Россия – демократическая страна, поэтому в основе развития общества лежат демократические принципы и ценности. Одной из важнейших задач государства является налаживание диалога между всеми членами общества. В реализации данной задачи государству помогают общественные объединения и некоммерческие организации.

К сожалению, на данный момент диалог между властью и общественными объединениями только начинает развиваться. И инициатива, как правило, идет от органов власти, в то время как, в Европе процесс взаимодействия с общественными организациями давно налажен и приносит свои плоды. Например, развитое социальное партнерство активно практикуется в Европейских странах и позволяет снизить социальную нагрузку с государства, переложив часть своих обязанностей на общественные организации.

Во взаимодействии между органами местного самоуправления и некоммерческими организациями на сегодняшний день существуют некоторые проблемы. К таким проблемами взаимодействию относятся:

− Информационная закрытость;

− Отсутствие обратной связи с гражданами и организациями;

− Слабая самоорганизация населения для решения проблем;

− Низкая социальная активность и др.

Задачей органов местного самоуправления становится выстраивание благоприятных отношений с общественными организациями, ведь, от того на сколько эффективными будут отношения между ними зависит благополучие всех граждан. Одним из важных показателей успешной деятельности органов МСУ является степень участия граждан в деятельности некоммерческих организаций.

Основными формами взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций являются те же формы, что и при взаимодействии с общественными объединениями, так как общественные организации являются частью таких объединений. К таким формам относятся:

− Размещение социальных муниципальных заказов;

− Выделение грантов и субсидий;

− Предоставление льгот налогового и неналогового характера;

− Совместная разработка программ;

− Информирование о проводимой социально-экономической и бюджетной политике;

А теперь подробнее рассмотрим все эти формы.

Размещение социальных муниципальных заказов самый популярный способ взаимодействия городских властей с общественными организациями, некоммерческими организациями, а также коммерческими предприятиями. Муниципальный заказ – это соглашение между органом местного самоуправления и коммерческими или некоммерческими, общественными организациями об оказании определенных услуг, или о выполнении работ, финансируемых за счет средств муниципального бюджета. К сожалению, на сегодняшний день, у некоммерческих организаций почти нет шансов участвовать в конкурсе размещения муниципального заказа, так как они просто не могут конкурировать с коммерческими предприятиями. Хотя именно у НКО имеется большой потенциал, так как они больше других организаций приближены к местному населению, видят основные проблемы и, в решении некоторых из них, могут оказаться эффективнее коммерческих предприятий.



Выделение грантов и субсидий происходит на конкурсной основе и происходит контроль со стороны органов местного самоуправления за их использованием. Грант – денежные средства или материальные ресурсы, предоставляемые организациям, предприятиям, физическим лицам на безвозмездной основе из бюджетов разных уровней. Субсидия - выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств. Гранты и субсидии могут предоставляться некоммерческим организациям на реализацию проектов

Предоставление льгот некоммерческим организациям налогового неналогового характера. Некоторые НКО имеют право на налоговые льготы. Согласно статье 149 Налогового Кодекса Российской Федерации, освобождаются от налогообложения общественные организации инвалидов, в которых 80 процентов участников составляют инвалиды и их законные представители; организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов участников инвалидов; организации, единственными собственниками которых, являются инвалиды .

Так же некоммерческие организации имеют льготы при уплате налога на прибыль. Согласно статье 251 Налогового Кодекса целевые поступления не учитываются при определении налоговой базы. Так же не учитываются при налогообложении право безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом. Еще одним «бонусом» для общественных и некоммерческих организаций является, то, что организации, которые не имеют доход от реализации товаров и услуг уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. А так же, если у организации не возникает обязательства по уплате налога на прибыль, то и отсутствует и обязанность по предоставлению налоговой декларации .



Еще одной формой взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций является совместная разработка программ и их координация, а так же, контроль за их исполнением.

Органы местного самоуправления предоставляют информацию по проводимой в городе бюджетной и социально-экономической политике и о мероприятиях, связанных с работой некоммерческих организаций.

Еще одной формой взаимодействия являются общественные советы при органах местного самоуправления. Такие советы создаются для более эффективного общения между представителями некоммерческих организаций и представителями органов местного самоуправления. Такие советы могут собираться «по поводу», то есть когда необходимо срочно решить какой-то вопрос, в котором необходимо участие некоммерческих организаций, или же они могут быть постоянно действующими.

Разобрав все эти формы взаимодействия их можно условно поделить на экономические и неэкономические. Это проиллюстрировано ниже (табл.1)

Таблица 1 -

Формы взаимодействия некоммерческих организаций и органов местного самоуправления.

Существует еще одна, схожая схема (рис.1), наглядно показывающие формы взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления .

Рисунок 1 – формы взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления.

Так же условно можно поделить все формы взаимодействия НКО и власти на патрон-клиентский тип и тип межсекторального социального партнерства. Первый характерен тем, что со стороны НКО отсутствует контроль за деятельностью органов власти и не участвуют в распределении денежных средств. А тип межсекторального социального партнерства характерен повышением доверия населения к НКО, самоорганизацией НКО и участие в распределении денежных средств.

Орган местного самоуправления при взаимодействии с некоммерческими организациями должен:

− Постоянно контактировать с лидерами НКО;

− Проводить мониторинг состояний НКО, следить за их созданием и ликвидацией;

− Контролировать деятельность НКО (что бы она ни несла деструктивный характер);

− Привлекать НКО к процессу принятия общественно важных решений;

− Оказывать поддержку разных форм НКО;

− Оказывать информационную поддержку – рассказывать о социально полезной деятельности НКО;

− Создавать условия для развития и создания новых НКО.

