ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Цели: Совершенствование умения оценивать явления и процессы на основе анализа материалов различных источников. Задачи: 1. Совершенствовать умение анализировать графическую и текстовую информацию. 2. Развивать умения оценивать процессы, устанавливать причинноследственные связи. 3. Развитие умения формулировать выводы по итогам работы. Содержание работы: 1) Определение размещения основных типов почв России в соответствии с природными зонами. 2) Выявление условий их образования (коэффициент увлажнения и t июля). 3) Оценка плодородия основных типов почв России. 4) Формулирование выводов по итогам работы (взаимосвязь условий образования почв, их размещения и плодородия). Источники информации: Раздаточный материал с таблицей «Основные типы почв России», рис. 49 на стр. 131 учебника (§ 27). Форма представления результатов: заполнение колонок таблицы, письменный ответ на вопросы в тетради. Способы познавательной деятельности:  Анализ данных, представленных в виде таблицы, графической информации учебника.  Установление причинно- следственных связей.  Оценка свойств объекта.  Обобщение и синтез информации. Критерии оценки: Оценка «5» - Работа выполнена полностью, верно, аккуратно, без грамматических и фактических ошибок. Верно сформулированы выводы по итогам работы. Оценка «4» - В работе допущены 1-2 негрубые фактические или грамматические ошибки, некоторая небрежность в оформлении. В целом работа выполнена практически полностью. Допускаются 1-2 неточности в формулировке вывода, нарушена логика вывода. Оценка «3» - В работе много грамматических ошибок, выполнена небрежно, допущены серьезные фактические ошибки, неверно выполнена оценка плодородия почв. Или: таблица заполнена верно, но выводы отсутствуют. Оценка «2» - Таблица заполнена менее чем наполовину или неверно, неаккуратно, с множеством ошибок. Выводы отсутствуют. Задания для учащихся. 1. Проанализируйте данные таблицы «Основные типы почв России».  С помощью рисунка 49 на стр. 131 учебника определите размещение основных типов почв России (заполните колонку «Природная зона» в таблице).  С помощью рисунка 49 на стр. 131 учебника выясните, при каком коэффициенте увлажнения и средней температуре июля образуются эти почвы (заполните колонку «Условия образования почв» в таблице).  На основании данных таблицы об особенностях почв дайте оценку их плодородия (заполните колонку «Плодородие» в таблице). 2. Сформулируйте вывод по итогам работы, ответив на вопросы: 1) Какая связь существует между типом почвы и ее размещением? 2) От каких условий зависит тип почвы и ее свойства? 3) Какие почвы в России самые плодородные и почему? ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЧВ РОССИИ. Тип почв Природная зона Арктические Тундровоглеевые Подзолистые Дерновоподзолистые Серые лесные Черноземы и каштановые Бурые Выводы: Условия образования Особенности почвы Малая мощность (1-5 см), отсутствие сплошного покрова. Малая мощность (до 12 см), сильная переувлажненность, наличие глеевого горизонта. Избыточное увлажнение, мало гумуса (1,5-4%) и минеральных элементов. Наличие подзолистого горизонта Более высокое содержание гумуса (2-6%). Гумусовый горизонт до 30 см, содержание гумуса 3-7%. Мощный гумусовый горизонт (40-120 см), содержание гумуса в черноземах 4-11%, в каштановых 2-6%. Богаты органическими веществами Мало гумуса (1,52,5%), часто засолены. Плодородие

Практическая работа №10.

­Тема: Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)

­Почвы и грунты есть зеркало и

вполне правдивое отражение,

pe­зультат векового взаимодействия

между водой, воздухом, землей, с

одной стороны, растительности и

животными организмами

и возрас­том территории ­ с другой.

В. В. Докучаев
­Цели работы:

1. Познакомиться с основными зональными ти­пами почв нашей страны. Определить условия их образования.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источ­никами географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

­Последовательность выполнения работы:

1. На основе анализа текста учебника, с. 93-95, рис. 44, почвенной кap­ты (атлас) и почвенных профилей (учебник, с. 92, рис 43) определите усло­вия почвообразования для основных типов почв России.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

^ Работа по вариантам.

Вариант I – тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые;

Вариант II – серые лесные, черноземы, бурые почвы полупустынь.


