Отмена бумажного ПТС и введение электронного паспорта транспортного средства должна была вступить в силу еще несколько лет назад, но опять продлена из-за того, что не все стороны автомобильного рынка готовы полностью отказаться от бумажных паспортов на машины. У автомобилистов есть еще год для замены документа.

В данной статье мы подробно остановимся на нормативном правовом документе – Решении коллегии евразийской экономической комиссии «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».

Законодательство по отмене бумажных ПТС

Пунктом 1 Решения коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.05.2018 г. № 85 (О внесении изменения в пункт 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122) продлена возможность оформления «бумажных» паспортов транспортных средств, самоходных машин и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, утвержденными на национальном или союзном уровнях, наряду с оформлением электронных паспортов.

Как будет проходить замена бумажного ПТС на электронный

Подпункт «г» Решения Коллегии ЕЭК регламентирует как будет проходить процедура замены бумажного ПТС на его электронный аналог: замена паспортов транспортных средств и паспортов , оформленных до вступления в силу настоящего Решения, а также в соответствии с подпунктами «а» - «в» настоящего пункта на электронные паспорта транспортных средств и электронные паспорта транспортных средств, и электронные паспорта самоходных машин и других видов техники осуществляется по заявлению Собственника транспортного средства (самоходной машины и другого вида техники).

То есть, если у владельца транспортного средства появится желание, то он может обменять бумажный ПТС на электронный. Многих собственников авто интересует такой момент: обязательно ли осуществлять замену паспорта на бумажном носителе на электронный паспорт?

Согласно нормативному документу, получение электронного паспорта ПТС не является обязательной процедурой. По этой причине бумажный паспорт вы имеете право использовать до того момента, пока в нем не закончится место для новых собственников.

Можно ли единовременно использовать бумажный и электронный ПТС

Заостряем внимание на том, что у автомобиля не может быть сразу два паспорта: электронного и бумажного.

Цитата: не допускается одновременное и паспорта на бумажном носителе на 1 транспортное средство (шасси транспортного средства), самоходную машину и другой вид техники.

Что представляет собой ПТС в электронном виде

Электронный ПТС представляет собой запись в базе данных, содержащую сведения о транспортном средстве, а также о его собственниках. В приложении 3 к Порядку функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники прописан полный перечень информации, которая содержится в электронном Паспорте Транспортного средства.

Если у вас есть заинтересованность, то можно изучить перечень информации, которая должна присутствовать в ПТС. После прочтения вы поймете, что в паспорте на бумажном носителе содержится намного меньше информации. После того, как электронный ПТС будет оформлен, владелец автомобиля получит выписку, которую требуется распечатать – именно она будет аналогом ПТС на бумажном носителе. Причем в данной выписке будет содержаться лишь частичная информация из электронного паспорта. В Приложении 1 вы найдете информацию о том, что должно быть в выписке.

Заметьте, что в выписке из электронного ПТС содержится мало информации. К примеру, в выписке не прописан изготовитель машины, и кто является ее владельцем, в отличие от ПТС бумажного. Но в электронном аналоге помимо категории , будут прописаны сведения и о категории транспортного средства из технического регламента.

Поэтому после введения ПТС в электронном формате, будет легче решать проблемы определения категории транспортного средства при возникновении спорных ситуаций. А дело в том, что ряд автомобилей иностранного производства в России могут быть отнесены как к грузовикам, так и к автобусам. И если смотреть практику, то сотрудники государственных органов в большинстве случаев относят автомобиль к той группе, где больше платежи в пользу бюджета. Это налоги, таможенные сборы и так далее. Введение электронных ПТС даст возможность однозначно отнести ТС к той или иной категории, что позволит избежать непонятных ситуаций.

Кто имеет право получить информацию из электронного ПТС

Если обратиться к п. 12 Порядка функционирования систем электронных ПТС, то там указана вся информация о том, кто абсолютно бесплатно имеет право получить сведения из электронного документа. Следует обратить внимание на подпункты «г» и «д», которые относятся к среднестатистическим водителям:

Цитата: Участникам систем электронных паспортов для использования исключительно в собственных нуждах и (или) для реализации задач, возложенных на них в соответствии с настоящим Порядком и (или) законодательством государства-члена, без взимания платы предоставляются по запросам следующие сведения:

г) собственнику транспортного средства (шасси, машины) - сведения в объеме, предусмотренном приложениями N 1 и 2 к настоящему Порядку;

д) иным лицам – сведения о статусе электронного паспорта по запросу, содержащему:

  • идентификационный номер (VIN) транспортного средства (шасси), номер шасси (рамы) или номер кузова (кабины, прицепа) - для транспортного средства (шасси);
  • идентификационный номер машины или номер кузова (кабины, прицепа) - для машины.