Во всем мире власть и НКО выступают как партнеры. В России же, согласно законодательству, НКО обязаны отчитываться о своей деятельности регулярно, а государство же должно реализовывать права граждан на участие в решении общественных дел, а так же обеспечивать поддержку деятельности некоммерческих организаций. Но на практике дело обстоит немного иначе, государство неохотно, а точнее «условно» или декларативно оказывает поддержку таким организациям. Реальность такова. Что поддержка оказывается не всем некоммерческим организациям. В первую очередь финансируются организации, занимающиеся социальной работой, а вот, организации, которые занимаются правозащитной и аналитической деятельностью поддерживаются государством значительно меньше.

Подводя итоги, необходимо отметить, что основной целью любой некоммерческой организации вне зависимости от ее формы является выявление интересов и потребностей определенной социальной группы и дальнейшее их удовлетворение, деятельность на благо общества в целом. Некоммерческие организации могут оформлять интересы граждан, и вносить предложения в органы власти по их удовлетворению.

Для обеспечения взаимодействия согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти областей с некоммерческими организациями создаются советы при губернаторе. Так же, при министерствах создаются координационные советы, в которые входят представители общественных организаций.

Руководители некоммерческих организаций входят в коллегии и комиссии при министерствах. Представители общественных и некоммерческих организаций входят в общественные палаты.

Механизмы административной реформы, а именно временные диалоги государственных структур с властью дали возможность НКО начать влиять на власть - общественные организации получают возможность высказать свои суждения, направленные на улучшение положения тех групп, интересы которых они отстаивают. В связи с этим можно выделить конструктивные и деструктивные механизмы оказания влияния. К конструктивным механизмам относятся: влияние власти на НКО посредством оказания организационной, консультативной, финансовой и информационной помощи, а также предоставления грантов на реализацию различных программ. Отмечается также и возможность НКО оказывать влияние на власть. Это такие способы как создание различных советов, официальные обращения, экспертные встречи, круглые столы через СМИ. Работники последних участвуют в написании докладов, проведении правозащитных мониторингов, а потом передают эти данные в органы власти. К деструктивным способам взаимодействия можно отнести митинги и протесты.

Соответственно, как только органы местного самоуправления научатся взаимодействовать с общественными объединениями, некоммерческими и общественными организациями, это принесет свои плоды. Ведь благодаря работе общественных организаций, муниципальные органы власти могут реализовывать некоторые свои функции, например, социальная защита граждан. А также, используя некоммерческие организации можно эффективнее и быстрее отследить реальные потребности населения, увидеть их настроения, и начать активно действовать. Конечно, существуют и определенные проблемы при взаимодействии власти и НКО, например, не желание граждан участвовать в жизни общества, не достаточная социальная активность и ответственность населения, недостаточное финансирование отдельных форм некоммерческих организаций. Как только власть и организации научатся грамотно пользоваться услугами друг друга, можно будет наблюдать высоко социализированное общество с высокой гражданской ответственностью. Но на все это, конечно же, необходимо время.

Местное самоуправление, являясь нижним звеном публичной власти, представляет собой совершенно особый политический институт и особую сферу управления, отличную от государственного управления. Основное отличие заключается во влиятельной роли населения и разных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Баланс властных и общественных начал предстает важнейшим институциональным свойством местного самоуправления. Местное самоуправление определяется как уровень организации власти в государстве, на котором органично переплетаются управленческие и самоуправленческие механизмы по решению вопросов местного значения. Представления о значительной роли самого населения в функционировании местного сообщества основаны на свойствах вопросов местного значения. Их решение должно происходить исключительно из интересов жителей. Вопросы местного значения - это проблемы тех людей, которые проживают на данной территории. Именно жители обладают наиболее полной информацией о проблемах, а также вариантах их решения. Население, граждане и общество рассматриваются как единственные субъекты местного самоуправления, которые вправе осуществлять контроль за деятельностью органов местного самоуправления, получать необходимую достоверную информацию о ней. Многие зарубежные модели местного самоуправления построены на развитой инфраструктуре участия населения, а также интенсивного взаимодействия населения с органами местной власти.

Одна из основных целей современной муниципальной реформы напрямую касалась населения как активного субъекта местной жизни. Как отмечал Президент России Д. А. Медведев, приоритетность такой государственной задачи как развитие местного самоуправления связано с тем, что «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху». Главная цель реформы заявлялась как создание подлинно самоуправляющейся системы публичной власти низового уровня. И, безусловно, одним из важнейших инструментов для реализации этой цели заявлялось стимулирование и поддержка объединений жителей для самостоятельного решения вопросов своих территорий.

Для развития общественно-властного взаимодействия необходимы следующие условия:

Необходимость предоставления гражданам права принимать решения, которые наиболее серьезно затрагивают их повседневную жизнь;

Создание условий для участия в принятии решений;

Поддержка инициатив общественности;

Развитие связей между органами местного самоуправления и общественными организациями;

Создание инфраструктуры общественных объединений граждан для совместной деятельности;

Замена властных методов действий на методы взаимодействия и сотрудничества.

В Послании Президента Федеральному собранию 2010 года озвучивается важность современных форм участия граждан в развитии своего города и села, их большее влияние на деятельность муниципальных органов. Одной из доминантных тем становится выстраивание каждодневных прозрачных, четких, простых отношений между государством и гражданином на всех уровнях власти. Императивно ставится вопрос о том, что региональная, а тем более муниципальная власть должна находиться в диалоге с народом. При этом главным критерием оценки работы регионального руководства объявляется уровень доверия жителей.

В рамках самоуправления на местах значительна роль общественных объединений. Они являются важным каналом экспериментирования в области поиска и отработки новых форм самоуправленческой активности населения и существенным источником информации о проблемах, запросах жителей. Общественные объединения - не просто одна из форм заявления потребностей, интересов граждан, но и средство, выявляющее степень значимости, важности подобных запросов. Иными словами, они позволяют не только фиксировать какое-либо явление, но и определять его качественную сторону, интенсивность. Деятельность общественных объединений позволяет определять уровень волевого подкрепления заявленных потребностей, интересов, ценностных ориентиров, что дает возможность государственным и местным органам судить о степени притязаний жителей, следовательно, более объективно видеть картину наличных социальных устремлений, правильнее соотносить последние между собой при принятии управленческих решений.

