Мы выпустили новую книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд».

Подписаться

Самой действенной фишкой для привлечения внимания пользователя (которую почему-то многие игнорируют) являются изображения.

В печатных СМИ этим приемом пользуются уже тысячу лет, но в интернете большинство владельцев сайтов, вероятно, даже не подозревают о великой силе картинок. Они вставляют в текст маленькие неказистые изображения или пиксельные фото, забывают обозначать отступы, воруют картинки с других сайтов и так далее.

Не надо так.

Сейчас хорошие привлекающие внимание фотографии можно найти без проблем. Бесплатные изображения широко доступны и могут привлечь тех читателей, которые до этого момента игнорировали вас.

Какие картинки привлекают внимание в первую очередь: человеку нужен человек

Посмотрите на глянцевые журналы: как вы думаете, почему они размещают на обложках довольных улыбающихся женщин? Нет, это не только потому, что журналы покупают преимущественно женщины. Исследования (скорее всего беспокойных британских ученых) показали, что всех людей привлекают портреты красивых девушек.

Фотографии мужчин были гораздо менее успешными, но изображения вещей, пейзажей или мотивов имели гораздо меньший успех.

Вот вам пример:

Когда человек смотрит на успешного (красивого, радостного) человека, изображенного на рекламном баннере курса, он отождествляет себя с ним: “если я пойду на этот курс, я буду таким же довольным”. Примерно так.

Используйте яркие цвета

Претензиционные и загадочные черно-белые изображения прекрасно выглядят в художественных галереях, нежные мягкие тона здорово смотрятся в спальне, но это не то, что люди в спешке ищут в интернете. Вам нужны цвета-бунтари: красный, зеленый, желтый или синий, а также их сумасшедшие сочетания. Такие цвета выгодно выделяются в ежедневной рутинной ленте.

Когда пользователь несколько часов ищет нужный ему материал, с каждой минутой он сканирует экран все быстрее и быстрее, до тех пор, пока сильные визуальные подсказки не захватят его внимание. В таком случае пользователь прочитает заголовок и если он ему приглянется, то он откроет статью. И, возможно, прочтет ее.

Контрастные картинки для привлечения внимания

Мало одной яркости. Вы должны как-то выделиться: необходимо, чтоб вы были заметны в море контента.

На вашей картинке должен быть крупный яркий объект (в идеале - человек, как уже говорилось выше) с контрастным фоном. Если на фото изображен человек в зеленой футболке на фоне летнего леса, то маловероятно, что картинка кому-нибудь приглянется.

Дайте глазам отдохнуть

Беспорядок не только создает плохое впечатление, но в буквальном смысле ломает внимание пользователя. Взгляд рассредотачивается. Кстати, многие владельцы интернет-магазинов совершают эту ошибку. Фотографируя товары, они совершенно не заботятся о фоне. Даже если вы хотите создать хорошую (на стадии задумки) композицию, то не стоит этого делать. Товар потеряется. Просто возьмите то, что хотите продать, и сфотографируйте на подходящем ему фоне, который не будет отвлекать взгляд, но и не сольется с предметом. Например:

Конечно, вы не должны тотально все редактировать и штамповать везде белый фон. Вам нужно лишь оставить некоторое пространство “для глаз”, чтобы они могли отдохнуть.

Капитан Очевидность

Когда вы пишете о Google, пожалуйста, не используйте логотип Google в качестве привлекающей картинки. Да, безусловно, она отражает вашу тему, но среднестатистический пользователь видит этот логотип десятки раз в день.

Так почему пользователь должен прервать свою работу или интернет-серфинг, чтобы поближе взглянуть на то, что и так видит все время?

Картинки привлекающие внимание: интрига

Вы также можете показать читателю что-то абстрактное или какой-нибудь элемент, который, на первый взгляд, не совпадает с темой. После прочтения читатель удивляется "что здесь происходит" и по-другому смотрит на вещи.

Лучший способ заинтриговать человека - показать ему что-то знакомое, но преподнести это иначе. Современные художники часто пользуются таким методом. Как вам клубничная лягушечка?

Не используйте текст внутри изображений

Если, конечно, это не инфографика. Многие блоггеры любят добавить заголовок или тему своего поста в изображение. Да, в некоторых случаях это может работать, но как прикрепить такое изображение на Pinterest, например?
Также текст часто отвлекает от главного сообщения, которое несет картинка. Текстовые изображения отлично работают, когда в картинке заключена цитата или какой-то афоризм (то, что имеет смысл само по себе). Текст, который ничего не объясняет сам по себе не будет работать.

Вот так делать не надо:

Метафоры

Во многих отраслях промышленности и для многих тем нет точных или привлекательных изображений. Вы не можете передать суть или заинтриговать кого-то картинкой к тексту о SEO. Что зачастую используют для таких статей? Фрагменты кода, огромные буквы и все подобное.

Лучшая альтернатива в моем опыте это метафора (главное, чтобы ваша задумка не была реализована кем-то ранее, иначе рискуете превратить хороший контент в клише). Например, статью про гиперссылки лучше всего украсит не очевидное изображение звеньев цепи, а фото с цепочкой из людей, которые держатся за руки.

