Введение

Социальная работа относится к типу профессий «Человек-Человек», а значит, предполагает высокий уровень общения клиента со специалистом. В виду такой деятельности специалист должен обладать высокими нравственными качествами, моральной устойчивостью, умением контактировать с людьми и располагать их к общению.

В своей практике специалист по социальной работе сталкивается с людьми разного социального статуса, уровня дохода, образования и т.д. Независимо от того, к какой категории людей относится клиент социальной работы, ему необходимо оказать квалифицированную и своевременную помощь.

Основной ценностью социальной работы является человек и общество в целом. Главная цель социальной работы - способствовать благу человека, его развитию и благополучию. Для реализации данной цели осуществляется социальная поддержка и защита населения, оказывается помощь. Все это основывается на базе гуманизма, т.е. признания жизни человека высшей ценностью общества.

Низкий престиж и статус социальной работы в нашей стране, не высокая заработная плата работников в данной сфере, все это приводит к тому, что профессия социального работника не популярна в социуме.

Однако даже, несмотря на все материальные трудности и моральную неудовлетворенность, специалист по социальной работе должен быть глубоконравственным и духовно развитым.

Ценности социальной работы

Ценности - это определенный набор критериев, которым следует человек в процессе своей жизнедеятельности. Каждый человек в решении той или иной ситуации руководствуется теми ценностями, которые он усвоил в течение жизни.

Специалист социальной работы усваивает профессиональные ценности в ходе прохождения обучения. Так, Г.П. Медведева отмечает, что ценности современной профессиональной социальной работы имеют различную масштабность и значимость, в связи с чем они могут быть представлены как ценности различных уровней:

глобальные - признаваемые большинством современного человечества;

социетальные - признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе;

профессиональные - имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности;

индивидуальные - ценности специалистов, их клиентов, других личностей .

К примеру, между общечеловеческими ценностями можно выделить главные такие, как человек, его права, жизнь, мир, свобода, равноправие и так далее. На уровне социума данные значения могут быть иначе иерархизированными. Система ценностей социальной работы, кроме специфицированных вышеназванных ценностей, содержит пол и возраст личности, ресурсы государства, а.также мастерство самого работника. Ценности детерминируют все виды отношений, состояние и деятельность человека и общества в наличной действительности, которая служит определенной основой, условием и средством жизнедеятельности человека и общества, частичной реализации их ценности уже в настоящем. Поэтому актуальные ценности, присвоенные обществом, профессиональной группой и каждым индивидом и реализуемые ими в профессиональной и повседневной деятельности, могут рассматриваться как определенный базис для реализации ценности человека.

Очевидно, что если не сложилась иерархия ценностей, реализация которых может способствовать созданию благоприятных условий для творческой самореализации каждой человеческой личности, провозглашение человека высшей ценностью может считаться лишь формальным актом, отнюдь не влекущим за собой и не гарантирующим фактической реализации ценности человека ни в настоящем, ни в будущем. Поэтому необходимо, чтобы в общественном сознании утвердилась не только ценность человека во всей ее многозначной целостности сама по себе, но и определенная целостная система ценностей и приоритетов, иерархизированных по признаку своей роли в реализации ценности человека.

Профессиональные ценности в то же время не существуют вне и независимо от общественных ценностей. Профессии признают, поддерживают и защищают определенные, избранные социетальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и гарантирует ей признание .

Профессиональные ценности направляют работника на исполнение и соблюдение конкретных задач, на профессиональную ответственность за собственную работу. Социальные работники сталкиваются с человеческим мучениями и трудностями. Именно из-за этого существенным в этой специальности является гуманизм, уважение человека в любом случае.

Личностно-возрастные закономерности подчеркивают связи ценностных ориентации с особенностями личности, ее мировоззрением, интересами, идеалами, потребностями, жизненным опытом, социальным окружением, положением и статусом в социуме на макро- и микроуровнях и др. Это показатель динамичности развития личности, ее изменений (иногда не в лучшую сторону).

Исследователи выделяют три группы качеств социального работника:

Психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

Психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала;

Психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния .

В первую категорию относятся требования, необходимые в профессиональной работе, к психическим действиям: восприятию, памяти, воображению, мышлению, психическим состояниям (изможденности, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию сознания); эмоциональным (выдержанность, индифферентность) и качествам воли (упорство, очередность, импульсивность). Некоторые из данных эмоциональных причин являются основополагающими, так называемым каркасом специалиста, а остальные служат лишь поддержанию имиджа работника.

Ко 2й группе достоинств относятся психоаналитические ценности, направленные на улучшение работника как личности, как сотрудника. Это такие ценности, как самоконтроль, самокритичность и еще стрессоустойчивые свойств - физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключиться и управлять эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и др. В частности, третья группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентация) .

Таким образом, ценности социальной работы в большинстве носят общечеловеческие ценности. В своей деятельности специалист социальной работы в первую очередь должен руководствоваться принципами гуманизма, чтобы оказывать помощь другим людям. На протяжении всей жизни социальный работник должен заниматься саморазвитием личности во всех - направлениях: психологическом, педагогическом, социологическом. Результат работы социального работника напрямую зависит от тех ценностей, которыми он руководствуется.

При работе с системой семьи одним из вопросов, привлекающих особое внимание, является изменение жизненного цикла. Всякое такое изменение нарушает организацию семьи и вызывает противодействие. Часто это происходит из-за неспособности пойти на необходимые изменения, предназначенные для стабилизации шаткого жизненного равновесия. Дж. Хейли (1980 г.), например, применяла свой подход к семьям, в которых молодые люди не могли «покинуть дом», а Э. Картер и М. Макголдрик (1980 г.) внесли огромный научный вклад в этот вопрос изданием своей работы о цикле семейной жизни.

3.3. Организационные аспекты социальной работы

3.3.1. Организационные модели социальной работы

Организации, оказывающие социальные услуги, имеют ряд отличительных черт. Прежде всего, они работают с теми людьми, которые являются как бы «непосредственным материалом» в их производственном процессе. Конечный результат, служащий обоснованием существования такого рода организаций, заклю- чается в защите, упрочении и повышении благосостояния людей, которых они обслуживают.

Существуют две организационные модели, по которым можно составить представление о взаимосвязях между этими компонентами. Централизованная форма применяется в тех случаях, когда текущая работа является повседневной, повторяющейся, хорошо освоена персоналом, цели четко определены, а исходный материал стабилен и однороден. Децентрализованная модель больше подходит для организаций, имеющих дело с разнообразным исходным материалом или решающих нетрадиционные задачи. В этих условиях сотрудники должны иметь возможность действовать по своему усмотрению, поскольку заранее сложно предусмотреть все варианты их действий.