Давайте рассмотрим это пункт со стороны оформления сделки купли-продажи транспортного средства: будущий покупатель по VIN номеру транспортного средства имеет право получить лишь информацию о том, в каком статусе находится электронный ПТС. Это значит, что потенциальный покупатель может получить сведения относительно того, что ПТС находится в одном из нижеприведенных статусов:

  • Погашенный
  • Утилизированный
  • Аннулированный
  • Действующий
  • Незавершенный

Если вы приобретаете машину с электронным паспортом, рекомендуется осуществить проверку, в каком статусе находится документ. В этой ситуации верное значение должно быть в статусе – «действующий». В случае, когда паспорт находится в каком-то ином значении, лучше не приобретать подобное транспортное средство.

Кроме статуса покупатель не имеет доступа, ни к какой дополнительной информации из ПТС электронного вида. По факту покупатель не получит подтверждающей информации, кому в реале принадлежит ТС.

Хотя, собственник может доказать и подтвердить, что ТС принадлежит именно ему, и для этого ему понадобится сделать запрос на получение выписки из электронного ПТС. Данные сведения могут быть предоставлены лишь собственнику автомашины. Наличие выписки является гарантией и подтверждающим фактом, что именно настоящий владелец продает свою машину. Вдобавок, покупатель имеет право запросить информацию, заплатив за это определенную денежную сумму.

Цитата: участникам систем электронных паспортов на договорной основе предоставляется доступ к сведениям, содержащимся в электронных паспортах, и к сервисам систем электронных паспортов в объеме, порядке и на условиях, которые определяются администратором, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка.

Перечень информации, которую можно будет запросить на платной (договорной) основе, будет определять оператор системы.

Преимущества электронного паспорта транспортного средства

Есть одно существенное преимущество электронного ПТС – неограниченный объем информации, который может быть прописан в документе. В ПТС электронного формата всегда будет достаточно места для записи новых владельцев, и по этой причине в замене они не нуждаются.

Вдобавок, электронный ПТС может храниться сколько угодно долгое время, причем ни от времени, ни от воздействия внешних факторов он не может быть испорчен.

Важные вопросы, связанные с введением ПТС электронного формата

У потребителей закономерно возникает ряд вопросов относительно данного нововведения:

  • Процесс покупки машины с использованием кредитных средств : если ранее бумажный паспорт до того момента, как кредит был полностью выплачен, находился в залоге у банка, то забрать ПТС электронного формата не представится возможным, так как он хранится в базе данных государства
  • Сложности, связанные с оформлением сделок купли-продажи: Становится непонятным каким образом продавец может вписать покупателя в электронный ПТС, так как у него нет доступа к государственной базе данных. Что остается? Только оформить договор купли-продажи.

Давайте подведем итоги: электронные ПТС фактически облегчат жизнь владельцев транспортных средств, добавив удобств и сократив время на бумажную волокиту. Но на первоначальном этапе многие водители не сумеют избежать некоторых технических трудностей. Именно поэтому не стоит торопить события и срочно заниматься заменой бумажного паспорта на электронный ПТС.

В России с 1 июля 2018 года на смену бумажному Паспорту транспортного средства придёт электронный. «Авто Mail.Ru» удалось выяснить основные детали грядущей реформы. Изначально переход на электронный формат ПТС во всех государствах-членах Евразийского экономического союза (в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии) должен был начаться на год раньше, с 1 июля 2017-го. Однако из-за неготовности системы срок запуска проекта перенесли на год.

Скоро взамен бумажной версии привычного ПТС появится электронная биография «железного коня» - паспорт, который расскажет полную биографию вашего автомобиля, от момента выхода из заводских ворот до утилизации. Юридическим признанием содержащейся информации будут служить электронные подписи уполномоченных на то лиц.

В перспективе эта мера должна исключить махинации на вторичном рынке, полностью искоренив нечистых на руку автовладельцев и перекупщиков. Кроме того, создание единой базы электронных паспортов облегчит работу налоговых и таможенных служб, а также сделает практически невозможным постановку на учёт краденых автомобилей.

