Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.

После завершения обучения личного состава в учебном центре в Ейске и прохождения боевых стыковочных стрельб полк переместится в пункт постоянной дислокации.

Поставки комплекса начались в прошлом году. Тогда завод «Купол», входящий в концерн «Алмаз-Антей», передал в Сухопутные войска РФ два дивизионных комплекта. Соответственно, в этом году серийное производство новых «Торов» расширилось.

Самоходный ЗРК «Тор», несмотря на то, что был уже неоднократно модернизирован, — сравнительно молодой комплекс. Эта разработка московского Научно-исследовательского электромеханического института (НИЭИ) была внедрена в производство на ижевском заводе «Купол» в начале 80-х годов. А на вооружение первый «Тор», без индекса, был принят в 1986 году.

В 1991 году в войска начал поступать «Тор-М1». Затем появилось еще несколько модификаций, в которых варьировалось шасси — и гусеничное, и колесное. Были также созданы буксируемый и стационарный комплекс. А также морской для установки на кораблях.

«Тор-М2» был принят на вооружение в этом десятилетии, и сейчас им начинают интенсивно комплектовать вооруженные силы для противовоздушной обороны в ближней зоне мотострелковых и танковых дивизий. Примерно в это же время появилась и еще одна модификация — «Тор-М2У», два дивизиона которых уже тоже поступили в войска.

«Тор-М2» предназначен для эффективной борьбы с ракетами класса «воздух-земля», управляемыми и корректируемыми авиабомбами, противорадиолокационными ракетами и другим высокоточным оружием нового поколения, самолетами тактической и армейской авиации, крылатыми ракетами, вертолетами, беспилотными летательными аппаратами.

Ракеты комплекса способны поражать цели в условиях радиоэлектронного противодействия, а также отражать массированные атаки.

Существенным отличием новой модификации комплекса от предыдущих является повышение возможностей обнаружения и сопровождения целей станции обнаружения, которая оснащена новой антенной на базе щелевой фазированной антенной решетки. В совокупности с обновленным программным обеспечением это позволяет обнаруживать цели, при создании которых максимально использовались стелс-технологии. Одновременно новая станция обладает повышенной, в сравнении с «Тор-М1», помехозащищенностью. Также работу ЗРК обслуживает новая электронно-оптическая аппаратура обнаружения целей.

Станция определения не только находит и опознает цели, подлежащие уничтожению, но и оценивает воздушную обстановку, в автоматическом режиме определяет наиболее опасные из них, производит автосопровождение и фиксирует момент вхождения целей в зону обстрела. После пуска ракет производится их автоматическое наведение на цели радиокомандным способом.

Старт одноступенчатой твердотопливной ракеты осуществляется катапультным способом за счет порохового ускорителя. Маневрирование ведется при помощи газодинамических рулей. Осколочно-фугасная боевая часть может срабатывать как контактным способом, так и за счет срабатывания индукционного датчика, определяющего подлет к объекту значительной массы.

При этом ракета развивает скорость до 800 м/с и способна маневрировать с ускорением до 30g. Максимальная скорость сбиваемых целей — 750 м/с, а перегрузка — 12g.

Зона поражения цели по дальности — от 100 м до 15000 м, по высоте — от 10 м до 10000 м.

Количество обнаруживаемых целей — до 48, одновременно сопровождаемых — 10, одновременно обстреливаемых — 4. При этом боевые машины дивизиона могут обмениваться информацией об обнаруженных целях и перераспределять их между собой.

И командир полка Константин Демидов, принявший на вооружение полковой комплект ЗРК, и разработчики, и высшие чины Министерства обороны утверждают, что «Тор-М2» не имеет аналогов в мире по своим боевым возможностям. Если сравнивать с лучшим американским ЗРК ближней зоны, то тут, действительно, наблюдается многократное превышение.

ЗРК M1097 Avenger был создан компанией Boeing Aerospace Company в 1989 году. Разработчики сильно не напряглись, установив на армейский внедорожник HMMWV два транспортно-пусковых контейнера на 4 ракеты «Стингер» в каждом. Также в комплект входит пулемет калибра 12,7 мм. Дальность стрельбы — 5,5 км, максимальная высота цели — 3,8 км.

Безусловно уступает российскому комплексу и франко-немецкий ЗРК «Роланд» как на колесном, так и на гусеничном шасси, эксплуатирующийся с 1977 года. Принцип наведения и сопровождения ракеты на цель такой же, как и у «Тора». Однако характеристики комплекса слабее. Ракета имеет максимальную скорость, не превышающую 1,2 М. Дальность стрельбы — 6,3 км, максимальная высота цели — 5,5 км.

Немцы около 15 лет назад приняли на вооружение новый комплекс — LeFlaSys/ASRAD, который считается совершеннее «Роланда». Но в нем присутствует некоторая несбалансированность. У комплекса прекрасные средства обнаружения и сопровождения целей по РЛС и инфракрасным каналам, основанные на мощном аппаратном и программном оснащении. Их дальность превышает 20 километров, число сопровождаемых целей — до 20. Но при этом используются ракеты от ПЗРК — «Мистраль» и «Стингер», имеющие слишком низкий потолок, чтобы бороться с высотными целями. К тому же комплекс, установленный на гусеничное шасси, вооружен лишь четырьмя ракетами.

А вот при сравнении «Тора» с израильским ЗРК Spyder-SR не все столь очевидно. Прежде всего, следует сказать, что средства обнаружения у Spyder более эффективны. Цели засекаются на расстоянии до 35 км. И при этом число сопровождаемых целей может достигать 60-и. Однако не вполне понятно, для чего нужна такая гигантомания, поскольку боевая машина вооружена лишь четырьмя ракетами. Шестиосное колесное шасси слабовато, больше ракет оно не потянет.

Любопытно решен вопрос используемых зенитных ракет. Они класса «воздух-воздух», используемые в истребительной авиации. К ним приделали пороховые ускорители и поместили в транспортно-пусковые контейнеры.