Только не перестарайтесь! Вот я недавно перебодрилась, делая картинку для статьи про уникальные тексты и методы проверки статьей. На миниатюре вы можете увидеть единорога на розовом фоне. “Причем тут единорог?” - спросил мой коллега. “Как мифическое животное отражает суть статьи?” - возмутилась подруга. Как оказалось, не все распознали мою метафору (а может и никто). Суть была в том, что единорог - уникальное существо, конь, которого никто не видел. Я думала, что это элементарно: уникальный единорог, текст тоже должен быть уникальным; единорога никто не видел (ровно как и абсолютно уникальный текст). Плюс ко всему единорог по-английски звучит как UNIcorn…
Ну, вы меня поняли.

Кстати, если хотите первыми знать о появлении новых статей, то советую

Вариантов много. Но только при наличии портфолио. Если его нет, но хочется денег и камера отягощает руки, то единственный сценарий - демпинг: закрепляемся в бюджетном сегменте, вытесняем конкурентов (таких же новичков), работаем по себестоимости, нарабатываем опыт и портфолио, формируем свое уникальное преимущество и просеиваем заявки в поисках «своих клиентов».

Схема простая и многим она нравится, но приходится работать со всеми подряд, не заикаться о творчестве и не думать о прибыли. Такова плата за отсутствие опыта и портфолио.

Но если не спешить и немного потрудиться:

  1. Набраться опыта
  2. Сформировать портфолио
  3. Поговорить с окружением, чтобы близкие и друзья хорошо представляли: какой жанр вы развиваете, какие фотографии создаете, как работаете и в чем ваша особенность - преимущество перед другими, текущими предложениями на рынке

то очень скоро можно рассчитывать на естественные рекомендации, лояльные заявки и «своих клиентов». Зачастую без финансовых затрат, но с опорой на творчество и личный стиль.

Конечно, можно еще повременить:

  • Поработать в команде
  • Научиться вести переговоры
  • Составить личный план развития
  • Оптимизировать производство своего продукта

и выйти на рынок крепким середнячком.

Для тех, кто оценивает карьеру фотографа, как долгосрочную перспективу, а не развлечение на время школьных каникул, опишу и другие способы получить «своих клиентов».

Как начинающему фотографу найти своих первых клиентов

Не усложняйте простые вещи.

  1. Знакомые. Не забудьте рассказать своим друзьям, знакомым и тем, с кем вы играете по выходным в хоккей, футбол или теннис, о том, чем вы занимаетесь. Они лояльны к вам и возможно станут первыми клиентами начинающего фотографа. А может просто - порекомендуют вас своим близким, друзьям, знакомым или коллегам по бизнесу, а это лиды, с которыми просто работать и главное - получать рекомендации.
  2. Холодные звонки. Посмотреть свою телефонную книгу и составить список тех, кому могут пригодиться ваши фотографии - первое, что приходит в голову, но лучше пойти дальше и составить список всех: модельных агентств, ювелирных сетей, издательств и редакторов журналов, ресторанов, флористов, образовательных и прочих учреждений с которыми вы хотели бы работать. Если нет опыта продаж по телефону - не беда, в магазинах есть книги Стивена Шеффмана, в которых разбираются основные техники и правила холодных звонков .
  3. … и предложения. Есть мнение, что если взять портфолио в руки, зайти в торговый центр и обойти все «лавки», то пара-тройка лидов и один клиент у вас в кармане. Сам не пробовал, аудитория у меня не та, но коллега скульптор рекомендует, вот и передаю «рецепт» читателю этих строк. Конечно, одного портфолио недостаточно, необходимо уметь вести беседу, вручать визитки, чтобы они не отправлялись в урну.
  4. Информационное поле. Своих первых клиентов можно поискать в социальных сетях. Чтобы не отвлекаться на количество подписчиков, лайки и шеры, лучше использовать инструмент «Лидсканер », который ежедневно анализирует сообщения из социальных сетей и выбирает те, в которых люди пишут о своих потребностях и желаниях в вашей индустрии - «Фото и видеосъемка». Подобные сообщения можно найти на форумах, тематических порталах и лиды там есть, но это ручной поиск и фильтрация.
  5. Региональные конкурсы. Участие в муниципальных проектах, конкурсах, выставках - возможность найти своих первых клиентов, но главное - узнаваемость в регионе, на локальном рынке, который вы выбрали для своего продвижения. Ваша цель - имя, которое обеспечит приток лидов, с которыми будете работать в дальнейшем.
  6. … и бизнес. Если у вас есть финансовая подушка, то можете попробовать работать по бартеру с одной из местных лидирующих компаний. Вы гарантируете качественный и стабильный результат, ваш партнер - рекомендации, целевых клиентов.
  7. Знакомства. Рекомендации - не только отзывы ваших клиентов, но и лестные слова простых людей во время светских мероприятий. Избегайте фототусовок - коллеги не станут клиентами, и стремитесь попасть на торжество, где ожидается ваша ЦА, где вы сможете общаться, обмениваться контактами и ненавязчиво упоминать о своей работе.
  8. Работа штатным фотографом в студии. Еще один вариант найти своих клиентов - устроиться на работу в местную фотостудию. Набивайте руку, копите опыт, изучайте и запоминайте все тонкости локального рынка, работайте на имя и узнаваемость, копите базу «своих заказчиков» и уходите, уводя с собой постоянных клиентов. Нормальная практика во многих профессиях.
  9. Партнерская программа. Отдать процент прибыли, в благодарность за привлечение клиента, - дешевле и проще, чем искать самостоятельно. Настоятельно рекомендую не только новичкам, но и опытным фотографам.
  10. Реклама. Когда ничего не работает, или поток клиентов мал, можно оплатить рекламу в интернете или за ее пределами.

