Для современного человека самолет ‒ обычное явление, но еще в начале XX века увидеть крылатую машину было в диковинку. Двадцатое столетие ознаменовало эпоху развития авиации. Именно в этот период появились самые удивительные самолеты мира. Хотя первый полет человека состоялся более 19 столетий назад.

В конце I века н. э. в Испании ученый Аббас ибн Фирнас сконструировал летательный аппарат – планер, на котором смог взлететь и продержался в воздухе около 10 минут. Это была его вторая попытка, а 25 годами ранее первый эксперимент закончился неудачей и привел к получению легких травм. Сейчас подобные, но более совершенные летательные аппараты называются дельтапланами. Их используют для спортивных и прогулочных полетов. В древности развитие планеризма продвигалось медленно, а параллельно более перспективным направлением считалось воздухоплавание на аэростатах. Несмотря на скептические настроения, планеризм продолжал развиваться и положил начало созданию моторных самолетов.

Появление первых моделей с двигателем можно было бы приписать к достижениям XX века, если не учитывать полет средневекового конструктора Лагари Хасан Челеби. В 1633 году ученый построил управляемую ракету с пороховым двигателем. На ней он за 20 секунд поднялся на высоту 300 метров, а после успешно приземлился с помощью заранее закрепленных на теле крыльев.

Современные летательные аппараты все больше уходят от законов аэродинамики в пользу маневренности. Например, военный истребитель Су-27 стабилизируется в воздухе с помощью постоянного контроля аэродинамической устойчивости, выполняемой бортовым компьютером. В принципе новые воздушные корабли можно считать удивительными, но скорее не по внешнему виду, а по возможностям. Доказательством тому являются фигуры высшего пилотажа, в которых уже традиционно первенство держат русские летчики.

Сегодня в небо поднимаются множество крылатых машин, но появлению каждой модели предшествовало несколько прототипов, многие из которых так и не взлетали. К тому же существовало множество идей и опытных образцов, над которыми работы были прекращены.

Стремление человека покорить небо имело тысячи попыток, но множество из них заканчивались фатально.

Спаренные самолеты

Идея соединить два борта в один имела веские основания – получить машину с двойной мощностью, способной поднимать большие грузы, а также совершать длительные и дальние полеты. Конструкция заключалась в двух фюзеляжах, соединенных средним крылом. Такие лайнеры управлялись двумя пилотами из разных кабин, что давало возможность поочередного управления. В то время как один пилот вел воздушное судно, второй мог отдыхать, тем самым время полета значительно увеличивалось.

Мальчик на побегушках

Так немецкие летчики прозвали необычный крылатую машину, принявшую участие во Второй мировой войне. Характерное прозвище Heinkel 111 Zwilling получил благодаря многофункциональности и применению для решения различных задач. Сконструированная, как говорится на скорую руку, авиамашина представляла собой два спаянных бомбардировщика Heinkel 111. На удивление она оказался довольно эффективной. Хотя изначально конструкция рассчитывалась как буксир для грузовых планеров, машина была модифицирована под тяжелый бомбардировщик. Конструкция отличалась высокой надежностью и даже могла оснащаться тремя тяговыми ракетами для взлета с большим грузом.

Первая концепция реактивного двигателя была выдвинута в 1881 году Н. И. Кибальчичем. Он разработал её в тюремной камере за несколько дней до смертной казни.

Истребитель Мустанг

Учитывая отличные характеристики немецкого образца, американские авиаконструкторы создали собственную спаянную модель F-82. Испытательный полет состоялся 6 июля 1945 года.

После отличных результатов испытания ВВС США заказали 500 истребителей, но впоследствии заказ был сокращен до 270 машин. Причина сокращения ‒ разработка реактивных двигателей, а F-82 «Мустанг» стал последним поршневым американским истребителем.

Гигантские воздушные корабли

Идея создания больших грузовых самолетов была одной из самых трудных для реализации. Сегодня всем известны такие модели как «Мрия» и «Руслан». В свое время весь мир замер перед экранами телевизоров наблюдая как крылатый гигант Ан-225 «Мрия» нес на «спине» космический шатл «Буран». Однако попытки построить многотонные летательные аппараты предпринимались и раньше.

Геркулес

Hughes H–4 Hercules – деревянный летательный аппарат с размахом крыла 97,5 м. На сегодняшний день это самая большая летающая лодка. Единственная опытная модель была создана конструктором Говардом Хьюзом. Стимулом к разработке подобной авиамашины стала Вторая мировая война, а точнее немецкие подлодки, представлявшие серьезную угрозу флоту США. При этом первый полет состоялся уже после войны в 1947 году.

Несмотря на удачное испытание, этот полет был единственным, а раритет теперь стоит в музее. Причиной отбраковки стали новые технологии, которые предполагали создание более совершенных воздушных кораблей.

Первый и последний Каспийский монстр

Конструкторами 500-тонного авиагиганта стали Алексеев и Ефимов. Идея была грандиозной и могла совершить прорыв в авиации. Самолет был рассчитан на дальние полеты, мог нести на борту до 240 тонн груза и развивать скорость 200 км/ч. К сожалению, первая модель с именем «Каспийский монстр» потерпела крушение при испытательном полете. И хотя летчикам удалось спастись, идея была оставлена на много лет.

Одним из весомых стимулов развития авиации являются войны.

Первый блин комом

Самой первой попыткой создать трансатлантический авиалайнер стал Caproni Ca.60 Noviplano. «Детище» 1921 года представляло собой несуразную конструкцию с девятью крыльями в трех пакетах по трипланной схеме. Модель была рассчитана на взлет и посадку с воды и на воду.

Первый полет был запланирован на 4 марта этого же года. После разбега авиалайнер оторвался от поверхности воды, набрал высоту 18 метров и развалился на части, а оба пилота погибли.