Варианты

Типы почв

^ Географическое положение

Условия почвообразования (соотношение тепла и влаги, характер растительности)

Особенности почвенного профиля

Содержание гумуса

Плодородие

I

Тундровые

Север России, побережье Северного Ледовитого океана

Недостаток тепла, низкая испаряемость и, как следствие, избыток влаги, отсутствует древесная растительность, есть только травы и невысокие кустарники + мхи и лишайники, много болот, наличие вечной мерзлоты.

Отсутствие ярко выраженных почвенных горизонтов, почвы кислые, характерны процессы оглеения. Малая мощность почв.

До 10%, в торфянистых и перегнойных почвах до 40%, мощность гумусового горизонта до 20 см.

Очень низкое.

I

Подзолистые

Таежная зона России

Несколько большее кол-во тепла, чем в тундре, но сохраняется избыток влаги, явное преобладание древесной растительности, много болот. Промывной режим.

Почвенный горизонт, находящийся под гумусовым и имеющий цвет золы, сильно выражен.

1-6%.Гумусовый горизонт до 20 см.

Низкое.

I

Дерново-подзолистые

Южная тайга и смешанные леса

Некоторый избыток влаги, большее кол-во тепла, чем в северной тайге и тундре, древесная растительность преобладает, но травянистая растительность более разнообразна. Промывной режим.

Сохраняется выраженность подзолистого горизонта, но с присутствием процесса дернования.

1-6%. Гумусовый горизонт до 20 см

Невысокое.

II

Серые лесные

Смешанные (юг) и широколиственные леса, лесостепь

Оптимальное соотношение тепла и влаги. Древесная и травянистая растительности разнообразны. Периодически-промывной режим.

Более мощная почва по сравнению с дерново-подзолистой, более мощный гумусовый горизонт, процесс вымывания орг.веществ ослабевает.

1-8%. Гумусовый горизонт до 30 см.

Выше среднего.

II

Черноземы

Лесостепь и степь юга России

Континентальный степной климат с теплым летом и холодной зимой с некоторым недостатком влаги, преобладает травянистая растительность. Промывной режим отсутствует.

Очень мощная почва с большим гумусовым горизонтом.

5-10% в гумусовом горизонте 45-60 см.

Высокое и очень высокое.

II

Бурые почвы полупустынь

Полупустыня Прикаспийской низменности.

Континентальный климат с жарким летом и крайним недостатком влаги. Растительность редкая, травянистая. Характерно засоление почв.

Сухая почва, часто с избытком солей и гипса.

До 1,5% в гумусовом горизонте до 15 см.

Очень низкая.

Сделайте вывод.

Характер почвы и ее плодородность зависят от климата местности, а также от произрастающей на ней растительности. Высказывание Докучаева подтвержается.

1

Практическая работа №10.

­Тема: Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги , рельеф, характер растительности)

­Почвы и грунты есть зеркало и

вполне правдивое отражение,

pe­зультат векового взаимодействия

между водой, воздухом, землей, с

одной стороны, растительности и

животными организмами

и возрас­том территории ­ с другой.

В. В. Докучаев
­Цели работы:

1. Познакомиться с основными зональными ти­пами почв нашей страны. Определить условия их образования.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источ­никами географической информации, делать на основе их анализа обобщения , выводы.

­Последовательность выполнения работы:

1. На основе анализа текста учебника, с. 93-95, рис. 44, почвенной кap­ты (атлас) и почвенных профилей (учебник, с. 92, рис 43) определите усло­вия почвообразования для основных типов почв России.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Работа по вариантам.

Вариант I – тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые ;

Вариант II – серые лесные, черноземы, бурые почвы полупустынь.


Варианты

Типы почв

Географическое положение

Условия почвообразования (соотношение тепла и влаги , характер растительности)

Особенности почвенного профиля

Содержание гумуса

Плодородие

Тундровые

Север России, побережье Северного Ледовитого океана

Недостаток тепла, низкая испаряемость и , как следствие, избыток влаги, отсутствует древесная растительность, есть только травы и невысокие кустарники + мхи и лишайники , много болот, наличие вечной мерзлоты.

Отсутствие ярко выраженных почвенных горизонтов, почвы кислые, характерны процессы оглеения. Малая мощность почв.

До 10%, в торфянистых и перегнойных почвах до 40%, мощность гумусового горизонта до 20 см.

Очень низкое.

I

Подзолистые

Таежная зона России

Несколько большее кол-во тепла , чем в тундре, но сохраняется избыток влаги, явное преобладание древесной растительности, много болот. Промывной режим.

