Карьера занимает важное место в структуре потребностей современного человека, оказывая тем самым влияние на его удовлетворенность трудом и жизнью в целом. Успешная карьера обеспечивает человеку материальное благополучие, удовлетворение его высших психологических потребностей, таких как потребность в самореализации, в уважении и самоуважении, в успехе и власти, потребность в развитии и расширении пространства судьбы.

Карьера (от фр. «carriere» - бег, профессия, поприще) - быстрое и успешное продвижение в служебной или другой деятельности; достижение известности, славы или материальной выгоды. Карьера в широком смысле - последовательность профессиональных ролей, статусов, видов деятельности в жизни человека. Это активное комплексное достижение человеком ранее намеченных постов и должностей в профессиональной деятельности; успешное продвижение по службе или служебный рост; совокупность видов осознанной продуктивной деятельности, которыми занимается человек на протяжении всей своей жизни (включая учебу, работу, досуг). Карьера в узком смысле - фактическая последовательность занимаемых должностей, рабочих мест или положений в коллективе конкретным работником.

Карьера - это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. Следует сделать акцент на том, что понимание конкретной карьеры всегда субъективно, что карьера не означает иного успеха или неудачи, кроме как в собственном суждении индивида. То есть о своей карьере может судить только тот индивид, который ее делает. Она может быть для него успешной, даже если со стороны выглядит как цепь неудач и жизненных коллизий. Для того чтобы реализовать свою жизненную карьеру осознанно, необходимо овладеть способами построения карьерной стратегии, т. е. овладеть современными методами и приемами самомаркетинга.

Карьерная стратегия - это способ построить карьеру таким образом, чтобы сам метод продвижения и организации деятельности обеспечивал оптимальное использование движущих механизмов и ослаблял действие любых факторов сдерживания и сопротивления. При таком понимании карьерной стратегии стратегической целью является обеспечение устойчивости карьерного процесса. Карьерная стратегия включает в себя цели, которые человек преследует в своей карьере, их сочетание с жизненными ценностями и основные принципы и правила реализации карьерных целей.

Принципы карьерной стратегии:

  1. Принцип непрерывности. Ни одна из достигнутых целей в карьере не может быть окончательной или служить поводом для остановки. Продвижение может замедляться или прерываться в связи с возникающими трудностями. На этот случай необходимо создавать ресурсный резерв (дополнительные знания, укрепление социальных связей, здоровья и т. д.).
  2. Принцип осмысленности . Любое карьерное действие должно быть целесообразным. Знание общих целей и особенностей движения обеспечивает оптимальность выбора маршрута. Осуществляемая деятельность должна быть социально продуктивной, только тогда продвижение будет поддержано средой.
  3. Принцип соразмерности. Скорость индивидуального продвижения должна быть соразмерна с общим движением в группе лидеров. Продвижение командой обычно надежнее.
  4. Принцип маневренности. Прямолинейное движение возможно только на полигоне или «чистой» трассе. Таких условий в карьере не бывает. Попытки двигаться на «высокой скорости» и «только прямо» всегда чреваты разрушительными столкновениями. Стратегически карьерный маневр предполагает: смягчение столкновения за счет компромисса; «пропуск вперед» на опасном участке склонного к риску соперника и выжидательное следование за ним; «обход препятствия» без существенного изменения маршрута.
  5. Принцип экономичности. На конкретном иоле всегда выигрывает способ деятельности, дающий наибольший результат при наименьших затратах ресурсов. Производительность повышается путем возвышения в мастерстве, при объединении усилий, повышении заинтересованности. Карьерный путь долог. Для многих - это практически вся жизнь. Чтобы успешно построить карьеру, важно умело распределить силы на этом пути. Соотнести карьерные устремления с реальными возможностями.
  6. Принцип заметности . Лучше, если человек, делающий карьеру, будет замечен раньше. Нередко талантливые люди неудачны в карьере в связи с незаметностью. Если результатом можно гордиться, его необходимо презентовать и пользоваться для этого любым удобным случаем.

Правила карьерной стратегии:

  1. Ставить перед собой только реальные цели.
  2. Верить в свои возможности.
  3. Не терять времени на работу с неперспективным начальником, а сделаться нужным инициативному руководителю.
  4. Готовиться занять более высокооплачиваемое место, которое вскоре станет вакантным.
  5. Познать и оценить других, могущих способствовать своей карьере.
  6. Расширять свои знания, приобретать новые навыки.
  7. Составлять план на сутки и на всю неделю, в котором резервировать место для любимых занятий.
  8. Помнить, что все в жизни меняется: мы, наши знания, навыки, рынок, организация, окружающая среда и т. д. Надо суметь оценить эти изменения.
  9. Нельзя жить одним прошлым.
  10. Надо увольняться, как только убеждаешься, что это необходимо.
  11. В поисках новой работы необходимо надеяться прежде всего на себя.
  12. В организации следует заявить о себе.

Построение профессиональной карьеры неразрывно связано с карьерными целями, образом желательного результата, которые в разные периоды жизни могут с различной скоростью менять друг друга, иметь разные уровень и приоритет или отсутствовать вовсе.

В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует сознательную человеческую деятельность, придавая ей последовательность и системность. В системе самомаркетинга цель - это специально переработанная, подготовленная к исполнению мечта. Как и мечта, качественная цель должна быть привлекательной, воодушевляющей, но в отличие от мечты она более конкретна, детальна, как-либо измерима, определена во времени, обязательна для достижения.

Процесс постановки цели для построения карьеры включает в себя три основные фазы:

Фаза № 1 - нахождение целей: «чего Я хочу?» (цели должны быть ясными).

Фаза № 2 - ситуационный анализ: «что Я могу?» (регистрация личных ресурсов).

Фаза № 3 - формулирование целей: «к чему Я приступаю?» (конкретные практические цели с четкими результатами и сроками).

Существуют определенные принципы постановки карьерной цели, которая есть практически у каждого работающего или ищущего работу человека и уровень и значимость которой может быть совершенно разным. Мы предлагаем читателю выбрать одну из своих личных или профессиональных целей, соотнести ее с приведенными ниже принципами постановки карьерной цели и ответить на предлагаемые вопросы:

1. Привлекательность. Выбор карьерной цели часто связывается с престижностью какого-то положения в общественном мнении. Это условие нужно учитывать, но важно, чтобы это положение было привлекательным в индивидуальном плане. В этом отношении оно должно соответствовать личным интересам, ценностям, представлениям. Такой выбор цели помогает увлечься ею и следовательно легче преодолевать трудности «черновой» работы при движении к ней.

Контрольный вопрос: вам действительно нравится то, что вы выбрали в качестве своей карьерной цели?

2. Реальность. Начинающий работник не ставит целью должность министра отрасли или руководителя департамента (хотя плох тот солдат, который не мечтает стать генералом). Реальнее цели профессионального продвижения и развития способностей к исполнению ближайшей в организационной иерархии должности.

Контрольный вопрос: вы знаете, какую должность сможете занять как молодой специалист, получив профессиональное образование? Она вам нравится? Видите, каким может быть следующий профессиональный шаг?

3. Последовательная близость. Дальность целей рассеивает устремления. Разбивка движения по этапам концентрирует усилия. Последовательная постановка задач приближает конечную цель.

Контрольный вопрос: вы видите этапы в достижении своей профессиональной цели? Вы знаете, что уже сегодня нужно сделать для продвижения по выбранному пути чтобы построить карьеру?

4. Прогрессивность и последовательность. Каждая из последующих подцелей должна предполагать наращивание способностей и возможностей. Если цель достигнута рывком, без обеспечения готовности к освоению нового положения, карьерный процесс теряет устойчивость.

Контрольный вопрос: вы понимаете, какие знания, опыт и способности потребуются от вас при получении профессионального образования?

