У понятия «человек» существует настолько большая история изучения, что до сих пор ученые находят все новые и новые его составляющие. В нашей статье мы попытаемся кратко описать основные признаки человека: биологические, социальные, внешние, психологические, доминантные и рецессивные.

Биологические и социальные признаки человека

  • телесными признаками, приспособленными к труду
  • высокоразвитым увеличенным мозгом, способным отражать понятийно окружающий мир
  • сознанием, помогающим познавать окружающий мир
  • мышлением и языком, дающим человеку способность общаться и передавать накопленный опыт
  • прямоходящим способом передвижения, освободившим человеку руки
  • строением зубов, изменившим форму черепа.

Социальное в человеке проявляется, прежде всего, в особенностях совместной жизнедеятельности и речевого общения людей. Социальные признаки человека характеризуются следующими моментами:

  • отношением к труду и деятельности
  • осознанным отношением к природе
  • целенаправленной и спланированной социальной активностью
  • воспроизводством и сохранением социальных и культурных ценностей
  • созданием семьи как социальной ячейки общества
  • воспитанием и образованием молодого поколения
  • развитием способностей и талантов
  • поддержкой себе подобных с явными отклонениями от нормы

Внешние и психологические признаки человека

Под личностью человека понимают совокупность внешних признаков, которые отличают его от других людей и подтверждают его принадлежность к человеческому роду. Существует множество классификаций внешних признаков человека, мы рассмотрим основные:

  1. Собственные и сопутствующие. Собственные признаки принадлежат человеку по его физической природе и к ним относят: общефизические (рост, возраст), демографические (пол, национальность, раса), анатомические (внешнее строение головы, конечностей, туловища), функциональные (походка, жестикуляция, речь, привычки, осанка). Сопутствующие признаки представляют собой те элементы, которые формируют личность (одежда, личные вещи, украшения).
  2. Групповые и индивидуальные. Это совокупные внешние признаки человека, которые характерны или для группы людей, или для одного человека.
  3. Постоянные и временные. Эти признаки могут либо быть с человеком от рождения до смерти, либо возникать и исчезать (как волосы, бородавки).
  4. Естественные и искусственные. Такие признаки либо присущи человеку от природы (морщины), либо появляются в результате изменения признаков внешности человека (татуировки, пирсинг).

В психологии основные признаки человека, которые характеризуют психический облик человека, делятся на 8 групп:

  • сенсорно-перцептивные (зрение, вкус, обоняние, слух, осязание)
  • физиологические (жажда, голод, половое влечение, боль, нужда)
  • реакционные (дрожь, сердцебиение, головокружение, тошнота, слабость, ужас, бледность)
  • эмоциональные (страх, радость, гнев, любовь, отчаяние)
  • вербальные (сообщение, просьба, требование, ругань, жалоба)
  • интеллектуальные (воображение, мышление, вера)
  • физические (работа, отдых)

Рецессивные и доминантные признаки человека

Так как человек является не только биологическим, но и социальным существом, то его генетика отличается от генетики других живых организмов. Генетика, изучающая особенности наследования человеческих признаков, выделяет у людей рецессивные и доминантные признаки.

Доминантные признаки человека несут в себе возможность наследования заболеваний в 50% случаев. То есть, если один из родителей здоров, а другой болен, то вероятность рождения здорового или больного ребенка 50/50. К доминантным признакам относят:

  • кожа (смуглая, толстая, пегая пятнистость и пигментированные пятна в области крестца);
  • зрение (близорукость, дальнозоркость, катаракта, косоглазие);
  • рост (карликовость);
  • руки и ноги (полидактилия, брахидактилия, леворукость, тонкие, твердые и плоские ногти, толстый и расплющенный палец руки, эллиптические узоры на пальцах, варикозное расширение вен, второй палец ноги длиннее большого, повышенная подвижность большого пальца);
  • черты лица (веснушки, круглое лицо и подбородок, ямочки на щеках и подбородке, густые несоединяемые брови, длинные ресницы);
  • нос (круглый, прямой и с горбинкой, круглые ноздри, высокая и узкая переносица);
  • рот (способность загибать язык назад, свертывать трубочкой, зубы при рождении, выступающие вперед зубы и челюсти, щель между резцами, предрасположенность к кариесу, полные губы, габсбургская губа);
  • уши (острая верхушка уха, свободная мочка);
  • кровь (группы A, B, AB, наличие резус-фактора).

