Среди старинных книг, которые я методично разбираю, периодически попадаются журналы разной тематики и разных годов выпуска. Среди них есть как очень старые, изданные в позапрошлом веке, так и довольно "свежие" - периода СССР. Как в тех, так и в других временами встречаются довольно интересные заметки, поэтому я решила периодически делать публикации и по материалам советской периодики.

Сегодня речь пойдет об очень простом способе нанесения рисунка на ткань, которым активно пользовались модники и модницы 80-х годов прошлого века.

Рисунок на ткани - это не просто заявка на индивидуальность, демонстрируемая окружающему миру; это - старинное ремесло, когда-то зародившееся в Индонезии и прошедшее множество ступеней своего развития. Но в сегодняшней статье речь пойдет не о таких серьезных техниках росписи по ткани, как, например, батик, а о простейшей методике штампования.

С помощью этого способа можно перенести на ткань любой рисунок, украсить одежду замысловатыми орнаментами, эмблемами или надписями. Но необходимо сделать оговорку: описываемый метод подойдет только натуральных хлопчатобумажных тканей, искусственные и синтетические волокна имеют другую структуру, непригодную для использования данного способа.

Предварительные работы перед нанесением рисунка на ткань

Чтобы рисунок на ткани выглядел ярким, четким, без расплывчатых контуров и непропечатанных фрагментов, важно позаботиться о грамотной подготовке материала. Как уже оговаривалось выше, для нанесения рисунка подходят только натуральные хлопчатобумажные ткани.

Подобрав майку, футболку или какой-нибудь другой предмет одежды, мы его стираем и крахмалим: о старинных способах накрахмаливания можно почитать , ну или, как вариант, - можно воспользоваться современными спреями с готовым крахмалом. Накрахмаленную футболку слегка отжимают, не выкручивая, и раскладывают для просушки на ровной поверхности.

Чтобы передняя и задняя часть футболки не слиплись, между ними прокладывают полиэтиленовый пакет и гладят вещь теплым утюгом - после того, как ткань полностью высохнет, она будет готова к нанесению рисунка. Правильно накрахмаленная, высушенная и проглаженная ткань на ощупь должна напоминать твердый лист бумаги.

Как сделать штамп

Разумеется, надпись, рисунок, орнамент подбираются в зависимости от ваших пожеланий: подберите красивый шрифт, поэкспериментируйте с расположением букв, создайте композиции из различных элементов: ваша фантазия ничем не ограничена.

Далее рисунок или надпись копируют на картон или лист плотной бумаги и по контурам вырезают трафарет. Для дальнейшей работы нам понадобится кусок пенопласта - например, упаковочного, который кладут в коробку с техникой.

На пенопласт накладывают картонные трафареты, обводят их фломастером или маркером, а затем острым ножом по намеченным линиям делают надрезы. Вокруг надрезом аккуратно убирают лишний пенопласт, чтобы буква или элемент рисунка стали выпуклыми - таким образом мы и получим клише для дальнейшей работы.

Важный момент: не стоит экономить на времени и делать на куске пенопласта всю надпись или весь рисунок целиком! Для каждой буквы или для каждого элемента делаем отдельное клише!




Делаем рисунок на ткани

Чтобы наша надпись или рисунок случайно не пропечатались на другой стороне футболки, прокладываем между ними лист бумаги или полиэтиленовый пакет. Также не лишним будет разметить мелком или тонкими карандашными штрихами линии нанесения надписи (узора). Если есть возможность, то ту часть ткани, на которой будет отпечатан рисунок, растягиваем на больших пяльцах, ну или хотя бы просто очень тщательно расправляем мелкие складки.

В небольшую емкость наливаем небольшое количество водостойкой несмываемой тушь для графических работ - чаще всего для этих целей используют тушь "Колибри" или "Кальмар". Обмакиваем в нее клише и прижимаем к материалу, руководствуясь разметкой. Когда все надписи (узоры или рисунки) будут отпечатаны, даем туши высохнуть и проглаживаем материал теплым утюгом. Очень хорошо закрепляет надпись непродолжительное кипячение ткани - в течение примерно 5-10 минут.