5. Возможность корректировки цели. В процессе продвижения могут меняться его мотивы. Двигаться к цели, жестко ориентируясь на исходные мотивы - насилие над собой и торможение карьерного процесса.

Контрольный вопрос: вам достаточно легко отказаться от задуманного, когда на полпути к достижению цели вы разочаровались в результате? Если да, то как построить карьеру в таком случае?

6. Возможность оценки результативности. Цель должна быть формализована и предполагать критерии оценки ее достижения. Соотнесение полученных результатов с поставленной ранее целью - основа оценки эффективности и дальнейшего планирования карьерного движения.

Контрольный вопрос: ваши профессиональные цели в построении карьеры имеют качественно-количественные показатели? Их можно измерить?

  1. Если на все вопросы дан положительный ответ, стоит задуматься, действительно ли вы объективно оцениваете сложившуюся ситуацию. Не слишком ли идеально?
  2. Если на все вопросы дан отрицательный ответ, подумайте - а действительно ли вы хотите достичь заявленную цель. Как вы будете строить карьеру? Может быть это не ваша цель?
  3. Если положительные и отрицательные ответы чередуются, можно порадоваться: вы - живой человек и ничто человеческое вам не чуждо, есть за что себя поругать и похвалить. Вы обладаете некоторыми карьерными стратегиями, а дальше все зависит от вас. Есть шанс стать еще лучше. Успехов на пути постановки целей!
П.Г. Перерва. Искусство самомаркетинга. Трудоустройство без проблем. - Х. 2009. См. также:

Тема профессиональной карьеры в настоящее время является актуальной и достаточно разработанной в отечественной и зарубежной психологической литературе. Как отмечается в работах по исследованию профессионального и карьерного самоопределения и становления, сопряжение линий личностного и профессионального развития не всегда является гармоничным. Интеграция возможна тогда, когда планирование и построение карьеры, карьерная направленность наполнены личностным смыслом, ценностным содержанием, согласующимся с общей направленностью личности.

Термин «карьера» многозначен. Этимология данного термина восходит к латинским словам «carrus» – телега, повозка и «currere» – бежать, итальянскому «carrierа» – бег, жизненный путь, поприще, французскому «cariere» – продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды. Отсюда идёт определение карьеры как беговой дорожки, дорожной гонки в профессиональной жизни.

Неслучайно «карьера» и «конкуренция» оказываются этимологически родственными понятиями. Понятие «карьера» происходит от лат. «currere» – бежать, а «конкуренция» – от «concurrere» – бежать вместе, в одном направлении, соперничать. Оба понятия носят выраженный социальный характер. Успешная карьера предполагает конкурентоспособную личность. Л.М. Митина называет три интегральные характеристики конкурентоспособной личности: направленность, компетентность, гибкость. Направленность понимается как система эмоционально-ценностных отношений, задающих доминирующие мотивы личности, компетентность – как знания, умения, навыки, способы, приёмы реализации в деятельности и коммуникативные качества, гибкость – как качество интеллекта, поведения, эмоциональных проявлений. В.И. Андреев выделяет десять ключевых параметров конкурентоспособности: чёткость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда.

Согласно культурно-исторической парадигме (С. Московичи, А.А. Потебня, Г.Г. Шпет) процесс осмысления жизни, выбор ценностей и построение карьеры не являются результатом только индивидуального развития, а опосредованы социальными представлениями, ценностями, нормами и эталонами, транслируемыми обществом и референтными группами. Их содержание обусловлено историческим этапом, культурой и социальными установками того общества, в котором пребывает индивид.

Наглядной иллюстрацией этих идей является история России на протяжении XIX-XX вв., когда профессиональный выбор был обусловлен практически исключительно его социальным происхождением, классовой принадлежностью, что порождало феномен сословно-профессиональной замкнутости. В конце XIX века с развитием промышленности ситуация стала меняться, и эти изменения породили социально-детерминированный выбор карьерных и профессиональных ориентаций. При этом с приходом советской власти ценности материальной обеспеченности и построение карьеры объявляются как индивидуалистские и противоречащие ценностям общества, т.к. желание «делать карьеру» означало осознанно стремиться к возвышению над другими людьми и противоречило советской идее социального равенства.

В конце XX века с развалом СССР в обществе вновь произошла ценностная переориентация, связанная с приходом «культуры успеха», характерной для западных стран: в зарождающемся капиталистическом обществе «делать карьеру» стало не только можно, но и нужно, чтобы считаться и считать себя успешным человеком. Если в период советской власти понятия «карьера» и «карьеризм» относились к одному моральному основанию, причём социально-негативному, то с развитием рыночных отношений в общественном сознании с понятия «карьера» был снята «пелена морального осуждения». Карьеризм же и в настоящее время не приветствуется и понимается как «карьерная агрессия», погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах, не считаясь с интересами дела, хотя в общественном сознании людей, особенно молодого возраста, понимание слова «карьерист» трактуется совсем по-другому. Так, в статье из журнала «Квалифицированная работа» (2004 г.) слову «карьерист» даётся определение: «Сегодня карьеристом можно назвать человека, который стремится к достижениям. Он может двигаться вверх по служебной лестнице или совершенствоваться как профессионал в своей области. Он говорит себе и окружающим: «Я могу больше, я готов брать ответственность и рисковать».

По отношению к своей карьере человек может выступать как субъектом, так и объектом. Человек как «объект карьеры» предполагает следующие характеристики: а) пассивность в планировании и построении карьеры, неспособность управлять своим карьерным развитием; б) «карьеризм», когда на первый план выходят ценности материального благополучия и должностного продвижения и игнорируются ценности развития в других планах – личностном (потребность в самоактуализации), профессиональном (повышение компетентности), общественном (желание приносить пользу обществу). Человек в той мере является субъектом своей карьеры, в какой способен планировать и конструировать возможные альтернативы своего карьерного развития, самостоятельно выбирать и реализовывать те или иные модели карьеры и жизненного пути в целом, при этом высокой самоактуализации и осмысленности жизни возможно достичь с любым типом карьерной направленности.

Исследователи выделяют два критерия успешной карьеры: объективный и субъективный. С точки зрения объективного критерия, процесс карьерного роста можно оценить по двум базовым параметрам: движение внутри организации и внутри профессии. Критерием личностной, субъективной успешности может быть собственное мнение человека о том, достиг ли он того успеха, к которому стремился.

Большое внимание отечественные исследователи уделяют вопросам периодизации профессионального и карьерного развития. Одной из наиболее известных в России периодизаций развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А. Климовым. Он выделяет два этапа в развитии человека: допрофессиональное и собственно профессиональное развитие. Учёный выделяет следующие стадии профессионального развития: предыгры, игры, овладения учебной деятельностью, оптации, адепта, адаптанта, интернала, мастера, авторитета, наставника.

Акмеологическая концепция Э.Ф. Зеера позволяет говорить о «жизненном пути» профессионала, т.к. включает основные этапы от его начала и до вершины и содержит пять стадий профессионализации: 1. Оптация – выбор профессии с учетом индивидуально-личностных и ситуативных особенностей; 2. Профессиональная подготовка – приобретение профессиональных знаний, навыков и умений; 3. Профессиональная адаптация – вхождение в профессию, освоение социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование качеств и опыта; 4. Профессионализация – формирование позиций, интеграция личностных и профессиональных качеств, выполнение обязанностей; 5. Профессиональное мастерство – реализация личности в профессиональной деятельности.

Человечество вступило в новую эру – информационной культуры. Мы живем в динамичном, меняющемся мире, поэтому и мир профессий тоже меняется. Так, в 2014 году Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Московская школа управления «Сколково» представили «Атлас новых профессий», созданный в результате уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030». В атласе описаны как профессии будущего, которые появятся в ближайшие 10-20 лет, так и устаревающие профессии, которые исчезнут на рынке труда в том же временном промежутке. Чтобы ориентироваться в этом динамичном мире профессий, нужно осознано и целенаправленно планировать и строить свою профессиональную карьеру.

