Благодарим редакцию журнала "Планета ТБМ" за предоставление данного материала.

История возникновения методики TWI

Начало Второй мировой войны повлекло мобилизацию большей части трудоспособного мужского населения и масштабное увеличение заказов на продукцию военного назначения, что поставило США перед проблемой нехватки квалифицированной рабочей силы на производстве военной техники и боеприпасов.

Возникла острая необходимость быстрого ввода в строй новых, неопытных работников. Ответом на этот вызов стало создание в июне 1940 года государственной Службы производственного обучения (Службы TWI), которая должна была «помочь промышленности справиться с требованиями к рабочей силе при помощи обучения на предприятии для наилучшего использования навыков каждого рабочего».

За короткий срок Службе TWI удалось найти решение этой проблемы. Был сформулирован ряд организационных и методических принципов, для инструкторов, проводящих обучение, были разработаны подробные методические материалы.

Результаты впечатляют: за время второй мировой войны обучение по программе TWI прошло более чем на 16 тысячах предприятий оборонной отрасли, было подготовлено более полутора миллионов инструкторов и руководителей нижнего звена. Регулярно проводимые опросы предприятий о влиянии на их работу обучения по методике TWI показывали существенные улучшения работы предприятий в следующих направлениях:

  • Увеличение объемов производства;
  • Сокращение времени на ввод в работу новых сотрудников;
  • Повышение производительности труда;
  • Уменьшение брака;
  • Уменьшение травматизма;

С середины 1944 года интерес к Программе TWI со стороны американских предприятий начал угасать. В Японии же материалы TWI активно распространялись в период оккупации и восстановления экономики страны, поскольку США направляли туда специалистов по промышленному производству, в том числе членов TWI-группы. Судя по всему, цели TWI оказались близки Тойота, поскольку все составляющие ее производственной системы и работа всех подразделений, включая административные, строятся на принципах важности развития людей.

Насколько использование системы TWI актуально и оправдано в реалиях российского рынка?

У любой организации есть цели. Например, у ТБМ одна из целей это стратегическая цель № 1: «Обеспечить лидерство по поставкам точно вовремя». Для достижения целей нужно решать множество имеющихся и вновь выявляемых проблем. Их решение возможно лишь в случае, когда существует определенный метод выполнения работы, а все сотрудники обучены и следуют ему. Соответственно, возникает потребность в обучении, для которого необходимо четкое понимание, чему конкретно следует учить. То есть все процессы должны быть описаны и стандартизированы. Но как получить такое описание процесса, если он выполняется каждый раз по-разному? Хаос невозможно описать, поэтому первостепенная задача - стабилизировать процесс (см. Рисунок №1).

Таким образом, становится понятно, что процесс обучения - это неотъемлемая часть достижения стратегических целей Компании. Остается вопрос выбора метода обучения.

Традиционное классическое обучение позволяет в довольно короткие сроки передать сотруднику знания, но не контролирует сам процесс овладения навыком.

Методика TWI доказала свою эффективность вне зависимости от страны, где находится предприятие или организация, и особенностей менталитета сотрудников.

Конечно же, она требует от руководителя гораздо больших временных затрат, но в течение этого времени, сотрудник полноценно овладевает навыком и способен выполнять работу на уровне более опытных коллег. Другими словами, обучение согласно этой методике позволяет человеку достигнуть необходимого профессионального уровня и быть всецело готовым к процессу.

Сергей Ильин, менеджер: Система TWI позволяет быстро обучать работе по стандартам, а значит, дает возможность при необходимости быстро менять процесс. Также она позволяет самому инструктору сразу же определить, насколько ученик понял материал, поскольку можно сразу получить обратную связь. После подобного обучения, сотрудник несет дополнительную ответственность за выполнения процесса именно по стандарту, потому что он сам рассказал и показал, как надо работать по этому документу.

Хочу еще отметить, что при работе с проектами стандартизация процесса очень помогает в более простом и быстром определении текущего состояния процесса, то есть сразу понятно, где мы и от чего следует отталкиваться - есть фундамент, а не что-то абстрактное.

Поэтапное обучение

1. Подготовка ученика;

2. Ознакомление с операцией:

  • Демонстрация поэтапного выполнения операции;
  • Повторение операции и выделение ключевых аспектов;
  • Повторение ключевых аспектов и объяснение причин их выделения.

3. Пробное выполнение работы:

  • Ученик выполняет работу, назвав основные этапы;
  • Ученик выполняет работу повторно, назвав ключевые аспекты;
  • Ученик выполняет работу с объяснением причин выделения ключевых аспектов.

4. Проверка и окончательная отработка навыков.

Благодаря такому последовательному подходу к обучению достигается лучшее усвоение информации, которая дается дозированно и пошагово. Эффект от такого обучения по стандарту виден сразу.

Когда пришло понимание необходимости стандартизации процессов и проведения обучения на основе программы TWI?

Алексей Крупин: Такое понимание есть с самого начала реализации стратегической цели. Обучение по методике TWI предполагается в первую очередь для тех подразделений Компании, где начали появляться стабильные процессы, и возникла потребность в обучении. Аргументом также является тот факт, что уже возможна разработка стандартов и рабочих инструкций, вместе с которыми готовятся схемы рабочего процесса.

Сергей Ильин: Очень часто, меняя процесс или внедряя новый метод, мы сталкивались с тем, что люди воспринимают все по-разному, со временем у человека меняются методы работы на его личное усмотрение. Мы каждый раз выявляли проблему по стабилизации процесса в работе над проектами различного уровня, даже в случае, если мы добивались положительных результатов.

Например, сегодня меняем процесс и прорабатываем изменения с определенным сотрудником или группой сотрудников и считаем, что процесс изменен. А на следующий же день сотрудники приходят и по привычке не следуют либо всем договорённостям, либо их части. Они не виноваты, так как привыкли годами выполнять процесс именно так. Повторюсь, самое главное, что люди воспринимают информацию не одинаково, и пока процесс не будет описан на бумаге, его будут выполнять по-разному.

