Россия, по имеющейся информации, планирует построить «самый большой в мире авианосец», чтобы укрепить свою оборону и составить конкуренцию США в этой сфере.

Авианосец «Шторм» будет способен нести на своём борту 90 боевых самолётов и будет стоить порядка $17,5 млрд, отмечает британское издание со ссылкой на российские СМИ.

Этот корабль, ныне известный как проект 23000, может быть готов к 2030 году. Однако станет ли он действительно самым большим авианосцем в мире, как утверждает Москва, - это вопрос спорный.

Его технические характеристики, отмечается в статье, схожи с характеристиками американских авианосцев типа «Нимиц». А один из экспертов даже заявил СМИ, что за основу корабля будет взят дизайн американского авианосца USS Gerald R. Ford, утверждает издание.

Согласно проекту, палуба нового авианосца будет размером в три футбольных поля, а численность экипажа будет достигать 4 тыс. человек. Корабль станет настолько большим, что, как сообщает The Independent, у него будет собственный почтовый индекс.

В настоящее время Россия располагает лишь авианосцем «Адмирал Кузнецов», который был спущен на воду ещё в 1985 году. По своим возможностям он серьёзно уступает кораблю «Шторм».

Российский авианосец будущего. Шторм проекта 23000

Перспективный многоцелевой тяжёлый суперавианосец будущего – Шторм (проект 23000), разрабатывается в российском государственном научном центре им. Крылова (С.-Петербург) в сотрудничестве с Невским проектно-конструкторским бюро.

Корабль нацелен на выполнение различных задач в дальней океанской и морской зонах. Он будет способен наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолётов авиационной группы, а также обеспечивать противовоздушную оборону.

Основные требования, предъявленные Главным командованием ВМФ к новому российскому авианосцу – это автономность и мобильность. Корабль должен перебрасывать всю необходимую технику и снаряжение в нужное место и в сжатые сроки. А авиагруппа должна обеспечивать патрулирование и оперативно наращивать свое присутствие в заданном регионе.

При этом Шторм должен обладать широкими возможностями как в плане использования палубной авиации, так и в плане боевой эффективности действий в составе разнородных сил. На новейший авианосец будут возложены задачи обнаружения и уничтожения подводных и надводных средств противника, нанесения ударов по объектам инфраструктуры противника на суше и защита собственного флота.

Концепция нового многофункционального авианосца

Концепция нового многофункционального авианосца предусматривает размещение на его борту до 100 летательных аппаратов. Самолеты и вертолеты пяти разных типов будут размещены и закреплены на корме и в носовой части авианосца.

На авианосце будет практически «голая» палуба. Вместо массивной вышки – два “острова” управления (две островные надстройки). Это сэкономит место на палубе и снизит радио-заметность корабля в море.

Авианосец будет оснащен двух-реакторной энергетической установкой РИТМ-200 мощностью 175 МВт.

Шторм будет иметь гибридную систему старта самолетов – две электромагнитные катапульты (EMALS) для разгона самолетов и два трамплина (в сумме 4 стартовых позиции на полётной палубе). Длина взлетной дорожки одного из трамплинов превысит 250 метров. Посадка летательных аппаратов будет обеспечена одним аэрофинишёром (устройством на основе троса, который гасит посадочную скорость). Для экономии занимаемой площади подъемники самолетов будут вертикального и качельного типа.

Шторм будет оснащен интегрированной системой боевого управления. Электронный комплекс авианосца будет включать в себя интегрированные датчики, в том числе радиолокационные станции с активной фазированной антенной решеткой (РЛС с АФАР).

С авианосца будут обеспечены взлет и посадка самолетов и вертолетов последнего поколения даже в шторм. Под взлетной палубой и в оптимизированных управляющих надстройках – будут размещены новейшая атомная энергетическая установка, эффективное ракетное и радиоэлектронное вооружение. Использование ракетного вооружения – это один их самых интересных моментов в определении облика будущего корабля.

За противовоздушную оборону корабля будут отвечать сразу четыре модуля С-500 Прометей. С таким квартетом ПВО авианосца сможет одновременно обнаруживать, вести огонь и поражать до 10 воздушных аэродинамических или сверхзвуковых баллистических целей сразу на дальности в 800 километров. Целями ПВО могут быть самолеты, вертолеты, БЛА, ракеты средней дальности, сверхзвуковые крылатые ракеты и боеголовки межконтинентальных баллистических ракет, а также объекты, летящие со скоростью до 7000 метров в секунду. Плюс авианосец будет оснащён двумя системами противоторпедной защиты.

Одноместный МиГ-29К и двухместный МиГ-29КУБ (истребители поколения 4++) будут решать задачу противовоздушной обороны и завоевания господства в воздухе, поражения целей управляемым высокоточным оружием в любое время суток и в любую погоду.

Размещение ПКР на корабле (на базовой постоянной основе) не планируется. Но это отнюдь не запрещает размещение на авианосце (по уже по доброй традиции), 4-8 20-футовых съемных контейнеров с ракетным комплексом Club-K, или гиперзвуковых ПКР Циркон. Размещение на борту авианосца 8 контейнеров с Club-K означает наличие у него на вооружении 32 высокоточных ударных крылатых ракет. Контейнерный Club-K - обеспечит поражение как надводных так и наземных целей. Комплекс является модификацией хорошо известной ракетной системы Калибр. Внутри контейнеров комплекса спрятаны пусковые установки с ракетами 3М-14, Х-35 или 3М-54, способными поражать на дальней дистанции как сухопутные, так и крупные надводные цели. Например ракета 3М-54 способна уничтожить даже авианосец, а дальность полета КР 3М14 с ЯБЧ/ФБЧ составляет – 2650 и 1600 км соответственно.

Задачу сбора информации о противнике и контроль за воздушным, наземным и надводным пространством, а также наведение авиации на обнаруженные цели будут обеспечивать пункт радиолокационного управления и пункт радиолокационного дозора и наведения на базе самолета Як-44Э. С подводными лодками будут бороться вертолеты Ка-32/Ка-27, вооруженные торпедами, глубинными бомбами, ракетами и минами.

Корпус корабля будет оптимизирован так, что сопротивление воды снизится на 20-30%. Последнее даст существенную экономию энергии и возможность увеличить скорость и автономность корабля. Отметим, что движение судна с сопротивлением на 30% меньше чем у традиционного обвода корпуса означает, что при обычной энергетике можно будет иметь дальность плавания на 30% больше и настолько же снизится расход топлива.