Летательные аппараты необычной формы

Самые удивительные самолеты в мире могут лишь отдаленно напоминать или вообще не иметь ничего общего с традиционным образом воздушного судна. Скорее всего, увидев в небе подобную конструкцию первая мысль будет об инопланетянах.

Летающая ванна

Самолет разрабатывался в качестве капсулы для возвращения астронавтов. M2-F1 ‒ одна из работ НАСА, потерпевшая неудачу. Был даже создан первый образец, который в августе 1963 года совершил полет.

Последнее испытание необычной конструкции прошло в 1966 году, а после проект закрыли.

Летающая тарелка

Реальны ли пришельцы с других планет – это вопрос спорный, а вот креативные канадские инженеры точно существуют. Проект «Аврокар» занял 7 лет исследований, за которые было создано 2 опытных образца в форме тарелки. Испытания обеих моделей прошли в 1952 году, но поднять их выше полутора метра так и не удалось. Дальнейшая судьба программы очень туманна, но официально разработки были закрыты.

Крепкий блинчик

Оказывается, у американцев до «крепкого орешка», был еще и «крепкий блинчик». Это экспериментальный истребитель V-173 1942 года. Прозвище «Блинчик» он получил из-за характерной формы, в действительности напоминающей блин. Несмотря на первое впечатление неуклюжести, он отличался повышенной маневренностью и был одним из первых летательных аппаратов с почти вертикальным взлетом. Удлиненные передние шасси предавали модели особую осанку. При резком ускорении с места машина взмывала в атмосферу, разгоняясь за считанные метры.

О крепости «Блинчика» ходили легенды, основанием для которых стала авария при посадке. Резкое торможение шасси, в результате случайно оказавшихся на посадочной полосе людей, привело к переворачиванию машины. При этом она не получила повреждений, не считая царапин, а пилот, спасший любопытных зрителей, отделался легкими ушибами.

Самолет в коробке

Удивительные самолеты мира могли отличаться не только конструкцией, формой и возможностями, но и материалом изготовления. Вряд ли кого-то удивишь надувными матрасами, лодками, бассейнами и даже диванами, а вот надувной самолет как минимум вызовет улыбку. В 1959 году американские инженеры предложили военным уникальную конструкцию одноместного надувного самолета Goodyear Inflatoplane. За исключением двигателя и некоторых деталей управления, конструкция состояла из прочной резины.

В сложенном состоянии воздушный корабль вмещался в коробку объемом 1 м³, а сборка и надувание занимало 15 минут. Военные отвергли предложение по причине уязвимости летательного аппарата любым стрелковым оружием. При этом надувная модель обладала отличными летными характеристиками и реальными перспективами в других областях применения.

История насчитывает еще много крылатых машин, которые поражают воображение. Возможно, наступит время, когда традиционные самолеты будут удивлять как сегодня старинные планеры из деревянных реек и ткани.

​Уважаемый читатель, совсем недавно мы с тобой имели возможность поговорить об очень интересном направлении технического прогресса, и судя по откликам, интересном не только мужчинам но и нашему прекрасному полу, дорогим женщинам. Говорили мы об , о захватывающей истории, прекрасных, хоть и не всегда, концепциях и дизайнах. Согласен, тема довольно интересная, тем более, что она волнует, почти всех, потому что ежедневно мы сталкиваемся с этим видом транспорта и многие имеют возможность управлять своим прекрасным автомобилем.

В сегодняшней статье я хотел бы предоставить материал о не столь далеком, несмотря на его частое место пребывания, виде транспорта — самолёте. А именно о редких, порой странных и сумасшедших идеях и конструкциях, как наших, так и зарубежных конструкторов-авиастроителей.

Что говорить, полет на самолете приносит массу удовольствий. И я не ошибусь, если скажу, что человек, который хоть раз пользовался услугами аэрофлота, остался под прекрасными впечатлениями. Хотя… Если посмотреть на чудеса авиастроения, о которых мы будем говорить сегодня, наверное я буду в своих суждениях немного осторожней.

Поехали? Или правильнее будет сказать: «Полетели!»

Очень часто конструкторы самолётов проектируют свое «детище» вокруг центральной концепции функциональности. Однако иногда они просто хотят доказать, что их машина летает. Дизайнеры, от UFO-подобных блюдец до надувных самолётов попробовали и испытали почти все. Некоторые из этих причудливых, странных созданий стали источником для будущего поколения летательных аппаратов, в то время как другие пылятся в музеях или еще хуже, ждут своей участи на «кладбищах».

Топ-10 самых странных самолётов, существовавших в истории авиастроения.

The Goodyear Inflatoplane (Надувной аэроплан Goodyear)

Чтобы начать список самых странных самолётов, которые существовали в истории человечества, позвольте мне просто сказать вам, что создание надувного самолёта для спасения солдат в окружении, на поле боя, было, мягко сказать, не яркой идеей. Однако именно и пыталась это сделать компания Goodyear, когда продавала свою идею нового надувного аэроплана американской армии в 1956 году.

Естественно, армия заинтересовалась и была впечатлена этой странной идеей и попросила Goodyear разработать некоторые прототипы для тестирования.

Первоначальный прототип, GA-33 был построен и полетал менее чем 12 дней. Это был в основном огромный воздушный шар с воздушным двигателем сверху. Крылья, сиденье и хвост были сделаны из прочной авиационной ткани, разработанной Goodyear исключительно для Inflatoplane. Названный Airmat, он был изготовлен путем сплетения слоев прорезиненного нейлона с тысячами нейлоновых нитей. Остальная часть фюзеляжа была обычным дирижаблем. Давление, необходимое для поддержания жесткости планера, обеспечивалось воздушным компрессором, который приводился в движение тем же двигателем мощностью 40 лошадиных сил, который приводил в движение самолет.

