Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций « ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов.

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).

Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 300 тыс. рублей. Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений.

Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах.

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки « дробления» и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24-25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

  1. Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливает докладную записку.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

В некоторых случаях при осуществлении закупки у единственного поставщика (по п. 3, 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
  4. И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.

Регистрируйтесь на онлайн-курс « » . Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Выбор способа закупки осуществляется заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями закона на основании следующих критериев: 1) предмет и условия исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки; 2) начальная (максимальная) цена контракта; 3) критерии определения победителя; 4) требуемый срок удовлетворения потребности в объекте закупки. Закон делит все способы определения поставщиков на две группы: конкурентные и неконкурентные (рис. 3)

Конкурентные способы определения поставщиков

К ним в соответствии с нормами закона относятся все виды конкурсов, аукционов, запрос котировок и запрос предложений. Закон дает следующее определение конкурсу. Конкурс – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. 1. Открытые конкурсы Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев прямо предусмотренных законом . Проведение открытых конкурсов проводится по следующим правилам: – размещение в ЕИС извещения о проведении конкурса.

Принятие заказчиком эффективных мер для доведения до сведения потенциальных участников конкурса возможности участия в них, а также обеспечение заинтересованным фирмам достаточного времени для подготовки и представления своих конкурсных заявок; – обеспечение равноправия всех участников конкурса, в частности установление нейтральных технических условий и стандартов, при котором на конкурентную борьбу не накладывались бы никакие излишние ограничения; – установление четких и объективных критериев оценки конкурсных заявок, позволяющих претендентам решить, вступать ли вообще в конкурентную борьбу; – выявление победителя конкурса и заключение с ним контракта в четком соответствии с порядком, установленном в конкурсной документации. Процедуры проведения открытого конкурса регламентированы ст. 48–55 Федерального закона от 05.04.2013 г. № . В отличие от других способов определения на конкурсе в качестве критерия выбора победителя используется как минимум два критерия:

1) цена контракта и 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

2. Открытый конкурс с ограниченным участием

Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях: 1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень инновационной и высокотехничной продукции устанавливается Правительством РФ; 2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. При проведении конкурса с ограниченным участием, используются те же процедуры, что и при открытом конкурсе, только в до-

полнение в течение не более чем 10 рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют единым и дополнительным требованиям, установленным заказчиком. Соответственно в процедуре рассмотрения и оценки конкурсных заявок участвуют заявки только тех поставщиков, которые прошли предквалификационный отбор.

3. Открытый двухэтапный конкурс

Под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса. Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий: 1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности); 2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

При проведении двухэтапного конкурса на 1-м этапе участники обязаны представить первоначальные заявки, содержащие предложения по объекту закупки, но без указания цены. На 1-м этапе конкурсная комиссия проводит с его участниками обсуждения любых содержащихся в представленных заявках предложений в отношении объекта закупки. На обсуждении предложения каждого участника вправе присутствовать все участники двухэтапного конкурса.

Срок проведения 1-го этапа двухэтапного конкурса не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками на участие конкурсе. По результатам 1-го этапа конкурса заказчик вправе уточнить условия закупки, а именно: 1) любое требование к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки; 2) любой критерий оценки заявок на участие в конкурсе. На 2-м этапе конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам, принявшим участие в проведении 1-го этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе с указанием цены контракта. Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении 1-го этапа, вправе отказаться от участия во 2-м этапе двухэтапного конкурса. Все остальные процедуры проводятся как в открытом конкурсе.

4. Электронный аукцион

Аукцион – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения региональных нужд. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий: 1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки; 2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку. Заказчик имеет право проводить закупку товаров, работ, услуг, включенных в аукционный перечень, путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований и ограничений по данным видам закупок, установленных законом . Процедуры проведения электронного аукциона Для проведения торгов в форме электронного аукциона заказчику необходимо подготовить извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе. При условии что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн руб., заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона и документацию не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. Если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 3 млн руб., – не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Ознакомившись с извещением и документацией об открытом аукционе, участники имеют право подавать свои заявки на участие, которые будут состоять из двух частей. В первой части заявки участник описывает предлагаемую продукцию и дает согласие заключить контракт (в случае победы) по тем условиям, которые предусмотрены в документации об электронном аукционе. Вторая часть заявки содержит сведения о самом участнике аукциона (название, устав, выписка из ЕГРЮЛ и т. д.). Не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику первые части заявок на участие в таком аукционе. Рассмотрение первых частей заявок начинается в день их получения заказчиком от оператора электронной площадки, то есть на следующий день после окончания срока подачи таких заявок.

Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие их требованиям, установленным законом и документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и о признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе. В электронном аукционе могут принимать участие только лица, получившие аккредитацию на электронной площадке и допущенные аукционной комиссией к участию в таком аукционе. Электронный аукцион проводится на электронной площадке. День проведения электронного аукциона устанавливается заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик. Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона. Следовательно, основным критерием выбора победителя является предложенная цена контракта. Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее – «шаг аукциона») составляет от 0,5 до 5 % начальной (максимальной) цены контракта. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, сниженные на величину в пределах «шага аукциона».

От начала проведения электронного аукциона до истечения срока подачи предложений участников такого аукциона о цене контракта устанавливается время приема предложений участников, составляющее 10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта и 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта. По итогам проведения электронного аукциона оператором электронной площадки составляется протокол проведения электронного аукциона. Оператор электронной площадки в течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании получили первые 10 порядковых номеров. В случае если в аукционе принимали участие менее чем 10 участников, заказчику отправляются все две части заявок. Вторые части заявок на участие в электронном аукционе рассматриваются комиссией по закупке. Общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. На основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия принимает решение

о соответствии или несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией. Рассмотрение данных заявок начинается с заявки, где предложена наиболее низкая цена контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок.

Особенности электронного аукциона

1. Электронный аукцион проводится на электронной торговой площадке (перечень площадок определяется Правительством РФ по результатам конкурсного отбора).

2. Поставщики, желающие принять участие в электронном аукционе должны пройти процедуру аккредитации на торговой площадке (она выдается на 3 года).

3. Используются только электронные формы документов (документы, скрепленные электронной цифровой подписью).

4. Все участники аукциона должны внести «обеспечение аукционной заявки» в размере от 0,5 до 5 % от начальной цены контракта.

5. Победитель аукциона должен будет оплатить работу электронной торговой площадки.

6. Аукционные заявки поставщиков включают две части (в первой указывается информация о предлагаемой продукции, во второй – информация об участнике размещения заказа.) Обе части заявки подаются одновременно.

7. Шаг аукциона варьируется от 0,5 до 5 % от начальной цены контракта. Любой участник аукциона также может снизить цену независимо от шага аукциона (при соблюдении определенных условий). 8. Если цена аукциона дошла до 0, может проводиться аукцион на повышение (за право заключения контракта). 9. Участники аукциона и заказчик (покупатель продукции – орган государственной власти или орган местного самоуправления) в ходе проведения аукциона никогда не встречаются. Посредником между ними всегда выступает электронная площадка. 10.У заказчика есть возможность заключить контракт не только с поставщиком, заявка которого получила № 1 и 2 (как при обычном аукционе), но и с номером 3, 4, 5. 11.И другие особенности.

Под запросом котировок понимается способ определения поставщика, при котором информация о потребностях заказчика в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная цена контракта не превышает 500 тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, и не должен составлять более чем 100 миллионов рублей в год. При определении поставщика путем запроса котировок может не применяться ограничение по цене контракта в нескольких случаях: – осуществляется удовлетворение нужд заказчика, который функционирует на территории иностранного государства (дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, торговые представительства РФ, официальные представительства РФ при международных организациях и иные заказчики); – для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан. Определение поставщика путем проведения запроса котировок допускается также в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Данный тип закупки имеет свои особенности: – закупка осуществляется без ограничения цены государственного или муниципального контракта; – ежегодно проводится предварительный отбор поставщиков; – в извещении о проведении запроса котировок не указывается начальная цена контракта; – при оценке котировочных заявок сначала рассматриваются те, которые предполагают поставку более 30 % необходимого объема. Порядок проведения запроса котировок Заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 250 тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 закона (закупка для скорой медицинской помощи), не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения указанного срока.