Как видим на Шторме применят лучшие разработки отечественной и западной школ создания кораблей подобного класса. В проекте большое значение уделено возможностям по обеспечению воздухоплавания для палубной авиации. Например, согласно проекту, максимальная ширина полетной палубы превысит 80 метров, у Великобритании перенята композиция двойной палубы. Вместе с тем планируется создание и гладкой полетной палубы.

Как инновацию можно выделить улучшенный дизайн корпуса авианосца, позволяющий значительно снизить водное сопротивление и повысит уровень его экономичности и мореходности.

Военную мощь корабля значительно усиливает размещение-использование на нем самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения (ДРЛОиУ).

В целом можно отметить что Шторм станет многоцелевым авианосцем, который будет выполнять функции морского аэропорта. Во времена СССР палубные самолеты выполняли противолодочные, защитные задачи, а также задачи по ПВО, и авианосец позиционировался в качестве военного крейсера, предназначенного для морских нападений на больших расстояниях.

ТТХ авианосца Шторм:

Привет. Добавляй в друзья)

Военно-морские силы - одна из главных составных частей армии любой державы, имеющей выход в моря и океаны. Многие империи, такие, как, например, Великобритания, построили свою мощь благодаря сильному флоту, способному реагировать на любую угрозу за многие тысячи километров от родной земли.

Безусловно, современные военные корабли сильно отличаются от своих прародителей. Флагманом любой флотилии сегодня является авианосная группа, позволяющая атаковать и защищаться не только с помощью установленных орудий, но и размещенных на палубах авиагрупп.

Наличие самолетов предъявляет требования к размерам кораблей. Все авианосцы могут похвастаться внушительными объемами, однако некоторые их них выделяются даже на этом фоне. В данной статье мы расскажем как раз о таких кораблях, а также ответим на вопрос: «Какой самый большой авианосец в мире?».

Первое место - Энтерпрайз (Соединенные Штаты Америки)

Данный корабль является первым представителем из авианосцев, имеющих двигатель, работающий на ядерном топливе. На воду он был спущен в далеком 1961 году, но до сих пор остается самым крупным судном в мире в своем классе. Стоимость строительства Энтерпрайза обошлась государству в 450 миллионов долларов. Высокая цена стала одной из причин, почему данная серия кораблей ограничена всего одним авианосцем, хотя изначально планировалось создание еще нескольких таких судов.

Длина корабля составляет целых 342 метра. Он вмещает около 80-ти самолетов. Полный экипаж авианосца составляет более трех тысяч человек. Энтерпрайз имеет 4 паровые катапульты. Половина размещается в передней части корабля, а вторая половина – на посадочных полосах. С помощью катапульт Энтерпрайз способен поднимать в воздух один самолет за четверть минуты.

Напротив, посадка авиагрупп осуществляется с помощью аэрофинишера, который состоит из четырех тросов, которые натягиваются в подпалубном помещении и помогают работе специальных тормозных цилиндров. Кроме того, на авианосце имеется нейлоновая сетка, которая способна поймать самолет в случае, если по непредвиденным обстоятельствам он пролетит аэрофинишерную позицию.

Второе место - Нимиц (Соединенные Штаты Америки)

Более современный американский авианосец, который также имеет мощный атомный двигатель. Первый корабль был спущен на воду в 1975 году. Производство продолжалось до 2009 года, когда последнее судно поступило на службу. Всего за это время было создано 10 таких кораблей. Длина корабля составляет 330 метров. Данные корабли активно применялись во время нескольких военных конфликтов, в том числе в Югославии и Ираке.

Стоимость одного корабля составляет четыре с половиной миллиарда долларов США. Авианосец переносит 66 кораблей разного назначения (48 из них - многоцелевые истребители). Ядерный реактор, который установлен в корабле, позволяет ему работать около 25 лет без замены. В год на содержание одного авианосца государство тратит около 160 миллионов долларов США.

Нимиц может эксплуатироваться более 50-ти лет. На сегодняшний день все 10 кораблей несут боевую службу.

Третье место - Китти Хоук (Соединенные Штаты Америки)

Авианосец был спущен на воду в 1955 году. Его длина - 325 метров. Это первые корабли свое класса, не имеющие богатого арсенала артиллерии, вместо которой устанавливаются ракетные комплексы. Кроме того, это последние американские авианосцы, на которые не устанавливались ядерные реакторы. Авианосец на момент спуска на воду имел всю современную электронику и гидролокационную станцию. Последнее судно этой линейки (всего их было четыре) было выведено из строя в 2007 году.

Четвертое место - Форрестол (Соединенные Штаты Америки)

Еще один американский авианосец, принадлежащий к числу самых больших. Его длина составляет 320 метров. Форрестол создавался под нужды реактивной авиации после окончания Второй мировой войны, опыт которой учитывался при создании корабля. На воду первое судно линейки было спущено в 1955 году. Интересно, что данный авианосец среди американских моряков считался несчастливым и получал много насмешливых прозвищ из-за большего числа несчастных случаев, связанных с возгораниями на корабле. В результате одного из них погибло около 135 человек.
Последний корабль линейки был выведен из строя в 1993 году. Он был продан на аукционе за один центр, так как желающий купить его не было, кроме одной единственной компании.

Пятое место - Джон Кеннеди (Соединенные Штаты Америки)

Получив свое имя в честь знаменитого американского президента, этот корабль был спущен на воду в 1968 году. Его длина составляет 320 метров. Этот корабль относится к классу Китти Хоук. Так же, как и другие корабли, он не имел ядерного двигателя (хотя изначально установка планировалась). Вместо него использовалось газотурбинное оборудование.

Большую часть времени авианосец находился в Средиземном море, выполняя там различные задачи во время холодной войны. Корабль прослужил около 40 лет и за это время претерпел несколько серьезных ремонтов. Во флоте корабль прослыл не самым удачным, так как за время эксплуатации пережил несколько столкновений.

Самая крупная авария произошла в 1975 году в результате столкновения корабля с крейсером, который от удара был практически полностью уничтожен.
Джон Кеннеди был снят со службы в 2007 году, была организована целая церемония по его проводам.
Авианосец также стал кинозвездой. Именно он изображен в фильме 2012 обрушивающимся на Белый Дом.

Шестое место - Мидуей (Соединенные Штаты Америки)

Это не только крупный авианосец, произведенный в год окончания Второй мировой, но и первый тяжелый авианосец в составе американского ВМФ. Корабль эксплуатировался на протяжении 50-ти лет. За это время он поучаствовал в нескольких военных операциях страны, в том числе во вьетнамской и иракской.

Покинул службу Мидвей в 1992 году, а спустя пять лет на его базе был создан огромный музей флота. Длина корабля составляет 305 метров.

