Что такое наглядный метод обучения?

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств (ИКТ).




  • Наблюдения
  • Иллюстрации
  • Демонстрации

Наблюдение

Это самостоятельная работа учеников по заданию и под руководством учителя.

Наблюдение отличается сложностью психологической структуры, связана со всеми познавательными процессами, подготовляет учащихся к абстрактному мышлению.


Приемы наблюдений

  • показ-наблюдение
  • демонстрация-наблюдение
  • записи и зарисовки
  • фотографирование и описание

Метод иллюстраций

предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, схем, плакатов, таблиц, картин, карт, чертежей, макетов, зарисовок на доске, плоских моделей.


Метод демонстраций

обычно связан с демонстрацией приборов, оборудования, опытов, кодоскопов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов, компьютерных программ, презентаций.


Метод демонстраций

заключается в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов (различного происхождения), особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (минералов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т.д.).


Метод демонстраций

В современных условиях особое внимание уделяется применению персонального компьютера (ПК), которые значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

ИКТ – важное звено наглядного метода обучения.


К современным ИКТ относятся:

  • учебные электронные пособия;
  • получение дополнительной информации посредством сети Интернет;
  • учебные презентации;
  • мультимедийные пособия и другие.

Условия эффективного применения наглядности:

  • а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
  • б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
  • в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  • г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
  • д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  • е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
  • ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Такова краткая характеристика наглядных методов обучения, классифицируемая по источникам знаний. Ее неоднократно подвергали критике в педагогической литературе. Ее главным недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее, именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Выполнила воспитатель ГС(к)ОШИ №6 VIII вида г. Печора Республики Коми Чичвага Марина Юрьевна

« Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении» Я.А Коменский Наглядность – важнейший принцип обучения, фундамент для всестороннего развития личности. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся расширяет объём усвояемого материала снижает утомление тренирует творческое воображение облегчает весь процесс обучения

Пропускная способность информации у органов чувств человека за единицу времени Орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени Орган осязания - 10 000 условных единиц за ту же единицу времени Орган зрения – 100 000, т.е. около 80% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Общие виды наглядности Натуральная или естественная наглядность. Изобразительная наглядность (макеты, стенды, разнообразные экранные средства и т.п.) Графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.) Словесно-образная наглядность (яркие словесные описания, рассказы) Практический показ действий (выполнение конкретных практических действий при обучении) Внутренняя наглядность, когда в процессе обучения осуществляется опора на прежний опыт

Мультимедийные презентации Одним из основных направлений современного образования является использование компьютерных технологий. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Педагог сам может выбирать форму и последовательность представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и самостоятельно выполненными фотографиями, анимациями и видеофрагментами.

определить цель, время и место использования данного пособия на конкретном занятии; разработать сценарий, структуру изложения учебного материала; отобрать и обработать материал так, чтобы не допустить перегруженности; продумать простое композиционное решение слайдов; заранее составить и записать дикторский текст (он должен быть доступным, лаконичным и выразительным); определить место и длительность звучания музыкального сопровождения; в целях профилактики зрительного утомления целесообразно включить в занятия офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз); продумать предшествующую показу и последующую работу учеников; Этапы подготовки мультемдийной презентации

Правила использования наглядности Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту. Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли хорошо видеть демонстрируемый объект. Нельзя игнорировать даже самые простые, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться чувство меры, т.к. большое количество наглядности по конкретному материалу ведёт к рассеиванию внимания и усвоение материала будет затруднено. Демонстрировать наглядные пособия следует постепенно и только тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями, детально продумывать пояснения.

Специфика использования наглядных методов обучения в начальной школе. В настоящее время принцип наглядности утвердился как один из важных в н ачальном обучении и основан на особенностях мышления детей. У младших школьников преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, требующее обязательного наглядного предъявления информации.

ПИРАМИДА ПОЗНАНИЯ наглядно демонстрирует эффективность различных методов обучения Слушание (беседа) 5 % Чтение 10% Технические средства 20% Наглядность, слайды 30% Практическая деятельность 75% Групповая работа (обучи другого) 90%

«Когда я слышу – я забываю, когда я вижу – я запоминаю, когда я делаю – я изучаю» М. Монтессори

Наглядности в обучении присущи следующие характеристики: служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний; является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти; образует фундамент развития творческого воображения и мышления; является критерием достоверности приобретаемых знаний; соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями; мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.

«Нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить»
Л.Толстой

Главная задача преподавания математики в школе – научить школьника не только считать, но и логически рассуждать, аргументировать свои утверждения, доказывать свои мысли. Конечно, немногие после школы станут математиками, многие даже практически никогда не будут применять большинство полученных знаний. Но каждый в своей жизни столкнется с ситуацией, когда нужно будет что-то доказать или проанализировать. Преподавание математики имеет свои традиции, но задачей школы является не только сообщение определенных знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Главный труд наших ребят - это учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться.

Общепризнанно, что математика является одним из самых трудных учебных предметов, она требует от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем весьма разнообразной. Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Очень помогает сохранить интерес к предмету и сделать качественным процесс обучения и воспитания на уроках использование информационных технологий.

Нельзя представить сегодня нашу жизнь без компьютера. Использование его существенно повышает эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи, одна из них - повысить наглядность обучения.

При подготовке к проведению уроков я часто создаю Презентации (Power Point), с помощью которых реализую принцип наглядности на занятиях. Использование презентаций для объяснения нового материала, организации устного счета (Приложение 1 ) дает хороший результат. Использование презентаций на этапе актуализации знаний (Приложение 2 ) позволяет решить больше задач, что дает возможность сэкономить время на уроке и вызывает больший интерес у ребят, нежели работа у доски, позволяет разнообразить работу, сделать ее более наглядной, яркой, интересной.