В случаях, когда на запросы клиентов приходится реагировать немедленно, при личном общении, необходим демократический стиль руководства, предусматривающий участие в обсуждении проблем и рассредоточение полномочий при принятии решений. Если же ставится задача воздействовать на поведение клиента, то нужны особенно широкая свобода выбора и применение наиболее эффективных средств. Решения в этих случаях зависят от способности персонала правильно учитывать изменившиеся об-

стоятельства, а управление должно заключаться в помощи сотрудникам найти себя в контексте организационных и профессиональных задач. Чем больше та часть вложений в программу, которая отводится на работу с кадрами, тем вероятнее достижение цели.

3.3.2. Теоретические аспекты организации служб, оказывающих социальные услуги

С организациями, оказывающими различного рода социальные услуги, связано множество часто противоречащих друг другу теорий, представляющих различные взгляды на деятельность социальных служб.

Классическая школа. Принятая классической школой теория организации ставила во главу угла формальную структуру. В классическом очерке о бюрократии М. Вебер предложил идеальную модель формальной, разумно организованной структуры, выведенной из юридических и рациональных посылок. По его мнению, бюрократическая структура представляет собой наиболее эффективное средство мобилизации ресурсов и власти. Юридическая власть рассматривается им как основа полномочий, которые находят свое формальное выражение в четко обозначенной иерархии учреждений и осуществляются с применением наиболее целесообразных процедур. Организация управляется на основе установленного порядка, базирующегося на конкретных знаниях. Идеальной бюрократической структуре присущи единона- чалие, высокий уровень специализации, внеличностные отношения между ее членами и некие априорные качества, необходимые для получения прерогатив, связанных с должностью.

Школа научного управления. Отцом школы научного управления, которая рассматривает организации как эффективные инструменты производства товаров и предоставления услуг, счи- тают Ф. Тейлора. Его последователи пытались вывести точные законы, управляющие деятельностью каждого работника, основываясь на точном анализе, экспериментах и измерениях параметров деятельности организации. В рамках этой методики изуча- лись затрачиваемое время и операции, чтобы определить, какое сочетание работника и машины является оптимальным для выполнения задачи. Полученные результаты определяли необходимые организационные мероприятия. Основная задача организа-

торов заключалась в том, чтобы заставить наемного работника сосредоточиться на порученном ему конкретном задании.

Школа человеческих отношений. Школа человеческих отношений возникла как реакция на теорию Ф. Тейлора. Она подчеркивала роль неформальных социально-психологических компонентов организации. Школа человеческих отношений приобрела известность в 50-60-х годах. В центре внимания этой школы были поведение человека, неформальные групповые связи внутри организации, всячески подчеркивалась роль рабочего коллектива и его воздействие на эффективность организации. Считалось, что организаторы производства должны внимательно относиться к неформальным организациям, т. е. к тем социальным отношениям, которые возникают между работниками в естественно сложившихся группах. Упор делался на людей, а не на машины, на согласие, а не на механическую исполнительность.

Современные теории. Теория научной организации труда и теория человеческих отношений подчеркивали каждая лишь одну из граней организационной работы. Современные же теории стремятся интегрировать формальные и неформальные механизмы деятельности организаций таким образом, чтобы в результате отследить типы их взаимовлияния. Считается, что функциональная организация - это сложный синтез динамичных структурных и межличностных процессов, где переплетаются элементы рациональности и эффективности. Основной современной школой является структуралистская, или системная. Соответствующий подход рассматривает организацию как социальную систему, состоящую из взаимосвязанных частей (подсистем), взаимодействующих и уравновешивающих друг друга. Сторонники структурализма считают, что всякая деятельность нацелена на сохранение и защиту системы, которая имеет политическую природу и подвержена конфликтам и деформациям. По их мнению, распределение власти является главным источником конфликтов, поскольку именно оно находится в центре социальных процессов, регулирующих распределение ресурсов и контроль над ними, контроль над людьми, принятие решений, выработку политики и формирование целей организации.

3.3.3. Цели и деятельность организаций по оказанию социальных услуг в современном обществе

Цели организации. Организации, занимающиеся социальными услугами, призваны выполнять задачи, совпадающие с основными функциями общества. Как определяются их цели, которые могут быть программными и тактическими? Официальные цели представляют собой переложение законодательства и политической линии в области социальной поддержки на язык программных действий. Официальные, программные цели содержат ценностные предпочтения, а также идеологические и теоретические представления о проблемах и нуждах людей. Организация формулирует для себя цели, и исходя из этого ее будут оценивать и спрашивать с нее отчет. Они обозначают спектр человеческих проблем и потребностей, находящихся в сфере юридических прерогатив организации, а также наиболее целесообразные стратегические способы, позволяющие добиваться результата.

Поскольку необходимо удовлетворить запросы различных контингентов клиентов, организации обычно имеют несколько целей. Они могут быть совместимыми либо несовместимыми, и иногда им умышленно придается расплывчатая, неопределенная форма, позволяющая примирить различные интересы.

Цели организации подразделяют на два типа в зависимости от их функционального предназначения. Транзитивные (переходные) цели включают воздействие программы или услуги на внешнюю среду, иначе говоря, изменение или сохранение определенной ситуации. Эти цели, обыкновенно составляющие основной смысл существования организации, сосуществуют с рефлексивными целями , обеспечивающими выживание организации. Эти последние цели принимают форму мотива, побуждающего всех членов вносить адекватный вклад. Так, переходная цель общинного центра может заключаться в сокращении юношеской преступности в районе путем создания условий для отдыха и учебы. Чтобы поддержать собственное существование как организации, центру необходимо иметь рефлексивную цель, заключающуюся в изыскании средств и других необходимых ресурсов. Для достижения успеха организация должна поддерживать динамичное равновесие между этими целями, хотя оценивать ее будут прежде всего в связи с транзитивными целями, поскольку через них организация отрабатывает выданный ей обществом мандат.