Идея ввести электронные ПТС начала формироваться довольно давно: в 2014 году представители правительств Беларуси, Казахстана и Российской Федерации подписали межправительственное соглашение, к которому затем присоединились новые члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - Армения и Киргизия.

Летом прошлого года крупнейшие производители автотранспортных средств этих стран начали тестировать пилотную версию системы, а сейчас автопроизводители обкатывают окончательный процесс перехода на электронные паспорта, притом база данных будет доступна всем заинтересованным участникам: автодилерам, банкам, страховым компаниям…

С 1 июля 2018 года все без исключения производители автомобилей обязаны перейти на систему электронных паспортов. С этой даты бумажные ПТС больше не будут оформляться, а с 1 июля 2019 года на территории ЕАЭС такая же участь ожидает производителей всей остальной техники - самоходных машин и тому подобных агрегатов.

Соответственно, оформление электронных паспортов будет производиться заводами-изготовителями транспортных средств, а на импортируемые автомобили документы выпишут уполномоченные на то организации (например, таможня). В электронном ПТС будут указаны те же данные, что и в обычном, начиная от марки и модели и заканчивая годом выпуска и экологическим классом.

Но самое главное, в систему электронных паспортов автомобилей планируют включать следующую информацию:

  • сколько людей (или фирм) владели автомобилем;
  • какими видами страхования пользовались владельцы (ОСАГО или каско);
  • в каких авариях участвовал автомобиль и какие повреждения получил;
  • какие недостатки выявлялись во время технических осмотров;
  • посещала ли машина ТО на дилерском сервисе,
  • какие имеются обременения и ограничения.

То есть, приобретая подержанный автомобиль, всю подноготную машины можно будет узнать непосредственно из ПТС: вот, например, с 2015 года машина перестала ездить на дилерские ТО, а в 2016 при пробеге 40 000 км стала участником аварии, в которой были повреждены заднее левое крыло и бампер. Пожалуй, о такой прозрачности мы не могли даже мечтать…

Отметим, что обязательной замены ранее выданных бумажных ПТС на электронные не планируется . Но бумажный документ заберут, когда закончится место для записи новых владельцев, либо он будет испорчен - соответственно, новый бланк взамен выдавать не будут.

Кроме того, никто не запретит хозяину машины получить «электронный бланк» по собственному желанию - достаточно заплатить 600 рублей (такова предполагаемая стоимость услуги) и готово. Правда, нужно учесть, что после этой процедуры имевшаяся на руках бумага будет признана недействительной.

Преимущества электронного ПТС

Новый документ объединит множество разрозненной сейчас информации, притомпользоваться им смогут аккредитованные структуры (как говорилось выше, банки, автосалоны и другие, кто заплатит за пользование системой), а также на бесплатной основе собственник транспортного средства .

1. Электронный паспорт невозможно потерять.

2. В документ может быть внесено любое количество собственников.

3. Одна база данных полностью подтвердит юридическую чистоту автомобиля.

4. Покупатель сможет отслеживать полную историю транспортного средства.

5. В единой базе данных паспортов нельзя «обнулить» количество владельцев.

6. База данных позволяет вносить любые дополнительные сведения (ДТП и прочее).

Недостатки электронного ПТС

Конечно, без старой-доброй бумажки многие будут чувствовать себя неуютно… Да и вопросов пока хватает. Не появится ли такая неофициальная «услуга», как удаление и корректировка «ненужной» информации из ПТС? Например, если этого захочет владелец, которому нужно продать восстановленную после серьёзного ДТП машину.

Переход на электронные документы сейчас достаточно распространенная история. Это надежно и безопасно, просто так удалить документ нельзя. Но как покупатель машины будет проверять электронный вариант, учитывая конфиденциальность документа?

Урван Парфентьев координатор Центра безопасного Интернета, ведущий аналитик РОЦИТ

Разумеется, в процессе внедрения системы электронных ПТС могут возникнуть и другие проблемы. Заранее их предусмотреть просто невозможно - в мировой практике подобное решение предлагается впервые, поэтому существует определенная доля риска. Но будем надеяться, что этот проект окажется вполне успешным и не усложнит, а облегчит жизнь автомобилистам.

начнут выдавать электронные Паспорта транспортного средства (ЭПТС) вместо привычных для всех автолюбителей, бумажных ПТС. В чем разница между виртуальным паспортом транспортного средства и какая информация будет содержаться в новом виртуальном типе паспорта. Рассмотрим нововведение подробнее, а также сделаем обзор той информации, которая будет вноситься в электронный ПТС.