В итоге стало очевидно, что без стандартизации процессов стабильности в них не будет. Ведь сотрудник, который ознакомлен с документом, описывающим его же процесс, берет на себя ответственность. А если он сам напрямую или косвенно принимал участие в разработке такого документа, то с удовольствием будет его соблюдать и выполнять процесс по стандарту, а потом он может обучать других сотрудников.

Александр Гордюшин, заместитель генерального директора ТБМ-Логистик: Понимание необходимости иного подхода к обучению пришло, когда стали задаваться вопросом, как добиться базовой стабилизации. Операции выполнялись за разное время, разными способами и, самое плохое, с разным качеством, ротация персонала между участками была малоэффективна или невозможна.

Почему выбор остановился именно на TWI? Во-первых, система позволяла за короткий срок подготовить сотрудника. Кроме подхода «делай как я», раньше в основном на этом обучение и заканчивалось, инструктор объясняет, как конкретно выполнить действие и, главное, почему именно таким образом. Все это происходит непосредственно на рабочем месте в процессе.

Во-вторых, нас привлекла «вшитая» система контроля, когда ученик сам выполняет операцию, а инструктор корректирует его действия и дает обратную связь.

Каких результатов уже удалось добиться, какие задачи находятся в процессе реализации?

Александр Гордюшин: Стандартизировано 50 складских операций на участках приемки, размещения, комплектации и погрузки. На складе подготовлено 8 инструкторов TWI, а также выделена отдельная штатная единица - менеджер по производственному обучению - сотрудник участка комплектации. На каждом участке есть матрица квалификации сотрудников, а вся информация визуализирована. Помимо этого создан план обучения и график занятости инструкторов и, в зависимости от потребностей процесса, производиться обучение персонала и адаптация новых сотрудников.

Были ли трудности в процессе внедрения стандартизированного подхода?

Сергей Ильин: На этапе оформления первых стандартов возникла сложность в формулировке текстов таким образом, чтобы они были просты и понятны. Успеха в этом можно добиться только совместно с сотрудниками, непосредственно выполняющими работу.

При внедрении стандарта сотрудники, которые не были задействованы в его создании, противились немедленному изменению своей работы в соответствии со стандартом, пытались корректировать стандарт через инструкторов, указывая им, что не так в схеме рабочего процесса, тем самым мешая им выполнять свои задачи по обучению.

Замечу, что очень сложно остановиться и перестать вносить правки в стандарт, так как его можно редактировать бесконечно. Поэтому было принято решение редактировать стандарт не чаще, чем раз в 3 месяца или после изменения процесса. Сейчас мы меняем что-то в стандарте по мере необходимости.

Александр Гордюшин: Действительно, в первое время мы столкнулись с недоверием сотрудников. Им нужно было объяснить, что это инвестиции в будущее и затраты сегодня принесут больше прибыли завра.

Алексей Крупин: Самая главная трудность, на мой взгляд, в том, что во время написания стандарта или подготовки схемы рабочего процесса необходимо своими глазами увидеть, из каких этапов состоит этот процесс, а также увидеть особенности выполнения. Это очень кропотливый процесс сбора информации. Зачастую, даже самый опытный работник не может полностью объяснить, что он делает, и почему делает именно так. Некоторые особенности работы для него кажутся очевидными, а все остальные сотрудники про них могут даже не догадываться. Таким образом, через личное наблюдение и разбор процесса выявляется самый лучший способ выполнения этой операции, а также фиксируются ключевые аспекты.

Ключевые аспекты очень важны и могут влиять на 4 составляющих:

  • Безопасность: предотвращение травм, эргономика, опасные места;
  • Качество: предотвращение дефектов, точки проверки, стандарты;
  • Техника: рациональные движения, специальные методы;
  • Затраты: надлежащее использование материала.

Некорректно выполненная операция может привести к потерям. Например, как показывает опыт, даже такую простую операцию как замер расстояния рулеткой разные люди выполняют по-разному и получают неодинаковые размеры.

В Компании сейчас есть опыт применения методики TWI в разных сферах. Например, наряду со стандартизацией процессов складской логистики, есть опыт обучения по продуктам.

Алексей Крупин: Да, действительно, менеджеры ТБМ должны уметь единообразно смонтировать продукт, показать его преимущества, сделать это правильно и обучить Клиента. Чтобы распространить эти знания и методы возникла идея провести обучение по рабочему процессу по методике TWI.

Каковы планы и дальнейшие действия?

Алексей Крупин: Руководствуясь логикой Рисунка №1, сначала надо достигнуть единого выполнения стабильных процессов. А после этого возникает необходимость в организации аудитов стандартной работы и решения выявленных проблем.

Сергей Ильин: Мы стремимся к стандартизации всех процессов центрального склада, а также полному обучению персонала по необходимым для оптимальной работы стандартам. Не менее важным является развитие профессиональных качеств у мастера по обучению и инструкторов TWI и поддержание той системы обучения, которую мы создали.

Александр Гордюшин: До конца 2016 года мы планируем стандартизировать все операции на участках погрузки и инвентаризации, а также провести обучение сотрудников. А к концу 2 квартала 2017 года надеемся закончить стандартизацию операций на участке обеспечения и механизации.

Базовая стабилизация - это первый шаг, который позволит перейти к совершенствованию, а это и есть наша основная цель.

Беседовала: Мария Никитина

    для руководителей HR-служб, служб по управлению персоналом, отделов обучения и развития персонала, директоров по производству, начальников цехов, линейных руководителей и иных специалистов, отвечающих за профессиональную подготовку и кадровый резерв.

    Анонс программы

    Большинство руководителей российских предприятий сталкиваются с целым комплексом проблем, влияющих на качество производственного процесса и его конечный результат:

    • Низкая эффективность производства;
    • Высокий уровень брака;
    • Сложности при модернизации производства;
    • Недостаточный уровень знаний и умений молодых специалистов;
    • Много «возрастных» работников;
    • Нет четких критериев для анализа знаний, умений и навыков персонала;
    • Отсутствие эффективной системы обучения.