В то же время общественные объединения могут использоваться органами местного самоуправления как средство доведения важной информации до населения. Информируя общественников, органы власти тем самым интенсифицируют, углубляют и расширяют информационные контакты с населением в целом. Кроме того, общественные объединения - это не только средство информирования граждан, выявления проблем, но и важное средство разрешения данных проблем, самореализации гражданами собственных запросов. Для органов местного самоуправления общественные объединения являются дополнительным средством удовлетворения запросов людей. К сожалению, с конца 80-х гг. самодеятельное движение на местах, задействованное в сфере удовлетворения общественных нужд, пошло на убыль. Органы власти перестали во многих местах опираться на организованную самодеятельность людей. И лишь в последнее время наметилось движение по восстановлению прежних форм работы с населением. Безусловно, общественники не должны подменять работников местного аппарата власти, муниципальных и иных предприятий, организаций. Самодеятельные организации населения должны работать не вместо органов местного самоуправления и их служб, а вместе с ними.

Общественные объединения много могут сделать для активизации личности, социализации ее интересов. Это один из каналов контроля со стороны населения за деятельностью государственных и местных органов, политических структур. Наконец, необходимо отметить присущее всем объединениям качество представительства. Они представляют интересы своих членов (участников) и тех групп населения, взгляды которых пытаются формулировать и выражать. И в этом своем качестве могут принимать посильное участие в представительном управлении, в том числе в процессах местного правотворчества и местных выборов.

Подведем некоторые итоги. Именно тема участия населения становится своеобразной «визитной карточкой» муниципальной реформы. Помимо объективной необходимости развивать общественные механизмы на муниципальном уровне, на ситуацию влияют следующие политические факторы:

Невозможность муниципалитетов в силу ряда факторов качественно исполнять свои обязанности на местном уровне приводит к подключению самих жителей и их объединений к решению вопросов местного значения;

На ситуацию влияет фактор сопротивления самого бюрократического аппарата институционализации общественного участия;

В новых общественно-политических условиях власть ищет новые механизмы «обратной связи» с населением.

Важно отметить, что развитие структур гражданского общества, поддержки гражданских инициатив «снизу» является одной из трендовых тем федеральной публичной политики уровня первых лиц государства. Можно предположить, что общественный запрос на общественное участие будет возрастать. И в первую очередь, это может касаться ответственности и сопричастности к управлению муниципальной жизнью. Поэтому проблема недостаточно четко налаженного взаимодействия государства и общества представляет собой одну из самых системных, сложных и важных проблем для России.

Статьей 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется, что в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ. С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований. Межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления - это самоорганизация граждан но месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Органы государственной власти определяют общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации; осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления; осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения; осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены. В отдельных случаях допускается осуществление контрольных полномочий в отношении органов местного самоуправления.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут вступать во взаимоотношения при совместном проведении каких- либо мероприятий.

Органы государственной власти оказывают поддержку местному самоуправлению, содействие его становлению и развитию.

Общественные объединения , некоммерческие организации могут участвовать в муниципальных выборах, выдвигать своих кандидатов на выборные муниципальные должности в соответствии с избирательным законодательством. В некоторых муниципальных образованиях общественные объединения обладают правом нормотворческой инициативы.

Государственные и негосударственные предприятия , учреждения и организации участвуют в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать такое участие предприятий, учреждений и организаций. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные унитарные предприятия и учреждения создаются органами местного самоуправления (ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятии и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Многообразие муниципально-правовых отношений обусловливает необходимость их классификации.

  • 1. По субъектам :
    • а) отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование;
    • б) отношения, в которых субъектами выступают граждане Российской Федерации, население, группы граждан;
    • в) отношения, в которых субъектами выступают органы местного самоуправления, органы государственной власти, ассоциации, союзы, иные объединения муниципальных образований, органов местного самоуправления;
    • г) отношения, в которых сторонами являются органы территориального общественного самоуправления, общественные объединения, некоммерческие организации, государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации, муниципальные унитарные предприятия и учреждения.
  • 2. Муниципально-правовые отношения могут иметь общий и конкретный характер. Общие - регулируются нормами-принципами и др., конкретные - возникают в результате реализации норм-правил поведения.
  • 3. Муниципально-правовые отношения могут быть постоянными и временными. Срок действия постоянных не может быть определен , но они могут прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные - возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения и после их выполнения прекращаются (например, в период выборов).
  • 4. По целевому назначению выделяют: учредительные , правоустановительные и правоохранительные отношения.
  • 5. Выделяют материальные и процессуальные отношения. В материальных реализуется содержание прав и обязанностей, а в процессуальных - порядок реализации правовых действий.
  • 6. По способу индивидуализации об7)вктов регулирования отношения делятся на относительные и абсолютные.

В относительных правоотношениях точно определены все их участники: управомоченные и обязанные лица. В таких правоотношениях могут участвовать две и большее число сторон. Увеличение количества участников правоотношений не меняет их сути: каждому праву одной стороны соответствует обязанность другой стороны, заранее известной.

Абсолютные - это правоотношения, в которых точно определена лишь одна сторона - носитель субъективного права. Обязанными в этих отношениях выступают все другие лица. Они не должны препятствовать осуществлению субъективного права управомоченным лицам.