Итак, традиционное понимание карьеры как трудового пути человека сменяется современным пониманием карьеры как жизненного пути, как самореализации субъекта в профессиональной деятельности. Такое расширенное понимание позволяет посмотреть на жизнь и карьеру человека с точки зрения формирования его стиля жизни, жизненной философии, ценностей и смыслов.

Успешная карьера в современных социальных условиях предполагает наличие субъектной позиции по отношению к своему развитию и карьере, осознанность и осмысленность её построения, особенно на начальном этапе профессионализации – в вузе. Современному молодому специалисту для успешной конкуренции на рынке труда недостаточно только владения профессиональными знаниями и умениями, необходимо также осознанное и осмысленное планирование и построение своего профессионального развития, своей карьеры. Это становится возможным, когда человек обладает сформированным профессиональным самосознанием и ценностно-смысловым отношением к будущей профессиональной деятельности.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ ОТРАСЛЕВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

«Базовые принципы построения карьеры»

Проверил: Выполнила студентка:

Савин А.ВПарсегова Л.Г.МО 1-3

Москва 2015

Введение

Каждый человек в определённый момент начинает серьёзно задумываться о своём будущем, о будущей карьере. Знания о карьере, ее видах и моделях, а также знание своих способностей, слабых и сильных сторон помогут любому человеку найти организации, которые предоставят ему:

возможности профессионального роста и повышения уровня жизни;

получение более высокой степени удовлетворения от работы;

чёткое представление личных профессиональных перспектив,

целенаправленную подготовку к будущей профессиональной деятельности;

повышение конкурентоспособность на рынке труда.

Организации же, в которых карьера является процессом управляемым, получат:

Мотивированных и лояльных сотрудников (связывающих свою профессиональную дело с данной организацией), которые повысят производительность труда и сократят текучесть кадров;

Возможность планировать профессиональное развитие работников с учетом их личных интересов;

Планы развития карьеры отдельных сотрудников в качестве источника определения потребностей в профессиональном обучении;

Группу заинтересованных в профессиональном росте, подготовленных, сотрудников для продвижения на руководящие должности.

Данная проблема актуальна в современном мире. Многие люди не могут систематизировать свои знания и построить успешную карьеру. Целью это работы является рассмотрение основных принципов построения успешной карьеры (способов планирования, развития карьеры и т.д).

Для достижения этой цели я ставлю следующие задачи:

Исследовать литературу по данному вопросу;

Дать определение основных понятий;

Определить этапы, виды и модели карьеры;

Рассмотреть, как осуществляется менеджмент карьерой в современной организации;

Сделать выводы о значении менеджмента карьерой в организации.

Глава 1.Теоретические основы карьеры

1 Понятие и виды карьеры

Данное понятие имеет много определений, каждое из которых позволяет более подробно определить сущность этого слова.

Карьера- продвижение вверх по служебной лестнице, успех в жизни.

В теории управления персоналом:

Карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Карьеру - траекторию своего движения - человек строит сам, она зависит от каких-либо внутренних особенностей и внеорганизационной реальности, а главное от собственных целей, желаний и установок. «Счастлив тот, кто устроил свое существование особенностями своего характера»

Карьера- успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.

Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое человек принимает в своей жизни. Это объясняется двумя совместимостями: первая - это совместимость личности с характером его работы, вторая - совместимость личностных ожиданий в области карьеры с возможностями организации.

Понятие служебной карьеры(как один из видов карьеры) можно трактовать и в широком, и в узком смысле.

В широком понимании карьера - это профессиональный прогресс, профессиональный рост, этапы продвижения служащего к высшей ступени профессионализма. Логичным завершением успешной карьеры является высокий профессионализм работника, признанный руководителем организации. Разумеется, что в течение всей трудовой деятельности человека оценка профессионализма может варьироваться.

В узком понимании карьера - продвижение по служебной лестнице, занятие особого статуса в своей профессиональной сфере. В этом случае карьера - это желанный путь вверх, осознано выбранный работником для получения неких моральных бонусов в виде самоутверждения и получения удовольствия от любимой работы. «И если работа не доставляет вам удовольствие, значит, вы работаете не там, где нужно»Это и является главным мотивом движения к определенному статусу (социальному, должностному, квалификационному).

Можно дать определение карьеры и с точки зрения ее как мобильного движения работника в сторону улучшения способа жизни, предоставляющего ему стабильность в социальном потоке бытия. Карьера - это процесс получения жизненно важных ценностей, благ, признательности в обществе и на рабочем месте.

Карьера - это профессиональный рост человека, увеличение его влияния, авторитета, статуса в окружающей среде, проявляющийся в его продвижении по ступеням должностной, квалификационной, материальной и социальной лестницы.

Говоря о карьере, нельзя не упомянуть о карьерном росте. Карьерный рост - это расширение полномочий и ответственности сотрудника, движение вверх, переход с одного уровня управления на другой.

Карьерному росту способствуют:

) должностные ступени, уровни иерархии;

) ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, которые дифференцируют знания и навыки

) статусные ранги, которые отражают вклад сотрудника в развитие организации (рациональные предложения и т.п.);

) ступени власти как степени влиятельности в организации (участие при принятии важных решений, близость к руководству);

) уровни материального дохода (уровень зарплаты и разнообразие социальных льгот).

Сложность карьерного роста обусловливается множеством причин, зависящих от личностных качеств индивида, делающего карьеру, от сферы, в которой формируется карьера, а также от специфики общества, в котором функционируют человек и организация.

Выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

Виды карьеры:

Профессиональная карьера - характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях. Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии углубления в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения или овладения другими областями человеческого опыта, связанного, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности.

Внутриорганизационная карьера - охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации; реализуется в трех основных направлениях:

вертикальное - именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, т.е. в этом случае продвижение наиболее заметно. Под вертикальным направлением понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии, должностной рост;

горизонтальное - имеется в виду либо перемещение в др. функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.). К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения); т.е. это продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;

центростремительное - данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях весьма привлекательно для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству предприятия. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства, т.е. это продвижение к ядру организации, центру управления, всё более глубокое включение в процессы принятия решений.

1.2 Основные методы и этапы карьеры

Карьера - это длительный процесс. Она проходит ряд последовательных этапов, на которых человек удовлетворяет свои потребности. Чтобы человек мог адекватно распределять свои силы на весь период карьеры, прогнозировать возможные подъёмы и спады и не пугаться последних, важно знать характеристику этапов её развития:

Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет.

За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

В этот период работник осваивает профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.

Этап продвижения от 30 до 45 лет.

В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше внимания уделяется удовлетворению потребности безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения от 45 до 60 лет.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения, работник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творчеством, здесь может быть подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе и окружающим, достигшим своего положения честным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, но появляется все больший интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибылях, капитале других организаций, акции, облигации).

Этап завершения длится от 60 до 65 лет.

Здесь человек начинает всерьез задумываться о пенсии, готовиться к уходу. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры, и такие люди все меньше получают удовлетворение от работы и испытывают состояние психологического и физиологического дискомфорта, самовыражение и уважение к себе и другим подобным людям у них достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

На последнем - пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена.« Мы все прорабы. Мы строим наши жизни так же, как прораб перед уходом на пенсию»Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.). Стабилизируется уважение к себе и таким же собратьям по пенсии. Но финансовое положение и состояние здоровья в эти годы могут сделать постоянной заботу о других источниках дохода и о здоровье.

Глава 2. Принципы построения карьеры

1 Планирование и развитие карьеры

Планирование карьеры - один из важных аспектов построения успешной карьеры.

