Договор перевозки грузов может быть прекращен в связи с надлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК РФ), невозможностью исполнения (п. 1 ст. 416 ГК РФ) и другими способами прекращения обязательств, предусмотренных ГК РФ. Некоторая специфика по отношению к другим видам обязательств существует при правовом регулировании отношении по досрочному прекращению договора перевозки груза в связи с невозможностью исполнения . Дело в том, что транспортные уставы и кодексы предусматривают ряд конкретных случаев невозможности исполнения договора. Так, в соответствии со ст. 46 УЖТ в случае, если вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действии, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, возникли препятствия к дальнейшей перевозке грузов, лишившие перевозчика возможности доставить их по назначению или выдать надлежащему грузополучателю, а равно если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения грузов, перевозчик запрашивает грузополучателя и грузоотправителя о дальнейшей судьбе грузов и уведомляет об этих обстоятельствах также таможенный орган в отношении грузов, находящихся под таможенным контролем. Перечисленные обстоятельства не носят исчерпывающего характера. Их наличие и причинную связь с невозможностью исполнения договора должен доказывать перевозчик.

После получения от грузоотправителей или грузополучателей решения о новой железнодорожной станции назначения перевозчик при наличии возможности доставляет грузы на железнодорожные станции, указанные грузоотправителями или грузополучателями, с оплатой этих перевозок в установленном порядке. При этом размер провозных платежей определяется исходя из кратчайшего расстояния перевозки грузов. В случае непредставления грузополучателем или грузоотправителем решения о судьбе грузов в течение 4 суток после получения запроса перевозчик может возвратить такие грузы грузоотправителю за счет последнего, а при невозможности возврата грузов по указанным в ст. 46 УЖТ причинам может их реализовать.

На морском транспорте вопросы прекращения договора перевозки урегулированы более детально. Статья 157 КТМ РФ определяет не только обстоятельства, при которых договор прекращается вследствие не зависящих от сторон обстоятельств, но и последствия прекращения договора. Договор морской перевозки прекращается без обязанности одной стороны возместить другой стороне убытки, если после его заключения и до отхода судна из места погрузки вследствие обстоятельств, не зависящих от сторон: судно погибнет или будет насильственно захвачено; судно будет признано непригодным к плаванию; погибнет груз, индивидуально определенный; погибнет груз, определяемый родовыми признаками, если до его гибели он уже должен быть предъявлен к перевозке и отправитель не успеет сдать другой груз вместо погибшего. Отправитель может предъявить другой груз в течение сталийного или контрсталийного времени, установленного для погрузки. Договор также прекращается, если указанные выше обстоятельства произошли во время рейса. В этом случае перевозчик имеет право на получение фрахта пропорционально фактически пройденному расстоянию.

Статья 156 КТМ РФ предусматривает случаи отказа от исполнения договора морской перевозки груза каждой из его сторон без возмещения другой стороне убытков при абсолютной невозможности исполнения договора. Стороны вправе отказаться от исполнения договора, если до отхода судна от места погрузки груза наступят следующие обстоятельства:

    военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна или груза;

    блокада места отправления или места назначения;

    задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора морской перевозки груза;

    привлечение одна для государственных нужд;

    запрещение соответствующими властями вывоза груза, который предназначен для перевозки, из места отправления или ввоза груза в место назначения.

Однако если задержка вследствие указа иных обстоятельств будет кратковременной, указанное правило не применяется.

КТМ РФ предусматривает также возможность одностороннего отказа от исполнения договора морской перевозки. Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии со ст. 154 КТМ РФодносторонний отказ перевозчика от исполнения возможен при одновременном наличии двух условий:

  1. стоимость погруженного груза не покрывает фрахта и других расходов перевозчика по грузу;

    отправитель или фрахтователь не внес полностью фрахта перед отправлением судна и не предоставил дополнительного обеспечения.

Обычно перевозчик может не выдавать груз в порту назначения впредь до уплаты фрахта и других расходов, может продать удерживаемый груз и тем самым возместить свои расходы. Однако в тех случаях, когда стоимость груза не покрывает фрахта и расходов перевозчика, залоговое право не обеспечивает полного удовлетворения его требований. Поэтому закон предоставил перевозчику право одностороннего отказа от исполнения договора морской перевозки груза при наступлении указанных обстоятельств. Отправитель или фрахтователь обязан в рассматриваемых случаях не только возместить стоимость выгрузки груза, но и уплатить перевозчику половину полного фрахта, платы за простой, а также другие расходы, произведенные перевозчиком за счет груза. Статьей 155 КТМ РФ предоставляется право отправителю или фрахтователю в одностороннем порядке отказаться от договора перевозки без сообщения перевозчику мотивов отказа. В случае отказа до истечения сталийного или контрсталийного времени либо до отправления судна в плавание отправитель уплачивает половину полного фрахта, плату за простой (если простой имел место), а также возмещает перевозчику расходы, произведенные за счет груза.