Не забываем, что для всех рисунков и надписей клише делают не из цельного куска пенопласта, а для каждого элемента - отдельный штамп .

Чтобы сделать раппортный многоцветный рисунок, т.е. повторяющийся в определенном порядке, также вырезаем отдельные клише для каждого элемента. Допустим, выбранным рисунком будет пятилепестковый цветок, выполненный в трехцветном варианте: красные лепестки у одного цветка, желтые лепестки - у другого, зеленые листики и разноцветные центральные части: у желтого цветка - красная серединка. у красного - желтая.

В таком случае из пенопласта вырезают отдельные трафареты для лепестков, отдельные - для серединок и отдельные - для листа. Наметив расположение рисунка на ткани, печатают сначала желтые лепестки, потом - красные, а когда эти краски высохнут - листья и серединки. Потренировавшись на освоении трехцветной печати, можно переходить и к более сложным композициям, имеющим 5-10 цветов.

Ну и конечно, стоит напомнить о таком старом способе нанесения рисунка на ткань, как трафаретная печать. На лист толстого картона переносят желаемый рисунок, аккуратно вырезают детали внутри его контура, затем располагают трафарет на ткани и с помощью маленькой губки наносят тушь в прорези рисунка. После того как краска впитается, трафарет убирают, а ткань хорошенько просушивают.


Время чтения: 7 минут

Русский сарафан, индийское сари, японское кимоно. Каждое из этих произведений искусства объединяет таинственное, далекое, тонкое художественное ремесло – роспись по тканевым волокнам. Разные эпохи, страны предлагали свое видение нанесения рисунка на ткани. Батик, каламкари, мехенди – техники нанесения рисунка на полотно, создания на нем художественных шедевров..

Издревле людей волновал вопрос: как сделать рисунок на ткани? Впервые техника ручной росписи по текстилю появилась много лет назад на территории могучей и совершенной Индонезии. Батик – древнее искусство, его боготворили тогда и ценят сегодня. Современность ассоциирует и вкладывает в данное понятие несколько смыслов: и технология ручной росписи по ткани, и один из видов классических индонезийских полотен.

В своем становлении технология батик прошла множество преобразований, ее совершенствуют и усложняют и сегодня на разных уголках планеты, но в сознании большинства ценителей роскошного текстиля остается факт, что батик связан именно с островами Индонезии. Технологичность процесса значительно отличается от первоначальных рецептур. Неизменными остаются два вещества – воск и вода.

Батик - Капля воска

Батик…Почему именно такое название подарили искусству росписи по ткани? Следует обратиться к переводу, который и открывает все тайны волшебного слова. «Капля воска» — точный перевод слова с индонезийского языка, который и описывает сущность процесса древнего ремесла.

Воск, нанесенный на ткань, блокирует протоки наносимой краски (не пропускает их сквозь себя). Именно благодаря такому свойству расплавленного и горячего парафина, достигается неокрашенность определенных участков на полотнах, полученных после прокрашивания текстильных полотен. Оставаясь чистыми (неокрашенными), они и образуют необходимый узор, орнамент. Простой, интересный, недорогой, а главное – открытый для творчества и оригинальных идей принцип резервирования тканевых основ – батик – стал невероятно популярным видом рукоделия уже в те времена.

Ткань для нанесения узоров

Считается, что эта технология совместима лишь с тканями, изготовленными из натурального шелка:

Но, как показывает практика, не менее интересно и органично выглядят рисунки и на хлопчатобумажных волокнах:

Процесс нанесения рисунка на шелковую основу

  • Современная техника построена на использовании в качестве раствора, блокирующего попадание краски на шелковую или хлопчатобумажную ткань, резервирующий раствор, состоящий из клея (наиболее подходящим считается резиновый), парафина и растворителя (можно воспользоваться доступным бензином).
  • Полученным раствором обрабатывают контур узора на шелке. Помните, что рисунок обязательно должен иметь замкнутую линию. Для этого некоторые мастера используют нанесение рисунка на ткань через трафарет.
  • проводят, используя специальными трубочками из стекла.
  • Места рисунка, не выходящие за рамки обработанного контура, покрывают красками.
  • Цвета для создания рисунка могут быть самых разнообразных цветов, тонов и оттенков.
  • Если алгоритм нанесения рисунка был проведен последовательно, то на шелке или хлопке можно увидеть разноцветный рисунок с белым контуром.