Оно состоит в определении целей развития работника и путей, ведущих к их достижению. Реализация плана развития карьеры предполагает, с одной стороны, приобретение требуемой для занятия желаемой должности квалификации за счет профессионального обучения, стажировок, посещения курсов повышения квалификации, то есть профессиональное развитие работника, а с другой - последовательное занятие должностей, опыт работы на которых необходим для работы в должности. Как правило, в каждом предприятии есть стандартные карьерные лестницы, которые ведут к постам высших руководителей.

Планирование и менеджмент развитием карьеры требует от работника и от предприятия (если он поддерживает этот процесс) определенных дополнительных (по сравнению с рутинной профессиональной деятельностью) усилий. Есть целый ряд преимуществ планирования, как для самого работника, так и предпринимательской организации, в которой он работает.

Для работника это означает:

более высокая степень удовлетворенности от работы в предпринимательской организации, предоставляющей ему возможность профессионального роста и увеличение собственного благосостояния;

четкое видение личных профессиональных

возможность подготовки к будущей профессиональной деятельности;

повышение конкурентоспособности на рынке труда.

Предпринимательская организация получает следующие преимущества:

получение мотивированных и лояльных работников, что повышает производительность труда и снижает текучесть кадров;

развития карьеры отдельных работников в качестве важного источника определения потребностей в профессиональном обучении;

получение группы заинтересованных в профессиональном росте, подготовленных, работников для продвижения на ключевые должности.

Осознание этих и других преимуществ побудило руководство многих предпринимательских организаций создавать системы управления развитием карьеры своих работников. Одной из наиболее распространенных моделей управления этим процессом стала модель партнерства по планированию и развитию карьеры (рис 1.)

Рис. 1. Процесс планирования и развития карьеры работника предпринимательской организации

Планирование карьеры - это вид деятельности, имеющий:

Цель: построение успешной карьеры или что-то подобное(у каждого свои цели)

Субъект в виде работника.

Наставник в виде руководителя.

Консультант в виде кадровой службы.

Партнерство предполагает сотрудничество трех сторон - работника, его руководителя и кадровой службы.

Работник несет ответственность за планирование и развитие собственной карьеры или, говоря иначе, является владельцем этого процесса.

Руководитель выступает в качестве наставника данного работника. Его поддержка необходима для успешного развития карьеры, поскольку он распоряжается ресурсами, управляет распределением рабочего времени, аттестует работника.

Кадровая служба играет роль профессионального консультанта и одновременно осуществляет общее управление процессом развития карьеры в предпринимательской организации.

После приема на работу специалисты по человеческим ресурсам проводят обучение нового работника основам планирования и развития карьеры, разъясняют принципы партнерства, ответственность и возможность участвующих в нем сторон. Обучение преследует две основные цели:

заинтересовать работника в развитии карьеры;

предоставить им инструменты для начала управления собственной карьерой.

На следующем этапе разработки плана развития карьеры сотрудник определяетдолжность (должности), которые бы он хотел занять в будущем, основываясь собственных профессиональных интересах и методах их реализации. На данном этапе работник нуждается в квалифицированной помощи со стороны кадровой службы и собственного руководителя, прежде всего, для определения собственных возможностей и недостатков, а также методов развития. Некоторые предприятия проводят специальное тестирование для определения сильных и слабых сторон своих работников, результаты которого оказывают существенную помощь в планировании карьеры. Участие руководителя в процессе планирования карьеры позволяет не только провести определенную проверку на соответствие реальности карьерных ожиданий работника, но и вовлечь руководителя в процесс развития карьеры данного работника с самого начала и тем самым заручиться его поддержкой.

Реализация плана развития карьеры зависит, прежде всего, от самого работника.

Если работник является:

трудолюбивым,

работоспособным,

заинтересованным в работе человеком,

талантливым,

коммуникабельным

человеком, то у него, конечно же, больше шансов построить успешную карьеру.

Труд - это путь к успеху! «Трудитесь! Мир не будет раем

Для тех, кто хочет жить лентяем.»

При этом необходимо иметь в виду не только личностные качества человека, но и определенный набор условий:

результаты работы в занимаемой должности. Успешное выполнение должностных обязанностей является важнейшей предпосылкой продвижения;

профессиональное и индивидуальное развитие. Работник должен не только пользоваться всеми доступными средствами профессионального развития, но и демонстрировать вновь приобретенные навыки, знания и опыт;

эффективное партнерство с руководителем. Реализация плана развития карьеры в огромной степени зависит от руководителя, который формально или неформально оценивает работу работника в занимаемой должности и его потенциал, является важнейшим каналом связи между работниками и высшим руководством предпринимательской организации, принимающим решения о продвижении;

заметное положение в предпринимательской организации. Для продвижения в организационной иерархии необходимо, чтобы предприятие знало о существовании работника, его достижениях и возможностях.

2 Способы достижения успешной карьеры

Успешная карьера - это не только большие заработки, но и возможность существенно повысить собственную самооценку, уровень жизни и престиж. Именно поэтому многие люди стремятся достичь вершины карьерной лестницы.

На пути к абсолютному лидерству человеку,решившему добиться успеха в работе, как и в любом пути,предстоит столкнуться с множеством препятствий. Это значит, что быстро собственным трудом достичь заоблачных высот не получится. Чтобы приблизиться к намеченным целям, предстоит приложить определенные усилия. Кроме этого, желательно иметь четкий план действий (об этом говорилось в пункте 2.1), чтобы неукоснительно двигаться в нужном направлении.

Построение успешной карьеры предполагает реализацию творческих амбиций человека. Но прежде чем приступить к покорению карьерного Олимпа, следует реально оценить свои возможности. Не нужно тратить силы на достижение целей, которые заведомо обречены на провал. Но при этом не стоит и сильно недооценивать собственный потенциал. Важно реально оценить собственные способности. Позитивный настрой поможет приблизиться к цели еще ближе, поэтому нужно настроиться на позитив и рисовать свое будущее в ярких красках. Пессимистический взгляд на жизнь - не лучший спутник на пути к успеху.

Также обязательно следует помнить, что успешная карьера возможна только в той сфере деятельности, которая человеку по-настоящему интересна. Работа, доставляющая удовольствие, быстрее принесет, положительные результаты.

Тем, кто мечтает достичь высокой должности, следует не забывать и о правильном построении отношений. Важно помнить, что продвижению по карьерной лестнице способствуют люди - коллеги и прочие лица, участвующие в рабочем процессе. Поэтому необходимо научиться правильно выстраивать партнерские взаимоотношения и стараться всегда производить благоприятное впечатление.

Некоторые черты характера тоже играют немаловажную роль в построении успешной карьеры. Человек, стремящийся к лидерству, должен быть в первую очередь исполнительным и надежным. Эти качества способны заменить отсутствие опыта в определенной сфере деятельности. Ответственный человек быстро учится и чаще всего добивается больших успехов, чем опытный, но халатно относящийся к своим обязанностям сотрудник.

На пути к высокой должности важно научиться планировать свое время и расставлять приоритеты. Нужно иметь четкий жизненный баланс «work-lifebalance» Все дела, требующие немедленного исполнения, не следует откладывать на потом. Необходимо помнить, что рабочее время дано для продуктивного труда, после которого можно будет предаться приятному отдыху.

Карьерное построение не мало важно в данном деле. Классификация карьерного постарения осуществляется по четырем показателям:

скорость продвижения:

последовательность должностей;

перспективная ориентация;

личностный;

Преобладание того или иного типа карьеры зависит от социально-экономической ситуации, формы собственности, отрасли производства, особенностей конкретной должности.