Организации социальных услуг существуют в меняющемся мире общины. Приходится изыскивать, удерживать и отстаивать поступление средств из государственных и частных источников по мере того, как интересы и приоритеты общины смещаются с одной проблемы или потребности на другую. Изменяются юридические требования, регулирующие деятельность организаций. Новую направленность получают методы оказания услуг, при- чем это не всегда совпадает с желаниями потребителей. Ощущая в этих условиях угрозу своему существованию, социальные организации вынуждены изучать внешнюю среду и приспосабливаться к бесчисленным вариантам давления извне. Решающее влияние остается за теми кругами, от которых зависит непосредственное выделение финансов, среди государственных источников - это Министерство здравоохранения и социальных услуг, департаменты социального обеспечения в штатах, общинные советы психического здоровья. В частном секторе средства поступают от различных программ, фондов и за счет взносов клиентов. Юридическое узаконение своей деятельности организация полу- чает через государственные акты или от частного попечительского совета. Органы, наделяющие организацию юридическими прерогативами, дают оценку ее деятельности и подтверждают ее целесообразность.

Организация, оказывающая социальные услуги, не может существовать без клиентов. Клиентура заслуживает всяческого внимания в плане ее сохранения и расширения. Еще один важнейший фактор, от которого зависит успех многих программ, - наличие вспомогательных услуг. Так, например, агентство по обслуживанию детей нуждается в больнице для лечения своих клиентов, а центр, действующий в общине, обращается к ближайшим церквям в поисках добровольцев для выполнения своих программ. Среди таких вспомогательных форм взаимодействия между организациями может быть взаимное направление клиентов и выделение обученного персонала.

Возможные формы взаимоотношений организаций с внешней средой образуют некий континуум. На его первоначальном этапе агентства почти не соприкасаются между собой, и, следовательно, у них нет необходимости принимать во внимание существование друг друга. Некоторые организации в этой ситуации могут установить между собой устойчивое взаимодополняющее

сотрудничество. Это мирная, стабильная среда. Промежуточный вариант характеризуется определенным уровнем нестабильности и конкуренции, в результате чего при планировании собственных действий приходится учитывать возможные шаги или противодействие других организаций. Чтобы достичь большей предсказуемости поведения партнеров, можно попытаться заключить соответствующее соглашение, создать совместные или координирующие органы типа планового совета общины. В определенных же случаях агентства могут обнаружить, что находятся в весьма неустойчивом окружении с постоянно меняющимся характером взаимоотношений, нестабильностью в распределении сфер влияния и ресурсов. Ход событий малопредсказуем, а полу- чение средств сопряжено с острой конкуренцией. В такой ситуации цели и характера услуг, оказываемых агентством, могут претерпеть значительные изменения. Создание в рамках общины координационных структур способно снизить неустойчивость и стабилизировать деятельность конкурентов на той территории, где они функционируют. При этом взаимодействие, доверие и сотрудничество между организациями в значительной мере зависят от того, достигается ли согласованность в отношениях между агентствами под нажимом сверху (со стороны финансирующей организации или законодательного органа) или же на добровольных началах.

Таким образом, можно выделить четыре типа отношений между организациями:

- добровольные, нерегламентированные;

- добровольная координация на основе соглашений;

- регламентированные отношения (вынужденные контракты без согласования механизма принятия решений);

- обязательная регламентированная иерархическая координация.

Отношения, основанные на принципе добровольности, оставляют каждому участнику право выйти из соглашения, если потери для него будут превосходить получаемые выгоды. В тех случаях, когда связи носят обязательный характер, вышестоящая организация может настаивать на том, чтобы агентства взаимодействовали независимо от их желаний, и сделать их взаимодействие условием одобрения их бюджета. Агентство, существование которого зависит от данного источника средств, лишено

выбора и должно участвовать в соглашении, даже если это противоречит его интересам. Если же между участниками возникнут острые разногласия, такое обязательное соглашение может оказаться подорванным, распасться или уступить место иерархической системе, в которую будут принудительно объединены отдельные программы.

Наиболее регламентируемым является такой тип отношений, когда диктуются связи и цели. Так, окружной совет по психиатрическим больницам может наблюдать за программами услуг на своей территории, иметь право определять потребность в услугах, решать вопросы об их предоставлении, заключать контракты и давать дотации на определенных условиях, оценивать программы и планировать дальнейшую работу. Отдельные агентства зависят от центра в отношении ресурсов и должны подчи- няться его требованиям, но взамен получают большую предсказуемость в смысле предоставления финансовых средств, клиентуры и дополнительных услуг от других организаций в данном районе. Таким образом, окружение, в котором действует социальная организация, оказывает на нее значительное воздействие.

3.3.4. Организационная структура социальных служб

Разделение труда и координация являются ключевыми аспектами внутренней организационной структуры и предполагают целенаправленный контроль за ходом работы, который позволяет поддержать ее эффективность. Организационная структура представляет собой административный механизм, предназначенный для того, чтобы сбалансировать дифференциацию, порожденную разделением труда, с интеграцией и координацией, необходимыми для выполнения поставленных задач. Одним из важнейших аспектов структуры является централизация - комбинация сосредоточения и распределения полномочий в принятии решений внутри организации. Концентрация власти в высшем эшелоне отражает высокую степень централизации. Чем больше количество персонала, участвующего в принятии решений, и чем больше сфер, в которых это участие осуществляется, тем более децентрализованной является организация. Организации со строго централизованной иерархией получили название бюрократических. Организации с децентрализованной или коллегиальной структурой с упором на совместный процесс руководства назвали небюрократическими.

Отметим, что по мере роста организаций и повышения уровня квалификации их персонала высшим руководителям становится все труднее держать в своих руках все функции, связанные с принятием решений. Таким образом, децентрализация отчасти порождается необходимостью; она культивирует качества, необходимые для того, чтобы организация могла успешно приспосабливаться к различным ситуациям, прививает людям чувство сопричастности к ее целям. Более активное участие работника в принятии решений понижает чувство отчужденности от труда, неудовлетворенность работой, вызывает уважение к руководителям, повышает производительность труда и улучшает взаимные контакты.В социальных организациях проблема власти и стиля руководства осложняется неопределенностью целей программ и применяемых методов, частой сменой персонала и клиентов и неустойчивостью окружающей среды. Эти организации представляют собой «свободно сконструированные системы», компоненты которых не слишком точно и тщательно подгоняются друг к другу. Деятельность сотрудников контролируется слабо. Руководители зависят от своих подчиненных в получении информации, необходимой для направления работы организации. Для достижения успеха здесь полезнее профессионализм, чем бюрократи- ческий контроль. В социальных организациях нельзя заранее предсказать, как будут развиваться отношения между сотрудником и клиентом, и это обстоятельство можно преодолеть только на основе взаимодействия между сторонами, а не опираясь на официальную административную структуру. Общий успех такой организации зависит от чувства профессионального долга и здравого смысла сотрудников, работающих непосредственно с клиентами.