Заказчик одновременно с размещением в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок вправе направить запрос о предоставлении котировок не менее чем 3 лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок. В некоторых случаях такой запрос не менее чем 3 лицам заказчик обязан направить. Заявки на участие в запросе котировок подаются заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа. Если заявка подана в срок, заказчик обязан ее зарегистрировать. Если заявка на участие в запросе котировок поступила после окончания срока подачи заявок, то такая заявка не рассматривается и в день поступления возвращается лицу, ее подавшему. Если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подано две и более заявок на участие в запросе котировок котировочная комиссия приступает к вскрытию конвертов с заявками.

Котировочная комиссия вскрывает конверты с котировочными заявками и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Поданные заявки рассматриваются котировочной комиссией на предмет соответствия требованиям извещения о проведении запроса котировок. При вскрытии конвертов и открытии доступа к заявкам оглашаются наименование участника запроса котировок, почтовый адрес, цена товара, работы или услуги и иная информация, указанная в котировочной заявке участника. При проведении процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок участников заказчик обязан обеспечить аудиозапись процедуры. Участники

процедуры вправе осуществлять аудиои видеозапись процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок. Победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана самая низкая цена товара, работы или услуги Если несколько участников предложили равную цену, то победителем признается участник, заявка которого подана ранее остальных. 6. Запрос предложений Под запросом предложений понимается способ определения поставщика, при котором информация о потребностях в товаре, работе или услуге для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в товаре, работе или услуге. Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях:

1) заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских играх и Паралимпийских играх; 2) заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ; 3) осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке; 4) осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии; 5) признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися;

6) осуществления закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; 7) осуществления закупок услуг по защите интересов РФ в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к РФ при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг. Порядок проведения запроса предложений Извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее, чем за 5 дней до даты проведения такого запроса. Наряду с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик вправе направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

Заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, с которыми в течение 18 месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиками условий указанных контрактов. В случае проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 83 (односторонний отказ от исполнения контракта) заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений только лицам, которые являлись участниками закупок на право заключения контракта, расторжение которого осуществлено в соответствии с положениями части 9 статьи 95 закона, и в отношении заявок которых при осуществлении данных закупок не принято решение об отклонении в связи с несоответствием таких заявок требованиям закона, не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения запроса предложений. По аналогии с проведением запроса котировок проведение запроса предложений предполагает, что для участия в запросе предложений участники закупки в срок и в порядке, которые установлены в извещении о проведении запроса предложений и документации о проведении запроса предложений, подают заявки на участие в запросе предложений заказчику в письменной форме или в форме электронного документа. При этом прием заявок на участие в запросе предложений прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Если до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений подана только одна заявка на участие в запросе предложений или не подано ни одной такой заявки, запрос предложений признается несостоявшимся. Собственно процедура проведения запроса предложений должна начинаться с процесса вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Вскрытие конвертов должно осуществляться публично, в день, во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса предложений.

Комиссией (единой или комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений) вскрываются поступившие конверты с заявками на участие в запросе предложений и открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую единственную заявку. Далее, после оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, собственно процедура запроса предложений завершается, всем участникам запроса предложений или участнику запроса предложений, подавшему единственную заявку на участие в запросе предложений, предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений. Вскрытие конвертов с окончательными предложениями и открытие доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений и фиксируются в итоговом протоколе. Участники запроса предложений, направившие окончательные предложения, вправе присутствовать при вскрытии конвертов с окончательными предложениями и открытии доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям. Выигравшим является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. В случае если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

В итоговом протоколе фиксируются все условия, указанные в окончательных предложениях участников запроса предложений, принятое на основании результатов оценки окончательных предложений решение о присвоении таким окончательным предложениям порядковых номеров и условия победителя запроса предложений. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в единой информационной системе в день подписания итогового протокола. Отличительные особенности запроса предложений: 1. Только при проведении закупки путем запроса предложений запрещено вносить изменения в опубликованное извещение и сопутствующую проведению процедуры документацию и отменять процедуру закупки. 2. Нормы относительно обеспечения заявок участников неоднозначны. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № предусматривает необходимость указания в извещении о проведении закупки и сопутствующей процедуре документации условий внесения денежных средств в качестве обеспечения подаваемых заявок на участие или предоставление банковских гарантий только при конкурсе и аукционе, но в содержании извещения о проведении запроса предложений информация об обеспечении заявок тоже должна быть.