И так, согласно проекта постановления Правительства РФ «О введении в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства» , главное нововведение, которое будет отражено в электронном документе предполагает, расширенные сведения, которые будут содержать информацию «о собственнике, техническом осмотре, техническом обслуживании и ремонтных работах, пробеге, о наложении (снятии) ограничений (обременений), о страховании и страховых случаях (включая сведения о ДТП), а также информацию, вносимую собственником» текст взят из постановления .

Столь подробная информация в ЭПТС будет собрана в целях создания прозрачной истории зарегистрированного транспортного средства, для того, чтобы каждый будущий собственник мог легко узнать всю историю ТС, а также не попасться на удочку мошенников, которые, под видом «небитой и якобы не крашенной» машины продают автомобильный хлам, а также, чтобы не приобрести автомобиль на который наложены законные ограничения за нарушения, которые виновный не желает устранять. За добросовестность введенной информации будут отвечать компетентные органы и уполномоченные организации, которые должны будут следить за достоверностью информации вносимой в электронный бланк. Все этапы жизненного цикла автомобиля будут формироваться и заноситься в документ , сказано в пояснительной записке постановления.

Электронному ПТС будет присвоен индивидуальный номер, а информация будет храниться в единой базе данных используемой для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

ЭПТС будет иметь пять статусов: «незавершённый», «действующий», «погашенный», «аннулированный», «утилизированный». Для получения информации о статусе необходимо будет ввести VIN номер автомобиля. Полную информацию хранящуюся (выпиской из ЭПТС) на бесплатной основе, сможет получить непосредственный владелец транспортного средства.

Сколько будет стоить оформление электронного ПТС?

За оформление нового электронного ПТС с физических и юридических лиц будет взиматься плата в размере 600 рублей. Для автопроизводителей, которые будут оформлять паспорта, плата будет ниже- 250 рублей.

Напомним, что сейчас для бумажных паспортов установлена предельная сумма оплаты в 800 рублей.

Я хочу внести изменения в ЭПТС, сколько это будет стоить.

Плата за внесение изменений в электронные паспорта взиматься не будет.

Напомним, что сейчас для того, чтобы внести изменения в ПТС нужно заплатить 350 рублей госпошлины.

У меня бумажный ПТС, нужно ли его менять на электронный?

Нет, менять на электронный его не нужно. Однако законодателями в будущем будет предусмотрена процедура замены стандартного ПТС на электронный.

Если после 1 июля 2017 года я потерял ПТС или он пришел в негодность, что мне делать? Какой ПТС мне выдадут?

После даты начала выдачи ЭПТС при обращении в соответствующие органы (Завод-изготовитель, Таможенные органы, Регистрационные подразделения ГИБДД).

Исчерпывающий список сведений, указываемых в электронном паспорте транспортного средства:

1. Сведения о собственнике: *

ОГРН (ОГРНИП);

ИНН;

мобильный телефон;

адрес электронной почты;

б) физическое лицо:

фамилия;

имя;

отчество (при наличии);

дата рождения;

ИНН;

СНИЛС;

наименование документа;

номер документа;

мобильный телефон;

адрес электронной почты;

наименование документа;

номер документа;

дата оформления (выдачи) документа;

стоимость транспортного средства;

пробег.

основания, когда утилизационный сбор не уплачивается;

наименование транспортного средства, определяемое его назначением.

3. Сведения о техническом осмотре, техническом обслуживании и ремонтных работах:

а) сведения о техническом осмотре:

ОГРН (ОГРНИП);

ИНН;

дата проведения технического осмотра;

диагностическая карта;

пробег;

результат;

б) сведения о техническом обслуживании и ремонтных работах:

наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя);

ОГРН (ОГРНИП);

ИНН;

адрес местонахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;

вид проведенных работ;

дата проведения работ;

перечень проведенных работ;

пробег;

дополнительная информация.

4. Информация о наложении (снятии) ограничений (обременений):

5. Сведения о страховании и страховых случаях:

а) сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО):

ОГРН;

ИНН;

номер полиса (ОСАГО);

срок действия;

пробег;

б) сведения о добровольном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КАСКО):

наименование страховой организации;

ОГРН;

ИНН;

номер полиса (КАСКО);

срок действия;

пробег;

в) страховые случаи:

дата страхового случая;

описание повреждений;

пробег;

г) дорожно-транспортные происшествия:

дата, время и место (адрес) происшествия;

описание повреждений;

пробег;

6. Информация собственника:

б) иная информация.