    Пройдя наш курс, вы сможете выстроить уникальную систему профессиональной подготовки кадров по программе TWI, эффективность которой доказана успешными компаниями на мировом рынке.

    На занятиях мы обсудим:

    • Как выстроить поток квалифицированных кадров;
    • Как снизить брак с 30% до 0%;
    • Как создать систему планирования обучения и развития сотрудников;
    • Как использовать цикл PDCA в развитии трудовых навыков сотрудников и улучшении операционных показателей;
    • Как оценить риски для бизнеса;
    • Как предотвратить потерю ключевых и уникальных знаний и навыков;
    • Как обеспечить кадровую безопасность предприятия сейчас и в перспективе;
    • Как автоматизировать процесс планирования обучения через анализ проблем производства.

    А самое главное — вы отработаете практические навыки и получите специальные методические тетради с готовыми схемами:

    • 4-этапный метод обучения;
    • Выделение этапов работ;
    • Матрица компетенций персонала;
    • Обучение и ввод в профессию.

    Мы предлагаем не просто тренинг — мы предлагаем решение многих задач!

    Внимание! Полная программа будет размещена не позднее, чем за 2 месяца до начала мероприятия
    Вы можете оставить Ваши вопросы и пожелания руководителю мероприятия.

    Почему директора по производству рекомендуют программу обучения на рабочем месте TWI -Trainig within Industry. Интервью с заместителем генерального директора по производству «НАРОДНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИИ КАРТОННО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ им. С. П. Титова » Жуковым Алексеем Владимировичем

    Чтобы увеличить изображение, нажмите на кнопку в правом нижнем углу видео

    Чтобы увеличить изображение, нажмите на кнопку в правом нижнем углу видео

    Чтобы увеличить изображение, нажмите на кнопку в правом нижнем углу видео

    Почему технические менеджеры глобальных компаний рекомендуют программу обучения на рабочем месте TWI -Trainig within Industry. Интервью с техническим менеджером завода ЛАССЕЛСБЕРГЕР Ренатом Кашаповым


Смирнов Сергей Леонидович (Санкт-Петербург)
Генеральный директор "Национальный Центр Производительности", эксперт по вопросам повышения производительности труда, успешно внедривший проекты повышения эффективности на многих Российских предприятиях с численностью от 50 до 500 000 человек.
Эксперт TWI , прошедший индивидуальную подготовку по особенностям методики TWI обучения и подготовки тренеров-наставников у ведущего мирового специалиста TWI DONALD DINERO, удостоенного премии The Shingo Prize for Operational Excellence .Кандидат педагогических наук. Докторантура ВИПТШ. Магистр экономических наук, ЛГПИ. Имеет сертификаты ведущего аудитора ISO 9000 ; оптимизации производственных процессов REFA; MTM. Представитель MODAPTS в России-микроэлементное нормирование.

TWI подходит для любой сферы, где необходимо формировать трудовые навыки. Программы TWI сегодня успешно используются на предприятиях любого масштаба и в любых отраслях промышленности, так как позволяют выстроить систему обучения рабочих, которая бы отвечала самым современным требованиям качества и безопасности, а также была "заточена" под конкретные задачи предприятия.

Целевая аудитория : Семинар предназначен для руководителей HR- служб, служб по управлению персоналом, отделов обучения и развития персонала, отвечающих за профессиональную подготовку и кадровый резерв, директоров по производству, начальников цехов, мастеров.


Цель: Интеграция технологии TWI в стандарт обучения предприятия, улучшение системы входного обучения, адаптации и наставничества персонала на Вашем предприятии. Формирование навыков обучения на рабочем месте.Результаты тренинга для предприятия: Сотрудники, владеющие навыками рабочего инструктажа, умеющие применять навыки на рабочем месте.УГЛУБЛЕННЫЙ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Сотрудники будут Знать:
- какое негативное воздействие оказывает неэффективное обучение на сферы производства, контроля качества, безопасности и снижения затрат
- насколько важно делить всю работу на маленькие этапы, прежде чем приступить к ней, а также важность практического обучения.
- как можно делить работу на этапы.
- эффективность четырехэтапного подхода к обучению.
- как подготовить план работы для базового рабочего инструктажа;Сотрудники будут Уметь:
- Применять четырехэтапный подход обучения к своей рабочей среде.
- Разбивать рабочий процесс на основные этапы
- Выделять ключевые моменты
- Проводить Подготовку к обучению
- Использовать Карманный конспект
- Разрабатывать план многофункциональной подготовки рабочих

Результаты, которые будут выражаться в работе
В результате полученных знаний и формирования навыков тренера улучшается качество обучения рабочим операциям, повышается производительность труда и качество продукции. Сокращается срок обучения.

Методические материалы для применения на предприятии:
Рабочие тетради
Формы Карманных карточек «Рабочий инструктаж»
Формы разбиения Работы на операции
Формы матрицы компетенций
Формы планирования профессиональной подготовки
Чек-лист проверки навыков инструктора

Программа тренинга:
1. Актуализация проблемы наставничества на предприятии и обучения на рабочем месте. Формирование понимания критериев эффективной системы обучения
2. Пять требований к лидеру
3. Техника неэффективного обучения
4. Правильный подход к обучению новых сотрудников. JI - Производственный инструктаж
5. 4-х шаговый метод инструктажа
6. Отработка навыков проведения 4-х шагового инструктажа.
7. Анализ рабочих операций. Обучение разбивке рабочего процесса на этапы, ключевые моменты
8. Отработка навыков анализа рабочих операций участниками программы. Проведение демонстрационных занятий учащимися
9. Оценка функциональной обеспеченности производства. Схема рабочего процесса
10. Отработка навыка оценки функциональной обеспеченности производства (составление матрицы компетенций)
11. Разработка плана многофункциональной подготовки производственных рабочих. Формирование карманных конспектов
12. Отработка навыка проведения 4-х шагового инструктажа. Проведение демонстрационных занятий учащимися
13. Техника обучения в сложных ситуациях
14. Составление плана производственного обучения для своего подразделения
15. Проведение демонстрационных инструктажей участниками программы.

