Настало время, обязывающее государство и работодателей вкладывать в целевое развитие человеческого капитала. В нынешних условиях каждая организация должна располагать высокообразованными, предприимчивыми и восприимчивыми к новому, высокопрофессиональными, творческими, социально ответственными специалистами.

Сегодня каждый человек должен осознавать свой потенциал, непрерывно обновлять собственные компетенции и получать официальное подтверждение их наличия как своей главной собственности, обеспечивающей профессиональную успешность и непрерывное повышение собственного жизненного уровня. Поэтому в настоящее время и государству, и работодателю, и работникам всех уровней стала выгодна оценка квалификации персонала, проводимая независимой организацией.

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности регулируется Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации". Основанием для оценки являются профессиональные стандарты, отражающие актуальные запросы рынка труда.

Основными принципами независимой оценки квалификации являются:

  • добровольность,
  • доступность,
  • открытость,
  • компетентность, обеспечиваемая привлечением квалифицированных экспертов, унифицированных процедур и оценочных средств,
  • исключение конфликта интересов, дискриминации и принятия пристрастных решений; защита прав соискателей,
  • конфиденциальность персональных данных

Независимая оценка проводится в форме профессионального экзамена Центром оценки квалификаций. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

Независимость обеспечивается процедурами, независящими от соискателя, конкретного работодателя, образовательной организации – при ведущей роли профессиональных объединений в контроле за оценкой.

Заявителями независимой оценки квалификаций могут быть:

Физические лица, желающие подтвердить свою квалификацию;

Работодатели, их объединения и профессиональные сообщества;

Студенты и выпускники образовательных организаций;

Образовательные организации;

Кадровые агентства;

Служба занятости населения.

В чем отличия процедуры независимой оценки квалификаций от аттестации персонала?

В настоящее время оценка квалификаций персонала зачастую ассоциируется с его аттестацией, однако эти процедуры по назначению различны.

Технология оценки персонала через аттестацию существует очень давно и призвана оценивать соответствие уровня квалификации персонала занимаемой должности в конкретной организации, на основе внутренних требований руководства, других регламентов и проводиться силами самой организации.

Проводят ее непосредственное руководство предприятия, которое, как правило, уже имеет сформированное мнение о достоинствах и недостатках специалиста, часто не всегда объективное.

Оценка квалификаций вынесена за пределы конкретной организации, ее проводит третья независимая сторона и ее целью является установление соответствия качественных характеристик персонала требованиям внешних профессиональных стандартов, разработанных вне конкретной организации профессиональными сообществами.

Оценка квалификаций позволяет установить и удостоверить более широкую область собственной компетенции специалиста, дает гарантию уровня его профессионализма, позволяет специалисту использовать больший диапазон смены профессиональных ролей при соответствующей дополнительной профессиональной подготовке.

Эти две процедуры в руках опытного руководителя организации взаимно дополняют друг друга. На этапе подбора персонала свидетельство о квалификации служит гарантией будущего качества работы. Количество сотрудников, прошедших НОК влияет на увеличение нематериальных активов организации, ее конкурентоспособность. Поэтому подготовка персонала организации к прохождению процедуры НОК, обеспечение возможности ее осуществления является мощным долговременным мотивирующим фактором развития кадрового потенциала.

Петр Слизевич

Российская экономика нуждается в высококвалифицированных кадрах. Какой должна быть система оценки квалификаций, и какую роль в ней должны играть работодатели? Почему необходимо развивать систему независимой сертификации специалистов, и кто больше всех заинтересован в ее развитии? Об этом «ВК» рассказал генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Лейбович.

Сегодня все выпускники системы профессионального образования проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА). Насколько она удовлетворяет требованиям времени?

Процедура государственной итоговой аттестации, которая проходит в любом учреждении профессионального образования, решает две задачи. Первая: определить, насколько человек освоил образовательную программу. Вторая: оценить профессиональную квалификацию.

Задача по оценке уровня образования выпускника решается более успешно, потому что у образовательных учреждений есть определенные технологии, есть контрольно-измерительные материалы, тесты, есть система промежуточной и итоговой внутренней аттестации, есть колоссальный опыт государственной итоговой аттестации.