7. Информация национального оператора.

Дополнительные сведения, носящие информационный характер, указываемые в электронном паспорте шасси транспортного средства

1. Сведения о собственнике: *

* - Предоставляются на добровольной основе, в том числе в соответствии

‎с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»

а) юридическое лицо (индивидуальный предприниматель):

наименование (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя);

ОГРН (ОГРНИП);

ИНН;

мобильный телефон;

адрес электронной почты;

б) физическое лицо:

фамилия;

имя;

отчество;

дата рождения;

ИНН;

СНИЛС;

документ, удостоверяющий личность:

наименование документа;

номер документа;

дата оформления (выдачи) документа;

мобильный телефон;

адрес электронной почты;

в) документ, удостоверяющий право собственности:

наименование документа;

номер документа;

дата оформления (выдачи) документа;

стоимость шасси транспортного средства;

пробег.

2. Административная информация:

основания, когда утилизационный сбор не уплачивается.

3. Информация о наложении (снятии) ограничений (обременений):

наименование органа (организации), наложившего (снявшего) ограничение (обременение);

вид ограничения (обременения);

наименование документа, в соответствии с которым наложено (снято) ограничение (обременение);

номер документа, в соответствии с которым наложено (снято) ограничение (обременение);

дата оформления (заключения) документа, в соответствии с которым наложено (снято) ограничение (обременение);

срок ограничения (обременения) и (или) дата снятия ограничения (обременения).

4. Информация собственника:

а) информация об ограничениях;

б) иная информация.

5. Информация национального оператора.

С 1 июля 2018 года в нашей стране прекратят выдавать привычные бумажные паспорта транспортного средства. При покупке нового автомобиля у дилеров, данного документа на руки выдавать перестанут. ПТС теперь будет выглядеть в электронном виде, и будет содержаться в единой базе данных.

Введение электронного варианта ПТС хотели внедрить еще летом прошлого года, тем не менее данную инициативу перенесли на год по просьбе производителей и дилеров.

Электронная база данных ПТС начала свою работу в тестовом режиме уже в январе этого года. Производители и импортеры автомобилей так же в тестовом режиме стали вносить нужную информацию и задавать интересующие вопросы и замечания к единой базе данных по ПТС.

Какая информация будет в электронных ПТС

Электронный вариант ПТС включает в себя гораздо больше информации ежели его бумажный вариант. На самом деле в электронный вариант хотят вносить почти все данные об автомобиле и что с ней происходит, а именно:

  • производитель/продавец авто.

  • дилер, продавший автомобиль.почта.

  • информация о страховании ОСАГО или КАСКО.

  • информация о техосмотре автомобиля, пробег авто на момент осмотра.

  • информация о совершенных ДТП, в котором участвовал автомобиль: дата, время, место, повреждения.

  • обременения (банковские, залоговые, наследственные и пр.).

Если данная база данных по автомобилям будет работать так, как ее хотели бы видеть авторы, всего через пару лет скрыть будет сложно скрыть реальный пробег при продаже автомобиля и конечно же это будет серьезный удар по угонщикам автомобилей, которым будет тяжело сделать новые документы на ворованную машину.

Нужно ли менять бумажные ПТС на электронные

У вас наверно после прочтения может возникнуть лишь один вопрос, имея на руках бумажный вариант ПТС нужно ли идти обменивать его на электронный? Если очень хочется, то можете, но это не обязательно.

Если вы не хотите менять свой бумажный вариант, то можете это не делать, бумажные ПТС будут действовать до того времени пока произведенные автомобили до 2018 года будут ездить по нашим дорогам.

На сегодняшний день автолюбителей интересует только одно, каким образом будут продаваться поддержанные автомобили и как будет проходить их перерегистрация. Будут ли при продаже поддержанных машин вместе бумажного варианта выдаваться электронный документ, об этом авторы нововведений умолчали.

С 1 июля 2017 года наша страна должна полностью перейти на электронные паспорта транспортных средств (ПТС). Точнее, они будут выдаваться на всей территории ЕАЭС – то есть в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Кыргызии (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. № 122 " "). Само соглашение ЕАЭС об электронных ПТС было принято в августе 2014 года, а Россия ратифицировала его в июне 2016 года ().

