МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.

Согласно части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Вместе с тем согласно части 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 данного Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом положений Закона N 44-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион, в случае если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2015 г. N 740-р "О внесении изменений в Перечень товаров, работ, услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р" в перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р, из позиции, определенной кодом 70, исключен код 70.31.15 "Услуги по оценке за вознаграждение или на договорной основе".

Таким образом, закупка по позиции, которая не входит в перечень, установленный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ, осуществляется любым способом в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ.

Так, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, заказчик вправе осуществить закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, установлены приложением N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг…" (далее — постановление N 99).

Так, приложение N 2 к постановлению N 99 содержит пункт 7 "Выполнение работ по определению кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки".

Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

О способах закупки услуг по оценке недвижимого имущества

12.05.2016


Общие сведения

Федеральное законодательство устанавливает, что в определенных случаях юридические лица должны в обязательном порядке закупать страховые услуги. Относятся эти случаи и к государственным организациям и коммерческим организациям с государственным участием. Например, это касается обязательного страхования жизни и здоровья работников определенных государственных организаций (от судебных приставов до Президента РФ) 1 ; обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) 2 ; обязательного страхования имущественных интересов владельца опасного объекта, связанных с его обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшими 3 т.д. При закупке соответствующих страховых услуг указанные выше заказчики должны руководствоваться либо федеральным законом о контрактной системе (44-ФЗ), либо федеральным законом о закупках ТРУ отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) - ничто не освобождает заказчиков от применения положений данных законов при закупке страховых услуг.

Установленные особенности закупки страховых услуг

В самом тексте 44-ФЗ говорится лишь о том, что заказчик должен применять закрытые способы определения поставщиков (конкурс или аукцион) при заключении контрактов на страхование ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств 4 . Каких-либо иных особенностей или ограничений в закупке страховых услуг этот закон, равно как и 223-ФЗ, а также их подзаконные нормативные правовые акты, не предусматривают. Поэтому заказчики в первом случае почти всегда, а во втором просто всегда могут осуществлять необходимые закупки у страховых компаний на общих условиях, предусмотренных соответствующими федеральными законами. Конечно, в случае 44-ФЗ таких общих условий и ограничений в самом законе больше, а в случае 223-ФЗ - гораздо меньше.

Практика закупки обязательных страховых услуг

Выборочный просмотр данных о закупках, имеющихся на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), позволяет увидеть, что заказчики используют для закупки обязательных страховых услуг различные способы. Можно встретить и запрос котировок, и электронный аукцион, и открытый конкурс, и запрос предложений (в рамках 223-ФЗ), и закупку у единственного поставщика. Кратко рассмотрим конкретные примеры в разрезе применяемых способов и видов обязательного страхования.

Запрос котировок

В начале апреля 2016 г. заказчик (Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления МВД РФ по Кировской области») в рамках 44-ФЗ провел запрос котировок для закупки услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств 5 . НМЦК была определена путем применения метода сопоставимых рыночных цен и установлена в размере 242 598,07 руб. Котировочные заявки поступили от 5 страховых компаний, каждая из которых предложила цену, равную НМЦК. Заявка 1 участника была отклонена, а из оставшихся 4 участников победителем в соответствии с установленными правилами 6 был выбран тот, чья заявка поступила раньше остальных.

Электронный аукцион

Весной 2015 г. заказчик (государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области «Профессиональный лицей № 59») в рамках 44-ФЗ провел аукцион на закупку услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта (газовой котельной) 7 . НМЦК была определена путем применения метода сопоставимых рыночных цен и установлена в размере 43 333,33 руб. В аукционе приняли участие две страховые компании, обе они «опустились» в цене примерно до одного уровня (37 383,32 руб. и 37 599,98 руб.), контракт соответственно был заключен с участником закупки, предложившим наименьшую цену.

