М.:

Ассоциация юристов России разместит в Интернете результаты своей общественной аккредитации вузов. Любой выпускник школы и его родители смогут посмотреть, какие вузы готовят хороших специалистов, а какие не имеют условий для подготовки квалифицированных юристов. То есть у людей будет возможность выбора с достаточно очевидной реакцией. В некачественное образование люди не будут вкладывать деньги. Попробуют пойти в профильный, качественный юридический вуз. Попытаются получить такое юридическое образование, которое гарантирует хорошую работу, хороший заработок, престиж, удовлетворение от профессии. Смысл аккредитации, на наш взгляд, в том, чтобы Министерство образования и науки, выдавая лицензию очередному вузу, где планируется юридическое образование, приняло во внимание нашу оценку. Лицензии выдаются на определенный срок. Министерству образования и науки должна быть предоставлена возможность решить, продлевать аккредитацию, продлевать лицензию или нет. Естественным образом будут упраздняться те вузы, которые не сумели создать условия для подготовки квалифицированных юристов.

Ведущий:

Войдут ли туда по преимуществу столичные вузы?

Шахрай С.М.:

Нет, такого предложения никем в комиссии по общественной оценке качества юридического образования, включая представителей МГУ и Санкт-Петербургского университета, не выдвигалось. Мы опросили все крупные корпорации, адвокатские, нотариальные конторы. Выяснилось, что работают там выпускники порядка 20 вузов. Где ходят остальные? Это и есть та половина выпускников, дипломы которых не востребованы. Востребованы выпускники вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Уральской юридической школы, Саратовской юридической школы, вузов Томска, Владивостока. Любой вуз, который докажет, что в состоянии давать качественное юридическое образование, попадает в этот список.

Ведущий: Считаете ли Вы целесообразным ввести обязательную ознакомительную и производственную практику для студентов-юристов не только на 3 и 5 курсах, а на протяжении всех пяти лет обучения, чтобы основательнее подготовить к будущей профессии?

Шахрай С.М.:

На юридическом факультете МГУ я 5 лет руководил производственной практикой наших студентов. Это была практика после 3-4-го курсов. Соответственно, ознакомительная и преддипломная. Считаю, что практика, пусть даже небольшая, должна быть уже на первом курсе. Студент должен с первого курса иметь возможность знакомиться с будущим местом работы. В Счетной палате я подписываю заявление любому студенту любого юридического вуза, который хочет пройти у нас практику. Считаю, что если мы даем спецкурсы на 4-5-м курсах, то ознакомительную практику необходимо вводить на 1-2-м курсах, а потом уже переходить к производственной, к преддипломной практике. То есть на каждом году обучения должны быть практические занятия.

Ведущий: Некоторые эксперты придерживаются мнения, что государственные вузы должны выпускать, прежде всего, специалистов для государственной службы. Например, будущих следователей, прокуроров или судебных приставов. А негосударственные высшие учебные заведения – делать ставку на подготовку юристов для корпоративного сектора. Например, специалистов для банков, страховых и аудиторских компаний, а также адвокатов. Как Вы оцениваете такое предложение?

Шахрай С.М.:

Пока отрицательно. Мне кажется, это обеднит государственные вузы, тот же юрфак МГУ или Санкт-Петербургского университета. Такая, казалось бы, логичная специализация приведет к ухудшению качества юридического образования и в государственных, и в негосударственных вузах. Я считаю, что выпускник и государственного, и негосударственного юридического вуза должен будет определиться самостоятельно. А государственные органы должны за 1-2 года обнародовать данные о количестве мест, на которые готовы взять к себе выпускников, и по конкурсу их отбирать.

Ведущий: Во многих российских вузах на юридических факультетах практикуется дистанционное обучение и дистанционная сдача экзаменов по многих дисциплинам. В этом случае студенты не имеют возможности побеседовать с преподавателем по спорным вопросам, предложить свою точку зрения, вступить в дискуссию. Считаете ли Вы дистанционную форму обучения эффективной?