Предполагается, что до июля следующего года владельцы машин и других транспортных средств смогут оформить электронный ПТС добровольно. При этом получить ПТС одновременно и в бумажной, и в электронной форме, нельзя. Правда, пока такой возможности нет – механизм выдачи и использования электронных ПТС еще только разрабатывается. Ответственным за его создание является ОАО "Электронный паспорт", которое входит в структуру госкорпорации "Ростех".

Электронные ПТС: как это будет работать

Оформлять новые ПТС смогут как сами автозаводы, так и ОАО "Электронный паспорт". Первые будут выдавать электронные паспорта в отношении автомобилей, которые сошли с конвеера конкретного автоконцерна (сегодня это правило действует и в отношении бумажных ПТС). Вторая же будет оформлять ПТС для машин, уже выпущенных в обращение, ввозимых на территорию Таможенного союза и т. д. ( ; далее – Порядок). В любом случае собственник машины получит выписку из ПТС в электронном виде и при необходимости сможет ее распечатать ().

Кстати, к полной версии электронного ПТС получат доступ только налоговые и правоохранительные органы (). Содержание же выписки будет весьма усеченным. Она включает следующие сведения:

  • идентификационный номер (VIN) транспортного средства или шасси;
  • наименование (в том числе коммерческое), категорию и марку транспортного средства;
  • номера двигателя, шасси и кузова;
  • цвет транспортного средства;
  • год изготовления;
  • данные и двигателе (марка, тип, объем и мощность);
  • экологический класс;
  • максимальная масса транспортного средства;
  • территория, на которой можно зарегистрировать транспортное средство ().

Как видим, из выписки нельзя будет узнать даже месяц изготовления машины (в отличие от собственно электронного паспорта) – а это может иметь значение при ее продаже: часто автомобили, выпущенные в январе и декабре того же года, имеют разную рыночную цену. Сегодня это можно приблизительно определить по дате оформления ПТС, которая указывается в бумажном паспорте – но в выписке из электронного она не предусмотрена. То же касается страны происхождения машины, данных о которой в выписке также нет (как правило, автомобили с иностранной сборкой ценятся дороже).

Полная версия электронного ПТС содержит помимо указанных сведений подробную информацию об автомобиле с описанием всех его систем: система двигателя, топливная, рулевая, тормозная и т. д. Можно будет даже узнать, какое дополнительное оборудование имеет автомобиль. Наконец, электронный ПТС включает и некоторую административную информацию: собственно номер ПТС и дату его оформления, страну вывоза автомобиля, сведения об уплате утилизационного сбора, таможенные ограничения, статус ПТС (действует он или, например, аннулирован) и т. д. ().

Отметим отдельно, что данных о собственнике транспортного средства не будет ни в полной версии ПТС, ни в усеченной. Тогда как бумажные паспорта позволяют узнать и текущего владельца, и предыдущих.

Схема использования электронных ПТС такова. При приобретении нового автомобиля электронный ПТС, как и сегодня, покупателю будет оформлять автосалон. Когда владелец автомобиля поставит его на учет, ГИБДД должна будет сообщить об этом ОАО "Электронный паспорт". И та внесет сведения о регистрации в электронный ПТС. Это же касается изменения конструкции или цвета машины, которые тоже подлежат регистрации ().

Первоначально планировалось, что госпошлина за выдачу электронного ПТС составит 800 руб., а за внесение изменений в него – 350 руб. Но пока изменения в НК РФ не разработаны, и предсказать итоговый размер пошлины за эти услуги невозможно. Напомним, сегодня он такой же, как и указанный ( , ).

Важно, что все сведения, когда-либо занесенные в электронный ПТС, будут храниться бессрочно. Это относится в том числе к паспортам со статусами "утилизированный" (если транспортное средство было утилизировано), "погашенный" (в отношении автомобиля, на базе которого был создан другой автомобиль) и "аннулированный". Аннулировать электронный ПТС могут по нескольким основаниям. К примеру, когда свидетельство о безопасности конструкции автомобиля, наличие которого станет обязательным при выдаче электронных ПТС на новые автомобили, было признано недействующим. Или когда автоконцерн-изготовитель заявит, что электронный ПТС конкретного транспортного средства содержит недостоверные сведения о годе изготовления или VIN ().

Чем обернется введение электронных ПТС на практике?