Открытый конкурс

В марте 2016 г. заказчик (казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центроспас-Югория») при участии уполномоченного органа (окружного департамента государственного заказа) в рамках 44-ФЗ провел конкурс для закупки услуг по обязательному государственному личному страхованию жизни и здоровья работников противопожарной службы 8 . Предмет конкурса состоял из 9 лотов (применительно к отдельным территориальным подразделениям заказчика), по каждому из которых путем применения метода сопоставимых рыночных цен была установлена НМЦК - от 155,04 до 478 тыс. руб. В конкурсе приняли участие 3 страховых компании, каждая из которых представила свое предложение по каждому лоту. При этом цена их предложений варьировалась в достаточно большом диапазоне - например, по одному лоту с НМЦК в размере 278 тыс. руб. этот диапазон составил от 173,85 до 274,5 тыс. руб. Оценка конкурсных заявок проводилась по двум критериям - цена контракта (значимость 60 %) и квалификация участника закупки (значимость 40 %). По второму критерию использовались в свою очередь два показателя. Первым был «положительный опыт оказания аналогичных услуг для государственных нужд», он должен был подтверждаться копиями государственных контрактов за предшествующие 3 года, при этом стоимость каждого из таких контрактов должна была составлять не менее 70% НМЦК лота, на который подавалась заявка, значимость показателя при оценке критерия составляла 30 %. Второй показатель - «количество муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в которых находятся филиалы участников закупки с опытом работы не менее 3 лет и имеющие полномочия по урегулированию убытков и осуществлению страховых выплат». Этот показатель имел значимость 70 % и должен был подтверждаться справкой участника и копиями его документов (устав, уведомление о постановке филиала на налоговый учет и т.д.). Победителем конкурса стала страховая компания, которая почти в два раза опередила своих конкурентов по итоговому рейтинговому баллу, поскольку значительно превзошла их как по ценовому, так и по квалификационному критерию.

Запрос предложений

В марте 2016 г. заказчик (Черкесское городское муниципальное унитарное предприятие «Троллейбусное управление») в рамках 223-ФЗ провел запрос предложений для закупки услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров 9 . Максимальная цена договора составила 405 887,20 руб. На торги поступили предложения от 3 страховых компаний с одинаковой ценой предложения равной начальной цене договора. Закупочная комиссия проводила балльную оценку предложений по следующим 5 критериям: 1) цена договора; 2) рейтинг надежности страховой компании (в соответствии с оценкой рейтингового агентства «Эксперт РА»); 3) объем произведенных выплат по страхованию гражданской ответственности за 9 месяцев 2015 г.; 4) размер уставного капитала компании; 5) возможность предоставления заказчику отсрочки уплаты второй половины страховой премии до 1 августа 2016 г. Поскольку ценовые параметры участников закупки были равными, конкуренция при оценке фактически реализовывалась по неценовым критериям. В итоге, участники получили от 46 до 80 баллов, и победителем стала компания, набравшая наибольшее число баллов.

Закупка у единственного поставщика

Хотя непосредственно закупка страховых услуг не отнесена 44-ФЗ к установленным случаям закупки у единственного поставщика, заказчики, работающие по 44-ФЗ, могут применять этот способ, если размер страховой премии не превышает 100 тыс. руб., а в случае некоторых видов поставщиков - 400 тыс. руб.10 .

А вот что касается осуществления закупок по 223-ФЗ, то здесь данный способ активно применяется заказчиками и при весьма больших объемах закупок. Например, в марте 2016 г. муниципальное казенное предприятие г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» купило у единственного поставщика услуги обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров 11 . Цена заключенного таким способом договора составила 4 273,4 тыс. руб. Отметим, что в положении о закупке данного поставщика закупка страховых услуг отнесена именно к случаям закупки у единственного поставщика.