  • Если в резервирующий раствор добавить пигменты, можно получать орнаменты с цветным очертанием.
  • Нанесенный узор должен высохнуть.
  • На дно емкости с водой (воды должно быть немного) помещают текстиль с узором, предварительно завернув его в бумагу и свернув в кольцо.
  • Рисунок кипятят на протяжении четверти часа.
  • Краски фиксируются на текстильном полотне. Они получаются насыщенными.
  • После такой процедуры роспись устойчива к потере цвета и к влаге.
  • Шелковую ткань з узором достают из кастрюли и промывают под проточной холодной водой до тех пор, пока краситель не исчезнет с полотна.
  • Изделие сушат и гладят (только пока ткань влажная)

Нанесение рисунка штампами

Быстро разлетелся опыт индонезийских ремесленников по миру. В Индии мастера росписи также открыли для себя колоссальные возможности технологии «каламкари». Именно так индийские творцы росписи по ткани называли ранее известный нам «батик».

Ткань, полученная с применений данного метода окрашивания, отличается от других своей возможностью «поражать» человеческий взор, «вдохновлять» сознание великолепием, богатством и оригинальностью декора, многоцветием, насыщенностью и яркостью красок.

Изначально, роспись по ткани ремесленники выполняли специальными ручками из бамбука, которые предварительно наполняли органическими красками. Быстрыми движениями руки мастер создавал лишь очертания будущего индийского узора. Для контура преимущественно использовали классический черный цвет, а вот сам узор украшали, используя традиционные цвета красок.

«Каламкари» — усовершенствованный «батик». Уже спустя несколько лет процесс декорирования (окрашивания) текстильных полотен осуществляется с помощью деревянных штампов специального предназначения. На ткани рождается очертание будущего узора, который после мастер расписывали, используя перо и тонкость нанесения. От качества дерева, использовавшегося для получения штампов, зависела тонкость процесса нанесения рисунка. Достаточно ценной считалась породистая целлюлоза.

Стоимость «каламкари» зависит от многих показателей: от размера, красоты узора, искусства резьбы.

Современное звучание технологии, основанной на затруднении доступа красителя к ткани, весьма многообразно. или индийский «каламкари» — разные названия одной и той же техники.

Технология производства

  • Нанесение на тканевое полотно рисунка в черных цветах. Для этого вручную прикладывают штампы на полотна текстиля. Количество таких прикладываний достигает десятки раз.
  • После высыхания черных узоров на ткани, ее «раскрашивают» штампами. Чтобы орнамент выглядел целостно и аккуратно, следует соблюдать главные линии узора. Для окрашивания рекомендуют использовать классические тона и оттенки.

Текстиль – основа для методики

Учитывая факт, что технике не одно столетие, можно предположить, что для создания текстильных шедевров использовались природные ткани.

  • хлопок;
  • лен.

Использование синтетических тканей для окрашивания не запрещено, но рекомендуется провести тест-проверку на совместимость красок и полотна.

Лахерия

Индия – мать искусства и дочь красоты. Она подарила человечеству еще одну, не менее интересную технологию – «лахерия», которая и по сей день является настоящим произведением искусства.

Сущность метода заключается в простых действиях:

  • ткань свивают жгутом, а после плотно фиксируют (обматывают) те места на полотне, где планируется создать полосы;
  • полученную конструкцию опускают в краску;
  • в результате технологичного процесса «лахерия» в местах, закрытых с помощью свивания жгута, остаются неокрашенные участки ткани, и рисунок получается необыкновенно красивым.