Подводя итоги, можно сказать, что учаcтие в принятии решений соответствует потребностям персонала, способствует эффективности существующих процедур, улучшает моральное состояние сотрудников и их удовлетворение результатами своего труда, облегчает решение стоящих перед организацией задач, стимулируя производительность и качество труда, сводя до минимума возможные сбои в работе. Сопричастность приносит радость от работы, улучшает общее настроение, повышает сплоченность сотрудников, и заинтересованность персонала в клиентах и результативность работы с ними, точность информации, необходимой для принятия решений.

3.4. Особенности технологии оказания социальных услуг

Отличительная черта социальных организаций состоит в том, что они обслуживают людей, помогая им измениться, развиться или сохранить себя. Способы действий здесь могут быть так же разнообразны, как и сам исходный материал и будущие результаты. Задачи, требующие решения для достижения целей, и необходимые действия представляют собой технологию. Технология - действия, совершаемые индивидом над объектом в целях его изменения с применением или без применения орудий и механических приспособлений. Объектом или «сырьем» могут служить живое существо, в том числе и человек, или неодушевленный предмет. Этот взгляд на деятельность организации включает несколько компонентов: изменчивый или устоявшийся характер задач, предсказуемый диапазон поиска в нестандартных ситуациях, однородность или разнородность исходного материала. Сравнение социальных организаций может проводиться исходя из таких посылок, как особенности клиентов, с которыми им приходится работать; знания, используемые в процессе этой работы; характер взаимодействия между сотрудником и клиентом; контроль, осуществляемый клиентом по отношению к используемым процедурам, а также организация и последствия деятельности персонала.

Стандартизация задач рабочего процесса становится возможной, когда они носят рутинный, предсказуемый характер, а исходный материал единообразен. В других случаях задачи могут вытекать из конкретной ситуации и потому быть весьма разнообразными. Поиск альтернативных решений приходится вести в широком диапазоне, без достаточной определенности, а исходный материал весьма разнороден. Главным в технологии социальных услуг становится адекватная оценка клиента и его потребностей. Существовала точка зрения, что в принципе все клиенты одинаковы, разница заключается лишь в характере и степени их немощности и необходимых услугах, и потому все действия организации должны исходить из этих особенностей. Потребности людей могут различаться по типам (отсутствие пищи, жилья, медицинской помощи) и степени (от необходимости оказания широкой помощи до минимальной и от долгосрочной до временной). Исходя из этих вполне определенных категорий, могут планироваться и осуществляться весьма конкретные меры.

Другой подход диктуется скорее различиями, нежели сходством клиентов. Клиенты рассматриваются как индивиды, чьи неповторимые черты, характеристики и цели должны находиться в центре внимания, так что планировать действия нужно в каждом отдельном случае, а не для целых категорий. Очевидно, в этих условиях для эффективного вмешательства необходимы разносторонняя подготовка персонала и широкий диапазон профессионального мастерства.

Социальный работник стремится к адекватной реакции на конкретную потребность клиента. Если задача ему знакома, его действия будут быстрыми, не требующими долгих раздумий. В незнакомых условиях поиск подходящего решения потребует времени. Он может быть рутинным, в форме обращения к литературе или к руководителю, а может быть и неформальным, основанным на интуиции, на методе проб и ошибок, на опыте, профессиональном суждении и т. д. Во внимание должны быть приняты возможные изменения в техническом исполнении и в исходном материале. Клиент и ситуация могут восприниматься как нечто стабильное, единообразное и доступное для понимания, а могут рассматриваться как явления многоплановые, нестабильные, недостаточно понятые. Точно так же технология вмешательства может быть рутинной и лишь слегка видоизменяться, а может предусматривать нестандартные ситуации и поиск новых решений.

Организации стремятся привести в соответствие применяемую ими технологию и структуру. Когда задачи, исходный материал и события можно предвидеть, есть возможность планировать действия заранее и отдельные работники в меньшей степени нуждаются в самостоятельности. И напротив, организации, часто встречающиеся с исключительными ситуациями, касающимися их клиентов или методов помощи, в меньшей степени могут заранее конкретизировать свои действия. Поэтому координация должна осуществляться скорее через взаимодействие, обратную связь и взаимное согласование, нежели путем централизованного контроля.

Социальная работа как область общественной практики развивалась под влиянием оформления государственной системы защиты и поддержки, развития области познания о способах помощи нуждающимся. Основные направления общественного сознания о помощи и поддержке ближнему со стороны государства оформились в XIV-XVII вв. На рубеже XIX-XX вв. они складываются в единый комплекс о частном и общественном призрении в странах Западной Европы и США. В этот период формируются главные направления социальной мысли о сущности общественной помощи: теологическое, конфессиональное, правовое, нравственное, политическое, экономическое.

В России, социальная работа как самостоятельный вид профессиональной деятельности, существует с 1991 года. Особенности современной социальной политики находят выражение в том, что создаются системы социальных служб по оказанию помощи пожилым людям, людям с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишённым попечения родителей, другим категориям лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Т.е. объектом социальной работы выступают «слабые» слои общества, неспособные самостоятельно справиться с вставшими перед ними проблемами.

Однако, различные виды социальной помощи оказывались уже даже на ранних ступенях общественного развития. Общество не смогло бы выжить, если бы не оказывало поддержки тем слоям населения, которые в этой поддержке нуждаются. В то же время, первые социальные нормы, явившиеся отражением производственной необходимости в древних обществах, не несли в себе нравственного содержания. Они имели целью способствовать удовлетворению насущных потребностей членов сообщества в пище, одежде, безопасности. Первобытный человек не обладал необходимыми физическими возможностями для ведения одиночного образа жизни. Поэтому жизнь в коллективе была «уготована» ему его собственной природой. Общинные формы взаимоотношений, возникшие на доисторической ступени общественного развития, и явились, как отмечает И.Л. Зеленкова, Махова Н.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебное пособие / Н.П. Махова, В.А. Филатов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. - С.9-17. социальной базой для возникновения простейших форм нравственных отношений. Общинные черты жизни (общность земли, решение всех спорных вопросов на собраниях, наличие единого бога-покровителя, равные права в управлении) обусловливали возникновение единых норм поведения.