  • 7. Муниципально-правовые отношения бывают активного и пассивного типа. Правоотношения активного типа складываются на основе обязывающих норм и для своего существования требуют от лиц совершения положительных действий, без которых интересы управомоченного не могут быть удовлетворены. Правоотношения пассивного типа складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм (рассматриваемых в единстве) и характеризуются тем, что положительные действия совершаются управомоченным лицом, а на обязанное лицо возлагается обязанность воздержаться от определенного поведения.
  • 8. Муниципально-правовые отношения по содержанию делятся:
    • - на отношения, связанные с организацией местного самоуправления , - это отношения, связанные с образованием, преобразованием муниципальных образований, установлением и изменением их границ и наименований, с определением структуры органов местного самоуправления, их формированием и наименованием, контролем за их деятельностью, их ответственности;
    • - отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения , - это, например, отношения, связанные с управлением муниципальной собственностью, содержанием дорог местного значения, формированием, утверждением и исполнением местного бюджета и др.;
    • - отношения, возникающие в процессе деятельности органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.

Классификация муниципально-правовых отношений допустима и но другим основаниям: но юридическим фактам и т.д.

Муниципально-правовые отношения характеризуются разнообразными объектами материального и нематериального характера , по поводу которых их субъекты вступают в определенные правовые связи. Объектом муниципально-правовых отношений является деятельность местного населения и формируемых им муниципальных органов, направленная на решение вопросов местного значения, определенных уставом соответствующего муниципального образования, и отдельных государственных полномочий, переданных конкретным муниципальным образованиям в установленном законом порядке.

Основанием возникновения, изменения и прекращения муниципальноправовых отношений являются юридические факты: события и деяния. В большинстве случаев основанием возникновения правоотношений являются действия или акты субъектов.

Именно с юридического факта начинается реализация правовой нормы, и только благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником правоотношения. Таким образом, юридический факт - это событие или деяние, которое влечет за собой непосредственно возникновение, изменение или прекращение правоотношения. При этом событие происходит независимо от воли субъекта, а деяние - связано с волеизъявлением последнего. Деяния разграничиваются на действие и бездействие. Действия в свою очередь классифицируются на юридические акты и поступки.

Необходимо иметь в виду, что юридические факты могут носить простой , сложный, а также альтернативный характер. Для возникновения, например, правоотношений по реализации гражданами избирательного права, кроме достижения предусмотренного Конституцией РФ возраста, требуются выдвижение гражданина кандидатом в депутаты, его согласие баллотироваться, регистрация его избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты.

Наступление событий не зависит от воли людей, однако указание на них в муниципально-правовых нормах придает им юридическую значимость, связывает с ними меру возможного и должного поведения субъектов. События выполняют свою роль не только самостоятельно, но и выступают в качестве элементов юридического состава. Например, одним из оснований введения чрезвычайной ситуации является катастрофа.

Среди юридических фактов наибольшее распространение получили действия, выражающие волевое поведение субъектов и их соотносимость с требованиями муниципально-правовых норм. Это правомерные действия, аккумулирующие социальную активность субъектов и отражающие процесс их целеустремленной позитивной деятельности, поддерживаемые и стимулируемые муниципально-правовыми нормами, и неправомерные действия , совершаемые вопреки муниципально-правовым нормам и поэтому осуждаемые государством и обществом.

В свою очередь, правомерные действия с учетом особенностей целевой направленности субъектов на результаты действий делятся на юридические акты и юридические поступки. В муниципально-правовых отношениях их роль весьма значительна. С изданием, например, юридических актов связано возникновение подавляющего большинства муниципально-правовых отношений с участием органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Юридические поступки, лежащие в основе муниципально-правовых отношений, представляют собой преимущественно такие правомерные действия, в которых воля направлена на достижение определенных результатов, порождающих конкретные правовые последствия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Чебоксарский политехнический институт (филиал)

Московского государственного открытого университета

Контрольная работа

по дисциплине: Муниципальное управление

на тему: Общественные объединения и некоммерческие организации в системе местного самоуправления

Выполнила: студентка 5 курса

Иванова Екатерина Валерьевна

проверил: Головина Т.М.

Чебоксары 2013

Введение

1. Общие понятия некоммерческой организации

2. Особенности взаимодействия некоммерческих организаций и органов местного самоуправления

3.Формы взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления и некоммерческих организаций

Заключение

Список литературы

Введение

Важнейшая роль местного самоуправления в современном государственном устройстве Российской Федерации определяется тем, что оно обеспечивает защиту совместных интересов граждан, проживающих в городских, сельских поселениях, иных муниципальных образованиях.

Наличие местного самоуправления подразумевает, что в стране наряду с интересами личности и интересами государства признаются и гарантируются еще и местные (муниципальные) интересы - интересы, связанные с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, причем не населения вообще, а конкретного населения каждого отдельно взятого города, поселка, села, станицы, аула и т.д. При этом муниципальные интересы рассматриваются не как подчиненные государственным, а как интересы, равноправные им.

Конституцией Российской Федерации (статьей 12) местное самоуправление отнесено к числу важнейшей составной части основ конституционного строя Российской Федерации. Оно признано и гарантировано основным законом нашего государства.

Система местного самоуправления в российских муниципальных образованиях традиционно рассматривается как совокупность организационных форм, в которых граждане осуществляют местное самоуправление.

Уже более десяти лет мы наблюдаем процессы реструктуризации общественных отношений в системе местного самоуправления, когда организованная общественность не только претендует на роль в решении вопросов местного значения, но и активно выполняет ее. В первую очередь здесь речь идет о негосударственных/немуниципальных некоммерческих организациях (далее - НКО), создаваемых в результате самоорганизации граждан.

Баланс сил в системе местного самоуправления всегда был смещен в сторону органов местного самоуправления. Именно им, а не формам непосредственной демократии населения приписывается решающая роль в выборе направлений развития системы местного самоуправления. Высказывается мнение о том, что "только благодаря им вся система местного самоуправления движется и развивается и что практически любой импульс, связанный с участием в местном самоуправлении населения или органов территориального общественного самоуправления, опосредован реализацией соответствующих полномочий органов местного самоуправления".