Конечный результат технологии – «волновой эффект», который периодично располагается на полотне, словно волны.

Мехенди - культурное наследие Индии

Роспись тела узорами их хны называется техникой «мехенди». Но очень часто данную технику используют для окрашивания тканей. Единственное ограничение – окрашенный текстиль не должен иметь контакт с влагой, так как хна неустойчивый растительный пигмент.

Поэтому, данная технология отлично подходит для создания индийских панно, украшений для жилища, элементов празднований и церемоний.

Исторически сложилось, что техника «мехенди» может быть исполнена в четырех стилях:

  • арабский (отсутствует четкая схема нанесения, преобладают преимущественно растительные орнаменты);
  • африканский (используют этно-узоры. Наиболее популярные элементы афро-узоров – это геометрические фигуры;
  • индийский стиль – один из самых сложных. Занимает всегда большую территорию и предполагает сложный рисунок, в основе которого чаще изображен слон или индийские символы плодородия;
  • европейский. Инновационные подходы к формированию рисунка объединяют разнообразные восточные элементы в одно целое.


Наиболее популярным считается цветочный принт (не имеет ограничений по нанесению и специально разработанных схем). Это может быть элемент восточной живописи или узор, напоминающий арабскую вышивку.

Секреты техники «мехенди»:

  • успешная роспись «мехенди» напрямую зависит от правильно приготовленной смеси для нанесения рисунка;
  • основной компонент красящего раствора – хна (доступное средство). Альтернативой хне может стать басма или раствор йода.

В большинстве случаев, «мехенди» используют как средство украшения тела, но нет пределу совершенства, когда натуральные ткани принимают на себя элементы узоров из техники.

«]

Образуют очень прочный рисунок, который не смывается водой даже при использовании моющих средств, поэтому они широко применяются для росписи футболок, джинсов, сумок и других предметов гардероба из натуральных тканей.

Предлагаемые акриловые краски по ткани разбавляются водой. Рекомендуется не добавлять много воды, чтобы краски по ткани не растекались и не снижали окрашивающую способность. Кисти и принадлежности промывайте водой до высыхания краски.

Наши краски по ткани предназначены для украшения натуральных тканей , таких как лен и хлопок. Структура натуральных тканей позволяет краскам по ткани проникать в глубь волокон и прочно закрепляться на них. Если Вы используете несмываемую краску по ткани для синтетических материалов, учитывайте, что они более чувствительны к стирке, так как синтетика не обеспечивает прочного сцепления с краской.

Для получения промежуточных цветов краски по ткани можно смешивать между собой в любых соотношениях. При использовании новых тканей перед применением краски по ткани необходимо произвести стирку. Мятую ткань следует тщательно прогладить, чтобы устранить все складки.

Ткань можно натянуть на рамку или просто разложить на рабочем столе, подложив под нее лист бумаги или картона для защиты стола. Проникновение краски по ткани на тыльную сторону ткани является положительным фактором, способствующим наилучшему закреплению рисунка. Если вы украшаете футболку или наволочку, необходимо изолировать переднюю сторону от задней с помощью бумаги или картона. Для упрощения работы ткань можно закрепить на столе с помощью липкой ленты.



ВНИМАНИЕ! Для создания долговечного рисунка на ткани следует избегать наложения краски по ткани плотными слоями друг на друга.

Существует несколько простых способов нанесения краски по ткани на материал.

При работе кистью (для росписи используются преимущественно синтетические кисти) сначала необходимо с помощью цветного карандаша или копировальной бумаги для портных (она не оставляет пятен на ткани) нанести на ткань любой рисунок, взяв его например из журнала по вышиванию.


Для выполнения цветовых проб необходимо держать под рукой кусочек холста или похожей ткани. При работе с оттенками важно помнить, что начинать удобнее со светлых тонов, постепенно переходя к темным. Светлые тона получают, смешивая белые краски по ткани с цветными до необходимого оттенка.

Контуры рисунка наносятся светлой краской с помощью мягкой тонкой кисти. Раскраску внутри контура и переход тона от светлого к темному осуществляют с помощью более крупной кисти.