Spyder использует два типа ракет. Одна имеет радиолокационную головку самонаведения, вторая — инфракрасную. Этим обеспечивается всепогодность использования комплекса. «Слабая» ракета — инфракрасная, она имеет дальность, равную 20 км, высоту — 9 км. «Сильная» — радиолокационная с дальностью до 35 км и высотой стрельбы до 16 км. Сильной стороной «слабой» ракеты является то, что она имеет инфракрасную ГСН матричного типа с разрешающей способностью 320×240 пикселей. Обмануть ее довольно затруднительно.

Что же касается динамических характеристик израильских ракет, то известно, что они имеют максимальную скорость в 4 М. Но эта скорость исчисляется при запуске с летящего со сверхзвуковой скоростью самолета, то есть две скорости складываются. Что соотносится со скоростью ракеты «Тора» — она превышает 2,5 М. Но вот по маневренности наша ракета более эффективна, она имеет перегрузку в 30g. Израильская выдерживает лишь 12g.

Из чего можно сделать вывод, что если российский «Тор» и не имеет в мире аналогов, то далеко не по всем характеристикам.

В начале февраля исполнилось 40 лет со дня выхода постановления Совмина СССР о разработке самоходного автономного зенитного ракетного комплекса 9К330 «Тор». За прошедшие годы было создано несколько модификаций этого ЗРК, используемых для защиты различных объектов и войск на марше. Кроме того, параллельно с системой «Тор» создавался частично унифицированный комплекс «Кинжал», предназначенный для вооружения кораблей военно-морского флота.

9К330 «Тор»

Головным разработчиком перспективного зенитного комплекса «Тор» был назначен НИЭМИ Минрадиопрома. Главным конструктором комплекса стал В.П. Ефремов, за разработку боевой машины 9А330 отвечал И.М. Дризе. Разработку зенитной управляемой ракеты 9М330 поручили МКБ «Факел», главным конструктором стал П.Д. Грушин. Кроме того, к созданию различных элементов зенитного комплекса привлекались некоторые другие предприятия оборонной, радиоэлектронной и т.д. промышленности.

Изменения характера предполагаемой войны сказались на требованиях к новому ЗРК. Комплексы для войсковой ПВО должны были бороться не только с самолетами и вертолетами противника. Список целей комплекса «Тор» дополнялся крылатыми ракетами, управляемыми бомбами и другими типами вооружения, пополнявшими арсеналы вероятного противника. Для защиты войск от подобных угроз требовалось использовать новые радиоэлектронные системы. Кроме того, со временем изменились требования по размерам возимого боекомплекта. В итоге было решено строить новый зенитный комплекс на основе гусеничного шасси. Такая базовая техника обеспечивала возможность боевой работы в одних порядках с танками и БМП. Одновременно с этим заказчику пришлось отказаться от требований относительно возможности пересечения водных преград вплавь.

Все основные агрегаты комплекса 9К330 размещались на боевой машине 9А330. В качестве основы для этой машины использовали шасси ГМ-355 Минского тракторного завода. На шасси разместили набор специального оборудования, а также поворотное антенно-пусковое устройство (башню) с набором антенн и пусковой установкой для зенитных ракет. За счет повышения требований по боевым возможностям массу машины 9А330 пришлось довести до 32 т. Тем не менее, 840-сильный дизельный двигатель обеспечивал подвижность на уровне существующих танков и БМП. Максимальная скорость комплекса «Тор» на шоссе достигала 65 км/ч. Запас хода – 500 км.

На боевой машине 9А330 размещалась станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения (СН), специальная ЭВМ для обработки информации о целях и пусковая установка с восемью ячейками для ракет. Кроме того, на машине присутствовали системы навигации и топопривязки, газотурбинный электрогенератор, аппаратура жизнеобеспечения и т.д.

Для обнаружения целей ЗРК «Тор» использовал когерентно-импульсную СОЦ кругового обзора, работающую в сантиметровом диапазоне. Вращающаяся антенна, расположенная на крыше антенно-пускового устройства обеспечивала одновременный обзор сектора шириной 1,5° по азимуту и 4° по углу места. Увеличение сектора обзора достигалось возможностью использования восьми положений луча по углу места, благодаря чему перекрывался сектор шириной 32°. Очередность обзора секторов определялась специальной программой бортовой ЭВМ.

Станция обнаружения целей могла работать в нескольких режимах. Основным был режим обзора окружающего пространства за 3 с. При этом нижняя часть зоны обзора за это время «осматривалась» дважды. В случае необходимости могли применяться и иные режимы работы СОЦ, в том числе с одновременным обзором нескольких угломестных секторов. Автоматика комплекса 9К330 могла отслеживать до 24 целей одновременно. Обрабатывая координаты обнаруженных целей в разные моменты времени, ЭВМ комплекса могла вычислять до 10 трасс. Информация о целях выводилась на соответствующий экран рабочего места командира машины.

СОЦ и связанная с ней автоматика позволяли засекать самолеты типа F-15 на высотах 30-6000 м на дальностях до 25-27 км (вероятность обнаружения не менее 0,8). Для управляемых ракет и бомб дальность обнаружения не превышала 10-15 км. Имелась возможность обнаружения вертолетов на земле (на дальности до 6-7 км) и в воздухе (до 12 км).

В передней чести башни комплекса «Тор» располагалась фазированная антенная решетка когерентно-импульсной радиолокационной станции наведения. В обязанности этой системы входило сопровождение обнаруженной цели и наведение управляемых ракет. Антенна СН обеспечивала обнаружение и сопровождение цели в секторе шириной 3° по азимуту и 7° по углу места. При этом осуществлялось сопровождение цели по трем координатам и пуск одной или двух ракет с последующим их наведением на цель. В составе антенны станции наведения предусматривался передатчик команд для ракет.

СН могла определять координаты цели с точностью до 1 м по азимуту и углу места, а также около 100 м по дальности. При мощности передатчика на уровне 0,6 кВт станция могла перейти на автоматическое сопровождение цели типа истребитель на дальности до 23 км (вероятность 0,5). При подлете самолета на 20 км вероятность взятия на автосопровождение увеличивалась до 0,8. СН могла одновременно работать только по одной цели. Допускался пуск двух ракет по одной цели с интервалом 4 с.