Специальное изучение социальной помощи в России началось в начале XIX в. Интерес к истории отечественной практики помощи и защиты был связан с ростом общественного движения поддержки нуждающихся, а также с рядом государственных мер в области социальной политики. В исследованиях этих лет рассматривается история процесса помощи и поддержки в России, эволюция социального призрения с позиции историко-статистического подхода.

Этические традиции русского народа уходят корнями в воззрения древних славян, труды православных богословов и светских философов, причем в своей сущностной основе подходы и тех, и других не противоречат друг другу. Традиции христианской этики, развиваемые в течение столетий и распространяемые православными просветителями, находили отклики в самых различных слоях населения и впоследствии оказали огромное влияние на этические и философские труды светских ученых, на творчество литераторов. Медведева Г. П. Этика социальной работы: Учеб. пособие / Г.П. Медведева. - М.: ВЛАДОС, 2002. -. С.40.

Самые древние правила народной мудрости (народной нравственности) касались отношения к умершим, старшим, женщине-матери, детям. К этому периоду можно отнести, пишет Г.П. Медведева, Там же. возникновение «прообразов будущей благотворительности».

Оказание помощи слабым (старикам, детям, оставшимся без родителей) оценивалось в общественном сознании с древнейших времён как выражение милосердия, доброты, доброжелательности, радушия. Т.е., истоки в народном сознании проявлений заботливости, сострадания, милосердия свидетельствуют о том, что принципы этики социальной работы длительное время формировались в непосредственной практической жизнедеятельности людей. При этом не было необходимости в этике социальной помощи человеку как особой области знания, так как сама помощь рассматривалась абсолютной нормой человеческого общежития.

Параллельно развивается другой подход - с позиции христианской благотворительности: осмысляется практика милосердия в христианской истории цивилизации, отдельно рассматриваются этапы благотворительности в России, обозначаются исторические тенденции частной христианской благотворительности. Впервые моральные требования к человеку, живущему среди других людей, нуждающихся в его защите, сформулированы в Ветхом завете: Цит. по Квеско Р.Б. История социальной работы: учебное пособие / Р.Б. Квеско, О.И. Тюкульмина. - Томск: ТПУ, 2004. - С.45.

«7. Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, даёт тебе: то не ожесточи сердца твоего, и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим. 8. Но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чём он нуждается. 9. Ибо нищие всегда будут на земле твоей; поэтому я и повелеваю тебе: отверзай руку брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей…» (Второзаконие, глава 15, ст. 7, 8, 11) Там же.

Милосердие нашло выражение в моральных требованиях Ветхого завета также по отношению к вдовам и сиротам. Бог запрещает воспользоваться их слабостью, а те, которые ослушаются Бога, будут справедливо наказаны»:

«Ни вдовы, ни сироты не притесняйте;

Если же ты притесняешь их, то, когда они возопиют ко Мне,

Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой,

И убью вас мечём, и будут жёны ваши вдовами, и дети ваши сиротами» (Исх., 22: 22-23). Там же.

Христианство предложило новые механизмы регуляции поведения человека по отношению к «слабым» людям, нуждающимся в помощи и защите. Новый завет унаследовал многие нравственные правила, содержащиеся в Ветхом завете, но усовершенствовал их. Этические принципы помощи страждущим, убогим, нищим, сиротам в Новом завете частично повторяют догматы Ветхого завета, но носят иной характер. В христианстве представлено высшее выражение нравственного существования человека среди других людей.

Христианство утверждает, что подлинное предназначение человека в любви к Богу и людям. Поэтому истинным мерилом христианской морали является сострадание, милосердие к тем, кто сам не может решить свои собственные проблемы, так как «не здоровые нуждаются во враче, а больные». Источником милосердия служит любовь, которая не зависит от поступков человека и от его заслуг. Милосердие бескорыстно, безусловно, безгранично. Его нужно оказывать лишь на основании своего любящего сердца, а не за совершённые деяния. При этом истинным выражением нравственного добра является только то милосердие, которое совершается тайно. Как сказал Христос в Нагорной проповеди своим ученикам:

«1. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет награды от Отца вашего Небесного. 2. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди...» (От Матфея. Святое Благовествование. Гл. 6, ст. 5-6). Там же.

Христианство уравнивало перед лицом Бога всех, невзирая на богатство, знатность. Христианство способствовало становлению идеи и практики милосердия в сфере общественных отношений. Христианская мораль, писал С.Л. Франк, Махова Н.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебное пособие / Н.П. Махова, В.А. Филатов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. - С.9-17. отвергает всякий эгоцентризм, всякую сосредоточенность человека на самом себе, утверждая необходимость оказания помощи нуждающимся людям.

Мировая практика благотворительности изобилует примерами оказания бескорыстной помощи не только нищим, но и представителям творческих профессий, общественным организациям, которые испытывают недостаток в финансовых и прочих средствах для решения определённых проблем. Однако во все времена возникали скептические оценки, касающиеся моральной стороны благотворительной деятельности. В некоторых случаях они, безусловно, имели под собою реальные основания, однако в общем смысле благотворительность всегда несла возможность спасения для тех, кто утратил всякую надежду.

Этические идеи благотворительности высказывались многими христианскими, западноевропейскими, отечественными философами и мыслителями, утверждавшими, что методы и формы благотворительности необходимо оценивать через призму морали. В этом смысле, считали они, основой благотворительности является желание делать добро для своей собственной души, для её совершенствования.

Итак, этика социальной работы представляет собой науку о профессиональных идеалах и ценностях, этических принципах и нормах поведения, отражающих сущность профессии и регулирующих взаимоотношения между социальными работниками и клиентами, между социальными работниками внутри профессии, между социальными работниками и обществом.

Нравственные основы профессиональной социальной работы своими корнями связаны с нравственными законами помощи человеку, существующими на всём протяжении человеческой истории, которые находили своё выражение в идеях христианских мыслителей и их благотворительной деятельности.

Тестовые задания по курсу «Этика социальной работы»

1. Необходимость формализации этических нормативов профессиональной деятельности в сфере социальной защиты обусловлено:

Регулированием норм поведения между людьми;

Стремлением привнести в разнообразные отрасли профессиональной

Деятельности критерии этической оценки;

Реформированием экономики, падением нравственности, крушением системы ценностей.

2. Функциями морали и права являются:

Нормы поведения принятые в обществе;

Ценностные установки.

3. Нормы регуляции поведения между людьми в первобытном обществе носили:

Социальный характер;

Биологический характер;

Благотворительный характер.

4. Орда – это:

Общество умнейших;

Общество сильнейших;

Общество слабейших.