А вот задача оценки профессиональной квалификации - напротив, решается неудовлетворительно. Хотя именно этот вопрос в первую очередь интересует работодателя. Поэтому система оценки квалификации сегодня нуждается в совершенствовании.

Специалисты предлагают в дополнение к ГИА ввести еще одну процедуру - независимую сертификацию профессиональных квалификаций с участием работодателей. Зачем она нужна?

Во-первых, нужно учитывать, что существует несколько траекторий получения квалификации. Это обучение по программам профессионального образования (начального, среднего и высшего). Это профессиональный опыт, который получается в практической деятельности. Это постепенное повышение квалификации на основе определенного базового образования - в соответствии с современной концепцией «обучение на протяжении всей жизни».

Поэтому система сертификации квалификаций должна быть рассчитана не только на выпускников образовательных учреждений, но и на граждан, которые в течение своей профессиональной карьеры получают квалификации различными путями.

И второе. Современная экономика России коренным образом отличается от советской. Она в своем подавляющем большинстве представлена негосударственными предприятиями. А наша система образования, особенно профессионального, в основе своей осталась все-таки государственной. Соответственно, произошло разделение интересов самой системы профессионального образования и работодателей. Введение процедуры независимой сертификации позволит в полном объеме представить интересы работодателя и его требования к квалификации специалиста.

На какой стадии сегодня находится работа по созданию отечественной системы независимой сертификации квалификаций персонала?

— Нужно сразу оговориться, что мы не считаем системой сертификации то, что сегодня делается, например, при подготовке рабочих кадров, на предприятиях, где в рамках итоговой аттестации присваиваются соответствующие разряды и выдаются документы. Не является независимой системой сертификации и то, что сегодня происходит в рамках государственной итоговой аттестации в учреждениях профессионального образования. В этом смысле массовой независимой системы сертификации, которая получила бы широкое распространение, у нас пока не существует.

Но в то же время мы сегодня имеем достаточно много примеров локальных рынков сертификации, которые складываются в стране. Например, сертификацию по собственным методикам и технологиям и на своих ограниченных объемах потребителей осуществляет Национальный союз кадровиков. Существует независимая сертификация у бухгалтеров, особенно в области международного бухучета, у гильдии риелторов и в других секторах.

- Какие проблемы необходимо решить в процессе создания независимой системы сертификации квалификаций?

Здесь вопрос не только в том, что в России уровень доверия к результатам образования не очень велик, хотя это важно. Вопрос в том, что изменилась сама экономика. Сейчас мы переживаем достаточно широкую, а иногда и полную смену технологических и трудовых процессов. И на предприятиях используются те квалификации, которые нигде толком не описаны. А значит, их нельзя ни различать, ни оценивать, ни сертифицировать.

Если же говорить о новом поколении документов - о профессиональных стандартах, которое сегодня развивается, то они как раз и предназначены для того, чтобы четко описать квалификации на определенном выработанном и согласованном языке. И, соответственно, они являются необходимой базой, на основе которой должна проводиться оценка квалификаций и их сертификация. Сертификация - это процедура подтверждения соответствия квалификации требованиям профессиональных стандартов, осуществляющаяся через комплексную и объективную оценку квалификации.

Но мы не должны забывать, что разработка профессиональных стандартов ведется не так давно. А без этой основы, без этого фундамента об объективной оценке квалификаций говорить довольно сложно.

- В состоянии ли государство справиться с проблемой в одиночку?

Мы понимаем, что силами государства сейчас эту проблему решить невозможно. В советское время по заданиям Госкомтруда работу по описанию квалификаций и по их четкому структурированию вообще-то делали предприятия. Сейчас совершенно другая система, и все равно инициатива в этом вопросе постепенно должна быть передана, прежде всего, работодателям.

- А какое участие в оценке профессиональной квалификации кадров принимают работодатели сегодня?

Если говорить об оценке, которая происходит в рамках государственной процедуры, ГИА, то просто есть нормативный документ, обязывающий образовательные учреждения включать в экзаменационные комиссии представителей работодателей. Но чаще это просто «почетная обязанность». Потому что если нет процедуры и соответствующих инструментов оценки квалификации и нет специалистов непосредственно с предприятий, которые эту оценку производят, то говорить о том, что работодатели реально участвуют в процессе оценки, довольно сложно.