При боевой работе на позиции время реакции комплекса составляло 8,7 с, при сопровождении войск и пуске ракеты с короткой остановки этот параметр увеличивался на 2 с. Перевод боевой машины из походного положения в боевое и обратно занимал около трех минут. На загрузку новых ракет в пусковую установку уходило порядка 18 минут. Загрузка боекомплекта осуществлялась при помощи транспортно-заряжающей машины 9Т231.

Для поражения целей ЗРК «Тор» использовал ракету 9М330. Это изделие выполнено по схеме «утка» и оснащается цилиндрическим корпусом со складными рулями и стабилизаторами. Имея длину 2,9 м и стартовый вес 165 кг, такая ракета несла осколочно-фугасную боевую часть весом 14,8 кг. Интересной особенностью ракет комплекса 9К330 был запуск прямо из пусковой установки, без использования транспортно-пускового контейнера. Восемь ракет загружались в пусковую установку при помощи транспортно-заряжающей машины.

Ракета 9М330 со скоростью 25 м/с выстреливалась из пусковой установки пороховым зарядом. Затем вертикально стартовавшая ракета производила доворот в сторону цели, запускала маршевый двигатель и направлялась в заданном направлении. Для склонения ракеты на заранее установленный угол (необходимые данные вводились в систему управления ракеты непосредственно перед пуском) использовался газогенератор с набором сопел. Примечательно, что подобный газовый двигатель использовал те же приводы, что и аэродинамические рули. Через одну секунду после старта или при отклонении на 50° от вертикали ракета запускала маршевый двигатель. На дальности 1,5 км от пусковой установки изделие 9М330 развивало скорость до 800 м/с.

Вертикальный старт ракеты с включением двигателя после выхода из пусковой установки и склонения в сторону цели позволила с большей эффективностью использовать возможности твердотопливного двигателя. Поскольку двигатель включается, когда ракета уже наклонилась в нужном направлении, весь его импульс используется для разгона ракеты на почти прямой траектории без значительного маневрирования, связанного с потерей скорости.

За счет оптимизации работы двигателя удалось довести максимальную высоту поражения цели до 6 км и максимальную дальность до 12 км. При этом обеспечивалась возможность атаки цели, летящей на высотах от 10 м. На подобных высотах и дальностях обеспечивалось уничтожение аэродинамических целей, движущихся со скоростью до 300 м/с. Цели со скоростью до 700 м/с можно было атаковать на дальностях не более 5 км и высотах до 4 км.

Обнаружение цели и подрыв боевой части осуществлялся при помощи активного радиовзрывателя. Ввиду необходимости эффективной работы на малых высотах радиовзрыватель мог определять цель на фоне подстилающей поверхности. Поражение цели производилось многочисленными осколками боевой части. Вероятность поражения самолетов одной ракетой достигала 0,3-0,77, для вертолетов этот параметр составлял 0,5-0,88, для дистанционно пилотируемых летательных аппаратов – 0,85-0,955.

Первый прототип зенитного ракетного комплекса 9К330 «Тор» был построен в 1983 году. В декабре того же года на Эмбинском полигоне начались испытания новой боевой машины. Испытания продлились около года, после чего разработчики занялись доработкой систем и исправлением выявленных недостатков. Постановление Совмина о принятии нового зенитного комплекса на вооружение вышло 19 марта 1986 года.

К серийному производству новой техники были привлечены несколько предприятий. Гусеничные шасси поставлялись Минским тракторным заводом, управляемые ракеты производились на Кировском машиностроительном заводе. Различные комплектующие поставлялись массой иных предприятий. Общей сборкой боевых машин 9А330 занимался Ижевский электромеханический завод.

Серийные комплексы «Тор» сводились в зенитные полки дивизий. В составе каждого полка имелись полковой пункт управления, четыре зенитные батареи, а также подразделений обслуживания и обеспечения. Каждая батарея включала в себя четыре боевые машины 9А330 и батарейный командный пункт. В течение нескольких первых лет службы ЗРК «Тор» использовались совместно с полковыми и батарейными пунктами управления ПУ-12М. Кроме того, на полковом уровне могла применяться машина боевого управления МА22 в связке с машиной сбора и обработки информации МП25. Командный пункт полка мог использовать РЛС типа П-19 или 9С18 «Купол».

Предполагалось, что ЗРК 9К330 будут работать в составе батарей, защищая объекты или войска на марше. При этом, однако, не исключалось использование комплексов «Тор» с централизованным управлением с полкового командного пункта. Структура систем управления определялась в соответствии с предполагаемыми задачами.

9К331 «Тор-М1»

Сразу после принятия на вооружение комплекса 9К330 «Тор» началась разработка его модернизированного варианта под обозначением 9К331 «Тор-М1». Целью обновления было повышение боевых и эксплуатационных характеристик комплекса путем использования новых систем и компонентов. К разработке обновленного проекта были привлечены организации, участвовавшие в создании базовой версии «Тора».

При разработке проекта «Тор-М1» серьезным обновлениям подверглись все элементы комплекса и в первую очередь боевая машина. Модернизированный вариант боевой машины получил обозначение 9А331. При сохранении общих особенностей конструкции были введены новые блоки оборудования и заменены некоторые имеющиеся. Машина 9А331 получила новую двухпроцессорную вычислительную систему с большей производительностью. Новая ЭВМ имела два целевых канала, защиту от ложных целей и т.д.

Модернизированная СОЦ имела трехканальную цифровую систему обработки сигналов. Такое оборудование позволило улучшить характеристики подавления помех без использования дополнительных средств анализа помеховой обстановки. В целом, РЛС комплекса 9К331 имеют более высокую помехозащищенность в сравнении с системами базового 9К330.

Была модернизирована станция наведения, «освоившая» новый тип зондирующего сигнала. Целью такого обновления было повышение характеристик СН с точки зрения обнаружения и сопровождения зависающих вертолетов. К телевизионно-оптическому визиру был добавлен автомат сопровождения цели.

Важнейшим нововведением проекта «Тор-М1» стал т.н. ракетный модуль 9М334. Этот агрегат состоит из транспортно-пускового контейнера 9Я281 с четырьмя ячейками и управляемых ракет. Модуль весом 936 кг предлагалось перевозить на транспортных машинах и загружать в пусковую установку боевой машины. Машина 9А331 имела место для установки двух таких модулей. Использование ракетных модулей 9М334 значительно упростило эксплуатацию зенитного комплекса, а именно облегчило перезарядку пусковой установки. На загрузку двух ракетных модулей при помощи транспортно-заряжающей машины 9Т245 требуется около 25 минут.