Анализируя приведенные примеры, нетрудно заметить, что когда размер страховых тарифов регулируется государством (например, как в случае тарифов по ОСАГО 12), ценовой критерий оценки заявок участников закупки фактически не работает - участники предоставляют одинаковые ценовые предложения. Поэтому применение здесь таких способов закупки как запрос котировок или аукцион по большому счету нецелесообразно, ведь конкуренция превращается в «бег на скорость» - победителем становится тот, кто быстрее подал котировочную заявку или сделал предложение о цене. Более правильным подходом можно считать применение тех способов закупки, которые обеспечивают возможность оценки и по неценовым критериям - см. выше примеры проведения конкурса в рамках 44-ФЗ и запроса предложений в рамках 223-ФЗ. Достаточная свобода в выборе способов закупки может быть у пользователей 223-ФЗ (номенклатуру и условия используемых способов он сами и определяют в своих положениях о закупке). Что же касается пользователей «строгого» закона о контрактной системе, то таким доступным для них способом может быть только открытый конкурс, поскольку страховые услуги не попадают в «поле применения» других «не только ценовых» способов, которые предусмотрены в 44-ФЗ (запрос предложений, двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием). Дополнительно отметим, что услуги по страхованию не включены в перечень тех услуг, которые заказчики в рамках 44-ФЗ обязаны закупать только через электронный аукцион 13 , так что приверженность этому способу закупки не является здесь какой-то неизбежностью.

Также обратим внимание, что заказчики, работающие по 44-ФЗ, используют для определения НМЦК метод сопоставимых рыночных цен даже в том случае, когда страховые тарифы подлежат государственному регулированию, то есть когда должен был бы применяться тарифный метод. Понятно, почему они так поступают - проще запросить цены у страховых компаний, сообщив им сведения о характеристиках своих предметов страхования, чем вычислять эту цену самим на основе утвержденных тарифов и коэффициентов. Хотя по букве закона, если страховые тарифы формируются в рамках государственного регулирования, то должен применяться именно тарифный метод 14 .

Кроме того, могут иметь место ситуации, когда участники закупки в своем стремлении стать победителем в буквальном смысле «любой ценой» могут снижать предлагаемые ими цены ниже установленных государством страховых тарифов. В особенности эти ситуации встречаются в сфере ОСАГО. Обратим внимание, что даже если в ФАС по итогам такой закупки поступает жалоба от проигравшего участника, который указывает на несоответствие цены победителя требованиям законодательства РФ в отношении закупаемого вида обязательного страхования, то ФАС может признать эту жалобу необоснованной 15 . Такое мнение ФАС основывается на том, что нарушений самого закупочного» законодательства здесь нет, хотя при этом может и признаваться возможное нарушение страхового законодательства. Но в практике решений ФАС есть и другие примеры - ФАС может тщательно разобраться в вопросе формирования размера страховой премии и признать правомерным отклонение заказчиком заявки, цена которой (размер страховой премии) не соответствует требованиям нормативных правовых актов РФ, регулирующих соответствующие отношения в сфере обязательного страхования 16 . Данное мнение ФАС при проведении конкурса в рамках 44-ФЗ в свою очередь основывается на том, что в этом случае участник закупки предоставляет в своих документах недостоверную информацию, а это является основанием для его отстранения от участия в закупке 17 .

Для недопущения подобной ситуации можно рекомендовать заказчикам включать в закупочную документацию требование о соблюдении участниками закупки установленных размеров страховых тарифов, подлежащих государственному регулированию. Например, если по 44-ФЗ осуществляется закупка услуг по ОСАГО, то реализация данной рекомендации может происходить в рамках установления такого единого требования к участникам закупи как «соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки» 18 - согласно федеральному законодательству страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России, а установленные им страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя 12 . В случае если участник закупки не выполняет данное требование, его заявка должна отклоняться. Также можно посоветовать как заказчикам, так и добросовестным участникам закупки, которые сталкиваются со злостным неправомерным занижением размера страховой премии со стороны конкретных страховщиков (конкурентов) направлять соответствующие обращения о данных фактах в орган страхового надзора, которым является Центральный банк РФ 19 , а также в профессиональные объединения страховщиков.