Договор перевозки груза речным транспортом также может быть прекращен при наступлении обстоятельств, перечисленных в ст. 84 КВВТ РФ. К таким обстоятельствам относится непреодолимая сила, военные действия, запрещение властей или иные не зависящие от перевозчика причины. Перевозчик уведомляет об этом грузоотправителя, грузополучателя и организации, осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы в портах отправления и назначения с указанием причин, препятствующих доставке груза, и запрашивает распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом. В случае, если по истечении 4 суток перевозчик не получит распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том. как поступить с грузом, он вправе возвратить груз грузоотправителю или реализовать его.

При осуществлении воздушных перевозок перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в двух случаях:

    нарушение грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством РФ требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами вылета, назначения или транзита, определенными соответствующими органами государства;

    отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами (ст. 107 ВК РФ).

Заказчик (пассажир) хочет взыскать убытки в связи с отменой (задержкой) рейса перевозчиком

Грузоотправитель хочет взыскать убытки в связи с отменой или задержкой рейса перевозчиком

1. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях:

1) нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;

2) отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;

3) если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц. Перевозчик не вправе относить услуги, указанные в пунктах 7 и 8 статьи 106.1 настоящего Кодекса, к особым условиям воздушной перевозки;

4) отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа в размере и на условиях, которые предусмотрены договором воздушной перевозки пассажира;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106 ;

6) нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса;

7) наличие в ручной клади, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Бремя доказывания наличия оснований расторжения договора воздушной перевозки пассажира, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, лежит на перевозчике.

2. При прекращении по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки груза грузовладельцу, грузоотправителю возвращается провозная плата, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, уплаченная за воздушную перевозку груза провозная плата грузовладельцу, грузоотправителю не возвращается.

(см. текст в предыдущей редакции)

1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;

2) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

Договор перевозки грузов может быть прекращен в связи с ненадлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК), невозможностью исполнения (п. 1 ст. 416 ГК) и другими способами прекращения обязательств, предусмотренных ГК. Некоторая специфика по отношению к другим видам обязательств существует при правовом регулировании отношений по досрочному прекращению договора перевозки груза в связи с невозможностью исполнения. Дело в том, что транспортные уставы и кодексы предусматривают ряд конкретных случаев невозможности исполнения договора. Так, согласно ст. 46 УЖТ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных независящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, возникли препятствия к дальнейшей перевозке грузов, лишившие перевозчика возможности доставить их по назначению или выдать надлежащему грузополучателю, а равно, если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения грузов, перевозчик запрашивает грузополучателя и грузоотправителя о дальнейшей судьбе грузов и уведомляет об этих обстоятельствах также таможенный орган в отношении грузов, находящихся под таможенным контролем. В соответствии со ст. 38 УАТ перевозчик, фрахтовщик, грузоотправитель, грузополучатель, фрахтователь освобождаются от ответственности, если неисполнение ими своих обязательств произошло вследствие: непреодолимой силы; временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством РФ, по независящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам; иных независящих от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причин.

Перечисленные обстоятельства не носят исчерпывающего характера. Их наличие и причинную связь с невозможностью исполнения договора должен доказывать перевозчик.

На морском транспорте вопросы прекращения договора перевозки урегулированы более детально. Статья 157 КТМ определяет не только обстоятельства, при которых договор прекращается вследствие независящих от сторон обстоятельств, но и последствия прекращения договора. Договор морской перевозки прекращается без обязанности одной стороны возместить другой стороне убытки, если после его заключения и до отхода судна из места погрузки вследствие обстоятельств, не зависящих от сторон: судно погибнет или будет насильственно захвачено; судно будет признано непригодным к плаванию; погибнет груз, индивидуально определенный; погибнет груз, определяемый родовыми признаками, если до его гибели он уже должен быть предъявлен к перевозке и отправитель не успеет сдать другой груз вместо погибшего. Отправитель может предъявить другой груз в течение сталийного или контрсталийного времени, установленного для погрузки. Договор также прекращается, если указанные выше обстоятельства произошли во время рейса. Тогда перевозчик имеет право на получение фрахта пропорционально фактически пройденному расстоянию.