Для комплекса «Тор-М1» была разработана зенитная управляемая ракета 9М331. Ракеты моделей 9М330 и 9М331 отличались только характеристиками боевой части. Новая ракета получила доработанную боевую часть с повышенными поражающими характеристиками. Все остальные агрегаты двух ракет были унифицированы. Ракеты двух типов могли использоваться как новыми ЗРК «Тор-М1», так и существующими «Тор». Также обеспечивалась совместимость ракет с корабельным комплексом «Кинжал».

В батареях с ЗРК 9К331 предлагалось использовать унифицированные батарейные командные пункты 9С737 «Ранжир» на самоходном шасси. Такие машины оснащаются набором специального оборудования, предназначенного для приема информации о воздушной обстановке, обработки полученных данных и выдачи команд боевым машинам зенитных комплексов. На индикаторе оператора пункта 9С737 выводилась информация о 24 целях, обнаруженных связанной с «Ранжиром» радиолокационной станцией. Сведения еще о 16 целях командный пункт получает от боевых машин батареи. Самоходный командный пункт может своими силами обрабатывать данные о целях и выдавать команды боевым машинам.

Машина 9С737 «Ранжир» построена на шасси МТ-ЛБу и управляется расчетом из четырех человек. На развертывание всех средств командного пункта требуется около 6 минут.

Государственные испытания обновленного ЗРК «Тор-М1» начались в марте 1989 года. До конца года на Эмбинском полигоне были проведены все необходимые работы, после чего комплекс рекомендовали к принятию на вооружение. Комплекс 9К331 был принят на вооружение в 1991 году. Тогда же началось серийное производство, которое, по известным причинам, шло со сравнительно малыми темпами.

В ходе испытаний было выявлено, что «Тор-М1» с точки зрения боевых качеств имеет только два основных отличия от базового «Тора». Первое – возможность одновременного обстрела двух целей, в том числе двумя ракетами каждой. Второе отличие заключалось в сокращении времени реакции. При работе с позиции оно сократилось до 7,4 с, при стрельбе с короткой остановкой – до 9,7 с.

Первые несколько лет ЗРК «Тор-М1» производились в ограниченных количествах только для вооруженных сил России. В начале девяностых появился первый экспортный контракт. Первым зарубежным заказчиком стал Китай. В 1999 году первые комплексы «Тор-М1» были переданы Греции.

Известно о создании нескольких вариантов комплекса 9К331 на различных базах. Так, боевая машина «Тор-М1ТА» должна была строиться на основе грузовых автомобильных шасси. Комплекс «Тор-М1Б» мог базироваться на буксируемом прицепе. «Тор-М1ТС» разрабатывался в качестве стационарной зенитной системы.

С 2012 года вооруженные силы получают обновленный вариант зенитного комплекса под обозначением «Тор-М1-2У». Планировалось, что такие боевые машины со временем заменят в войсках технику предыдущих модификаций. В некоторых источниках ранее утверждалось, что ЗРК «Тор-М1-2У» способен поражать до четырех целей одновременно.

«Тор-М2Э»

Дальнейшим развитием зенитных комплексов семейства «Тор» стал «Тор-М2Э». Как и ранее, комплекс при обновлении получил новые узлы и агрегаты, что соответствующим образом сказалось на его характеристиках. Кроме того, любопытным нововведением проекта стало использование колесного шасси. Выпускаются боевые машины 9А331МУ и 9А331МК на гусеничном и колесном шасси соответственно.

Одним из главных средств повышения характеристик стала новая щелевая фазированная антенная решетка станции обнаружения целей. Кроме того, теперь для обнаружения целей может использоваться новая оптико-электронная система. За счет серьезного обновления радиоэлектронного оборудования получилось значительно повысить число одновременно отслеживаемых целей и трасс. Автоматика комплекса «Тор-М2Э» может одновременно обрабатывать до 48 целей и рассчитывать 10 трасс, распределяя их по опасности. Станция наведения теперь может обеспечивать атаку четырех целей одновременно при помощи восьми ракет.

Как и ранее, радиолокационные станции и ЭВМ боевой машины могут работать как во время движения, так и на остановках. Поиск ракет выполняется только с места или с коротких остановок. Автоматика имеет т.н. конвейерный режим работы. В таком случае целевой канал после завершения наведения ракеты на цель сразу используется для атаки следующей цели. Очередность атаки целей определяется автоматически, в соответствии с их характеристиками и опасностью.

Боевые машины ЗРК «Тор-М2Э» могут работать совместно в режиме «звено». Две машины такого типа могут обмениваться данными о воздушной обстановке. В таком случае СОЦ двух машин обозревают и контролируют зону большей площади. Поражение обнаруженной цели производится боевой машиной, имеющей наиболее выгодное положение. Кроме того, «звено» сохраняет работоспособность при неполадках с СОЦ одной из боевых машин. В таком случае обе машины используют данные с одной радиолокационной станции.

От «Тора-М1» новый комплекс перенял антенно-пусковое устройство с гнездами для установки ракетных модулей 9М334. Каждая боевая машина перевозит по два таких модуля с четырьмя ракетами 9М331 в каждом. За счет использования уже освоенных ракет характеристики комплекса «Тор-М2Э» остаются примерно на том же уровне, что и в случае с «Тор-М1», однако с поправкой на более совершенное радиоэлектронное оборудование.

Совершенствование электроники позволило заметно поднять максимальные значения дальности и высоты атакуемой цели. Так, цель, летящая со скоростью до 300 м/с, может быть поражена на расстоянии до 12 км и высоте до 10 км. Цель со скоростью до 600 м/с может быть сбита на высотах до 6 км и дальности до 12 км.

В качестве базы для боевой машины 9А331МУ используется гусеничное шасси ГМ-335. 9А332МК базируется на колесном шасси МЗКТ-6922 производства Минского завода колесных тягачей. По желанию заказчика все оборудование зенитного комплекса может устанавливаться на колесном или гусеничном шасси. Все отличия боевых машин в таком случае заключаются только в характеристиках подвижности и особенностях эксплуатации.