- Что может стать для работодателей мотивом заняться созданием независимой системы сертификации?

Основной мотив работодателей — это конкурентоспособность. Хотя с другой стороны, мы видим, что интерес предприятий к повышению производительности труда может быть, не очень велик - просто потому что значительная часть российской экономики сегодня не находится в конкурентной среде. Но тот сектор российской экономики, который в силу определенных заградительных барьеров пока находится в неконкурентной среде, будет сужаться.

И уже сегодня мы видим, что целый ряд поручений президента предполагают прямое задание государственным структурам, госкорпорациям по разработке профессиональных стандартов.

Поэтому интерес бизнеса к проблемам сертификации постепенно нарастает. Это проявляется в тех секторах экономики, которые уже разработали профессиональные стандарты или работают над ними. В качестве примера можно привести сектор авиастроения, сектор автомобилестроения, металлургию, сектор информационных технологий (IT). Разработав свои профессиональные стандарты, они естественно, ищут пути их активного внедрения. Конечно, для такого внедрения сертификация — не единственный путь, но это очень важный стимул, важный мотив для их использования в системе образования.

Интерес к независимой сертификации будет расти и у соискателей рабочих мест. Они не меньше работодателей заинтересованы в подтверждении своей профессиональной квалификации. А включение сведений о соискателях в соответствующие федеральные базы данных квалифицированных специалистов, которые планируется поддерживать в рамках этой системы, значительно повысит их личную конкурентоспособность на рынке труда.

Как, по вашей оценке, обстоят дела с созданием независимой системы сертификации профессиональных квалификаций в Самарской области?

Что касается Самарской области, то я хочу напомнить, что вы были одним из пионеров реализации проекта реформы системы образования, который шел при поддержке Всемирного банка. Это достаточно известный проект, он аккумулировал ряд новых направлений развития образования, которые потом внедрялись в масштабе Российской Федерации. Соответственно, в рамках этого проекта апробировалось и то, что связано с созданием сертификационных схем. Поэтому в Самарской области такой опыт существует.

Накопленный опыт, безусловно, важен — он позволит Самарской области быстро продвигаться вперед при широком внедрении сертификационных процедур. Но между экспериментальным этапом и массовым внедрением проходит некоторое время. И мы сейчас как раз и работает над созданием системных инструментов совместно с Министерством образования и науки России, с Рособрнадзором.

Я исхожу из того, что начиная со 2-го полугодия 2011 года в 2012 году эта работа получит серьезный импульс и поддержку как со стороны объединений работодателей, крупных компаний, так и со стороны государства через федеральную целевую программу развития образования. Эти работы сейчас ведутся.

Актуальность создания и широкого внедрения в практику нового для России инструмента легитимизации профессиональных квалификаций – сертификации профессиональных квалификаций – вызвана необходимостью повышения эффективности процессов обеспечения экономики страны квалифицированными кадрами. Предполагается, что сертификация профессиональных квалификаций позволит подтверждать наличие квалификаций, полученных не только в рамках формального, но и неформального и спонтанного образования. Причём результаты сертификации будут признаваться работодателями и тем самым повышать востребованность на рынке труда граждан, обладающих профессиональными сертификатами.

Несмотря на то, что деятельность по сертификации персонала (сертификация профессиональных квалификаций) реализуется в стране уже более 20 лет, до сих пор не удалось создать устойчивой целостной системы. Однако в настоящее время наметились положительные сдвиги на пути формирования системы сертификации профессиональных квалификаций:

– широко развёрнута работа по формированию профессиональных стандартов, реализуются планы по их практическому применению в сфере профессионального образования и в сфере труда (к 1 февраля 2015 г. утверждены 403 профессиональных стандарта);

– создан и активно работает Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, инициировавший формирование советов по профессиональным квалификациям, одним из направлений деятельности которых является организация и координация деятельности по сертификации профессиональных квалификаций в соответствующих отраслях/областях профессиональной деятельности (в настоящее время создано уже 11 советов);

– подготовлен проект Федерального Закона Российской Федерации «О независимой оценке квалификации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вводящий в нормативное правовое поле страны понятие «сертификация профессиональных квалификаций» и устанавливающий единые подходы к оценке квалификаций, в том числе проводимой в форме сертификации.

