2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1

2.2. Под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства.

Структурное подразделение - отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

Структурные подразделения - филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 6 ст. 2 не распространяется на религиозные организации, объединения работодателей, ТПП, госкорпорации, госкомпании, а также на созданные ими НКО, государственные и муниципальные учреждения, международные фонды.

6. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента , в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:

участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

Учреждение (некоммерческая организация)

Виды

В зависимости от собственника выделяют

  • Государственные учреждения - учредителями выступают различные государственные органы
  • Муниципальные учреждения - учредителями выступают различные муниципальные образования
  • Частные учреждения - учредителями выступают коммерческие организации .

Государственное или муниципальное учреждение бывают

  • бюджетными
  • автономными

Особенности функционирования

Как правило, большая часть учреждений является государственными или муниципальными , т.е. их учредителями выступают различные государственные органы и муниципальные образования.

Cоздавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие участники гражданского оборота, в том числе и коммерческие организации. Учреждениями являются организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие.

Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Не устанавливает законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие - на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые - в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).

Учреждения, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества. Собственником имущества учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество - правом оперативного управления . Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления , владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Учреждение (некоммерческая организация)" в других словарях:

    - (НКО) организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных … Википедия

    НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - в соответствии со ст. 46 ГК некоммерческой организацией является юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся… … Юридический словарь современного гражданского права

    Учреждение некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера. Единственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на… … Википедия

    Учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество… … Бухгалтерская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Учреждение (значения). Учреждение некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и… … Википедия

    Справочник технического переводчика

    У этого термина существуют и другие значения, см. Организация (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии … Википедия

    УЧРЕЖДЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ - учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Имущество… … Большой бухгалтерский словарь

    УЧРЕЖДЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ - учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Имущество… … Большой экономический словарь

    Учреждение - 1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера...

Некоммерческие юридические лица - это организация не имеющее в качестве основной цели извлечение дохода и не распределяющее полученный чистый доход между участниками.

Некоммерческие организации могут быть созданы в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза) и в иной форме, предусмотренной законодательными актами.

Из данного перечня форм мы видим, что организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц не является исчерпывающим и может быть дополнен законодательными актами, чем организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц.

Некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует ее уставным целям .

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, культурных, научных, образовательных, благотворительных, управленческих целей; защиты прав, законных интересов граждан и организаций; разрешение споров и конфликтов; удовлетворения духовных и иных потребностей граждан; охраны здоровья граждан, охраны окружающей среды, развитие физической культуры и спорта; оказания юридической помощи, а также в других целях, направленных на обеспечение общественных благ и благ своих членов (участников).

Рассмотрим организационно правовые формы некоммерческих юридических лиц.

Учреждение. Статья 8 Закона «О некоммерческих организациях» дает понятие учреждения. Учреждением признается организация, созданная и финансируемая его учредителем для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть образовано на основе как государственной, так и частной форм собственности. Следовательно, учреждения подразделяются на государственные и частные.

Государственным учреждением признается учреждение, создаваемое государством в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан или по решениям Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и Акимов столицы, областей, города республиканского значения и содержащееся только за счет государственного бюджета, если иное не установлено законодательными актами.

Частным учреждением признается не являющаяся частью государственной структуры организация, созданная физическими и (или) негосударственными юридическими лицами для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждениями являются органы государственного управления (как субъекты гражданского права), учреждения образования, культуры и спорта и т.п.

Учреждения не являются собственниками имущества, а обладают правом оперативного управления, и финансируются собственником его имущества .

При недостаточности у учреждения денежных средств для удовлетворения требований его кредиторов, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества .

Общественное объединение. Следующей организационно-правовой формой некоммерческой организации является общественное объединение.

Согласно ст. 11 Закона Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» и ст. 106.Гражданского кодекса. Общественным объединением является организация, созданная в результате добровольного объединения граждан с целью достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству Республики Казахстан .

К общественным объединениям относятся политические партии, профессиональные союзы, добровольные общества, творческие союзы и т.д.