С одной стороны, преимущества паспорта нового вида очевидны. Сама ОАО "Электронный паспорт" отмечает, что автовладельцам не нужно будет хранить ПТС (а следовательно, его невозможно потерять). Кроме того, с автоматизацией процесса оформления электронных ПТС должно сократиться влияние человеческого фактора, а за ним и риск ошибок. К плюсам относится и предполагаемое сокращение времени на госрегистрацию автомобиля за счет того, что инспекторы получат доступ к базе данных об электронных ПТС. Помимо этого, сведения о постановке автомобиля на учет (а также об изменении его конструкции или цвета) будут добавлены в эту базу сразу же, что позволит госорганам работать более оперативно.

Наконец, введение электронных ПТС сократит расходы бюджета – как за счет экономии на бланках паспортов, так и за счет того, что не нужно будет администрировать выдачу этих бланков заводам-изготовителям. По данным ОАО "Электронный паспорт" за 2015 год, в России выпускается около 4,5-5 млн бланков в год, каждый из которых стоит около 103 руб. Таким образом, общая ежегодная экономия составит примерно 464-515 млн руб. Правда, пока неизвестно, во сколько обойдутся создание системы электронных паспортов и поддержание ее в рабочем состоянии.

Но одновременно возникает и ряд вопросов по поводу применения электронных ПТС. К примеру, как при покупке автомобиля определить, что предъявитель выписки из электронного ПТС и собственник автомобиля – это одно и то же лицо? Ведь в самой выписке владелец машины не указан. И хотя ее может получить только собственник автомобиля, чисто теоретически этот документ может оказаться в руках злоумышленников. В Госавтоинспекции в ответ на запрос портала ГАРАНТ.РУ посоветовали при приобретении машины изучать свидетельство о регистрации транспортного средства, в котором собственник уже прописан.

Еще один вопрос заключается в том, что в выписке из электронного ПТС не будет указано, кто владел им раньше (в то время как сегодня это отмечается на бумажном ПТС в специальных графах). Таким образом, узнать историю машины, просто изучив документы на нее, уже не получится. Но, по мнению руководителя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева , это компенсируется созданием специального сервиса, над которым работает в настоящее время Госавтоинспекция. Он будет размещен на официальном сайте ведомства (gibdd.ru) и позволит проверить, сколько собственников имела машина. "А отсутствие в выписке из ПТС указания на то, кто является владельцем автомобиля – это нормальная международная практика", – поделился специалист.

Существует также риск того, что злоумышленники взломают базу данных электронных ПТС и эти сведения окажутся в руках мошенников. В Госавтоинспекции заверили, что сервисы, содержащие информацию об автомобилях и их собственниках, надежно защищены от стороннего вмешательства и обеспечивают защиту персональных данных граждан. Эксперты также уверены, что поводов для беспокойства не больше, чем сегодня. К примеру, Сергей Канаев считает, что утечке данных может противодействовать и ОАО "Электронный паспорт" как оператор базы данных электронных ПТС, точно знающий, кому был предоставлен доступ к конкретной информации.

Наконец, пока непонятно, каким образом новая форма ПТС повлияет на стоимость кредитов для покупки машины. Дело в том, что в настоящее время банки довольно часто при выдаче автокредита под залог автомобиля требуют передать им ПТС, чтобы обезопасить себя от несогласованной продажи заложенной машины. А кредит на покупку машины без передачи ПТС, как правило, стоит дороже. Электронный же ПТС передать в принципе невозможно. Но и тут специалисты смотрят на ситуацию довольно оптимистично.

МНЕНИЕ

Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России:

"Введение электронных ПТС скажется на рынке автокредитования только позитивно. Думаю, что следующие изменения, о которых пока мы только догадываемся, но еще не знаем, как раз коснутся банков. Очевидно, в базе данных электронных ПТС будет сделана запись о том, что автомобиль приобретен в кредит и является предметом залога. И пока банк не даст своего разрешения на продажу машины, никто ее купить не сможет. Более того, это предоставит определенные гарантии покупателям. Некоторые из них, купив автомобиль сегодня, через какое-то время обнаруживают, что он находится в залоге у банка".

До полного перехода на электронные ПТС еще больше года и, очевидно, многие детали их оформления и использования еще будут прописаны в подзаконных актах. Но эксперты уже сейчас оценивают нововведение положительно и подчеркивают, что с введением ПТС уйдут в прошлое многие мошеннические схемы – например, продажа поддельных ПТС, в том числе через Интернет.