Почвенный горизонт , находящийся под гумусовым и имеющий цвет золы, сильно выражен.

1-6%.Гумусовый горизонт до 20 см.

Низкое.

I

Дерново-подзолистые

Южная тайга и смешанные леса

Некоторый избыток влаги, большее кол-во тепла , чем в северной тайге и тундре , древесная растительность преобладает, но травянистая растительность более разнообразна. Промывной режим.

Сохраняется выраженность подзолистого горизонта, но с присутствием процесса дернования.

1-6%. Гумусовый горизонт до 20 см

Невысокое.

II

Серые лесные
Смешанные (юг) и широколиственные леса, лесостепь
Оптимальное соотношение тепла и влаги. Древесная и травянистая растительности разнообразны. Периодически-промывной режим.

Более мощная почва по сравнению с дерново-подзолистой , более мощный гумусовый горизонт , процесс вымывания орг.веществ ослабевает.

1-8%. Гумусовый горизонт до 30 см.

Выше среднего.

II

Черноземы

Лесостепь и степь юга России

Континентальный степной климат с теплым летом и холодной зимой с некоторым недостатком влаги, преобладает травянистая растительность. Промывной режим отсутствует.

Очень мощная почва с большим гумусовым горизонтом.

5-10% в гумусовом горизонте 45-60 см.

Высокое и очень высокое.

II

Бурые почвы полупустынь

Полупустыня Прикаспийской низменности.

Континентальный климат с жарким летом и крайним недостатком влаги. Растительность редкая, травянистая. Характерно засоление почв.

Сухая почва, часто с избытком солей и гипса.

До 1,5% в гумусовом горизонте до 15 см.

Очень низкая.

Сделайте вывод.

Характер почвы и ее плодородность зависят от климата местности, а также от произрастающей на ней растительности. Высказывание Докучаева подтвержается.

Задачи:

Выявить условия почвообразования различных типов почв,

Установить влияние каждого из почвообразующих факторов для формирования почвы,

Научиться различать типы почв,

Определить важность данного вида ресурса для развития народного хозяйства.
Задание 1. Используя атлас, опишите, как изменяется типологический состав почв по территории Восточно-Европейской равнины с севера на юг .
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Используя дополнительный материал, опишите, как влияют на почвообразование климат и влажность. Почему плодородие почв возрастает в южном направлении вплоть до Кавказских гор, побережья Черного и Азовского морей, а при движении к побережью Каспийского моря плодородие уменьшается?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. На основании профилей различных типов почв составьте сравнительную характеристику почв тундры, смешанных лесов, степи. Объясните, в чем причина различий между этими типами почв, какие из них наиболее плодородны и почему.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Используя карты атласа, определите, какие типы почв характерны для нашей области.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Используя карты атласа и дополнительный материал, определите, какие типы почв являются наиболее плодородными (плодородие определяется по количеству гумуса). В какой части страны они размещаются ? Используя данные о размещении наиболее плодородных почв, определите, почему большая часть населения России расселилась вдоль южной границы страны?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительный материал
Направленность и интенсивность почвообразовательных процессов, а, следовательно, и типы почв зависят от энергетических ресурсов (затрат тепла на почвообразование), водного режима почв, поступления органики в почву и скорости ее разложения, количества микроорганизмов, участвующих в процессах почвообразования. Все эти характеристики в той или иной степени зависят от климата, поэтому все они в самых общих чертах обнаруживают зональность.

В северной части страны развитие почвообразовательных процессов лимитируется прежде всего энергетическими ресурсами. Нарастание тепла при движении с севера на юг влечет за собой увеличение органики, поступающей с ежегодным спадом в почву , и количества микроорганизмов, участвующих в ее переработке, поэтому возрастает интенсивность почвообразовательных процессов и количество гумуса в почвах. Оптимальные условия для почвообразования создаются в полосе нейтрального баланса тепла и влаги, поэтому здесь формируются самые плодородные, богатые гумусом почвы - черноземы.

При дальнейшем продвижении к югу процессы почвообразования уже лимитируются недостатком влаги. Именно с этим связано уменьшение прироста биомассы и, как следствие, все меньшее поступление органики, а отсюда и сокращение количества микроорганизмов, питательной средой для которых служит органическое вещество. Сокращается и суммарная затрата энергетических ресурсов на почвообразовательные процессы, так как основная их часть (до 95%) расходуется на испарение почвенной влаги, а влаги в почвах при продвижении к югу становится все меньше и меньше. Уменьшение количества влаги при возрастании температур обусловливает небольшую глубину промачивания грунта и, следовательно, малую мощность почвенного профиля.