P. S.

Небольшое напутствие начинающим фотографам, которые ищут своих первых клиентов:

  • Единственная цель профессионального общения и знакомств - нахождение в информационном поле вашей целевой аудитории, а не коллег по рынку.
  • Не хватайтесь за все подряд, если знаете, что сделаете некачественно. Выберите одну нишу, хорошо изучите ее специфику и упакуйте свою работу в адресное предложение.
  • «Как найти своих первых клиентов?» - первый, но не самый сложный вопрос. Следующий - как их удержать.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

  • Камера - инструмент, а не забавная механическая игрушка. И выбрать ее просто, главное - не уповать на интернет-сервисы, абстрактные […]
  • Повод для написания статьи - желание дополнить, существующие в интернете, руководства по созданию сайта для фотографа. Основа […]
  • Сегодня я дам рекомендации, которые помогут фотографу в написании текста о себе. Статья рассчитана на широкую аудиторию и будет полезна: […]

Фотография – это носитель информации, воспринимаемый быстро. Когда мы только начинаем знакомство с ней, мы изучаем композиционные техники, которые помогают сделать наши изображения проще и понятнее. И хотя все эти техники замечательные, они, как правило, работают одна против другой, не менее ценной: побуждающей ваших зрителей погрузиться глубже в кадр, задержать их внимание и создать момент открытия.

Представьте, что за тем, что очевидно на первый взгляд, скрыто послание, и зритель должен снять один или два информационных слоя, чтобы проникнуть в сущность фотографии. Все мы видели это в кино, когда камера медленно приближается к открытой двери или ведет нас через полутемный коридор, и далее погружает нас в то, что может происходить в соседней комнате или в холле. Но как мы можем применить эту технику к единичному и неподвижному кадру?

Правда в том, что чем меньшую работу должен проделать ваш зритель для восприятия идеи, заложенной в фотографии, тем быстрее он переключится на следующий кадр. Чтобы удержать зрителя вовлеченным в вашу работу и побудить его к дальнейшему погружению, иногда стоит дать ему шанс изучить изображение получше и расшифровать сокрытый в нем смысл. Дать ему почувствовать, что там есть что-то еще, кроме очевидного (по крайней мере, на первый взгляд).

На практике

Чтобы данная техника была успешной, вам необходимо задержать окончательную реакцию зрителя, пока вы не потеряли ее полностью, и направить его внимание к заданной цели.

Чтобы достичь этого, вы можете использовать любую известную «ведущую взгляд» технику, экспозиционную или композиционную, такую как линии (сходящиеся линии, диагональные линии…), масштаб, кадр в кадре и тональная градация.

Изображение выше – хороший пример работы с масштабом. Внимание зрителя, вероятно, сначала будет привлечено яркими водопадами в задней и верхней части кадра. Дальше взгляд проследит движение воды вниз к маленькому озеру, вплоть до деревьев на переднем плане, переходящих в маленькую террасу или веранду, чтобы, наконец, остановиться на стоящей там толпе, наслаждающейся видами. Отметьте, как успешное использование масштаба в изображении толпы как крошечного объекта по сравнению с необъятным пространством вокруг позволяет сделать так, чтобы мы обнаружили ее не сразу, а лишь позже.

Еще один классный пример работы с масштабом. Изначально внимание привлекают гигантские горы, затем взгляд уходит вниз к озеру, а потом в сторону вдоль линии деревьев, где мы обнаруживаем, что посреди всего этого располагается маленькая хижина. Распознать хижину помогает то, что белый цвет контрастирует с зеленым фоном, образованным кустарником в нижней левой части кадра. Если бы она располагалась по центру изображения напротив горы, я не думаю, что это можно было бы реализовать, и данное сообщение, вероятно, не было бы получено большинством зрителей.

Вот еще один прекрасный пример, иллюстрирующий использование света и теней для удержания внимания зрителя на изображении. При рассмотрении данной фотографии глаз изначально привлекают строгие темные силуэты высоких деревьев, идущие через кадр, и мягкие тени, которые они отбрасывают на землю на переднем плане.

Затем следует яркое солнце и эти прекрасные ореолы вокруг пальм, и свечение, уходящее вдаль до самого конца кадра. После этого взгляд возвращается на передний план по линии деревьев, чтобы, наконец, распознать крошечные силуэты человеческих фигурок. В случае с этим снимком, реакция зрителя на людей, бродящих вокруг деревьев и созерцающих закат на побережье, сильно задерживается как этим мягким танцем света и тени, так и разницей в размере между высокими пальмами и относительно низкими фигурами людей.