Когда он не использовался, весь самолет и его двигатель можно было упаковать в коробку, достаточно маленькую, чтобы ее можно было перевозить в тачке. Коробку можно было также возить в задней части джипа, грузовика или даже сбрасывать с парашютом с самолета. Большая идея заключалась в том, чтобы сбрасывать упакованный самолет за вражеские линии, затем солдат мог использовать ручной насос, чтобы накачать его и подготовить к полету менее чем за 6 минут. Более поздние прототипы, такие как GA 468 и GA 467, включали более мощный 60-сильный двигатель наряду с двухместными вариантами.

После долгих испытаний армия сделала вывод, что самолет просто не практичен, чтобы использоваться в качестве спасательного и разведывательного самолета. И нетрудно понять, почему надувной резиновый самолет, который летит со скоростью 55 миль в час, не совсем то, что хотел бы получить солдат. К 1959 году Goodyear прекратила производство Inflatoplanes, и программа подошла к концу. Тем не менее, это один из тех странных самолетов, которые действительно имели место в авиастроении.

The Stipa-Caproni (Стип-Капрони)

Этот уникальный самолет, также известный как «Летающий бочонок», был детищем итальянского авиационного инженера Луиджи Стипы и до сих пор считается одним из необычных самолетов.

После глубокого изучения принципов динамики, инженер-конструктор считал, что если двигатель с пропеллером будут помещены в коническую трубу, общий выход тяги будет увеличен. Он назвал свой проект «intubed propeller».

Чтобы проверить свою теорию, он стал сотрудничать с известным итальянским авиаконструктором Капрони и в 1932 году начал работать над прототипом. Стипа использовал двигатель De-Havilland Gipsy 3 мощностью 120 лошадиных сил, прикрепленный к деревянному пропеллеру с двумя лопастями. Вся сборка была заключена внутри крупногабаритного трубчатого фюзеляжа самолета.

Результаты тестового полета доказали, что новый дизайн был аэродинамическим чудом. Несмотря на слабый двигатель и короткий размах крыла, самолет показал большую стабильность. Однако он не смог достичь высокой скорости из-за большого количества сопротивления, создаваемого фюзеляжем. Это ограничило максимальную скорость самолета до 81 мили в час. Однако Луиджи не волновала максимальная скорость.

Показания подтвердили, что его конструкция была пригодна для применения в двигателях более крупных самолетов, таких как бомбардировщики и коммерческие авиалайнеры. Затем Луиджи обратился к итальянскому правительству и попросил предоставить ему финансирование, для того, чтобы перевести его проработанный дизайн пропеллера на следующий уровень. Несмотря на то, что пилоты-испытатели подтвердили преимущества его конструкции, правительство больше интересовалось скоростью летательных аппаратов. Следовательно, проект Stipa Caproni был пересмотрен и забыт.

The Blohm & Voss BV 141

Уже в 1937 году нацистские военно-воздушные силы нуждались в самолёте-разведчике. Для выполнения этой задачи были выбраны два аппарата: Focke-Wulf 189 «Uhu» и совсем новая разработка — асимметричный тактический разведывательный самолет Blohm & Voss BV-141 (LINK 5). Позже он вошел в список самых необычных летательных машин.

Focke-Wulf был обычным двухдвигательным самолётом и был официально объявлен победителем. Однако дизайн BV 141 был настолько многообещающим, что министерство тайно приняло решение продолжить исследования самолета.

В отличие от других самолетов своего времени, BV 141 использовал асимметричный подход. Самолет был разделен на две отдельные секции, соединенных вместе крылом. В главном корпусе размещался двигатель BMW, а кабина экипажа находилась вдали от тела, на крыле. Дизайн был вдохновлен идеалами бывшего летчика Ричарда Фогта, который был конструктором в Blohm & Voss.

Самолет был, безусловно, лучшим самолетом наблюдения, чем Focke-Wulf 189 и, несомненно, одним из странных самолетов. Несмотря на заказ в 500 таких машин, проект был остановлен из-за различных факторов. Позже бомбардировка союзников уничтожила главный завод «Фокке-Вульф», в результате чего около 80% рабочей силы Blohm & Voss перешли на производство самолетов «Фокке-Вульф».

Hughes H4 Hercules

Еще в 1942 году американское правительство нуждалось в крупногабаритном грузовом аэросудне, которое могло бы перебрасывать войска и грузы через Атлантику в Европу.

Шла Вторая мировая война. Нацистские корабли и подводные лодки постоянно атаковали американские суда снабжения, которые пытались добраться до Европы. Авиационный магнат и миллиардер Говард Хьюз ответил предложением, которое никто в то время не считал разумным — H4 H4.

Если этот проект будет завершен, это будет самый большой из когда-либо построенных самолетов, а также самый большой летающий корабль.

— сказал Говард Хьюз.

Еще более интересно то, что когда Хьюз подписал контракт с армией, ему запретили использовать металлы при строительстве его гигантского самолета, так как это было военное время, а металл был в дефиците. Поэтому Хьюз решил сделать гигантский самолет из дерева.

Война затянулась, и люди стали сомневаться в Хьюзе, который не мог закончить разработку своего гигантского «летающего голландца». Пресса начала издеваться над ним, называя его творение «елочкой». На самом деле самолет был сделан из ламинированной березовой древесины.

Хьюз продолжал работать над самолетом до тех пор, пока он не был готов в 1947 году. Во время короткого рейса в районе Лонг-Бич-Харбор Хьюз решил выяснить, может ли его самолет летать. Он сделал это. Его творение пролетело всего милю, на высоте 70 футов над поверхностью океана. С тех пор он никогда не летал и является единственным в своем роде.