Результаты мониторинга, проводимого НАРК в 2014 г. в рамках проекта «Развитие системы мониторинга формирования и деятельности центров сертификации профессиональных квалификаций», позволили получить интересную информацию о формировании и деятельности центров сертификации профессиональных квалификаций, которая позволяет определить:

– распределение центров оценки и сертификации по различным федеральным округам и субъектам Федерации;

– организационно-правовой статус центров;

– тип взаимодействия центров с работодателями;

документационное обеспечение работы центров (включая организационно-распорядительные и методические документы);

– кадровый состав центров;

– количество и качественный состав лиц, прошедших сертификацию.

Распределение центров оценки и сертификации по различным федеральным округам и субъектам Федерации

Результаты мониторинга свидетельствуют, что формирование центров сертификации проходит в разных регионах страны, причём не только в европейской части. В мониторинговых исследованиях за 2014 г. приняли участие организации из 26 субъектов Российской Федерации.

Как и можно было предположить на «входе» мониторинга, наибольшее количество центров создано и действует в Центральном федеральном округе (в Москве функционирует 12 центров сертификации профессиональных квалификаций). Значительное число центров открыто в Новосибирской области, но в отличие от Центрального федерального округа в данном регионе центры сертификации профессиональных квалификаций действуют в рамках многофункциональных центров, ресурсных центров и других структур системы профессионального образования.

Организационно-правовой статус центров

Организационно-правовой статус центров сертификации профессиональных квалификаций, принявших участие в мониторинге, представлен такими формами, как автономная некоммерческая организация (примерная доля – 25 %), структурное подразделение автономной некоммерческой организации (7,25 %), общество с ограниченной ответственностью (3,75 %), некоммерческое партнёрство (3,75 %), саморегулируемая организация (6,25 %), объединение работодателей (5 %), структурное подразделение объединений работодателей (6,25 %), структурное подразделение торгово-промышленной палаты (2,5 %) и иными (40 %).

Выбор в качестве организационно-правовой формы центра оценки и сертификации формы автономной некоммерческой организации является оправданным и во многом обоснованным, так как это обеспечивает наиболее эффективное расходование средств на поддержание работы центра, возможность диверсифицировать источники финансирования деятельности центра.

Позиция «иное», как правило, была выбрана центрами сертификации, являющимися структурными подразделениями образовательных организаций. Учитывая подходы к формированию системы оценки и сертификации квалификаций, согласованные на «площадке» Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, создание центров сертификации в учреждениях профессионального образования является нежелательным. И в дальнейшем таким организациям придётся либо менять свой статус, либо «уходить с рынка».

Взаимодействие центров сертификации квалификаций с работодателями

Взаимодействие центров сертификации квалификаций с работодателями, объединениями работодателей и профессиональными сообществами реализовывалось главным образом по следующим основным направлениям:

– участие работодателей в решении стратегических вопросов создания и функционирования центров оценки и сертификации – 33 %;

– участие работодателей в качестве учредителя (или головной организации) центра сертификации – 25 %;

– работодатели являются потребителями услуг центра – 17 % (т.е. компания учитывает в работе выданные центром сертификаты);

– компания является заказчиком услуг центра – 8 % (т.е. обращается в центры за оказанием услуг по сертификации квалификаций, консультированию и др.);

– партнёрство по широкому спектру направлений взаимодействия (договорные отношения) – 17 %.

Cоздание центров сертификации в учреждениях профессионального образования является нежелательным. И в дальнейшем таким организациям придётся либо менять свой статус, либо «уходить с рынка».

Документационное обеспечение работы центров оценки и сертификации

Документационное обеспечение работы центров оценки и сертификации может быть разделено на два направления: формирование пакета организационно-распорядительных документов и пакета методических документов. Формирование организационно-распорядительных документов, как правило, не вызывает трудностей для учредителей и руководителей центров, т.к. эта работа ведётся в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Перечень и содержание организационно-распорядительных документов центров оценки и сертификации не имеют принципиальных отличий от аналогичных документов других организаций.