Рецессивные признаки человека несут в себе возможность наследования заболеваний в 25% случаев. Обычно при таком наследовании оба родителя считаются здоровыми, но имеющими потенциальный патологический ген, который передается их детям по следующей схеме: 25% потомства будут здоровыми, 25% потомства будут больными, а 50% потомства будут как их родители скрытыми носителями патологического гена. К рецессивным признакам относят:

  • кожа (тонкая кожа, альбинизм, светлая кожа);
  • зрение (ночная слепота, дальтонизм);
  • руки и ноги (праворукость, циркулярные узоры на пальцах, второй палец ноги короче);
  • слух (врожденная глухота);
  • процессы в организме (сахарный диабет, гемофилия);
  • черты лица (квадратное лицо и подбородок, тонкие соединяемые брови, короткие ресницы);
  • нос (заостренный, курносый, узкие ноздри, низкая, широкая, прямая и согнутая переносица);
  • рот (тонкие губы);
  • уши (сросшаяся мочка);
  • кровь (группа крови О, отсутствие резус-фактора).

Из всех известных заболеваний 1000 передаются по доминантному признаку, а 800 – по рецессивному. Этими признаками можно объяснить передачу болезней из поколения в поколение, а также внезапное проявление болезни после ее долгого отсутствия в роду.

Социологии

И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Раскрыть значение «социальное» можно только составлением механизма его формирования в контексте структурной логики образующих элементов и указания социальной специфики.

· область исключительно человеческого бытия;

· взаимодействие людей на фундаменте определённых потребностей;

· формирование и активизацию в результате этого взаимодействия социа- льных признаков, каждый из которых, принимая различные конкретные значения, создает таким образом позиционную иерархию;

· образование на месте каждой позиции групп людей, вступающих между собой в содержательные отношения;

· процесс институциональной организации этих групп как способ удовлетворения исходных социальных потребностей и выражения-защиты своих интересов в плане регулирования социальной деятельности;

· создание и распределение социальных объектов как факторов социального удовлетворения.

Принципиально-связующую роль в данной логике выполняют социальные признаки и образуемые ими социальные группы.

Социальный признак – это фактор социальной активности, функционирующий исключительно в процессе социального взаимодействия людей и спо-собный формировать иерархию социальных групп.

Примеры: доход, собственность на средства производства, идеология, этничность, религиозная вера, образование. Кроме своих специфических прикладных функций все социальные признаки несут фундаментальную нагрузку – принимая различные значения, они позиционируют социальную иерархию (социально-групповое неравенство).

Типологизация социальных признаков проходит:

· по сферам социальной активности: экономические, политические, рели- гиозные и т.д.;

· по сложности – простые и сложные как интеграция простых;

· по критерию формирования социально-груповой иерархии: количествен- ные, качественные и смешанные – количественно-качественные;

· по философскому критерию: субъективные – составляющие социально-групповое неравенство, где сознание человека является фактором позиционного изменения, и объективные, в векторах которых движение или невозможно (этнос и пол), или не зависит от субъективной мысли (возраст).

Социальные группы обычно определяют единством социальных интере-сов, что не совсем точно в смысле вторичности социальных интересов по отношению к конкретной позиции социального признака. К тому же, у многих крупных социальных групп-общностей формальное единство интересов настолько нейтрализуется межличностным ценностно-идеологическим различием, что говорить о целемотивационной интегративности этих групп просто некорректно.



Таким образом, социальную группу первично следует трактовать как совокупность людей, занимающих одинаковую позицию-местоположение (статус) в социальной иерархии, сформированной определенным социальным призна-ком. Типологизация социальных групп проходит по сферам социальной дея-тельности (экономические, политические, религиозные и т.д.), численности, составу (простые и сложные), а также по критерию доступности (закрытые и открытые – легко- и труднодоступные).

Отметим наличие крупных социально-позиционных групп (именно их кон-текст присутствует в научном определении), которые в социологической литературе часто именуются социальными общностями – например, классы и нации, и микрогрупп с относительно постоянным и всеобщим межличностным контактом, где первичен узкий социальный интерес и некоторое значение получает пси-хологический фактор.

Важнейшим ролевым свойством социальных групп является их способность к организации для удовлетворения социальных потребностей и выражения-защиты своих интересов в плане регулирования социальной активности. Юридические формы таких организаций именуются социальными институтами. Хотя институты несут в себе высшее организационное социальное качество, они вторичны в отношении социально-групповой деятельности и с точки зрения формирования, и в аспекте инструментальности.

Определенные социальные группы и соответствующие институты состав-ляют активное субъектное ядро каждой социальной сферы. Часто этим термином обозначается или область бюджетного распределения, или нижний уровень экономической иерархии по признаку дохода, требующий государственной поддержки и защиты. Это скорее обиходное и прикладное понимание неправомерно сводит категорию социальной сферы к узкому, исключительно экономическому значению. В данном исследовании предлагается определять социальной сферой все области социальной деятельности – экономику, политику, религию, искусство, педагогику и т.д. Общее между ними – один и тот же механизм формирования, а принципиальное различие состоит в их конкретном содержании – каждая сфера возникает на базе специфических социальных потребностей, содержит собственные социальные признаки и групповую иерархию субъектов, свои институты и социальные объекты как фактор социального удовлетворения и результат субъектной организационной активности.