Цели, на достижение которых направлено общественное объединение, не связаны с получением его членами прибыли, граждане объединяются для удовлетворения их духовных и иных нематериальных потребностей.

Необходимость определения правового статуса общественных

объединений в Гражданском кодексе связана исключительно с их участием в

имущественных отношениях и пределахгражданско-правового регулирования отношений, связанных с их учреждением и деятельностью, должны быть ограничены указанной сферой . Правовое положение общественных объединений определено также Законом Республики Казахстан «Об имущественных объединениях», детализируемых специальными законодательными актами, регулирующими отношения по созданию и деятельности конкретных их видов.

Имущество общественного объединения принадлежит ему на праве собственности. Участники (члены) общественных объединений не имеют прав на переданное ими этим объединениям имущество, в том числе и на членские взносы.

Некоммерческое акционерное общество.

Статья 16 Закона Республики Казахстан определяет такую организационно-правовую форму как некоммерческое акционерное общество, в то время как Гражданский кодекс РК вообще не оговаривает о такой организационно - правовой форме, получается несоответствие. Кроме того, сам Закон «О некоммерческих организациях» четко не разъясняет порядок их создания и особенности их функционирования. В связи с этим мы полагаем, что нужно, либо исключить данную норму из Закона, либо привести его в соответствие с Гражданским Кодексом Республики Казахстан.

Некоммерческим акционерным обществом признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности, доходы которого используются исключительно на развитие этого общества. Некоммерческие акционерные общества не вправе осуществлять выпуск привилегированных акций, производных и конвертируемых ценных бумаг.

Учредительный договор некоммерческого акционерного общества заключается путем подписания этого договора каждым учредителем или его уполномоченным представителем.

Общество, учрежденное как некоммерческая организация, не может быть преобразовано в коммерческую организацию так же, как и общество, учрежденное как коммерческая организация, не может быть преобразовано в некоммерческую организацию.

Потребительский кооператив.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, в потребительский кооператив могут вступать юридические лица.

В отличие от производственного в потребительском кооперативе не требуется личное трудовое участие его членов в общих делах.

На членов потребительского кооператива возлагается обязанность путем внесения дополнительных взносов в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки. Кроме того, они солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса членов кооператива.

Доходы, полученные кооперативом, не могут распределяться между его членами и направляются на уставные цели.

Потребительский кооператив может быть образован двумя и более гражданами.

В случае ликвидации потребительского кооператива или выхода из него член кооператива имеет право на выделение своей доли в имуществе кооператива, пропорциональной его паю. Наследники члена кооператива имеют первоочередное право на принятие в члены кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива.

Особенностью сельских потребительских кооперативов является возможность создания таких кооперативов для удовлетворения материальных и иных потребностей не только своих членов, но и других граждан, проживающих в сельской местности.

Общественный фонд.

Общественным фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Главной особенностью фонда является то, что лица, учредившие фонд не приобретают членства в нем и не участвуют непосредственно в управлении его делами .

Общественный фонд может быть создан одним или несколькими гражданами и (или) юридическими лицами. После государственной регистрации общественного фонда его учредители не становятся его членами.

Имущество, находящееся на балансе общественного фонда, подчиняется правовому режиму частной собственности .

Порядок управления общественным фондом и порядок формирования его органов определяются уставом, утверждаемым учредителем.

В Уставе определяются единоличные и коллегиальные органы управления общественного фонда. Это могут быть по усмотрению учредителей, например, президент, председатель, директор, Совет, правление, собрание учредителей. Наиболее часто создается попечительский совет фонда, который осуществляет надзор за деятельностью фонда,

принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства .

Статья 107 Гражданского Кодекса устанавливает обязательные требования, предъявляемые к уставу фонда, и обязывает общественный фонд ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в официальных печатных изданиях.

Религиозное объединение.

Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан, в установленном законодательными актами порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных потребностей.

Религиозными объединениями в РК признаются местные религиозные объединения (общины), религиозные управления (центры) и их структурные подразделения, а также духовные учебные заведения и монастыри.