Тем не менее, у органов местного самоуправления отсутствуют возможности решать вопросы местного значения самостоятельно. На этом фоне усиливается роль иных субъектов, которые могут взять на себя решение вопросов местного значения. В данном случае имеется в виду деятельность местных НКО, которые хоть юридически и не являются элементом системы местного самоуправления и даже не отнесены к иным формам участия населения в местном самоуправлении, тем не менее, их очевидный вклад в решение вопросов местного значения побуждает социолога фиксировать данное явление и выявлять их роль в качестве новых элементов системы местного самоуправления.

Вопросам о взаимодействии НКО и органов местного самоуправления, его формах и интенсивности посвящена настоящая контрольная работа.

1. Общие понятия некоммерческой организации

Некоммерческой организацией (НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Если НКО намерена выступать как участник гражданско-правовых отношений (приобретать имущественные права и обязанности), то она должна пройти процедуры государственной регистрации для приобретения прав юридического лица.

Процесс функционирования организаций некоммерческого сектора несколько отличается от деятельности коммерческих организаций и включает два уровня: основная и предпринимательская деятельность.

Основная деятельность НКО - это деятельность, соответствующая целям, ради которых эта организация создана и которая предусмотрена ее учредительными документами. НКО может осуществлять один или несколько видов деятельности.

Ведение основной деятельности - главная функция НКО. Именно эта деятельность НКО поддерживается и стимулируется государством посредством предоставления льгот при уплате налогов, получении заказов и др. НКО получают такого рода льготы от государства в обмен на обязательства первых осуществлять основную деятельность, которая сводится в большинстве случаев к реализации важнейших социальных программ.

Предпринимательская деятельность НКО должна соответствовать трем условиям:

1. не должна быть основной целью деятельности НКО;

2. служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации;

3. соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности.

2. Особенности взаимодействия некоммерческих организаций и органов местного самоуправления

Взаимодействие органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций (НКО) обладает определенной спецификой по сравнению с аналогичными взаимоотношениями НКО и органов государственной власти.

Во-первых, сферой деятельности обоих взаимодействующих субъектов являются вопросы местного значения. С одной стороны, сами НКО, действующие на местном уровне, нацелены в первую очередь на удовлетворение потребностей населения в системе местного самоуправления. Практически две трети (68%) должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих полагают, что играют наиболее заметную роль в жизни их муниципальных образований именно местные НКО, т.е. организации, функционирующие в пределах территории органа местного самоуправления. Каждый восьмой респондент (12%) приписывает эту роль региональным организациям, каждый седьмой (14%) - отделениям общероссийских общественных объединений. С другой стороны, муниципальные чиновники видят целесообразность участия негосударственных некоммерческих организаций в решении большинства вопросов местного значения и чаще всего на городских территориях. Так, в городских округах в этом ряда упоминаются все тридцать вопросов местного значения, причем лишь семь из них упоминаются реже, чем каждым десятым респондентом. В них чаще всего целесообразность участия НКО отмечается в решении таких вопросов местного значения, как:

· создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры (67%);

· обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта (62%);

· организация благоустройства и озеленения территории, использования и охраны городских лесов (62%);

· охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения (59%);

· создание условий для массового отдыха и организация обустройства мест массового отдыха населения (59%);

· организация мероприятий по охране окружающей среды (56%).

Аналогичная ситуация складывается в поселениях - городских и сельских. Однако респонденты сельских поселений демонстрируют меньшую заинтересованность в участии НКО в решении схожих вопросов местного значения чем в городских поселениях.

Таким образом, должностные лица органов местного самоуправления к муниципальные служащие чаще всего видят целесообразность участия НКО в решении вопросов местного значения на территории городов - в городских округах и городских поселениях. Причем на этом уровне востребованность деятельности НКО чаще выражается респондентами из городских округов.

Население городов, сёл и поселков также отводит определенную роль в решении своих насущных проблем общественным и иным некоммерческим организациям. На первый план выходит ожидаемая роль НКО в решении вопросов улучшения качества человеческого потенциала. Так, их роль видится в решении проблем пьянства, алкоголизма; распространения наркомании; падения нравов, агрессивности, равнодушия людей; увеличения числа нищих, бомжей, бродяг, беспризорных детей. На первое место выходит также решение проблем благоустройства, чистоты города (села, поселка) силами общественных и иных некоммерческих организаций. Далее идут вопросы экологии, загрязнения окружающей среды. Каждый седьмой рассматривает организации в качестве субъектов, способных внести вклад в улучшение обеспеченности и повышение доступности культурных, развлекательных, спортивных сооружений.

Во-вторых, характер взаимодействия НКО и органов местного самоуправления имеет специфические черты по типам муниципальных образований. Дифференциация впечатлений от этого взаимодействия выливается в различные оценки роли, которые НКО и гражданские инициативы играют в общественной жизни муниципальных образований. Так, в целом каждый второй респондент из числа должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих приписывает им роль посредника между властью и населением (чаще респонденты из городских округов и муниципальных районов). По мнению 45% опрошенных, НКО и гражданские инициативы помогают вовремя уловить интересы и настроения, которые в противном случае вылились бы в неконструктивные действия.

Аналогичная тенденция наблюдается в определении роли конструктивного оппонента власти, помогающего увидеть проблемы, узкие места, недоработки. НКО и гражданские инициативы в ряде случаев помогают заменить местные органы власти в решении вопросов местной жизни. Роль НКО и гражданских инициатив как помощников, партнеров и оппонентов значительно заметнее в городских округах, чем в сельских поселениях.

По-видимому, эти роли могут усиливаться при условии установления стабильных взаимоотношений в коммуникативном пространстве "НКО - местные власти". Однако отсутствие поддержки, интереса со стороны местных властей является основной проблемой функционирования организации.

3.Формы взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления и некоммерческих организаций

самоуправление муниципальный некоммерческий

В какой мере распространены различные формы взаимодействия органов местного самоуправления и НКО как материального, так и нематериального плана, реально способные внести вклад в повышение устойчивости функционирования НКО?