Кроме того, судно участвовало в знаменитой спасательной операции во времена окончания вьетнамской войны, когда Вьетконг захватил столицу южан. Для того чтобы посадить самолет, загруженный беженцами, спасавшимися от неминуемой расправы и тоталитарного режима, экипаж авианосца сбросил в воду вертолеты, находившиеся на борту, общей стоимостью свыше 10-ти миллионов долларов. Эта операция вошла в страницы боевой славы США.

Седьмое место - Адмирал Кузнецов (СССР, Российская Федерация)

Самый мощный авианесущий корабль в СССР и в России. Корабль был создан в Николаеве и получил имя известного советского адмирала. После развала СССР он вошел в состав российского ВМФ. Сегодня он служит в составе северного флота. На нем располагаются истребители и противолодочные вертолеты.

Корабль был заложен в 1982 году, а на воду он был спущен в 1985. Интересно, что на момент закладки ему присваивали имя “Рига”, а на момент первого спуска - “Леонид Брежнев”. После спуска продолжались работы по строительству корабля на воде. В 1989 году судно, еще незаконченное, вышло в море для проведения испытаний с самолетами. В 1990 строительство было завершено, и корабль был вновь переименован.

В настоящее время он проходит капитальный ремонт. Уже летом этого года планируется поход корабля в Средиземное море, скорее всего к берегам Сирийской Арабской Республики. Длина корабля - 300 метров.

Восьмое место - Лексингтон (Соединенные Штаты Америки)

Самый старый авианосец в этом списке. Всего было произведено два судна данного типа, оба приняли активное участие в начале (для США) Второй мировой войны. Один из авианосцев был уничтожен весной 1942 года во время тяжелых боев с японцами. Второй корабль, несмотря на многочисленные повреждения, пережил войны и был затоплен после участия в испытании ядерного оружия в 1946 году.

Лексингтон был способен разместить 63 самолета. Большую часть составляли истребители, а также самолеты-разведчики. Авианосцы данной серии появились в результате жарких споров между американскими военными экспертами. В то время шел конфликт между двумя мнениями о будущем военно-морских сражений. Одна часть специалистов выступала за создание береговых аэродромов и мощных линкоров, так как считала, что самолеты недостаточно хороши в деле уничтожения кораблей. Другая же часть настаивала на создании мощных авианосных групп, отдавая им решающую роль в будущих сражениях. В результате испытаний, проведенных с помощью трофейных немецких судов, победила вторая точка зрения, и, что и подтвердила Вторая мировая война, вполне обоснованно.

Девятое место - Варяг (СССР, Украина, КНР)

Еще один длинный авианосец, принадлежащий к Советскому Союзу. История «Варяга», действительно, представляет интерес. Его строительство началось в Николаеве в 1986 году. Через два года он уже был спущен на воду, после чего продолжились работы над ним уже на воде. После того, как СССР перестал существовать, корабль отошел к украинскому ВМФ, однако с тех пор он не использовался, денежные вливания в него прекратились, а нужные ремонтные работы не проводились, поэтому судно медленно деградировало.

В результате «Варяг» был продан китайской компании за 20 миллионов долларов США, что гораздо ниже его фактической стоимости. Покупатели заявили, что планировали создать на его базе развлекательный центр. Однако впоследствии судно было достроено в качестве боевого корабля. Он был переименован в «Ляонин» и сейчас успешно выполняет боевые задачи в составе китайского ВМФ.

Десятое место - Шинано (Япония)

Самый длинный японский авианосец времен Второй мировой. Изначально он строился как линкор, однако после первого серьезного поражения против американского флота в 1941 году японское командование решило сделать ставку на авианосные группы, увидев то, каким преимуществом пользуются на воде американские авианосцы.

Судно было завершено через один год. На тот момент это был самый защищенный авианосец. Особенно хорошо защищались контейнеры для хранения авиационного топлива, которые при попадании вражеского снаряда могли бы уничтожить весь корабль.

Современные вооруженные силы должны быть мобильны - многомесячные походы на боевых слонах и полугодичные военных экспедиции на галерах остались в далеком прошлом. Теперь, когда счет идет даже не на дни, а на часы, для армий нет ничего более эффективного, чем авианосцы. А лучше авианосца может быть только большой, очень большой авианосец. В этом материале "РГ" расскажет о кораблях, которые вызывают зависть даже у синих китов.

Японский гигант с натяжкой можно отнести к современному оружию, ведь в 1944 году он благополучно затонул во время выполнения своего первого задания. Но уж в чем сомневаться не стоит, так это в его колоссальных, тем более для того времени, размерах. Его длина составляла 266 метров, а водоизмещение - 68060 тонн. Для того, чтобы вы осознали размеры этой громадины, представьте "Титаник". Так вот этот легендарный лайнер был всего на три метра длиннее "Синано", а по водоизмещению и вовсе проигрывал 10 тысяч тонн.

Изначально японец должен был стать четвертым в серии линейных кораблей типа "Ямато", но планы конструкторов перекроила битва за Мидуэй, где императорский флот Японии потерял четыре новеньких авианосца и целую группу кораблей поменьше. Достроенный наполовину "Синано" было решено как можно скорее переделать в судно, способное нести на себе авиатехнику.

Спешка дала о себе знать во время первого и последнего боя гиганта. В ноябре 1944 года он был торпедирован американской подводной лодкой. Водонепроницаемые переборки были установлены неверно, потому оказались негерметичными, а команда была неопытной.

"Синано" затонул спустя 7 часов после атаки и спустя 17 часов после выхода из порта.

"Варяг" или "Ляонин"

Великан с очень интересной и немного грустной судьбой был заложен на судоверфи в Николаеве в 1985 году, а спущен на воду уже в 1988. Большая часть технических устройств на корабле отсутствовала, а общую готовность боевого судна можно было оценить не выше 60 процентов. После распада СССР он достался Украине, которая до 1998 года вкладывала в него ровно столько средств, сколько необходимо было для поддержания его на плаву, не более.

В 1998 году гигант длиной в 304,5 метра и водоизмещением в 59500 тонн был продан официальным Киевом за смехотворную сумму в 20 миллионов долларов. Покупателем выступила частная китайская фирма, которая заявляла о намерении превратить недостроенный авианосец в парк развлечений и казино. Но если такие планы и были, то от них отказались практически сразу: 20 миллионов за венец творения советских конструкторов - цена ничтожная, поэтому правительство КНР национализировало судно и достроило его. Таким образом, к 2011 году Китайская Народная Республика вошла в пул стран, имеющих у себя на вооружении авианосцы.

"Адмирал Кузнецов"

Самый большой и мощный авианесущий крейсер Европы и Азии начал строиться во все том же Николаеве в 1982 году. Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, адмирала флота Советского Союза.

