Обеспечение жителей МО Кондинский район качественным и своевременным социальным обслуживанием в учреждении. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в специализированных, в социально –реабилитационных, в отделении и интернате малой вместимости граждан пожилого возраста и инвалидов. Социальная реабилитация и адаптация детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях дневного пребывания. Социальная реабилитация детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями в условиях дневного и круглосуточного пребывания. Организация отдыха и оздоровления детей и подростков, нуждающихся в особой заботе государства в летний период. Укрепление материально-технической базы учреждения.

По данным отдела сбора и обработки статистической информации Ханты-Мансийскстата в Кондинском районе на территории Муниципального образования Кондинский район проживает 35407 человек, из них дети в возрасте от 0 до 14 лет – 8273 человека, 18 лет – 616 человек, коэффициент семейности по данным переписи 2002 года составляет 2,9, т. е. общее количество семей, проживающих на территории района составляет 6202, семей, имеющих несовершеннолетних детей – 5344. Общее количество пенсионеров составляет 9247 человек; взрослых инвалидов – 1718 человек, детей-инвалидов – 121 человек.

На территории района проживает значительное количество граждан пожилого возраста. Следовательно, численность экономически активного населения сравнительно невысока, около 20 тыс. человек. В связи с сокращениями производства вырос уровень и, как следствие низкий уровень жизни определенной части населения. Неблагоприятные экономические показатели повлекли за собой рост семейного неблагополучия: семейные конфликты, детская и подростковая беспризорность, алкоголизм и т. п.

Дифференциация демографических показателей в районе, а также анализ возрастных и социальных потребностей позволяет прогнозировать значительную востребованность в социальных услугах, предоставляемых «Комплексным центром социального обслуживания населения «Фортуна».

В настоящее время форма социального обслуживания действительно получила широкое распространение в Кондинском районе. Для многих жителей Кондинского района, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, наш Комплексный центр стал местом, где они могут получить помощь. На сегодняшний день около трети жителей района получают услуги нашего центра.

Анализ реализации программы.

Оценка эффективности программы с целью выявления ее сильных и слабых сторон, перспектив дальнейшего развития.

4. Краткая характеристика программных мероприятий

Обеспечение жителей МО Кондинский район качественным и своевременным социальным обслуживанием.

Деятельность Учреждения направлена на проведение социальных, оздоровительных, педагогических, профилактических и иных мероприятий, в связи, с чем Учреждение осуществляет:

Мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально - экономического благополучия граждан на территории МО Кондинский район. Проведение анализа качества жизни и уровня благополучия граждан, посредством социологических и мониторинговых исследований на всей территории обслуживания Учреждением; Выявление и учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, постоянного и временного характера ее предоставления. Осуществление раннего выявления и постановки на учёт граждан оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации и граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке, с целью оказания им помощи; Оказание гражданам социальных, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-экономических, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых и консультативных услуг, в соответствии перечню социальных услуг гарантированных национальным стандартом РФ. Расширение спектра предоставляемых услуг и постоянное усовершенствование качества оказания социальных услуг; Социальную поддержку семей и детей, участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав. Деятельность, направленная на ранее выявление неблагополучия в семьях, на снижение и профилактику социального сиротства, организацию профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, подростковых правонарушений и преступлений; Внедрение и развитие в практику новых форм и методов социального обслуживания, в том числе системы менеджмента качества учреждения. С целью увеличения показателей эффективной деятельности Учреждения; Проведение мероприятий по повышению профессионального уровня сотрудников Учреждения. С целью обеспечения постоянной профессиональной пригодности и повышения эффективности кадрового потенциала специалистов Учреждения; Организация и проведение информационно-просветительской работы с гражданами района, посредством работы со , а также изготовления и распространения , методических материалов, листовок, памяток и т. п.; Организация и проведение методических, обучающих и иных семинаров, конференций и других мероприятий, способствующих повышению эффективности социальной помощи населению. Привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, службы занятости и другие), а также общественных организаций и объединений, для организации совместной деятельности по оказанию комплексной социальной поддержки гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям и несовершеннолетним, детям с ограниченными возможностями и детям – инвалидам и гражданам, попавшим в экстремальную ситуацию; Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями и детей – инвалидов. Создание условий для воспитания и социализации данной категории детей, охраны и укрепления здоровья, обеспечение интеллектуального и личностного развития, организации досуга, максимального развития творческих способностей детей, с ограниченными физическими и умственными возможностями, формирование потребностей к саморазвитию и самообразованию; Проведение курсов реабилитации детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями в условиях круглосуточного пребывания на базе реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями гп. Междуреченский, по программе «Вместе с мамой»; Социальную реабилитацию и адаптацию детей с ограниченными возможностями и детей, нуждающихся в особой заботе государства в филиале учреждения гп. Кондинское; Социальную реабилитацию граждан пожилого возраста и инвалидов по путевочной, курсовочной системе в условиях дневного и (или) круглосуточного пребывания; Обслуживание больных в терминальной стадии и улучшение им медицинской помощи в стационарных условиях на базе отделения – интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов.