Развитие навыков руководителей. Объяснение Training Within Industry (Обучение в промышленности) Комиссии по управлению военными людскими ресурсами (War Manpower Commission) при правительстве США. (’45)

Что такое TWI-обучение? Описание

Метод Training Within Industry (Обучение на производстве (TWI) — это метод, который можно использовать для развития навыков руководителей. Руководителем является любой, ответственный за людей или направляющий работу других. TWI основан на идее о том, что контроль выполняет ключевую роль для обеспечения непрерывного производства качественных продуктов, минимизации затраты и безопасности людей. Исходя из опыта, Хорошие руководители характеризуются 5 факторами:

Знание работы (специфики). Информация, отличающая одну компанию от другой. Например: материалы, машины, инструменты, операции, процессы или технические навыки.

Знание обязанностей. Ситуация в компании относительно: правил, договоренностей, регулирования, правил техникой безопасности и межведомственных отношений.

Навык в инструктировании. Даже если имеется большое количество знаний и навыков, невозможно обучить людей эффективно при отсутствии инструкции.

Навык в улучшении методов. Это касается эффективного использования материалов, машин и людских ресурсов. Руководители должны изучить каждую операцию для того, чтобы исключить, объединить, реорганизовать и упростить детали работы. Таким образом руководители могут добиться наиболее эффективного использования материалов, машин и людских ресурсов.

Навык в лидерстве. Это помогает руководителям улучшить их способность работать с людьми и побуждает работников к сотрудничеству с ними.

Когда эти 5 факторов удовлетворены, руководители могут иметь дело с реальными проблемами. Такими как: ошибки, аварии, дефекты, исправление, утиль, задержки в работе, халатные операторы, отклонения в выполнении работы и т. д.

Знания работы и Знания обязанностей различны в каждой компании, и руководители должны приобрести это знание на месте, в их компании. Руководители не наделены от рождения 3 навыками инструктирования, улучшения методов и лидерства, но эти навыки можно приобрести посредством практики. Было разработано 3 курса для того, чтобы помочь руководителям развить эти навыки: Инструкция по выполнению работ (JI), Методы работы (JM) и Отношения на работе (JR). Каждый продолжительностью 10 часов. В виду того что руководители занятые люди, они было проводились ежедневно в формате 2-часовых сеансов. Большая часть содержания каждого курса была представлена в первом 2-часовом сеансе, и другие сеансы были посвящены практике и изучению метода. Каждое руководитель должен был применить метод к текущей, реальной ситуации или проблеме на рабочем месте. Другими словами, TWI был практическим подходом. Более того, каждый курс было основан на методе из 4 стадий, который был разработан по работам Charles Allen в ходе первой мировой войны. Allen был специалистом в области взрослого и промышленного образования. Он обнаружил, что взрослые учились наиболее успешно при наличии Подготовки, презентации, применения и испытания.

Происхождение концепции Обучение на производстве. История

Во время второй мировой войны, организация Обучение в промышленности (TWI) (Комиссия по управлению военными людскими ресурсами при правительстве США) разработала программы для содействия промышленности в вовлечении потока новых неквалифицированных работников после войны. Под руководством представителей новой профессии руководства кадрами и при содействии со стороны социологов из академической среды, организация разработала иновационные методы производственного обучения, которые основывались на традиции научных методов управления и более новом подходе к человеческим отношениям, импульс которому был придан Хоторнскими экспериментами.

После второй мировой войны, TWI был распространен по всему миру для содействия странам в перестройке их промышленности. Он был особенно хорошо принят в Японии, где он стал национальной программой под руководством Министерства труда и продолжается до настоящего момента. Toyota ввела TWI. Со временем этот метод стал основой для стандартных видов работ, непрерывного улучшения и вовлечения работников.

Формы применения

Профессиональное обучение, дизайн работы и улучшение с помощью тех людей, которое выполняют работу с вовлечением людей через создание совместной и справедливой среды на рабочем месте.

Стадии в процессе Обучения на производстве

    Инструкция по выполнению работ. 1: Подготовьте работника. 2: Представьте операционную деятельность. 3: Испробуйте исполнение. 4: Последующее исполнение. Методы работы. 1: Разделите работу на составляющие. 2: Поставьте под вопрос каждую деталь. 3: Разработайте новый метод. 4: Примените новый метод. Отношения на работе. 1: Соберите факты. 2: Оцените и примите решение. 3: Примите действие. 4: Проверьте результаты.

Преимущества метода

    Метод из 4 стадий для каждой программы прост для понимания и внедрения. Если руководители используют проверенный и надежный метод профессионального обучения, то это обеспечивает стандартизацию работы. Это создает основу стабильности в операционной деятельности. Когда руководители разбирают и изучают все детали работ, это позволяет им исключить расточительство и использовать наиболее эффективным способом материалы, машины и людей. Акцент делается на использовании вашей головы, а не вашей записной книги. Путем продвижения сотрудничества создается совместная среда вместо враждебной среды в производственном помещении. Можно достигнуть большей производительности и конкурентного преимущества, когда люди привносят свою креативность в работу.

Ограничения модели Обучение на производстве. Недостатки

    Отсутствие приверженности менеджмента и устойчивости намерения — самые важные ограничивающие факторы. Применение всех 3 программ должно поощряться и поддерживаться как часть бизнес системы, а не как изолированные инструменты.

Предположения теории Обучение на производстве

. Условия

    Руководители выполняют ключевую роль в достижении и поддержании стабильности в производственном помещении. Частью работы каждого является непрерывное улучшение. Люди и их интеллектуальные возможности являются конкурентным преимуществом.
Материал с сайта: http://hr-portal.ru

, эксперт по вопросам повышения производительности труда

90% руководителей признают: сегодня проще купить новое оборудование, получить кредит, чем найти или подготовить квалифицированные рабочие кадры.

Из-за дефицита квалифицированных сотрудников срываются сроки заказов, отмечается высокий уровень брака, низкая производительность, аварийность и несчастные случаи.