Статья 156 КТМ предусматривает случаи отказа от исполнения договора морской перевозки груза каждой из его сторон без возмещения другой стороне убытков при абсолютной невозможности исполнения договора. Стороны вправе отказаться от исполнения договора при наступлении до отхода судна от места погрузки груза следующих обстоятельств:

  • – военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна или груза;
  • – блокада места отправления или места назначения;
  • – задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора морской перевозки груза;
  • – привлечение судна для государственных нужд;
  • – запрещение соответствующими властями вывоза груза, который предназначен для перевозки, из места отправления или ввоза груза в место назначения.

Однако, если задержка вследствие указанных обстоятельств будет кратковременной, указанное правило не применяется.

КТМ предусматривает также возможность одностороннего отказа от исполнения договора морской перевозки, который в соответствии со ст. 154 КТМ возможен при одновременном наличии двух условий:

  • 1) стоимость погруженного груза не покрывает фрахта и других расходов перевозчика по грузу;
  • 2) отправитель или фрахтователь не внес полностью стоимость фрахта перед отправлением судна и не предоставил дополнительного обеспечения.

Договор перевозки груза речным транспортом также может быть прекращен при наступлении обстоятельств, перечисленных в ст. 84 КВВТ. К таким обстоятельствам относится непреодолимая сила, военные действия, запрещение властей или иные независящие от перевозчика причины. Перевозчик уведомляет об этом грузоотправителя, грузополучателя и осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы в портах отправления и назначения организации с указанием причин, препятствующих доставке груза, и запрашивает распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом. Если по истечении четырех суток перевозчик не получит распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом, он вправе возвратить груз грузоотправителю или реализовать его.

При осуществлении воздушных перевозок перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки груза в двух случаях:

  • 1) нарушение грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством РФ требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;
  • 2) отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами (ст. 107 ВК).
  • Утверждены приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей”".

Введение

Глава 1. Понятие договора перевозки грузов

1.1 Понятие договора перевозки грузов

1.2 Виды договоров перевозки

Глава 2. Проблемы заключение и исполнение договора перевозки грузов автомобильным транспортом

2.1 Основания для заключения договора перевозки

2.2 Исполнение договора перевозки грузов

2.3 Элементы обязательства по перевозке. Права и обязанности сторон

Глава 3. Прекращение договора перевозки и ответственность сторон

3.1 Основания прекращения договора перевозки

3.2 Ответственность сторон по договору перевозки грузов

Заключение

Библиографический список


Актуальность темы исследования. На сегодняшний день в необходимости осуществления грузоперевозок, особенно автомобильным транспортом никто не сомневается. Огромный грузооборот, осуществляемый этим видом транспорта, обеспечивает поддержку значительной части экономики России.

Нынешнее законодательство достаточно четко определяет правила осуществления перевозок и их документального оформления. Причем рыночные отношения заставляют все больше и больше вопросов оставлять на усмотрение участвующим в сделке по перевозке грузов сторонам. Естественным образом это касается прежде всего договора перевозки, в который наряду с обязательными могут быть включены любые условия, признаваемые сторонами в качестве таковых.

Надо отметить, что транспортное законодательство наряду с договором перевозки устанавливает необходимость оформления целого ряда сопутствующих перевозке документов, в которых должны найти свое отражение четко определенные сведения о перевозимом грузе, сторонах, участвующих в рассматриваемых отношениях, об условиях перевозки. Законодательство, императивно установив круг этих сведений, не оставило ничего на усмотрение грузоотправителя, грузоперевозчика или других лиц. Жесткие рамки формы таких документов обеспечивают точность и оперативность перевозки, а также защиту интересов сторон. Главное в данных отношениях - точно и неукоснительно следовать требованиям законодательства, предъявляемым к оформлению перевозок.

Степень научной разработанности. Наиболее известные работы по данной проблематике принадлежат таким ученым как Абова Т.Е., Адиссонов А., Александров-Дольник М.К., Апполонов Е.В., Артюхов А.А., Брагинский М.И., Витрянский В.В., Данилина И.Е., Егиазаров В.А., Егоров К.Ф., Лучанский Ф.М., Кабалкин А.Ю., Мозолин В.П., Морозов С.Ю., Петров И.Н., Рапопорт Л.И., Рубин А.М., Садиков О.Н., Сергеева А.П., Смирнов В.Т., Суханов Е.А., Тарасов М.А., Толстой Ю.К., Тютрина Н.Н., Фалькович М.С., Ходунов М.Е., Шварц Х.И., Язев В.А., Яичков К.К., Яковлева В.Ф.и другие авторы.