5.Принципы социального обслуживания в учреждении

Социальное обслуживание в Учреждении основывается на следующих принципах:

Дифференцированный и адресный подход – дифференциация помощи различным категориям населения с реальным положением каждого клиента; Равенство и доступность – недопустимость любых форм дискриминации клиентов учреждения, независимо от их национальных, культурных, региональных различий, в ходе оказания социальной помощи и социальных услуг. Доступность социальной помощи всем нуждающимся в ней гражданам; Комплексность – охват всех сторон жизнедеятельности клиента, обеспечение ему всесторонней помощи со стороны учреждения для решения проблемы; Добровольность – принятие клиентом помощи со стороны учреждения только на добровольных началах; Гуманность – уважительное отношение к клиенту, проявление человеколюбия и человечности к нему; Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; Конфиденциальность – неразглашение работниками учреждения информации о клиенте без его устного или письменного разрешения. Информирование клиента, насколько это возможно, о раскрытии конфиденциальной информации и возможных последствиях при обсуждении услуг, прежде чем раскрывать информацию (согласно требованиям законодательства или с согласия клиента); Профилактическая направленность – ориентация социальной помощи на предупреждение негативных явлений, осуществляемая на основе анализа и прогноза развития ситуации; Обратная связь – наличие и развитие прямой и обратной связи между клиентом и учреждением; Всесторонняя обоснованность – правовое, экономическое, научное обоснование социальной деятельности учреждения.

6.Базовые ценности Учреждения

    Клиент Учреждения – его индивидуальность, интересы, потребности, возможности; Сотрудник Учреждения – его индивидуальность, мотивация на его и личностный рост; Коллектив единомышленников – одно из основных условий существования и развития Учреждения; Культура отношений – одна из важнейших составляющих гармоничного общества, следовательно матрицы отношений:

сотрудник – клиент; коллега – коллега; руководитель – подчиненный-руководитель.

7. Механизм реализации программы

Реализация программы осуществляется Бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Фортуна». Осуществляя взаимодействие со всеми субъектами профилактики, а также в рамках сотрудничества с и иных заинтересованных учреждений.

Решение задач, указанных в программе, обеспечивается в рамках реализации законодательных и иных актов, внедрения новых форм и методов работы, а также активизации программно-целевой деятельности в учреждении.

8. Ожидаемые результаты

1.Обеспечение выполнения государственного задания в соответствии с утверждённым перечнем государственных услуг (работ), оказываемых учреждением в качестве основных видов деятельности. Увеличение количества социальных услуг, предоставляемых учреждением.

2.Улучшение качества и увеличение объема реабилитационных, адаптационных мероприятий и услуг, предоставляемых несовершеннолетним, нуждающимся в особой заботе государства, в том числе детям - инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья.

3.Улучшение качества жизни пожилых граждан.

4. Получение подтверждения востребованности в курсах реабилитации детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями в условиях круглосуточного пребывания по программе «Вместе с мамой». Стабильная реализация 85-90% путевок на курсы реабилитации.

5. Эффективная работа социально - реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями и детей, нуждающихся в особой заботе государства в гп. Кондинское.

6. Обеспечение доступности стационарной медицинской помощи больным в терминальной стадии.