По всем своим характеристикам авианосец был передовым: палуба удлинена для возможности взлета и посадки Су-25,Су-27 и МиГ-29, а корпус возводился уникальным способом из блоков массой до 1400 тонн. Аэрофинишеры, оптическая система посадки "Луна" и боковые подъемники самолетов впервые появились именно на нем. В длину "Адмирал" больше трех футбольных полей, он - как Эйфелева башня без шпиля - 306 метров. Одновременно на такой махине может находиться целая маленькая воздушная армия - 25 самолетов и 25 вертолетов.

В отличие от большинства стандартных авианосцев вооружение "Адмирала Кузнецова" далеко не скромное: 12 пусковых установок 4К80 ПКРК "Гранит", 8 пусковых установок "Кортик" с арсеналом в 256 ракет, 6 шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М на 48 тысяч снарядов и 4 шестиствольные пусковые установки ЗРК "Кинжал". Радиолокация также на высоте - комплекс "Бейсур", "Буран-2" и радиолокационная станция управления полётами "Резистор", а экипаж "Кузнецова" - это почти 2000 матросов и офицеров. "Кузнецов" - это настоящая краса и гордость России.

К 2015 году на корабле заменят все палубные истребители Су-33 на многофункциональные МиГ-29К. До 2017 года судно пройдет капитальный ремонт.

Этот американский Гулливер назван в честь Честера У. Нимица, главнокомандующего тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны. Авианосец "Нимиц" был заложен еще в далеком 1968 году и стал одним из первых кораблей такого типа с ядерной силовой установкой. Участвовал в печально известной провальной спецоперации "Орлиный коготь" в 1980 году. В мае 1981 года на борту произошел инцидент: садящийся истребитель "Проулер" разбился, погибло 14 человек, а около 50 было ранено.

Авианосец обладает гигантскими размерами - 332 метра в длину и водоизмещением почти в 100 000 тонн. Но эти цифры не принесли ему успеха в 2008 году, когда два российских Ту-95МС в рамках тренировочного полета подразнили "плавучую крепость". Один из них пролетел на высоте всего лишь в 600 метров над "Нимицем" и даже поднятые вверх по тревоге истребители F/A-18 не смутили наших летчиков.

"Энтерпрайз"

Более полувека назад, в 1960 году, на воду было спущено судно CVN-65 Enterprise, которое до сих пор остается самым длинным военным кораблем всех времен - 342 метра! Также "Большой Э" стал первым в мире атомным авианосцем, а экипаж у этого здоровяка составлял немногим меньше 5000 человек. Всего планировалось создать 6 таких кораблей, но и выпуск первого "Энтерпрайза", который обошелся в 451 миллион долларов, пошатнул экономику США, поэтому от остальных кораблей в проекте отказались.

Авианосец всегда позиционировался как вершина военно-морского развития страны и принимал участие во всех конфликтах и войнах "звездно-полосатых". От Карибского кризиса до Вьетнамской войны, от противоборства Северной и Южной Кореи до Югославии и Ирака. Не обходили стороной его и неприятные происшествия, 14 января 1969 года из-за небрежности экипажа самопроизвольно взорвалась ракета на одном из самолетов "Фантом". Последующий пожар уничтожил еще 15 истребителей, погибло 27 человек, 349 были ранены. Всего же за 52 года на авианосце прошли службу более 100 000 человек.

Корабль был списан в 2012 году, а к 2015 году его закончат разбирать на металлолом, несмотря на многочисленные протесты бывших моряков, которые уговаривали правительство сделать из легендарного судна плавучий музей.

Американцы - безусловные лидеры по авианосцам, но и другим державам есть, чем похвастать. Например, ушлые китайцы на днях заявили о закладке собственного плавучего аэродрома. В честь этого события M PORT составил рейтинг авианесущих кораблей на вооружении у разных стран.

АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ (Россия)

Главное преимущество Адмирала - его скорость. Он с легкостью делает 35 миль в час, так что не стойте у него на пути! Он легче любого авианосца США, но грозные самолеты Су на его борту как бы намекают: с товарищем Кузнецовым шутки плохи.

  • Заступил на боевое дежурство - 1991 год
  • Водоизмещение - 55 200 тонн
  • Длина - 305 метров
  • Автономность - 45 суток
  • Экипаж - 1609 человек
  • Авиация - 12 вертолетов (Ка-27), 33 самолета (Су-33 и Су-25)

НЕУКРОТИМЫЙ (Invincible, Великобритания)

До 2005 года - класс легких британских авианосцев, отлично себя зарекомендовавший во время войны с Аргентиной за Фолклендские острова в 1982 году. В 90-х Неукротимый поддерживал налеты на Ирак. С 2005 года на смену ему идут корабли класса Queen Elizabeth, более навороченные, но менее легендарные.

  • Заступил на боевое дежурство - 1980 год
  • Водоизмещение - 20 600 тонн
  • Длина - 209 метров
  • Автономность - 7000 миль
  • Экипаж - 875 человек
  • Авиация - 22 самолета и вертолета

ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ (Франция)

Единственный авианосец Франции, зато очень серьезный, поскольку атомный. В пути может находиться очень долго. Несет на себе 40 самолетов, что является мощной ударной силой. В 93 году на борту де Голля случилось ЧП: сотрудники британской Ми-6 проникли на авианосец под видом инспекции. Ушлым шпионам удалось осмотреть корабль, но их оперативно схватили.

  • Заступил на боевое дежурство - 1994 год
  • Водоизмещение - 42 000 тонн
  • Длина - 261 метр
  • Автономность - 45 суток
  • Экипаж - 1900 человек
  • Авиация - до 40 самолетов и вертолетов


ПРИНЦ АСТУРИЙСКИЙ (Испания)

Этот авианосец такой длинный, что можно спокойно устраивать корриду на его палубе - 196 метров длины это позволяют. Гордость испанского флота, а что еще делать - других-то нет!

  • Заступил на боевое дежурство - 1989 год
  • Водоизмещение - 16 700 тонн
  • Длина - 196 метров
  • Экипаж - 763 человека
  • Авиация - 14 вертолетов, 8 самолетов (Харриер-2)


ДЖОРДЖ БУШ (USS George H.W. Bush, США).

Тяжелый атомный авианосец класса Нимиц. Нет сомнений, что эта игрушка - лучшая в мире. И притом новейшая: корабль был спущен на воду в 2006 году. Для сравнения, вышеперечисленные авианосцы были построены еще в прошлом столетии.

  • Заступил на боевое дежурство - 2009 год
  • Водоизмещение - 97 000 тонн
  • Длина - 332 метра
  • Экипаж - 5680 человек
  • Авиация - 90 самолетов и вертолетов


Для справки: кто сбил первый Нимиц?

