Линейные корабли типа «Richelieu» создавались в качестве противовеса итальянским линкорам типа «Littorio» и германским типа «Bismarck». По своей конструкции они являлись увеличенными «Dunkerque», получившими более мощную артиллерию и уси­ленное бронирование.

Орудия главного калибра (380-мм пушки со ство­лами длиной 45 калибров, т.е. 17 м) снова размести­ли в четырехорудийных башнях. Они могли стрелять 881-кг снарядами на дальность 37,5 км, и с дистанции 20 км пробивать 380-мм броню.

Средний калибр был увеличен до 152 мм. Впервые в мире столь тяжелые орудия использовались как универсальные, имея угол возвышения 85 градусов.

Правда, их эффективность в качестве зениток оказа­лась невысока: им не хватало как скорострельности, так и «поворотливости».

Система броневой защиты «Richelieu» была наи­лучшей из всех, когда-либо созданных для линейных кораблей и крейсеров. Она превзошла даже ту, что имели столь мощные корабли как германский «Bis­marck» и японский «Yamato».

Главный броневой пояс, с наклоном 15,5 градусов, сверху накрывала 170-мм броневая палуба. Ниже располагалась еще одна 40-мм палуба с 50-мм скоса­ми. Горизонтальная броня могла противостоять 500-кг авиабомбе, сброшенной с высоты 4700 метров.

Броню дополняла хорошо продуманная система подводной защиты, представлявшая усовершенство­ванный вариант защиты «Dunkerque». Глубина ее со­ставляла от 4,5 до 7 метров, общая толщина перебо­рок - от 77 до 97 мм. Единственным недостатком бы­ло отсутствие нижнего броневого пояса, способного выдержать подводное попадание снаряда.

Компактная силовая установка занимала всего лишь 4 отсека. На испытаниях в 1940 г. «Richelieu» развил прекрасную скорость 32.6 узла (60,3 км/час!).

Весьма оригинальное решение представляла со­бой дымовая труба. Французы отнеслись к этому элементу корабельной архитектуры очень серьезно. Не желая, чтобы собственный дым закрывал цель и мешал работе дальномеров, они сделали ее отогнутой в корму, что придало кораблю неповторимый, легко узнаваемый силуэт.

Французский флот отставал от своих соперников. поэтому приходилось наверстывать упущенное. В ок­тябре 1935 г. в Бресте заложили «Richelieu», в декаб­ре следующего года в Сен-Назере - «Jean Bart». В 1938 г. командование флота заказало еще два линко­ра этого типа - «Clemenceau» и «Gascogne».

Своей архитектурой и компоновкой они отлича­лись от головного корабля. На «Clemenceau», с целью уменьшения перегрузки, убрали две бортовые баш­ни 152-мм орудий и авиационное вооружение. «Gas­cogne» вообще иначе скомпоновали, из-за чего ко­рабль приобрел иной внешний вид (его башни ГК раз­несли по оконечностям). Это было сделано не из-за того, что схема «Dunkerque» и «Richelieu» не оправдала себя, а для лучшего размещения артустановок 152-мм и 100-мм орудий.

Такое изменение потребовало существенной пе­ределки внутренних помещений: энергетическую ус­тановку пришлось сдвинуть на 19,5 метров вперед, а цитадель удлинить на 3,5 метра и одновременно несколько уменьшить бортовую броню. На «Gascogne» снова предусмотрели авиационное вооружение, но самолеты раз­местили в подпалубном ангаре, как на авианосцах.

В 1940 г. «Richelieu», нахо­дившийся в Дакаре, получил по­вреждения от британской тор­педы. сброшенной с самолета (8 июля), и от снарядов британско­го линкора (23-25 сентября).

1 5 февраля 1943 г. он пришел на ремонт в Нью-Йорк. В ходе ремонта, занявшего 6 месяцев, корабль основательно модерни­зировали. Орудия главного кали­бра рассверлили до 381 мм, что­бы использовать английские снаряды. Два поврежденных орудия заменили снятыми с «Jean Bart». Зенитное вооруже­ние усилили по американскому стандарту, установив 14 счетве­ренных и 19 одинарных 40-мм «бофорсов», а также 50-20-мм «эрликонов». Позже, в Англии, вместо девяти снятых «эрлико­нов» добавили еще 11 одноствольных «бофорсов».

В конце войны (апрель 1944 - май 1945) «Richelieu» довелось принять участие в боевых дейст­виях против Японии. Линкор вел огонь по сухопутным целям у берегов Бирмы, Явы, Новой Гвинеи.

«Jean Bart» 19 июня 1940 г., имея 77% готовности, ушел из Сен-Назера в Касаб­ланку. 8 ноября 1942 г. он полу­чил там тяжелые повреждения в ходе налета американской авиации.

После войны выдвигались различные проекты восстанов­ления линкора, в частности, предлагалось превратить его в авианосец. Но в итоге решили достроить корабль в первона­чальном качестве.

В октябре 1945 г. «Jean Bart» вернулся в Брест. Там на нем перепланировали внутрен­ние помещения, изменили зе­нитное вооружение, смонтиро­вали радары, усилили противо­торпедную защиту за счет установки булей, что увели­чило ширину корпуса до 35,5 м. Полное водоизмеще­ние при этом составило 49850 тонн. В январе 1949 г. состоялись ходовые испытания, а в 1951 году линкор вступил в строй. Увы, то было запоздалое рождение.

«Richelieu» с 1956 г. находился в резерве. Был списан летом 1965 г., продан на слом в Италию 13.08.1968 г.

«Jean Bart» с лета 1961 г. являлся артиллерийским учебным кораблем-блокшивом. В конце 1968 г. про­дан на слом японской фирме, разобран в 1969 г.

«Clemenceau» к январю 1940 г. имел 10% готовно­сти. Немцы вывели из дока находившуюся там сек­цию корпуса (130 х 20 х 10 м) и превратили ее в плав-батарею. Этот понтон союзная авиация потопила 27.04.1944 г. Был поднят 23.02.1948 г. и сдан на слом.

«Ришелье» после модернизации в США, осень 1943 г.

Ввиду приближавшейся войны французам приходилось спешить. В октябре 1935 года в Бресте заложили «Ришелье», в декабре следующего года в Сен-Назере - его систершип «Жан Бар». В 1938 году заказали еще два линкора - «Клемансо» и «Гасконь». Они несколько отличались от головного корабля. «Клемансо» в целях уменьшения перегрузки (каковая выявилась, когда «Ришелье» еще находился на стапеле) лишился двух носовых 152-мм башен и авиационного вооружения.

«Гасконь» же вообще капитально перекомпоновали, из-за чего корабль вылился в самостоятельный тип. Башни главного калибра разнесли по оконечностям, и четвертый линкор серии приобрел более традиционный вид. Как объясняли сами французы, это было сделано не из-за того, что схема «Дюнкерка» и «Ришелье» себя не оправдала, а для лучшего размещения 152-мм и 100-мм зенитных орудий. Правда, такое изменение потребовало существенной переделки внутренних помещений: энергетическую установку пришлось сдвинуть на 19,5 м вперед, а цитадель удлинить на 3,65 м и одновременно несколько уменьшить толщину бортовой брони. На «Гаскони» восстановили и авиационное вооружение, причем два гидросамолета разместили в подпалубном ангаре - как на авианосцах. Правда, вступить в строй ни «Клемансо», ни «Гаскони» так и не довелось.