Распространённость этих форм заметно дифференцирована по типам муниципальных образований. Чаще всего эти формы применяются в городских округах. Так, например, предоставление муниципальных грантов имеет место в каждом третьем городском округе и только в каждом десятом муниципальном районе. Из нематериальных форм взаимодействия лидируют общественные советы, а также получение НКО информации и методической помощи от органов власти.

На фоне ограниченного распространения этих форм взаимодействия фиксируется и недостаточная поддержка НКО органами местного самоуправления.

Таблица 1. Перечень форм поддержки и сотрудничества органов местного самоуправления с НКО на муниципальном уровне (по типам муниципальных образований, %)

Типы муниципальных образований

Городские округа

Муниципальные районы

Городские поселения

Сельские поселения

Представление муниципальных гранитов

Размещение социального заказа

Выполнение НКО работ по контрактам с органами власти, не являющиеся социальным заказом

Участие НКО в совместных с органами власти общественных советах

Участи НКО в реализации муниципальных программ (без социального заказа)

Участие НКО в совместных с органами власти рабочих группах, переговорных площадках, согласительных и конфликтных комиссиях

Представление НКО имущественной поддержки от органов власти

Получение НКО информации от органов власти

Предоставление НКО информации, аналитики органам власти

Предоставление НКО образовательных программ для муниципальных служащих

Участи НКО в образовательных программах, представляемых органами власти

Получение НКО методической помощи органов власти

Предоставление НКО методической помощи органам власти

Об этом свидетельствует соотношение доли муниципальных образований, которых муниципальные чиновники называют конкретные виды НКО и гражданских инициатив как заслуживающие поддержки и как реально поддерживаемые. Практически по всем позициям доля муниципальных образований, в которых данные виды НКО и гражданских инициатив заслуживают поддержки. Это не распространяется лишь на религиозные общины, организации и движения, по которым эти доли практически совпадают. Самый большой разрыв отмечается по организациям, созданным для самоорганизации в жилищной сфере: товарищества собственников жилья (заслуживают поддержки в 44% муниципальных образований, реально поддерживаются - в 27%); территориальные общественные самоуправления (47% и 32%); домовые комитеты, старшие по домам и по подъездам (40% и 26%). В эту же категорию попадают благотворительные организации. За ними по степени убывания разницы между заслуживающими и реально поддерживаемыми НКО идут: садовые и дачные товарищества, органы школьного и студенческого самоуправления, общества защиты прав потребителей.

Опросы показали, что наиболее застуживающими поддержки являются ветеранские объединения, общества инвалидов, женские организации движения национально-патриотического толка и пр.

В городских округах чаще, чем в других типах муниципальных образований, респондентами называется большинство видов НКО как заслуживающих поддержки.

Среди НКО чаще всего в контакты с органами местного самоуправления вступают общественные объединения. Чаще всего не вступают в такое взаимодействие потребительские кооперативы и автономные некоммерческие организации. всего НКО вовлечены в нематериальные формы взаимодействия с органами местного самоуправления.

Таким образом, НКО в российских муниципальных образованиях могли бы еще более укрепить свою роль в решении вопросов местного значения, поскольку сами власти ожидают от них этих действий (чаще на урбанизированных территориях). Взаимодействие с органами местного самоуправления может стать для НКО серьезным ресурсом развития и укрепления их устойчивости. Однако среди форм взаимодействия преобладают нематериальные формы, в то время как для укрепления субъектной роли в деле решения вопросов местного значения имеет решающее значение институционализация материальных форм взаимодействия. Ситуация по типам муниципальных образований неоднородна. С одной стороны, формы взаимодействия органов местного самоуправления и НКО более распространены в городских округах. С другой стороны, интерес с точки зрения такого взаимодействия представляют специально выделенные типы муниципальных образований, выходящие за пределы четырех законодательно установленных типов - городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. Применение этой типологии позволит более глубоко понять сущность типов взаимодействия органов местного самоуправления и НКО в муниципальной России.

Общественная организация "Родительское собрание": решение проблемы нехватки детских садов

На фоне общего подъема гражданской активности, тема нехватки детских садов становится весьма популярной у граждан, многие из которых сталкиваются с ней непосредственно. Во многих городах возникают инициативные группы и общественные организации, которые стремятся решать проблемы самыми разными средствами - от митингов до взаимопомощи среди родителей. Жителям Самары удалось продвинуться дальше всех - здесь создана общественная организация "Родительское собрание".

Главной своей задачей члены организации считают не протестные акции - хотя против тех, кто их проводит, они ничего не имеют - а развитие диалога с властью, от которой зависит решение проблемы. Какое-то продвижение как будто отмечается. По мнению Надежды, чувствуется, что чиновники понимают масштаб и остроту проблемы и готовы искать пути ее решения. За последние годы было возвращено 10 бывших детских садов, в 90-е годы занятых различными организациями и учреждениями.

Заключение

Органов местного самоуправления не имеют возможности решать вопросы местного значения самостоятельно. На этом фоне усиливается роль иных субъектов, которые могут взять на себя решение вопросов местного значения. В данном случае имеется в виду деятельность местных НКО, которые хоть юридически и не являются элементом системы местного самоуправления и даже не отнесены к иным формам участия населения в местном самоуправлении, тем не менее их очевидный вклад в решение вопросов местного значения побуждает фиксировать данное явление и выявлять их роль в качестве новых элементов системы местного самоуправления.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

НКО могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных НКО, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Деятельность НКО по решению вопросов местного значения является ожидаемой и востребованной со стороны должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих. Это способствует укреплению позиций местных НКО как реальных элементов системы местного самоуправления, которые потенциально могут приобрести важный признак институционального характера - правовое оформление. Устойчивости некоммерческого сектора на местном уровне могли бы способствовать формы взаимодействия власти и общественности. Однако их потенциал раскрыт пока недостаточно. В связи с этим становится необходимой разработка мер поддержки НКО со стороны органов местного самоуправления, которые в конечном счете будут способствовать укреплению самих систем местного самоуправления для управления процессами, связанными с его жизнеобеспечением.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ ч.1.