Рисунок получится наиболее удачным, если сделать большое количество переходов от светлого тона к темному. Старайтесь работать как можно быстрее, тогда еще не проникшие в глубь материала краски по ткани будут перемешиваться, не оставляя заметных границ между тонами.

Другим способом нанесения рисунка на ткань может быть трафаретная печать. Необходимо закрепить выбранный трафарет на ткани, убедившись в его плотном наложении. В зависимости от размера украшения подобрать кисть для тамповки, использовать поролоновый тампон или валик.



Слегка обмакнув тампон в краску, тщательно обработать прорези трафарета так, чтобы краски по ткани проникли в глубь волокон. Можно использовать как чистые, так и смешанные цвета в одной или разных прорезях. По окончании работы осторожно снять трафарет.

Часто акриловые краски по ткани используют совместно с акриловой рельефной краской «Контур» . То есть создается рельефный контур рисунка, а затем когда он высохнет, внутренние части рисунка закрашиваются выбранными цветами.




Закрепление:


После завершения работы необходимо выждать 12-15 часов, после - закрепить рисунок, проглаживая горячим утюгом с изнаночной стороны в течение 2-3 минут.


Помните о том, что краски по ткани содержат термозакрепляющуюся смолу, которая гораздо прочнее держится на поверхности после термообработки (акриловая краска по ткани и так является несмываемой, но термообработка значительно улучшает адгезию краски). Температура утюга должна соответствовать типу ткани, проглаживание проводите медленно и непрерывно, не задерживайте утюг в одном месте. Во время глажения доску защитите тканью. По окончании ткань необходимо перевернуть и быстро прогладить рисунок, накрыв его материалом.

Уход:


Украшенная ткань - результат ручной работы, поэтому созданные с помощью краски по ткани рисунки нуждаются в бережном отношении во время стирки. При использовании машинной стирки лучше выбирать программы для тонких тканей с температурой не выше 40 °С.

Не используйте продолжительный отжим, это приводит к преждевременному износу рисунка.

Если изделие имеет небольшой размер, лучше стирать его вручную.

Не используйте отбеливатель, чтобы краски по ткани не потеряли в цвете.

Также вы можете посмотреть видео-урок о применении акриловых красок по ткани:


Видео мастер-класс по нанесению акриловой краски по ткани через трафарет:

Если вас заинтересовал этот материал, вы всегда можете в нашем интернет-магазине.

Спасибо, что выбрали нас!

Не всем нравится строгая однотонная одежда – куда интереснее смотрятся футболки, кофты, джинсы с надписями и разными рисунками. Вы можете купить готовую вещь с уникальным изображением или сделать ее самостоятельно. Второй вариант куда интереснее и индивидуальнее – ведь вы можете делать, что хотите, как хотите и чем хотите. Все, что нужно – это основа для работы (майка, футболка, джинсы, пр.) и краски для рисования, кисть. Естественно, для текстиля подходят не любые составы. О том, какими красками можно рисовать на ткани, вы узнаете далее.

Какими красками можно рисовать на ткани?

Краски для рисование на ткани – это первое, в чем вам предстоит разобраться. Не используйте те, которые есть под рукой – иначе вы рискуете испортить вещь и не добиться нужного результата.

Основные варианты

  1. Акриловые составы
  2. Карандаши для рисования
  3. В баллончиках

Баллончики и карандаши просты в нанесении, но и акриловыми красками рисовать не так уж и сложно. Справиться с ними сможет как профессионал, так и новичок, который впервые в жизни решил украсить любимую футболку собственноручно. Придите в специализированный магазин и попросите помощь в выборе у продавца – он подскажет, какой состав лучше, проще и при этом дешевле.

Сама технология рисования на ткани выглядит следующим образом

1. Постирайте и хорошенько высушите вещь, погладьте ее – рисовать на чистой одежде проще, да и рисунок получится более стойким.