Линейный корабль «Гасконь», Франция (проект)

Планировался к закладке в 1940 г., строительство отменено.

Водоизмещение нормальное 41500 т.

Размеры, мощность и скорость - как у «Ришелье».

Броня: как на «Ришелье», но пояс - до 320 мм.

Вооружение: 8380-мм и 9 152-мм орудий, 16100-мм зениток, 22 31-мм автоматов и 36 пулеметов, 2 гидросамолета.

Сверхрейдеры фюрера

Поражение в Первой мировой войне, казалось бы, окончательно вычеркнуло Германию из претендентов на морское господство. Согласно Версальскому договору немцам разрешалось иметь в строю корабли водоизмещением до 10 тыс. т с орудиями калибром не более 11 дюймов. Поэтому им пришлось распрощаться с надеждой сохранить даже самые первые свои дредноуты и довольствоваться лишь безнадежно устаревшими броненосцами постройки начала XX века. Когда же появилась возможность заменить последние на корабли новых проектов (а это разрешалось делать не ранее, чем через 20 лет их нахождения в строю), именно «версальские» ограничения и привели к появлению необычных во всех отношениях «капитальных» кораблей типа «Дойчланд».

«Карманный линкор» «Дойчланд»

При его создании немцы исходили из того, что новый корабль в первую очередь будет использоваться на вражеских коммуникациях в качестве рейдера. Успешные действия в 1914 году «Эмдена» и «Кенигсберга» против британского судоходства вместе с тем наглядно показали, что слабое вооружение легких крейсеров не оставляет им шансов при появлении более серьезного противника. Поэтому «Дойчланд» должен быть сильнее любого неприятельского тяжелого крейсера и одновременно быстроходнее любого линкора. Идея эта, прямо скажем, не нова, но попытки реализовать ее ранее редко приводили к желаемому результату. И только немцам удалось наконец воплотить ее в металл наиболее близко к замыслу. «Дойчланды» при весьма ограниченном водоизмещении получили мощное вооружение, приличную защиту и огромную дальность плавания. В германском флоте новые корабли официально классифицировались как броненосцы , по сути были тяжелыми крейсерами, но из-за чрезмерно мощной артиллерии главного калибра остались в истории мирового кораблестроения как «карманные линкоры».

Действительно, вооружение «Дойчланда» - две трехорудийные 11-дюймовые башни да еще 8 шестидюймовок в качестве среднего калибра - выглядело вполне «линкоровским». Новая 283-мм пушка (немцы официально называли ее «28-см», и поэтому в литературе она часто значится как 280-мм) с длиной ствола в 52 калибра и углом возвышения в 40° могла стрелять 300-кг снарядами на дальность 42,5 км. «Впихнуть» такую артиллерию в крейсерские размеры позволили, во-первых, всемерное облегчение корпуса за счет широкого внедрения электросварки и, во-вторых, использование принципиально новых двигателей - четырех спаренных дизельных установок с гидравлической передачей. В результате в проекте осталось место и на броневой пояс толщиной 60–80 мм, и на противоторпедную защиту шириной около 4,5 м (вместе с булями), завершавшуюся 40-мм продольной переборкой.

Вступление в строй головного «карманного линкора» совпало с приходом к власти Гитлера и вылилось в шумную пропагандистскую кампанию, призванную внушить обывателю, будто возрождение германского флота началось с создания «лучших в мире» кораблей. В действительности эти утверждения были далеки от истины. При всей своей оригинальности «Дойчланд» и последовавшие за ним «Адмирал Шеер» и «Адмирал граф Шпее» по броневой защите превосходили далеко не все «вашингтонские» крейсера, а по скорости уступали всем в среднем на 4–5 узлов. Мореходность «карманных линкоров» поначалу оказалась неважной, из-за чего им пришлось срочно переделывать носовую часть корпуса. В довершение всего следует отметить, что их реальное стандартное водоизмещение превышало декларируемое (10 тыс. т) на 17–25 %, а полное на «Адмирале графе Шпее» вообще достигло 16 020 т!

Очевидная ограниченность возможностей «карманных линкоров» в свете заявленной Гитлером новой морской доктрины вынудила отказаться от строительства еще трех однотипных кораблей в пользу полноценных линкоров. В июне 1935 года в Лондоне был заключен договор, позволявший Германии иметь флот, составлявший 35 % от британского. Одержав дипломатическую победу, немцы теперь могли строить линкоры вполне легально.

Создание кораблей шло под личным контролем фюрера. Именно его принято считать автором новой роли, предписанной бронированным гигантам «Кригсмарине» в назревавшей войне. Дело в том, что, будучи не в состоянии тягаться с британским флотом в генеральном сражении, фашисты предполагали использовать свои линкоры в качестве океанских рейдеров. Именно в действиях могучих кораблей против транспортного судоходства Гитлеру виделась возможность поставить «владычицу морей» на колени. По совокупности параметров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» нередко

Однако их преемственность со своими выдающимися предками - «Дерфлингером» и «Макензеном» - весьма условна. Проект «Шарнхорста» в большей степени ведет свою родословную от «карманных линкоров». Единственное, что конструкторы позаимствовали у кайзеровских линейных крейсеров, так это схему бронирования. В остальном же «Шарнхорст» - просто выросший до нормальных размеров «Дойчланд» с третьей 283-мм башней и паротурбинной установкой.

Доброго времени суток всем читающим данный портал. Я, т.е. КГБ, опять выхожу на связь со своим очень важным мнением. На этот раз речь у нас пойдет о линкоре Гасконь, новом премиумном линкоре 8-го уровня. Напоминаю, что во время, когда пишется этот обзор, можно пройти компанию «Золото Франции», за прохождение которой вам выдадут камуфляж в том числе и на Гасконь. Начнем немного неожиданно — с внешнего вида корабля. Правда, красив?Он красив той особенной корабельной статью, которая воплощалась именно в тяжелых артиллерийских кораблях первой половины двадцатого века. Плавно повышающаяся к штевню палуба, высокий борт, грозно смотрящая вперед носовая четырехорудийная башня ГК, и слегка сиротливо сгруппированные за ней две универсалки.

Носовая надстройка — компактна и выглядит соразмерно кораблю (привет, Фусо!), а кормовая надстройка так и вовсе интегрирована в дымовую трубу (или труба в надстройку?). Зенитный калибр дальнего боя сгруппирован симметрично по бортам в центре корпуса, что тоже радует глаз.

Корабль выглядит хищно, агрессивно, вот-вот готовясь выйти в тяжелый бой с одноклассником…и, конечно, победить.

Рассмотрим, как и ранее, его основные характеристики.