Нарушена преемственность формирования профессиональных навыков на этапе «Профессиональное образование - Предприятие»

На многих предприятиях внедряются бережливое производство, производственные системы, но достигнув какого-то уровня, руководители начинают понимать, что дело не только в новом оборудовании, количестве рационализаторских предложений, современной SAP системе.

Мало кто делает акцент на самом важном элементе любой производственной системы человеке. От знаний и навыков которого зависят:

Конкурентоспособность предприятия - на уровне менеджмента

Производительность и качество - на уровне рабочего места.

Профессиональная подготовленность сотрудников на большинстве Российских предприятий является «слабым звеном»

По оценкам экспертов, профессиональная подготовленность сотрудников на большинстве Российских предприятий является «слабым звеном». Кто знаком с теорией ограничений, знают куда надо направлять основные усилия чтобы получить эффект для всей системы.

Ситуация усугубляется тем, что функционал обучения рабочим навыкам на предприятиях никем не поддерживается:

  • Служба персонала не «опускается» до уровня навыков рабочего. Производительность и качество - показатели производства
  • Производство не имеет методов анализа и формирования рабочих навыков
  • Дирекция развития ПС не считает это своей задачей, ограничиваясь развитием Бережливого производства.

Статус Службы Персонала на предприятиях, как правило, существенно ниже, чем статус Начальника Производства, Главного Инженера, Главного технолога, Директора ПС и бюджет на обучение персонала, соответственный.

Функционал обучения рабочим навыкам на предприятиях никем не поддерживается

Немного психологии или почему только модернизация?

Наблюдения за принятием решений на многих предприятиях, когда многомиллионные инвестиции в модернизацию не обеспечивались ни организационными мероприятиями (ставь, где место есть), ни тем более должным обучением сотрудников, подталкивает к размышлениям о типах экономического мышления в разрезе методов решения бизнес задач и предлагаемых реализуемых решениях. Тип мышления - это индивидуальный способ преобразования информации на основе имеющегося опыта и знаний.

Тип мышления

Методы решения бизнес задач

Предлагаемые решения

Оценка

Инженерный-Производственный

Технико- технологические методы.

Заменим оборудование, изменим технологию

Финансово-Маркетинговый

Финансовые, маркетинговые, юридические методы

Снизим издержки, выйдем на новые рынки, скупим акции конкурентов

Организационный

Внедрение БП, ПС,кайдзен, научной организации труда, ТОС, 6 сигм, разработку стандартов.

Внедрим 5С, построим VSM, введем канбан.

IT - мышление.

Атоматизация бизнес решений

С ERP не получилось, давайте «SCM» попробуем.

Коммуникативное

Развитие людей и коммуникаций между внутренними и внешними группами

Создадим потокквалифицированных

Системное

Обеспечение выживаемости компании в долгосрочной перспективе

Развитие методов производства хороших товаров для потребителей

К какому типу мышления и принимаемых решений относитесь Вы?

Какие решения нужны сейчас Вашей ПС для прорыва?

Готовы ли мы уступить свое конкурентное преимущество?

Давайте подумаем, что происходит на наших предприятиях, если мы процессу обучения уделяем не достаточно внимания? Правильно!

  • новые работники не научатся выполнять свою работу;
  • низкая производительность;
  • большой процент брака;
  • большой процент переделок;
  • большое число аварий и высокий травматизм на производстве;
  • работа выполняться не в соответствии со стандартами, а неравномерно и нестабильно;
  • машины и оборудование часто выходят из строя;
  • не удается добиться поставленных задач производства;
  • профессиональные навыки не совершенствуются.

И в кризис, затраты на профессиональное обучение является первой статьей попадающей под сокращение.

Готовы ли мы уступить свое конкурентное преимущество?

Вывод здесь очевиден: не достаточное обучение имеет серьезные последствия для Вашего предприятия — потери объемов и снижение качества продукции, повышение издержек и нарушение техники безопасности. Это также может пагубно сказаться на межличностных взаимоотношениях и атмосфере доверия в коллективе.

Сокращая инвестиции в профессиональную подготовку персонала, мы еще больше усугубляем ситуацию.

Проблемы системы наставничества

Углубленный анализ системы наставничества подтвердил наличие глубочайших системных проблем этого института передачи навыков профессионального мастерства. В процессе анализа выявлены проблемы связанные с существующим процессом профессионального обучения:

  1. Отсутствие структуры обучения на производственной площадке.
  2. Каждый наставник сам по себе (нет единой методологии).
  3. Выбор наставника не формализован, наставником может быть назначен любой опытный рабочий.
  4. Длительный срок обучения (до 18 месяцев).
  5. Переучивание на разных этапах.
  6. Отсутствие конкретных актуальных требований к навыкам.
  7. Отсутствие специального рабочего места обучения.
  8. Отсутствие стандартизации работ - работы каждый раз выполняются по-разному.
  9. Существующая система мотивации не способствует подготовке в кратчайшие сроки.
  10. Несоответствие уровня подготовки наставника современным требованиям к профессии.
  11. Несоответствие уровня подготовки работника и рабочего места.
  12. Негибкая система при приеме персонала (противоречие практических навыков аттестации)
  13. Неэффективная система адаптации молодого специалиста.
  14. Отсутствие системы подготовки наставников.
  15. На практике функционал обучения никем не поддерживается.

Человек. Инструкция по применению

Когда у вас на участке появляется новый станок или другой механизм, к ним прилагается руководство пользователя или техническое руководство, инструкции, из которых можно узнать, как ухаживать за этим оборудованием и поддерживать его в рабочем состоянии, а также руководство по поиску и устранению неисправностей, в котором говорится, что надо делать, когда этот станок или механизм сломается. Для обучения работе с этим механизмом может быть организован специальный тренинг, для работы и обслуживания выделяется квалифицированный специалист, за консультацией наверняка можно будет обратиться в службу технической поддержки или телефон горячей линии, или хотя бы на вашу технику вам дадут какую-то гарантию.