2. Фрагмент ткани, на котором вы будете рисовать, натяните на основу. Главное сильно не перетягивайте, иначе рисунок получится неправильным (майки мы обычно носим свободно, а не в обтяжку, и, тем более, не туго натянутые на торс).

3. Вырежьте из плотного картона макет будущего рисунка (учтите, что размер основы должен быть больше размера будущего рисунка). Обтяните основу тканью и закрепите ее в требуемом положении с помощью булавок. Данная технология удобна еще и тем, что краска не пропечатается на второй слой (например, если вы наносите рисунок на футболку только спереди или только сзади).

Как видите, все не так уже и сложно. Выбирайте вещь, подготавливайте ее к работе, покупайте кисточки нужной мягкости и диаметра (их выбор – дело вкуса) и начинайте создавать уникальный декор. Почувствовать себя настоящим мастером-художником просто. Возможно, с первого раза у вас не получится создать уникальный шедевр, но с опытом мастерство обязательно придет. Впрочем, техника рисования на ткани особых сложностей не представляет – достаточно делать все в соответствие с инструкцией, тогда результат не разочарует вас. Научитесь рисовать на одежде – и вы больше не захотите покупать фабричные изделия с готовыми рисунками, как у всех. Дерзайте, и все у вас получится!

Мода на креативные картинки и броские надписи на футболках никогда не проходит. Она видоизменяется, популяризирует: то мультяшных героев, то персонажей комиксов, то жизнеутверждающие фразы, то цитаты известных людей, но суть остаётся прежней – нечто необычное, привлекающее к одежде внимание. Прекрасной альтернативой многократно размноженному варианту принта на вещах из масс-маркета станут рисунки на футболках своими руками. Это возможность выбрать основу любого качества и цвета, и выразить свою индивидуальность. Футболка, которая расписана собственноручно, может стать визитной карточкой владельца или отличным подарком к значимому событию.

Как сделать принт акриловыми красками?

Стойкий рисунок в домашних условиях можно нанести методом холодного или горячего батика, фломастеров по ткани, аэрозольных баллончиков, при помощи деколи, но самым надежным и популярным является акрил. Существует несколько способов нанесения принта акриловыми красками:

  • Копирование рисунка с бумаги. Этот метод не требует особых художественных талантов, только аккуратности. Рисунок может быть выполнен от руки или распечатан на принтере. Все контуры должны быть темного цвета, который просматривается через ткань футболки. Для удобства лучше приклеить готовый рисунок на плотный картон, равномерно натянуть на него футболку и зафиксировать по краям булавками. Далее нужно аккуратно обвести контуры с помощью простого карандаша или фломастеров по ткани, и приступать к заполнению цветом;

  • Рисование по ткани от руки . Это техника для уверенных в своих силах, которая даёт больше простора для фантазии. Можно предварительно нарисовать контуры, а можно сразу начать работать красками, создавая на своей футболке произведение искусства. Метод больше подходит для светлых материалов, и тех случаев, когда допустима некоторая небрежность в рисунке;

  • Нанесение по трафарету. Самый простой путь, гарантирующий хороший результат. Рисование по трафарету удобно тем, что картинку можно многократно копировать на футболках, например, для всей семьи, школьной команды КВН, униформы для соревнований или просто группы единомышленников, которая хочет быть узнаваемой в толпе. Чтобы картинка смотрелась интереснее, можно накладывать друг на друга трафареты разных размеров, менять угол наклона и колеры;

  • Трафаретная печать. Предназначена для сложных рисунков из нескольких цветов. Наносится с помощью специальной краски и сетки для трафаретной печати, валика и других инструментов. Этот способ не подходит новичкам.

Трафаретная роспись

Из всех перечисленных способов наиболее распространена трафаретная роспись. Она проста в исполнении, экономична по времени и удовлетворительна по результату.

Для выполнения росписи понадобится: хлопчатобумажная футболка, трафарет или картон для него, акриловые краски, красильный валик небольшого размера, лоток для разведения красок, перчатки, ножницы или канцелярский нож, малярный скотч, утюг.