  1. Бронирование . Что же у корабля с бронированием? Может ли он считаться защищенным для 8го уровня линкором? И да и нет. У него достаточно толстый пояс в 320мм толщиной, за поясом имеется скос в 50мм, за скосом — дополнительные 50мм у погребов ГК, 40мм у погребов СК, и 30мм напротив МО и КО. То есть суммарно, без учета наклона, имеем 400мм у МО и КО и 420 у погребов ГК. Это довольно неплохие цифры. У Гаскони приличные для 15″ линкора барбеты в 405мм и очень хорошая защита лба башен ГК в 430мм. Для сравнения, у Ромы барбеты всего 350мм, а башни ГК 380мм. У Монарха барбет и того хуже, всего 320мм, лоб башен ГК 381мм. У Тирпица/Бисмарка барбет 340мм, лоб башен 360мм. Сравнение с американскими и японскими линкорами приводить не буду, ибо они существуют в своей особенной лиге кораблей с 406-410мм ГК. Обшивка у Гаскони — одна из явно видимых проблемных фич, т.к. она равна 32 мм, и она такая по всей корме, всему носу, всей палубе, не занятой надстройкой. Ну то есть как это проблема…у ЛК8 оконечности у всех 32мм, а вот палуба на большом участке площади корпуса может быть толще — у американцев 38мм, у Ромы 45мм у Бисмарка/Тирпица вообще 50мм. В общем, Гасконь хорошо и с удовольствием принимает любые фугасы 203+мм и 152мм с ИВ. Что еще про бронирование сказать…ну разве что площадь надстроек у француза невелика, хотя бы с этим повезло.
  2. Живучесть . По живучести Гасконь почти равна Алабаме, на пару тысяч с копейками лучше Монарха, на пару тысяч хуже Ромы и на шесть тысяч хуже Тирпица/Бисмарка, что уже ощутимо. В общем в данном случае живучесть нельзя посчитать какой-то особенной слабостью, выделяющей этот линкор на фоне других. По ПТЗ Гасконь неплоха; ее 37% выделяют ее на фоне немцев, но у Ромы она чуть выже (40%), у Амаги — еще выше (45%), а у Алабамы вообще 50%. Но всё же 37% это 37%, это дает некоторую надежду пережить неприцельный торпедный залп.
  3. Артиллерия . Вот мы и начали подходить к вкусному. Да, артиллерия у Гаскони — достаточно вкусна. Во-первых, это 8 стволов в двух башнях, по четыре ствола в каждой. Да, и увы, нам приходится открывать борт при стрельбе всеми башнями. Но открывать не так и много, ведь уже при курсовом угле в 36 градусов мы можем подключать обе башни главного калибра. Но, понятное дело, Гасконь совсем не про носоаутизм и стоялово. По перезарядке (кд 28 секунд) мы чуть хуже Бисмарка/Тирпица и чуть лучше остальных ЛК8. Эта фишка — вторая заметная фишка Гаскони, и в отличие от первой (обшивки) вторую фишку мы можем смело записывать в плюс кораблю. Достаточно неожиданным открытием для меня стал тот факт, что как фугасоаутист Гасконь даже лучше Монарха, ибо у того шанс поджога ОФ равен 35%, а у Гаскони 36%. То есть мы спокойно можем переключаться на фугасы при доворотах противника на нас или при стрельбе по носоаутистам. Есть и прочие маленькие, но ощутимые плюсики, это дальность стрельбы в 23,8км, и баллистика (830м/с у ББ и ОФ снарядов). Что касается кучности, то она вельми хороша: у нас сигма равна 1,9. А это лучше сигмы большинства остальных ЛК8, кроме Северной Каролины (у той сигма равна 2.0). Поверьте на слово, сигма в 1.9 ощущается в бою. ПМК неплохое, и с УОП позволяет достичь дальности в 8,4км, а, кроме того, на борт может стрелять до 17 стволов ПМК, использующих фугасы. В общем, поджечь кого-нибудь можно без особых проблем.
  4. ПВО . С БОП, УОП, модулем на ПВО и флажком на ПВО имеем 105 попугаев дальней ауры, бьющей на 7,2км. Не фонтан, почти в два раза хуже дальней ауры Каролины/Алабамы, и в полтора раза хуже дальних аур Тирпица/Бисмарка и Ромы. Зато по дальности не все так плохо. Еще у Гаскони есть ощутимая средняя аура из 37мм автоматов 1936 года, которая с вышеупомянутой прокачкой выдает 128 попугаев на 5,1 км. 37мм автоматы 1933 года, которых ровно столько же (8х2) выдают жалкие 24 попугая на 4,3км. Ближняя аура из 25мм автоматов бьет ажно на 4,4км и выдает 67 попугаев. Итого: без РУПВО, но с БОП, УОП, модулем на ПВО и флажком, можно отбиться от АВ7 и получить хорошую защиту от АВ6. Если добавить к вышеуказанному еще и РУПВО, то можно будет худо-бедно отбиваться от АВ8. Но АВ9 и АВ10 будут вертеть Гасконь на своем МПХ при любых раскладах.
  5. Маневренность . У нас есть форсаж, который наши базовые 32 узла позволяет поднять до 34,5. Впрочем, этого снова недостаточно, чтобы догнать удирающий из засвета эсминец или быстро сблизиться с носоаутирующим одноклассником или крейсером. По времени перекладки руля (15,3 сек) лучше нас только Монарх со своими 15 сек. Гасконь в бою ощущается кораблем с достаточной маневренностью.
  6. Маскировка у нас средненькая, 14,6км с модулем. Но у Ромы и Монарха она существенно лучше. Гасконь не показался линкором про маскировку, но, я уверен, найдутся апологеты и иного мнения.
  7. Расходники . Здесь есть два существенных плюса. Первый плюс, это, наряду со стандартной ремкой, возможность поставить истребитель. Или два, с соответствующим перком. Второй плюс, самый существенный плюс корабля, это хилка. Премиумная хилка восстанавливает 379 хп в секунду и перезаряжается всего лишь 38 секунд! Вдвое выше, чем у одноклассников. Запомните эту цифру, она многое меняет в, казалось бы, средненьком линкоре.

Окей, с цифрами и сравнениями мы закончили. Перейдем к непосредственному применению корабля на поле боя. Вот тут-то у меня немного отвисла челюсть, ибо линкор показал весьма высокую среднюю дамажку (для моих кривых рук), высокую меткость, но очень низкий процент побед. И при этом живучесть получилась тоже весьма высокая.

Да, я мало боев сыграл для статистически значимых результатов, но вот что у меня получилось:

Так про что же линкор Гасконь? Про раш? Про деф? Первой линии корабль? Второй? Как на ней играть? И стоит ли на ней играть, в смысле, её покупать?

Линкор Гасконь я играю по-разному . В бою с десятками, куда тебя кинуло на сдачу, волей-неволей приходится танковать союзниками и не высовываться вперед. В боях с шестерками, конечно, нужно идти вперед и только вперед. В обязательном порядке нужно много стрелять и не бояться показывать борт для стрельбы.

Чисто субъективно Гасконь является живучим кораблем , из неё не так уж и часто вынимают цитадели другие линкоры. Да, болезнь пробития бронепояса под водой со средней дистанции с крейсеров наверняка есть и у Гаскони, но пока я не встретился лично с этим багом. В отличие от Республики, кстати. Но самое главное, это наша чито-хилка. Если тебе не вынесли цитадель, а нанесли белый урон, или ты прогорел, ты очень быстро сможешь воспользоваться хилкой и откачать часть ХП обратно. Эта фишка, фишка быстрой скорости восстановления хилки, чувствуется в каждом бою. Это очень, очень существенная фишка. Более того, я осмелюсь заявить, что именно ради этой фишки и стоит покупать Гасконь.

Гасконь может что-то сбивать , и даже позволяет издеваться над авиками шестого уровня, но уже авик седьмого уровня может сделать бо-бо при неправильном позиционировании.