2. Уваров А.Л. Местное самоуправление в России. - 3-е изд., переработанное. М.: Норма, 2008.

3. Мерсиянова И.В. Вопросы государственного и муниципального управления, 2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблемы во взаимодействии органов местного самоуправления и некоммерческих организаций в городском округе Самара, разработка предложений по их решению. Формы взаимодействия общественных организаций с органами местного самоуправления, их поддержка.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2017

    Общественные отношения, связанные с осуществлением гражданами своей воли в рамках местного самоуправления. Рациональная легитимность, ее виды. Процесс организации выборов органов местного самоуправления. Порядок назначения и проведения собрания граждан.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Правовые основы существования некоммерческих организаций, формы взаимодействия с ними органов местного самоуправления, и участие в государственном социальном заказе. Использование государственных структур для проведения агитационных и рекламных кампаний.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2011

    Система органов и должностных лиц местного самоуправления. Правовая основа местного самоуправления: Конституция, законы и правовые акты Российской Федерации. Стадии бюджетного процесса в муниципальных образованиях на примере Республики Саха (Якутия).

    курсовая работа , добавлен 02.05.2012

    Эволюция развития правовых основ формирования органов местного самоуправления. Проблемы деятельности органов местного самоуправления. Формы взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Территориальные основы местного самоуправления и их место в системе органов местного самоуправления. Вопросы реформирования территориальной организации местного самоуправления. Реализация новых принципов территориальной организации в Тюменской области.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2010

    Краткая характеристика основных теорий местного самоуправления. Конституционные принципы регулирования основ местного самоуправления в России. Структура и полномочия органов муниципальных органов. Развитие модели местного самоуправления в России.

    реферат , добавлен 06.02.2011

    Исторические аспекты формирования органов местного самоуправления в постсоветской России. Обзор ситуации после распада Советского Союза. Первая реформа местного самоуправления. Этапы организационно-правовой трансформации института местного самоуправления.

    контрольная работа , добавлен 11.04.2012

    Правовые основы организации местного самоуправления. Основные теории о сущности, природе и системе местного самоуправления, его основные принципы и функции. Особенности организационных форм осуществления местного самоуправления (общая характеристика).

    реферат , добавлен 29.05.2015

    Понятие местного самоуправления. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Cравнительный анализ существующей в Росии системы местного самоуправления и её новой модели. Причины реформы местного самоуправления в России.