Заключение

Реализация программы приведет к получению ряда важных социальных результатов на территории МО Кондинский район:

Обеспечению доступности и повышению качества социальных услуг, эффективности социального обслуживания населения;

Обеспечению социальным обслуживанием тех категорий клиентов, которые в силу объективных причин не в состоянии помочь себе самостоятельно;

Активизация кадрового потенциала сотрудников Учреждения, посредством привлечения их к участию в курсах повышения квалификации, семинарах и конкурсах.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, будет способствовать оптимизации эффективной деятельности Учреждения, приведению ее в соответствие со стандартами. Спектр социальных услуг, оказываемых гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, качественно улучшится и путем внедрения новых социальных технологий и использования творческого потенциала коллектива Учреждения. Доступность и качество социальных услуг как конечный результат реализации программы, будет свидетельствовать, во-первых, об устойчивости социального обслуживания населения на территории МО Кондинский район в части обеспечения интересов граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, во-вторых, о готовности учреждения максимально удовлетворять нуждаемость граждан в социальном обслуживании и социальных услугах, в третьих, охват большего количества семей воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающими на административных территориях МО Кондинский район и предоставление всех видов услуг нуждающимся гражданам-что в свою очередь благоприятно скажется на показателях деятельности учреждения.

Приложение 1

Законодательная и нормативно-правовая основа социального обслуживания в Учреждении

В настоящее время социальное обслуживание населения регламентируется следующими нормативными :

Федеральный закон от 01.01.01 года №-178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

Федеральный закон от 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.01.01 года;

Федеральный закон от 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.01.01 года;

Федеральный закон от 01.01.01 года «О инвалидов в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.01.01 года;

Федеральный закон от 01.01.01 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.01.01 года;

Федеральный закон от 01.01.01 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Постановление Правительства ХМАО-Югры от 01.01.01 года «Об организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в ХМАО-Югре»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»;

Постановление правительства ХМАО-Югры от 01.01.01 года №19-П «О перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, и положении о порядке и условиях предоставления бесплатных, частично оплачиваемых и платных социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам В ХМАО-Югре»;

Постановление Правительства ХМАО-Югры от 01.01.01 года «О порядке и условиях предоставления бесплатных и оплачиваемых социальных услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в ХМАО-Югре»;

Постановление правительства ХМАО-Югры от 01.01.01 года №4-П «Об о порядке и условиях оплаты стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидам, и внесении изменений в постановление Правительства автономного округа от 01.01.01 года »;

Постановление Правительства ХМАО-Югры от 01.01.01 года «О порядке предоставления социальных услуг несовершеннолетним находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации в учреждениях социального обслуживания ХМАО-Югры»;

Постановление Правительства ХМАО-Югры от 01.01.01 года «О порядке установления государственных стандартов социального обслуживания населения в ХМАО-Югре»;

Постановление Правительства ХМАО-Югры от 01.01.01 года «О порядке определения и содержания граждан пожилого возраста и инвалидов в дома-интернаты общего и психоневрологического типов ХМАО-Югры»;

Постановление Правительства ХМАО-Югры от 01.01.01 года «Об организации социальной работы по участковому принципу в ХМАО-Югре»;

Постановление Правительства ХМАО-Югры от 01.01.01 года «О порядке и условиях предоставления социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий в ХМАО-Югре»;

Устав учреждения;

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 01.01.01 года);

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качество социальных услуг. Основные положения» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и от 01.01.01 года. .);

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения; Классификация учреждений социального обслуживания» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.01.01 года);

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52497-2005 "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.01.01 г. N 534-ст);

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52884-2007 «Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.01.01 года);

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52885-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.01.01 года);

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52885-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.01.01 года);

Положения о структурных подразделениях;

Должностные инструкции специалистов учреждения, оказывающих социальные услуги.

Иные акты Российской Федерации, ХМАО - Югры, Департамента труда и социальной защиты населения.

В целях усиления социальной защищенности, повышения качества жизни граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем совершенствования системы социального обслуживания постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 сентября 2007 г. № 1229 была утверждена Программа развития и оптимизации сети учреждений социального обслуживания до 2010 года. Реализация Программы позволила:

для стационарных учреждений социального обслуживания:

ликвидировать очередность на поселение граждан, нуждающихся по медицинским показаниям в стационарном социальном обслуживании;

привести площади спальных помещений в соответствие с установленными санитарными нормами;

обеспечить безопасное проживание граждан и т.д.;

для территориальных центров социального обслуживания:

охватить социальным обслуживанием всех нуждающихся нетрудоспособных граждан, проживающих в отдаленных малонаселенных сельских пунктах, в том числе путем использования развитой социальной инфраструктуры агрогородков, малых и средних городов республики;

укрепить материально-техническую базу центров в целях создания условий для их эффективного функционирования и дальнейшего развития, а также реализации принципа доступности, индивидуального подхода и адресности при предоставлении социальных услуг и т.д.