До настоящего времени он занимает рекордное первое место по размаху крыльев любого из когда-либо построенных самолетов, включая гигантов, таких как Ан-225 и Airbus A380, не говоря уже об одном из странных аэротворений, которые поднимались в небо.

Vought V-173 / XF5U-1 «Flying Pancake» (Летающий блин)

Это, безусловно, одна из необычных конструкций летательных аппаратов, которую с легкостью можно внести в сегодняшний список.

После нападения японских ВВС на американский флот в Перл-Харборе, военному ведомству США нужен был самолёт, который мог взлететь и приземлиться в ограниченном пространстве, таком например, как палуба авианосца. Ожидалось также, что новый аппарат будет эффективным в боевых столкновениях с подводными лодками и истребителями. Разработку поручили компании «Vought», которая была известной по выпуску знаменитых истребителей F4U Corsair.

В 1942 году компания начала работать над дизайном «Flying Flapjack», формой, которая не имела носа, хвоста или секции крыла. Вместо этого все тело напоминало похожую на блин форму, с двумя пропеллерами, торчащими на кончике каждой стороны.

Первый прототип был назван V-173. Он действительно впечатлил во время тестовых прогонов, демонстрируя способность взлетать и приземляться на чрезвычайно низких скоростях. Это было связано с тем, что в отличие от большинства обычных самолетов, все тело V-173 участвовало в подъеме аппарата при подъеме в небо. Корпус также был очень стабильным и практически не препятствовал движению во время полета. Все это сделало его идеальным кандидатом для авианосцев.

Вскоре ВМС начали финансировать производство и тестирование усовершенствованной версии XF5U-1. Это был в основном модернизированный V-173 с большими двигателями и более крупным кузовом. Конструкторы также собирались использовать легкий материал для корпуса самолета. Это была сердцевина пробкового дерева ламинированная алюминием. На то время это казалось фантастикой.

Предполагалось, что XF5U будет иметь максимальную скорость 425 миль в час при скорости посадки всего 20 миль в час. Однако дизайн страдал от чрезмерных колебаний в отсеках двигателя. Эти вибрации могли потенциально дестабилизировать самолет в полете, поэтому испытания были отложены. К тому времени, когда проблемы были решены, война закончилась, и военные стали переключать свое внимание на реактивные самолеты, которые выглядели гораздо более перспективными.

The Bаrtini Beriev VVA 14 (Бартини Бериев VVA 14)

Bartini VVA 14 был экспериментальным прототипом гидросамолета, разработанного в Советском Союзе во время холодной войны. Конструктором этого странного самолета был итальянский авиационный инженер Роберт Бартини.

Когда Советский Союз начал опасаться, что США начнут ядерное нападение на них со своих подводных лодок, руководство страны обратилось в авиационную компанию «Бериев», которая хорошо была известна разработками своих гидросамолётов.

Было решено построить самолет-амфибию, который мог взлетать с суши и воды, мог скользить на высоких скоростях на поверхности океана, а также обладать способностями VTOL (Вертикальный взлет и посадка). Самой главной его задачей была охота на субмарины армии США.

В случае успешного развития VVA 14 оказался бы серьезной угрозой для любых западных военно-морских сил, пытающихся вторгнуться в советские воды. Разработка первых прототипов началась в начале 1970-х годов.

Корпус аппарата напоминал фюзеляж самолетов-бомбардировщиков, с вытянутыми с обеих сторон рукавами-понтонами. Одно прямое крыло обеспечивало подъем, а два турбовентиляторных двигателя обеспечивали движение в воздухе. Сначала самолет использовал надувные понтоны, но позже переключился на металлические, чтобы обеспечить высокоскоростное передвижение по воде. Еще два турбовентилятора были добавлены к переднему концу фюзеляжа, чтобы обеспечить ему высокую скорость на водной поверхности.

К сожалению, окончательный проект так и не был завершен, так как компания, которой было поручено поставлять реактивные двигатели, необходимые для вертикального взлета, никогда не доставляла их вовремя. Бартини умер в 1974 году, и с его смертью самолет начал сталкиваться с многочисленными проблемами во время тестовых испытаний и, наконец, проект был оставлен. А жаль.

Последний оставшийся VVA 14 находится в демонтированном состоянии в музее военно-воздушных сил в Монино, Москва.

The Konstantin Kalinin K-7 (Константин Калинин К-7)

Один взгляд на этот самолет, и вы определенно можете сказать, откуда он прилетел. Из России. Извините, в этом случае из СССР, поскольку этот самолет был построен в 1930-х годах.

Целью его было служить бомбардировщиком / грузовым самолетом. K-7 был самым большим самолетом своего времени, с размахом крыла выше, чем у B-52, поэтому он с важностью приземлился прямо на этот список необычных летательных конструкций.

Он был создан бывшим летчиком 1-й мировой войны Константином Калининым. Конструкция самолета была довольно неортодоксальной, с небольшим центральным фюзеляжем и гигантскими, толстыми крыльями. Шасси было встроено в две понтонные конструкции под крыльями. Движение было обеспечено в общей сложности семью двигателями V12, шестью в тяге и одним в конфигурации толчка. Самолет был способен перевозить 19 человек вместе с 16 тоннами бомб и 120 парашютистами в гигантских крыльях. Странные конструкции, ниже крыльев, держали шасси, наряду с восемью 7.62-миллиметровыми пулеметами и восемью 20-миллиметровыми пушками.

Первый и единственный разработанный К-7 был задействован в общей сложности в семи испытательных полетах. Он мог летать, что было довольно удивительно.

Тем не менее были некоторые проблемы. Во время полета хвостовые секции сильно вибрировали. «Умные» конструкторы решили сварить гигантские куски стали для хвостовых бонов, чтобы удерживать их на месте, а не искать реальные проблемы с самолетом. И таким образом испытательные полеты продолжались.