Рассмотрим в этой логике важнейшие социальные сферы – экономику и политику. Именно в этих областях будет проходить значительная часть исследования и именно здесь находятся принципиальные элементы, определяющие качество всей социальности.

Социальные признаки человека для обществознания - это, в первую очередь социальные признаки. С точки зрения биологии человек мало чем отличается от обезьян, кошек, медведей и других млекопитающих. Четыре конечности, кровеносная, нервная, пищеварительная системы - все это не те признаки, которые мы рассмотрим. Нам интересны те, что отличают человека от животного в социальном понимании.

Различные философы, социологи, психологи описывали различные социальные признаки человека . В 2011 году Чарльз Чой обобщил все эти параметры в журнале Live Science в своей статье «Топ 10 особенностей, делающих человека особенным». Вкратце изложим их:

  1. Речь. 350 тысяч лет назад у человека сформировались органы артикуляции. Низкорасположенная гортань и подъязычная кость, которая не прикреплена ни к какой другой кости. Это позволяет произносить четкие, членораздельные звуки, что недоступно остальным млекопитающим.
  2. Прямая осанка. Главная ценность этого признака в том, что у человека руки свободны для какой-либо деятельности .
  3. Нагота. Самое интересное, что у обезьян то же количество волос на квадратном сантиметре кожи, что и у человека, но они толще, длиннее и жестче. Нагота делала человека уязвимым перед природными явлениями (дождь, холод) и дала толчок развитию швейного мастерства и строительства.
  4. Руки. Руки человека уникальны, ни одно животное не может своей кистью и пальцами проделать все то, что может человек. Соответственно руками человек способен проделать самые разнообразные операции.
  5. Мозг. Здесь комментарии излишни.
  6. Одежда. Ношение одежды также делает людей уникальными в своем роде. Причем гораздо важнее не сам факт ношения, в то, что эту одежду человек создал сам.
  7. Огонь. Огонь серьезно повлиял на нашу эволюцию. Огонь - это приготовление еды, обогрев, освещение, кузнечное ремесло, защита от хищников. Возможно, без огня человек не стал бы человеком.
  8. Румянец. Уникальность способности краснеть отмечал еще Дарвин. Он назвал ее самой человечной особенностью. При этом ученые до сих пор не знают, почему люди краснеют. Все понимают, что это кровь приливает к щекам, но почему - никто не знает. Психологи характеризуют румянец как позитивный элемент в процессе общения .
  9. Продолжительное детство. Из всех млекопитающих человек дольше всего опекается родителями. Позитивный момент - это дает больше времени для развития м обучения.
  10. Жизнь после потери способности зачать. У животных после утраты способности к самовоспроизводству обычно наступает смерть. У человека смысл жизни не только в рождении детей. Дедушек и бабушек почитают все народы, и они участвуют в воспитании внуков. Это также уникальная особенность человека.

Одиннадцатым, не менее важным, признаком я бы назвал поведение. Поведение человека также уникально и в нем наиболее выражен его социальный характер.

Кроме того, человека отличает от животных способ взаимодействия с окружающим миром. Он способен не только пассивно приспосабливаться, но и активно влиять на окружение.

Социальными признаются любые отношения, возникающие между социальными группами, а также членами этих групп. Социальные отношения относятся практически ко всему, что окружает человека. Где бы он ни работал и где не осуществлял бы свою деятельность, он всегда будет вовлечен в те или иные социальные отношения.

Понятие социальных отношений на практике имеет сильную связь с социальными ролями. Как правило, человек, вступающий в некие социальные отношения, предстает в них в определенной своей социальной роли, будь то профессиональная, национальная или гендерная роль.

Помимо самих отношений, возникающих между людьми, социальными являются и все формы, которые принимают эти отношения. Люди вынуждены вступать в эти отношения не только в связи с потребностью в причастности, но и благодаря материальным и духовным потребностям, которые они просто не могут удовлетворить в-одиночку.

Виды социальных отношений

Социальные отношения можно разделить на виды, исходя из сфер деятельности, в которых люди себя проявляют. Это производственные, экономические, политические, эстетические, психологические, межличностные. К последним, например, можно причислить дружеские, товарищеские, любовные, родственные отношения. В межличностных отношениях человек наиболее ярко проявляет себя как личность и наиболее вовлечен в отношения.