3. Заказчик, осуществляющий закупку, вправе сам ставить условия, по которым должны предоставляться заявки на участие в процедуре, то есть именно заказчики устанавливают форму, содержание, состав заявки участника, а также необходимый пакет документов. Однако при этом запрещено выдвигать условия, которыми намеренно сокращается количество возможных заявок. Кроме того, заказчик не имеет право вносить изменения в извещение о проведении запроса предложений и документацию, а также отказываться от проведения запроса предложений. 4. После оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, всем участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений. Выигравшим является поставщик, предложивший лучшее окончательное предложение Запрос предложений – единственный конкурентный способ проведения закупки за счет средств бюджета, при использовании которого заказчик имеет право: – при определении победителя не ориентироваться на установленные критерии оценки поданных заявок (например, квалификация участника); – самостоятельно устанавливать критерии, по которым будет выбираться победитель закупки; – не принимать во внимание уставленные законом величины значимости критериев оценки поданных предложений. Отсюда следует, что заказчик при проведении запроса предложений имеет достаточно большую свободу в части получения заявок и их окончательной оценки. Единственным ограничением является наличие не менее двух обязательных критериев, которыми должен руководствоваться заказчик: цена контракта и непревышение величины значимости критерия по расходам на эксплуатацию (при его использовании) над величиной значимости критерия по цене.

7. Закрытые способы определения поставщиков Под закрытыми способами определения поставщиков понимаются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, при которых информация о закупках сообщается путем направления приглашений, документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным законом,

и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Закрытые способы определения применяются только в случаях: 1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну; 2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта; 3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ…; 4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов. Перед проведением закрытых конкурсов и аукционов необходимо осуществить согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством на осуществление данных функций. При этом срок такого согласования не должен быть более чем 10 рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании. Особенности закрытых конкурсов

1. Если предметом закупки выступают товары, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, заказчик не менее чем за 30 дней до вскрытия конвертов размещает извещение о проведении закрытого конкурса в ЕИС. Заинтересованные участники (у которых есть доступ к работе с государственной тайной) подают заказчику запрос о предоставлении им конкурсной документации. 2. Если предметом контракта выступает продукция для федеральных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну или услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ…, услуги по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов, то заказчик не менее чем за 20 дней до вскрытия конвертов направляет персональные приглашения поставщикам, соответствующим установленным требованиям. 3. Вскрытие конвертов с заявками может состояться ранее, чем дата, указанная в конкурсной документации, при наличии согласия в письменной форме на это всех участников конкурса, которым были направлены приглашения.

4. Не позднее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов заказчик должен направить в уполномоченный федеральный орган перечень всех лиц, которым направлена конкурсная документация по их запросам, и копии всех приглашений принять участие в конкурсе. 5. При проведении закрытых конкурсов не допускается осуществлять аудиои видеозапись, использовать электронные формы конкурсной документации. Закрытый аукцион имеет такие же особенности, как и закрытый конкурс на этапе работы с приглашениями и документацией. Рассмотрим порядок закрытого аукциона. Аукцион проводится заказчиком, уполномоченным органом в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей. Для проведения аукциона выбирается аукционист.