Еще один пример, скрывающий несколько интересных компонентов. Изначально мы видим парня с книгой в одной руке и чемоданом в другой. Затем взгляд уходит на яркие вспышки солнца и свет, который оно излучает, он движется от переднего плана к заднему, к золотым лугам, и, наконец, мы замечаем скрытый элемент пастельных оттенков, похожий на радугу, ближе к нижнему левому краю картинки.

На изображении выше фотограф показал здания (особенно те, что спереди) как некий замкнутый путь, ведущий нас к задней части снимка, и это то, что подмечает глаз в первую очередь.

Когда мы начинаем блуждать взглядом вдоль этой линии, наконец замечаем пару, стоящую рядом с величественными сооружениями и болтающую (один одет в черное, а на другом красные штаны). Этот сюрприз создает элемент интереса, и заставляет нас задержаться на кадре чуть дольше, думая о том, чем могут заниматься эти двое, что, в конце концов, увлекает нас еще глубже и дает пищу для размышлений, пока мы смотрим на это изображение.

Заключение

Использование данных техник (наряду с другими) для удержания внимания зрителя и вовлечения его вглубь изображения – это прекрасный способ добавить в ваши работы изюминку. Не во всех ситуациях требуется (или даже разрешается) подобный подход, но когда появляется такая возможность, вы можете немного поэкспериментировать с этими стилями построения кадра, чтобы понять, смогут ли они добавить ценности в данных обстоятельствах определенному снимку.

Конечно, вам следует быть осторожными, чтобы не потерять полностью интерес вашей аудитории или сообщение, которое вы хотели донести. Как если вы используете метод масштаба, вам нужно убедиться, что ваш объект не слишком мелкий относительно других элементов, и, следовательно, что он не затеряется в необъятности окружения, что размеры и формы в кадре надлежащим образом масштабированы относительно друг друга, иначе возникает риск, что ваша аудитория просто не сможет воспринять смысл и пойдет дальше.

Существуют и иные способы «прочтения» сообщения в фотографии шаг за шагом, помимо обсужденных здесь. Например, вы можете попробовать поместить ваш главный объект не в центре, или же показать лишь часть объекта и позволить зрителю представить, как должно выглядеть все остальное, или вы можете снимать «мимо цели» и поиграть с фокусировкой и ведущими линиями, чтобы сформировать послание.

Проще говоря, во время просмотра фотографии глаз обычно сначала подмечает более крупные формы и контрастные области, и затем лишь пытается воспринять меньшие детали, так что это нужно держать в уме, чтобы помочь себе скомпоновать изображение корректно таким способом, чтобы ваше сообщение в итоге было получено, а не утеряно.

Дата публикации: 31.10.2014

Этой статьей мы открываем новый проект “Я фотограф” , в рамках которого будем делиться с вами опытом фотографирования. Еженедельно будут выходить новые уроки обо всех аспектах фотографии. Уроки будут ориентированы на разный уровень подготовки читателя: от новичка до продвинутого фотографа. Вести этот проект буду я, Константин Воронов , профессиональный фотограф и преподаватель фотографии.

Разумеется, каждый из нас хоть раз снимал на телефон или на простую “мыльницу”. Однако, многим хочется не просто делать кадры на память, но и получать красивые, качественные фотоснимки, получать от процесса фотографирования удовольствие, а при выкладывании фотографий в интернет иметь под ними много “лайков”.

Как стать фотографом? С чего начать? Каждый день этим вопросом задается множество людей. Для начала я дам несколько общих советов, которые помогут на старте не совершить распространенные ошибки, и развею несколько расхожих заблуждений о фотографии.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/80 с, 95.0 мм экв.

И начнем мы именно с заблуждений.

Заблуждение №1.

“Хороший фотоаппарат делает хорошие фотографии”

Это не так. Хорошие фотографии делает не фотоаппарат, а фотограф. Многие люди до того, как начать фотографировать самостоятельно, думают, что у профессиональных фотографов получаются хорошие, качественные кадры из-за использования дорогостоящей техники. Однако, фотоаппарат - это только инструмент. Как им воспользоваться, решает его хозяин.

Если неумеющему рисовать человеку дать самые лучшие, самые дорогие кисти и краски, получится абсолютно тот же результат, что и при использовании самых простых и дешевых. Хорошие кисти и краски покажут все свои возможности только в умелых руках. С фотографией то же самое.

За время работы с учениками мне частенько попадались новички, которые имели самые дорогие, самые профессиональные из существующих фотоаппаратов. Делали ли такие ученики кадры лучше остальных? Нет. Даже наоборот: их снимки были хуже, потому что они не могли разобраться в сложной фотоаппаратуре, рассчитанной на опытных профессионалов.

Фотоаппарат лучше всего выбирать не по его принадлежности к профессиональному классу или высшей ценовой категории, а по тому, насколько она подходит вашему уровню подготовки и вашим задачам. К примеру, многие дорогие профессиональные фотокамеры, такие как Nikon D810, вообще не имеют автоматического режима и сюжетных программ (“портрет”, “пейзаж”, “макро” и т.п.), что делает работу с ними невероятно сложной для начинающих фотографов: приходится долго копаться в неизвестных настройках. В то же время, многие камеры начального уровня, например Nikon D5300 или Nikon D3300, умеют делать прекрасные снимки на полном автомате: фотографу остается лишь выбирать наиболее интересные сюжеты, не думая о технической стороне вопроса.