Шахрай С.М.:

Я считаю дистанционную форму обучения при получении высшего юридического образования профанацией. Стать юристом на расстоянии невозможно. Дистанционное обучение является формой выкачивания денег из родителей, а также из людей, которые пришли за вторым высшим образованием. Однако я отнюдь не предлагаю упразднить дистанционную форму обучения. Я считаю, что решением проблемы здесь должен быть не запрет дистанционного образования, а нахождение ниши для этого образования

Ведущий: Высшая школа государственного аудита МГУ, научным руководителем которой Вы являетесь, также предлагает юридическое образование. Что Вы можете рассказать о ее деятельности в свете Указа Президента "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации"?

Шахрай С.М.:

Как проект Высшая школа государственного аудита, собственно, и родилась в процессе оценки качества юридического образования и размышлений по поводу какие юристы нам нужны, и какие будут востребованы. Ректор МГУ академик Виктор Садовничий назвал наш ВШГА факультетом специального назначения. Мне это понравилось, почти как "спецназ". В Счетной палате я столкнулся с тем, что в аппарате 2/3 экономистов и лишь треть юристов. На практике экономистов я должен учить праву уже "у станка", потому что деятельность инспектора Счетной палаты без знаний юридической формы невозможна. А юристы тем более, не зная экономики, финансов, бухгалтерского учета, не могут работать в сфере государственного аудита. Таким образом, мы, как говорится, без отрыва от производства "доводили до ума" и тех, и других. Я сам три года отучился в Финансовой академии при Правительстве. Так почему бы не объединить экономическое и юридическое образование уже в стенах высшего юридического заведения?

Сегодня ВШГА ежегодно принимает 50 человек, которым выдаем диплом юриста МГУ имени Ломоносова, 25 человек, которым выдаем университетский диплом бакалавра-экономиста. Но учебный план у нас составлен так, что мы только первый и второй год даем базовое университетское образование. А начиная с третьего курса юристов мы учим экономике, финансам, бухгалтерскому учету. Экономистов учим таким отраслям права, как гражданское, финансовое, административное, а также гражданский процесс. Потому что быть аудитором или контролером, не зная этих юридических дисциплин, тоже невозможно. Вот в этом году мы набираем уже третий курс, пока все идет нормально.

Ведущий: Одна из наиболее важных и необходимых мер в ходе реорганизации системы юридического образования – это борьба с коррупцией. В некоторых вузах можно не только купить положительную оценку на экзамене или зачете, но и поступить туда за деньги. Многие преподаватели, не стесняясь, называют сумму, которую необходимо заплатить студенту, дабы не быть отчисленным или получить хотя бы удовлетворительную оценку. О каком качестве полученного в ВУЗе юридического образования можно говорить, когда зачастую студенты покупают дипломы и курсовые работы? Вузовская коррупция – не последняя причина массированного выпуска неквалифицированных юристов. Ваше мнение на этот счет?

Шахрай С.М.:

В том или ином виде подобные явления существуют в разных вузах, в разных городах и весях. В целом это результат ослабления государственного регулирования образовательной отрасли. Это, кстати, объясняет, почему антикоррупционная прививка применительно к высшему юридическому образованию предусмотрена президентским Указом о мерах по совершенствованию высшего юридического образования в России и соответствующим поручением главы государства Правительству.

Я вижу здесь две стороны медали.

Студент юридического вуза, а тем более такого, как Высшая школа государственного аудита, должен владеть методикой антикоррупционной экспертизы документа. Такая методика разработана у нас в НИИ Счетной палаты еще 5 лет назад. Соответствующее программное обеспечение легко установить на персональном компьютере. Методике нетрудно обучить не то что студента, но даже государственного служащего или депутата. Антикоррупционная экспертиза документов и управленческих действий – это по сути новый предмет, новый спецкурс, новая дисциплина, которая уже введена в учебный план ВШГА.