По состоянию на 1 января 2011 года в Республике Беларусь насчитывается 22,9 тыс. населенных пунктов, из которых 22,7 тыс. - сельские населенные пункты и 201 - города и поселки городского типа. Численность проживающих в них граждан пожилого возраста (старше 60 лет) - 2,1 млн. человек, из которых 154,3 тыс. человек - одинокие граждане и 573,2 тыс. - одиноко проживающие.

Социальным обслуживанием на дому были охвачены все городские населенные пункты и 58,9% сельских. Практически все одинокие пожилые (99,9%) и одиноко проживающие (97,1%) граждане состоят на учете в территориальных центрах социального обслуживания населения (далее - центры) и получают необходимые виды социальных услуг.

С целью обеспечения населения социальными услугами в полном объеме активно развивается внутренняя структура центров. По итогам 2010 года в центрах работало 815 отделений, из них 32 отделения были открыты.

С целью расширения охвата социальным обслуживанием жителей села в сельских населенных пунктах открываются социальные пункты центров. По состоянию на 1 января 2011 года в республике работают 603 социальных пункта, из них 550 - в сельской местности, 470 - в агрогородках. В 2010 году создано 60 таких пунктов.

На обеспечение доступности социального обслуживания направлена также организация деятельности бригад социального обслуживания на мобильной основе, предоставляющих комплексное социальное обслуживание нетрудоспособным гражданам, проживающим в отдаленных сельских населенных пунктах.

В настоящее время насчитывается 47 таких бригад, помощь получили 6,9 тыс. человек. По сравнению с 2009 годом количество бригад уменьшилась на 5 единиц, что обусловлено износом и недостаточной оснащенностью центров автомобильным транспортом, ограничивающей мобильность таких бригад.

По состоянию на 1 января 2011 года на учете в центрах состояло 1,7 млн. человек, из них численность одиноких граждан пожилого возраста составила 154,3 тыс. человек, одиноко проживающих - 556,6 тыс. человек, одиноких и одиноко проживающих инвалидов I и II групп - 44,4 тыс. человек, молодых инвалидов (до 31 года) - 52 тыс. человек.

Постоянно принимаются меры, направленные на расширение перечня социальных услуг, в том числе оказываемых центрами на платной основе.

В результате на внебюджетные счета центров поступило 16,7 млрд. рублей, из них 10,9 млрд. рублей (65,3 %) заработано отделениями социальной помощи на дому. Полученные средства направляются на дальнейшее развитие социального обслуживания, укрепление материально-технической базы центров и стимулирование труда работников.

Все большее значение приобретает деятельность хозяйственных бригад, оказывающих пожилым людям и инвалидам разовые социально-бытовые услуги:

мелкий ремонт жилых помещений; распиловка и колка дров;

перевозка грузов;

обработка приусадебных участков и др.

Такие услуги нетрудоспособным гражданам оказывают 32 хозяйственные бригады. Всего оказано 198,4 тыс. услуг, помощь получили 56 тыс. человек.

У граждан с физическими ограничениями востребованы услуги по прокату технических средств социальной реабилитации, у семей, в которых одновременно родилось трое и более детей - услуги няни. По итогам 2010 года 62 няни помогают многодетным семьям в уходе за детьми до достижения ими трех лет. Необходимую помощь и уход получают 230 детей.

Всего центрами оказано 4,1 тыс. услуг по прокату средств реабилитации, помощь получили 3,9 тыс. человек.

Численность социальных работников, осуществляющих почасовой дневной уход в надомных условиях за гражданами, утратившими способность к самообслуживанию, составила 143 человека. По сравнению с 2009 годом их численность снизилась на 8 человек.

Снизилась также численность сиделок, оказывающих услуги гражданам, утратившим двигательную активность, что может быть обусловлено достаточно высокой стоимостью таких услуг. По итогам 2010 года численность сиделок составила 81 человек, в 2009 году - 85 человек.

Наиболее востребованы услуги отделений социальной помощи на дому, которые работают во всех центрах. В настоящее время на дому обслуживается 84,5 тыс. человек. По сравнению с 2009 годом их численность увеличилась на 2,2 тыс. человек.