Многообразность и сложность явления карьеры отражается и в многообразии ее видов, разнообразии подходов к ее типологии. Для классификации карьерного постарения можно выделить множество различных оснований, признаков, критериев:

«Вершина»карьера рост работник

Подъем по служебной лестнице, когда человек достигает более оплачиваемой должности. Работник достигает данную должность, он ставит себе цель, долгое время удержатся на данной должности. Но при этом не планирует развиваться и передвигается дальше по карьерной лестнице, его всё устраивает. Эта модель очень характерна и применяемая на практике в России.

«Экскаватор»

В данном случи, работник передвигается по карьерной лестнице постепенно и время нахождения, на каком либо этапе достигает не более 5 лет. Движение данного экскаватора начинается в тот момент, если он становится профессионалом в своей области работы. После того как «экскаватор» поднимет работника на самую вершину, начинается обратный процесс. Происходит это, потому что руководителю становится старше и его уже готовы сменить более молодые. Сточки зрения психологии эта модель плохо, отражается на работнике. Данная модель применяется в зарубежных компаниях.

«Горизонт»

Данная модель предусматривает перемещение работника по горизонтали с одной должности на другую, и это происходит до тех пор пока работник не побывает на всех должностях этого уровня. Тем самым это позволяет работнику более тщательно изучить данную нишу. И только после того как работник изучил всю сферу где он находится в данный момент, его переводят на новый уровень руководящий. Теперь работнику легче управлять другим уровнем из того что он его изучил полностью. Данная модель больше всего похожа на японскую модель.

«Квалификация»

Здесь уже применяется следующий принцип. Когда через определенный период времени работник проходит квалификационную аттестацию. И если он подтверждает свою квалификацию, то его повышают в должности. Эта модель распространенная и применимая как зарубежным, так и в нашей стране.

Заключение

Планирование карьеры является одним из важных факторов построения успешной карьеры. Самое главное при построении карьеры - это иметь тщательно разработанный план своих действий для достижения карьерного успеха. Любая карьера неважно в какой области она строиться,будет имеет свои сложности, для того чтобы эти трудности избежать с наименьшими патерями специалисту нужно знать этапы прохождения по карьерной лестнице, виды карьеры, учитывать специфику своей профессии для моделирования карьеры.

Помимо планирования очень важны личностные качества человека, только трудолюбивый, ответственный, организованный и тд. человек сможет достичь успехов в любой сфере деятельности.

Мне кажется, что карьера играет важную роль в жизни современного человека, и когда мы начинаем задумываться о карьере, нужно помнить что карьера это сложный многоэтапный процесс который отнимает много времени сил.

Так давайте, чтобы построение карьеры было не в тягость, а в радость будем учитывать все подводные камни, которые встретятся у нас на пути, учтём их заранее, перед тем как станем планировать или строить карьеру.

Государственное управление образования

Западный административный округ

средняя общеобразовательная школа № 000

ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ

(информационный проект)

Выполнили: Шевцов Сергей, ученик 10 класса

Лебедева Ксения, ученица 10 класса

Руководители: , учитель технологии

, педагог-психолог

Москва 2010

Введение

Основная часть

1.1 Изучение и анализ литературы по профессиональному выбору

1.2 Мои представления о профессии инженера

1.3. ПВК инженера

Личный профессиональный план

Приложение

Введение

Детям часто задают традиционный вопрос: Кем ты хочешь быть, когда вырастешь"? В пять лет мы позволяли себе и фантазию, и мечту, и грандиозные планы – все казалось осуществимым, а времени еще более чем достаточно. Прошло всего несколько лет и многие мечты затерялись в детстве.

У меня растут года,
будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Мы вспомнили стихотворение, которое учили в детстве. Тогда для нас это было просто стихотворение, сейчас оно приобрело особый смысл и актуальность. Пожалуй, на первом месте среди вопросов, волнующих нас, старшеклассников стоит проблема выбора профессии. Каждому из нас хотелось бы выбрать для себя дело, которому готов посвятить всю свою жизнь, стать счастливым, успешным, искать, творить и созидать. Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно для нас правильно выбрать профессию. В жизни каждого человека наступает момент, когда он задумывается о своём будущем. Вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Спланировать, спроектировать трудовой путь сложнее, чем создать автомобиль или жилой дом. Не спланировав свой личный профессиональный план, можно застрять на неудачно выбранном пути: ни личности, ни обществу от этого проку нет. И чтобы цена приспособления к профессии не оказалась слишком большой, полезно заранее обдумать свой выбор.

Актуальность исследования: в настоящее время выбор будущей профессии, происходит в условиях нестабильной экономической ситуации в стране. Нестабильность и неопределённость жизни, материальные трудности ведут к тому, что молодёжь с тревогой и опасением смотрит в завтрашний день. Адекватность выбора и уровень усвоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно сделать правильный выбор.

Объект и предмет исследования: мы сами, наши интересы, способности и склонности.

Гипотеза исследования: если мы правильно и заранее спланируем свой профессиональный жизненный путь, адекватно оценим свои профессиональные и личностные возможности, то не окажемся в состоянии неопределённости по окончании 11 класса , не совершим ошибки при выборе своей дальнейшей профессии.

Цель исследования: определить ведущие профессиональные интересы и склонности, выявить способности, которые помогут добиться успеха в профессиональной деятельности .

Задачи исследования:

- проанализировать литературу, изучающую профессиональное самоопределение, самооценку способностей;

Выявить интересы и склонности, обобщить результаты проведённых тестов;

Ознакомиться с многообразием мира профессий;

Выделить у себя профессионально важные качества;

Сделать обобщающие выводы;

Составит личный профессиональный план.

Методы исследования:

Анализ источников информации

Самонаблюдение

Консультирование (индивидуальное и групповое)

Наблюдение и беседа

Тестирование

Обработка полученных результатов

Сравнение самооценки способностей с полученными результатами.

Глава 1. Анализ литературных источников

1.1 Изучение и анализ литературы по профессиональному выбору.

Как правильно выбрать свой профессиональный путь? Как построить алгоритм выбора профессии. Обратимся за помощью к литературе.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом, когда происходит становление нового уровня развития самосознания и выработка собственного мировоззрения, подтверждают, .

По мнению известного российского психолога Е. А, Климова, профессиональное самоопределение - деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Далее он говорит, что профессиональное самоопределение может рассматриваться на двух взаимосвязанных уровнях: гностическом (в форме сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе меж людских отношений)

считает, что обдумывание жизненного и, в частности профессионального пути это есть непременно и некоторое уменьшение неопределенности о будущем.

По мнению американских исследователей в области профессионального самоопределения, удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью.

Профессиональное самоопределение предполагает конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда.

В настоящее время существует около 40 тысяч профессий. В мире постоянно появляются новые профессии, исчезают старые. Это связано с бурным развитием науки и информационных технологий . Как разобраться в разнообразном мире профессий.

Мы выяснили, что существует классификация профессий:

· по предмету труда

· по условиям труда

· по средствам труда

· по основной цели труда

Согласно теории российского психолога, академика Е. А, Климова существует 5 типов профессий по предмету труда:

По предмету труда все профессии подразделяют на 5 типов:

· Человек - живая природа (П)

· Человек – техника (и неживая природа) (Т)

· Человек- Человек (Ч)

· Человек - знаковая система (З)

· Человек - художественный образ (Х)

Представители типа Человек - живая природа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар , эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.

Представители типа Человек - техника имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Этот тип включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, технолог и др.

Для представителей типа Человек - Человек предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. К данному типу профессии относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, мед. сестра, преподаватель, психолог, референт, менеджер, продавец, официант, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.

Человек - знаковая система занимают такие предметные миры, как естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Данный тип объединяют профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор , чертежник и др.

Представителей профессий типа Человек - художественный образ занимают явления, факты художественного отображения действительности. К данному типу можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, декоратор - оформитель и др.