Религиозное объединение может быть создано группой граждан в количестве не менее 10 человек.

Согласно ч.1 ст.8 Закона «О религиозных объединениях» в уставе, предоставляемом для регистрации, должны быть указаны:

наименование, местонахождение религиозного объединения и территория, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность;

вероисповедная принадлежность, предмет и цели деятельности; структура религиозного объединения, порядок формирования, компетенция и сроки полномочий его органов управления;

права и обязанности религиозного объединения;

порядок образования имущества религиозного объединения;

порядок внесения изменений и дополнений в устав религиозного объединения;

порядок реорганизации и ликвидации религиозного объединения.

Государственная регистрация религиозных управлений (центров), объединений, действующих на территории двух или более областей республики, а также образуемых ими духовных учебных заведений, монастырей и других объединений осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан, а регистрация местных религиозных объединений -территориальными органами юстиции.

В связи с тем, что сегодня государством некоммерческим организациям уделяется большое внимание, комитетом регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан был проведен анализ регистрации по общественным и религиозным объединениям.

Анализ регистрации общественных объединений показал, что увеличился рост регистрации общественных объединений, деятельность которых направлена в основном на удовлетворение профессиональных и любительских интересов, развития научного, технического и художественного творчества, охраны окружающей среды, участие в благотворительной деятельности, проведение культурно-просветительной, спортивно-оздоровительной работы. Статистические данные показывают, что наибольшее количество общественных и религиозных объединений зарегистрированы в Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Алматинской, Жамбылской областей, г.Алматы.

Объединение юридических лиц в форме ассоциации (союза).

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, предоставления и защиты общих имущественных и иных интересов могут по договору между собой, а также совместно с некоммерческими организациями создавать объединения в форме ассоциаций (союзов) .

Объединения юридических лиц могут быть созданы только в форме ассоциации или союза с указанием их организационно-правовой формы в наименовании юридического лица и его учредительных документах с включением слов «ассоциация» или «союз» .

Имущество ассоциации (союза) образуется за счет взносов его членов, собственной деятельности и иных законных поступлений. Имущество, переданное членами объединения ассоциаций (союз), переходит в его собственность. Ассоциация (союз) является собственником имущества, находящегося на его балансе. Имущество ассоциации (союза) подчиняется правовому режиму частной формы собственности . Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам только в случаях, если ее размер и порядок предусмотрены учредительными документами ассоциации (союза). То есть, отсутствие указания в учредительных документах на дополнительную ответственность освобождает от нее членов ассоциации (союза).

Члены ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года, если учредительными документами не предусмотрено иное. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам, возникшим до его выхода из ассоциации, пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. Также с согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член ассоциации. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

В Законе Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» ст. 17 которой гласит, что некоммерческие юридические лица могут быть созданы в иной организационно-правовой форме. В иной организационно-правовой форме могут быть образованы нотариальные палаты, коллегии адвокатов, торгово-промышленные палаты, палаты аудиторов, кооперативы собственников квартир, и другие некоммерческие организации.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что некоммерческие юридические лица это форма ведения деятельности, не имеющее в качестве основной цели извлечение дохода и не распределяющее полученный доход между участниками и имеет следующие организационно-правовые формы учреждение, общественное объединение, акционерное общество, потребительский кооператив, фонд, религиозное объединение, объединение юридических лиц в форме ассоциации (союза).

В России существует порядка тридцати форм некоммерческих организаций (НКО). Часть из них обладает схожими функциями и отличается только названием. Основные виды НКО установлены Гражданским кодексом и Законом «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996. Есть и другие нормативные документы, определяющие порядок работы конкретных форм НКО. Расскажем обо всех видах в нашей статье.