Ежегодно растет доля граждан, обслуживаемых на платной основе. На условиях частичной и полной оплаты обслуживается 77,5 тыс. человек (92%), что свидетельствует о доступности и востребованности социального обслуживания на дому.

С целью оказания содействия гражданам, подвергшимся психофизическому насилию, ставшим жертвами торговли людьми, пострадавшим от преступной деятельности; лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; освободившимся из мест лишения свободы и некоторым другим, в восстановлении способности к жизнедеятельности в социальной среде в 145 центрах функционируют отделения социальной адаптации и реабилитации.

В их составе имеется 31 «кризисная комната», помощь предоставлена 103 гражданам, находящимся в кризисном состоянии (опасном для здоровья и жизни состоянии, в конфликте с другими членами семьи, подвергшимся психофизическому насилию, ставшим жертвами торговли людьми), 754 кружков (клубов) по интересам.

Деятельность отделений дневного пребывания для инвалидов (далее - ОДП) направлена, в том числе, на выполнение поручения Главы государства по обеспечению преемственности перехода выпускников из центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Министерства образования (далее - ЦКРОиР) в центры. В настоящее время численность выпускников ЦКРОиР, посещающих такие отделения, составила 537 человек.

По итогам 2010 года ОДП созданы в 145 центрах, необходимую помощь получили почти 152 тыс. инвалидов. В 2010 году создано 26 таких отделений.

Вопросами социальной реабилитации и адаптации инвалидов занимаются также 7 отделений социальной адаптации, реабилитации и дневного пребывания для инвалидов в Витебской области (в районах, где нет выпускников ЦКРОиР или численность инвалидов недостаточна для открытия ОДП).

С целью проведения трудовой реабилитации и трудотерапии инвалидов в центрах создано 86 реабилитационно - трудовых мастерских, оснащенных необходимыми приспособлениями, инструментами и расходными материалами, для организации досуга и развития творческого потенциала инвалидов функционируют 736 кружков по интересам, проведено 5,9 тыс. культурно-массовых мероприятий. В целом, участие в реабилитационных мероприятиях приняли 125 тыс. инвалидов.

На постоянной основе (ежедневно) отделения посещают 3,3 тыс. инвалидов.

В настоящее время в центрах функционирует 55 отделений круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов (далее - ОКП) на 1942 места. Деятельность таких отделений способствует, в том числе, сокращению очередности на поселение нетрудоспособных граждан в дома-интернаты. В 2010 году создано 6 таких отделений.

В Республике Беларусь существует широкая система материальной поддержки семей с детьми:

пособия в связи с рождением и воспитанием детей;

льготы на питание;

материальная помощь в погашении кредитов на строительство жилья.

Системой социальных пособий охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей численности).

В 2008 году размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет увеличен с 60 до 80% бюджета прожиточного минимума, или на 46%. Среднемесячный размер пособия на детей старше 3-х лет вырос на 18%.

С 1 февраля 2011 г. среднемесячный размер государственного пособия семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3-х лет, установлен в размере 296870 руб. Размер пособия на детей старше 3-х лет повышен до 89 тыс. руб.

Значительное внимание уделяется обеспечению бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. Этот вид помощи в 2010 году получили свыше 44 тыс. детей в возрасте до 2-х лет.

В 2010 г. право на бесплатное питание детей получили все семьи независимо от совокупного дохода при рождении тройни и более детей. Эти семьи могут пользоваться бесплатными услугами няни до исполнения детям трех лет (ранее такая услуга предоставлялась до исполнения детям двух лет).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 января 2011 г. № 47 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 июня 2001 г. № 858 и от 4 апреля 2003 г. № 456» в Перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания системы органов по труду, занятости и социальной защите в соответствии с их профилем, включены услуги по оказанию психологической помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам, а также пересмотрены нормы и нормативы обеспеченности указанных граждан услугами по психологической помощи.

Государственная адресная социальная помощь

За 2010 год государственная адресная социальная помощь предоставлена 165,4 тыс. человек на общую сумму более 50,8 млрд. рублей, средний размер ежемесячного социального пособия составил в среднем 51,2 тыс. рублей в месяц на одного человека, а единовременного - 176,1 тыс. рублей. Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации назначено более 15,2 тыс. человек на общую сумму более 8,4 млрд. рублей.

В 2010 году было освоено 93% средств от запланированных на выплату ГАСП 54,6 млрд. рублей.