Однако проблематика исследования не исчерпана, прежде всего, это объясняется устаревшими нормативно-правовыми актами и отсутствием научной разработки данной проблемы в настоящее время.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу перевозки грузов автомобильным транспортом.

Целью исследования является рассмотрение и актуализация вопросов, касающихся понятия обязательств по перевозке грузов автомобильным транспортом и выявление проблем при этом возникающих.

Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

Определение понятия договора перевозки грузов;

Рассмотрение видов договоров перевозки грузов;

Раскрытие основания заключения договора, его исполнения и возникающих при этом проблем;

Анализ элементов обязательства по перевозке, а также прав и обязанностей сторон;

Рассмотрение порядка прекращения договора;

Определение ответственности сторон.

Предмет исследования составляют:

нормы Гражданского кодекса РФ и федеральных законов предусматривающие возникновение обязательств по перевозке грузов автомобильным транспортом;

научные публикации и материалы периодической печати, относящиеся к теме исследования;

материалы судебной практики арбитражного суда применительно теме исследования.

Методология и методика исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений и выводов, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.

Соответственно с учетом характера и специфики темы, а также степени разработки затрагиваемых в ней проблем, построена и структура дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка.


Договор перевозки является единственным правовым основанием перемещения грузов, пассажиров и багажа в пространстве (п. 1 ст. 784 ГК РФ). Известно, что признание отношений по перевозке договорными в советский период пришло не сразу. Начиная с 20-х и до конца 50-х годов прошлого столетия договорная природа отношений по перевозке ставилась под сомнение со ссылкой на их административный характер, обусловленный плановой системой хозяйства при социализме. Юристы, чье профессиональное мировоззрение сформировалось в дореволюционный период, не могли не заметить, что "договор в гражданско-правовом его значении уступает целый ряд принадлежащих ему ранее позиций административно-правовым актам" . Немаловажным основанием для такого вывода было и то, что Уставы железных дорог 1935 и 1954 годов, равно как и Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР 1955 года, не содержали определение договора перевозки.

Дореволюционная доктрина российской цивилистики не оставляла сомнений в договорной природе перевозочных отношений. Уже в "Очерке основных понятий торгового права", опубликованном в 1886 году, П.П. Цитович писал, что если "обращение товаров в смысле перехода от одного лица к другому происходит главным образом через договор покупки", то "обращение (циркуляция) товаров в смысле перехода с места на место происходит через договор перевозки (транспорта)" . В третьем томе "Курса гражданского права", увидевшем свет в 1896 году, К.П. Победоносцев указывал, что "при облегченном и усиленном в последнее время передвижении товаров и вещей между отдельными местностями, морским путем и по железным дорогам особенно важное значение получил договор о перевозке, или фрахтовый" . Если П.П. Цитович и К.П. Победоносцев ограничиваются лишь перечислением характерных признаков договорных отношений по перевозке, то Г.Ф. Шершеневич во втором томе своего четырехтомного "Курса торгового права" дает определение договора перевозки как соглашения, "в силу которого одна сторона, перевозчик, обязуется за вознаграждение доставить принятые ею от другой стороны, отправителя, вещи, сухим путем или водой, своими средствами передвижения, в назначенное место, где и сдать определенному лицу, получателю" . Нетрудно заметить, что приведенное определение мало чем отличается от определений, даваемых в современной научной и учебной литературе, основанных на действующем законодательстве.

С переходом к жесткому административно-правовому регулированию общественных отношений в сфере хозяйствования, по мнению некоторых цивилистов, побудительным основанием для вступления в отношения по перевозке грузов стали плановые акты, порождающие соответствующие обязанности. Следствием подобных взглядов явилась так называемая односторонне-сделочная или бездоговорная концепция зарождения перевозочных отношений. Ее сторонники утверждали, что сдача и принятие груза к перевозке совершаются во исполнение обязанностей, установленных для железной дороги и отправителя планом перевозок, и в особом договорном оформлении не нуждаются . При этом они считали, что совершаемые каждым из участников действия имеют характер односторонних сделок.