Виды некоммерческих организаций

С 2008 г. для финансирования НКО президентом утверждены специальные гранты. За шесть лет их объем достиг 8 млрд. рублей. В основном их получали объединения, подконтрольные Общественной палате. Закон выделяет следующие основные формы НКО:

  1. Общественные и религиозные объединения. Это общность граждан, созданная добровольно на основе общих интересов. Цель создания - удовлетворение духовных и нематериальных нужд.
  2. Общины народов малой численности. Люди объединяются по территориальному признаку или кровному родству. Защищают свою культуру, уклад жизни, область обитания.
  3. Общества казаков. Имеют цель сохранить традиции и культуру российского казачества. Члены НКО обязуются нести военную службу. Такие организации бывают хуторскими, городскими, юртовыми, окружными и войсковыми.
  4. Фонды. Создаются для оказания социальной помощи в вопросах благотворительности, образования, культуры и т. д.
  5. Корпорации. Служат для выполнения социальных и управленческих функций.
  6. Компании. Оказывает услуги с использованием госимущества.
  7. Некоммерческие партнерства (НП). Основаны на имущественных вкладах членов. Преследуют цели, направленные на достижение общественных благ.
  8. Учреждения. Делятся на муниципальные, бюджетные, частные. Образовываются единственным учредителем.
  9. Автономные организации (АНО). Создаются для оказания услуг по различным направлениям. Возможно изменение состава участников.
  10. Ассоциации (союзы). Функционируют для защиты профессиональных интересов. Читайте также статью: → “ ».

Выбор вида НКО, постановка целей

Для создания НКО формируется инициативная группа. Нужно определиться, организация какого типа будет регистрироваться. Первостепенную роль в выборе играют поставленные задачи. Они бывают двух видов:

  1. Внутренние - НКО создается в интересах ее членов, для их нужд и решения проблем (НП).
  2. Внешние - деятельность ведется в интересах граждан, не являющихся участниками НКО (фонд, АНО).

Например, теннисный клуб, предоставляющий своим участникам теннисный корт и возможность бесплатно поиграть - внутренние цели, если при данной НКО будет организована школа юных теннисистов - внешние. При определении характера работы нужно учитывать существующие в данный момент интересы членов объединения и возможные перспективы.

Важным при выборе ОПФ является количество учредителей, возможность принятия новых членов, имущественные права участников.

Определиться с видом ОПФ создаваемой организации поможет таблица:

Форма НКО Цели Право управления Имущественные права Ответственность
Внутренние Внешние Есть Нет Есть Нет Есть Нет
Общественные + + + + +
Фонды + + + +
Учреждения + + + + +
Ассоциации + + + + +
НП + + + +
АНО + + + +

Пример. Членство в клубе собаководов

Группа людей планирует создать клуб собаководов-любителей. Цель НКО - обмен опытом разведения пород, внедрение новых методик дрессировки, помощь в покупке животных, организация выставок.

На начальном этапе следует установить, будет ли НКО иметь членов или нет. Для деятельности данного клуба больше подходит членство, т. к. для участников можно создать более благоприятные условия по сравнению с посторонними лицами. Например, льготы на приобретение пород, кормов и т. д.

Устанавливая привилегии для участников, клуб привлечет новых членов, соответственно его популярность возрастет, и сумма взносов увеличится. В качестве ОПФ для данного направления деятельности больше всего подойдет общественная организация либо НП.

Особенности НКО, их отличие от коммерческих организаций

НКО имеют некоторые особенности, отличающие их от коммерческих структур:

  1. Ограниченная правоспособность. Объединения могут функционировать только в тех направлениях, которые указаны в их учредительных документах и соответствующих законах.
  2. Работа в интересах общества. НКО не ставит перед собой задачу получить прибыль.
  3. Ведение предпринимательства. Коммерцией НКО может заниматься только в рамках достижения уставных целей. Прибыль членам не раздается.
  4. Большой выбор организационно-правовых форм (ОПФ). При создании НКО выбирается подходящая для конкретных задач ОПФ в соответствии с законом.
  5. Не признаются банкротом (кроме фондов и кооперативов). При появлении задолженности перед кредиторами суд не может объявить организацию несостоятельной. НКО может ликвидироваться, а имущество использоваться для покрытия долга.
  6. Финансирование. НКО получает активы от участников, а также пожертвования, добровольные вклады, гранты от государства и т. д.