В сравнении с 2009 годом в 2010 году произошло увеличение общей суммы назначенной ГАСП на 20,9% за счет 8,4 млрд. рублей, направленных на оплату технических средств социальной реабилитации, а также за счет увеличения на 3 млрд. рублей сумм выплат по единовременному социальному пособию.

Основная сумма помощи в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий выплачивается заявителям в денежной наличной форме. В натуральной форме в 2010 году такие пособия назначены на сумму более 575,9 млн. рублей. В безналичной форме, в том числе для оплаты жилищно-коммунальных услуг, было перечислено 585,9 млн. рублей.

Необходимо отметить, что в 2010 году 88,3 тыс. или 72,3% человек ежемесячное социальное пособие было назначено сразу на 6 месяцев.

В 2010 году из числа получателей ежемесячного социального пособия составляли: 87,8% - семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе: 21,8% -многодетные семьи; 44,9 - неполные семьи; 2% - семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Численность граждан-получателей ГАСП в виде ежемесячного и единовременного социального пособия, проживающих отдельно, или ведущих раздельное хозяйство, в 2010 году составляла 15,2 тыс. человек или 10,1% от общей численности получателей ГАСП, в том числе: 1,7% - одинокие инвалиды I и II групп; 0,1% - одинокие инвалиды III группы, получающие социальную пенсию; 3,4% - одинокие пенсионеры.

Из общей численности получателей ГАСП в 2010 году 48% - проживающие в сельских населенных пунктах.

Внедрение проектного подхода в деятельность учреждения социального обслуживания Шаповалова И.Ф., методист организационно-методического отделения государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Ленинградский комплексный центр социального обслуживания населения», станица Ленинградская Краснодарский край

Аннотация

В статье рассматривается необходимость перестройки организации социальной работы в направлении проектно-ориентированного подхода. Представлены пути повышения профессиональной компетентности сотрудников и приобретения новых компетенций с целью качественного социального обслуживания различных слоев населения.

Ключевые слова: социальное обслуживание, проектный подход, проектно-ориентированная деятельность, социальные программы, проекты

Современная жизнь общества требует значительных изменений в содержании социальной политики, осуществляемой в учреждениях социального обслуживания населения. Специалист по социальной работе в нынешних условиях должен быть ориентирован на решение определенных задач, направленных на улучшение качества жизни населения, гармонизацию отношений в системе «человек – общество». Именно поэтому в ГБУ СО КК «Ленинградский комплексный центр социального обслуживания населения» на первый план выходит задача подготовки специалиста, который готов к осуществлению профессиональной деятельности на высоком интеллектуальном и творческом уровне. Таким образом, обучение ориентировано на приобретение навыка, направленного на четкое определение проблем, поиск нестандартных принципиально новых творческих решений, а также на их применение и внедрение . В связи с поставленной задачей возникла необходимость перестройки организации социальной работы на новое видение с точки зрения проектного подхода с использованием системного мышления, задействовав при этом всех специалистов социальной сферы: заведующих структурными подразделениями учреждения, специалистов по социальной работе, социальных работников, психологов, социальных педагогов, педагогов – организаторов и других сотрудников учреждения. Освоение современных методик реализации проектов, программ по социальному обслуживанию является повышением профессиональной компетенции сотрудников, реализацией их интеллектуально-творческих способностей.

Как любая профессиональная деятельность, обучение технологическому процессу – не одномоментный акт, а поэтапная работа, требующая логического завершения. Подготовительным этапом к решению поставленных задач является определение формы целевого воздействия.

На обучающем семинаре-практикуме «Проектирование как вид деятельности» , который рассматривается как образовательная программа, осуществляется овладение методологией управления проектами. Семинар предполагает подготовку специалистов в социальной сфере по проектированию: во-первых, как обучающую технологию, в основе которой лежит проектный подход; во-вторых, как коллективную деятельность по созданию механизма и путей реализации проекта.

На первом этапе раскрываются понятие «технология социальной работы» как процесс профессионального оказания помощи различного вида человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, с которой самостоятельно он не справляется; алгоритм деятельности специалиста, результатом которого является значимое улучшение жизнедеятельности клиента.

При анализе проблем и выявлении причин их возникновения формулируются цели, четко определяются задачи и их последовательность, а также разрабатываются механизмы и инструменты выполнения .

Для исключения работы с обслуживаемыми гражданами стандартными плановыми методами отрабатываются правила составления программы (рисунок 1).