  • Тема 2.8 Систематизация и обработка массивов данных юридического содержания с помощью субд
  • Тема 2.9 Введение в язык sql
  • Раздел III. Компьютерные сети в информационном обществе.
  • Тема 3.1 Информационно-коммуникационные технологии в праве
  • Тема 3.2 Сетевые информационные технологии
  • Тема 3.3 Компьютерные преступления и защита информации
  • 3. Учебно-методическая карта дисциплины
  • 4. Информационно-методическая часть
  • 4.1. Лабораторные занятия, их содержание и объём в часах
  • 4.2. Перечень заданий для самостоятельной управляемой работы студентам дневной формы обучения
  • За 1 семестр
  • За 2 семестр
  • 4.3. Литература Основная
  • Дополнительная
  • Протокол согласования учебной программы
  • Дополнения и изменения к учебной программе
  • 2 Теоретический раздел
  • 2.1 Концептуальные основы информационных технологий
  • Сущность и виды информации.
  • Технология обработки информации.
  • Сущность и этапы развития информационных технологий.
  • 2.2 Аппаратное оснащение персонального компьютера
  • Сущность и классификация эвм
  • Классификация по назначению
  • Классификация по уровню специализации.
  • Классификация по типоразмерам.
  • Классификация по совместимости.
  • Классификация по типу используемого процессора.
  • Архитектура современных компьютеров
  • Процессоры и их компоненты
  • Память компьютера
  • Внутренняя память
  • Внешняя память
  • Периферийные устройства компьютера.
  • 2.3 Программное обеспечение современного компьютера
  • Программное обеспечение и его классификация
  • Виды лицензий на по
  • Операционные системы и их классификация
  • Файловые системы
  • Сервисные и служебные программы
  • Компьютерные вирусы
  • Архивация данных
  • 2.4 Текстовый и табличный процессоры.
  • Текстовые процессоры.
  • Возможности текстового процессора:
  • Табличные процессоры. Электронные таблицы.
  • 2.5 Мультимедийные презентации как инструмент визуализации и наглядного представления информации
  • Назначение, возможности программ создания мультимедийных презентаций
  • Разработка содержания, выбор структуры, дизайна, параметров показа
  • 2.6 Организация информации
  • Документы и их виды.
  • Классификация и кодирование информации.
  • Понятие базы данных.
  • 2.7 Модели данных
  • Трёхуровневая модель организации баз данных.
  • Иерархическая модель.
  • Сетевая модель.
  • Реляционная модель. Первичный и внешний ключи.
  • Постреляционная модель.
  • Объектно-ориентированная модель.
  • Объектно-реляционная модель. Многомерная модель.
  • 2.8 Системы управления базами данных
  • Понятие субд
  • Архитектура субд
  • Классификация субд.
  • Функциональные возможности субд.
  • Производительность субд.
  • Режимы работы пользователя с субд.
  • 2.9 Общая характеристика и технологии работы с субд Access
  • Характеристики субд Access
  • Пользовательский интерфейс субд Access. Система меню, панели инструментов, типы окон.
  • Настройка рабочей среды в субд Access. Параметры настройки.
  • Типы данных, обрабатываемых субд Access.
  • Выражения. Операторы.
  • Технология создания базы данных.
  • 1. Определить имя поля таблицы
  • Проектирование форм в субд Access. Способы проектирования. Элементы графического интерфейса формы. Технология проектирования. Работа с базой данных по форме.
  • Проектирование отчётов в субд Access.
  • 2.10 Введение в язык sql
  • Язык sql в субд. Назначение, стандарты, достоинства
  • Структура команды sql. Типы данных. Выражения
  • Функциональные возможности языка sql
  • Диалекты языка sql в субд
  • 2.11 Сетевые информационные технологии
  • Сущность и топология компьютерных сетей
  • Сетевые протоколы
  • Интернет и интранет
  • 3.1 План занятий
  • 3.2 Методические материалы к лабораторным занятиям Лабораторная работа №1 «Текстовый процессор Word. Базовые возможности.»
  • Кибернетика
  • Лабораторная работа №2 «Текстовый процессор Word. Создание и редактирование стилей. Создание оглавления.»
  • Текст для набора:
  • Лабораторная работа №3 «Редактирование больших документов. Применение макросов для автоматизации редактирования документов»
  • 3.Создание макрокоманд.
  • Лабораторная работа № 4 «Табличный процессор Excel. Ввод данных. Навигация по листу таблицы. Использование маркера автозаполнения. Форматирование ячейки.»
  • Лабораторная работа №6 «Табличный процессор Excel. Именованные массивы. Типы ссылок. Абсолютная и относительная адресация.»
  • Лабораторная работа №7 «Табличный процессор Excel. Работа с формулами и функциями.»
  • Лабораторная работа №8 «Табличный процессор Excel. Построение диаграмм»
  • Лабораторная работа №8 «Табличный процессор Excel. Работа со статистическими функциями.»
  • Лабораторная работа № 9 «Табличный процессор Excel. Сводные таблицы»
  • Лабораторная работа № 10 «Передача данных между программами макета Microsoft Office»
  • Анализ спроса и продаж продукции фирмы «Ритм»
  • Лабораторная работа №11 «Система создания презентаций PowerPoint. Создание слайда, типы объектов на слайде. Использование анимации и средств мультимедиа.»
  • Лабораторная работа № 12 «Система создания презентаций Power Point. Показ презентации. Управление режимами показа слайдов, их очерёдностью и последовательностью»
  • Лабораторная работа № 13 «Работа с записями в субд Access. Создание связи определенного типа между таблицами. Схема бд. Модификация структуры таблицы.»
  • Сотрудники
  • Клиенты
  • «Работа с записями в субд Access. Операции, выполняемые при работе с таблицей. Операции по корректировке бд»
  • «Организация запросов в субд Access. Запросы, их типы и возможности. Способы создания запроса»
  • Лабораторная работа №16 «Назначение формы. Конструктор формы. Создание сложной и составной формы. Конструктор отчётов. Создание простого отчёта.»
  • Часть 1
  • Часть 2
  • Лабораторная работа №17 «Выполнение комплексного задания по созданию и обработке базы данных в субд Access»
  • Лабораторная работа №18
  • Лабораторная работа №19 «sql-запросы. Создание запроса на выборку.»
  • Лабораторная работа №20 «sql-запросы. Запросы с вычислениями.»
  • Insert into Cтудент ([фамилия], [имя], [дата рождения])
  • Values («Петров», «Иван», #03/23/80#)
  • Insert into Cтудент select .* from
  • Лабораторная работа №21 «Структура Web-страницы. Язык html. Основные элементы html-файла»
  • 1.2 Расположите каждую фразу в теле документа на новой строке.
  • 1.3 Расположите текст в теле документа по центру.
  • 2.1 Задайте цвет линий, их ширину и высоту, выравнивание по центру Web-страницы.
  • 5.1 Выделите каждый термин красным цветом, жирным начертанием.
  • Лабораторная работа №22 «Web-страницы. Создание списков. Вставка графики.»
  • Лабораторная работа №23 «Web-страницы. Создание гиперссылок. Стили.»
  • Примечание (в качестве основы для выполнения заданий 2-4 берем html страницу из лаб.Работы №23)
  • Лабораторная работа №24 «Web-страницы. Создание фреймов. Вставка таблиц.»
  • Лабораторная работа №25 «Web-страницы. Выполнение комплексного задания»
  • 4 Блок контроля знаний
  • 4.1 Задания для сурс и методические указания по их выполнению Самостоятельная управляемая работа студентов №1 Тема: Концептуальные основы информационных технологий
  • Самостоятельная управляемая работа студентов №2 Тема: Персональный компьютер в системе рабочих инструментов юриста
  • Самостоятельная управляемая работа студентов №3 Тема: Программное обеспечение современного компьютера
  • Требования к презентации:
  • Http://life-prog.Ru/Языки программирования http://progopedia.Ru/Энциклопедия языков программирования
  • Самостоятельная управляемая работа студентов №4 Тема: Организация информации
  • 2.5 Мультимедийные презентации как инструмент визуализации и наглядного представления информации

      Назначение, возможности программ создания мультимедийных презентаций.