Для расширения списка возможных шасси была создана модификация комплексом под обозначением «Тор-М2КМ». В таком случае все агрегаты зенитного комплекса монтируются в модуле, который может быть установлен на любом подходящем шасси, в первую очередь колесном. В 2013 году на аэрокосмическом салоне МАКС демонстрировался образец ЗРК «Тор-М2КМ» на базе грузовика TATA индийского производства с колесной формулой 8х8. Основой для такого комплекса могут быть и иные грузовики.

По данным справочника The Military Balance 2014, в настоящее время на вооружении России имеется не менее 120 зенитных ракетных комплексов семейства «Тор». В настоящее время эта техника эксплуатируется в составе войсковой ПВО вместе с другими комплексами аналогичного назначения. Помимо «Торов» на вооружении состоят комплексы ближнего действия «Стрела-10» и «Оса» разных модификаций. Кроме того, в составе войсковой ПВО имеются комплексы большей дальности, благодаря чему создается эшелонированная система защиты от авиации противника.

Производство и эксплуатация зенитных комплексов семейства «Тор» продолжается. Ведется постепенное пополнение зенитных подразделений новыми боевыми машинами с повышенными характеристиками. Кроме того, комплексы новых модификаций поставляются зарубежным государствам. Так, еще в 2013 году военные Республики Беларусь получили три батареи комплексов «Тор-М2», что позволило сформировать первый дивизион. Производство и поставки систем семейства «Тор» продолжаются. Являясь одними из самых новых комплексов своего класса, «Торы» будут оставаться на вооружении в течение нескольких следующих десятилетий.

По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://pvo.guns.ru/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Вступление

Появление нового поколения высокоточного оружия - одна из основных тенденций современного этапа развития вооружений. В числе таких средств поражения - ракеты, управляемые авиационные бомбы, дистанционно пилотируемые летательные аппараты, а так же современные скоростные высоко манёвренные самолёты действующие на малых высотах. Адекватным ответом стали высокоточные зенитные средства, способные уничтожать такие цели. При разработке зенитной ракетной системы особое внимание уделяется автоматизации процессов боевой работы, применению новых средств разведки воздушных целей, поражению целей в минимальные сроки.

Зенитный комплекс ТОР

По техническому заданию зенитная ракетная система ТОР, как средство противовоздушной обороны малой дальности, предназначалось для борьбы с различными типами высокоскоростных маневрирующих воздушных целей действующих на предельно малых и средних высотах.
Боевая машина ТОР оснащена комплексом радиоэлектронного оборудования в составе двух радиолокационных станций кругового обзора с системой опознавания государственной принадлежности и сопровождения целей. А так же оптико - электронной системой обнаружения и сопровождения целей на дальности до двадцати километров. Быстродействующая бортовая вычислительная система предназначена для автоматической оценки степени угрозы, выбора приоритетных целей для обстрела. Высокая степень автоматизации обеспечивает автономную работу боевой машины в автоматическом режиме. Все средства и системы размещены на самоходном гусеничном шасси высокой проходимости, разработанном минским тракторным заводом. Оно унифицировано с шасси зенитного пушечно - ракетного комплекса ТУНГУСКА. ТОР весит в боевом положении не более тридцати двух тонн.
Твёрдотопливная зенитная ракета вертикального пуска имеет аэродинамическую схему утка. Она размещается в ракетном отсеке боевой машины по четыре ракеты с каждой стороны башни и стартует из него. Вертикальный старт ракеты осуществляется пороховой катапультой с последующим разворотом в направлении цели газодинамической системой, совмещённой с аэродинамическими рулями. Это обеспечивает высокий коэффициент полезного действия двигателя, который запускается на высоте около двадцати метров от земли.


Цели поражаются осколочно - фугасной боевой частью с активным радиовзрывателем. Он обеспечивает подрыв боевой части с учётом скорости и высоты полёта цели это позволяет создать правильную конфигурацию и направление полёта осколочного поля. Это обеспечивает максимальную вероятность накрытия цели и её поражения.
ТОР образца восемьдесят четвёртого года позволял поражать цели летящие со скоростью триста метров в секунду в диапазоне высот 10 - 6000 метров на дальностях то полутора до двенадцати километров. Период реакции от момента обнаружения цели до старта ракеты не превышало двенадцать секунд. Время перевода зенитного комплекса в боевое положение три минуты. Заряжание комплекса ТОР при помощи транспортно заряжающей машины составляет восемнадцать минут.

По фотографиях видно что форма антенны меняется в зависимости от модификации

Зенитный комплекс ТОР-1М

В девяносто первом году появился модернизированный зенитный комплекс ТОР-М1. В состав комплекса входит УНИФИЦИРОВАННЫЙ БАТАРЕЙНЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ РАНЖИР. Ракеты стали располагаться в специальных сменных модулях на четыре ракеты, что ускорило перезарядку комплекса.

На верхних фотографиях УНИФИЦИРОВАННЫЙ БАТАРЕЙНЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ РАНЖИР выполненный на базе лёгкого бронированного тягача. На нижней фотографии ракетный модуль на четыре ракеты.

Новая боевая часть обеспечивала более надёжное поражение цели. Новый ТОР был оснащён двухпроцессорной вычислительной системой повышенной производительности. А так же усовершенственой помехозащищённой радио радиолокационной системой на новой элементной базе и средствами автоматизации боевой работы. Минимальная дальность стрельбы уменьшилась с полутора до одного километра. Время реакции уменьшилась с двенадцати до восьми секунд.

Зенитный комплекс ТОР-2

С учётом различных условий эксплуатации на основе базового варианта боевой машины ТОП-М1 с гусеничным шасси была разработана её колёсная модификация в самоходном, буксируемом и стационарном варианте. Теперь основу зенитной системы составляет автономный боевой модуль 9А331МК-1.