Аукционист выбирается из числа членов аукционной комиссии путем открытого голосования членов аукционной комиссии большинством голосов. Аукцион проводится в следующем порядке: 1) аукционная комиссия непосредственно перед началом проведения аукциона регистрирует участников аукциона, явившихся на аукцион, или их представителей. 2) аукцион начинается с объявления аукционистом начала проведения аукциона, номера лота, предмета контракта, начальной (максимальной) цены контракта (лота), «шага аукциона», наименований участников аукциона, которые не явились на аукцион, аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения о цене контракта. «Шаг аукциона» устанавливается в размере 5 % начальной цены контракта. В случае если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, аукционист обязан снизить «шаг аукциона» на 0,5 % начальной цены контракта, но не ниже 0,5 % начальной цены контракта (5; 4,5; 4; 3,5 … 0,5 %)/ 3) участник аукциона после объявления аукционистом начальной цены контракта и цены контракта, сниженной в соответствии с «шагом аукциона», поднимает карточки в случае, если он согласен заключить контракт по объявленной цене; 4) аукционист объявляет номер карточки участника аукциона, который первым поднял карточку; 5) аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом цены контракта ни один участник

аукциона не поднял карточку. В этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона, последнее и предпоследнее предложения о цене контракта, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене контракта.

Закупка у единственного поставщика

Под закупкой у единственного поставщика понимается предложение заказчика о заключении контракта о приобретении товаров, работ или услуг за бюджетные средства, адресованное конкретному физическому или юридическому лицу. Иными словами, закупая товары, работы, услуги таким способом, заказчик, в отличие от проведения закупки конкурентными способами, не должен осуществлять формальную процедуру выбора конкретного подрядчика, поставщика, исполнителя из нескольких полученных предложений, то есть, по сути, отсутствует процесс определения победителя. Негативные для заказчика стороны заключения контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, в частности, следующие:  ввиду отсутствия фактора конкуренции у заказчика – минимальные возможности для снижения цены контракта и обеспечения наиболее выгодных условий его исполнения;  значительная степень риска возможных проверок со стороны контролирующих органов, что косвенно обусловлено предоставляемыми данным способом закупки возможностями для злоупотребления, например вариант сговора с контрагентом по определенным позициям.

Закупка у единственного поставщика проводится в следующих случаях: 1) осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; 2) осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением

Правительства РФ. В указанных правовых актах устанавливаются предмет контракта, предельный срок, на который может быть заключен контракт. При подготовке проектов указанных правовых актов к таким проектам прилагается обоснование цены контракта в соответствии с положениями статьи 22 закона; 3) выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ; 4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 миллиона рублей или не должен превышать 5 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 миллионов рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений; 5) осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным образовательным учреждением, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает 50 % размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планомграфиком, и составляет не более чем 20 миллионов рублей в год; 6) возникновение потребности в работе или услуге, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ; 7) заключение контракта на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, с поставщиком таких вооружения и военной техники, включенным в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники. оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ; 9) возникновение потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, возникновение необходимости срочного медицинского вмешательства (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Всего законом (статья 93) предусмотрено 45 оснований для проведения закупки у единственного поставщика.

При осуществлении закупки у единственного в случаях, предусмотренных пунктами 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 части 1 статьи 93, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее, чем за 5 дней до даты заключения контракта. В случае осуществления закупки у единственного поставщика для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта. При осуществлении закупки у единственного поставщика контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.

Данилова С.Н.


Метки: ,

Закон 44-ФЗ претерпел кардинальные изменения. Среди прочего, появилось несколько новых способов определения поставщика . Все они электронные. Эти способы носят названия, схожие со знакомыми, и имеют те же основаня для применения. Однако важно помнить, что правила проведения и сроки у электронных и бумажных процедур зачастую разные. И главное - по умолчанию с 2019 года проводятся электронные процедуры.

Какие теперь бывают закупки

Можно поделить все способы определения поставщика по разным критериям. Например, по форме проведения - электронные и бумажные , по допуску поставщиков - открытые и закрытые , по количеству участников - конкурентные и неконкурентные .

В общем-то, все это было и раньше, в том числе деление процедур на электронные и бумажные. Однако в электронной форме проводились исключительно аукционы. Со следующего года все закупки будут проходить в электронной форме , поэтому появились новые виды процедур. И теперь список электронных закупок выглядит так:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  1. - открытый, с ограниченным участием, двухэтапный.
  2. Запрос котировок в электронной форме.
  3. Запрос предложений в электронной форме.
  4. Закрытые электронные процедуры (могут проводиться по решению Правительства) - закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.