Вторая сторона медали – это проблема создания у обучаемых антикоррупционной мотивации, антикоррупционной этики, антикоррупционного стереотипа поведения. Конечно, в рамках учебного процесса можно показать студентам роль, которую играют в борьбе с коррупцией парламентский и общественный контроль, средства массовой информации и пр. И это надо делать. Однако в не меньшей мере здесь может помочь та самая производственная практика. В один день эта задача решена быть не может, но она вполне решаема. Я, например, навсегда бросил курить после того, как нас, студентов-юристов, в рамках производственной практики сводили в морг. Это обязательно: ведь следователь, помимо прочих первых следственных действий, должен уметь примерно определять дату смерти. У нас была очень суровая преподавательница. Заставила каждого из нас провести трепанацию черепа и вскрытие. Так вот когда я в руках подержал прокуренные легкие, больше курить не захотел. Вот по такому же принципу надо прививать студентов от коррупции: на 1-2 курсе сводить в зону, показать конкретные дела конкретных людей. Которые имели все – образование, статус, но поддались коррупционному искушению. Пусть студенты посидят с ними в камере несколько часов, поговорят о будущем. Я уверен, это будет действовать как профилактика.

Ведущий: Президентский Указ предписывает Правительству и Ассоциации юристов России разработать федеральные государственные стандарты высшего юридического образования, нацеленные на формирование у студентов нетерпимого отношения к коррупции? Как Вы считаете, возможно ли разработать именно стандарты?

Шахрай С.М.:

Стандарты высшего юридического образования есть. В следующем, а возможно, еще в этом году выйдет новый образовательный стандарт по юриспруденции. А вот профессиональных стандартов, как ни странно, нет. Их не сделали для своих будущих работников ни органы прокуратуры, ни адвокаты, ни нотариусы. Собственно, речь идет о попытке Ассоциации юристов России при поддержке Президента и Правительства такие профессиональные стандарты создать. В этих стандартах должны присутствовать сильные антикоррупционные меры и мотивации.

Ведущий: Ассоциация юристов России высказывается на введение целостной программы подготовки юристов, настаивает на том, что модернизацию юридического образования нужно начинать с общеобразовательных школ. Предполагается, насколько известно, создать правовые школы-интернаты в Москве и Санкт-Петербурге для одаренных детей из регионов. Смогут ли выпускники таких школ рассчитывать на преимущества при поступлении в МГУ, МГЮА, Санкт-Петербургский государственный университет и другие статусные центры юридического образования?

Шахрай С.М.:

Такие пилотные школы-интернаты создавать надо, хотя бы для того, чтобы убедиться, эффективны они или неэффективны. Будут ли у них преимущества при поступлении? Прямых нет. В систему единого государственного экзамена невозможно заложить опцию, предназначенную для человека, окончившего правовой интернат. Косвенные преимущества – да. Ведь в ведущих вузах большая часть абитуриентов получает пропуск в вуз, победив на юридических олимпиадах. Очевидно, у питомца правовой школы-интерната больше шансов ее выиграть и, соответственно, поступить в вуз. Правовые школы-интернаты – перспективная вещь. Нечто вроде инкубаторов, откуда ведущие вузы и профессиональные юридические корпорации могут черпать кадры. Молодые люди очень быстро проявляют свои склонности. Кто-то идет в криминалистику, кого-то привлекает уголовный процесс, кому-то интересно корпоративное право. Кто-то, наконец, стремится на государственную службу. Это видно уже на этапе тестирования, олимпиад и так далее.

Ведущий: Ассоциация юристов России предлагало внедрить систему госзаказа и целевого набора студентов-юристов, а также выделить квоты для молодых специалистов в ведущих юридических вузах для повышения их квалификации. Как на практике могло бы выглядеть возвращение госзаказа в систему юридического образования? Какие квоты планируется ввести для молодых специалистов в юридических вузах?

Шахрай С.М.:

Честно говоря, не знаю. Я не вижу, как сейчас можно было бы вернуть государственный заказ на подготовку юристов. Мы помним, что 50% выпускников юридических вузов ходят безработными. Государственный заказ на что? На сколько? Трудно, даже нереально это просчитать. А вот ведомственный или корпоративный заказ делать можно и нужно. Как Руководитель аппарата Счетной палаты я веду счет сотрудникам, уходящих на пенсию в течение ближайших 2-3 года. Я знаю, что выпускники Высшей школы государственного аудита у меня будут через 2 года. И будет 7 вакантных мест для того, чтобы наши выпускники попали на работу в Счетную палату. Попасть туда они смогут только через конкурс, потому что это государственная служба, хорошая зарплата, соцпакет и все прочее. Точно также будут поступать и Генпрокуратура, и Следственный комитет, и коллегии адвокатов.