Как выбрать фотоаппарат? Выбирайте не “самый лучший профессиональный фотоаппарат”, а именно ту модель, которая подойдет под Ваши навыки и ваши задачи. Чтобы сделать правильный выбор, достаточно понять насколько серьезно вы хотите заниматься фотографией, собираетесь ли вы учиться фотографировать или же хотите просто делать снимки на память.

Заблуждение №2

“Фотографировать легко!”

Как и многие творческие занятия, фотография кажется очень простым делом ровно до тех пор, пока не займешься ей самостоятельно. К примеру, как игра на музыкальных инструментах, танцы, пение… Глядишь на профессионального танцора и думаешь: “как же у него всё просто и естественно получается! Кажется, в этом нет ничего сложного! Я так же смогу!” Но когда пробуешь самостоятельно сделать хотя бы пару танцевальных движений, выходит, что это не так уж просто: как минимум, нужна специальная подготовка.

То же самое и с фотографией: при кажущейся простоте хорошо фотографировать - довольно сложно. Ведь это требует большого количества знаний и умений. Причем, как технических (как настроить фотоаппарат, например), так и творческих (как скомпоновать кадр, как выбрать подходящее освещение). Речь иногда идет о вопросах, имеющих, казалось бы, косвенное отношение к фотографии. Например, как спланировать туристическую поездку, чтобы получить много хороших кадров ; как заставить ребенка сидеть на месте, пока его фотографируют… Кстати, все эти темы мы будем освещать в рамках данного проекта. Следите за обновлениями!

С другой стороны, когда есть необходимый опыт, фотографировать действительно легко и приятно. Камера не мешает получать хорошие кадры, а композиция выстраивается интуитивно. Но для этого нужно тренироваться, учиться, набираться опыта.

Заблуждение №3

“Чтобы научиться фотографировать, достаточно изучить технику и правильно нажимать кнопочки на камере”

Техника и параметры съемки - это только часть необходимых навыков. И, кстати, часть самая простая. Как настроить экспозицию? Как управлять фокусировкой? Что такое баланс белого? - все эти вопросы технического характера решаются легко и просто, а при регулярной тренировке закрепляются и остаются с фотографом навсегда. Это арифметика фотографии, два плюс два. Но фотография - это прежде всего творчество. А вот творческая составляющая гораздо сложнее и не столь однозначна. Как скомпоновать кадр? Что показать на фото? Какой сюжет стоит фотографировать? Этими и многими другими творческими вопросами постоянно мучаются фотографы и решают их с переменным успехом. Начинать обучение фотографии конечно стоит с азов, с техники. Но заканчивать на этом рано.

NIKON D5200 / 18.0-105.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 1100, F4.5, 1/60 с, 38.0 мм экв.

Основная проблема большинства начинающих фотографов - не отсутствие хорошей фототехники и даже не недостаток каких-то специальных навыков. Главная проблема - отсутствие художественного вкуса. Сформируйте себе хороший художественный вкус! Смотрите фотографии известных фотографов, посещайте выставки. Кстати, а когда вы последний раз были в Эрмитаже и Третьяковской галерее? Анализируйте работы настоящих мастеров: почему художник или фотограф решил показать именно это и именно так? Как выстроена композиция? Как автор поработал со светом?

Посещение выставок, просмотр галерей известных фотографов и художников в интернете - это то, что даст вам хороший багаж для вашего личного творчества. И наоборот: плохие, посредственные вещи лучше не смотреть.

Почему это важно? Представьте, что получится, если человеку, который ни разу не видел ни одной картины, дать в руки кисти и краски? Скорее всего, он не поймет, что с ними делать; в лучшем случае он изобразит что-то в духе наскальной живописи. К примеру, некоторые изолированные африканские племена не умеют не только воспринимать изображение на плоскости, но даже различать цвета, которые не отвечают за их выживание, не встречаются в их окружающей среде. Потому что их этому никто не учил, у них нет для этого необходимого опыта. Человеку свойственно в своей жизни и творчестве использовать увиденный, накопленный опыт. Этот опыт необходимо иметь. Как говорят фотографы, “необходимо быть насмотренным”.

Как мы знаем, лежа на диване дома, хороших фотографий не сделаешь! Выгуливайте свою фотокамеру! Путешествуйте, гуляйте, посещайте интересные места: выставки, фестивали, спортивные события. Таким образом вы станете свидетелем интересных сюжетов для съемки, наберетесь опыта, необходимого для съемки в различных условиях. Если говорить о пейзажной съемке, то она вообще немыслима без путешествий. Кстати, как и портретная: ведь часто для съемки хорошего портрета нужно подобрать красивое место, хороший фон, а лишь потом красиво сфотографировать модель.

Есть и чисто психологический аспект: в путешествии, вне зависимости от его дальности, человек набирается впечатлений, вдохновения, заряжается творческой энергией.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4.5, 1/200 с, 200.0 мм экв.

Чтобы был прогресс в ваших занятиях фотографией, а количество красивых снимков увеличивалось, необходимо относиться к своему творчеству критически. Не стоит почивать на лаврах, умейте видеть в своих работах недостатки, даже если все их хвалят.