5. Основными ценностями общества-орды признавались:

Жестокость, подавление слабых соплеменников;

Сила, ловкость;

Милосердие, благотворительность.

6. В основе ценностей первобытного общества можно выделить:

Инстинкт;

Интуиция;

Индивидуальность.

7. Моральные отношения в первобытном обществе носили:

Индивидуальный характер;

Коллективный характер;

Смешенный характер.

8. Отношения в первобытной орде строились:

На социальном равенстве;

На подчинении интересов индивида интересам коллектива;

На подчинении интересов коллектива интересам индивида.

9. Обеспечение безопасности, выживания, продолжения рода в первобытной орде было вызвано:

Чувством долга и совестью;

Инстинктом самосохранения;

Чувством коллективизма.

10. С появлением огня в первобытном обществе осталось неизменным:

Отношение к старикам и детям;

Чувство патриотизма, верности;

Жертвоприношение.

11. С появлением огня нравственные законы усваиваются членами сообщества:

В процессе воспитания;

В процессе обучения:

В процессе обучения и воспитания.

12. Проявление первых форм взаимопомощи людей относится:

К периоду зарождения христианства на Руси;

К первобытному обществу;

К Древней Руси.

13. К первым видам социальной помощи относятся:

Подача милостыни пришедших с миром;

Предоставление приюта и пищи пришедших с миром;

Оказание медицинской помощи пришедших с миром.

14. Какие устанавливаются в Ветхом Завете критерии и нормы:

Этические и экономические;

Моральные и социальные;

Этические и социальные.

15. «Золотое правило этики» гласит:

- «… во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними …»;

- « Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово»»;

- «найти такое душевное настроение, мягкое и простое, которое сумело бы без усилий сочетать со всеми действиями разума, со всеми сердечными эмоциями идею истины и добра».

16. В какой пословице нашло отражение «золотого правила этики»:

Долг платежом красен;

Беду скоро наживешь, да не скоро выживешь;

Как аукнется, так и откликнется.

17. Конфиденциальность в этике социальной работы – это:

Принцип;

Критерий моральности;

Результат творческого подхода к деятельности.

18. Термин «этика» был впервые упомянут в работе:

Демокритом;

Платоном;

Аристотелем.

19. Объектом этики социальной работы является:

Этический кодекс;

Профессиональная мораль;

Этическое сознание специалиста.

20. Совесть – это:

Профессионально-значимое качество личности специалиста;

Функция этики социальной работы;

Правило этикета в социальной работе.

21. Предметом этики социальной работы не являются:

Этические отношения;

Этические действия

Профессиональный долг.

22. Основными принципами этики социальной работы являются:

Интеллект, субъективность клиента, инновационность и др.;

Конфиденциальность, доброжелательность, бескорыстие и др;

23. Деонтология социальной работы – это:

Совокупность внешних форм поведения и общения специалиста;

Совокупность требований к личностным качествам специалиста;

Учение о должном поведении специалиста.

24. Основными этическими ценностями социальной работы являются:

Человек, общество, справедливость, свобода, равенство и др.;

Социальная работа, клиент, социальная служба и др.;

Клиент, социальная группа, социальный институт, общество и др..

25. Под критерием моральности понимается:

Совокупность представлений о добре и зле;

Ответственность за клиента;

Честность и открытость.

Профессиональная мораль;

Нравственные убеждения;

Этическое сознание.

27.Основными группами функций этики социальной работы являются:

Личностно-ориентированная;

Рационализирующая.

28. Учение о профессиональной морали – это:

Профессиональный этикет;

Профессиональная этика;

Профессиональная ответственность.

29. Профессионально-этическая регламентация предполагает:

Разработку и введение должностных инструкций;

Введение дополнительных нормативно-правовых актов;

Разработку этического кодекса.

30. Целью этики социальной работы является:

Обеспечение и поддержание структуры профессиональной деятельности;

Поддержание правовых отношений социального работника и клиента;

Обеспечение и поддержание содержания и целей профессиональной деятельности.

31.Основными критериями моральности деятельности являются:

Соблюдение интересов клиента;

Содействие социальному прогрессу;

Соблюдение интересов профессиональной групп.

32. Формула принципа «не навреди» предположительно принадлежит:

Гиппократу;

Демокриту;

Эскулапу.

33. Социальные функции этики социальной работы направлены:

Соблюдение специалистом требований поведения и общения в социуме;

Удовлетворение интересов клиента социальной службы;

Удовлетворение потребностей социума в конечном результате деятельности.

34. Этикет в социальной работе – это:

Совокупность обычаев и традиций социальной работы;

Форма общественного сознания;

Требования к внешним формам поведения и общения.

35. Принцип этики социальной работы – это:

Основное качество личности специалиста;

Основное содержательное требование к поведению и действиям специалиста;

Основное направление деятельности социальных служб.

36. Основными специфическими профессиональными ценностями в социальной работе являются:

Человек, условия, цели деятельности, результаты;

Этические кодексы, принимаемые государством;

Материально-техническая база.

37. Альтруизм – это:

Направленность личности специалиста;

Статус личности клиента;

Деонтологический критерий.

38. Профессиональная этика социальной работы является:

Набором профессиональных и прочих норм;

Этическим кодексом;

Учением о профессиональной морали.

39. Термин деонтология введен в научный обиход:

Б.Спинозой;

И.Бентамом;

Л.Фейербахом.

40. «Внешний « уровень этики социальной работы предполагает оценивание с позиции общественной морали:

Социальной работы как социального института;

Деятельности социального работника;

Деятельности социальной службы.

41. Нравственно-гуманистические функции этики социальной работы направлены на:

Обеспечение приоритета интересов клиента относительно интересов общества;

Соблюдение прав клиента;

Формирование профессионально значимых черт личности специалиста.

42. Основой любой профессии является:

Наличие диплома об образовании;

Призвание;

Размер заработанной платы.

43.Основными структурными элементами этической деятельности являются:

Нравственная потребность;

Легитимизация;

Этическое сознание.

44. Функции кодекса социального работника направлены на:

Создание единой морально-нравственной основы профессиональной деятельности;

Формирование личностно-нравственных качеств;

Содействие в повышении роли социальной работы в обществе.

45. Профессиональная мораль в социальной работе - это:

Качественная характеристика отношений социального работника и его клиента;

Форма общественного сознания совокупной профессиональной группы;

Совокупность личностных черт и качеств специалиста по социальной работе.