Американские военные утверждают, что авианосцы типа Нимиц являются совершенно неуязвимыми. Однако российская авиация доказала, что это далеко не так. Инцидент произошел во время американо-японских учений: российские самолеты незаметно подлетели к авианосцу ВМС США Китти Хок и сфотографировали его во всех позах. Американцы даже не успели поднять палубную авиацию или хотя бы стрельнуть вослед ракетой. На военном языке это означает «условное уничтожение авианосца».

Войны всегда были «локомотивом прогресса»! Забавный парадокс – весь научный потенциал использовался для создания средств собственного уничтожения, что в итоге способствовало гигантскому скачку развития человечества.

Введение

Порой человек изобретал очередной вид оружия, тактически и стратегически грамотно воспользоваться которым мог только спустя годы. Например, так было с танком, самолетом, подводной лодкой и… с авианосцем.

Кто-то считает, что «история авианосцев» началась с легендарного полета Юджина Эли, когда он совершил посадку на военный корабль «Пенсильвания». А кто-то – со дня, когда «АркРойял» принял участие в Дарданелльской операции. И хотя на его борту были лишь гидросамолеты, историки считают этот корабль первым в мире авианосцем, принявшим участие в боевых действиях.

В любом случае человечество получило абсолютно новый военный инструмент, воспользоваться которым по-настоящему ему предстояло через десятилетия.

Экскурс в историю

В самом начале своего появления авианосцы активно не применялись. Ведь боевой потенциал самолета как основного носителя вооружения еще не был до конца раскрыт. Первая Мировая война, казалось, навсегда похоронила еще неокрепшее дитя. И хотя между двумя мировыми войнами этот класс кораблей продолжал развиваться, ни одно из государств даже не задумывалась о том, чтобы отдать пальму первенства на море авианесущему кораблю. Балом правили линейные корабли и линейные крейсера. Имея мощную артиллерию, калибр которой мог превысить 400 мм, они были мощнейшим средством разрушения.

Во время Второй Мировой войны были спущены такие гиганты, как «Бисмарк» и «Ришелье», «Ямато» и «Айова».

Первыми тревожными звонками для линкоров стали ноябрь 1940 и декабрь 1941 годов. В первом случае атака британской палубной авиации на линейный флот Италии позволила Великобритании захватить инициативу в Средиземном море. Во втором разрушительный налет японской авиации на Перл-Харбор полностью уничтожил линейный флот американцев. После окончания битвы у Мидуэй в июне 1942 года стало ясно, что господство в открытом море могут обеспечить только авианосцы.

Окончательно гвоздь в крышку гроба линкоров был забит 7 апреля 1945 года, когда палубная авиация США просто растерзала самый крупный в истории линкор «Ямато». Две сотни самолетов за два часа нанесли смертельные раны «гордости японского флота». Получив попадания 10 торпед и 13 авиабомб, линкор забрал с собой на дно свыше 3000 моряков.

Юджин Эли взлетает с палубы USS Pennsylvania 18 января 1911 г.

Во Второй Мировой войне авианосцы получили бурное развитие, выполняя самый широкий спектр задач. Появились отдельные классы авианосцев: тяжелые, легкие, эскортные, вспомогательные, учебные и т.д.

Эскортный авианосец предназначался для противовоздушной и противолодочной обороны конвоев и ведения разведки. Он имел водоизмещение до 24 тыс. т и скорость до 20 узлов (37 км/ч). Вооружение: 25–30 самолётов, до 50 зенитных автоматов. Экипаж до 1000 человек. Большая часть эскортных авианосцев была переоборудована из транспортных судов, не имевших бронирования.

Легкий авианосец предназначался для противовоздушной обороны соединений боевых кораблей, конвоев, десантных отрядов, уничтожения кораблей (судов) противника в море, авиационной поддержки морских десантов. Он имел водоизмещение до 20 тыс. т и скорость до 32 узлов (59 км/ч). Вооружение: до 50 самолетов, около 70 зенитных автоматов. Экипаж до 1400 человек.

Тяжелый авианосец предназначался для разгрома (уничтожения) соединений боевых кораблей, транспортов и десантных судов противника, завоевания господства в воздухе в районе боевых действий. Он имел водоизмещение до 55 тыс. т и скорость до 33 узлов (61 км/ч). Вооружение: до 100 самолетов, до 12 орудий калибра до 200 мм и до 120 зенитных автоматов малого калибра. Экипаж до 4000 чел.

В ходе войны было построено 194 авианосца, значительная часть которых переоборудована из заложенных ранее линкоров, крейсеров и транспортных судов. Практически каждый пятый был потоплен.

В послевоенный период большинство морских держав начали массово списывать свои боевые корабли, избавляясь от линкоров, авианосцев и крейсеров. Великобритания окончательно потеряла статус великой морской державы, а Япония не могла даже мечтать о былом величии. Мощный авианосный флот остался только у американцев, уничтожать его они не спешили. Более того, стратеги в Пентагоне продолжали активно развивать этот тип кораблей.

Вступление в строй в 1961 году авианосца «Энтерпрайз» с ядерной силовой установкой открыло новую эру в развитии авианосцев. На тот момент это был самый большой надводный корабль за всю историю флота с практически неограниченной автономностью плавания. Этот год можно смело считать годом рождения ядерного авианосного флота США.

Авианосец «Энтерпрайз» с ядерной силовой установкой

На протяжении последних семидесяти лет авианосцы активно участвовали во многих локальных войнах. Это войны в Корее и Вьетнаме, Фолклендский кризис, операция «Буря в пустыне», бомбардировка Белграда и др.

Авианосец эволюционировал и стал универсальной боевой платформой, смертельно опасной для потенциального противника. Наличие на борту различных по назначению типов летательных аппаратов позволяет авианосцу выполнять множество боевых задач. Это поиск и уничтожение авиации, подводных лодок и кораблей противника, высадка десанта на побережье и нанесение ракетно-бомбовых ударов по береговым целям и в глубину. До появления стратегических ядерных подводных лодок на авианосцах размещались даже бомбардировщики с ядерным оружием. Авианосцы были неотъемлемым инструментом в стратегии США по уничтожению СССР.

Строение корабля

Современный авианосец – это, на мой взгляд, самый сложный на сегодняшний день вид вооружения.