Бумажные процедуры - конкурсы и запросы - остались прежними. Однако начиная с 2019 года проводиться они будут лишь в определенных случаях :

  • когда закупка проводится за рубежом;
  • когда проводится запрос котировок, и объектом являются некоторые товары и услуги - продовольствие, средства медпомощи, лекарства, топливо, гуманитарная помощь или услуги по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • когда проводятся отдельные виды закрытых процедур;
  • когда контракт заключается с единственным поставщиком;
  • если закупка входит в список, утвержденный Правительством.

Конкурентные и неконкурентные процедуры

В этом смысле особых изменений не произошло. Все существующие типы процедур являются конкурентными , за исключением . Но тут действуют жесткие ограничения из статьи 93 закона 44-ФЗ . Чаще всего с единственным поставщиком заключают контракты стоимостью до 100 000 рублей. Кроме того, есть основания для закупки подобным способом (вода, электроэнергии, услуги связи) и некоторые другие.

При определенных условиях заказчик должен уведомить контролирующие органы о заключении контракта в обход конкурентной процедуре. Иногда ему следует обосновать выбор такого способа.

Когда применяются закрытые процедуры

Для выбора закрытого типа процедуры существует несколько оснований :

  1. Объект закупки связан в гостайной.
  2. Данные о государственных нуждах составляют тайну.
  3. Объектом выступают услуги по страхованию, транспортировке либо охране государственных ценностей - редких музейных коллекций, изданий, драгоценных камней и металлов.
  4. Закупаются водительские либо клининговые услуги для судей, судебных приставов.
  5. Проводится закупка в рамках гособоронзаказа.

Как выбрать

При планировании закупок на следующий год нужно помнить о приоритетах. С 1 июля 2019 года по умолчанию нужно будет проводить одну из электронных процедур . Бумажные можно будет объявлять только при наличии указанных выше оснований.

Если НМЦК менее 500 млн рублей, а из критериев оценки важна только цена, можно провести запрос котировок в электронной форме. Если товар входит в аукционный перечень, объявляется аукцион. В отдельных случаях подойдет запрос предложений в электронной форме (например, при закупке медпрепаратов или спортивного инвентаря). Приоритетным же способом является электроггый конкурс.

Основные критерии выбора процедуры - в следующей таблице.

Таблица. Способы определения поставщика по 44-ФЗ и их выбор

Способ В каких случаях применяется Особенности
Конкурс

(в электронной и бумажной форме)

Если победителя нужно выбрать по нескольким критериям Приоритетный способ закупки. Может быть открытый, закрытый, с ограниченным участием, двухэтапный
Электронный аукцион При выборе победителя важна только цена. Заказчик обязан проводить аукционы при закупках из перечня распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р НМЦК снижается на
шаг аукциона. Участники заявляют о своем намерении исполнить
договор по более низкой цене
Запрос
котировок
Если победителя выбирают по одному критерию - цене договора, а НМЦК не превышает 500 тыс. рублей Объем закупок путем запроса
котировок не может быть больше
10% от общего и не должен
превышать 100 млн рублей
Запрос
предложений (в электронной и бумажной форме)
В установленных в ст. 83 44-ФЗ случаях (при закупках спортинвентаря, лекарственных препаратов, а также если повторно проведенный конкурс признали несостоявшимся) Победителем признается
участник, направивший
окончательное предложение,
которое наилучшим образом
соответствует требованиям
заказчика
Закупка у
единственного
поставщика (в бумажной форме)
По основаниям из статьи 93 закона 44-ФЗ Способы:
  • направить предложение
    заключить договор одному
    участнику;
  • принять предложение
    об условиях договора
    только от одного
    участника

Условий много, а ошибаться нельзя. В противном случае должностное лицо заказчика может быть оштрафовано по статье 7.29 КоАП на 30 000 рублей. Если же нужно было провести конкурс или аукцион, а был выбран иной способ закупки, то штраф составит 50 000 рублей.