Создание пакета методических документов для обеспечения работы центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций предполагает прежде всего разработку оценочных средств для проведения оценки профессиональных квалификаций, методик ведения оценивания профессиональных квалификаций, а также методик (регламентов), регулирующих сопровождение соискателей/заявителей на всех этапах, начиная от подачи заявления на прохождение процедур оценки и сертификации и завершая выдачей сертификатов.

Как правило, центры самостоятельно разрабатывают оценочные средства (либо за счёт работы штатных сотрудников, либо заказывая разработку у внешних разработчиков – в совокупности около 75 %). Мониторинг показал, что около 70 % оценочных средств были разработаны на основе профессиональных стандартов, но необходимо иметь в виду, что данные стандарты могли иметь разный статус (корпоративный, региональный, национальный).

Разработка и/или выбор методик проведения процедур оценки квалификаций определяются как содержанием соответствующих оценочных средств, так и материально-техническими и экспертными возможностями центров. Наиболее простым и менее затратным с точки зрения материально-технического и экспертного обеспечения является использование инфокоммуникационных технологий при проведении оценочных процедур. Однако результаты мониторинга показывают, во-первых, что в методических документах 58 % организаций проведение оценки и сертификации профессиональных квалификаций предусматривает использование метода оценки на реальном рабочем месте. Во-вторых, около 65 % центров проводят практическую часть процедур оценки профессиональной квалификации на реальных рабочих местах работодателей, на базе самого центра – 40 %, на производственных участках профильных образовательных организаций – 13 %. Центры оценки и сертификации, отдавая предпочтение проведению реальных, а не симуляционных испытаний, стремятся обеспечить объективность результатов оценивания, не отходить от более надёжных (и сложных в исполнении) методов проведения оценивания квалификаций.

Кадровый состав центров оценки и сертификации

Вопрос формирования кадрового состава центров оценки и сертификации включает две позиции: во-первых, соотношение количества штатных и внештатных сотрудников в центрах, а во-вторых, доля представителей реального сектора экономики, задействованных центрами в проведении процедур оценки и сертификации квалификаций. Результаты мониторинга показывают, что, как правило, в штате центров находится только треть сотрудников, задействованных в проведении мероприятий, обеспечивающих сертификацию квалификаций. Очевидно, что привлечение работников на условиях договора на выполнение определённого вида работ является оптимальной формой обеспечения кадрового потенциала центров. Это касается как тех, кто обеспечивает организационную работу, так и экспертов, проводящих оценку и сертификацию.

Формирование организационно-распорядительных документов, как правило, не вызывает трудностей для учредителей и руководителей центров, т.к. эта работа ведётся в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Анализ качественного состава экспертов центров показывает, что в большинстве своём (данные трёх кварталов, в течение которых проводился мониторинг в 2014 г., колеблются от 60 до 75 %) это работники предприятий реального сектора экономики, реализующие те виды профессиональной деятельности, в оценке и сертификации которых они принимают участие. Привлечение представителей реального сектора экономики к проведению оценки профессиональных квалификаций соискателей может рассматриваться как существенный позитивный фактор обеспечения качества, обоснованности и объективности проводимых оценочных процедур и, как следствие, повышения доверия работодателей к сертификатам (иным документам), выдаваемым центрами.

Услуги в области сертификации квалификаций

Анализ качественного и количественного состава инициаторов (тех, кто выступает с инициативой проведения процедуры оценки и сертификации конкретных соискателей) и соискателей (тех, кто проходит процедуры оценки и сертификации) показывает, что, как правило, инициаторами выступают работодатели (92 %), а соискателями – работники (87 %). Среди инициаторов проведения процедур оценки и сертификации устойчиво выделяется несколько групп. Помимо работодателей, ими являются организации, осуществляющие образовательную деятельность (2 %), а также собственно соискатели (6 %). Среди тех, кто проходит процедуры оценки и сертификации, помимо работников, присутствуют безработные граждане (2 %), выпускники учреждений профессионального образования (5 %), учащиеся учреждений профессионального образования (6 %) и граждане других государств (менее 1 %).