Новых людей руководители нанимают или получают постоянно, но никаких руководств или инструкций по пользованию ни к кому из них не прилагается — хотя, конечно же, «в применении» любой человек всегда несравнимо сложнее любой самой сложной техники. Как же руководителю добиться, чтобы все эти новые люди были в хорошей форме и продуктивно работали? И что делать, когда люди не оправдывают ожиданий?

Вопросы для размышления

Рассмотрение динамики развития производственных систем в России ставит для анализа несколько вопросов:

Начальнику производства, техническому директору:

Мы для чего покупали многомилионное оборудование, чтобы недообученный сотрудник его угробил, либо гнал брак?

Для Руководителей департаментов ПС - почему мы не рассматриваем человека как основной элемент производственной системы с точки зрения профессиональных навыков и эффективности всей системы?

Почему мы не рассматриваем подготовку рабочего как поток создания ценности и не строим VSM создания потока квалифицированных кадров по всему потоку, включая техникум?

Почему мы не рассматриваем подготовку сотрудника с точки зрения потока единичных изделий? Что нам лучше подготовить 30 недоученных, которые будут производить брак и не справляться с заданиями, внося дополнительную вариабельность или подготовить пятерых способных производительно и качественно трудиться?

Критерием эффективности Производственной Системы является уровень конкурентоспособности, производительности и качества нашей продукции.

Службе персонала: Почему наша служба не анализирует профессиональные навыки рабочего на каждом рабочем месте, его производительность, качество, и на основе анализа проблем производства не разрабатывает программы обоснованного обучения?

Почему не перестраиваем систему адаптации молодых рабочих, имея текучесть среди них 80% и не успевая за время стажировки сформировать навыки для постановки в основную сетку и обеспечения достойного уровня ЗП?

Почему процесс подготовки рабочего пущен на самотек, не стандартизирован и отдан на откуп наставникам, которые обучают, как умеют?

Что делать?

Более 70 лет назад в США была разработана наиболее успешная учебная методология, оказавшая огромное влияние на мировую промышленность - система Обучения на предприятии (Training Within Industry , TWI ) . Во время Второй мировой войны потребовалось увеличить объёмы выпуска оборонной продукции при нехватке квалифицированной рабочей силы, для чего было разработано программы TWI:

Принципы формирования профессиональных навыков через «обучение действием», заложенные в программе «TWI - обучение в промышленности» являются не только методологической базой «японского экономического чуда» но и стандартами производственного обучения ведущих промышленных корпораций,

В настоящее время тенденции развития ПС прошли стадии модернизации, разработки и реализации принципов и методов развития БП и ПС, на очереди создание потока квалифицированных кадров.

К рабочим программам TWI относятся:

Что представляла собой TWI и почему она была образована?

Что представляла собой служба Управление Производством (TWI)? Что она имеет общего с современными технологиями производства? Ответ - все. Для тех, кто слышал о Лин-производстве (бережливом производстве), японских методах управления и кайдзен, TWI может стать стартовой площадкой для понимания современной философии производства, которая стала самым многообещающим методом в сегодняшней индустрии. Служба TWI начиналась и развивалась для поддержки военной индустрии в США во время Второй Мировой Войны. Она была основана в августе 1940 года Консультативной Комиссией по вопросам национальной обороны и в итоге перешла под контроль Федерального Агентства Безопасности, когда и стала частью новой Военной Комиссии по рабочей силе 18 апреля 1942 года. Она оставалась частью Комиссии до самого конца существования Комиссии, которая прекратила свою работу в сентябре 1945 года.

TWI была одной из первых экстренных служб, организованных после Падения Франции в июне 1940. По мере того, как война обострялась, силам союзников (даже тем, кто начал участвовать в войне до США) требовалось значительное военное снабжение. Из-за этого во всех областях индустрии значительно возрос уровень производства. Правительство США осознало всю ситуацию и начало принимать шаги, чтобы помочь удовлетворить необходимость в военной продукции. Многие компании получали огромные заказы на существующую и новую продукцию, что было им не всегда по силам. Также было очевидно, что если США начнут участвовать в войне, ситуация станет еще более критической. Служба TWI начала свою работу, чтобы увеличить производство и отвечать всем серьёзным требованиям, которые были поставлены перед индустрией. Основной упор был сделан на военных подрядчиков и других необходимых военных поставщиков, число которых продолжало расти.

TWI основала национальную сеть профессионалов в области промышленного производства, чтобы они обучили производителей военной продукции ценным технологиям производства.

Эти программы были введены в индустрию огромным количеством инструкторов, сеть которых была создана по всей стране службой TWI. Они делали акцент на взаимодействии руководителей и работников и обеспечивали бесценную для США промышленную поддержку военных сил.

Рабочий инструктаж ……………………………. 1 005 170

Рабочие методы ……………………………………244 773

Рабочие отношения ……………………………….490 022

Рабочие отношения в профсоюзе…………………8 856

Разработка программы …………………………….1 829

Общее количество …………………………1 750 650

Эти люди обучались в 16 511 предприятиях и профсоюзах военной индустрии каждой области и любого размера.

Эффективность службы TWI в ходе войны была поразительной. Отчет об обучении на производстве 1940-1945 предоставляет много подробностей результатов программ.

Значение TWI для TOYOTA и Японии

После того как Япония была поражена, оккупационные силы осознали, чтобы Япония смогла подняться из разрухи, которая стала последствием войны и для предотвращения хаоса в побежденной стране, ей нужна была поддержка по восстановлению промышленной инфраструктуры. Программы, разработанные службой TWI были как раз тем средством, в котором так нуждалась страна, чтобы японское руководство могло достичь своей цели.

Тренер TWI и его группа подписали контракт, приехали в Японию и начали процесс обучения. Для начала процесса обучения они применили эффект умножения, то есть они обучали тренеров, которые становились ядром, готовым обучать еще больше других тренеров.

Несколько японских агентств подхватили обучение и распространили его на национальном уровне. Обучение по программам TWI в последующее десятилетие во всех сферах японской индустрии дали толчок принципам, которые стали неотъемлемой частью того, что мы называем Японским Менеджментом .