46. Профессионально-этический кодекс социального работника – это:

Ценностный ориентир;

Критерии моральности;

Совокупность правил и норм поведения, требований к личности специалиста.

47. Идеал в социальной работе – это:

Представления о совершенном состоянии специалиста, клиента, социальной работы;

Предмет профессионально-этического кодекса социальной работы;

Цель, которую ставит перед собой специалист по социальной работе.

48. Этическое сознание специалиста по социальной работе предполагает наличие и сочетание:

Этических знаний специалиста и потребностей общества;

Этических знаний, этических убеждений, этических потребностей;

Этически знаний и этических потребностей.

49. Этика социальной работы – это:

Учение о профессионально-этическом кодексе;

Учение о профессиональном долге специалиста;

Учение о профессиональной морали специалиста.

50. Уровни этической оценки:

Интернальный, интерактивный, экстрогенный;

Интернальный, медианный, экстернальный;

Императивный, медианный, категориальный.

51. Уровень этической оценки социальной работы, на котором происходит оценивание социальной работы в целом как социального института:

Средний;

Внешний;

Внутренний.

52. Уровень этической оценки социальной работы связанный с оценкой поведения и действий конкретных социальных работников и социальных служб с точки зрения этических стандартов:

Средний;

Внутренний;

Внешний.

53. Качества, неприемлемые для специалиста по социальной работе:

Терпение;

Эмоциональная неустойчивость;

Наблюдательность.

54. Основными компонентами поведения и облика социального работника не являются:

Компетентность и профессиональное совершенствование;

Этические действия;

Исследовательская работа и учеба.

55. Группа функций, связанная с выполнением задач возложенных на социальную работу и её профессионально-этическую систему обществом и государством:

Нравственно-гуманистическая;

Социальная.

56. Группа функций, направленная на оказание непосредственного влияния на эффективность и качество работы специалиста в процессе его деятельности:

Социальная;

Профессионально-практическая;

Нравственно-гуманистическая.

57. Группа функций направленная на оказание морально-нравственного воздействия на личность специалиста и его клиента, на отношения, возникающие в процессе социальной работы:

Нравственно-гуманистическая;

Социальная;

Профессионально-практическая.

58. Этический принцип, в основе которого лежит взаимное доверие и уважение между клиентом и социальным работником:

Бескорыстие;

Честность и открытость;

Полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях.

59. Этический принцип, направленный на неразглашение информации предоставленной клиентом, без его согласия:

Доброжелательности;

Уважения прав клиента на принятие самостоятельного решения;

Конфиденциальности.

60. Эта функция направлена на потребность в регулировании поведения и действий социального работника:

Регулятивная;

Стабилизирующая;

Воспитательная.

61. Эта функция способствует устранению и сглаживанию противоречий, возникающих между субъектом и объектом социальной работы:

Информационная;

Коммуникативная;

Разрешения противоречий.

62. Эта функция направлена на улучшение организации социальной работы, требуя выполнения своих обязанностей:

Организационная;

Превентивная;

Стабилизирующая.

63. Эта функция приобщает социального работника к системе общественных ценностей и морали:

Социальная;

Социализирующая;

Воспитательная.

64. Кто в 996 году поручил православной церкви заботу о нуждающихся и определил средства на их содержание и поддержку:

Великий киевский князь Владимир;

Князь Владимир Мономах;

Князь Мстислав.

65. Структурный элемент этической деятельности направленный на действия социального работника включающий в себя специфические нравственные мотивы такие как делать добро, оказывать помощь нуждающимся и т.д.:

Средства;

Мотивация;

Действия.

66. Структурный элемент этической деятельности, в основе которого лежит правовое обоснование, на которое социальный работник опирается в своей деятельности:

Действия;

Мотивация;

Легитимизация.

67. Совокупность представлений о добре и зле, справедливости как содержании моральных требований к профессиональному поведению и действиям, это:

Этические принципы;

Критерии моральности;

Этические стандарты.

68. Основой личности социального работника является:

Призвание;

Уровень моральности;

Нравственность.

69. Призвание – это:

70. Уровень моральности - это:

Потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали;

Органичное сочетание своеобразных духовно нравственных качеств личности специалиста и его способности к социальной работе;

Мера соответствия нравственных представлений и ценностных предпочтений массовым этическим суждениям.

71.Нравственность – это:

Органичное сочетание своеобразных духовно-нравственных качеств личности специалиста и его способности к социальной работе;

Потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали;

Мера соответствия нравственных представлений и ценностных предпочтений массовым этическим суждениям.

72. Компонентом нравственного сознания не является:

Этическое сознание;

Нравственные знания;

Нравственная потребность.

73. Наивысшей степенью нравственного сознания является:

Моральная норма;

Личностно-нравственные качества;

Нравственная потребность.

74. Нравственные убеждения – это:

Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;

Профессиональная мораль специалиста;

Основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали.

75. Нравственные знания – это:

Основы знаний об этике, морали и нравственности;

Отражение социального бытия и деятельности, возникающей в процессе профессиональных отношений;

Содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач.

76. Нравственная потребность характеризуется:

Личной ответственностью социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий;

Наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики;

Отсутствием предрассудков и предубеждений в отношении клиента.

77. К профессионально значимым качествам социального работника не относятся:

Нетерпение и раздражительность;

Толерантность.

78. Это качество личности социального работника характеризуется потребностью поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости:

Совесть;

Объективность;

Тактичность.

79. Это качество личности социального работника предполагает умение его предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие клиентом, коллегами и другими людьми:

Выдержка и самообладание;

Честность;

Тактичность.

80. Это качество личности социального работника характеризуется уважительным отношением к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей:

Доброта;

Эмпатия;

Терпимость.

81. Это качество личности социального работника проявляется в заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, в умении вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь:

Справедливость;

Доброта;

Оптимизм.

82. Это качество личности социального работника нацелено на выполнение объективно необходимых действий, связанных с осознанием своего профессионального долга, преодоления самого себя, своей слабости:

Оптимизм;

Стремление к самосовершенствованию:

Сила воли.

83. Отсутствие этого качества личности у социального работника будет расценено как невнимательность, недостаток опыта и желания помочь:

Творческое мышление;

Коммуникабельность;

Оптимизм.

83. Это качество личности социального работника направлено на сохранение внешнего спокойствия и умение контролировать собственные эмоции:

Адекватность самооценки;

Внимательность и наблюдательность;

Выдержка и самообладание.

