1. Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах);

(см. текст в предыдущей редакции)

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

5) открытость процедур оказания поддержки.

2. При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм). Не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

4. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:

1) не представлены документы, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), или представлены недостоверные сведения и документы;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) не выполнены условия оказания поддержки;

Малое предпринимательство по накопленному к нем человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан. Данный сектор создает большую часть национальных продуктов, которые являются «питательной средой» для среднего и крупного бизнеса. Поэтому в настоящее время необходима государственная стратегия развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы . Более подробно будут рассмотрены прямые и косвенные методы поддержки малого бизнеса.

Государственная финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства относится к прямым методам и реализуется по двум основным направлениям.

Первое из них связано с оказанием субъектам малого бизнеса прямой финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, кредитов, в том числе льготных и беззалоговых; гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной ставке, а также совместного финансирования за счет бюджета и кредитно-финансовых организаций.

Прямая поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям.

В 2007 г. принят единый усовершенствованный закон о регулировании малого и среднего бизнеса, отдельным пунктом включающий в себя субсидии малому бизнесу. Программа «Cубсидии на развитие малого бизнеса» призвана четко организовать систему малого бизнеса, установить за ней зоркий контроль и обеспечить каждому заявившему о себе предпринимателю широкую дорогу на пути к предпринимательской деятельности.

Государством предоставляется финансовая поддержка, в виде оказания субсидий малому бизнесу, имущественная, консультационного характера и принятие на себя обязательств по вопросам переподготовки сотрудников малого предприятия.

Финансовая поддержка оказывается за счет специально выделенных в бюджете целевой суммы денежных средств на спонсирование предприятий малого бизнеса. Бюджетные инвестиции в этой программе оказывают положительное влияние на весь финансовый оборот денежных средств. Примером финансовой поддержки может служить выделение 58000 рублей на открытие собственного дела, лицам, зарегистрированным в службе занятости .

Очень хорошо развита кредитная поддержка, которая является хорошей альтернативой предоставленным субсидиям малого бизнеса, так как сумма бюджета, выделенного на эти цели, ограничена.

Кредитование малого бизнеса представляет для банков большой интерес из-за высокой доходности операций и небольших сроков оборачиваемости ссудного капитала.

И хотя многие крупнейшие российские компании предпочитают брать кредиты для бизнеса у иностранных кредиторов (поскольку те предлагают им более выгодные программы кредитования с низкими процентами), сотрудничество с малым бизнесом остается приоритетным направлением деятельности российских банков.

Чем больше размер кредита, тем меньше процентная ставка. Основной срок кредитования малого бизнеса до 5 лет, получить кредит на больший срок вам будет можно только по индивидуальной договоренности при положительной кредитной истории.

Оценочными показателями будут являться сумма, на которую может рассчитывать заемщик, процентные ставки и сроки кредитования. Существует большое количество кредитных продуктов для малого бизнеса, но в целом их можно разделить на наиболее распространенные виды:

· бизнес-экспресс;

· кредит на поддержку малого бизнеса (бизнес рост);

· кредит на развитие бизнеса (пополнение оборотных средств);

· инвестиционный кредит (проектное финансирование);

· партнерский кредит (льготные условия кредитования).

Сейчас каждый банк внедряет в свои программы кредитование малого бизнеса, понимая, что иначе выдержать конкуренцию со стороны постоянного увеличивающегося количества банков просто невозможно.

В настоящее время во многих регионах на местном уровне разрабатываются программы, целью которых является поддержание субъектов малого предпринимательства, в том числе за счет компенсации банкам части расходов на их кредитование.

Региональный акцент в поддержке малого бизнеса совсем не случаен . Дело в том, что это позволяет на местах оценить основные потребности субъектов малого предпринимательства и сконцентрировать усилия на решении конкретных задач. Однако, разумеется, существуют и федеральные программы поддержки малого и среднего бизнеса. При этом в качестве одной из задач можно назвать финансовую поддержку этого сектора, которая осуществляется государственной корпорацией Банк развития и внешнеэкономической деятельности. Особенность указанной программы заключается в том, что кредитование предприятий рассматриваемого сектора осуществляется не напрямую Российским банком развития (РосБР), а через региональные банки.