Как Гасконь фармит? Да в общем как обычно она фармит, не лучше, но и не хуже Тирпица, Ромы, Алабамы…где-то 350-400к чистыми получать можно достаточно стабильно, а то и выше, если есть много сбитых мух авиков.

Какие я поставил туда модули?

См. картинку:

А вот и мой выбор перков для минимально необходимого 10 очкового командира:

Красными кружками показаны перки, которые будут взяты на оставшиеся 9 очков.

Выводы:

Гасконь это средний по многим показателям линкор.
-Гасконь комфортно управляется.
-Гасконь может чего-то сбить в полной ПВО раскачке.
-Гасконь позволяет использовать различную тактику.
-Гасконь очень живучий линкор.
-Гасконь фармит не хуже Тирпица/Алабамы/Ромы.

Как итог хочу сказать, что мне нравится играть на Гаскони больше, чем на Тирпице, Алабаме или Роме, и все из-за чито-хилки. Как говорят англичане, this is the main selling point of this ship. С этой фишкой линкор-середнячок прыгает на ступеньку выше своих премиумных одноклассников. Однозначно покупать!

Апрель 1689 года. Ла-Манш. 24-пушечный французский фрегат «Серпан» вступает в бой с голландским кораблем. Французы находятся в явно невыгодном положении. На борту «Серпана» груз бочонков с порохом - фрегат может в любой момент взлететь на воздух. В этот момент капитан корабля Жан Бар замечает 12-летнего юнгу, который в страхе присел на корточки. Капитан в ярости кричит матросам: «Привяжите его к мачте. Если он не умеет смотреть смерти в глаза, он недостоин жить».

12-летним юнгой был Франсуа-Корниль Бар, родной сын Жана Бара и будущий адмирал французского .

Ох, и лютое было семейство!

Особенно славен папаша - легендарный Жан Бар из Дюнкерка, самый дерзкий и удачливый из французских корсаров XVII века. Именно в его честь был назван лучший линкор ВМС Франции периода Второй мировой войны. «Жан Бар» - второй корабль в серии линкоров «Ришелье», на чью долю выпала на удивление долгая и насыщенная событиями жизнь.

Конструкция

Французские линейные корабли типа «Ришелье» по праву считаются наиболее сбалансированными и совершенными линкорами предвоенного периода. У них было много достоинств и почти не было серьезных недостатков. Мелкие недочеты в их конструкции постепенно устранялись за долгие годы их службы.

На момент постройки это были самые быстрые в мире линкоры (32 узла), заметно уступавшие по боевой мощи лишь одному «Ямато» и примерно равноценные немецкому «Бисмарку». Но при этом французские «35000-тонники» наряду с американскими «Норт Кэролайн» оставались самыми маленькими кораблями в своем классе.

Великолепные характеристики были достигнуты с помощью особой компоновки, с размещением двух четырехорудийных башен ГК в носовой части корабля. Это позволило сэкономить на массе башен (четырехорудийная башня весила меньше, чем две двухорудийные), а также сократить длину цитадели («погонный метр» которой весил 25 тонн), конвертировав выделившейся резерв нагрузки в дополнительную толщину брони.

С точки зрения боевых характеристик схема «all guns forward» также имела свои преимущества: возможность стрельбы полными залпами на носовых углах могла пригодиться при преследовании вражеских рейдеров и тяжелых крейсеров. Сгруппированные в носу орудия имели меньший разброс залпов и упрощенное управление огнем. За счет разгрузки кормовой оконечности и смещения весов к миделю улучшилась мореходность корабля, повысилась прочность корпуса. Размещенные в корме шлюпки и гидросамолеты более не подвергались риску воздействия дульных газов.

Недостатком схемы была «мертвая зона» на кормовых углах. Проблему частично решали беспрецедентно большие углы обстрела башен главного калибра - от 300° до 312°.

Четыре орудия в одной башне создавали угрозу потери половины всей артиллерии ГК от единственного попадания «шального» снаряда. С целью повышения боевой живучести башни «Ришелье» были разделены броневой перегородкой, каждая пара орудий имела свою независимую систему подачи боезапаса.

380 мм французские орудия превосходили по бронепробиваемости все существующие немецкие и британские морские пушки. Французский 844-кг бронебойный снаряд мог пробить 378 мм брони на дистанции 20 000 м.


Стремительный наклон дымовой трубы - фирменный знак французских линкоров


Установка девяти орудий среднего калибра (152 мм) оказались не слишком рациональным решением: их высокая мощность и бронепробиваемость не имела значения при отражении атак эсминцев, в то же время, недостаточная скорость наводки и малая скорострельность делали их практически бесполезными при отражении атак с воздуха. Добиться приемлемых характеристик удалось лишь после войны, когда в этом уже не было особого смысла.

Вообще, вопрос обо всём, что касается ПВО и систем управления огнем, «повис в воздухе»: ввиду специфических условий их достройки, «Ришелье» и «Жан Бар» остались без современных радаров. При том, что до войны Франция занимала ведущие позиции в области разработки радиоэлектронных средств.

Тем не менее, «Ришелье» удалось получить полный комплект современных радиотехнических средств во время ремонта в США в 1943 г. Восстановленный собственными силами «Жан Бар» также получил лучшие СУО своего времени. К 1949 г. на его борту было установлено 16 радиолокационных станций различного диапазона и назначения.


"Ришелье" прибывает в Нью-Йорк


Очень здорово выглядела система ПВО позднего периода: 24 универсальные 100 мм пушки в спаренных установках вкупе с 28 зенитными автоматами калибра 57 мм. Все орудия имели централизованное наведение по данным РЛС. «Жан Бар», без преувеличения, получил выдающуюся систему ПВО - лучшую из всех, когда-либо установленных на линкорах. Впрочем, приближающаяся эра реактивной предъявляла уже иные требования к зенитным системам.

Несколько слов о броневой защите линкоров:

Линкоры типа «Ришелье» имели лучшее горизонтальное бронирование среди всех кораблей мира. Главная бронепалуба толщиной 150...170 мм, подкрепленная 40 мм нижней броневой палубой с 50 мм скосами - такими показателями не мог похвастаться даже великий «Ямато». Горизонтальное бронирование линкоров «Ришелье» не ограничивалось цитаделью: в корму уходила 100 мм бронепалуба со скосами (150 мм над отсеком рулевых машин).

Вертикальное бронирование французских линкоров достойно не меньшего восхищения. Сопротивляемость 330 мм бронепояса, с учетом его наклона на 15° от вертикали, обшивки борта и 18 мм подкладки из стали STS, была эквивалентна гомогенной броне толщиной 478 мм. А при угле встречи 10° от нормали сопротивляемость повышалась до 546 мм!

Дифференцированные по толщине броневые траверзы (233-355 мм), мощная боевая рубка, где толщиной стен составляла 340 мм сплошного металла (+ 2 подкладки из SТS, в сумме 34 мм), великолепная защита башен (430 мм лоб, 300 мм бока, 260-270 мм тыл), 405 мм барбеты (80 мм ниже главной бронепалубы), локальное противоосколочное бронирование важных постов - придраться не к чему.