Процедура выполняется пошагово:

  • Стирка . Многим хочется пропустить этот пункт, но выполнить его необходимо. Акриловые краски лучше всего ложатся на хлопковые вещи, а хлопок имеет свойство «подсаживаться» при стирке. Рисунок не уменьшится вместе с размерами футболки, он деформируется, и труды будут испорчены вместе с футболкой и даром переведенными материалами.

После стирки футболку нужно хорошо высушить и прогладить утюгом, чтобы основа для рисунка была максимально ровной;

  • Заготовка трафарета . Пока футболка сохнет, есть время нанести рисунок на тонкий картон. Вырезать контуры нужно очень аккуратно, без зазубрин, иначе край рисунка на ткани получится неровным. Для первой попытки можно купить трафарет в магазине или приклеить на картон распечатку из интернета;

  • Подготовка рабочей поверхности. Для нанесения рисунка подойдет ровная твёрдая поверхность, например, письменный или журнальный стол. Все необходимые инструменты размещаются рядом, со стороны рабочей руки. Акрил тяжело смыть, поэтому стол лучше застелить старыми газетами, а приступать к творческому процессу в старой одежде;

  • Подготовка футболки . Чистую, отглаженную вещь нужно поместить на рабочую поверхность, распрямить, чтобы не было складок и неровностей. Внутрь рекомендуется подложить толстый слой бумаги или картона, чтобы акрил не отпечатался на обеих сторонах футболки, если этого не подразумевает идея. Далее к футболке прикладывается трафарет. Чтобы он держался на месте во время покраски, края нужно приклеить бумажным скотчем;

  • Разведение красок . Чтобы акрил не начал подсыхать раньше времени, наливать в лоток нужный цвет или смешивать его из нескольких разных стоит непосредственно перед нанесением. Чтобы краска легла ровно, валик должен быть равномерно пропитан акрилом. Для этого его обмакивают несколько раз в лоток, пока он чуть-чуть не потяжелеет, а затем делают пробный мазок на листе бумаги. Если слой плотный, можно приступать к покраске;

  • Нанесение рисунка. Уверенными движениями по горизонтали и вертикали «закатать» валиком трафарет. Можно выходить за края рисунка, но не за края бумаги; не лишним будет нанести второй слой краски. Когда она немного подсохнет, можно удалить трафарет и оставить рисунок до полного высыхания;

  • Термическое воздействие . Краска лучше закрепится, если прогладить свежий принт горячим утюгом через тонкое х/б полотенце. После этого футболку можно носить и стирать. Первые несколько раз рекомендуется делать это в холодной воде на руках, а последующие – в машинке с остальными вещами.

Как создать абстракцию?

Скучную старую футболку можно оживить необычным космическим принтом. Рисование трафаретов планет для этого не понадобится, всё что нужно – футболка, акрил, перчатки, отбеливатель во флаконе с пульверизатором и несколько кисточек.

Если футболка новая, предварительно её нужно постирать и высушить. Старая должна быть чистой и отглаженной. Абстракцию лучше наносить на ткани ярких или тёмных цветов, на белом и светлом она не будет смотреться так эффектно.

Процесс нанесения рисунка начинается с подготовки рабочей поверхности, в данном случае – пола. Располагаться стоит подальше от стен, чтобы не забрызгать их краской, а зону творчества тщательно застелить газетами. Затем можно приступать к рабочим материалам.

В первую очередь нужно развести небольшое количество отбеливателя с водой в ёмкости с распылителем, подготовить кисточки и флаконы с краской предпочитаемых цветов.

С расстояния вытянутой руки нанести на футболку отбеливающий раствор, подождать, когда она поменяет цвет и просохнет. Затем, открыв краски, поочерёдно обмакивая кисть в разные цвета, сбрызгивать ими футболку. Очень мелкие детали удобнее проработать зубной щеткой, распыляя мелкий слой краски непосредственно над тканью.

При желании можно повторить процедуру со второй стороной изделия после того, как принт на фронтальной стороне полностью высохнет.