У. Эдварде Деминг, Джозеф Джуран и другие американские эксперты по праву занимают место в учебниках по истории за свою значительный вклад в промышленное развитие Японии. Однако американская программа «Обучение В Промышленности» (TWI), развёрнутая в Японии оккупационными властями после Второй Мировой Вой-ны, оказала гораздо большее воздействие. По меньшей мере десять миллионов японс-ких менеджеров, руководителей и рабочих являются выпускниками программ TWI.

Имаи М. "Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества" Альпина Паблишер. 2014


Я открыл их (материалы TWI) для себя случайно, когда адаптировал некоторые обучающие материалы Тойоты для NUMMI Нового Объединенного Моторного Производства. Когда я столкнулся с некоторыми трудностями в концептах определенных обучающих программ, мой японский коллега принес пожелтевшую, потрепанную, с пятном кофе копию учебника на английском языке, именно ту, которую они получили 30 лет назад. Единственное, что тогда на учебнике не было пятен кофе. К моему удивлению, программа, которую Тойота планировали запустить была аналогична той, которой американцы учили японцев десятилетия назад.

Я глубоко признателен тем, кто создал программу TWI и в первую очередь метод производственного инструктажа. Я использовал подобные приемы еще до начала работы в Toyota, и, осваивая производственный инструктаж, упрочил своидостижения. Я благодарю компанию Toyota за то, что она дала мне возможность изучать свои методы и научиться обучать других. В Toyota считают, что любой лидер - прежде всего учитель, и мне по душе этот подход.

Джеффри Лайкер, Дэвид Майер "Талантливые сотрудники. Воспитание и обучение людей в духе дао Toyota" . ООО «Альпина Бизнес Букс», 2008

Список обязанностей супервайзера, в скобках курсивом указана непосредственная связь каждого конкретного результата с программами TWI:

  1. Подготовить стандарты работ (TWI — « Рабочее инструктирование» );
  2. Провести обучение, убедиться, что операторы выполняют свою работу в соответствии с установленными стандартами (TWI «Рабочее инструктирование» );
  3. Улучшать существующий порядок за счет совершенствования стандартов (TWI «Методы работы» );
  4. Определять отклонения от нормальных условий/стандартов и принимать немедленные меры к их устранению (TWI «Методы работы» );
  5. Формировать благоприятную рабочую среду (TWI «Производственные отношения» ).

Этот список должностных обязанностей практически цитирует разработанное в Toyota практическое руководство для лидеров команд, что неудивительно: функциональные обязанности супервайзеров и в Nissan, и в Toyota разрабатывались практически одновременно в 1950-х годах — то есть в то время, когда во всех японских компаниях внедрялась система TWI. В течение последующего десятилетия методология TWI распространилась во многих других странах мира, а кайдзен стал стержневым механизмом непрерывных улучшений во всей японской промышленности. Toyota, которая применяла TWI для обучения своих работников в первой в мире системе бережливого производства, пошла дальше, сделав идеи TWI частью «Пути Toyota». Бывший управляющий директор Toyota Масао Немото писал: «Это десятилетие (1950-1960 гг.) совпало со временем, когда Toyota усиленно занималась обучением персонала различным аспектам того, что сейчас широко известно под названием ‘производственная система Toyota’. Являясь инструктором TWI, я работал день и ночь, чтобы привить ценности производственной системы Toyota всем сотрудникам, работавшим на моем предприятии. Это был период «все лучше и лучше», когда улучшения проводились одно за другим».

Джеймс П.Вумек и Дэниел Т.Джонс определили «бережливое мышление» как «способ определять ценность, выстраивать наиболее оптимальную последовательность действий по производству ценности, осуществлять эти действия без задержек и препятствий, когда кого-либо поступает конкретный запрос, обеспечивая при этом постоянный рост эффективности». В своем обзоре «Бережливое производство в 2005 году» д-р Вумек пишет: «Тойота, наша образцовая компания, продолжает свое победное шествие, оставляя конкурентов позади за счет роста продаж и увеличения доли на всех рынках, а также благодаря передовым достижениям компании в сфере гибридных технологий». Список книг по бережливому производству, представленный сегодня на популярном книготорговом сервере amazon.com, превышает 140 наименований — что свидетельствует о высоком интересе американских компаний к данной теме. По мнению д-ра Вумека, это является «хорошим знаком». Однако, предупреждает он, «нынешняя популярность концепции бережливого производства — лишь признак поверхностного успеха», и вот почему:

  • многие менеджеры, даже те, кто работает в отделах по развитию бережливого производства, до сих пор не знают, что им делать после выполнения относительно простых шагов — таких, например, как внедрение «5 с» или составление карт текущего состояния потока по производству ценности;
  • многим организациям, в которых есть отделы по развитию бережливого производства и которые как раз знают, что надо делать, до сих пор приходится тратить много сил на то, чтобы обучить этому линейных менеджеров;
  • чем больше прогресс той или иной отрасли в освоении основ бережливого производства, тем более неопределенной, «размытой» становится методология и тем больше путаницы среди руководства в отношении того, что есть «бережливое производство» на самом деле.

Для консолидации современных подходов в сфере бережливого мышления Вумек предлагает:

  • Сформулировать имеющиеся знания о бережливом производстве в доступной форме, облегчая их применение менеджерам для пошагового внедрения принципов бережливого производства во всех процессах и видах деятельности, связанных с производством ценности.
  • Совершенствовать методы преподавания принципов бережливого производства.

В предложениях, высказанных Вумеком, затронут интересный вопрос. С 1960-х компания Toyota применяла TWI для обучения своих работников принципам работы в рамках первой в мире системы бережливого производства — и сегодня она продолжает с успехом применять TWI. Могут ли компании, применяющие TWI на практике, признать значимость этих проверенных временем программ, от которых зависит работа всей производственной системы Toyota (ПСТ), и начать поиск «более совершенных методов преподавания принципов бережливого производства» с использованием программ TWI?