В частности, в сфере ОСАГО таким объединением является Российский союз страховщиков (РСА), членство в котором является обязательным для осуществляющих ОСАГО страховщиков 20 . Исключить же из РСА могут в случае, если член РСА не соответствует требованиям, предъявляемым к члену РСА правилами профессиональной деятельности, и/или если член РСА своими действиями (бездействием) наносит существенный вред интересам РСА и/или интересам других членов РСА, связанным с осуществлением ими обязательного страхования 21 . Неправомерное занижение страховщиком размера страховой премии при участии в закупках как раз подпадает под эти определения.

1 См., например, Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»

2 Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

3 Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»

4 П. 3 ч. 1 ст. 84 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5 Извещение № 0840100001016000081

6 Ч. 6 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

7 Извещение № 0358200032415000015

8 Извещение № 0187200001716000074

9 Извещение № 31603428646. Данный вид страхования является обязательным независимо от вида транспорта и вида перевозок в соответствии с положениями Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»

10 Ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

11 Закупка № 31603454677

12 Ст. 8 и ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

13 Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)»

14 Ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Письмо Минэкономразвития России от 09.04.2015 № Д28и-979

15 См., например, Решение Свердловского УФАС России от 29.01.2016 по делу № 131-З

16 См., например, Решение Иркутского УФАС России от 13.01.2016 № 3

17 Ч. 3.1 ст. 53 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

18 П. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Департаментом имущественных и земельных отношений (далее – департамент) подготовлена документация о проведении открытых аукционов в электронной форме на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов и земель промышленности. В связи с принятием Федерального закона № 225-ФЗ от 21.07.2014г. «О внесении изменений в Федеральный закон № 135-ФЗ от 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации (далее – закон об оценочной деятельности)» с 22 июля 2014 года вступили в силу изменения в указанный закон. В частности, в абзаце первом статьи 24.14 закона об оценочной деятельности сказано, что для проведения работ по определению кадастровой стоимости привлекаются лица на конкурсной основе в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. Согласно законодательству о контрактной системе заказчик имеет право на выбор одного из конкурентных способов осуществления закупки. Исходя из вышеизложенного, прошу разъяснить вправе ли государственный орган проводить открытый аукцион для осуществления данного вида работ, либо необходимо проведение конкурсных процедур?

  • Вопрос: №909 от: 2014-08-24.

Согласно статье 24.14. ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для проведения работ по определению кадастровой стоимости привлекаются на конкурсной основе лица, имеющие право на заключение договора на проведение оценки, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 2 ст. 59 Закона 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.

В рамках Распоряжения Правительства РФ от 31 октября 2013 г. N 2019-р услуги, связанные с недвижимым имуществом по коду 70 <8> Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (далее - ОКПД) включены в перечень товаров, работ, услуг в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион.

Согласно ОКПД в общий класс (код) 70 входит группировка (подкласс) 70.31.15.000 услуги по оценке за вознаграждение или на договорной основе. Эта группировка включает оценку жилых и нежилых зданий и земельных участков, а также свободных земельных участков для жилой и нежилой застройки.

В соответствии с ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Таким образом, кадастровая оценка земельных участков является одним из видов оценки. Следовательно, закупка услуг по кадастровой оценке земельных участков должна проводиться с помощью процедуры электронного аукциона.

По нашему мнению, под конкурсной основой законодатель подразумевает необходимость проведения конкурентных процедур.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Федеральный закон №44 был издан для регулирования контрактных отношений в области госзакупок товаров, работ, услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ФЗ 44 для чайников регламентирует все правовые договорные отношения проводимые на государственном уровне. Законопроект был принят в Государственной Думе 22 марта 2013 года, через 5 дней он был одобрен Советом Федерации. Датой вступления закона в силу считается 5 апреля 2013 года.