Рисунок 1 Схема составления программы и плана

Как вид деятельности, проектирование имеет свою структуру. Структура включает в себя несколько относительно самостоятельных, но все же зависимых друг от друга этапов:

  • определение ключевой проблемы;
  • проведение исследований;
  • разработка проектной программы;
  • формирование и оформление проектной документации;
  • реализация продукта проекта.

На рисунке 2 представлена графическая модель реализуемых программ или проектов.


Рисунок 2 Блочная схема программ и проектов

Знание технологической схемы позволяет специалисту в социальном обслуживании получить представления о ходе выполнения предстоящей работы.

Важно понимать, что овладеть проектной культурой нельзя только теоретически. Получив определённый багаж знаний по созданию проекта, приступаем к следующей стадии обучения сотрудников проектированию.

Практическое освоение проектных способов работы осуществляется на семинаре в совместной работе по разработке проекта «Шаг развития» . Это первый ознакомительный приём практической деятельности, который создаёт образец решения конкретных социально значимых проблем категорий граждан, нуждающихся в помощи (рисунок 3).


Рисунок 3 Алгоритм работы над проектом «Шаг развития»

Подготовкой к целевому воздействию стало самостоятельное изучение сотрудниками опубликованного в журналах, методической литературе накопленного опыта в области создания социальных проектов; разработка и выпуск «Методического пособия по проектной деятельности», «Методических рекомендаций по анализу итогов проектной деятельности»; составление презентации.

По её содержанию определяется механизм поэтапной реализации проекта. На первом этапе выделяется актуальность проблематики, которая заключается в необходимости повышения уровня профессиональной компетенции специалистов центра, формулируются цели и ожидаемый результат. При определении целей и результата возможна неоднозначная реакция присутствующих, но этот факт объясним. Во-первых, сопротивление происходит по психологическим причинам: любой человек испытывает смятение чувств, смену настроения, когда сталкивается с изменениями, чем-то новым. Во – вторых, затруднения возникают из-за отсутствия собственного опыта в проектной деятельности. На основе представления ситуации разрабатывается стратегия изменений в сложившейся обстановке и возможности альтернативы. Ключевая цель –изучить методологию реализации проекта и применять ее на практике. После повторения и обобщения последовательности технологического процесса, который был разобран на предшествующем семинаре, происходит знакомство с традиционной моделью проектирования: целеполагание, определение механизма выполнения поставленных задач, подбор инструментария, эффективное использование имеющихся ресурсов, разработка и реализация мероприятий, анализ и документирование .

Второй этап посвящён реализации самого проекта. Каждый участник получает методические материалы. Методическое пособие содержит блоки разработки проекта, факторы, обеспечивающие эффективную его реализацию. Опираясь на механизм разработки проекта, параллельно анализируются и отслеживаются действия, происходящие в аудитории, тем самым подчёркивается включение специалистов в проектную деятельность.

Прогнозирование отрицательных эффектов при вводимых изменениях осуществляется при помощи анкетирования . Это третий этап проекта «Шаг развития». Целевыми показателями являются: уровень методической грамотности и профессиональной компетенции сотрудников, степень вовлеченности участников семинара в проектную деятельность, оценка реализации собственного потенциала каждого участника, количество выдвигаемых проектных идей.

Понимание значения проектно-ориентированной деятельности позволяет современному специалисту коммуникабельнее и эффективнее взаимодействовать с другими участниками проекта (командой проекта), привносить результативный вклад в организацию и реализацию проекта, информативно презентовать проект как профессиональному сообществу (экспертам), так и заказчикам, и пользователям; анализировать и оценивать свои профессиональные и личностные навыки.

Развитие проектного подхода в социальной сфере в Ленинградском КЦСОН в формате программ и проектов для клиентов по оказанию различных социальных услуг, по профилактике здорового образа жизни, по разработке сценариев и мероприятий для различных категорий граждан, информационных и справочных материалов для сотрудников центра направлено на обеспечение социальной культуры, участия каждого специалиста в решении проблем социального обслуживания, благополучия населения.

Результатом внедрения технологии социального проектирования в практику работы центра представляются социальные проекты и программы (таблица 1) для сотрудников и клиентов центра.