Свои особенности имеет каждая ОПФ НКО. Например, члены кооперативов вправе делить доходы между собой.

Преимущества и недостатки разных видов НКО

Каждая из ОПФ некоммерческих объединений имеет свои достоинства и отрицательные стороны. Они отражены в таблице.

Вид НКО Плюсы Минусы
Потребкооператив Распределение выручки;

Стабильность торговли;

Господдержка;

Ответственность за долги;

Сложный документооборот;

Необходимость дополнительных вложений в случае убытков.

НП Сохранность прав на имущество;

Нет ответственности за кредиторку;

Свобода выбора организационной структуры.

Прибыль не распределяется;

Разработка документации.

Ассоциация Преобразование в товарищество;

Безвозмездное пользование услугами участниками.

Ответственность бывших членов по долгам сохраняется в течение 2 лет.
Фонд Предпринимательство;

Неограниченное число учредителей;

Отсутствие ответственности по долгам;

Имеет собственное имущество.

Ежегодная публичная отчетность;

Возможность признания банкротом;

Не преобразовываются.

Религиозные объединения Не имеют материальных прав Не отвечают по долгам.
Учреждения Оказание услуг за плату. Отвечает перед кредиторами;

Имуществом распоряжается собственник

Общественные организации Не отвечают по задолженности;

Допускается предпринимательство;

Свобода в выборе целей, методов работы.

Члены не претендуют на переданные активы и взносы

Унитарные НКО, т. е. не имеющие членов, обладают преимуществом быстро решать возникающие трудности. К недостаткам относится проблема в принятии окончательных решений при большом количестве учредителей.

Пример. Недостаток унитарной НКО

Восемь человек создали благотворительную организацию «Помощь» во главе с Советом учредителей. НКО успешно работала, но часть учредителей переехала, некоторые отошли от дел. Остался один управляющий. Возникла необходимость внести в Устав поправки. Принять решение без голосования нельзя. Остальных учредителей собрать невозможно.

В данном примере теряется время и может закрыться сама организация. При выборе ОПФ следует быть уверенным в серьезности намерений партнеров. Недостатками всех форм НКО являются:

  • Соответствие деятельности утвержденным в Уставе целям;
  • Сложный процесс регистрации;
  • Специфика оформления учредительных бумаг с учетом рабочих задач;
  • Ответственность заявителя за представленную в документах информацию;
  • Отказ в регистрации при малейшей неточности в бумагах;
  • Длительная проверка документов Минюстом;
  • Невозможность распределения прибыли.

Достоинства:

  • Ведение предпринимательства совместно с социальной работой;
  • Могут не иметь активов;
  • Отсутствие ответственности участников по обязательствам;
  • Упрощенная отчетность;
  • Целевые суммы не подлежат налогообложению;
  • Наследуемое имущество не облагается налогом на прибыль.

Различия основных форм НКО

В таблице представлены различия основных форм НКО.

Показатель НП АНО Частное учреждение Фонд Общественная организация Ассоциация
Учредители Физические и (или) юрлица Гражданин или юрлицо Граждане и (или) юрлица Не менее 3 физлиц Любые юрлица
Членство Есть нет Есть
Предпринимательство Разрешено Нет
Ответственность Нет Есть Нет Есть
Публикация в СМИ Нет Есть Нет

Цели создания разных форм

  • Фонды - формирование имущества за счет добровольных вкладов и применение его для общественных нужд. Не имеют членов. Могут заниматься предпринимательством для достижения целей.
  • Ассоциации - защита интересов участников на основании договора. Их создают коммерческие структуры для организации управления предпринимательством.
  • Общественные организации - совместная работа для достижения поставленных задач. Создаются инициативной группой от 10 человек, которых объединяют общие интересы.
  • Религиозные объединения - исповедание и приобщение граждан к вере, богослужения, обряды, обучение религии.
  • Потребкооператив - улучшение имущественного положения членов, обеспечение их товарами, услугами с помощью объединения взносов. При выходе из членства человек получает свой пай.
  • Учреждения - выполнение культурных, социальных, управленческих, прочих задач некоммерческого плана. Средства вносит учредитель.
  • АНО - оказание образовательных, медицинских, спортивных и прочих услуг.
  • НП - достижение социального благополучия во всех сферах жизни: здравоохранении, культуре, искусстве, спорте. Данная форма подходит для оказания различных видов услуг.
  • Общины малочисленных народов создают граждане в добровольном порядке. В них должно состоять не менее трех членов. Объединяются люди на основе общих интересов, территории проживания, традиций, промыслов с целью сохранить свой быт, культуру, принципы хозяйствования. Данные НКО могут заниматься коммерцией для выполнения поставленных задач. При выходе из общины гражданин имеет имущественные права.