К примеру, самый жесткий критик моих работ - я сам. Я лучше любого критика знаю, в чем и где кроются ошибки в моих снимках. Анализируя свои фотографии, я понимаю, что мог бы снять еще лучше. И при следующей съемке я стараюсь это делать. Поверьте, вы получите огромное удовольствие от исправления собственных недочетов, а ваши снимки будут становиться всё красивее!

Любое творчество начинается с технических основ. Фотография - не исключение. Чтобы писать книги, нужно изучить азбуку, грамматику, орфографию языка. Разумеется, современные фотокамеры обладают отличной автоматикой, которая вам позволит получать хорошие кадры нажатием одной-единственной кнопки, не задумываясь ни о каких настройках.

Однако те, кто снимает в авторежиме, знают: автоматика часто ошибается: то яркость снимка не та, то цвета не те, то резкость не там. А ведь так хочется сказать камере, как надо было сделать! Чтобы полностью контролировать процесс съемки и не зависеть от причуд автоматики, стоит изучить довольно простые технические основы фотосъемки. Как формируется изображение в фотокамере? Что такое экспозиция? Что такое баланс белого? Как работает фокусировка? Понимание того, как всё работает, и умение настроить свой аппарат позволит вам делать снимки высокого качества и полностью контролировать процесс съемки “от и до”. Кстати, на следующих уроках мы поговорим именно об этих технических основах.

Манипулирование вниманием. Заманчиво звучит? Сразу представляются гигантские установки с локаторами, электроны, аккуратно приклеенные белыми кружочками к лысым головам, и люди, которые завороженно уставились на блестящую штучку на цепочке, болтающуюся в руке гипнотизера.

На самом деле все вышеописанное - заезженные штампы, а настоящие манипуляторы вниманием и сознанием (о сознании мы пока умолчим, чтобы вам сильнее хотелось закончить первую ступень обучения и перейти к следующей, которая, в свою очередь, и позволит заняться еще более интересными вещами, например, тем же манипулированием сознанием) совсем не такие. Кстати, тот любопытный факт, что к середине предыдущего предложения вы думали совсем не о манипулировании вниманием, а о дешевом маркетинговом ходе, вовсе не случайность. Здесь это было сделано специально, но ведь вам наверняка приходилось иметь дело с текстами, чтение которых требует специальных усилий. Не злитесь на авторов - они не специально. А приходилось ли вам видеть такие фотографии? Вроде смотришь, смотришь, а куда смотреть - непонятно. На фотографов тоже не злитесь, они не специально. Просто они не умеют делать так, чтобы взгляд, падая на фотографию, попадал сразу (или почти сразу) в нужное место.

В чем же смысл манипулирования вниманием в фотографии? Все очень просто: при помощи определенных приемов нужно незаметно подтолкнуть зрителя к тому, чтобы он смотрел, куда надо, и не видел того, что не надо. Правда, прежде чем приниматься за зрителя, нужно сначала разобраться в том, куда направлять собственное внимание. Из предыдущих материалов нашего курса, вы, наверно, помните о туннельном зрении. Ну это когда фотограф, смотря в дырочку, видит только то, что его интересует, а окружающие объекты полностью игнорирует. Фотография же воспринимается целиком, как центр интереса, поэтому на ней сразу видно все то, что автор не заметил в видоискателе. Как правило, элементы, попавшие в кадр без ведома фотографа, действуют на зрителя, как бесполезные вводные предложения на читателя. Поэтому, компонуя изображение, нужно постараться увидеть все, что попало в рамку кадра, и сделать каждый объект композиционно целесообразным. В предыдущей лекции по композиции основной нашей задачей было задержать взгляд зрителя на фотографии как можно дольше. Но как привлечь внимание к тому, что вы считаете в изображении важным?

Для этого существуют следующие способы:
1. Структурное выделение (ведущие линии, направляющие и ограничивающие элементы).
2. Эффект перспективы.
3. Выделение светом (тональное, объемное).
4. Цветовой контрапункт.
5. Силовое выделение (композиционный баланс, глубина резко-сти, ритм, агрессивное поле).
6. Комплексное выделение (синергизм).

Как правило, в хорошей фотографии используются сразу несколько из названных способов, но чтобы понять, как они работают, разберем все по порядку.

СТРУКТУРНОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ

Рассмотрим в качестве примера фотографию на рисунке 1. Обратите внимание, что главный центр внимания находится гораздо правее, чем этого требуют правила композиции, но, тем не менее, целующаяся пара сразу бросается в глаза. Что же заставляет взгляд скользнуть по изображению и остановиться именно там, в заветной точке? Посмотрите, как фотография разделена вертикальными и горизонтальными линиями. Все действие происходит в точке пересечения главной вертикали и единственной горизонтали. Но это еще не все. К ногам целующихся ведут диагонали: одна слева направо, вдоль коробок, а вторая из правого нижнего угла. Думаете, на этом все закончилось? Ну уж нет! Это мы рассмотрели только видимые линии, а ведь бывают еще и мнимые. Например, голова самого внушительного участника, красная машинка на коробке и грудь девушки образуют равнобедренный треугольник, слегка наклоненный вниз. Как вы знаете, зритель, читающий слева направо, визуальную информацию воспринимает слева-сверху вниз по диагонали. Таким образом, взгляд попадает в основание треугольника и естественным образом опускается к самой острой его вершине, упирающейся, сами понимаете, во что. Если вы решили, что на этом можно закончить, то рекомендую немедленно передумать. Треугольник, вершинами которого являются глаз внушительного мужчины, его правая рука в кармане и правый кулак его приятеля в красном галстуке, ведет взгляд прямо в точку соприкосновения одушевленных персонажей. При этом, стороны треугольника проходят по лицам и рукам нарисованных людей, что не оставляет зрителю другого выбора, кроме как все это увидеть, скользя взглядом к поцелую. Самое главное - все описанное происходит в подсознании зрителя, то есть он не понимает, почему он смотрит в одну точку, а не в другую, ему кажется, что «оно само». Вообще, «оно само» - это волшебная мантра, которая стоит на границе между хорошей и плохой фотографией. Изображение на чувственном уровне воспринимается более естественно, чем на когнитивном (посредством осмысления); тогда и кажется, что «все само».