Он способен выполнять те же задачи, что и предыдущие комплексы семейства «Тор». И предназначен для защиты важных объектов от удара с воздуха в любое время суток и в любых метеорологических условиях. Кроме того, вероятно, сохранена возможность сопровождения и противовоздушной обороны войск на марше. Последний вариант зенитного комплекса ТОР-М2КМ состоит из следующих компонентов: автономного боевого модуля 9А331МК-1, зенитного ракетного модуля 9М334, транспортно-заряжающей машины 9Т224К, мастерских технического обслуживания, комплектов запасных частей и такелажного оборудования.
Станция обнаружения целей зенитного ракетного комплекса Тор-М2КМ способна одновременно обрабатывать до сорока восьми целей, десять из которых можно взять на сопровождение с автоматическим определением приоритета. Аппаратура комплекса может наводить ракеты на четыре цели одновременно. Радиолокационная станция комплекса Тор-М2КМ способна находить цели на дальностях до тридцати двух километров. Поражение целей производится на дальностях от одного до пятнадцати километров на высотах в пределах от десяти до десяти тысяч метров. Максимальная скорость атакуемой цели – семьсот метров в секунду. Боевой модуль имеет боекомплект из восьми управляемых ракет 9М331МК-1. На пуск первой ракеты после обнаружения цели (время реакции) уходит не более восьми секунд.

В режиме «автомата» Сразу несколько боевых машин зенитно-ракетных комплексов семейства «Тор» можно увидеть на проходящей сейчас в Нижнем Тагиле Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo-2015. В частности, на открытой площадке представлен так называемый натурный (реальный) образец БМ ЗРК «Тор-М2Э», который одновременно задействован и в динамическом показе на полигоне «Старатель» Нижнетагильского института испытания металлов.А на стенде предприятия-изготовителя этого оружия – АО «ИЭМЗ «Купол» – можно увидеть модели ЗРК «Тор-М2КМ» (в стационарном модульном исполнении и автономный боевой модуль на автомобильном шасси и на полуприцепе), ЗРК «Тор-М2К» на колесном шасси и ЗРК «Тор-М2Э» на гусеничном ходу.В этом году ижевский завод, входящий в состав Концерна ПВО «Алмаз – Антей», уже представлял натурные образцы своей техники на мероприятиях, имеющих отношение к военной сфере. Это – Международный военно-технический форум «Армия-2015», Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге, Международные Армейские игры, а также МАКС-2015. ЗРК семейства «Тор» регулярно участвуют и в Парадах Победы на Красной площади, и, как подчеркивают на ИЭМЗ «Купол», это свидетельствует о доверии к этому оружию со стороны российских военных.«Тор» – уникальные системы. Высокомобильные, крайне результативные, готовые к применению в кратчайшие сроки сразу же после перебазирования. Эти ЗРК способны обеспечить эффективную оборону от ударов с воздуха в интересах всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Они могут уничтожать самолеты, вертолеты, беспилотники, крылатые ракеты, управляемые авиабомбы.Ракеты этого ЗРК эффективно уничтожают цели, летящие на предельно малых, малых и средних высотах со скоростью до 700 метров в секунду, в том числе в условиях массированного налета, а также радиоэлектронного и огневого противодействия. Один такой ЗРК способен «обработать» 48 объектов, находящихся в воздухе. Причем «ведет» он их все сразу. При этом аппаратура слежения выбирает десять наиболее опасных целей, обеспечивая гарантированное поражение четырех из них.После поражения первой цели машина автоматически начинает поиск следующей, а определив ее, автоматически берет на сопровождение. Стрельба ведется по мере освобождения каналов до тех пор, пока в воздухе будут цели, а в ракетном модуле – ракеты. Комплекс может функционировать в ручном и автоматическом режимах. Воздушные цели, не опознанные системой «свой – чужой», сбиваются автоматически.На принципах полной автономности Схематично ЗРК «Тор-М2КМ» представляет из себя комплекс, состоящий из боевой машины на колесном шасси (разработка белорусского предприятия «Минский завод колесных тягачей»), двух зенитных ракетных модулей с четырьмя зенитными управляемыми ракетами в каждом. , а также транспортно-заряжающей и транспортной машин, мастерской технического обслуживания и машины группового комплекта с такелажным оборудованием.Уникальность этого комплекса – в его модульности. Дело в том, что размещение автономного боевого модуля и его технических средств возможно на любых автомобильных шасси, полуприцепах, прицепах, других платформах соответствующей грузоподъемности, а также в стационарном варианте.На МАКС-2013 «Тор-М2КМ» поместили на автомобильное шасси индийской компании «Тата». Этим разработчики показали вариативность установки комплекса на любой носитель. Более того, автономный боевой модуль можно размещать на крышах зданий, на железнодорожных платформах и даже на судах небольшого водоизмещения. Вес ЗРК в полностью снаряженном состоянии не превышает 15 тонн. Это дает возможность транспортировать систему даже по воздуху, в том числе на внешней подвеске вертолета Ми-26.В боевом модуле размещены как специальная аппаратура – вычислительный комплекс и радиолокационные и оптические средства, так и непосредственно ракетное вооружение, а также система электропитания с собственным запасом топлива и оборудованием жизнеобеспечения. Конструкция позволяет оперативно переставлять модуль с одной платформы на другую: время такого монтажа не превышает 10 минут. При этом не нужно связываться с платформой, на которую помещен модуль, ни механическими, ни гидравлическими приводами, ни энергетическими системами.У комплекса имеется собственный источник питания (газотурбинный агрегат), обеспечивающий выработку электроэнергии. Время выхода турбины на рабочий режим не превышает минуты, а общее время приведения комплекса в боевую готовность составляет около трех минут. При этом поиск, обнаружение и распознавание целей в воздухе осуществляется как на месте, так и в движении.Если говорить о средствах поражения «Тора», то здесь очевидно, что ракеты этого ЗРК не оставляют воздушному противнику никакого шанса уцелеть.«Боевое снаряжение зенитной управляемой ракеты представляет собой осколки сложной геометрической формы, изготовленные из специального высокоплотного сплава – это вольфрам-никель-железо, – говорит помощник генерального директора ОАО ИЭМЗ "Купол", главный конструктор ЗРК "Тор-М2КМ" Вячеслав Карташов. – Пробивная способность таких элементов, а также исключение рикошета позволяют утверждать о вероятности поражения цели одной ракетой не ниже 0,98».Увидеть невидимку Зенитный ракетный комплекс «Тор-М2Э», представленный на нынешней выставке Russia Arms Expo-2015 в виде модели, отличается от других ЗРК этого семейства способностью ведения кругового обзора в заданном секторе, а также наличием возможности передачи данных по выбранным целям на станцию наведения. Этому комплексу может также придаваться подвижный унифицированный батарейный командный пункт, который обеспечивает управление групповыми действиями батареи боевых машин и связь с высшими и средними эшелонами ПВО.Специалисты ставят этому ЗРК высший бал именно за наличие в его составе модернизированной станции обнаружения целей. Плюс здесь – в антенне, созданной на базе фазированной антенной решетки, а также в доработанном программном обеспечении. Эти и ряд других новаций дали возможность «Тору» «вскрывать» и уничтожать цели, обладающие малой эффективной площадью рассеивания, проще говоря, изготовленные по технологии «Стелс».Новая аппаратура ЗРК «Тор-М2Э» позволяет комплексу в условиях реальной боевой работы защититься от помех, в том числе от тех, что ставятся высокоточным оружием. Максимальная горизонтальная дальность поражения ракет ЗРК превышает 15 километров, а высокоточные ракеты, летящие на скорости свыше 700 метров в секунду, он способен сбивать на дальности до семи километров.«Торы», которым нет равных ЗРК семейства «Тор» – одно из основных средств ПВО российских Сухопутных войск. Сегодня в Вооруженных Силах осваиваются передовые модификации этих комплексов. В частности, в мотострелковых соединениях Восточного военного округа, дислоцированных в Приморском и Хабаровском краях, с этого года приступили к практическому освоению ЗРК «Тор-М2У». Это тот же комплекс малой дальности, но отличающийся повышенной эффективностью отражения именно массированных налетов.«Фишка» «Тор-М2У» в том, что его зенитные управляемые ракеты специально разрабатывались для перехвата малоразмерных и интенсивно маневрирующих целей на перегрузках до 10 g. Во время одной из боевых тренировок на полигоне «Капустин Яр» (Астраханская область) расчетами комплексов были уничтожены сразу шесть скоростных маневрирующих мишеней типа «Саман», запускаемых с разных направлений и летящих на минимальных и максимальных высотах. При этом четыре цели были уничтожены прямым попаданием боевой части ракет, а две – поражены их осколками.Всего в войска ВВО поступило уже свыше двух десятков единиц ЗРК «Тор-М2У», заменивших комплексы войсковой ПВО «Оса».К слову, по оценке военного эксперта, доктора технических наук, бывшего замкомандующего войск ПВО Сухопутных войск по вооружению генерал-лейтенанта в отставке Александра Лузана, ЗРК «Тор-М2У» фактически не имеет полноценных аналогов в мире в своем классе. Наш комплекс остается единственным средством, обеспечивающим высокоэффективную борьбу с высокоточным оружием, уверен генерал.«Опыт локальных войн и военных конфликтов, в том числе в Ливии, показывает, что первым эшелоном агрессии и ее острием остаются средства воздушного нападения. Их роль и значимость в современном арсенале вооруженной борьбы все более возрастает, – отмечает генерал-лейтенант Лузан. – В этой связи актуальность приобретает непрерывное совершенствование боевых и технических характеристик вооружения и военной техники для войсковой ПВО».Кстати, по воспоминаниям генерала, в 1998 году прототип комплекса «Тор-М2У» – ЗРК «Тор-М1» подвергался в ОАЭ сравнительным испытаниям со своим ближайшим конкурентом – французским комплексом «Кроталь-НЖ». Наше оружие подтвердило тогда свое подавляющее превосходство. Такие же результаты были достигнуты и во время проведения боевых стрельб ЗРК «Тор-М1» в Греции, обеспечивающихся НАТО по их сценарию и с привлечением их же средств подавления (средств РЭБ).