Однако в одном испытательном полете хвостовой отсек сломался и заклинило элероны, в результате чего самолет разбился. Этот несчастный случай привел к смерти 15 человек и был большим ударом по советской пропагандистской машине, которая только что показала всему миру свой огромный самолет. Константин Калинин был арестован по обвинению в саботировании его собственного самолета, заклейменный как предатель, и в конечном итоге был расстрелян в 1938 году.

The Avro VZ9 Avrocar

VZ9 был результатом эксперимента, проведенного Avro Canada и военными США для создания «летающей тарелки». Собственно поэтому этот проект и оказался в нашем списке странных самолетов.

Ясно, что кто-то в Пентагоне сильно увлекался просмотром огромного количества фильмов об инопланетянах и их средствах передвижения.

Военные надеялись, что «тарелка» будет иметь стелс-характеристики, сможет летать на высоте до 100 000 футов и иметь максимальную скорость, превышающую звуковую.

Это «детище» созданное компанией Avro, нигде не было и близко к достижению этих впечатляющих задач, поставленных американскими военными. Вместо этого он едва мог подняться выше 3 или 4 футов, прежде чем потерять контроль управления, а максимальная скорость была всего 35 миль в час. Кроме того, пилотирование самолета было огромным неудобством и приносило физические повреждения пилоту. Централизованный ротор поднимал все, что находилось под аппаратом, воду, песок, камни и бросал в лицо пилоту. Так что было очень трудно летать без защитного лобового стекла.

Многочисленные испытания в аэронавигационных туннелях NASA показали, что конструкция самолета была фундаментально несовершенной, и любая попытка увеличить производительность потребовала бы полного пересмотра базовой конструкции. Потратив на проект более 10 миллионов долларов, правительство, наконец, решило, что в его интересах отказаться от проекта.

The XF-85 Goblin (Гоблин XF-85)

Самолеты дальнего бомбардирования были чрезвычайно важны для авиации любой страны, и Вторая мировая война доказала этот факт. Хотя бомбардировщики были хороши в доставке больших грузов на дальние расстояния, они не могли иметь дело с истребителями противника. И сопровождающие истребители не могли идти в ногу, вернее будет сказано в крыло, с постоянно расширяющимся диапазоном бомбардировщиков.

Гоблин — самый маленький реактивный истребитель, когда-либо созданный, с корпусом яйцевидной формы, длина которого составляла всего 15 футов. Он был оборудован четырьмя пулеметами калибра 0.50, чтобы компенсировать его невпечатляющий размер.

Первоначально он был установлен внутри корпуса B-29, чтобы проверить его работоспособность, прежде чем использовать его в B-36. «Малыш» Гоблин должен был отделиться от корпуса бомбардировщика, выполнить свою задачу и вернуться обратно.

Отделение не было проблемой, и крошечный самолет отлично справился. Однако самой большой проблемой было возвращение. Пропеллерный поток воздуха B-29 бросил бы Гоблина в сторону, поэтому зацепление крюка к трапеции было почти невозможным.

Только 3 из 7 попыток повторного зацепления удались, и в одном случае самолет врезался в трапецию, разбив передний фюзеляж и навес кабины. Поскольку конструкторы не предусмотрели никаких шасси, пилот каким-то чудом приземлился на водную поверхность озера.

Другие проблемы с возвращением, крошечный двигатель Гоблина и ограниченная огневая мощь поставили бы его в невыгодное положение по сравнению с советскими истребителями.

Из-за проблем стыковки и слабой производительности ВВС США в конечном итоге отменили программу Goblin. Позже они начали фокусироваться на дальних дозаправках самолетов, гораздо более практическом решении проблемы эскорта бомбардировщиков. Но все-таки малютка Гоблин нашел место в нашем списке.

The Lun class Ekranoplane (Экраноплан «Лунь»)

Экраноплан «Лунь» возглавляет список необычных самолетов, созданных авиаконструкторами. Если есть одно слово для описания советской техники, это слово-«огромный».

Этот конкретный самолет-мамонт, известный как Лунь-класс MD-160, представляет собой нечто среднее между самолетом и кораблем. Он мог пролететь всего на высоте 5 метров над водой и достичь скорости свыше 500 км/ч. Верхняя часть фюзеляжа оснащена шестью противокорабельными ракетными пусковыми установками SS-N-22. Если появлялись небольшие угрозы, такие как лодки или низколетящие самолеты, Лунь был оснащен 23-мм пушками и пулеметами калибра 50.

Во время холодной войны советские конструкторы экспериментировали с особым видом самолетов, известных как экраноплан. Эти самолеты могли летать очень близко к поверхности воды, и могли скользить с высокой скоростью по поверхности океана. Это привело к повышению эффективности использования топлива, а также к скрытности, поскольку радар, который в то время не был способен обнаруживать летательные аппараты, летающие на таких малых высотах, не мог этого сделать.

Первый и единственный в истории самолет этого класса был разработан, как высокоскоростное транспортное средство для перевозки людей и кораблей. Он был развернут на Черноморском флоте в 1987 году и оставался в эксплуатации до конца 90-х годов. Самолет весил 350 тонн и был длиннее другого подобного ему аппарата. Он мог совершать движение по поверхности океана со скоростью почти 500 км/час, быстрее, чем любой корабль, делая его превосходным транспортным средством-перехватчиком.

Экраноплан также мог прокрасться мимо радара противника и запустить залп противокорабельных ракет, прежде чем враг понял, что самолёт даже был там. Однако большой размер «великана» делал его легкой мишенью для истребителей врага, поэтому понадобился бы целый эскорт самолетов-истребителей и подводных лодок сопровождающих его. Планы по созданию второго экраноплана «Лунь», как самолёта быстрого реагирования и как поисково-спасательного судна начались в конце 1980-х годов, но развал Советского Союза ознаменовал окончание программы.