Ведущий: На работу по юридической специальности люди с дипломом о юридическом образовании зачастую устраиваются "по знакомству" – по рекомендациям родственников, знакомых, знакомых знакомых и пр. В России не такого мощного кадрового фильтра, как "единый профессиональный экзамен для юристов", обязательный во многих странах Европы. Ассоциация юристов России предложила ввести государственный квалификационный экзамен на право занятия определенными видами юридической деятельности. Поддержано ли это предложение Президентом и Правительством?

Шахрай С.М.:

Идея эта поддержана, предстоит найти форму реализации. Как я понимаю квалификационный экзамен?

Заканчивая юридический вуз, каждый студент проходит государственную экзаменационную комиссию. Нужно кардинально улучшить качество оценки знаний, вводить в комиссию представителя Ассоциации юристов России, общественности. Следует, кроме того, вернуться к практике не формального, а содержательного присутствия в госкомиссии представителей ведомства-заказчика. То есть тех, кто сидит и смотрит: вот этот, мол, мне подходит и этот подходит, а этот нет.

Собственно квалификационный экзамен – это экзамен, который человек с дипломом юриста сдает по месту работы. Допустим, он пришел на работу в Счетную палату, или в органы прокуратуры, или в Следственный комитет, или к адвокатам, или к нотариусам. И там, до истечения испытательного срока, он должен этот экзамен сдать перед профессионалами. В обязательном порядке. Я думаю, в ведомственной экзаменационной комиссии тоже должна присутствовать Ассоциация юристов России. Чтобы это не был междусобойчик внутри ведомства.

Если будет введена такая практика, это сразу сгладит проблему перепроизводства юристов. Все просто: если ты не сдал квалификационный экзамен, ты не стал представителем избранной тобой профессии. Вот такой квалификационный экзамен заложен в логике Указа Президента и его поручения Правительству, над ним мы сейчас работаем.

Ведущий:

А будет ли такой порядок закреплен законодательно?

Шахрай С.М.:

Ведущий: Будет ли создан перечень государственных должностей, для замещения которых необходимо обладать юридическими знаниями? Кто войдет в этот перечень? Будет ли он охватывать глав исполнительной власти субъектов Федерации, мэров, глав управ и т. д.?

Шахрай С.М.:

Отвечу так: создать такой перечень невозможно, но надо пытаться его создать. Объясню, почему.

Ассоциация юристов России всегда настаивала, чтобы в профильных юридических вузах преподавали кандидаты и доктора юридических наук или во всяком случае специалисты по базовым юридическим дисциплинам. Об этом говорится и в поручении Президента Правительству в связи с Указом "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации". На юрфаках и юротделениях, например, в сельхозинститутах преподавателей с дипломами юристов, действительно, меньшинство. Но добиться, чтобы все юридические дисциплины преподавали юристы, невозможно. Например, чтобы преподавать на кафедре криминалистики, не обязательно быть юристом. Достаточно быть хорошим физиком, химиком и пр.

Такое же безнадежное дело – составить и нормативно закрепить перечень должностей, которые могут замещаться только юристами. Однако в рекомендательном порядке закрепить это нужно. Более того, следует попробовать создать рекомендательный широкий перечень должностей, для замещения которых необходимо обладать двумя образованиями – юридическим и экономическим. И как раз вот это уже должно быть обязательным верхушки исполнительной власти – губернаторов, министров и т. д.

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10011

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ЮРИДИЧЕСКИХ КАДРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Анна Александровна МАСЛОВА, старший инспектор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина E-mail: aa_maslova@ mail.ru

Научная специальность: 12.00.01 - теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы обеспечения качества подготовки юридических кадров в современной России. Автор детально анализирует указанные проблемы, выявляет причины их возникновения, а также предлагает некоторые варианты решения таких проблем. Автор проводит анализ и делает выводы.