Вячеслав КАРТАШОВ

Так, во всех конфликтах нападающей стороной делалась ставка на применение средств воздушного нападения: самолеты тактической авиации, крылатые ракеты и высокоточное оружие. Перед ними ставились задачи:

Подавления средств ПВО;

Уничтожения военных объектов: складов, арсеналов, пунктов управления, скоплений боевой техники и военнослужащих в местах рассредоточения;

Дезорганизации управления обороняющейся стороны и принуждения ее к выполнению требований нападающей стороны.

В свою очередь обороняющейся стороной делались попытки противостоять ударам с воздуха имеющимися средствами ПВО. Именно отсутствие у обороняющихся современных средств ПВО, способных поражать не только самолеты тактический авиации, но и в первую очередь крылатые ракеты и высокоточное оружие (ВТО), во всех случаях приводило к поражению обороняющейся стороны.

К таким средствам ПВО относятся ЗРК малой дальности, которые предназначены для непосредственного прикрытия войсковых соединений Сухопутных войск, объектов ВВС, ВМФ, важнейших государственных и военных объектов от средств воздушного нападения.

Одним из самых эффективных комплексов малой дальности сегодня является ЗРК семейства «Тор-М2». Он специально разработан для борьбы с наиболее распространенными средствами воздушного нападения, такими как высокоточное оружие (противорадиолокационные ракеты, управляемые и планирующие авиационные бомбы), маневрирующие, пилотируемые и непилотируемые, высокоскоростные авиационные объекты.

ЗРК «Тор-М2У», боевая машина которого размещена на специальном гусеничном шасси высокой проходимости производства ОАО «Мытищинский машиностроительный завод», поставляется в подразделения Сухопутных войск и обеспечивает ПВО мотострелковых и танковых подразделений.

ЗРК «Тор-М2К», боевая машина которого размещена на специальном колесном шасси производства Минского завода колесных тягачей, обеспечивает выполнение задач ПВО подразделений армии Республики Беларусь.

ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении является новейшей разработкой ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол».

Вся специальная аппаратура этих боевых средств на 100% аналогична и полностью взаимозаменяема. Зенитные управляемые ракеты, применяемые в ЗРК «Тор-М2У» и ЗРК «Тор-М2К», тоже одинаковые.