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) начинается с размещения извещения об осуществлении закупки либо в установленных случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и заканчивается заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - часть процедуры осуществления закупки (п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) перечислены в ст. 24 Закона N 44-ФЗ:

1) конкурентные способы:

Конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);

Аукцион (электронный аукцион, закрытый аукцион);

Запрос котировок;

Запрос предложений;

2) осуществление закупки у единственного поставщика.

В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ решение о том, каким способом определить поставщика (подрядчика, исполнителя), принимается заказчиком по правилам, установленным данным Законом. В частности, в силу ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик всегда должен осуществлять закупку путем проведения открытого конкурса за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84, 93 Закона N 44-ФЗ.

Открытый конкурс. Открытый конкурс представляет собой конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик сообщает информацию о закупке неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации; к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Срок подписания контракта победителем конкурса составляет 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. В течение этого срока победитель конкурса должен подписать проект контракта и представить его заказчику.

Конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. Конкурс с ограниченным участием - конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который отвечает следующим условиям:

Победитель определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ). Конкурс с ограниченным участием применяется в установленных ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ случаях, связанных с наличием у участника закупки определенной квалификации для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Двухэтапный конкурс - конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), к которому предъявляются следующие требования:

Информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации;

К участникам закупки предъявляются единые требования либо единые и дополнительные требования;

Победителем признается участник, который принял участие в проведении обоих этапов конкурса, прошел предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований и предложил лучшие условия исполнения контракта (ч. 1 ст. 57 Закона N 44-ФЗ).

Электронный аукцион. Электронный аукцион - конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении которого должны соблюдаться следующие требования:

Информация о закупке сообщается заказчиком неопределенному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении аукциона и документации о нем;

К участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования;

Проведение аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).

При проведении электронного аукциона все необходимые условия и требования, относящиеся к поставкам товаров, выполнению работ или оказанию услуг, указываются заказчиком в документации об аукционе (содержание документации конкретизировано в ст. 64 Закона N 44-ФЗ). Проект контракта, который предлагается заключить по итогам проведения аукциона, прилагается к этой документации и составляет ее неотъемлемую часть (ч. 4 ст. 64 Закона N 44-ФЗ). Срок подписания контракта победителем аукциона ранее устанавливался в документации об аукционе, но не мог быть менее 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона (для случая, предусмотренного ч. 3 ст. 40 Закона N 94-ФЗ, - 7 дней). В течение этого срока победитель должен был подписать проект контракта и представить его заказчику. Срок подписания заказчиком контракта законом не был определен. В новом Законе N 44-ФЗ данный пробел устранен.

Запрос котировок. Запрос котировок представляет собой конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок; победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).

Детализированные сведения обо всех условиях поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, требующихся заказчику, указываются в извещении о проведении запроса котировок (ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ). К такому извещению должен быть приложен проект контракта (ч. 2 ст. 73 Закона N 44-ФЗ). Срок подписания контракта победителем запроса котировок устанавливается заказчиком в извещении (п. 4 ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ). Если в этот срок подписанный контракт не представлен победителем, он считается уклонившимся от заключения контракта

Запрос предложений. Запрос предложений представляет собой конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о товаре, работе, услуге, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд, сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений и документации. Победителем признается участник, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге (ч. 1 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Случаи, в которых заказчик имеет право осуществлять закупку путем проведения запроса предложений, установлены ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Все необходимые условия и требования, относящиеся к поставкам товаров, выполнению работ или оказанию услуг, указываются заказчиком в извещении и в документации о проведении запроса предложений (ч. 4, 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). К документации обязательно прилагается проект контракта (ч. 7 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Ст. 3 раскрывает термин определение поставщика (подрядчика, исполнителя) , как совокупность действий, начиная от размещения извещения о закупке или приглашения и завершая заключениям контракта . То есть закон дает полное определение всех этапов процесса закупок и должен быть настольной книгой для всех его сторон.