  1. (Ст. 1-15) Описаны общие положения настоящего закона, т.е. в какой сфере применяется, основные понятия, принципы заключения контрактов и далее;
  2. (Ст. 16-23) Здесь описаны правила по планированию госзакупок;
  3. (Ст. 24-96) Описывается по каким правилам осуществляются госзакупки и какими характеристиками должен обладать поставщик (участник, исполнитель или подрядчик). Детально статью 34 можно изучить здесь;
  4. (Ст. 97-98) 4-ая глава содержит в себе аспекты мониторинга закупок и аудит в сфере госзакупок;
  5. (Ст. 99-104) В эту главу часто вносились изменения, т.к. она является одной из важных составляющих ФЗ 44 для чайников, статьи в этой главе регламентируют контроль в сфере госзакупок;
  6. (Ст. 105-107) Данная часть законодательного акта содержит информацию по разрешению споров;
  7. (Ст. 108-111) Каждая статья этой главы посвящена особенностям заключения и исполнения контракта при отдельных видах госзакупок;
  8. (Ст.-112-114) Последняя глава содержит заключительную информацию ФЗ 44 для чайников.

В вышеуказанные главы государственные власти вносили изменения 7 июня 2017 года. Законная сила ФЗ 44 для чайников наступила 18 июня 2017.

Основные моменты

Чтобы участвовать в госзакупках, необходимо знать положения ФЗ 44 для чайников. Требования и инструкция, как работать с ФЗ 44 для начинающих (чайников):

  • соответствовать критериям, указанным в законодательстве России, чтобы лица вправе были осуществлять поставку товара (услуг);
  • компания поставщика не находится на стадии банкротства или ликвидации;
  • деятельность компании поставщика не приостановлена на законодательном уровне, например, по КоАП России;
  • у организации поставщика нет долговых обязательств по налогам и сборам;
  • у лица, выступающего в роли потенциального поставщика, не должно быть судимости в сфере экономических преступлений;
  • по 44 Федеральному Закону для чайников, при заключении контракта нет конфликта интересов;
  • компания поставщика не принадлежит к офшорным организациям.

Условия проведения госзакупок:

  • Все сделки по покупке товаров (услуг) заключаются через специально разработанный сайт;
  • Заказчики указывают свои данные в системе (указываются данные, согласно ФЗ 44 для чайников). Поставщики обязаны пройти аккредитацию на электронных торговых площадках;
  • Все потенциальные поставщики, вправе в поисковой системе на сайте госзакупок найти подходящие для них заказы, затем принять участие в торгах;
  • По 44 ФЗ для чайников, когда заказчик выбирает наиболее выгодный для себя вариант, то заключает контракт с поставщиком. На основании контракта стороны выполняют свои обязательства.

Разница между ФЗ 44 и ФЗ 223

Система закупок в обоих законах одинаковая, но по ФЗ 44 для чайников есть ограничение — госзакупка осуществляется только у одного поставщика.

Требования к заказчикам в обоих законах разные.

По ФЗ 44 для чайников в качестве заказчиков могут выступать:

  • государственные бюджетные учреждения;
  • муниципальные.

По ФЗ 223 для чайников в качестве заказчиков вправе выступать:

  • предприятия, где есть доля государства больше 50%;
  • организации, занимающиеся определенными видами деятельности — водоснабжение, энергетика и т.д.;
  • организации монополисты — газовые, РЖД и т.д.;
  • бюджетные организации, осуществляющие госзакупки за счет внебюджетных средств (например, за счет грантов).

Закупки по 44 ФЗ: с чего начать?

Начать процедуру участия в государственных госзакупках затруднительно. Все самое важное, что нужно знать из 44 ФЗ о госзакупках:

  • изучить Федеральный Закон 44 для чайников;
  • подготовить пакет документов, подтверждающий права организации на принятие участия в торгах;
  • подготовить пакет документов на товар (услугу), соответствующий требованиям заказчика;
  • разработать систему мероприятий, которые проводятся до заключения контракта;
  • назначить ответственных лиц за проведение мероприятий.

Для заключения контракта необходимо учитывать сроки, установленные Федеральным Законом 44.

Скачать текст закона

По 44 ФЗ для чайников, госзакупки делятся на:

  • конкурсы;
  • аукционы (электронное размещение заказов);
  • котировки;
  • госзакупка у единственного поставщика.

Чтобы стать поставщиком, необходимо изучить ФЗ 44 для чайников. Скачать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно по .