Отдельное внимание было уделено вопросам противоторпедной защиты: глубина ПТЗ составляла от 4,12 метров (в районе носового траверза) до 7 метров (мидель-шпангоут). В ходе послевоенной модернизации «Жану Бару» добавили 122-метровые були шириной 1,27 м, Это еще более увеличило глубину ПТЗ, которая по расчетам могла выдержать подводный взрыв мощностью до 500 кг ТНТ.

И все это великолепие поместилось в корпусе полным водоизмещением всего 48 950 тонн. Приведенное значение соответствует «Жану Бару» образца 1949 г. после его достройки и всех послевоенных мероприятий по модернизации линкора.

Общая оценка

Richelieu и Jean Bart. Мощные, красивые и очень самобытные корабли, выгодно отличавшиеся от других линкоров своей продуманной до мелочей сбалансированной конструкцией. Несмотря на большое количество внедренных инноваций, французам ни разу не пришлось сожалеть о своих смелых решениях. Бесперебойно работали котлы системы Сюраль-Индрэ, в которых сгорание топлива происходило под избыточным давлением в 2 атм. Конструкция линкоров демонстрировала отличную боевую устойчивость. «Жан Бар», будучи в недостроенном состоянии, смог выдержать пять-семь попаданий американских 406 мм снарядов, каждый из которых весил тонну с четвертью. Легко представить разрушительную мощь этих «болванок»!

Можно смело утверждать, что в лице "Ришелье" и "Жана Бара" любой линкор второй мировой войны встретил бы достойного противника, исход поединка один на один с которым вряд ли кто мог бы предсказать.


- «Французские ЛК "Ришелье" и "Жан Бар"», С. Сулига

Отвага, предательство и искупление

10 мая 1940 г. немецкие войска вторглась во Францию. В этот момент в Сен-Назере находился недостроенный линкор «Жан Бар», чье вступление в строй было запланировано на октябрь того же года. Уже 17 мая положение стало настолько серьезным, что французам пришлось задуматься о немедленном выводе линкора из Сен-Назера.

Сделать это можно было не ранее, чем в ночь с 20 на 21 июня - в полнолуние, когда прилив достигнет наивысшей точки. Но перед этим следовало расширить и углубить канал, ведущий в Луару для беспрепятственного вывода огромного корабля.

Наконец, требовалось достроить сам линкор - частично ввести в строй его ГЭУ, генераторы электроэнергии, радиостанцию, установить винты и оснастить линкор необходимыми средствами кораблевождения. Подключить камбуз, обеспечить обитаемость отсеков для размещения в них личного состава. Установить весь запланированный состав вооружения не представлялось возможным - но французы планировали ввести в строй хотя бы одну башню главного калибра.

Весь этот грандиозный комплекс работ должен быть выполнен за один месяц. При малейшей задержке у французов не оставалось иного выбора, кроме как взорвать линкор.

Рабочие верфи в Сен-Назере начали гонку со временем. Под немецкими бомбежками, работая по 12 часов в смену, 3500 человек пытались совершить невозможное.

22 мая был осушен док, в котором стоял «Жан Бар». Рабочие приступили к окраске его подводной части.

3 июня на внутреннем валу левого борта был установлен винт (из комплекта запчастей для «Ришелье», доставленного с Брестской верфи). Спустя четверо суток установили винт на внутреннем валу правого борта.

Башни среднего калибра к назначенному сроку не прибыли. Было срочно разработано компромиссное решение - смонтировать на их месте спаренные 90 мм зенитки (обр. 1926 г.). Орудия и системы подачи боезапаса установили за считанные дни, но отправленные из Бреста боеприпасы опоздали к отходу корабля. Линкор остался без среднего и универсального калибров.

13 и 14 июня была проведена сложная и трудоёмкая операция по установке четырех 380 мм орудий башни главного калибра.

18 июня немцы вступили в Нант, лежащий всего в 65 км к востоку от Сен-Назера. В этот день на линкоре был поднят трехцветный флаг Франции. Прекратилась подача электроэнергии с берега, теперь вся необходимая электроэнергия вырабатывалась единственным турбогенератором на борту «Жана Бара».

К этому времени рабочим дноуглубительных установок удалось расчистить канал шириной всего 46,5 м (при ширине корпуса линкора 33 метра!). От экипажа «Жана Бара» требовалось недюжинное мужество и удачливость для безопасной проводки линкора таким узким путем.

Проведение операции назначили на следующую ночь. Несмотря на отсутствие на линкоре большей части вооружения и минимальный запас нефти на борту (125 тонн), расчетная глубина под килем не превышала 20-30 сантиметров.

Буксиры вытащили «Жан Бар» из дока, но уже через 40 метров движения нос линкора зарылся в ил. Его стащили с мели, однако через пару минут под днищем вновь заскрежетал грунт. На этот раз последствия оказались серьезнее - линкор повредил часть обшивки днища и правый винт.

К 5 утра, когда «Жан Бар», помогая собственными машинами, уже выходил на середину реки, в небе появились самолеты Люфтваффе. Одна из сброшенных бомб пробила верхнюю палубу между барбетами башен ГК и разорвалась во внутренних отсеках, образовав вздутие палубного настила. Возникший было пожар был быстро потушен водой из перебитого трубопровода.

В это время линкор уже уверенно двигался в сторону открытого океана, развив скорость 12 узлов. На выходе из гавани его поджидали два танкера и немногочисленный эскорт из французских эсминцев.

Теперь, когда ужасы заточения в Сен-Назере осталось позади, перед командиром линкора Пьером Ронарком встал очевидный вопрос: Куда идти?

Несмотря на недостроенное состояние и отсутствие большей части экипажа (на борту находилось всего 570 человек, в т.ч. 200 гражданских лиц - рабочие верфи), вечером 22 июня 1940 года линкор «Жан Бар» благополучно прибыл в Касабланку. В тот же день поступила о заключении перемирия с немцами.

Следующие два года «Жан Бар» тихо ржавел у причала в Касабланке; покидать гавань ему было строго запрещено. За линкором пристально следили немецкие и итальянские власти. С воздуха за ситуацией наблюдали британские разведывательные самолеты (один из которых был сбит зенитным огнем с линкора).

Французы, надеясь на лучшее, продолжали поддерживать механизмы «Жана Бара» в работоспособном состоянии, занимались самодельным ремонтом и модернизацией состава вооружений. Заделали пробоину от немецкой бомбы листами обычной стали. Барбет незаконченной башни II залили цементом с целью уменьшения дифферента на корму. Из Тулона был доставлен комплект дальномеров для управления огнем главного и универсального калибров, снятых с проходившего ремонт линкора «Дюнкерк». Зенитное вооружение было усилено пятью башнями со спаренными 90 мм орудиями. На крыше надстройки появился поисковый радар.

Наконец, 19 мая 1942 года дело дошло до главного калибра. С разрешения оккупационных властей «Жан Бар» дал пять четырехорудийных залпов в сторону моря. Испытания прошли успешно, но событие не осталось незамеченным (и тем более - неуслышанным) для американского консула в Касабланке. В Вашингтон полетела депеша о наличии у берегов Северной Африке мощного боеспособного линкора, который может представлять угрозу для союзников. В ходе запланированной на ноябрь 1942 г. операции «Факел» (высадка англо-американских войск в Северной Африке), «Жан Бар» был внесен в список первоочередных целей.