Красавец «Лунь» MD-160 был снят с эксплуатации в 1997 году и теперь находится на военно-морской базе в Каспийске, ожидая своей участи. Ходят слухи, что активисты обращаются к властям, дабы сохранить экраноплан и передать его в музей. На данный момент судьба ракетного корабля-экраноплана проекта 903 «Лунь» не известна.

Какими бы способами и видами средств передвижения, дорогой наш читатель,ты бы не пользовался, помни, что в мире существует еще много необычного, странного и увлекательного, о чем мы с тобой поговорим при следующей встрече. Пока!

Гиперзвуковой экспериментальный аппарат Falcon 2. Это, ни много ни мало – самое быстрое воздушное судно, когда-либо созданное американскими военными. Falcon 2 – это экспериментальный ракетный дистанционно управляемый глайдер, спроектированный для передвижения со скоростью 22 Маха. Его идея заключается в создании судна, способного достичь любой точки планеты и доставить туда бомбовый груз в течение одного часа, и для достижения этой цели DARPA разработало этот прочный и лёгкий глайдер. На сегодняшний день испытания проходят не так, как хотелось бы, но программа всё ещё находится в стадии развития.

X-51 Waverider. X-51 Waverider, созданный Boeing в сотрудничестве с Pratt&Whitney Rocketdyne, был сконструирован для преодоления скорости в 6 Маха – что намного превышает возможности любых существующих на сегодняшний день боевых самолётов. Он запускается в атмосферу с бомбардировщика В-52 и затем использует свой двигатель на углеводородном топливе для ускорения до гиперзвуковых скоростей. Финальное испытание Waverider состоится позднее в этом году.

RQ-3 Darkstar. В наши дни военные дроны на слуху абсолютно у всех, но концепция беспилотных боевых самолётов не является чем-то новым. Lockheed-Martin стал пионером этой отрасли в 1990-х годах со своим проектом под кодовым названием «DarkStar». Это была сверхсекретная миссия по созданию беспилотного разведывательного дрона со стелс-возможностями, и хотя проект был закрыт в 1998 году, ходят слухи, что его вернули для проведения «чёрных операций» и использовали в 2003 году в ходе вторжения в Ирак.


Сухой СУ-47. Одним из лучших боевых самолётов России является Сухой СУ-47 – экспериментальный сверхзвуковой истребитель с крылом обратной стреловидности. Уникальная аэродинамика фюзеляжа даёт СУ-47 беспрецедентную манёвренность на скоростях, превышающих 1 Мах. И хотя истребитель никогда не поступал в массовое производство, Сухой предпринимал попытки продать его на открытом рынке вооружений.

Northrop XB-35. Искусство аэродинамики непрерывно развивается, и по мере того, как учёные узнают больше нового о взаимодействии самолёта с воздушными потоками и другими факторами, они улучшают форму своих воздушных судов. Одно из самых важных нововведений в дизайне самолётов появилось в поздних сороковых с разработкой концепции «летающего крыла». Обладая меньшим сопротивлением, эти суда являются более топливо-эффективными. Военно-воздушные силы США подрядили концерн Northrop на разработку бомбардировщика на основе этой концепции, и результатом стал потрясающий воображение XB-35, который совершил множество испытательных полётов, прежде чем его винты начали отказывать, что подорвало разработку проекта.

Boeing X-37B. Когда мы исчерпаем все возможности для войны на Земле, конфликт неминуемо переместится в космос. Это очевидное умозаключение стоит за разработкой Boeing X-37B – совместного проекта NASA и Министерства обороны. После запуска в космос с помощью одноразового ракетного ускорителя, X-37B отделяется и может провести месяц на земной орбите до своего приземления. Все миссии с участием X-37B строго засекречены, поэтому никто точно не знает, что именно он там делает столько времени.


Vought V-173. Названный «Летающим блином», Vought V-173 был одним из самых необычных экспериментальных воздушных судов Второй мировой войны. Со своим круглым дизайном и двумя гигантскими пропеллерами, он был спроектирован для того, чтобы летать на скоростях, намного ниже существовавших на тот день. V-173 имел потрясающую манёвренность и был невероятно прочным – после одно испытательного полёта он перевернулся, и фактически приземлился вверх ногами, но не понёс при этом каких-либо серьёзных повреждений. Это был чрезвычайно примечательный концепт-дизайн, но, к сожалению, ему не нашлось достаточно практических применений, и проект был забыт.


Туполев ТУ-95ЛАЛ. Расщепление атома открыло новые горизонты в искусстве ведения войны, но сами возможности ядерной технологии превосходили простую разрушительную мощь атомных бомб. Мы все знаем, что ядерная энергия произвела революцию в подводных лодках, но Советский Союз предпринимал попытки применить её и в самолётах. В 1961 году был запущен Туполев ТУ-95ЛАЛ – бомбардировщик, модифицированный для использования маленького ядерного реактора в качестве источника топлива. После сорока испытательных полётов программа была законсервирована в силу множественных соображений безопасности.

Ryan X-13 Vertijet. Вертикальные взлёт и посадка будоражили умы авиастроителей в течение всего 20-го века. Тот факт, что традиционным самолётам требуются долгий разбег и взлётные полосы, серьёзно снижает их эффективность на поле боя. Одна из самых умных и уникальных попыток решить эту проблему была предпринята в 1953 году, когда Военно-морской флот США подрядил «Ryan Aeronautical» на создание самолёта, который мог бы взлетать вертикально, переходить на горизонтальный полёт, и затем вертикально же приземляться. Всего два X-13 были построены, прежде чем проект был заморожен.