Количественные данные по инициаторам и соискателям процедур оценки и сертификации профессиональных квалификаций позволяют предположить, что работодателям известен такой механизм оценки (легитимизации) профессиональных квалификаций, как оценка и сертификация, проводимые независимыми центрами. Так как именно работодатели в большинстве случаев являются инициаторами проведения сертификации в тех центрах, которые приняли участие в мониторинге. И именно работники являются наибольшей из групп среди всех групп соискателей. Это также может свидетельствовать о том, что работодатели пробуют освободиться от «непрофильной» нагрузки и переложить/перепоручить независимым центрам проведение оценки квалификации своих сотрудников. Незначительная доля среди соискателей учащихся учреждений профессионального образования, а также безработных граждан и граждан других государств может быть объяснена следующим:

– для проведения массовой оценки профессиональной квалификации учащихся процедура сертификации не подходит, так как рассчитана на тех, кто не только имеет соответствующее профессиональное образование, но и опыт профессиональной деятельности, а именно опыта профессиональной деятельности нет у учащихся;

– процедуры оценки и сертификации квалификаций находятся на этапе становления, они не имеют необходимой нормативной базы, поэтому органы занятости, которые работают в соответствии с чёткими организационным и нормативным регламентами и существуют на бюджетные средства (что требует обоснованности и отчётности в расходовании выделяемых финансовых средств), не могут направлять безработных граждан в существующие центры оценки и сертификации квалификаций для подтверждения наличия у них квалификаций, востребованных на рынке труда. Аналогичные причины не позволяют расширить контингент соискателей за счёт граждан других государств, желающих найти работу в нашей стране.

Проведение процедуры оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных организаций профессионального образования в определённых случаях может иметь высокую востребованность как со стороны самих выпускников, так и со стороны системы профессионального образования. Прежде всего сертификацию разумно проходить выпускникам программ, имеющим чёткую профессиональную направленность, например выпускникам программ дуального профессионального образования, в которых обучение на рабочем месте занимает больше половины учебного времени; выпускники программ, имеющих существенный академический, «знаниевый» компонент, по определению не могут быть готовыми к прохождению процедуры оценки и сертификации, так как не обладают необходимым практическим опытом. Выпускникам таких программ сертификация может быть рекомендована через несколько лет после окончания учебного заведения, при условии, что этот период времени они будут работать по специальности. Наличие сертификата может повысить «капитализацию» выпускника на рынке труда, дать ему дополнительные преимущества при трудоустройстве и/или развитии профессиональной карьеры на её начальном этапе. Для образовательных организаций профессионального образования успешное прохождение их выпускниками процедур оценки и сертификации может рассматриваться как независимая и, следовательно, объективная оценка деятельности. Для органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере профессионального образования, данные сертификации выпускников образовательных организаций профессионального образования могут быть использованы для определения остаточных знаний по примеру проведения процедуры, аналогичной единому государственному экзамену для студентов-первокурсников образовательных организаций высшего образования.

Вместо заключения

Процесс формирования и деятельности центров оценки и сертификации квалификаций выходит в настоящее время на новый уровень. Это связано с тем, что государство на правах одной из заинтересованных сторон процесса формирования системы сертификации профессиональных квалификаций сделало ряд важных шагов, обеспечивающих нормативную правовую (инициировало подготовку законопроекта о независимой оценке профессионального уровня квалификации работников) и организационную (создание Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, а также советов про профессиональным квалификациям) основу формирования и функционирования центров. В этих условиях другим участникам процесса (объединениям работодателей, профессиональным сообществам, профессиональным союзам, системе профессионального образования и др.) необходимо обеспечить развитие организационной и создание методической основы для функционирования центров и формирования их кадрового потенциала.

Жёсткое регулирование количества центров оценки и сертификации в различных отраслях и регионах нельзя рассматривать как один из факторов обеспечения качества всей системы сертификации. Количество центров, действующее в том или ином сегменте экономики, должно определяться потребностью в данной деятельности.

Наличие сертификата может повысить «капитализацию» выпускника на рынке труда, дать ему дополнительные преимущества при трудоустройстве и/или развитии профессиональной карьеры на её начальном этапе.