Наиболее важное свойство, которое человек ценит в почвах и стремится использовать , - плодородие, т. е. способность почвы создавать урожай растений. Плодородие обусловлено наличием в почвах органического вещества - гумуса, или перегноя. Благодаря плодородию, почвы являются величайшим природным богатством.

Самыми плодородными почвами являются черноземы, формирующиеся в оптимальных условиях для гумусонакопления. Именно в этих почвах запасы гумуса в метровом слое почвы особенно велики. В типичных черноземах они достигают 709 ц/га. В выщелоченных черноземах запасы гумуса уменьшаются (512 ц/га), еще заметнее они снижаются в серых лесных почвах (215 ц/га), а в подзолистых не достигают и 100 ц/га. Таким образом, к северу запасы гумуса уменьшаются, снижается и плодородие почв вследствие возрастания их выщелоченности и увеличения заболоченности, т. е. переувлажнения.

К югу от типичных черноземов запасы гумуса также уменьшаются: в черноземах обыкновенных они составляют 426 ц/га, в южных - 391 ц/га, темно-каштановых - 229 ц/га. В светло-каштановых почвах запасы гумуса сокращаются до 116 ц/га, в бурых пустынно-степных - до 62 ц/га. Снижение плодородия почв в сухих степях и полупустынях обусловлено не только уменьшением запасов гумуса, но и засолением почв.

С запасами гумуса тесно связана естественная продуктивность почв, которая может быть выражена величиной годового прироста биомассы на единицу площади. На подзолистых и дерновоподзолистых почвах биомасса составляет 45-85 ц/га, на черноземах - 90-137 ц/га, на каштановых снижается до 40 ц/га. Естественно, что обладающие высоким плодородием черноземы уже давно распаханы. Ныне свыше 50% пашни России размещено на черноземах. Около 15% пашни приходится на серые и бурые лесные почвы и примерно столько же - на дерново-подзолистые и подзолистые. Чуть более 10% пашни приурочено к каштановым, главным образом, темно-каштановым почвам.

Практическая работа №11

Тема урока: Зональные типы почв. 8 класс.

Цель: Формирование представлений о зональном распределении почв по территории страны и их особенностях.

Задачи:

Предметные:

Давать определения терминов, понятий по тематике урока;

Выявлять и называть особенности зональных типов почвы;

Выявлять взаимосвязь между зональными типами почв и видами мелиоративных работ;

Описывать зональные типы почвы и почвенные ресурсы;

Давать характеристику зональных типов почвы;

Обозначать на контурной карте географические объекты.

Личностные:

Сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии;

Понимание и осознание особенностей зональных типов почв;

Использование знаний о зональных типах почв в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья;

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

Находить достоверные сведения в источниках информации;

Обобщать тематический материал;

Формулировать выводы;

Составлять описания на основе достоверных источников информации;

Устанавливать причинно- следственные связи;

Составлять характеристику явления или объекта.

Регулятивные УУД:

Определять цель, проблему в учебной деятельности;

Выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

Планировать учебную деятельность;

Самостоятельно исправлять ошибки .

Коммуникативные УУД:

Излагать свое мнение;

Понимать позицию другого.

Личностные УУД:

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в различных ситуациях;

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их;

Понимать эмоциональное состояние других;

Осознавать и проявлять себя гражданином России.

Тип урока: изучение новой темы с выполнением практической работы.

Оборудование: учебник, атлас, проектор, презентация.

УМК: Учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.

Ход урока

I .Организационныймомент.

Приветствие. Подготовка к уроку.

II .Опрос домашнего задания.

III .Изучение новой темы:

Откройте тетрадь запишите тему урока: Зональные типы почв .

Исходя из темы, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать. Какие вопросы будем рассматировать. Что вы сегодня должны узнать на уроке.

Сегодня на уроке вы узнаете:

1. Чем знаменит В.В.Докучаев.

2. Какие типы почв характерны для территории России.

3. В чем состоит особенность размещения почв.

4. Какие почвы обладают наибольшим плодородием.

5. Что такое почвенные ресурсы.

6. Как человек может восстановить почвы.