  • 9.Развитие теоретических взглядов на понятие местного самоуправления.
  • 10.Исторические этапы развития местного самоуправления в России (этапы: 1864 – 1917 г.Г., 1917 – 1991г.Г.)
  • 11.Реформа местного самоуправления в Российской Федерации: характеристика основных направлений и этапов реформы (1991 – 2009гг.)
  • 12.Местное самоуправление: понятие, юридическое закрепление в законодательстве Российской Федерации.
  • 13.Муниципальная власть: понятие, соотношение с государственной властью.
  • 14.Принципы местного самоуправления. Классификация принципов.
  • 15.Функции местного самоуправления, и их содержание.
  • 16.Система местного самоуправления в Российской Федерации.
  • 17.Понятие правовых основ местного самоуправления. Принципы правового регулирования местного самоуправления.
  • 18.Нормы международного права, действующие в сфере местного самоуправления.
  • 19.Характеристика основных положений Европейской Хартии местного самоуправления.
  • 20.Конституционное регулирование местного самоуправления.
  • 22.Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. № 131-фз: краткая характеристика основных положений.
  • 24.Система муниципальных правовых актов в муниципальном образовании: понятие, классификация и краткая характеристика.
  • 25.Устав муниципального образования понятие, место устава в системе муниципальных правовых актов, содержание устава.
  • 26.Порядок принятия, регистрация устава муниципального образования, вступление его в юридическую силу.
  • 27.Договоры, соглашения, обычаи, действующие в сфере местного самоуправления.
  • 28.Понятие территориальных основ местного самоуправления.
  • 29.Понятие и признаки муниципального образования.
  • 30.Виды муниципальных образований. Характеристика муниципальных образований общего типа.
  • 31.Характеристика муниципальных образований специального типа.
  • 32.Административно- территориальное устройство и муниципально-территориальное устройство: понятие и соотношение.
  • 33.Виды земель, составляющих территорию муниципального образования.
  • 34.Порядок установления и изменения границ муниципального образования.
  • 35.Преобразование муниципальных образований: понятие, виды и порядок преобразования.
  • 36.Федеральный реестр муниципальных образований. Реестры муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
  • 37.Органы местного самоуправления: понятие, структура.
  • 38.Формирование органов местного самоуправления. Модели организации муниципальной власти.
  • 39.Компетенция органов местного самоуправления: общая характеристика.
  • 40.Межмуниципальное сотрудничество.
  • 41.Представительный орган местного самоуправления: понятие, формирование, наименование, срок полномочий.
  • 42.Полномочия представительного органа местного самоуправления: собственные и исключительные.
  • 43.Структура представительного органа местного самоуправления.
  • 44.Председатель представительного органа местного самоуправления и его заместитель: их правовой статус.
  • 45.Депутатские объединения в представительном органе: порядок формирования и деятельности.
  • 47.Акты представительного органа местного самоуправления: порядок подготовки, принятия, опубликования, вступления в силу.
  • 48.Правовое положение депутата представительного органа местного самоуправления.
  • 49.Глава муниципального образования: понятие, место в системе органов местного самоуправления.
  • 50.Наименование главы муниципального образования, порядок вступления в должность, прекращение полномочий главы муниципального образования.
  • 51.Полномочия главы муниципального образования: представительские, хозяйственные, организационно-распорядительные.
  • 52.Правовой статус исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - местной администрации.
  • 53.Структура местной администрации.
  • 54.Правовые акты должностных лиц местной администрации.
  • 55.Глава местной администрации: порядок вступления в должность, полномочия, прекращение полномочий главы местной администрации.
  • 56.Правовой статус контрольного органа местного самоуправления: цели, задачи, порядок формирования и полномочия.
  • 57.Правовой статус избирательной комиссии муниципального образования.
  • 58.Муниципальная служба: понятие, правовые основы, принципы.
  • 59.Муниципальные должности: понятие, категории, группы, реестры.
  • 60.Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы.
  • 61.Правовой статус муниципального служащего.
  • 62.Порядок поступления на муниципальную службу. Прекращение муниципальной службы.
  • 63.Порядок прохождения муниципальной службы.
  • 64.Местный референдум: понятие, правовая основа проведения, круг вопросов, по которым проводится местный референдум.
  • 65.Порядок проведения местного референдума, юридическая сила решений, принятых на референдуме. Обстоятельства, исключающие проведение референдума.
  • 66.Муниципальные выборы: понятие, правовая основа, назначение выборов, образование избирательных округов и участков, выдвижение и регистрация кандидатов, агитация.
  • 67.Проведение муниципальных выборов: голосование, определение итогов выборов, обжалование их результатов.
  • 68.Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
  • 69.Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
  • 70.Правотворческая инициатива граждан на местном уровне.
  • 71.Собрания, сходы, конференции граждан. Правовая основа, порядок проведения, юридическая сила принятых решений.
  • 72.Обращения граждан в органы местного самоуправления: понятие, виды, правовая основа, порядок рассмотрения.
  • 73.Публичные слушания: понятие, виды (обязательные и необязательные), организация и проведение.
  • 74.Территориальное общественное самоуправление: понятие и характеристика.
  • 75.Местные общественные объединения: понятие, виды и правовой статус.
  • 76.Собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования: понятие и правовой режим.
  • 77.Понятие и состав экономической основы местного самоуправления.
  • 78.Муниципальная собственность: понятие, состав, реестры имущества, субъекты права муниципальной собственности.
  • 79.Особенности участия муниципального образования в гражданско - правовых отношениях.
  • 80.Способы и порядок защиты муниципальной собственности.
  • 81.Формирование муниципальной собственности: законодательная основа, порядок, регистрация права собственности. Управление и распоряжение муниципальным имуществом.
  • 82.Местные финансы: понятие, состав, принципы формирования и использования.
  • 83.Понятие и содержание местного бюджета: структура, доходная и расходная части, дотации, субвенции, субсидии.
  • 84.Муниципальные заимствования. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях.
  • 85.Понятие бюджетного процесса. Стадии бюджетного процесса. Рассмотрение и утверждение бюджета.
  • 86.Финансовый контроль в бюджетном процессе.
  • Глава 26.Основы государственного и муниципального финансового контроля.
  • 87.Полномочия органов местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере.
  • 88.Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования.
  • 89.Полномочия органов местного самоуправления в области культуры, физической культуры и спорта.
  • 90.Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
  • 91.Полномочия органов местного самоуправления в сфере социальной защиты.
  • 92.Полномочия органов местного самоуправления в жилищно - коммунальной сфере.
  • 93.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  • 95.Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, перед физическими и юридическими лицами и перед государством.
  • 96.Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
  • 97.Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиям.
  • 98.Гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления.
  • 99.Экономические гарантии местного самоуправления.
  • 100.Судебная и иные формы защиты местного самоуправления.
  • 75.Местные общественные объединения: понятие, виды и правовой статус.

    Важное место в политической системе, как механизме реализации суверенитета народа, занимают общественные организации. Право граждан России на создание этих организаций закреплено в ст. 30 Конституции РФ, которая устанавливает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо общественное объединение или пребыванию в нем. В настоящее время деятельность общественных объединений регулируется Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года , а также законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года . Основными видами общественных организаций являются: политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и др.

    Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Создаваемые общественные объединения должны регистрироваться в установленном законом порядке и приобретать права юридического лица. Такие объединения могут функционировать и без государственной регистрации, но тогда они не приобретут прав юридического лица.

    Общественная организация – это основанное на членстве ОО, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

    Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое ОО, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

    Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства ОО, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлении и использование данного имущества на общественно полезные цели.

    Общественное учреждение – это не имеющее членства ОО, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным целям объединения.

    Орган общественной самодеятельности – это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализации программ органа по месту его создания.

    Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, образуя новые общественные объединения. По территориальной сфере деятельности общественные объединения классифицируются на общероссийские, межрегиональные и местные.

    Политические партии выражают политическую волю своих членов, участвуют в формировании органов государственной власти и в ее осуществлении через избранных в эти органы представителей. Партии имеют право выдвигать кандидатов в представительные органы, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, оформлять депутатские группы и фракции.

    Массовые общественные движения преследуют политические и иные цели и не имеют фиксированного членства. В законодательстве установлено, что военнослужащие и лица, занимающие должности в правоохранительных органах, в своей служебной деятельности руководствуются законом и не связаны решениями партий и массовых общественных движений.

    Профессиональный союз (профсоюз) – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

    Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей работы. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общественной.

    Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

    Учредителями общественного объединения являются физические лица и получившие правоспособность юридических лиц общественные объединения, созвавшие съезд, конференцию или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения (Приложения А, Б, В, Г), и формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредители общественного объединения -физические и юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.

    Членами общественного объединения являются физические лица и получившие права юридического лица другие общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения – физические и юридические лица – имеют равные права и несут равные обязанности.

    Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом. Они имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения этих требований могут быть исключены из общественного объединения.

    Участниками общественного объединения являются физические и получившие право юридические лица другие общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и его конкретным акциям, а также принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия (если иное не предусмотрено уставом данного общественного объединения). Участники общественного объединения – физические и юридические лица – имеющие равные права и несут равные обязанности.

    "