Наряду с приведенной концепцией получили распространение и воспринятые впоследствии законодателем взгляды на природу перевозочных отношений как договорных. На это обстоятельство, в частности, указывал И.Б. Новицкий в своей монографии "Обязательство заключить договор" . С принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года, в которых глава 9, посвященная перевозкам, открывалась ст. 72, содержащей определения договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, уже никто более не ставил под сомнение в юридической литературе договорную природу перевозки. В Гражданских кодексах союзных республик, в том числе и в ГК РСФСР (1964 г.), договор перевозки получил окончательную прописку. Соответствующие правила появились и в Уставе железных дорог СССР (1964 г.), и в Кодексе торгового мореплавания Союза ССР (1968 г.), а затем и в Уставе автомобильного транспорта РСФСР (1969 г.). Таким образом, формулировка п. 1 ст. 784 ныне действующего Гражданского кодекса, символизируя возврат страны к рыночной экономике, в которой оборот товаров, работ и услуг возможен только на договорной основе в соответствии с провозглашенным принципом свободы договора, одновременно ставит точку в полемике относительно договорной природы перевозочных отношений.

Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Как следует из приведенного определения, договор перевозки груза является реальным. По общему признанию, об этом свидетельствует ссылка на возникновение у перевозчика обязанности по доставке груза в момент его вверения. А это, следовательно, означает, что рассматриваемый договор опосредует лишь процесс перемещения груза в пространстве; отношения, возникающие на стадии подготовки перевозочного процесса, остаются за рамками этого договора. Как правило, они опосредуются договорами на организацию перевозок (ст. 798 ГК РФ), при этом операции, выполняемые на подготовительной стадии, могут выступать и в качестве предмета договора транспортной экспедиции, договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей, подачу и уборку вагонов и др. В связи с этим в юридической литературе советского периода отношения, складывающиеся в процессе планирования перевозок и организации их выполнения посредством подачи заявок транспортным организациям на потребное количество транспортных средств для перевозки определенного груза, получили название организационных, а принятые перевозчиком к исполнению поданные отправителями заявки - плановыми предпосылками договора перевозки . Процесс формирования плановых предпосылок договора перевозки на некоторых видах транспорта протекал в рамках организационных договоров (годовых, специальных, навигационных).

Транспортные компании производят перевозку грузов на основании договоров о транспортно-экспедиционном обслуживании. Такой договор заключается на каждую сделку, и для его расторжения нужны серьезные причины.

Основанием для прекращения договора может служить некачественное оказание услуг перевозки. Получатель имеет право не принимать груз, если в процессе транспортировки тот был поврежден или испорчен настолько, что стал непригодным для использования. Груз может быть не принят и в том случае, если клиент обнаружит недостачу или несоответствие между наименованием представленного груза и того, что было указано в товарно-транспортной накладной.

При отказе получателя принять груз составляется коммерческий акт. В нем фиксируется факт отказа, а также дается подробное описание того, кем и при каких обстоятельствах была обнаружена несохранность груза. Коммерческий акт в дальнейшем послужит основанием для возложения материальной ответственности на перевозчика.

В случае порчи груза, помимо составления коммерческого акта, составляется акт экспертизы. Экспертизу могут инициировать как перевозчик, так и получатель груза. Она должна проводиться в присутствии обеих сторон, чтобы ее данные считались действительными. Расходы по проведению экспертизы несет ее инициатор с последующим возмещением этих расходов виновной стороной.

Если экспертиза установит, что груз может быть восстановлен в своем изначальном качестве, получатель должен будет его принять, а компания-перевозчик должна будет оплатить полную стоимость ремонта.

Может ли быть прекращен договор перевозки в случае пропажи и последующего нахождения вашего груза? Законодательство не дает однозначного ответа на этот вопрос. Согласно Общим правилам морской перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также Правилам перевозки на воздушном транспорте, грузополучатель вынужден будет принять найденный груз и возвратить перевозчику выплаченную сумму компенсации. Железнодорожные и автомобильные перевозки не регламентируются так строго. Клиент может сам выбрать, заинтересован ли он еще в получении груза.

В рассмотренных выше ситуациях имелись серьезные поводы к расторжению договора. Если же грузоперевозка была осуществлена качественно и своевременно, но получатель по каким-то причинам отказывается принять груз, вся материальная ответственность ложится на отправителя. Он должен будет оплатить стоимость пути в обе стороны и выплатить штраф за простой автомобиля.

Прекращение договора перевозки - болезненный процесс как для перевозчика, так и для клиента. Чтобы не столкнуться с этой неприятностью, советуем вам внимательно подходить к выбору транспортно-экспедиционной компании. Компания «108 тонн» готова предложить вам качественное оказание услуг грузоперевозки , а также дополнительные услуги, направленные на обеспечение сохранности груза и минимизацию рисков -