Аэроцикл De Lackner HZ-1. Разведка является одной из главных задач воздушной поддержки, но применение целого самолёта для разведки местности выглядит нерациональным использованием ресурсов. Или, по крайней мере, так думали создатели De Lackner HZ-1 – одноместной летающей платформы, управляемой с помощью наклонов в разные стороны. Армия приобрела несколько единиц для испытаний, но как оказалось, управлять ими сложнее, чем считалось изначально. Плюс ко всему, расположенные под днищем роторы имели тенденцию поднимать камни и грязь с поверхности прямо в лицо пилоту, если полёт проводился на слишком малой высоте.

С развитием авиационной промышленности все больше авиаконструкторов начали представлять свои необычные на первый взгляд проекты. Каждый из них отличается концепцией строения, некоторые из них и вовсе в корни изменили законы аэродинамики и подъемной силы.

Самые необычные грузовые самолеты

Аэроплан Super Guppy транспортник, предназначенный для транспортировки крупногабаритных грузов. Разработчиками самолета является американская компания Aero Spacelines. Всего было создано пять экземпляров и две модификации самолета.

Аэроплан, более известный под наименованием Корабль-макет или же Каспийский монстр является экспериментальным аппаратом, способным взлетать с воды, который и на сегодняшний день является самым большим в мире. Самолет имел длину крала в 37,6 метров, длина фюзеляжа достигала сотни метров. Испытания проходили ежемесячно на протяжении пятнадцати лет, однако в 1980 году в связи с ошибкой пилота самолет потерпел серьезную аварию, в результате которой, к счастью никто не пострадал.

Экспериментальный кругообразный самолет с названием Vought V-173 был построен и впервые запущен в 1947 году. Самолет имел необычную конструкцию, которая удивила инженеров своей формой и характеристиками. Проект предусматривал возможность вертикального или укороченного совершения взлета и посадки с небольшим тормозным путем.

Самые необычные экспериментальные самолеты

Необычный проект крупной американской компании Nasa под названием «М2-F1» с первых дней своего существования получил необычное прозвище «ванна для полетов». Главной задачей самолета являлось его использование в качестве капсулы для мягкой посадки астронавтов. Впервые бескрылый самолет поднялся в небо в августе 1963 года, а через несколько лет потерпел крушение со смертельным исходом пилота.

В период с 1979 по 1983 год на одном из дополнительных аэродромов НАСА был проведен ряд тестов двух машин HiMAT, оснащенных реактивным двигателем. Каждый из аппаратов был в два раза меньше знаменитого стратегического бомбардировщика F‑16, однако он имел большую скорость, маневренность и управляемость. На скорости в 400 км в час и высоте более семи километров беспилотник совершал крутой боевой разворот на 180 градусов и выдерживал максимальную перегрузку в +8g, что в сравнении с F-16 было достаточно высоким показателем. На сегодняшний день оба аппарата являются экспонатами, непригодными для полетов, и хранятся в имении Наса.

Разработка беспилотного самолета с наименованием McDonell Douglas X-36, была создан для того, чтобы проверить полетные, а также аэродинамические способности бес хвостовых самолетов. Аппарат в первый раз поднялся в небо в конце прошлого века, и совершил ряд успешных полетов и испытаний.

Самолет Ames AD-1 является первым и единственным в мире на сегодняшний день аппаратом, оснащенным косым крылом, которое расположено с небольшим отклонением вправо по центральной оси самолета. Впервые, аппарат отошел от земли в 1979 году, и в течении следующих трех лет участвовал в многочисленных испытаниях. За период исследований AD-1 испытали и оценили более 15 летчиков. На сегодняшний день данный необычный косой аэроплан находится на музейной площадке американского города Сан-Карлос.

Аппарат, носящий имя VZ-9-AV Avrocar является подобием летающей тарелки, обладающей возможностью совершения вертикального взлёта, полета и посадки. Чудо техники разработала популярная компания, занимающаяся производством самолетов. Впервые аппарат поднялся в небо в конце шестидесятых, однако всего через два года необычный проект заморозили в связи с низкой мощностью и полетными характеристиками.

Истребитель, который построен в форме летающего крыла был построен и впервые запущен в 1945 американской организацией Northrop. Было запланировано использование самолета в качестве стратегического бомбардировщика, однако он потерпел крушение в первом же полете.

Boeing X-48 является тестовым беспилотником, который был создан совместными усилиями двух крупнейших американских авиа промышленных компаний: Boeing, занимающаяся производством самолетов и Nasa, занимающаяся производством и запуском самолетов и ракет. Первый отрыв самолета от земли состоялся в середине 2007 года. В ходе тестового полета он поднялся на высоту более двух километров и успешно сел в назначенное место через пол часа после вылета.

Самолет NASA Hyper III является еще одним проектом американской организации Nasa, созданным в конце 1970 года. В самолете применяется объединенная система киля и стабилизатора, которые в результате объединения представляют собой две рулевые поверхности, расположенные под углом в 45 градусов от фюзеляжа.

HL-10 является одним из многочисленных НАСА, который использовался и предназначался для изучения полетных характеристик бескрылых аэропланов с однокилевым оперением, после их возвращения из ближнего космоса.

Разработка Российской боевой авиации Су-47 модернизация «Беркут» является необычной разработкой российского однопалубного боевого истребителя, который был создан в бюро имени Сухого. Самолет имеет необычное крыло, стреловидность которого имеет отрицательный коэффициент. В самолете используется большое количество композитных материалов, что позволяет сократить массу самолета на одну четверть. Первый самолет был изготовлен и впервые запущен в конце прошлого века, до сих пор он используется в качестве экспериментального образца.