Авианосцы – самые большие в мире и технически очень сложные боевые корабли за всю историю человечества. Чтобы представить грандиозность и уникальность такого «технического монстра», приведем несколько цифр (в качестве примера взят авианосец «Нимиц»):

— на строительство авианосца уходит 60 000 т стали и 1360 т присадочных материалов;
на корабле более 4000 помещений различного назначения;
— ядерная энергетическая установка из двух водо-водяных реакторов типа A4W/A1G приводит в действие четыре паровые турбины общей мощностью 280 000 л.с.;
— масса гребного винта (их на корабле четыре) почти 3 т, а каждого из двух якорей – 30 т;
— площадь полетной палубы 18 200 кв. м;
— корабль имеет четыре паровые катапульты весом 180 т, позволяющие обеспечить беспроблемный взлет боевых самолетов, вес которых достигает 40–43 т, со скоростью разгона до 300 км/ч;
— общая масса боезапаса 2000 т;
— экипаж 6000 человек (включая штатный состав, обслуживание авиакрыла и походный штаб).
Создание подобного корабля требует огромных финансовых и трудовых затрат.

Стоимость авианосца ВМС США «Джордж Буш» (последнего в серии класса «Нимиц») оценивается в 6,5 млрд. долларов (по ценам 2009 года), а французского «Шарль де Голль» – 3,3 млрд. (по ценам на 2001 год). Новый авианосец «Джеральд Форд» обойдется американским налогоплательщикам в 14 млрд. долларов, а «Куин Элизабет» английским – в 6,5 млрд. фунтов стерлингов. И это без стоимости авиакрыла.

Головной авианосец, как правило, строится 6–7 лет. Это оптимальный срок, при условии, что судостроитель получает окончательно утвержденную проектную документацию и имеет большой опыт строительства подобных кораблей.

Последнее условие очень важно. Например, Northrop Grumman, основанная в 1886 году, – одна из крупнейших судостроительных компаний США и одна из двух («Дженерал Дайнэмикс») компаний, производящих корабли с атомной силовой установкой. Первый авианосец CV-4 «Рейнджер» был построен на этой верфи в 1934 году. Всего верфь построила 30 авианосцев, в том числе все 11 атомных авианосцев США, начиная с CVN-65 «Энтерпрайз» в 1961 году.

Преимущества и недостатки

Основные очевидные достоинства авианесущих кораблей: высокий боевой потенциал, универсальность и высокая мобильность.

Высокий боевой потенциал выражен в большом и разнообразном количестве вооружения. АУГ способны наносить удары в глубину: по морским целям – до 1000 км, по береговым до 1600 км.

Универсальность корабля заключается в способности авианосца выполнять широкий спектр задач. Перечислим основные : уничтожение корабельных группировок противника на морских театрах военных действий; нанесение ударов по объектам, расположенным на морском побережье и в глубине территории противника; авиационное прикрытие и оказание поддержки десантным силам и сухопутным войскам, действующим в прибрежной зоне; завоевание и удержание превосходства в воздухе в районе операции; обеспечение ПВО кораблей, десантных войск, крупных конвоев на переходе морем, блокада побережья противника; ведение авиационной тактической разведки; высадка десанта на побережье.

Мобильность авианосцев заключается в способности развернуть в кратчайшие сроки крупную авиационную группировку. Способность совершать суточные броски на 1000 км впечатляет.

Очевидный минус авианосца – его низкая степень скрытности . Исключительность этого корабля является не только его благом, но и проклятьем. При нанесении ракетно-торпедных ударов авианосец всегда будет приоритетной целью для противника. Времена, когда авианесущий корабль выполнял одиночное плавание, навсегда канули в лету, он всегда должен быть под охраной кораблей сопровождения.

Отрицательную сторону имеет и универсальность авианесущего корабля . На его борту находятся тысячи тонн топлива и боезапаса. По сути, это пороховая бочка, идущая со скоростью 30 узлов. И хотя эксперты утверждают, что на современных авианесущих кораблях система борьбы за живучесть очень надежна, проверить это можно будет только в случае реальных боевых действий.

Аварийность авианосцев

Авария на ударном авианосце «Форрестол» USS Forrestal (CV-59), произошедшая в Тонкинском заливе в 1967 году, – крупнейшая авария в ВМС США за последние 50 лет. По официальному заключению, пожар начался после самопроизвольного пуска неуправляемой ракеты под действием случайного броска напряжения в цепях одного из стоявших на палубе самолетов. Результат: 17-й пожар, охвативший шесть палуб корабля, детонация девяти авиабомб на полетной палубе, погибло 134 человека (161 ранен). Корабль и его авиация полностью утратили боеспособность, 21 сгоревший самолет был выброшен за борт (не считая поврежденной огнем авиатехники).

Примерно в 70 милях от Гонолулу, во время подготовки одного из истребителей-бомбардировщиков к боевому вылету взорвалась боевая часть подвешенного под его крылом неуправляемого реактивного снаряда. Взрыв произошел вследствие перегрева боевой части ракеты, вызванного достаточно длительным воздействием на нее реактивной струи двигателя другого самолета, находившегося на полетной палубе авианосца и также готовившегося к вылету.

В течение всего лишь 20 минут на полетной палубе атомохода произошло 18 мощных взрывов, в том числе сдетонировали восемь авиабомб калибром 500 фунтов (227 кг). Позже была еще серия взрывов. Всего в результате аварии погибли 28 человек, получили ранения различной степени тяжести 343 человека из состава экипажа и корабельного авиакрыла «Энтерпрайза» и эсминцев «Бенджамин Стоддерт» и «Роджерс», было полностью уничтожено 15 боевых самолетов. О различном оборудовании, которое было уничтожено и говорить не стоит. Боевую службу авианосца в районе Вьетнама пришлось отложить.

Выше приведены знаковые аварии. Более мелких произошло более сотни. Например, на авианосце «Нимиц»:

— 1981 год. Приземляющийся самолет врезался в неудачно припаркованный вертолет на палубе авианосца. Пожар. Взрывы. Результат: уничтожено 18 единиц авиатехники, 14 погибших и 39 раненых.

— 1988 год. У штурмовика заклинило электрический пуск скоростной артиллерийской пушки. Загорелся самолет-заправщик. Потери: 8 единиц авиатехники.

— 1991 год. Авария самолета при посадке. Горящая машина, покинутая экипажем, зацепилась за аэрофинишер и застыла посреди палубы. Но ее двигатели ревели в режиме форсажа. Если бы не действия отважного техника (отключившего двигатели), ситуация вышла бы из под контроля.

Были аварии на флоте и в СССР…

Противолодочный крейсер «Москва» – авианесущий корабль, точнее, вертолетоносец. В результате короткого замыкания на распределительном щите дизель-генератора возник пожар, который тушили 6 часов. Погибли трое и ранено 26 человек.