В фотографии на рисунке 2 использован эффективный прием привлечения внимания посредством помещения смыслового объекта (воздушного шара) в композиционный узел на пустом фоне. Далее, взгляд зрителя перенаправляется по стрелке к флагу, откуда снова возвращается к шару. Карниз поддерживает кадр снизу, не позволяя выйти за его пределы. Таким образом, внимание распределено почти равномерно (с акцентом на воздушный шар) между двумя элементами изображения.

Рисунок 3 - пример использования эффективного композиционного приема «рамка в рамке». Внимание при такой композиции концентрируется на «внутреннем» изображении. Важно то, что внешняя рамка значительно отличается по тону от внутренней, что заставляет рассматривать содержимое последней как отдельную фотографию. Люди у парапета настолько малы, что при другом построении кадра они могли бы остаться совершенно незаметными.

Данный прием универсален. На рисунке 4 вы видите, как он эффективно может быть использован в портретной съемке. Внутреннюю рамку образует капюшон, в то время как внешняя - это выведенный из глубины резкости фон.

ЭФФЕКТ ПЕРСПЕКТИВЫ

Каждый знает, что если рядом с чем--то маленьким есть что--то большое, то большое видно лучше. Помните, в лекции по композиции мы обсуждали перспективные искажения и точку схождения? Тогда мы говорили о том, как два одинаковых предмета кажутся разного размера, если один дальше, а другой ближе. Поскольку искажение перспективы в большой степени зависит от фокусного расстояния объектива, разницу в относительных размерах объектов можно регулировать, отлаживая как расстояние между ними, так и фокусное расстояние. При определенных условиях, кажущийся размер объекта можно исказить до такой степени, что он будет превалировать в кадре, несмотря на наличие в снимке гораздо более крупных предметов (рисунок 5). Обратите внимание, что горы на зад-нем плане кажутся гораздо меньше девушки. Теперь представьте себе, как выглядела бы эта фотография, если бы девушка стояла в непосредственной близости к скалам. Она бы терялась на фоне камней и привлекала бы существенно меньше внимания, чем на представленном снимке.

Очень интересный эффект можно создать, выстраивая объекты в кадре таким образом, чтобы их относительные размеры не соответ-ствовали реальности. В результате получается оптическая иллюзия, воспринимаемая зрителем как надругательство над реальностью. Особенно интригующе это выглядит на непостановочных уличных фотографиях (рисунок 6). Из--за того, что старик на втором плане кажется меньше продавца, но больше, чем фигура монаха, создается так называемая обратная перспектива, и старик кажется игрушечным. Статуя девы Марии на заднем плане делает иллюзию еще более правдоподобной, потому что ее размер подчиняется нормальным законам перспективы.

Обратная перспектива - не самое лучшее средство для привлечения внимания к объектам в кадре, потому что, как правило, нереальность результата занимает зрителя больше, чем любой физический объект в кадре. Обратите внимание, насколько девушка на рисунке 5 более заметна, чем любой персонаж на рисунке 6. Конечно, фотография на рисунке 6 сложнее для восприятия и композиционно интереснее, но это нужно далеко не всегда. Кажущаяся простота предыдущего снимка лучше подходит для рекламного снимка, она дает возможность сконцентрировать внимание на том, чем занимается девушка.

ВЫДЕЛЕНИЕ СВЕТОМ

Давайте снова вернемся к фотографии на рисунке 5. Посмотрите внимательно, ведь дело там не только в перспективном выделении. Девушка - самый светлый объект в тональном спектре фотографии. Взгляд бессознательно идет туда, где ярче, потому что мозг фильтрует темные тона, как информационно бесполезные. Тональное выделение настолько эффективно, что с его помощью внимание можно привлечь к объекту, занимающему совсем небольшую площадь в кадре (рисунок 7). Посмотрите, девочка сразу же бросается в глаза, но потом взгляд переходит на лицо и руки манекена. Это противоречит стандартным правилам восприятия изображения, но находится в полном соответствии с тем, что более яркий тон привлекает внимание первым.