По условиям труда выделяют 4 группы профессий:

· Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт)

· Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном)

· Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах (летчик, шахтер, водолаз)

· Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности , аудитор)

По средствам труда выделяют 4 группы профессий:

· Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург)

· Профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (токарь, водитель, оператор связи)

· Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник)

· Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, спортсмен)

По цели труда выделяют 3 класса профессий:

· Гностические: распознавать, различать, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, следователь)

· Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, слесарь, портной)

· Изыскательские : изобрести, придумать, сконструировать (закройщик, селекционер, художник - оформитель)

Как определить подходящую для меня профессию в этом большом разнообразии?

Разные области взаимодействия предъявляют требования к различным аспектам человеческой психики.

Работа в системе "человек-техника" в основном затрагивает психофизиологические характеристики: внимание, память, работоспособность, особенности восприятия и т. п. Это связано с тем, что человек вынужден приспосабливаться к машине – ее ритму работы, индикаторам, скорости.

При работе в системах "человек-человек" психофизиология отходит на второй план, и более значимыми становятся личностные качества: коммуникабельность, тревожность, агрессивность , склонность к риску и т. п.

Работа с художественными образами предъявляет требования к определенным способностям: музыкальным, художественным, литературным.

Взаимодействие со знаковыми системами часто связано с развитием определенного стиля мышления – требованиям к логике, умению перекодировать различные знаковые системы, их обобщать и анализировать.

Работа с живой природой также связана с развитием специфических особенностей восприятия и мышления, определенным набором личностных качеств, зависящих от конкретной деятельности.

Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Профессионально важные качества (ПВК) представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией.
ПВК являются предпосылкой профессиональной деятельности и, с другой стороны, они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованием; человек в ходе труда изменяет и самого себя.

ПВК - это «вся совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, по необходимой степени выраженности, по характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы», считает .

Чтобы правильно выбрать профессию, нужно определить условия выбора профессии. Для этого надо:

· определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии

· оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т. п.

Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда.

Выводы

Для того чтобы выбрать правильно свою будущую профессию, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которая предъявляет эта профессия к личности. При этом необходимо помнить, что только упорным трудом можно добиться профессиональной карьеры и сделать свою жизнь полезной обществу и себе.

1.2 Мои представления о профессии инженера.

Инженерное образование является ценной основой для многих типов деятельности, как связанной с техникой, так и не связанных с ней.
Острый и хорошо дисциплинированный ум - главное и ценнейшее качество человека, работающего в любой области. Вдобавок такой человек обладает технической культурой.

Существует много специальностей инженеров. Несмотря на
различные специальности, основная задача всех инженеров одинакова - создавать системы, преобразующие материалы, энергию, информацию в более полезную форму. При всех инженерных специальностях нужно владеть основными приемами работы и иметь профессиональные познания. Роль инженерного дела в формировании современной цивилизации так велика, что без него она немыслима. Инженерное дело имеет
огромное значение и в деле национальной безопасности.
Велико влияние инженерного дела и на благосостояние населения. Велико влияние инженерного дела и на благосостояние населения. Экономическая деятельность способствует улучшению старых товаров и производству новых, например, вычислительных машин, являющихся основой всей современной промышленности. От того насколько инженер владеет такими
качествами, как умение планировать, умение совмещать изобретательство, инженерный анализ и принятие решений, умение работать с другими специалистами зависит эффективность его работы на предприятии и, в конечном счете, качество выпускаемых изделий.

1.3. ПВК инженера

Профессия инженера включает большое количество инженерных специальностей, различающихся в зависимости от технического объекта (предмета) деятельности: инженер-электрик, инженер-строитель, радиоинженер, инженер-схемотехник. Структура инженерной профессии может быть рассмотрена с точки зрения видов инженерной деятельности, отличающихся задачами, предметом, средствами и результатом труда.

Характер деятельности инженера-конструктора требует развития образного мышления, пространственного воображения, комбинаторных способностей, склонности к аналогиям, умения оперировать знаковой информацией.

Важными профессиональными качествами инженера-технолога являются склонность к анализу, систематичность и логичность мышления, способность к реконструктивной деятельности, то есть, переходу от абстрактного к конкретному мышлению.

Деятельность инженера-исследователя требует умения организовать экспериментальную работу, развития формально-логического и понятийного компонентов мышления, критичности суждений, способности прогнозировать, анализировать и обобщать полученные результаты.

Глава 2. Практическая часть проекта

Глава 2.1. Выбор тестов для определения своих способностей и возможностей.

Следующим важнейшим этапом принятия решения в жизненном и профессиональном самоопределении является познание себя как индивидуальности в окружающем мире.

Нет, наверное, ни одного человека, которого не интересовала бы проблема: что я знаю о себе, своих интересах, способностях, возможностях? Конечно же, эти вопросы мы задали и себе.

Мы уверены, что знания и умения в самопознании дают каждому из нас шанс найти своё место в профессиональной деятельности, быть коммуникабельным в общении с людьми, интересно проводить время в занятиях и увлечениях в часы досуга.

Как же разобраться в себе? Психолог нам подсказал, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА . Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т. д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ , соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения

выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ , характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности , требующие концентрации в течение длительного времени.

Чтобы определить, что является главным в нашем жизненном и профессиональном самопознании и самоопределении, мы с помощью школьного психолога подобрали ряд тестов и методик, помогающих определить самооценку своих интересов, способностей и возможностей.

Определить свои профессиональные интересы нам помогла методика ДДО (дифференциально-диагностический опросник)8

С помощью теста «Творческий потенциал» 9 мы оценили свой уровень творческого потенциала, умение принимать нестандартные решения.

Также мы выполнили тест «Логическое мышление»10, предназначенный для определения способности логически мыслить. Наиболее прогрессивный вид мышления – словесно-логический. Мы выполнили тест «Определение словесно-логического мышления» 11 .

При выборе профессии очень важно учитывать свои коммуникативные качества. Например, нужно знать: предпочитаем ли мы говорить или слушать кого-то;с кем нам удобнее общаться – со сверстниками, старшими или малышами. Чтобы узнать что-то определённое о своей коммуникабельности, мы воспользовались «Тестом оценки коммуникативных умений»12.

Очень важно при выборе профессии осознавать свои эмоции и чувства, ведь они могут существенно помочь в работе (например, эстетические

______________________________

8, . Технология профессионального успеха. М. «Просвещение».2001

10Электронный справочник «Автоматизированное рабочее место психолога», раздел «Психологические тесты».

11 Большая энциклопедия психологических тестов. Москва. ЭКСМО 2006г. 415 страниц

12 Большая энциклопедия психологических тестов. Москва. ЭКСМО 2006г. 415 страниц

чувства – художнику, актёру, гуманистические – юристу. врачу), а могут и всё перечеркнуть (например, страх высоты – у монтажника, агрессивные чувства – у социального работника). Для определения преобладающих в нас эмоций и чувств мы воспользовались тестом «Самооценка эмоциональных состояний»13 Ведь если мы осознаем свои эмоции и чувства и научимся некоторыми из них управлять, а некоторые просто учитывать, то нам будет легче определиться в жизни. Выполнив все предложенные нам тесты, мы разработали некоторые рекомендации правильного и успешного тестирования:

Помни: на все интеллектуальные вопросы правильно ответить не может практически никто!

1. Не отвлекайся и полностью сосредоточься на процессе тестирования.

2. Задай себе определенный темп и ритм.

3. Наиболее эффективным тестирование будет, если ты не будешь долго задумываться и мусолить каждый вопрос.

После завершения тестирования, с нами беседовал психолог. Это был более продолжительный, нежели вначале, разговор. Мы выясняли, насколько рассматриваемые нами варианты наших будущих профессий

соответствуют выявленным склонностям. Есть ли у нас способности, возможности реализации в этих профессиях? Что у нас могло бы получиться лучше всего? Будет ли нам интересна эта работа, будет ли удовлетворение? Мы получили практические советы, как нам следует заниматься и что делать, чтобы скомпенсировать выявленные тестами негативные черты нашего характера, развить "запущенные" сферы интеллекта (эрудицию, например).