Реализованные социальные проекты и программы

Наименование программы (проекта)

Цели и задачи

Результат апробации

«Развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому» Цели: поддержка статуса пожилого человека и инвалида за счёт объёма социально-медицинских услуг путём организации постоянного ухода; содействие в решении проблем членов семьи, занятых трудовой деятельностью.

Задачи: создание благоприятных условий пожилых людей и инвалидов в восстановлении и поддержании утраченных и формирование новых коммуникативных навыков; достижение оптимально возможного уровня жизни инвалидов в домашней обстановке.

Деятельность сиделок «отделения постоянного ухода» уменьшает риск осложнений и обострений имеющихся заболеваний малоподвижных людей, нуждающихся в постоянном уходе в привычной домашней обстановке.
«Агитпоезд «За здоровый образ жизни и счастливую старость» Цели: профилактика оздоровления и расширение представлений о возможностях поддержания здорового образа жизни в пожилом возрасте с ориентацией на активную жизненную позицию; предоставление возможности получения культурного времяпровождения клиентов надомного обслуживания, как в домашней обстановке, так и за её пределами.

Задачи: организация индивидуальных в домашних условиях и коллективных в учреждении площадок (остановок) «агитпоезда» для проведения досуговых мероприятий; развитие навыков организации собственного досуга обслуживаемых граждан.

Правильная организация досуга и отдыха удовлетворяет просветительские потребности лиц пожилого возраста, особенно людей, ограниченных в передвижении вне дома, помогает снять социальное напряжение, замкнутость, предоставляет возможность интегрироваться в общественную жизнь.
«Безопасность жизнедеятельности» Цель: предупреждение и ликвидация летальных исходов граждан пожилого возраста и инвалидов от опасных ситуаций природного, тех. и соц. характера.

Задачи: изучение с обслуживаемыми гражданами пожилого возраста основ полноценного безопасного существования; освоение методов и приёмов защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб себе и окружающим людям.

Повышенная бдительность людей преклонного возраста в быту, на дорогах, к собственному здоровью предотвращает несчастные случаи во всех сферах личной и общественной жизни.
«Поможем друг другу» Цели: развитие социальной активности граждан пожилого возраста и детей через совместную деятельность; выстраивание исторических связей между младшим и старшим поколениями.

Задачи: повышение мотивации к добровольческой деятельности, поддержание морального духа, позитивного интереса к жизни; создание условий для самореализации граждан пожилого возраста и детей через использование своих умений и навыков в совместной деятельности.

Развитие волонтерского движения среди пенсионеров дает возможность привлекать активных граждан пожилого возраста и реализовать свой потенциал с пользой для других.
«Интерес-станция «Радушный дворик» Цели: организовать социокультурный досуг по интересам людей старшего поколения.

Задачи: предоставить условия для выбора творческой площадки, основываясь на собственных интересах; создать возможность для творческого развития.

Дворовые площадки объединяют творческих людей, способствуют сохранению традиций гостеприимства кубанского казачества
«Досуговый транзит» Цель: расширить спектр досуговых предпочтений пожилых граждан, проживающих в сельских поселениях района, не имеющих возможность посещать дома культуры, библиотеки, музеи, кинотеатры.

Задачи: доступное предоставление культурно – развлекательных мероприятий; социально-психологическая реабилитация через расширение круга общения; улучшение качества жизни пожилых граждан.

Заполнение свободного времени организацией культурных мероприятий позволяет преодолеть изоляцию от полноценной жизни людей старшего поколения.

Любая методическая деятельность базируется на опытном внедрении, достижениях и направлена на всестороннее повышение компетентности, приобретение новых компетенций и профессиональный рост каждого специалиста учреждения.

Ссылки на источники
  1. Туккель И.Л., Сурина А.В., Культин Н.Б. Управление инновационными проектами: учебное пособие / Под общ. ред. И.Л. Туккеля – СПб: БХВ-Петербург, 2011, 416 с.
  2. Селезнев П.С., Жук С.С. Управление социальными проектами. Монография / Изд-во: Проспект, 2016, 96 с.
  3. Морозов А. Социальное проектирование в социальной работе. Учебное пособие / Изд-во: Инфра-М, 2015, 208 с.
  4. Хайруллин В.А. Оценка бюджетного и социального эффекта при освоении государственных инвестиций / В.А. Хайруллин, Э.В. Шакирова. – Уфа: РИЦ УГНТУ, 2013. – 54 с.

Внедрение проектного подхода в деятельность учреждения социального обслуживания