Горел и авианосец «Адмирал Кузнецов». Один из примеров – 6 января 2009 года, когда авианосец шел во главе группы кораблей Северного флота в юго-восточном средиземноморье. Произошло возгорание в машинном отделении. Пожар тушили два часа. Погиб один матрос.

Подводя итог, хочу обратить внимание, что это лишь немногие примеры аварий, произошедших в мирное время. В условиях боевых действий аварийность вырастает в разы.

Оборона АУГ

На сегодняшний день наиболее эффективным средством уничтожения авианосцев являются: противокорабельная крылатая ракета и торпеда. А основными носителями этих средств уничтожения являются корабли, подводные лодки и авиация.

Для эффективной обороны авианосца создается группа кораблей. Эта группа, включая авианосец, называется авианосно-ударной группой (АУГ). В состав АУГ, как правило, входят крейсера, эсминцы, фрегаты, многоцелевые подводные лодки и суда снабжения. Их количество зависит от числа авианесущих кораблей группы и требований к мобильности группы. Безусловно, это значительно отвлекает ресурсы, но собранная в единый кулак корабельная группировка обладает очень большим боевым потенциалом.

Корабли АУГ создают рубежи обороны, обеспечивающие противоракетную, противовоздушную и противолодочную защиты. Таким образом, вырисовывается многоуровневая система обороны, преодолеть которую достаточно сложно. Не стоит забывать, что авиакрыло авианосца является основной ударной мощью АУГ и также обеспечивает все виды ее (группы) обороны!

Против крылатых ракет, которые выпустят воздушные средства нападения, подводные лодки и надводные корабли противника, силы обороны корабельной группы создают глубокую эшелонированную оборону глубиной до 700 км . Для наиболее полного использования боевых возможностей средств ПВО предусматривается их многоуровневое построение по зонам – формируются три зоны ПВО :

— дальняя (самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), корабли радиолокационного дозора (РЛД), самолеты-истребители боевого воздушного патрулирования, зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) средней дальности кораблей охранения);

— средняя (корабли и вертолеты ближнего РЛД, самолеты радиоэлектронной борьбы (РЭБ), корабли ПВО, использующие ЗРК, средства РЭБ кораблей главных сил и ПВО);

— ближняя (ЗРК, артиллерия и РЭБ всех кораблей).

Для поиска и уничтожения подводных лодок организовывается противолодочная оборона. Глубина такой обороны на сегодняшний день достигает 600 км . Корабельная группа и в этом случае имеет самый широкий спектр возможностей по поиску и уничтожению подводных лодок противника. Противолодочное охранение АУГ осуществляют противолодочные самолеты путем патрулирования, совершая челночные полеты от центра АУГ и назад в направлении вероятного появления противника.

Кроме самолетов, противолодочную защиту обеспечивают подлодки, находящиеся в составе АУГ и оснащенные гидроакустическими станциями (ГАС). Силы ближнего охранения АУГ включают вертолеты и надводные корабли. Их главная задача – не допустить торпедной атаки подлодок противника. ГАС надводных кораблей используются в активном режиме. Надводные корабли располагаются таким образом, чтобы создать сплошное кольцо гидроакустического наблюдения. Также используются вертолеты, которые для обнаружения подводных лодок противника применяют опускаемую ГАС, магнитный обнаружитель и радиогидроакустические буи.

В 1983 году на океанские просторы вышел новый боевой корабль. На корме развевался на ветру огромный транспарант: «Stand by, Admiral Gorshkov: “Aegis” at sea!» (Берегись, адмирал Горшков! «Иджис» в море!). Так начал свою службу ракетный крейсер USS Ticonderoga (CG-47). И так началась боевая служба корабельной многофункциональной боевой информационно-управляющей системы Aegis combat system. Это интегрированная сеть корабельных средств освещения обстановки, средств поражения и средств управления. Система позволяет принимать и обрабатывать информацию с датчиков других кораблей и летательных аппаратов соединения и выдавать целеуказания на их пусковые установки. Говоря простым языком, это электронный мозговой центр.

Таким образом, АУГ имеет систему, которая обеспечивает коллективную оборону кораблей, позволяя перехватывать практически все современные средства воздушного нападения, включая баллистические ракеты. Система «Иджис» обнаруживает и сопровождает одновременно до 300 целей и наводит до 18 ЗУР на самые опасные из них. В отражении удара могут задействоваться также палубные истребители и самолеты ДРЛО. Решение на поражение целей может приниматься автоматически.

Борьба с АУГ

Американские адмиралы считают свои авианосные соединения неуязвимыми. Отчасти они правы. Имея такую многоуровневую и универсальную оборону, можно действительно чувствовать себя в полной безопасности. Уничтожить АУГ возможно только массовым ракетным залпом. В свое время в СССР был произведен расчет, что для гарантированного уничтожения АУГ необходимо применить в одном ударе 70–100 противокорабельных ракет. Крылатая ракета должна иметь боевую часть 500 кг и скорость полета, превышающую скорость звука в 2,5 раза. Такими ракетами сегодня являются П-700 («Гранит») и П-1000 («Вулкан») / П-500 («Базальт»).

Для нанесения такого удара необходимо подойти к АУГ на дальность пуска своих ракет. И вот тут начинаются проблемы. Средства разведки АУГ позволяют обнаружить противника за несколько сотен километров до точки нанесения ракетного удара. Напомню, что основным фактором, повлиявшим на победу американцев в битве при атолле Мидуэй, было то, что они опередили противника в развертывании.

Противнику АУГ ничего не остается, как с боем прорываться к точке пуска. А еще необходимо выдать целеуказание подводным лодкам, синхронизировать запуск крылатых ракет с другими носителями. В общем, АУГ находится в заведомо выигрышной ситуации. А прорыв обороны АУГ будет сопряжен с крупными потерями. Есть и другой способ: нанесение удара по АУГ крылатыми ракетами (торпедами) со специальной боевой частью (СБЧ). Но на это пойдут только в самом крайнем случае.

А что у нас?

В Советском Союзе авианесущие корабли начали строить только с 1960-х годов. Это противолодочные крейсера пр. 1123, т.е. полноценные вертолетоносцы. Было построено два корпуса: «Москва» и «Ленинград». В 1970-х годах начали строительство авианесущих крейсеров пр. 1143. В строй вступили «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». А в 1991 году в строй вступил (пр. 1143.5). Основное отличие наших авианесущих крейсеров пр. 1143 от авианосцев западной постройки – наличие на борту комплекса крылатых ракет «Базальт» и «Гранит».