____________________________

13, . Технология профессионального успеха. М. «Просвещение».2001

Глава 2.2 Выполнение тестов. Практическая часть.

Оценить своё желание заниматься тем или иным видом профессиональной деятельности нам помог тест ДДО. На листе бумаги мы выписывали номера, обозначающие наш выбор. Из двух предложенных вариантов мы выбирали один. Затем совместно с психологом подсчитывали баллы в каждом из пяти столбцов. Каждый столбец соответствует интересу в определённой сфере. Тест ДДО показал, что Серёже стоит выбрать профессию «Человек – техника»,т. е. он мог бы найти своё призвание в разработке и обслуживании машин и механизмов. Тест ДДО подсказал Ксении профессию «Человек – человек», профессии, связанные с общением с людьми, помощью им и обслуживанием.

Очень важно при выборе профессии знать уровень своего творческого потенциала, знать, могу ли я принимать нестандартные решения. Определить это нам помог тест «Творческий потенциал». Мы выбирали один из трёх предложенных вариантов ответа оценки данных ситуаций. Подсчитав очки, мы удивились, т. к. результат у нас оказался одинаковым. У нас вполне нормальный творческий потенциал. Мы обладаем теми качествами, которые позволят нам творить, но у нас есть и проблемы, которые могут тормозить процесс творчества.

Как известно, при выборе профессии едва ли не на первом месте стоит уровень интеллектуального развития человека. Способность логически мыслить помог нам определить тест «Логическое мышление». В нём есть правильные и неправильные ответы. В каждом вопросе мы отмечали один вариант ответа. Тест показал, что у Серёжи ярко выраженные математические способности, склонность к занятиям техническим творчеством, способность к математическому анализу, вычислительной деятельности. У Ксении же мышление по преимуществу интуитивное: она склонна к эмоциональным, а не логическим решениям, пробам и ошибкам, догадкам.

Поскольку наиболее прогрессивным видом мышления является словесно-логическое мышление, то мы захотели определить свой уровень словесно-логического мышления. Тест состоит из предложений, в каждом из которых имеется от одного до трёх пропусков. Нужно было выбрать слова и словосочетания из предложенных, которые, если их вставить в пропуски, будут по смыслу и грамматически подходить к предложенному. И здесь у нас одинаковый результат – у нас среднее словесно-логическое мышление.

При выборе будущей профессии важно учитывать и реально оценивать свои коммуникативные умения. Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника. Для проверки этих качеств мы воспользовались тестом «Оценка коммуникативных умений». Мы отмечали ситуации, которые вызывали у вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком. Тест показал, что Серёжа присущи некоторые недостатки. Он критически относится к высказываниям, ему недостаёт некоторых достоинств хорошего собеседника. Ксюша хороший собеседник, но иногда отказывает партнёру в полном внимании.

Эмоции и чувства очень важно осознавать при выборе профессии. Если мы научимся осознавать свои эмоции и чувства, научимся управлять ими, то легче будет определиться в жизни. С помощью методики «Самооценка эмоциональных состояний» мы определили свои эмоциональные особенности. По шкале «Тревожность – спокойствие» Серёжа несколько озабочен, чувствует себя скованно, немного встревожен. Ксению по этой же шкале ничто особенно не беспокоит, чувствует она себя более или менее непринуждённо. По шкале «Энергичность – усталость» испытывает лёгкую усталость, леность, не хватает энергии. А Ксения чувствует себя довольно свежо, бодро.

Итак, мы завершили работу по самоанализу своих возможностей и способностей, и в какой-то степени «нарисовался» наш автопортрет. Выявили свои недостатки и достоинства.

Глава 3.3 Сравнение и анализ проведённых тестов.

Профессиональная деятельность и карьера будут максимально успешными лишь в том случае, если человек пригоден к выбранной профессии. Мы узнали свои личностные способности и соотнесём их с требованиями, предъявляемыми выбранными нами профессиями.

Личностные способности и особенности Сергея

Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии

Умеет обобщать, легко переходит от прямого к обратному ходу мыслей

Высокие концентрация и устойчивость внимания. Аналитическое мышление. Способность быстрого переключения с уровня абстрактного мышления и представлений на уровень представлений о конкретном продукте (результате этих разработок).

Склонен к занятиям технического характера, способность к вычислительной деятельности и математическому анализу

Умение переходить от конкретных к общим понятиям. Способность продуцировать большое количество решений одной задачи.

Способен абстрактно мыслить, выделять главное, обобщать факты, находить закономерности их на новый материал

Умение разбираться в принципах работы технических устройств. Технический склад ума.

Логичность мышления - способность устанавливать причинно-следственные связи по формальному признаку

Критически относится к высказываниям в свой адрес, делает поспешные выводы

Критичность - способность посмотреть на полученный результат с разных точек зрения, определить структуру задачи и затем представить процесс решения задачи в целом, предвидеть конкретный, конечный результат.

Несколько озабочен, чувствует себя скованно, немного встревожен, апатичен, в запасе мало энергии

Способность к сосредоточению. Умение погрузиться в работу над конкретным проектом в течение длительного времени. Способность к творчеству.

Я думаю, что не ошибся при выборе будущей профессии. Скорректировав в себе некоторые черты характера, развив способности (например, к сосредоточению), можно добиться успеха в моей будущей карьере. Главное, не отходить от намеченных целей и помнить, что только упорным трудом можно добиться профессиональной карьеры и сделать свою жизнь полезной обществу и себе.

Личностные способности и особенности Ксении

Требования избранной профессии

Любит общаться с людьми, помогать им, давать советы

Коммуникабельность, гибкость в общении, дипломатичность

Обладает хорошим творческим потенциалом, хорошо развиты творческие способности

Юристу нужна хорошая память . Наверно, как раз это качество хотят привить юридические факультеты , когда заставляют зазубривать законы вплоть до номеров статей…вместо того чтобы научить ориентироваться в них.

Склонна к эмоциональным решениям, догадкам

Усидчивость . Слишком много нужно копаться в документах, нормативных правовых актах . Пропустишь мелочь - это может обернуться роковой ошибкой. Зачастую приходиться все перепроверять по несколько раз.

Средний уровень словесно-логического мышления

Следующее качество - это аналитический склад ума . Без него не получится сделать правильные выводы, сопоставить правовые нормы .

Высокие коммуникативные способности, хороший собеседник, умеет выслушать

Умение выслушать

Чувствует себя довольно непринуждённо, бодро

У юристов часто бывают напряженные моменты на работе, завалы, конфликты, публичные выступления и прочие стрессовые ситуации. Именно поэтому юрист должен уметь работать при стрессе так же эффективно, без ошибок и срывов.

Мне предстоит поработать над собой весьма серьёзно. Необходимо научиться эффективно работать в ситуации стресса. Я буду ходить на занятия к психологу и работать над развитием памяти. Есть и качества, соответствующие требованиям выбранной профессии: я умею слушать людей, мне будет легко с ними общаться, я гибка в общении – это очень важно в профессии юриста. Я очень эмоциональна, и мне следует научиться контролировать свои эмоции. Но у меня есть цель – стать юристом, и я приложу все цели, чтобы её достигнуть.

На основании полученных результатов, мы составили личный профессиональный план.

Личный профессиональный план

Главная цель - получить профессию инженера в сфере информационных технологий (с дальнейшей работой например, в телекоммуникационных компаниях).