Налогообложение и бухгалтерская отчетность

Если общественное объединение не имеет коммерческой деятельности и облагаемых налогами активов, она отчитывается перед налоговой единожды в год.

Представляет баланс, форму 2 и отчет о целевом расходовании средств. Во внебюджетные фонд НКО сдают отчеты ежеквартально. В пенсионный - форму РСВ-1, в соцстрах - 4-ФСС. НКО отчитываются по следующим налогам: НДС, прибыль, имущество, земля, транспорт. Бухгалтерские формы 1 и 2 сдаются также в Росстат по итогам года. НКО, применяющие УСН, ежегодно сдают декларацию по единому налогу.

Для всех некоммерческих структур обязательным является представление сведений о среднесписочном количестве работников и справок о доходах, при выплате заработка. Эти документы передаются в налоговую по итогам года.

  • Потребительский кооператив. Занимается предпринимательством. Сдает отчетность в полном объеме ежеквартально. Льгот не имеет. Правление НКО отвечает за представленную в налоговую информацию и за данные, публикуемые в СМИ. Годовой отчет перед представлением подлежит проверке ревизионной комиссией НКО.
  • Религиозные объединения. Не платят НДФЛ. При получении денег и имущества за рубежом, НКО данной формы должны учитывать эти поступления отдельно от прочих. Организации должны представлять в Минюст сведения по итогам работы. Те же данные НКО обязана опубликовать. Отчет представляют до 15 апреля.
  • Учет в НП не предусматривает льгот и ведется практически по тем же требованиям, что и в коммерческих компаниях.
  • Фонды. Необходим учет источников поступления средств. Отчеты по бухгалтерии и налогам представляются в общем порядке.
  • Ассоциации. Бухучет ведется по смете. Она составляется на год, содержит план расходования и поступления денег.
  • Казачьи объединения представляют в Минюст сведения о своей численности. Годовой отчет составляет Атаман.

Для всех видов НКО средства, полученные для решения уставных задач, налогом на прибыль не облагаются. Средства, поступление которых имеет целевое назначение и не связано с продажей товара, выполнением работ или услуг НДС не облагаются. От НДФЛ освобождаются выплаты на обслуживание инвалидов.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. В чем заключается особенность формирования АНО?

Характерной особенностью АНО является то, что сотрудники не могут составлять более 1/3 всех членов управляющего органа.

Вопрос №2. Какие НКО освобождены от уплаты НДС?

От уплаты НДС освобождаются объединения инвалидов, унитарные предприятия при учреждениях здравоохранения и соцзащиты, организации, в штате которых инвалидов более 50%.

Вопрос №3. Что представляет собой реестр нежелательных НКО?

В мае 2015 года президент подписал Закон о нежелательных организациях. К ним причисляют иностранные неправительственные НКО, представляющие угрозу Конституции, обороноспособности и безопасности РФ.

Вопрос №4. Какую отчетность представляют НКО в Минюст?

В Минюст ежегодно сдаются сведения о работе НКО, составе руководства, поступлениях от зарубежных источников.

Вопрос №5. Как отчитываются по итогам года политические партии?

Партии в течение 30 дней после окончания квартала подают в Центральную избирательную комиссию сведения о поступлении и расходе средств, сводный отчет сдается до 1 апреля следующего года.

Итак, существует большое количество видов НКО. При выборе подходящей формы следует учитывать цели создания организации и иные особенности, установленные законодательством для каждой ОПФ.