Аппарат Grumman X-29 является прототипом самолета с обратной стреловидностью несущего крыла со всеми управляемыми поверхностями (крен и тангаж). Всего, сохранилось два таких экземпляра.

Остроносый самолет, носящий наименование Douglas X-3 Stiletto является американским экспериментальным аэропланом, главной задачей которого было проведение ряда испытаний на преодоление максимальной скорости и маневренности.

Спускаемый пассажирский отсек, который был построен в 1963 году и являлся частью американского проекта «Аполлон», главной задачей которого была посадка на Луну. Аппарат оснащен одним жидкотопливным реактивным двигателем.

Самые необычные вертолеты

Boeing Vertol VZ-2 является первейшим в мире и единственным подобным винтокрылым самолетом-вертолетом, который использует новейшую концепцию вращающегося крыла. Аппарат впервые полетел и завис в воздухе в середине 1957 года. После проведения ряда опытов, аппарат передали для дальнейшего применения в NASA.

Аппарат S-72 является экспериментальным вертолетом-самолетом, первый полёт которого был совершен в октябре 1976 года. После трех полетов финансирование проекта было прекращено.

В конце прошлого века в связи с постоянными потребностями Советского Союза в плане транспортировки пшеницы и зерна началась разработка и дальнейшее создание огромного и грузоподъемного вертолета. В августе 1969 года на сверхтяжелом вертолете типа МИ В-12 был достигнут мировой рекорд грузоподъемности подобных аппаратов. Вертолет поднял на борту груз массой 40 тонн на высоту более двух километров. Всего на данном двухвинтовом вертолете было достигнуто около восьми рекордов.

В 1955 году американская армия сделала компании Goodyear Aircraft Company заказ на проект надувного спасательного самолета. По замыслу военных, самолет должен был сбрасываться на землю при помощи парашюта в жестком контейнере объемом всего 1, 25 кубометра, а по приземлении надуваться в течение нескольких минут.
Несмотря на кажущуюся на сегодняшний день абсурдность самой идеи, Goodyear успешно справился с проектом в рекордные сроки - за 12 недель.

Надувной самолет выпускался в двух модификациях, одноместный GA-468 и двухместный GA-466. Две модификации различались размахом крыльев, длиной, мощностью двигателей (40 л.с./60 л.с.), скоростью (116 км/ч и 110 км/ч) и дальностью полета (630 км/443 км). Практический потолок полета для обоих модификаций составлял - 3000 м. Взлётный разбег- порядка 80 метров.
Первый полет состоялся 13 февраля 1956 года. Всего за годы существования проекта было выпущено 12 самолетов. Во время одного из испытательных полетов произошла авария, в результате которой погиб пилот лейтенант Уоллис. В целом проект оказался нерентабельным, безопасность надувных самолетов оставляла желать лучшего. Полностью проект был закрыт в 1973 году.

"Гоблин"

"Летающие ванны"

Разработка бескрылых летательных аппаратов была связана с желанием НАСА создать управляемую капсулу для возвращения астронавтов на Землю. Многочисленные испытания и расчеты подсказали и оптимальную форму для таких челноков - неправильный конус. При обтекании корпуса на высоких скоростях при сходе с орбиты разница давления на нижнюю и верхнюю части аппарата создает подъемную силу, которая положительно сказывается на управляемости самолета.
По внешнему облику все 5 проектов НАСА были примерно одинаковыми. Носок самолета имел остекление в нижней части для лучшего обзора, по форме это всегда был полуконус с двумя вертикальными килями без внешних элевонов, рули направления использовались также в роли тормозных щитков.
Всего за три года проведения испытаний было произведено более 400 подъемов аппаратов с земли и около 80 полетов за самолетами. Проекты были вполне успешными, но с началом проекта "Шаттл" надобность в этих мини-челноках отпала.

"Беременная Гуппи"

Космическая программа США двигала вперед и авиастроение. Стремительная технологическая гонка требовала больших объемов перевозок для строительства космодрома на мысе Канаверал и доставки на него частей ракет. Обычные транспортные самолеты для этих целей подходили плохо - грузы были тяжелыми и нестандартными по форме. Проект более вместительного и грузоподъемного транспортника было поручено разработать "Боингу". Он был осуществлен за год.
За основу был взят B-377 Stratocruiser модификации 1947 года. Фюзеляж самолета расширили более чем на пять метров, увеличили грузовой отсек.

В результате самолет приобрел весьма необычные обводы, получил наименование 377-PG. При этом буквы PG переводились как Pregnant Guppy (Беременная Гуппи). Грузоподъемность нового самолета доходила до 26 тонн. Позднее модель самолета была модернизирована до Super Guppy, которая могла доставлять груз в четверть сотни тонн на расстояние до тысячи километров со скоростью 430 км/ч. "Беременные Гуппи" летали до 70-х годов, когда им на смену пришли схожие модификации "Боинг-747" и "Аэробусы А-300".

Самолет-турбина

В рамках операции "Скрепка" в США было доставлено множество перспективных ученых. Среди них был и немецкий авиаконструктор Александр Липпиш, создатель реактивного перехватчика Messerschmitt Me 163. Липпиша отличал поистине уникальный взгляд на авиастроение.

Он работал на США, но в 1967 году ему удалось вернуться в Германию. Фирма Dornier пригласила Липпиша для дальнейшей разработки его старого проекта поршневого Aerodyne. Конструктор проводил консультации для инженеров, проектирующих аппарат, известный как Dornier E-1. Работа над проектом велась с 1968-го по 1971-й год.

В 1972-м году Dornier E-1 успешно прошел взлетные испытания, продемонстрировав мягкий набор высоты и минимальные дефекты при приземлении. Несмотря на успешность, проект так и не был поставлен в серию. Бундесвер потерял к нему интерес после решения использовать для разведки пилотируемые самолеты.