Психологические отношения в большей мере характеризуются отношением индивида к самому себе и его реакцией на внешние раздражители или объекты. Существует также симбиоз социальных и психологических отношений, выливающихся обычно во взаимодействие членов общества с позиции их индивидуальных психологических особенностей. Например, дружба-вражда, лидерство- и другое. О ролевых отношениях имеет место говорить, когда в них четко прописаны те или иные роли участвующих, а также существует определенная функционально-организованная связь между ними.

Коммуникативные взаимоотношения позволяют членам социума обмениваться информацией и играют важную роль в жизни общества. Эмоциональные отношения людей характеризуются на основе их взаимной привлекательности или, наоборот, отчужденности. Причем эта привлекательность может быть как психологической, так и физической. Важную роль в отношениях людей играют и моральные взаимоотношения, то есть оценка поведения и действий друг друга с позиции понимания добра и зла.

Признаки социальной общности

Общность потребностей.

Виды социальных общностей:

Классовые общности и слои.

Исторические формы общности.

Корпоративные общности.

В основу первой

Признак Численность Контакт Членство Структура Связи в процессе труда Примеры
Малая Десятки человек Реальное поведенческое Непосредственные трудовые
Средняя Сотни человек Функциональное
Большая Тысячи и миллионы человек Отсутствие контакта

Вторая классификация Третья классификация

Число детей в семье

· малодетные семьи - 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста)

· среднедетные семьи - 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)

· многодетные семьи - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений)

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от форм брака:

1. моногамная семья - состоящая из двух партнёров

2. полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров

Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх

Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

однополая семья - двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.

Разнополая семья

В зависимости от количества детей:

· бездетная, или инфертильная семья;

· однодетная семья;

· малодетная семья;

· среднедетная семья;

· многодетная семья.

В зависимости от состава:

· простая или нуклеарная семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

· элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

· полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

· неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

· составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

· сложная семья или патриархальная семья - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

· родительская - это семья, в которой человек рождается

· репродуктивная - семья, которую человек создаёт сам

В зависимости от проживания семьи:

· матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены,

· патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа;

· неолокальная - семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

Функции семьи: 1. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или взрывов.

2. Функция социализация. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.

3. Функция эмоционального удовлетворения. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьёзные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертностью и т.д. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования.

4. Статусная функция . Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определённому социальному слою предоставляет ребёнку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Классовый статус изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам.

5. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи. Так же могут и защищать его.

6. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

Б.52 Социализация личности.

Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Этот процесс направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей. Кроме того, управление и влияние со стороны государства осуществляется через посредство целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Эти составляющие имеют как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека на различных стадиях или этапах социализации.

Социализация выполняет в обществе три основных задачи : 1) Интегрирует индивида в общество, а также в различные типы

социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и

ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими

социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений

через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули , личность проходит следующие стадии социализации :

1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;

2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе

социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Происходит это через осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

Вторичная социализация -.означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.

Б. 54 Образование как социальный институт.

Образование - формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности , так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

4. кодекс устный и письменный - правили учащихся

5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Основные виды образования: Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев : систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Признаки социальной общности

Сходство условий жизнедеятельности.

Общность потребностей.

Наличие совместной деятельности

Формирование собственной культуры.

Социальная идентификация членов общности, их само причисление к этой общности

Социальные общности отличаются, необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:

· по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;

· по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы)

· по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют квазигруппами или социальными агрегациями. Для них характерна непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми.

· Социальные общности подразделяются на устойчивые (например, нация) и кратковременные (например, пассажиры в автобусе). Виды социальных общностей:

Классовые общности и слои.

Исторические формы общности.

Социально-демографические общности.

Корпоративные общности.

Этнические и территориальные общности.

Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

Классификации социальных групп:

В основу первой классификации положен такой критерий (признак), как численность, т.е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:

1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;

2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.

3) большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.

Признак Численность Контакт Членство Структура Связи в процессе труда Примеры
Малая Десятки человек Личностный: знакомство друг с другом на личностном уровне Реальное поведенческое Развитая внутренняя неформальная Непосредственные трудовые Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры
Средняя Сотни человек Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов Функциональное Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры) Трудовые, опосредованные официальной структурой организации Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы
Большая Тысячи и миллионы человек Отсутствие контакта Условное социально-структурное Отсутствие внутренней структуры Трудовые, опосредованные социальной структурой общества Этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия

Вторая классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например: этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде. Третья классификация опирается на такой критерий, как структурная целостность группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа – это не разложимое далее на составные части структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра и пр. Первичная группа – всегда малая формальная группа. Вторичная группа – это совокупность первичных малых групп. Предприятие, насчитывающее несколько тысяч работников, например «Ижорские заводы» называется вторичным (или основным, поскольку состоит из более мелких структурных подразделении цехов, отделов. Вторичная группа практически всегда средняя группа.