Последние, вместе с тем, работают исключительно с теми кредитными продуктами, которые им предлагает РосБР. В Республике Мордовия к данным направлениям относятся: Программа ФИМ; Организации инфраструктуры; Продукт «Рефинансирование»; Продукт 2008.

Существенную роль в развитии российского малого бизнеса с 2003 года начали играть налоговые льготы.

В настоящее время действуют следующие налоговые льготы для малых предприятий:

Малые предприятия, осуществляющие определенные виды деятельности, имеют льготы по уплате налога на прибыль.

Так, в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно - строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

В третий и четвертый год работы указанные малые предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 миллионов рублей за каждый квартал уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Упрощение учета и налогообложения заключается в переходе на специальные налоговые режимы, например, на упрошенную систему учета, отчетности и налогообложения, так или на систему уплаты единого налога на вмененный доход.

Для юридических лиц упрощенная система учета, отчетности и налогообложения (УСН) включает: замену большинства налогов единым налогом на доход, упрощение бухгалтерского учета и отчетности, уменьшение количества бухгалтерских форм и налоговых расчетов. Упрощенная система предполагает уплату одного налога по результатам деятельности вместо большого числа федеральных, региональных и местных налогов.

Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система означает замену уплаты личного подоходного налога покупкой патента, ведение книги доходов и расходов.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) применяется для определенных видов деятельности: розничной торговли, бытовых услуг, общественного питания и др..

С введением единого налога налогоплательщики, переведенные на его уплату, перестают уплачивать большинство федеральных, региональных и местных налогов. Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода, рассчитанного по базовой доходности на единицу условного показателя и количество таких единиц (торговая площадь, количество оборудованных рабочих мест, численность работающих и т. д.). Сертификат на уплату единого налога выдается на каждый конкретный вид деятельности отдельно.

Итак, отечественным налоговым законодательством предусмотрено достаточное количество льгот для субъектов малого предпринимательства. Главное - уметь ими грамотно пользоваться, не нарушая при этом закон и постоянно следя за изменениями в Налоговом кодексе.

1. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

2. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 настоящей статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условия и порядок ее оказания корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, осуществляющей деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, определяются советом директоров корпорации развития малого и среднего предпринимательства.

5. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства, осуществляющая деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, проводит в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, мониторинг оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также мониторинг оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и составляет отчет о результатах проведения указанных мониторингов по установленной Правительством Российской Федерации форме , который включается в состав предусмотренного частью 7 статьи 25.2 настоящего Федерального закона ежегодного отчета корпорации развития малого и среднего предпринимательства об исполнении программы деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В целях проведения мониторинга, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, оказывающие поддержку федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, представляют в корпорацию развития малого и среднего предпринимательства информацию об оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержке и о результатах использования такой поддержки. Состав указанной информации, сроки, порядок и формы ее представления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.

(см. текст в предыдущей редакции)

Количество и совокупный доход малых и средних предприятий (МСП) — один из главных индикаторов развития любой страны.

При этом в силу своей специфики МСБ имеет ярко выраженный региональный аспект, — малые и средние предприятия строят свою деятельность исходя, прежде всего, из потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса.
Уровень развития МСП в регионе — это индикатор благоприятного климата для развития бизнеса, привлечения инвестиций и расширения сфер деятельности. Именно он отражает социально-экономическое положение конкретного региона.

Как же обстоят дела в Москве?

  • В Москве, по экспертным оценкам, МСП занимает около 25% валового регионального продукта, что в 1,5–2 раза ниже, чем во многих крупных городах мира (Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге и Токио).
  • Численность населения, занятого на МСП, в Москве составляет 34% от общей численности занятого населения, что опять-таки в 1,5-2 раза ниже, чем во многих крупных городах мира.
  • Структура МСП Москвы также несовершенна: низка доля транспорта, связи, здравоохранения, коммунальных и социальных услуг.
  • В целом МСП обеспечивают не более 9-10% налоговых поступлений в бюджет Москвы.

Задача существенного усиления вклада МСП в модернизацию экономики Москвы, в решение социальных проблем столичного мегаполиса может быть решена лишь при наличии правильно сориентированных и четко выверенных форм и инструментов государственной политики развития и поддержки малого и среднего бизнеса.