На рассвете 8 ноября 1942 года на борт линкора поступило сообщение о передвижении у берега группы неизвестных кораблей. В 6:00 по местному времени команда заняла места согласно боевому расписанию, были заряжены орудия главного калибра. Ближе к 8 утра, сквозь клубы дыма от стоявших в гавани разводящих пары эсминцев, были замечены силуэты линкора и двух крейсеров.

Американцы были настроены серьезно - к Касабланке приближалась боевая группа TG 34.1 в составе новейшего линкора «Массачусетс» с 406 мм главным калибром, при поддержке тяжелых крейсеров «Уичита» и «Тускалуза» в окружении отряда эсминцев.


Корабль-музей USS Massachusetts, г. Фолл-Ривер, наши дни


Первый удар нанесли 9 пикировщиков «Донтлесс», взлетевших с находившегося в 30 милях от побережья авианосца «Рейнджер». Одна из бомб попала в кормовую часть «Жана Бара». Пробив несколько палуб и днище, она вызвала затопление отсека ручного управления рулевых машин. Еще одна бомба ударила поблизости в набережную - линкор осыпало каменным крошевом, обшивка получила косметические повреждения.

Это был лишь первый жестокий привет, которым янки приветствовали корабли вишистской Франции. В 08:04 по кораблям, находившимся в гавани Касабланки, открыли огонь главным калибром линкор и крейсеры ВМС США. В течение последующих 2,5 часов «Массачусетс» с дистанции 22 000 метров выпустил по французам 9 полных залпов по 9 снарядов и 38 залпов по 3 и 6 снарядов добившись пяти прямых попаданий в «Жан Бар».

Встреча со сверхзвуковой 1226 кг болванкой из легированной стали не предвещала ничего хорошего. Наибольшие последствия могло иметь попадание снаряда, пробившего палубу в кормовой части линкора и разоравшегося в погребе башен среднего калибра (на счастье французов - пустом). Ущерб от остальных четырех попаданий можно классифицировать, как умеренный.


Кусок бронебойного снаряда, попавшего в "Жан Бар"


Один из снарядов пробил насквозь часть трубы и надстройку, и разорвался снаружи, вызвав осколочные повреждения борта. Ближе к 9 утра корабль содрогнулся от двух прямых попаданий в барбеты башен ГК. Пятый снаряд вновь ударил в корму, в место, уже поврежденное бомбой. Также, имеются разночтения по поводу двух близких разрывов: французы утверждают, что имело место прямое попадание в бронепояс и бульб линкора.

Ввиду сильного задымления гавани, «Жан Бар» успел дать в ответ лишь 4 залпа, после чего корректировка огня оказалась невозможной.

Расстреляв неподвижный недостроенный линкор, янки посчитали задание выполненным, и отошли полным ходом в сторону открытого моря. Однако, уже к шести вечера того же дня «Жан Бар» восстановил боеспособность. На следующий день его универсальная артиллерия выпустила по наступающим англо-американским войскам 250 снарядов, но главный калибр не использовался, чтобы не раскрывать до конца всех козырей.

10 ноября к Касабланке самонадеянно приблизился американский тяжелый крейсер «Огаста». В этот момент «Жан Бар» дал по нему пристрелочный залп из 380 мм пушек. Янки в ужасе бросились наутек, в открытый эфир понеслись радиограммы о внезапно проснувшемся гиганте. Расплата была жестокой: спустя три часа на французский линкор набросились «Донтлессы» с авианосца «Рейнджер», добившиеся двух попаданий 1000-фн. бомбами.

Всего в результате артиллерийского обстрела и авиационных ударов «Жан Бар» получил тяжелые повреждения, лишился большей части электроэнергии, принял 4500 тонн воды и сел кормой на грунт. Безвозвратные потери экипажа составили 22 человека (из находившихся на борту 700 моряков). Великолепное бронирование до конца выполнило свое предназначение. Для сравнения - на борту находившегося поблизости легкого крейсера «Примоге» погибло 90 человек.

Говоря о повреждениях «Жана Бара», стоит принять во внимание, что корабль был недостроен, многие его отсеки были негерметизированы. Единственный турбогенератор оказался поврежден - питание осуществлялось с помощью аварийных дизель-генераторов. На борту корабля находился сокращенный экипаж. И тем не менее, неподвижный линкор оказался «крепким орешком» и здорово потрепал нервы союзникам.

После присоединения французских сил в Африке к союзникам, «Жан Бар» был снят с грунта и подготовлен к отправке своим ходом на ремонт в США. Однако, в отличие от своего головного "Ришелье", "Жану Бару" требовался обширный восстановительный ремонт с изготовлением отсутствовавшей башни главного калибра. Проблема осложнялась отсутствием чертежей механизмов башни и сложностью с переходом на метрическую систему мер и весов. Процесс затянулся, в результате к работам по восстановлению "Жана Бара" приступили собственным силами лишь после окончания войны.

Рассматривались смелы проекты переоборудования "Жана Бара" в авианосец или экзотический "линкор ПВО" с установкой 34 спаренных универсальных пятидюймовок и 80 зенитных автоматов "Бофорс". В результате всех дискуссий конструкторы вернулись с самому простому, дешевому и очевидному варианту. Достройке линкора по первоначальному проекту с внедрением последних достижений в области автоматизации и радиотехники.

Обновленный линкор вернулся в строй в апреле 1950 года. В течение последующих лет "Жан Бар" использовался в роли флагмана Средиземноморского флота ВМС Франции. Корабль совершил множество заходов в европейские порты, совершил в визит в США. Последний раз "Жан Бар" находился в зоне боевых действий в 1956 году, во время Суэцкого кризиса. В случае упрямства руководства Египта французское командование планировало использовать орудия линкора для бомбардировок египетских городов.

В период с 1961 по 1969 год "Жан Бар" использовался в качестве учебного корабля при артиллерийской школе в Тулоне. В январе 1970 года последний из французских линкоров был окончательно исключен из состава флота и выставлен на продажу. Летом того же года его отбуксировали в Ла Сейм для разборки на металл.


Ветеран почивает в лаврах славы на французской Ривьере

По материалам монографии «Французские ЛК "Ришелье" и "Жан Бар"» Сергея Сулиги.

Линейные корабли типа Gascogne

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Построенные корабли

не закладывались

Линейные корабли типа Gascogne - проект серии линейных кораблей, прототипом для которых явились корабли типа Richelieu . Проект линкоров типа Gascogne разрабатывался по программе 1938 года, корабли предназначались для усиления флота Франции в Средиземном море и Атлантическом океане. Компоновка кораблей типа Gascogne практически без изменений повторяла линкоры типа Richelieu , за исключением размещения и конфигурации вооружения главного калибра. Вследствие начавшейся Второй Мировой войны и последующей капитуляции Франции, закладка кораблей данного типа не производилась.

Общие сведения

Головной корабль типа Gascogne стал первым, после некоторого перерыва, получившим название крупной провинции Франции, а не политического или общественного деятеля. Предполагают, что инициатором данной идеи стал начальник Генштаба, вице-адмирал Дарлан , родившийся в провинции Гасконь. Предыдущим кораблём с таким именем должен был стать линкор Gascogne типа Normandie , корпус которого был спущен на воду в 1914 году, но строительство так и не было завершено.