Ключевые слова: высшее образование, юридическое образование, подготовка профессиональных кадров, качество образования, проблемы подготовки квалифицированных кадров, кадровый дефицит, студенты, система образования, закон об образовании, юридическая наука, юридическая практика, правоприменительная практика.

Annotation. This article deals with problems of ensuring the quality of training of legal cadres in modern Russia. The author analyzes in detail these problems, identifies the causes of their occurrence, and also offers some solutions to such problems. The author analyzes and draws conclusions.

Keywords: higher education, legal education, professional training, quality of education, problems of training qualified personnel, staff deficit, students, education system, law on education, legal science, legal practice, law enforcement practice.

Важнейшим направлением правовой политики является юридическая наука, так как именно в ее рамках разрабатывается идеология права как социального института, его принципы, функции, цели, смысл, его дух1. Кроме того, происходит формирование новых отраслей, институтов и норм права, новых понятий и правовых конструкций, развивается юридическое прогнозирование. Вместе с тем наука неразрывно связана с образованием, которое, в свою очередь, воспроизводит новые кадры для науки2.

В настоящее время вопросам развития юридического образования в России, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание. Уровень профессиональной подготовки выпускников юридических факультетов и высших учебных

заведений зачастую не устраивает ни работодателей, ни потребителей этих услуг. Кроме того, в стране наблюдается избыток людей, имеющих высшее юридическое образование; как следствие, многие из них остаются невостребованными и вынуждены, таким образом, искать себя в других профессиях. В связи с этим налицо проблема обеспечения качества подготовки юридических кадров в современной России3.

Правовое сообщество Российской Федерации, включающее судей, адвокатов, прокуроров, ученых-правоведов, чиновников от Министерства образования, сегодня пришло к единому мнению относительно тех мер, которые необходимо принять с тем, чтобы повысить не только качество юридического образования, но и его престиж4. Так, солидарные выводы специалис-

ЗАКОН И ПРАВО 06-2018

тов и заинтересованных лиц сводятся к тому, что следует разработать социально востребованную и последовательную стратегию развития российского юридического образования.

По нашему мнению, к основным критериям низкого качества юридического образования в Российской Федерации можно отнести следующие:

1. Выпуск юристов непрофильными высшими учебными заведениями нашей страны. В отличие от значительного числа специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования юридическое образование позволяет кандидату поступить на службу на государственные должности, т.е. должности, занятие которых наделяет лица властью, хотя также и специальной ответственностью. По этой причине подготовка профессиональных юристов, по природе своей, должна быть организована особенным образом под пристальным контролем и заботой со стороны государства.

Высокий уровень востребованности в юридических кадрах, имевший место в конце прошлого и начале нынешнего столетия, привел к появлению и резкому росту количества негосударственных юридических учебных заведений, а также юридических факультетов в непрофильных государственных вузах, имеющих к тому же множество филиалов по всей стране5. Отметим, что многие из них действовали с нарушением российского законодательства об образовании и были впоследствии закрыты.

Однако и сегодня немало образовательных учреждений, готовящих юристов, которые зачастую не обеспечены преподавательскими кадрами требуемой квалификации, и, как следствие, выпускают слабо подготовленных специалистов и нацелены главным образом на получение прибыли за счет реализации платных образовательных услуг, которые, к слову, ныне легко доступны, если человек имеет необходимую для оплаты обучения сумму денежных средств.

2. Увеличение количества студентов, обучающихся по юридической специальности на внебюджетной основе, которые не имеют достаточного уровня знаний. Фактическое отсутствие конкурса при поступлении привело к значительному снижению начального уровня знаний у студентов. Указанная тенденция как непосредственно, так и опосредованно отражается не только на содержании и формах преподавания, но и на минимальных требованиях к положительным знаниям, а также других параметрах образовательного процесса.

3. Увеличение числа студентов юридических факультетов и высших учебных заведений, предпочитающих заочную форму обучения или так называемые дистанционные технологии в обучении. Качественный анализ студентов, получающих образование по названным формам обучения, показал, что в практической деятельности они редко оказываются заняты в юридической сфере. На наш взгляд, нет сомнений в том, что эффективность и качество подготовки юристов на заочной и дистанционной формах обучения в существенной степени ниже, нежели на дневной форме обучения.