Важнейшим элементом, обеспечивающим регулирование процессов формирования и деятельности центров сертификации профессиональных квалификаций, является информационная поддержка и открытая коммуникация всех элементов системы оценки и сертификации, в том числе центров. Введение информационного ресурса, поддержание его работоспособности обеспечит стимулирование работы системы, внедрение единых подходов/механизмов её функционирования. Передаваемая в информационный ресурс информация даст возможность следить за динамикой объёма предоставляемых услуг по сертификации профессиональных квалификаций, оценивать комплексность развития системы, сравнивать эффективность деятельности её отдельных элементов.

1. Общие положения Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных НО "СОЮЗЦЕМЕНТ" (далее – Оператор).

  1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
  2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта http://soyuzcem.ru.

2. Основные понятия, используемые в Политике

  1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
  2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
  3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу http://soyuzcem.ru;
  4. Информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
  5. Обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;
  6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
  7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
  8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта http://soyuzcem.ru;
  9. Пользователь – любой посетитель веб-сайта http://soyuzcem.ru;
  10. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
  11. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
  12. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;
  13. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

  1. Фамилия, имя, отчество;
  2. Электронный адрес;
  3. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).
  4. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

4. Цели обработки персональных данных

  1. Цель обработки персональных данных Пользователя - предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте.
  2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты [email protected] с пометкой «Отказ от уведомлениях о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».
  3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

5. Правовые основания обработки персональных данных

  1. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте http://soyuzcem.ru. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.
  2. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

  1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.
  2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства.
  3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора [email protected] с пометкой «Актуализация персональных данных».
  4. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора [email protected] с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

7. Трансграничная передача персональных данных

  1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.
  2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

8. Заключительные положения

  1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты [email protected].
  2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.
  3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу http://soyuzcem.ru/policy/.

12.04.2013

Кому и для чего нужна добровольная сертификация квалификаций?

Предисловие

Российская Федерация является членом ВТО - это признание и принятие общих правил международной торговли, и принятие общей концепции общественно-экономического развития.
Профессиональное образование будет ориентировано на бесконечное и быстрое увеличение и обновление знаний.

Жесткие законы рынка не оставят ни малейшего шанса образовательным институтам игнорирующим потребности работодателей и государства, и общества в целом.

Наши трудовые ресурсы, отечественный кадровый потенциал в результате вхождения в ВТО будут неконкурентоспособным не только на внешнем рынке, но и на внутреннем российском рынке.

Владимир Владимирович Путин на совещании о подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике отметил: «В ближайшие два года необходимо создать национальную систему сертификации специалистов для приоритетных отраслей экономики".

В этой связи 27.01.2012 г. была зарегистрирована Автономная некоммерческая организация «Уральское региональное агентство развития квалификаций» (АНО УРАРК).

Её цель: Обеспечение устойчивого развития кадрового потенциала и повышение качества трудовых ресурсов на основе системы независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций специалистов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов по видам экономической деятельности.

Торгово-промышленная палата г. Нижний Тагил является одним из учредителей «Уральского регионального агентства развития квалификаций» и готовит на своей площадке условия для создания Межотраслевого центра по оценке и сертификации квалификаций.

Таким образом, наличие сертификата подтверждает:
-высокую квалификацию конкретного специалиста;
-гарантированную востребованность на рынке труда;

На вопросы отвечает действительный член Европейской лиги управляющих, эксперт Системы Добровольной Сертификации Управляющих РФ, доктор экономики Артур Салахов.


Может ли диплом о профессиональном образовании являться таким доказательством?

Практика показывает, что нет. Во-первых, диплом выдаётся теми, кто сам учил, а это необъективно. Во-вторых, он даёт оценку только теоритических знаний, то есть по нему нельзя оценить квалификацию. В-третьих, диплом выдаётся один раз и на всю жизнь, а профессия развивается дальше. В четвёртых, подготовка в формальном образовании связана с образовательными стандартами, имеющими мало общего со стандартами профессии, которые изменяются раньше, чаще, быстрее учебных программ.

Почему сертификат?