История создания

Предшественники

Предпосылки к созданию

К началу 1937 года в Европе сложилась сложная политическая ситуация. Франция могла оказаться в состоянии войны с Германией и Италией одновременно. В Германии началось проектирование линкоров Scharnhorst и Gneisenau , которые по своим характеристикам были подобны Dunkerque и Strasbourg . В 1936 году в Германии началось строительство линкоров Bismarck и Tirpitz . В то же время в Италии строились линкоры типа Littorio . Для сохранения военного баланса на море Франции требовалась постройка еще двух линкоров, идентичных Richelieu .

Разрешение на строительство двух новых линкоров с именами Clemenceau и Gascogne , получено от парламента 2 мая 1938 года, в рамках бюджета 1938 года. Однако промышленность Франции не была готова сразу же начать строительство двух крупных кораблей. Верфи в Сен-Назере после строительства линкора Strasbourg были заняты строительством авианосца Joffre . Док в Бресте и новый док в Сен-Назере обеспечивали строительство линкоров Richelieu и Jean Bart , поэтому закладка новых линкоров могла состояться только после спуска на воду строящихся кораблей. Однако с учётом отставания строительства от графика, ожидаемые даты закладки новых кораблей предполагались не ранее зимы 1939-1940 годов. Эту задержку решено было использовать для улучшения проекта Richelieu .

Проектирование

Проект линкора A1

Проект линкора A2

Проект линкора A3

Проект линкора A3 bis

Проект линкора B1

Проект линкора B2

Проект линкора B3

Проект линкора B3 bis

Проект линкора B3 ter

Проект линкора С1

Проект линкора С2

Проект линкора С3

В процессе модернизации проекта вновь рассматривался вопрос о конфигурации вспомогательной и зенитной артиллерии. На аналогичных линкорах Германии и Италии вспомогательная артиллерия представляла собой 152-мм орудия в бронированных неуниверсальных башнях. Зенитная артиллерия на линкоре Bismarсk состояла из 105-мм зениток, а на Littorio - 90-мм зенитными орудиями. Учитывая проблемы с французскими 130-мм башнями, начальник Генштаба, вице-адмирал Дарлан предложил для разработки техническому департаменту следующие варианты:

  • восемь орудий калибра 380 мм, с расположением, как на Richelieu
  • девять орудий в трёхорудийных башнях - две в носу, одна в корме
  • орудия 152 мм, с расположением, как на Richelieu
  • орудия 130 мм с расположением, как на Dunkerque
  • комбинация из 152-мм неуниверсальных и 100-мм универсальных орудий.

В техническом департаменте разработали также несколько проектов в вариантах «A», «B» и «C». В проектах варианта «A», расположение орудий главного калибра повторяло конфигурацию линкора Richelieu , а остальные варианты предусматривали более значительные изменения. В проектах варианта «В» рассматривалась возможность размещения двух четырёхорудийных башен главного калибра в носу и в корме. В варианте «C» орудия главного калибра размещались в 3-х трёхорудийных башнях по линейно-возвышенной схеме - две башни в носу, и одна башня в корме корабля. От варианта «С» отказались, в связи с превышением разрешённого по договору 1935 года водоизмещения.

Для дальнейшей проработки 19 марта 1938 года приняты проекты вариантов «А» и «В». Для Clemenceau выбран вариант «A2 (qv)», с четырьмя 3-х орудийными 152-мм универсальными установками - с двумя по бортам и двумя линейно-возвышенными в корме. В этом варианте также устанавливались шесть двухорудийных 100-мм установок образца 1937 года - две за башней главного калибра и по две побортно в районе кормовой надстройки. Для линкора Gascogne выбран проект варианта «B3 ter»: три башни с 152-мм универсальными орудиями размещались линейно возвышенно - две в носу и одна в корме. Из-за отличий в расположении башен главного калибра, проект этого линкора выделяют в отдельный тип Gascogne .

Для более эффективного обстрела 100-мм и 37-мм зенитных орудий, решено оставить только одну самолётную катапульту с размещением в корме, сократив количество самолётов в ангаре до двух. Освободившееся пространство использовали для размещения восьми 100-мм двухорудийных установок побортно. Для уменьшения водоизмещения принято решение уменьшить толщину бронепояса на линкоре Gascogne до 320 мм.

Когда проект линкора Gascogne был представлен в Генеральном Штабе, он был очень хорошо принят. Среди руководства появилось предложение о постройке линкора Clemenceau по проекту линкора Gascogne , однако на подготовку постройки корабля по новому проекту требовалось минимум 12 месяцев, а для постройки корабля по проекту Richelieu производство уже было налажено. Имеющийся запас времени решено было использовать для более тщательной проработки проекта Gascogne , а Clemenceau строить по согласованному ранее проекту. После согласования бюджета, Clemenceau заложен в Бресте 24 августа 1938 года.

Тем временем работа над проектом линкора Gascogne продолжалась. Первый разработанный план корабля, где катапульты размещались в миделе, а авиационный ангар за передней башней, был представлен Дарлану 22 декабря 1938 года, после чего последовала серия обсуждений по расположению авиационных объектов и зенитных орудий. Выражалась озабоченность по поводу того, что предлагаемое центральное расположение катапульт неизбежно будет сближать установки 100-мм и 37-мм орудий, тем самым создавая взаимные помехи стрельбе. Это привело к предложению разместить катапульты на квартердеке , освободив центральную часть для зенитных орудий.

Постройка

Первоначально предполагалось, что линкор Gascogne будет заложен в августе 1939 года. В случае, если первые материалы для корабля не будут подготовлены до 16 июня того же года, дата начала строительства откладывалась до июня 1940 года.

В результате затянувшегося процесса проектирования для линкора Gascogne , который ни в коем случае нельзя было заложить до завершения корпуса Jean Bart , заказы на броню и основные орудия не производились вплоть до июня 1939 года. Затем производство было приостановлено вместе со строительством линкора Clemenceau 28 сентября 1939 года. Работы возобновились только 12 апреля следующего года, и к 1 июня 1940 года было готово около 6% строительных материалов и предусматривалась закладка корабля в течение летних месяцев.

Спуск на воду планировался весной 1942 года, а ввод в эксплуатацию планировали на июнь 1944 года. Однако в мае 1940 года германские войска перешли границу Франции. В июне 1940 года кораблестроительное предприятие было занято оккупационными германскими войсками. Обнаружив незначительные запасы подготовленных материалов и запчастей для строительства линкора, их объявили военными трофеями, и зарегистрировали как Schlachtschiff S (рус. Линкор С ). Работа по строительству линкора была остановлена ​​и никогда не возобновлялась.

Описание конструкции

Корпус

Корпус линкора Gascogne повторял компоновку линкора Richelieu без заметных внешних отличий. Существенные изменения произошли в размещении надстройки - в связи с тем, что башни главного калибра размещались и в носовой и в кормовой части корабля, надстройку пришлось расположить ближе к носу - в миделе, а не со смещением в корму, как в Richelieu . С этим также связана глубокая переделка внутренних помещений и изменение компоновки брони.

Нормальное водоизмещение по проекту не должно было превышать 35 000 тонн, при полной загрузке это число достигало бы 44000 тонн.