Поэтому Правительство Москвы в последние годы уделяет все большее внимание формированию реально действующего механизма поддержки малого и среднего бизнеса.

Согласно положениям Подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» в Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012–2016 гг.» создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и обеспечения устойчивого развития малого и среднего предпринимательства – это одно из важнейших условий увеличения конкурентоспособности экономики Москвы в целом.

В рамках указанной подпрограммы Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы реализует различные виды поддержки субъектов малого и среднего бизнеса:

  1. финансовая поддержка;
  2. имущественная поддержка;
  3. информационная поддержка;
  4. консультационная поддержка;
  5. поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

Так, действительно действующие формы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в Москве :

Вид финансовой поддержки

Максимальный размер

Назначение

Субсидия начинающим предпринимателям 500 000 руб.
  • Приобретение основных средств;
  • Организация и оснащение рабочих мест;
  • Приобретение лицензионного программного обеспечения;
  • Аренда офиса;
  • Приобретение сырья и материалов.
Субсидии на возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) 5 000 000 руб. Компенсация затрат по лизинговым платежам.
Субсидии на возмещение процентов по кредиту 5 000 000 руб. Компенсация затрат на уплату процентов по кредитному договору на приобретение основных средств или модернизацию основных фондов
Субсидии на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях 300 000 руб.
  • Регистрационный взнос
  • Застройка и оборудование стенда
  • Аренда выставочной площади
  • Рекламно-презентационные материалы и услуги
  • Участие в деловой программе конгрессно-выставочного мероприятия

Предоставление субсидий осуществляется ежемесячно, согласно утвержденному графику:

График рассмотрения заявок на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Москвы в 2014 году

Дата Отраслевой комиссии

Объем бюджетных ассигнований, руб.

на уплату процентов по кредиту

субсидия на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей

субсидия начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства

субсидия на возмещение части затрат на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях

45 000 000,00

500 000 000,00

180 000 000,00

90 000 000,00

Следует отметить, что для предприятий МСП, функционирующих в промышленной сфере предусмотрены дополнительные виды поддержки:

  • субсидии работодателям на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием
  • субсидии на возмещение части затрат, связанных с получением международного сертификата
  • субсидии на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей
  • субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту
  • субсидия управляющим организациям технополисов и индустриальных парков на развитие имущественного комплекса

Отдельный пакет субсидий предусмотрен и для инновационных предприятий малого и среднего бизнеса.

В систему финансовой поддержки МСБ в Москве входят также:

  • Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы , — предоставляет обеспечение (поручительства) по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (кредитным договорам, договорам о предоставлении банковской гарантии);
  • Фонд содействия развитию микрофинансовой деятельности , — предоставляет займы микрофинансовым организациям с целью дальнейшего финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Микрофинансовые организации выдают кредиты размером до 1 млн. руб. под 13-19% годовых.

На федеральном уровне действует Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства . Сеть его банков-партнеров (на 01.04.2014г. – 249 банков) реализует разнообразные программы льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса.

Следует сказать, что это лишь некоторая часть тех программ поддержки МСП, действующих в Москве. И каждая из них имеет свои подвиды, нюансы и условия.
И практика показывает их безусловную и действительную доступность для каждого малого и среднего предприятия.
Однако, опыт также свидетельствует: для того, чтобы ими воспользоваться грамотно и с минимальным риском отказа в связи с недостаточной обоснованностью своего проекта, к процессу следует подойти «с толком, чувством, расстановкой».
Настоятельно рекомендуется изучить детальные условия условия и механизмы получения поддержки, выстроить пошаговую схему своих действий, правильно заполнить все необходимые документы.

Мы со своей стороны можем предложить Вам посетить наш семинар-практикум «Малый и средний бизнес Москвы: получаем субсидии, кредиты и льготы» , разработанный в целях максимальной ориентации МСП в вопросах «кому? сколько? как получить?», и в полной мере воспользоваться механизмами поддержки и развития бизнеса.
Семинар проводится при участии Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы .
Подробную программу семинара можно посмотреть .
Ближайший семинар пройдет в Москве 10 октября 2014г.
При подаче заявки до 10 августа скидка 15% (код скидки «МСБ15» указывайте в поле «Комментарий» при подаче заявки).