4. Введение многоуровневой системы высшего профессионального юридического образования. Законодательство Российской Федерации не закрепляет перечень или категории должностей, которые могут занимать выпускники бакалавриата и магистратуры. В связи с этим возникают обоснованные опасения, что данный процесс может негативно повлиять на формирование профессионального правосознания юристов в высших учебных заведениях.

5. Низкий уровень интеграции юридического образования и юридической науки как процесса научно-образовательного взаимодействия в рамках деятельности высшего учебного заведения, а также процесса сотрудничества организаций академической науки и высшего образования в целях повышения эффективности научной и образовательной деятельности, подготовки высококвалифицированных специалистов, рационального использования финансовых, а также материально-технических и кадровых ресурсов.

6. Перенасыщение теоретическими курсами в период обучения и, вместе с тем, явный недостаток практически ориентированных занятий. Особенность юридического образования выражается в том, что теоретические знания и практические навыки должны быть тесно связаны и постоянно пересекаться. В настоящее время в учебном плане преобладают теоретические курсы, а дисциплин, позволяющих обучать студентов практическим навыкам, в нем явно недостаточно.

Таким образом, на основании обозначенных выше проблем представляется возможным сделать ряд выводов:

1. Главной причиной снижения качества подготовки специалистов в области права и их невостребованности, кризиса профессионального правосознания, падения престижа права ста-

ЗАКОН И ПРАВО 06-2018

ла доступность платного высшего юридического образования. Кроме того, оно теперь воспринимается как источник высокого дохода.

2. Образовательные программы должны соответствовать единым критериям и стандартам, закрепленным в законодательстве и действующим во всех учебных заведениях Российской Федерации.

3. Следует, на наш взгляд, установить правило, согласно которому допуск к получению высшего юридического образования по программам заочной и дистанционной форм обучения смогут получать лишь те, кто уже работает в юридической сфере, правоохранительных органах, а также органах государственной власти и местного самоуправления.

4. Следует всеми способами стимулировать и поощрять творческое начало во всех аспектах организации юридического образования и науки, поскольку важнейшим направлением правовой политики является юридическая наука. Именно в ее рамках разрабатывается идеология права как социального института, его принципы, функции, цели, смысл, его дух. Кроме того, происходит формирование новых отраслей, институтов и норм права, новых понятий и правовых конструкций, развивается юридическое прогнозирование.

5. Следует максимально использовать возможности практикоориентированных учебных занятий как одной из форм эффективного обучения. При этом усиление интеграции юридического образования и правоприменительной практики может быть достигнуто, в частности, посредством:

■ увеличения сроков и объема практической подготовки студентов;

■ законодательного закрепления обязанности для государственных юрисдикцион-ных органов предоставлять места для прохождения практики студентами специа-

лизированных государственных вузов в пределах контингента, обучающегося за счет средств государственного бюджета;

■ совершенствования и развития системы ознакомительных и учебных практик, подразумевающих исключение формализма при прохождении практики, возможность составления скользящих графиков, а также заключение долгосрочных договоров с ведомствами, испытывающими кадровый дефицит;

■ внедрения инновационных форм практики.

6. Следует в целях улучшения качества высшего юридического образования внедрять и активно использовать в процессе обучения новые информационные и телекоммуникационные технологии.

1 Калиниченко И.А., Саудаханов М.В. К вопросу о роли образования в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации // Междуна. журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2017. № 4. С. 7-9

2 Калиниченко И.А., Саудаханов М.В. Конституционно-правовое регулирование образовательного процесса и преподавательской деятельности в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2016. № 6. С. 75-78.

3 Берулава Г.А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе // Вестник ун-та академии образования. 2009. № 1. С. 32.

4 Законный брак. Государство намерено повысить качество юридического образования в стране // Рос. газ. 2009. № 68. 17 апр.

5 Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Осавелюк А.М., Казанцева Л.А., Калиниченко И.А., Эриашвили Н.Д., Саудаханов М.В., Ласкин А.А., Осавелюк Е.А., Илиджев А.А., Евсеева И.Г. / Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 319.

ЗАКОН И ПРАВО 06-2018