А в конце урока, попробуйте найти ответ на вопросы:

1. В условиях какой природной зоны должны формироваться самые плодородные почвы? Почему?

2. Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»?

Откройте почвенную карту Росси в атласе. Назовите почвы. (примерные ответы). Есть ли закономерности в размещении почв? Давайте совершим путешествие по почвенной карте с севера на юг по территории Восточно- Европейской равнины. В горах почвы изменяются, следуя закону высотной поясности от подножья к вершине. Типы почв соответствуют типу растительности.

Одновременно мы с вами в течение объяснения новой темы, будем выполнять практическую работу. Запишите в тетради: Практическая работа № 16 «Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования». Работу будем выполнять в виде составления таблицы.

Типы и свойства почв различных природных зон

Природная зона

Типы почв

Свойства почвы

Условия почвообразования

1 Арктическая пустыня

часто отсутствуют или арктические

крайне мало

Не плодородная

Мало тепла и растительности

2. Тундра

тундрово- глеевые

мало

Маломощные, имеют слой глеевой

Вечная мерзлота,

переувлажнения, недостаток кислорода, их толщина не превышает несколько сантиметров.

Леса

Занимают больше половины нашей территории. Под лесами формируются несколько типов лесных почв.

3. Тайга Восточно- Европейской равнины

подзолистые под северными таежными лесами

мало 1-2%

при избыточном увлажнении идет промыв почв, образуется подзол.

Промывные, кислые, малоплодородные

Высокая влажность, кислые, растительные останки - хвоя

4.Тайга Восточной Сибири

таежно- мерзлотные

мало

Малоплодородные, холодные

Вечная мерзлота, почвообразование замедлено. Промыва в этих почвах нет.

5. Смешанные

дерново- подзолистые

больше, чем в подзолистых

Более плодородные

6. Широколиственные

серые лесные

4-5%

Более плодородные

Промыв весной, больше растительных остатков

7.Степи

черноземы, каштановые

10-12%

Самые плодородные почвы, зернистая структура

Много растительных остатков ежегодно, много тепла

8. Полупустыни

бурые полупустынные, серо- бурые, а иногда образуются солончаки. Повышение содлержание солей.

гумуса в этих почвах не так уж и мало, но эти почвы сухие, плотные и бесструктурные.

Засоление почв. Это снижает плодородие.

Сухой климат, разреженный растительный покров, недостаток влаги. При искусственном орошении земли можно получать высокие урожаи.

Вывод: (самостоятельно) Процессы почвообразования во многом зависят от климатических условий местности. Климат закономерно сменяется по направлению с севера на юг. В этом направлении происходит и смена почв. Впервые это доказал русский ученый В.В.Докучаев более 100 лет назад. Им было установлено наличие зональных типов почв, которые закономерно сменяют друг друга с севера на юг. Они соответствую главным природным зонам нашей страны.

Почвенные ресурсы. Прочитайте в учебнике на стр. 181- 182

IY . Закрепление

1. Что такое почвенные ресурсы? (почвы, способные обеспечивать развитие растений.

2. Что является главными разрушителями почвенного слоя? (вода и ветер)

3. Что такое эрозия? Виды эрозий.

4. Что такое мелиорация?

5. Что такое рекультивация?

6. Почему надо охранять почву? И как их надо охранять?

7. Почему при перемещении с севера на юг плодородие почв сначала растет, а потом снижается?

В начале урока, я задала вам вопрос, на который просила ответить к конце нашего урока.

В условиях какой природной зоны должны формироваться самые плодородные почвы? Почему? (предполагаемый ответ)

Рекордным плодородием обладают черноземные почвы. Толщина гумусового горизонта может превышать 1м. Здесь достаточно тепла, влаги и перегноя.

Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»? (примерный ответ)

Под хвойной растительностью - почвы подзолистые, под травами - черноземы.

Y .Рефлексия.

1. Вам все было понятно при изучении темы и выполнении практической работы.

2. Вы справились с заданием?

3. Кто сегодня был самым активным во время урока?

4 У кого, что не получилось и есть вопросы?

YI . Выставление оценок. Оценки всем будут выставлены за выполнение практической работы.

YII . Домашнее задание. Параграф 29, повторить 28

Творческое задание. .Написать эссе на тему 1.«Можно ли создать искусственную почву».

2. К чему всю свою жизнь стремился В.В.Докучаев.