Рисунок в узелковой технике

Узелковая техника по своей сути является разновидностью батика. Главное отличие от традиционной росписи по ткани в том, что в качестве резерва (вещества, которое отделяет один цветной фрагмент от другого, не давая краскам смешиваться) используется не специальный клейкий раствор, а ниточки, веревочки и жгуты.

С помощью ниток на ткани фиксируются узелки разных размеров, которые опускаются в краску. В результате краска заполняет только тот фрагмент, который отделён нитками, и расходится красивыми «лучиками» по заломам на ткани.

Сделать узелки достаточно просто. Нет никаких шаблонов и специальных правил, ткань можно складывать и перевязывать на своё усмотрение. Главное, определиться, насколько большими или маленькими будут цветные фрагменты, и тщательно отделить один от другого с помощью ниток или веревочки.

Нитки лучше брать белые, чтобы они не полиняли во время окрашивания. Конечно, это может дать дополнительный элемент декора, но может и испортить всю задумку.

Помимо ниток, часто используют пуговицы и камешки, которыми заполняют тот или иной фрагмент ткани, чтобы краска легла интереснее.

Узелковое окрашивание выполняется поэтапно.

Подготовка

Первый этап заключается в выборе ткани и её предварительной подготовке. Батик наносится на хлопчатобумажные, шелковые или шерстяные изделия; цвет предпочтителен белый. В зависимости от задумки перед завязыванием узелков можно нанести на футболку брызги, полоски, пятна или рисунки.

Формирование узлов

Второй этап самый важный. От этого зависит, каким в итоге получится рисунок. После скручивания ткани определённым образом и завязывания узлов можно получить круги, цветы, полосы, а можно сделать их произвольно, и тогда рисунок будет непредсказуемым и своеобразным.

Заполнение узлов цветом

Третий этап подразумевает выбор способа окрашивания. Самый надёжный заключается в поочерёдном опускании узелков в ёмкости с кипящей окрашенной водой. Этот способ гарантирует проникновение краски во все слои ткани и даёт эффект перетекания одного цвета в другой.

Самый быстрый – это использование аэрозольной краски. Для стойкого эффекта достаточно лишь распылять её на фактуру ткани в течение нескольких секунд, но есть риск, что узел прокрасится не полностью.

Самый долгий и затратный по материалам, но и самый красивый в результате способ – использование чистой краски . Если хочется плавных и мягких переходов, узелок нужно смочить, прежде чем окунать его в краску. Если в приоритете яркий, насыщенный орнамент, ткань футболки можно оставить сухой. Итак, для окрашивания футболки чистой краской в первую очередь определитесь с цветами вашей будущей футболки, разложите их в формочки и разведите небольшим количеством теплой воды.

Важно соблюдать пропорции краски и воды. Если соотношение краски будет больше, то цвет рисунка на футболке получится более насыщенный. Но при этом не надо делать раствор сильно густым, иначе это приведет к огрублению ткани. Слишком водянистым раствор тоже не должен быть, так как это приведет к потере цвета при высыхании футболки.

Затем приступаем непосредственно к окрашиванию футболки. Берем шприц, набираем в него раствор и начинаем выдавливать раствор на футболку.

Чем больше узелков и цветов задействовано, тем интереснее получится принт.

Закреплении краски

Когда изделие высохло, его нужно прогладить утюгом через тонкую ткань без рисунка, так краска лучше закрепится и дольше продержится.

Пятый этап заключительный . Он необязателен, но тем не менее, не стоит его пропускать. Узелковая техника требует использования большого количества краски, которая может начать вымываться при первой стирке. Чтобы этого не произошло, через сутки после закрепления краски футболку нужно смочить и сполоснуть в проточной воде, вымывая лишнее количество акрила. После этого изделие готово к носке и стирке вместе с другими вещами.

Мастер-класс по росписи в домашних условиях

Нанесение рисунка на вещи своими руками – процесс трудоёмкий, но не сложный. Классический вариант на белой футболке выполняется следующим образом: нанесение рисунка по шаблону, оформление контура, заполнение цветом, закрепление краски утюгом.