Сложно сказать, по верному пути пошли наши конструкторы или по тупиковой ветви. Тогда (как и сейчас) наша судостроительная промышленность не могла строить такие гиганты, как «Энтерпрайз». Был всего один завод в Николаеве, следовательно, не очень большое (относительно американских авианосцев) водоизмещение. Да и зачем нам нужны были такие гиганты? Адмиралы СССР не планировали воевать с США на море. Тогда проводилась политика сдерживания. Основные задачи, которые возлагались на наши авианосцы, были оборонительными. Наши авианосцы выходили из Черного моря как «противолодочные крейсера» (что было отчасти верно).

Сильно ли уступали наши авианосцы американским? В 1970-х годах – однозначно нет. Эти корабли имели очень много передовых технологий. Собственно говоря, мы пошли своим путем во всем. Крылатая ракета П-500 с дальностью полета 550 км тогда представляла очень грозное оружие. А палубная авиация США не была настолько технически развита, чтобы гарантированно уничтожать наши крейсера до подхода в точку запуска крылатых ракет.

Был ли это тупиковый путь развития? Думаю, да. Корабль – это самый сложный боевой механизм. И попытки создать «что-то универсальное» может привести к «чудовищному гибриду». Ярким примером сегодня служит тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». При полном водоизмещении 65 000 т иметь палубную авиацию, не превышающую 30 летательных аппаратов, это явный тупик. А когда этот крейсер выполнял в последний раз ракетные стрельбы? Очень давно. Потому что он больше не выполняет стрельбы. Не может технически. Загубили материальную часть.

Будем строить или нет?

Чтобы попытаться разобраться, займу нейтральную позицию между противниками и союзниками строительства авианосцев.

Планируем ли мы контролировать крупнейшие торговые пути? Нет.

Планируем ли мы осуществить блокаду какого-либо прибрежного государства? Нет.

А может, нам предстоит захват архипелага Х? Нет. Но это «нет» сегодня. А кто знает, что будет завтра?

Авианосцы – это очень дорогая игрушка. Строить и обслуживать их очень дорого. Абсолютно нечего возразить. Но флот и сам по себе – «очень дорого». И ведь не обязательно строить монстров типа «Джеральд Форд», чье суточное обслуживание обходится в 7 млн. долларов. В Советском Союзе это понимали.

Авианосцы, как и весь военно-морской флот, – это лишняя затратная статья и дыра в бюджете! А как вы дивиденды посчитаете? В Норвегии в конце 1930-х тоже так думали. Говорили, что придерживаются политики нейтралитета. Их военный бюджет был практически равен нулю, чем Гитлер и воспользовался в 1940 году.

Авианосцы – это картонные корабли. Топятся очень легко. Возможно, но кто это проверял? Только реальные боевые действия показывают эффективность вооружения. Вторая Мировая война показала достаточно высокую живучесть авианосцев.

Авианосцы – это взрывоопасные корабли. Аварии на них случаются нередко. Верно. Но все корабли горят и взрываются. Как показывает практика, большинство аварий происходит из-за элементарного разгильдяйства личного состава. Проблема не в «железе», а в людях.

Мы все авианосцы противника перетопим крылатыми ракетами. У нас есть комплекс «Бастион»! Комплекс «Бастион» – это береговой ракетный комплекс. Он предназначен для защиты побережья. Дальность действия крылатых ракет в районе 300 км. Авианосец никогда не рискнет подойти так близко к берегу. Вообще, чем дальше АУГ от берега, тем в большей безопасности будет авианосец. У нас на сегодняшний день нет крылатых ракет, способных уничтожить авианосец на большой дальности.

Кажется, этот спор будет продолжаться вечно. По разные стороны баррикад находятся противники и сторонники авианосцев. Одни утверждают, что авианесущие корабли – это дорогое и морально устаревшее оружие. Другие, что это наиболее мощный инструмент войны на море.

Авианосец «Викрант» ВМС Индии строится с 2006 года.

Мое субъективное мнение следующее:

Торопиться с постройкой нового авианосца не стоит. Вести проектные работы? Да. Срочно закладывать? Нет. На флоте большие проблемы с кораблями 2-го, 3-го и 4-го рангов. Необходимо обновлять и береговую охрану. Нам сейчас архиважно закрыть для «супостата» свои внутренние моря. И так, шаг за шагом, выходить в моря и океаны. Повторяю, шаг за шагом.

Какой смысл напрягать судостроительные мощности «стройкой века», когда у нас сейчас корабли и лодки стоят в очередь на ремонт и модернизацию? Предстоит произвести (и оно сейчас идет) обновление судостроительных мощностей и увеличение рабочих кадров (а это сегодня самая большая проблема). Строить сегодня нельзя. Но это не значит, что не надо строить «завтра». Для этого нам крайне важно не потерять последний полуживой авианосец, чтобы сохранить летные кадры и опыт эксплуатации этой сложной техники. Надо по максимуму продлить срок эксплуатации ТАКР «Адмирал Кузнецов», выполнив его глубокую модернизацию.

Никто не вкладывал столько сил в появление авианосцев в нашем флоте, как адмирал Горшков. Но есть мнение, что к концу своей деятельности он пришел к выводу о бесперспективности авианосцев ввиду их большой уязвимости. Он предлагал применять «морские аэродромные платформы» на основе судов с малой площадью ватерлинии, предложенные в свое время изобретателем из Канады Фредериком Кридом.

Очень логично. Дешево и практично. Китайцы тоже поняли, что есть частичная замена авианосцам, и начали строить «непотопляемые авианосцы». Появление искусственных островов в Южно-Китайском море сегодня очень раздражает Японию и США.

В защиту авианосцев хочется привести один неоспоримый факт. На сегодняшний день, 12 стран имеют в составе своего флота авианесущие корабли . Многие из них не только не отказываются от этих кораблей, но и продолжают их строить. А если к этому количеству стран прибавить и владельцев универсальных десантных кораблей (а это то же, в какой-то степени, авианесущие корабли), то напрашивается вопрос… Так стоит ли хоронить авианосцы?

Напоследок хочу сказать, что флот должен быть сбалансированным. Поэтому авианосцам всегда найдется в нем место. Идеальным вариантом для нас будет корабль водоизмещением до 50 000 т с ядерной энергетической установкой. Но, как говорится, всему свое время.

Лично мне, очень хочется, чтобы эти красавцы радовали нас мощью только на парадах и никогда не воевали друг с другом.

Литература:
— Шунков В.Н. Авианесущие корабли и морская авиация. – г.Минск, Издательство: «Попурри», 2003 г.
— Белавин Н.И. Авианесущие корабли. – г. Москва, Издательство: «Патриот», 1990 г.
— Каторин Ю. Авианосцы. – г. Москва, Издательство: Галея Принт, 2010 г.