Во-первых, при сертификации профессионала оценку его знаниям, навыкам и умениям даёт профессиональное сообщество, те есть те, кто принимает на работу. Во-вторых, оцениваются не только теоритические знания, но и практические умения и навыки. В- третьих, сертификат имеет временные ограничения, связанные с изменениями требований профессионального стандарта и требованиями последующего уровня квалификации. В четвёртых, сертификация оценивает актуальные знания, умения и навыки, то есть качество профессионала в данное время.

ПРАВИЛО СЕРТИФИКАЦИИ: «ОЦЕНИВАЕТ НЕ ТОТ, КТО УЧИТ, А ТОТ, КТО ПРИНИМАЕТ НА РАБОТУ».

Почему добровольная?

Любая обязательность и директивная формула ведёт к лицензированию, то есть к системе разрешений и запретов, которые относятся к прерогативе государственных служб, а это коррупция. Здесь идёт речь об общественно-профессиональном признании человека-профессионала и он сам должен определить траекторию своего профессионального и карьерного роста. Перед ним добровольный выбор - или безработица, или достойная работа и благосостояние. Перед работодателем добровольный выбор - иметь квалифицированных проверенных профессионалов, или разбираться с квалификацией коллектива самостоятельно и за собственные средства. Перед системой профессиональной подготовки стоит добровольный выбор - готовить профессионалов и быть востребованными на рынке профессионального образования или продолжать выпускать новых неквалифицированных безработных?

Как связана сертификация профессиональных квалификаций с системой формального профессионального образования?

Во-первых, сертификация, это оценка соответствия специалиста требованиям профессионального стандарта. Во-вторых, сам профессиональный стандарт для системы профессиональной подготовки (образования) является техническим заданием. В- третьих, независимая от системы образования (подготовки) сертификация, оценивает качество этого образования и его соответствие требованиям технического задания (профессионального стандарта). В четвёртых, независимая от формального образования сертификация, признаёт, в первую очередь, специалиста, а не выпускника учебного заведения, то есть признаёт любые формы получения знаний. навыков и умений, не связанных с официальной системой профессионального образования.

Кому нужна сертификация?

Во-первых, самому специалисту. Во-вторых, работодателю. В-третьих, системе профессионального образования.

Для чего нужна сертификация?

Специалисту - для общественно-профессиональной идентификации своей квалификации и получения своего места на рынке квалифицированных профессионалов (рынке труда). Работодателю - для приведения в качественное соответствие трудового коллектива требованиям профессиональных стандартов и минимизации затрат с его переподготовкой и повышением квалификаций. Системе профессионального образования - для совершенствования программ подготовки с целью соответствия требованиям рынка труда.

На рынке труда, где профессионал продаёт свою квалификацию работодателю, сертификат является, своего рода, документом товарного соответствия и определяет цену специалиста. Чем выше уровень квалификации на сертификате, тем выше стоимость профессионала. Чем больше профессиональных сертификатов у человека, тем больше у него мест на рынке труда.

Признание сертификата. Основанная на профессиональном стандарте, независимая и добровольная, используемая профессиональным сообществом сертификация имеет региональное, национальное и международное уровни признания. Чем шире география профессионального признания сертификата, тем выше его ценность и востребованность.

Можно ли купить сертификат?

Можно купить бумажку с надписью «Сертификат», но нельзя купить компетентность и квалификацию, которую эта бумага подтверждает. Если перефразировать русскую пословицу, то работодатель принимает на работу по сертификату, а выгоняет по статье о несоответствии занимаемой должности. Более того, проверить легальность сертификата можно в электронном реестре, куда его заносит система профессиональной сертификации. Признанная профессиональным сообществом система профессиональной сертификации по определению не может занести в реестр непрофессионала. Иначе она потеряет доверие работодателя и востребованность на рынке квалифицированных профессионалов, то есть собственно бизнес. Процедуры сертификации в режиме подконтрольного on-line тестирования снижают коррупционную составляющую до максимального минимума.

По вопросам сертификации квалификаций обращаться в ТПП НТ
Тел.: 41-48-14 директор ЦДО Юрина Татьяна Станиславовна (каб.412).