В ЗРК «Тор-М2КМ» применяется модернизированная ЗУР, которая обеспечивает этому комплексу расширение зоны поражения до 15 км по дальности. Остальные боевые характеристики всех трех комплексов аналогичны. К ним относятся прежде всего: способность одновременно поражать четыре воздушные цели; способность защищать протяженные объекты и точечные объекты, находящиеся на удалении 8-10 км от боевой позиции ЗРК; способность работать в «звене», объединяя зоны обнаружения и зоны поражения двух боевых единиц; высочайшая автоматизация процесса боевой работы и помехозащищенность; высокая скорострельность – 2,5 с; способность поражать малоразмерные, высокоскоростные и активно маневрирующие (с перегрузками до 30 единиц) цели, стратегические и тактические крылатые ракеты, противорадиолокационные и управляемые ракеты, противокорабельные ракеты, летящие на предельно малой (до 5 м) высоте и управляемые, в том числе самонаводящиеся, и планирующие авиационные бомбы, пилотируемые и беспилотные летательные аппараты выполненные по технологии stealth.

Принципиальным отличием ЗРК «Тор-М2КМ» от двух других комплексов семейства является модульное исполнение его боевых и технических средств. Это обеспечивает их размещение на любых автомобильных шасси (самоходный вариант комплекса), полуприцепах или прицепах (перевозимый вариант комплекса) или других платформах, соответствующей грузоподъемности, а также в труднодоступных точках, на господствующих высотах, на крышах зданий и сооружений, на палубах малотоннажных кораблей и других объектах (стационарный вариант).

В автономном боевом модуле (АБМ) ЗРК «Тор-М2КМ» размещены радиолокационные и оптические средства, специальная аппаратура, ЗУР, основной и резервный источники питания, боевой расчет. Для АБМ разработан специальный корпус с унифицированными узлами крепления, обеспечивающий его установку и эксплуатацию на различных платформах и в стационарном варианте.

Максимальный вес АБМ в снаряженном состоянии не превышает 15 т, что обеспечивает его транспортировку на внешней подвеске вертолета для доставки в различные труднодоступные места, на господствующие высоты, крыши зданий и сооружений.

АБМ снабжен собственной системой электропитания, обеспечивающей его автономную работу во всех климатических условиях при самом разном варианте размещения. АБМ имеет и резервный источник электропитания, который обеспечит работу АБМ в любом из вариантов размещения: от промышленной электросети или любой подвижной электростанции, вырабатывающей трехфазное напряжение 220В 50Гц, мощностью не ниже 80 кВт. Боевой расчет АБМ – 2 человека.

Конструкция средств ЗРК «Тор-М2КМ» обеспечивает их транспортировку всеми видами транспорта, а также перевозку на внешней подвеске вертолета Ми-26Т и его аналогов, имеющих грузоподъемность не менее 15 т. Способность к размещению АБМ на различных платформах заказчика значительно расширяет диапазон применения ЗРК семейства «Тор-М2», увеличивает объем решаемых боевых задач и многократно снижает затраты на его эксплуатацию.

Возможность транспортировки АБМ на внешней подвеске вертолета позволяет размещать ЗРК в самых труднодоступных местах (например, в горах на господствующих высотах, в городах на крышах зданий и сооружений и т.д.).

Только ЗРК «Тор-М2КМ» впервые позволяет полностью решить задачу противовоздушной обороны крупных городов (мегаполисов).

Размещение АБМ на палубе малотоннажных судов обеспечивает противовоздушную оборону самих судов, их группировок, военно-морских баз и крупных международных портов.

При размещении на различных платформах ЗРК «Тор-М2КМ» способен выполнять задачи противовоздушной обороны различных подразделений и соединений Сухопутных войск, ВВС, РВСН, ВМФ и защиты от воздушных ударов крупных мегаполисов, стратегических и важнейших военных, государственных объектов, промышленных центров.

Обороняемая площадь объекта одним АБМ ЗРК «Тор-М2КМ» составляет более 400 квадратных километров.

ЗРК «Тор-М2КМ» обладает высокой надежностью и эффективностью в борьбе с активно маневрирующими воздушными целями, управляемыми и планирующими авиационными бомбами, противорадиолокационными и крылатыми ракетами, беспилотными летательными аппаратами, самолетами и вертолетами. Комплекс оснащен современными вычислительными средствами и РЛС, позволяющими обнаруживать и обрабатывать до 144 целей, отображать информацию о 20 наиболее опасных целях, обеспечить одновременное поражение четырех из них.

Весь процесс боевой работы ЗРК «Тор-М2КМ» полностью автоматизирован, человек лишь выбирает из числа предложенных машиной цель для уничтожения и нажимает кнопку «Пуск». ЗУР автоматически наводится на цель, и в точке встречи ракеты и цели производится подрыв боевой части ракеты. Боевое снаряжение ракеты весом 14 кг содержит осколки сложной геометрической формы, изготовленные из специального сплава (вольфрам-никель-железо), что обеспечивает высочайшую пробивную способность осколка и практически полностью исключает возможность рикошета. Малые ошибки в точке встречи, адаптация радиовзрывателя к типу воздушной цели в сочетании со специальным боевым снаряжением боевой части ЗУР обеспечивают комплексу высокую вероятность поражения всех типов воздушных целей. Вероятность поражения одной ракетой одной цели – не ниже 0,98.

Комплекс оснащен современной спутниковой навигационной системой, позволяющей с высокой точностью определять местоположение АБМ и его угловые параметры.

Два зенитных ракетных модуля, находящиеся в каждом из АБМ, обеспечивают транспортировку, хранение и пуск восьми ЗУР.

Транспортно-заряжающий модуль может быть установлен на автомобильное шасси, аналогичное шасси АБМ.

Средства технического обслуживания и ремонта, групповой комплект ЗИП и тренажер комплекса размещены в унифицированных кузовах-контейнерах, обеспечивающих их установку на любые автомобильные шасси, полуприцепы и прицепы, предназначенные для перевозки 20-футовых морских контейнеров.

ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и ОАО «Ижевский электромеханический завод» вместе с разработчиками кораблей и заводами изготовителями проводят проработку возможности применения ЗРК семейства «Тор-М2» на боевых кораблях ВМФ России различного водоизмещения как на вновь создаваемых, так и на ремонтируемых взамен устаревших и снятых с производства морских ЗРК.