      Разработка содержания, выбор структуры, дизайна, параметров показа.

    Назначение, возможности программ создания мультимедийных презентаций

    Презентация (от лат. praesento – передаю, вручаю или англ. present – преподносить) - это современный эффективный способ устного или письменного представления информации, в котором удачно сочетаются возможности справочника, методической или дидактической разработки и т.д.

    Презентация – это электронный документ комплексного мультимедийного содержания с возможностями управления воспроизведением.

    Средства разработки динамических презентаций развиваются по двум направлениям:

    · для непрофессиональных пользователей: PowerPoint фирмы Microsoft, Freelance Graphics фирмы Lotus, Harvard Graphics фирмы Software Publishing;

    · для профессионалов с более развитыми возможностями: Visual Reality for Windows фирмы Visual Software, Action и Macromedia Director фирмы Macromedia, Astound фирмы Gold Disk.

    Для подготовки и проведения презентаций в настоящее время широко используется приложение презентационной графики PowerPoint, входящий в комплект поставки пакета Microsoft Office

    Мультимедийная презентация – презентация, выполненная с помощью специализированной программы на компьютере, в которой задействованы все современные мультимедийные возможности: она включает графику и анимацию, тексты и таблицы, фотографии, видео- и аудиоматериалы.

    Преимущества применения мультимедийных презентаций

    Происходит одновременное включение зрительного и слухового восприятия, что повышает эффективность восприятия информации;

    Увеличивается выразительность, наглядность и зрелищность излагаемого материала;

    Происходит структурирование излагаемого материала, ориентированное на цели выступления;

    Весь отобранный и подготовленный материал представляется в концентрированном, сжатом виде;

    Создаются оптимальные условия для восприятия информации (общие дизайнерские или частные – анимационные – решения);

    Исключается вероятность ошибочной трактовки мыслей.

    Презентация позволяет повысить вероятность убеждения и степень усвоения на 43%.

    Разработка содержания, выбор структуры, дизайна, параметров показа

    Любое планирование презентации включает в себя выяснение следующих вопросов:

    Что конкретно нужно донести до аудитории по заданной теме;

    За какое время;

    В какой последовательности;

    Какова будет роль, функция презентации (сопровождение, иллюстрация и пр.).

    Планирование своего выступления с презентацией – это начало, первый этап

    планирования презентации.

    Второй этап планирования презентации включает в себя решение о том, какие

    разделы необходимо включить, каково назначение каждого из них. Разместите их в логическом порядке и определите порядок выступления.

    Третий этап планирования презентации – ее завершение. Продумайте логически выверенное завершение.

    Презентация начинается со слайда, содержащего ее название и, возможно, имена авторов. Эти элементы обычно выделяются более крупным шрифтом, чем основной текст презентации. Также на первый слайд целесообразно поместить логотип компании, от лица которой делается презентация. В качестве фона первого слайда можно использовать рисунок или фотографию, имеющую непосредственное отношение к теме презентации, однако текст поверх такого изображения должен читаться очень легко. Подобное правило соблюдается и для фона остальных слайдов (см. ниже). Тем не менее, монотонный фон или фон в виде мягкого градиента будет смотреться на первом слайде тоже вполне эффектно.

    Для оформления презентации следует использовать стандартные, широко распространенные пропорциональные шрифты, такие как Arial, Tahoma, Verdana,TimesNewRoman,Georgiaи др. Использование шрифтов, не входящих в комплект, устанавливаемый по умолчанию вместе с операционной системой, может привести к некорректному отображению вашей презентации на другом компьютере, т. к. нестандартных шрифтов, которые решили использовать вы, там может просто не оказаться. Кроме того, большинство дизайнерских шрифтов, используемых обычно для набора крупных заголовков в печатных изданиях, оформления фирменного стиля, упаковок и т. д., в рамках презентации смотрятся слишком броско, отвлекают внимание от ее содержания, а порой и просто вызывают раздражение аудитории.

    В одной презентации допускается использовать не более 2-3 различных шрифтов, хотя в большинстве случаев вполне достаточно и одного.