Ближайшие жизненные планы - готовиться к поступлению в Московский технический университет связи и информатики

Уделять повышенное внимание таким предметам в школе, как информатика, математика, английский язык

Занятие самообразованием, отслеживание тенденций развития в области информационных технологий и телекоммуникаций

Для достижения цели существуют следующие внутренние условия:

Базовые знания (на уровне пользователя) персонального компьютера, навыки работы с Windows NT/98/2000/XP, Microsoft Office, базовые знания английского языка

Для достижения цели существуют следующие внешние условия:

Профессия инженера в области информационных технологий является престижной и востребованной на рынке труда. Автоматизация всех сфер производства делает эту профессию перспективной и пользующуюся повышенным спросом.

Для достижения цели существуют следующие возможности:

Возможность поступления в ВУЗ при условии необходимого уровня подготовки и успешной сдачи экзаменов

Возможность трудоустройства с учетом повышенной востребованности данной профессии на рынке труда

Интерес к данной сфере деятельности

На сегодняшний день запасных вариантов нет. Постараюсь приложить максимум усилий для достижения уже поставленной цели.

Библиографический список использованной литературы.

1. Большая энциклопедия психологических тестов. Москва, ЭКСМО, 2006.

2. Психология профессиональной пригодности - 2 изд Москва, ПЕР СЭ, 2001.

3. , . Технология профессионального успеха. М. Просвещение».2001

4. «Психология профессионального самоопределения» Ростов-на-Дону, 1996.

5. , "Как правильно выбрать профессию:
методики, тесты, рекомендации". Донецк: "БАО", 2006

6. Марищук формирования профессионально важных качеств. автор. дисс. на соис. степ. доктора псих. наук, Л., 1982.

7. , Я выбираю профессию. Москва, УЦ Перспектива, 2005

8. Маркова профессионализма. М., 1996.

9. . Выбирайте профессию. Москва, Просвещение, 1991

10.Электронный справочник «Автоматизированное рабочее место психолога», раздел «Психологические тесты».


«Психология профессионального самоопределения» Ростов-на-Дону, 1996.

Я выбираю профессию. Москва, УЦ Перспектива, 2005

, "Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации"
- Донецк: "БАО", 2006

Выбирайте профессию. Москва, Просвещение, 1991

Марищук формирования профессионально важных качеств. автор. дисс. на соис. степ. доктора псих. наук, Л., 1982.

Маркова профессионализма. М., 1996.

Психология профессиональной пригодности - 2 изд Москва, ПЕР СЭ, 2001.

О построении карьеры написано достаточно. Советы относительно применения различных техник и методик построения карьерной стратегии иногда даже противоречат друг другу. Но общие принципы и подходы, как правильно строить карьеру, все-таки существуют. Попытаемся объединить их в конкретные шаги и дать краткую характеристику.

Определение цели

Как правильно определить успешную карьеру? Большинство обывателей связывают её со значительными заработками или доходами, высоким статусом и управленческой должностью, адекватным балансом между интенсивностью деятельности и получаемыми вознаграждениями, управлением коллективом, принятием ключевых решений.

Также, множество сопутствующих успеха – полезность собственной деятельности, уважение от окружающих (специалистов и профессионалов, знакомых и родственников), стабильность и влиятельность. Хотя добавить можно еще несколько обстоятельств, в целом – эта полная картина.

Принципы построения карьеры

Успешные люди в своих биографиях, как и специалисты-психологи по достижению успеха выделяют 12 принципов (шагов) правильного построения карьеры.

  1. Любовь к делу, которым занят человек . Речь идет об эмоциональном отношении к своей деятельности: человек, своим упорным и интенсивным трудом, может достичь достаточно многого в плане карьеры, даже если собственное занятие не очень по душе. Но при условии позитивного отношения к деятельности, которую можно назвать любимым делом, человек достигнет значительно большего. Именно такое дело будет достаточной мотивацией для достижения высот, значительно повысит заинтересованность в конечном результате.
  2. Низшая должность – первая ступенька карьеры . Начиная с низов можно всесторонне, изнутри освоить тот вид деятельности, в котором строиться карьера. В большинстве крупных фирм и компаний склонны повышать собственный персонал, имеющий опыт работы (хоть и на низших должностях), чем брать людей извне. Заинтересованность в деятельности, даже на незначительной позиции, должна быть обязательно – именно это условие будет способствовать продвижению вверх.
  3. Воспитание настойчивости и упорства . Эти особенности характера очень помогают в построении
    успешной карьеры – они способствуют в поиске подходящей должности в начале пути, заставляют идти вперёд и не топтаться на месте, преодолевать препятствия и обходить преграды на карьерной лестнице. Человек, опускающий руки не найдёт своего пути.
  4. Нужно помнить всё . Любая важная информация обязательно должна фиксироваться – если не в собственной памяти, то в ежедневнике (на бумаге или в компьютере). Это существенно для точности и обязательности в выполнении заданий, в деятельности вообще. Нужно приучить себя соблюдать все тонкости – так достигается безупречная репутация как работника и профессионала.
  5. Обращение за помощью . Будьте любознательными, особенно на начальных этапах карьеры: не следует стесняться возникших вопросов – они способны сориентировать в нужном направлении при выполнении задания. Конечно, вопросами не следует злоупотреблять, но самые необходимые нужно уметь вовремя задать. Не следует также пренебрегать обращаться за помощью – главное, быстро всему учиться и становиться самостоятельным.
  6. Командные навыки работы . При построении карьеры важным является не только собственные умения и навыки, но и умение работать в коллективе и «не выпадать» из команды. Особенно это существенно при выполнении какого-либо проекта: специалисты, объединённые в команду способны дать намного больший результат – при условии слаженной работы. Здесь необходимы: умения эффективно взаимодействовать в команде; видеть общий результат и работать на него, забывая (на время) индивидуальный интерес; адекватно реагировать на запросы коллектива.
  7. Активное налаживание контактов . Это обязательно пригодиться в будущем: те, с кем вместе учились, работали, совместно решали проблемы тоже достигают успеха и окажут необходимое содействие. При адекватной коммуникации, к ним можно будет обратиться и за советом, и за помощью, и за сотрудничеством при выполнении поставленной задачи. Да и просто, через них найти новое место работы.
  8. Умение учиться систематично . Ориентация на непрерывный поиск нужной для деятельности информации, периодическое её обновление с целью быть всегда «в модной струе». Повышение
    профессиональной квалификации, расширение диапазона выполняемых функций, освоение новых профессий – это только поможет постоянно быть на волне успеха.
  9. Вредные привычки – недопустимы . Они только мешают, занимают время и отнимают здоровье. Наличие подобных привычек – показатель для работодателей в сторону негативной характеристики работника, претендующего на должность (то же курение отнимает рабочее время, мешает сосредоточиться, т.к. приходиться делать вынужденные перерывы).
  10. Инициативность, но не «взваливание» всего на себя . Необходимо определить оптимальный баланс между инициативностью и тотальной загруженностью. Повышенная инициативность (на уровне суетливости) даст очень много заданий, с которыми человек физически просто не будет справляться, кроме того – карьере будет мешать имидж «выскочки».
  11. Умение предвидеть ситуацию . Это касается и сферы деятельности – области индустрии, в которой строится карьера, и непосредственно фирмы или компании – есть ли здесь перспективы или постепенно происходит угасание деятельности. Во втором случае нужно немедленно искать более перспективную должность в другой организации.
  12. Бесперспективная должность – опасна . Должность без возможности роста – первый шаг к краху карьеры. Лучше начинать из самого низа, но в организации с динамикой в перемещении персонала, чем оставаться в стабильной и небольшой организации, где профессионалы работают годами без изменений и ротации. При переходе на другую должность также следует быть внимательным – повышение и улучшение может быть мнимым (с точки зрения динамики карьеры).

Перечисленные принципы должны задавать правильный тон карьере, устанавливать приоритеты и ключевые точки в её развитии.

Лекция о карьере