Философия программы TWI

Тщательная проработка Принципов,положенных в основу философии TWI способствовали оглушительному успеху и результативности программы превратившийся в стандарт обучения ведущих мировых компаний.

1. 5 требований к Лидеру. Реализация этих принципов позволила избежать множества вопросов актуальных для многих предприятий сегодня: Должен ли руководитель обучать? Доплачивать ли за улучшения? Это просто обязанность любого руколителя.

  • Первое требование: Знание работы. Предусматривает знание специальной научной и технической информации, необходимой для выполнения работы в сфере деятельности своего предприятия и постоянное обновление знаний.
  • Второе требование: Знание рабочих обязанностей. Лидер должен понимать цели и задачи компании, их соответствие рамкам организации, также иметь четкое понимание как своих обязанностей, так и своих полномочий. Все эти установки должны быть полностью согласованы с требованиями, зафиксированными корпоративной политикой, соглашениями и договорами, правилами, требованиями безопасности и планами работы.
  • Третье требование: навыки улучшений. Лидер должен постоянно анализировать работу своего подразделения. Это подразумевает, в частности, постоянный поиск способов комбинирования, реорганизации и упрощения выполняемых задач для обеспечения более эффективного использования рабочей силы, машин, материалов и методов, имеющихся в их распоряжении.
  • Четвертое требование: качества лидера. Самым важным ресурсом лидера являются его люди. Лидеры должны уметь работать вместе с людьми в команде для достижения задач, стоящих перед подразделением. Ежедневное применение этого навыка поможет в сохранении благоприятных межличностных отношений в коллективе.
  • Пятое требование: Обучение сотрудников Одна из основных обязанностей лидера — обучение тех, кто находится под его руководством.

2. Обучение через Действие. В каждой программе тренингов TWI участники должны продемонстрировать применение методов TWI для выполнения реальной работы или задачи, с которыми им приходится сталкиваться на рабочем месте. Таким образом, каждый участник приобретает практический опыт, самостоятельно применяя метод на практике для решения реальных рабочих задач.

3. 4 шаговый метод. За счет единой для всех четырехэтапной структуры все программы TWI имеют общие характеристики, что облегчает их освоение супервайзерами. Каждый метод преподносится в доступной форме, его легко уяснить и начать применять на практике, всегда имея «при себе» в прямом смысле слова: по каждому курсу разработан компактный комплект карточек, который легко умещается в кармане.

4. Пять 2-часовых занятий. Метод TWI также определяет формат проведения тренингов, вследствие чего каждый курс имеет одинаковую структуру: пять 2-часовых занятий (всего 10 часов), с максимальным числом обучающихся на каждом занятии до 10 человек. Такой формат «10-часовой программы» был введен потому, что разработчики TWI выяснили: снять супервайзера с производственного участка более чем на два часа в день практически невозможно. Кроме того, было установлено, что два часа — это максимальная продолжительность одного занятия, при которой учащимся удается сохранять необходимую концентрацию. Число участников ограничено десятью из-за нехватки времени для проведения индивидуальных презентаций.

5. Стандартизированная методология проведения тренингов и подготовки тренеров. Разработчики TWI составили подробные обучающие пособия, подробно описав стандартную методологию для проведения каждой программы тренингов TWI. В этих пособиях перечислены все навыки, которые нужно отработать тренеру, а также все, что ему нужно говорить и делать во время проведения 10-часового тренинга. Использование стандартизированного метода обеспечивает необходимое качество обучения даже при проведении тренингов людьми, не являющимися профессиональными тренерами, и обеспечивает эффект «ретрансляции»: те, кто освоил методический материал, может на основе этих обучающих пособий учить других, чтобы в дальнейшем и те точно так же могли обучать своих коллег.

TWI требовала строгого следования программам обучения по их назначению. Тренеры должны были четко следовать пособиям, в противном случае они теряли свои права на преподавание. Пособия разрабатывались таким образом, чтобы их можно было прочитать на расстоянии от полутора метров, чтобы тренеры могли легко прочесть информацию из пособия прямо на занятии. В каждом пособии были разделы, дающие подробную информацию, использовался разный шрифт и символы, указывающие на то, что конкретно должен делать тренер, на чем делать особый упор и даже, что записывать на доске.

В пособии по рабочему инструктажу всегда было наставление: РАБОТАЙТЕ ПО ЭТОМУ ПЛАНУ, НЕ ПОЛАГАЙТЕСЬ НА СВОЮ ПАМЯТЬ, на каждой странице, в качестве напоминания строго следовать формату пособия. В каждом из трех пособий по рабочим программам было обращение к тренерам военного производства от Дули, которое всегда было одинакового содержания:

Для того чтобы обеспечить одинаково высокий стандарт, вы должны ВСЕГДА работать по этому плану. Никогда не отходите от него. Не полагайтесь на свою память, не важно, сколько раз вы уже работали по этому плану. Это не трудно, если вы всегда будете следовать инструкциям, вас никогда не постигнет неудача.

Все эти методы, наряду с принципом множественности, позволили TWI представить стандартизированный учебный план огромному числу предприятий, с помощью многих тренеров с разным опытом и способностями. Эта техника была их методом поддержания контроля качества своих услуг.

6. Принцип множественности. Разработать стандартный метод, затем обучить людей, которые обучат других людей, а те, в свою очередь обучат группы людей использовать этот метод. Применение принципа множественности позволило TWI выдать свидетельства о курсе обучения более 1.7 миллионам руководителей и тренеров по всем Соединенным Штатам за свое короткое пятилетнее существование.

7. Поддержка руководителей верхнего звена. Обязательное требование программы TWI - это поддержка руководителей на производственных предприятиях, где проходит обучение.

8. Если ученик не научился, это значит инструктор не научил. Четырехступенчатый метод рабочего инструктирования TWI — проверенный и надежный инструмент, позволяющий обеспечить обучение людей выполнению работ. Главный принцип программ рабочего инструктирования TWI формулируется так: «Если работник не научился — значит, это инструктор его не научил» . Другими словами, инструктор отвечает за то, чтобы работники выполняли свою работу хорошо.

Структура программ обучения