    Не стоит увлекаться созданием надписей с помощью объектов WordArt, что позволяют делать многие приложения пакета Microsoft Office, в том числе и PowerPoint. Такие надписи, подкупающие разработчика презентации причудливой формой, возможностью использовать разнообразные тени о объем, как правило лишь ухудшают восприятие слайдов.

    Для презентации изначально необходимо подобрать цветовую гамму: обычно это три-пять цветов, среди которых есть как теплые, так и холодные.

    Очевидно, любой из этих цветов должен отлично читаться на выбранном ранее фоне; малейшее подозрение на то, что цвет шрифта хотя бы немного сливается с фоном - и что-то одно из этого подлежит немедленной замене: не вынуждайте тех, для кого делается презентация, портить зрение.

    Назначив каждому из текстовых элементов свой цвет, например: крупным заголовкам - красный, мелким заголовкам - зеленый, подрисуночным подписям - оранжевый и т. п., нужно следовать такой схеме на всех слайдах.

    Выделение различными цветами слов в составе заголовка или абзаца основного текста допускается только с целью акцентирования на них внимания: например, если вводится новый термин или приводятся важные численные значения. «Раскрашивание» текста только из эстетических соображений может, как и неудачный выбор шрифтов, привести к отвлечению внимания слушателей и их раздражению. Основной текст рекомендуется набирать нейтральным цветом - черным, белым или серым различных оттенков, в зависимости от яркости фона.

    Следует избегать эффектов анимации текста и графики, за исключением самых простых, например медленного исчезновения или возникновения полосами, хотя и они должны применяться в меру. Не забывайте, ваша презентация и мультфильм - не одно и то же.

    Как было сказано ранее, слайды могу иметь монотонный фон, а также фон-градиент или фон-изображение. Выбор фона полностью определяется художественными предпочтениями автора презентации, однако следует помнить, что чем меньше контрастных переходов содержит фон, тем легче читать расположенный на нем текст. Комфорт при чтении, как правило, является определяющим фактором для человека, знакомящегося с вашей презентацией, и неудачно выбранный фон нередко может просто вынудить часть аудитории смотреть куда угодно, только не на экран.

    Обязательно иллюстрируйте презентацию рисунками, фотографиями, наглядными схемами, графиками и диаграммами. Яркие картинки привлекают внимание куда эффективнее, чем сухой текст или, порой, даже очень неплохая речь. Изображению всегда следует придавать как можно больший размер; если это возможно, иллюстрации стоит распределить по нескольким слайдам, нежели размещать их на одном но в уменьшенном виде. Подписи вполне допустимо располагать не над и не под изображением, а сбоку, если оно, например, имеет вертикальную ориентацию.

    "



    ЗАГЯНЕМ В ИСТОРИЮ ВОПРОСА Я.А. Каменский «превратил» метод наблюдения в метод обучения. Восприятие (наблюдение) Коменский рассматривает в качестве источника всех знаний, поскольку предполагает, что вещи непосредственно запечатлеваются в сознании и только после ознакомления с самой вещью нужно давать объяснения.


    Проблема наглядности еще шире и обоснованнее была представлена в трудах И.Г. Песталоцци. Если для Коменского наблюдение (наглядность) служит ребенку способом накопления знаний об окружающем мире, то у Песталоцци наглядность выступает как средство развития способностей и духовных сил ребенка.


    Проблема наглядности в педагогике разносторонне и глубоко была проанализирована К.Д. Ушинским. На вопрос, что такое наглядное обучение, Ушинский отвечает так: «Это такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком».


    Процесс познания по Ушинскому состоит из двух основных ступеней: 1) чувственное восприятие предметов и явлений внешнего мира; 2) абстрактное мышление. Сущность наглядного обучения он усматривает в том, чтобы с помощью наглядных пособий или самих реальных предметов содействовать: – образованию у детей четкого и ясного представления о предметах и явлениях; – выявлению связей между предметами и явлениями; – образованию определенного обобщения.






    В настоящее время педагогика связывает наглядное обучение со следующими особенностями: – правильное применение наглядности зависит от ее сопровождения словом учителя; – наглядные пособия могут дать эффект, если у ученика есть определенный опыт работы с изучаемым объектом; – для эффективного усвоения знаний одной наглядности недостаточно – к ней нужно присоединить активную деятельность самого ученика.








    1.Использование электронных мультимедийных учебников (CD и DVD-дисков) на уроках Одним из направлений модернизации системы образования в школе является внедрение компьютерных и мультимедийных технологий. Мультимедийные диски позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки материала. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником. Он позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.