Бронирование

Бронирование линкора Gascogne

Размещение в проекте Gascogne орудий главного и вспомогательного калибра на одной оси, привело к необходимости увеличения бронированной цитадели до 135,1 м, по сравнению с 131,45 м у Richelieu . Кормовая поперечная переборка цитадели находилась на шпангоуте 50.50, а носовая на шпангоуте 185.60. Схема противоторпедной защиты повторяла компоновку линкоров типа Richelieu .

Энергетическая установка и ходовые качества

Компоновка главной энергетической системы линкора Gascogne повторяла схему линкоров типа Richelieu и состояла из шести котлов типа Sural , разработанных инженер-генералом Норге и произведённые фирмой Indret . Котлы подавали выработанный пар в турбины четырёх турбозубчатых агрегатов. ТЗА приводили в движение четыре гребных вала, передающих вращение на винты диаметром 4,87 метра.

Вспомогательное оборудование

Шлюпочное оборудование линкора Gascogne по проекту состояло из:

  • 11-м моторный бот - 2 шт
  • 10,8-м моторный бот - 3 шт
  • 9-м моторный бот - 2 шт
  • 13-м моторный пинас - 2 шт
  • 7-м баркас - 1 шт
  • 5-м динги - 1 шт
  • 3-м плоскодонки - 2 шт

Экипаж и обитаемость

Общее количество экипажа по проекту составляло 1670 человек.

Вооружение

Главный калибр

Поперечный и продольный разрез 380-мм башни линкора «Ришелье»

Основное вооружение линейных кораблей типа Gascogne состояло из восьми 380-мм орудий 45 калибра, размещённых в двух четырёхорудийных башнях. Башни размещались в диаметральной проекции, в нос и в корму от надстройки. Конструкция башен не отличалась от башен расположенных на линкоре Richelieu . Орудия имели поршневой секторный замок Велина, открывающийся вверх, оборудованный гидропневматическим приводом и противовесами. Башни для линкоров проектировались фирмой «Сен-Шамон».

Башни разделялись на две части центральной переборкой, толщиной 45 мм, стволы каждой половины имели общую люльку, расстояние между осями орудий в одной люльке составляло 195 см, между осями внутренних стволов - 295 см. Максимальный угол возвышения орудий составлял 35°, максимальная дальность стрельбы - 41,7 км. Горизонтальное и вертикальное наведение осуществлялось при помощи электромоторов системы «Леонард», приводящими в действие гидравлические приводы. Скорость вертикальной наводки составляла 5,5° в секунду, горизонтальной наводки - 5° в секунду. Масса каждой башни, включая вес боезапаса и брони, составлял 2476 тонн.

Заряжание орудий могло происходить при любом угле возвышения стволов. На испытаниях в 1940 году была показана практическая скорострельность в 1,3 выстрела в минуту. Основным являлся 380-мм бронебойный снаряд образца 1936 года, массой 890 кг, содержащий 21,9 кг взрывчатого вещества, состоящего из 80% мелинита и 20% динитронафталина. Фугасный снаряд разработан по окончанию Второй Мировой войны и имел массу 884 кг (обр. 1945 г.) и 879 кг (обр. 1949 года). Под баллистическим наконечником располагался резервуар с красителем. Во время стрельбы таким снарядом, краситель давал цветной дым, для облегчения корректировки стрельбы.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Трехорудийная 152-мм башня противоминного калибра

Вспомогательная артиллерия линкора Gascogne состояла из девяти 152-мм орудий, расположенных в 3-х трёхорудийных башнях. В проекте линкора Gascogne сохранено только три башни с 152-мм орудиями, однако вследствие их расположения на осевой линии, отсутствовали мертвые зоны, как на линкоре Richelieu .

Для ведения огня против кораблей предназначался полубронебойный снаряд OPFK Mle 1931 весом 56 кг, либо более тяжёлый снаряд Mle 1937 весом 57,1 кг с генератором цветного дыма. Фугасный снаряд образца 1936 весил 55 кг. Позднее в орудиях применялись американские бронебойные снаряды весом 58,8 кг - на дистанции в 55 кабельтовых такой снаряд пробивал 120 мм брони. Максимальная дальность стрельбы (при возвышении 45°) составляла 145 кабельтовых, а для облегченного 47-кг зенитного снаряда ОАЕ Mle 1936 с дистанционным взрывателем - 131 кабельтов (26 500 м) и около 14 000 м по высоте.

Расположение башен основного и вспомогательного вооружения позволило более оптимально разместить восемь установок сдвоенных 100-мм орудий, группами по две установки, по «углам» надстройки. Каждая группа орудий имела свой директор.

Каждая группа 100-мм орудий имела свой собственный директор, установленный взамен вспомогательного директора 152-мм орудий. Ночная стрельба контролировалась двумя 4-метровыми дальномерами.

Масса спаренной установки 100-мм орудий равнялась 13,5 т, орудия имели полуавтоматический затвор и досылатель пружинного типа. Орудия находились в общей люльке, установка имела вращающийся пол и защищалась открытым сзади коробчатым щитом. Для стрельбы по воздушным целям использовались дистанционные гранаты ОАЕ М1е 1928 , с весом 13,5 кг, весом унитарного патрона 22,7 кг. Заряжание производилось вручную, дальность стрельбы по высоте составляла 10 000 м.

Для стрельбы по надводным целям использовались полубронебойные снаряды ОРТ М1е 1928 , весом 15 кг, с контактным взрывателем. Боезапас составлял 400 выстрелов на ствол, из них лишь 10 являлось полубронебойными. Несколько снарядов боекомплекта являлись осветительными.

Группы 100-мм установок усиливались шестью счетверёнными установками 37-мм орудий 50 калибра Mod. 1925 полуавтоматического типа, к носовым группам добавлено по две установки, к кормовым - по одной. установках обр. 1933 года.

Авиационное вооружение

Расположение авиационного ангара повторяло компоновку на линкорах США - ангар находился в корме под палубой, а до уровня катапульты самолёт поднимался при помощи лифта. Возле катапульты находился подъёмный кран для установки самолёта на катапульту и подъема самолёта с воды. В ангаре помещалось два гидросамолёта со сложенными крыльями, третий находился на катапульте в состоянии полной готовности к полёту.

Схема расположения ангаров и авиации на линкоре Gascogne

  • Максимальная скорость:
    • на высоте - 300 км/ч
    • у земли - 270 км/ч
  • Крейсерская скорость - 258 км/ч
  • Практическая дальность - 1200 км
  • Практический потолок - 5800 м
  • Экипаж - 3 чел

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Командно-дальномерные посты линкора Gascogne оборудовались 14-метровыми и резервными 8-метровыми дальномерами. Для вспомогательной 152-мм артиллерии использовались 8-метровые дальномеры. Для 100-мм зенитной артиллерии использовались 5-м дальномеры, а для зенитной артиллерии меньшего калибра - 1-м дальномеры. Контрольно дальномерные посты главного калибра размещались на верхнем ярусе и в задней части главной надстройки. Директоры 100-мм орудий расположены на задней части надстройки возле дымовой трубы, а также по бокам главной надстройки, у основания.

French Battleships. 1922-1956 . - ISBN 978-1-84832-034-5

Этот корабль в искусстве

Корабль Gascogne представлен в игре World of Warships как линкор VIII уровня Gascogne . Также на основе типа Gascogne в игру в качестве корабля X уровня был введен гипотетический проект линкора Франции конца 40-ых - начала 50-ых годов XX века, получившего название République .

Галерея изображений