Процедура закупки включает в себя по ФЗ-44:

· Размещение планов закупок и планов-графиков

· Подготовка, размещение закупочной документации

· Определение поставщика (подрядчика, исполнителя)

· Заключение контракта

· Приемка товаров, работ, услуг

· Размещение отчетности

Отмена определения поставщика возможна не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок для конкурса и аукциона и не позднее 2 дней для запроса котировок.

КАК ЗАКАЗЧИКИ ПО 44-ФЗ ПЛАНИРУЮТ ЗАКУПКИ

Глава 2 состоит из 8 статей (ст. 16-23). Она регламентирует планирование, обоснование, нормирование, сведения о НМЦК (начальной максимальной цене контракта), идентификацию закупок.

Государственный заказчик по 44-ФЗобязан планировать закупки ,размещать планы закупок и планы-графики . Таким образом, вы можете до объявления закупки спланировать участие и проводить поиск тендера, ожидая его публикации заказчиком.

Планы закупок должны включать

1. Идентификационный код закупки

2. Цель осуществления закупки

3. Наименование объектов закупки

4. Объем финансирования

5. Сроки, периодичность

6. Обоснование начальной максимальной цены и способа определения поставщика

Планы-графики должны включать

1. Идентификационный код

2. Наименование и описание объекта закупки

3. Указание характеристик:

1. количество товара

2. объем работы или услуги

4. периодичность

5. начальная цена

6. размер аванса

7. этапы оплаты

Дополнительные требования к участникам и их обоснование

Способ определения поставщика и его обоснование

Дата начала закупки

Информация об обеспечении заявки участника и обеспечение исполнения контракта

План-график (ПГ) разрабатывается на 1 год. Утверждается в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении. ПГ размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней . Запрещается проведение закупок, не включенных в планы-графики.

Особенности планирования закупок в рамках ГОЗ (гособоронзаказа) устанавливаются 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК ПО 44-ФЗ

Глава 3 составляет более половины объема 44-ФЗ, состоит из 7 параграфов, включающих 73 статьи (ст. 24-96).

Это самый главный раздел для поставщиков. В нем определяются виды закупок, этапы, сроки, требования и т.д.

1 параграф – общие положения третьей главы. Состоит из 24 статей и описывает:

· способы определения поставщиков

· централизованные закупки

· участие в закупках специальных субъектов

· требования к участникам закупки

· оценку заявок

· формы обеспечения заявок

· понятия контрактной службы

· специализированных и экспертных организаций

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ ПО 44-ФЗ

2 параграф – определение поставщиков путем проведения конкурсов и аукционов. Охватывает 24 статьи.

Заказчики при определении поставщика используют конкурентные способы или закупки без проведения торгов по 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика).

КОНКУРЕНТНЫЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА ПО 44-ФЗ

1. Открытые конкурсы

1. Открытый конкурс

2. Конкурс с ограниченным участием

3. Двухэтапный конкурс

Закрытые конкурсы

0. Закрытый конкурс

1. Закрытый конкурс с ограниченным участием

2. Закрытый двухэтапный конкурс

Аукционы

0. Электронный аукцион

1. Закрытый аукцион

Запрос котировок

Запрос предложений

КАК ЗАКАЗЧИКИ ОЦЕНИВАЮТ ЗАЯВКИ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК

Заказчик оценивает заявки по следующим критериям

2. Расходы на эксплуатацию

3. Характеристики

1. Качественные

2. Функциональные

3. Экологические

Квалификация

0. Финансовые ресурсы

1. Оборудование и другие материальные ресурсы

2. Опыт работы по предмету контракта

3. Деловая репутация

4. Квалификация специалистов

Заказчик обязан указать в документации перечень критериев и их значимость. Таким образом, можно будет на этапе подготовки предложения оценить сколько баллов сможет принести каждый из них. Критериев может быть не менее 2 , обязательным из которых является цена . При этом, например, значимость расходов на эксплуатацию не может быть выше цены.

Порядок оценки заявок и критерии устанавливаются Постановлением Правительства №1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 28 ноября 2013 года, последняя редакция которого принята в 2016 году. Указанные в нем формулы расчетов для оценки заявки понятны далеко не каждому заказчику и поставщику.