ЦВЕТОВОЙ КОНТРАПУНКТ

Все сказанное выше (даже по поводу фотографии на рисунке 5) больше относится к черно-белой фотографии, потому что не принимается во внимание возможное влияние цвета. Если в изображении превалирует определенная цветовая гамма, а какой-то объект окрашен в цвет, находящийся в противоположной части спектра (вспомните радугу: с одной стороны красный цвет, с противоположной - фиолетовый), именно контрастирующий объект сразу привлечет внимание. Это и называется цветовым контрапунктом. Прием этот настолько эффективен и прост, что использование его кажется очень заманчивым. Именно поэтому он уже давно превратился в клише, а черно-белая фотография, на которой девушка держит красную розу, - и вовсе фотографический моветон. Обратите внимание на то, как цветовой контрапункт использован в фотографии на рисунке 8. Внимание сначала привлекает красная рамка на белой стене, а потом уже зритель видит отражение спичечного коробка в зеркале. Если бы рамка была серого цвета, то все внимание было бы сконцентрировано на лице девушки. Таким образом, лицо и фигура выделены структурно и тонально, а рамка - цветом. Это обеспечивает наличие в кадре двух конфликтующих центров интереса.

СИЛОВОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ

Силовое (динамическое) выделение - несколько более сложный прием, чем все предыдущие. Основан он на той особенности визуального восприятия, что мозг заставляет искать наиболее «комфортную взору» часть изображения. Примером такого выделения служит фотография на рисунке 9. На лицо девушки, сидящей на стуле, заставляют смотреть несколько факторов. Во-первых, обнаженная фигура в зеркале относительно нерезкая, поэтому взгляд с нее соскальзывает в поисках более «ценной» информации практически сразу. Во-вторых, яркий острый блик ножа и находящаяся справа от него блестящая деталь вызывают подсознательное чувство опасности, и заставляют зрителя перевести глаза по направлению острия, чтобы понять, кому угрожает опасность. Втретьих, наклонная стена вызывает подсознательное чувство отторжения, потому что серия параллельных наклонных линий создает ощущение беспокойства. Нужно отметить, что если бы эти диагонали были наклонены в противоположную сторону, эффект бы усилился. Останавливается взгляд на лице, груди и руках, образующих ромб, в котором и концентрируется внимание зрителя. Но дальше происходит следующее: девушка смотрит на лежащий на полу корсет, и зритель подсознательно следует по направлению ее взгляда. Оттуда внимание снова переходит на зеркало, потому что отражение в нем ярче корсета, и далее снова к лицу. Таким образом, в изображении возникают две циклические структуры, борющиеся за внимание зрителя. Это еще более усиливает напряжение в кадре.

Фотография на рисунке 10 является примером силового выделения посредством создания композиционного дисбаланса. В композиционно уравновешенном изображении, внимание концентрируется на точках пересечения силовых линий (линий золотого сечения, например). Если же баланс слегка нарушен, возникает подсознательное желание картинку уравновесить, и взгляд компенсирует дисбаланс, смещаясь относительно «центра тяжести» изображения. Фигура слева явно перевешивает, что заставляет переместить взгляд на лицо раненого летчика. Секрет описанного приема в том, что дисбаланс должен быть совсем небольшим или частично компенсироваться тонально и композиционно. Иначе эффект будет слишком сильным и разрушительным для восприятия.

ЭФФЕКТ ВЗАИМНОГО УСИЛЕНИЯ

Наверняка для вас не секрет, что от перемены мест слагаемых сумма далеко не всегда не меняется. Возможно, вы знаете и то, что два плюс два иногда бывает больше, чем четыре. Оба этих явления возможны изза эффекта взаимного усиления, называемого еще синергизмом. Применительно к теме нашей беседы синергизм проявляется в том, что эффект от нескольких методов привлечения внимания, примененных одновременно, сильнее, чем сумма составляющих. Вернемся снова к рис. 6: налицо перспективное и тональное выделения. На рисунке 11 мы видим управление с помощью структурных линий (изображение делится на две части, каждая из которых воспринимается отдельно), цвета (кучер в красном пиджаке), тона (голова в левом нижнем углу), перспективы (голова лошади) и посредством создания композиционного дисбаланса (завал влево и частично уравновешивающая его массивная фигура справа).

Разумеется, привлекая внимание к определенным элементам, другие объекты в кадре можно делать менее заметными (как, например, обнаженная фигура в зеркале на рис. 9). Это часто бывает необходимо для устранения ненужного визуального конфликта в кадре. Использовать методы управления вниманием нужно осторожно, исподволь, чтобы у зрителя не возникало ощущения, что его кто-то дергает за веревочки. Чем незаметнее ваши действия, направленные на концентрацию внимания зрителя в определенной точке (или точках), тем они эффективнее.

К сожалению, на страницах журнала может быть представлена лишь небольшая часть лекционно-методических материалов анонсированных курсов Фотошколы. И поскольку третий курс довольно сложен для восприятия, тем более в усеченном журнальном формате, редакцией было принято решение поменять местами лекции 3го и 4го курсов. Лекция этого номера, о способах манипулирования вниманием зрителя, с одной стороны, носит самостоятельный характер, но, с другой, надеемся, она поможет лучше понять содержание третьего курса, в рамках которого будет рассказано о «почерке и стиле фотографии» и «фотографии как средству самовыражения и способу общения». Материалы этих лекций Вы сможете прочитать в следующем номере журнала.