84. Это качество личности социального работника связано с умением анализировать свою деятельность, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению, видеть свои ошибки и пути их решения:

Стремление к самосовершенствованию;

Самокритичность;

85. Это качество личности социального работника связано со стремлением к профессиональному росту, приобретению практического опыта, новых теоретических знаний и повышению своих моральных качеств:

Выдержка и самообладание;

Самокритичность;

Стремление к самосовершенствованию.

86. Отсутствие этого качества личности у специалиста по социальной работе может привести к неуверенности и колебанию клиента, к его растерянности и угнетенности, плохому настроению:

Терпимость;

Выдержка и самообладание;

Внимательность и наблюдательность.

87. Порождение несбыточных надежд у клиента связано с проявлением такого качества личности специалиста по социальной работе как:

Равнодушие;

Нечестность;

Черствость.

88. Качества, касающиеся личного здоровья человека, мешающие выполнению профессионального долга:

1. повышенная раздражительность;

2. агрессивность;

3. брезгливость.

89. Документ, «Этика социальной работы: принципы и стандарты» был принят в г. Коломбо:

1. 1996 году,

2. 1976 году,

3. 1994 году.

90. Международная декларация об этических принципах не преследует цели:

1. определить области этических проблем в практике социальной работы;

2. изучить проблемы кодификации профессионально-этических систем;

3. определить пути выбора методов решения этических проблем.

91. Основными стандартами этического поведения в документе «Этика социальной работы: принципы и стандарты» в разделе «Международные этические стандарты социальной работы» являются:

1. стремление понять уникальность каждого человека и те условия, которые определяют поведение человека и характер оказываемых ему услуг;

2. изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности специалиста по социальной работе;

3. повышение морально-нравственных качеств личности специалиста.

92. Стандарты поведения социального работника по отношению к клиентам нашли отражение в документе:

1. «Этический кодекс социальных работников»;

2. «Международная декларация об этических принципах в социальной работе»;

3. «Международные этические стандарты социальных работников».

93. «Международная декларация об этических принципах в социальной работе» является составляющей частью документа:

1. «Международные этические стандарты социальной работы»;

2. « Этика социальной работы: принципы и стандарты»;

3. «Профессиональный кодекс социального работника».

94. Основными проблемными областями, нашедшими отражение в документе «Международная декларация об этических принципах в социальной работе» не являются:

1. сам факт социального работника в качестве помощника и в качестве контролера;

2. конфликт между обязанностью социального работника защищать интересы клиента и необходимостью действовать эффективно и рационально;

3. социальный работник должен поддерживать участие общественности в формировании социальной политики и развития активной деятельности всех социальных институтов.

1. свод нравственных норм и правил, принятых обществом и приведенных в исполнение;

2. этические обязательства социального работника перед своей профессией;

3. комплекс норм, предписаний, постановлений и профессиональных обязанностей.

96. Основными функциям профессионально-этического кодекса социального работника являются:

1. создание единой морально-нравственной основы профессиональной деятельности;

2. предохранение социального работника от действий, наносящих вред клиенту;

3. приобщение специалиста к системе общественных ценностей и морали.

97. К требованиям профессионально-этического кодекса относятся:

1. должен быть доступен, понятен, защищать права специалиста;

2. должен базироваться на принципах, отражающих сущность профессиональной деятельности специалиста;

3. должен являться устойчивой, замкнутой системой, не обязан отражать перемены в обществе.

98. Основой этического кодекса социального работника является:

1. моральная норма;

2. функции;

3. этические знания.

99. Конкретные требования, предъявляемые к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда - это:

1. моральные нормы;

2. моральные правила;

3. моральные принципы.

100. Общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах - это:

1. моральные качества;

2. моральная норма;

3. моральные требования.

ценности – это значимые для человека объекты или функциональное значение объектов для человека.

Любая деятельность может быть представлена как деятельность по реализации индивидуально и социально значимых ценностей. Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и её универсальным регулятором. Поэтому важно, чтобы ценностные основания деятельности, как отдельной личности, так и группы и общества в целом соответствовали объективным представлениям о благе человека и общества, объективным позитивным ценностям. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Совокупность важнейших для человека ценностей может быть представлена как его ценностные ориентации, которые являются важнейшим составным элементом внутренней структуры личности. Задавая смысложизненные цели, они обеспечивают целостность и устойчивость личности, придают общую направленность и системность её интересам и устремлениям, поведению и действиям.

Ещё одной важной характеристикой ценности является наличие установки – фиксированной в социальном и профессиональном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать значимые объекты, а также готовности действовать определённым образом, ориентируясь на значимые (ценные) объекты.

Многомерность социальной работы, её всеобщность и специфичность как вида социальной деятельности, её ограниченная включённость в бытие общества и человека требуют соответствующего определения имманентно присутствующих ценностей, задающих её основные детерминанты и способствующих реализации общественного идеала – достижения блага человека и общества. В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как предпочитаемом, как о благе, т. е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества). Социальные ценности – более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т. е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу це…лей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. К числу важнейших социальных ценностей принадлежат, например такие, как свобода, равенство, братство, мир, честь и достоинство личности, гуманность, социальная справедливость, эмпатия, гражданский долг, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Поэтому в процессе обучения социального работника происходит не только познание им основ и тонкостей профессии, но и воспитание его как личности, формирование духовно-нравственных качеств, которые будущий специалист проявит в работе с людьми. Социальный работник и его клиент встречаются впервые в самые тяжелые моменты жизни клиента, когда человеку угрожает несчастье или оно уже произошло. Доверяя социальному работнику, клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем. Его убежденность в этом является психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной работы.

Подобно медицине, имеющей своей целью избавление людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, социальная работа является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность социальной работы выражается в различных формах, наиболее общей из которых является альтруизм и сочувствие (сострадание). Основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида.

Ценности социальной работы- Уважение личности клиента и признание самоценности каждого индивида.- Принятие клиента таким, какой он есть.- Не осуждающее отношение к клиенту.- Уважение права клиента на самоопределение.- Уважение доверия клиента.- Вера в человеческую способность к изменению, росту и улучшению.- Умение понимать социальную природу человека как уникального создания, зависящего, однако, от других людей для осуществления своей уникальности.- Индивидуальный подход к клиенту Уважение конфиденциальности. Эмпатия.- Эмоциональная открытость и контролируемое присоединение, т.е. умение достигать эмоциональной связи с клиентом, но при этом контролировать себя.- Профессиональное развитие.- Обязательство работать в интересах клиента.- Стремление к социальной справедливости.