Журналисты «Звязды» проследили путь международной корреспонденции на таможне.

На предприятие «Минская почта » стекаются все международные почтовые отправления , адресованные в Беларусь. Здесь их обрабатывают, сортируют, отсюда отправляют во все регионы страны. Но после того, как они пройдут таможенный контроль, так как некоторые из отправлений задерживаются бдительными сотрудниками...

Мы находимся в зале таможенного контроля , где лежит невероятное количество посылок и пакетов. Несмотря на это, работа, четко разделенная на несколько этапов, идет слаженно. Начинается она с того, что каждый пакет вносят в компьютерную базу данных при сканера. Внести надо фамилию и имя получателя, его адрес, а также наименование, вес и стоимость товара в посылке . И как раз здесь начинаются трудности: отправитель, например, не указал полное имя, адрес или характеристику товара. Если возникают подобные моменты, сотрудник, который заносит товар в базу, откладывает отправление в отдельную корзину и уведомляет об этом получателя . Тот должен уточнить необходимые сведения и, поскольку его корреспонденция замедлила весь оборот отправлений на этом этапе, заплатить сбор в размере 28 тысяч рублей , который собирает «Белпочта».

Далее отрабатываются так называемые риски: мелкие пакеты весом до двух килограммов сканируют , сверяют с реестром в компьютере и выясняют, пытались ли ранее граждане получать по почте запрещенные для ввоза товары. Среди них - алкоголь, табачные изделия и курительные смеси, любые виды оружия, радиоактивные материалы, культурные ценности, скоропортящиеся товары, животные, кроме некоторых, и растения, драгоценные камни (если они не в ювелирных изделиях), наркотические и психотропные средства (в том числе в виде лекарств), озоноразрушающие вещества . Здесь же контролируют частоту ввоза и стоимость товаров : в течение месяца один адресат может получать отправления весом до 31 килограмма и на сумму не более 200 евро , иначе придется платить пошлину. Как правило, большинство почтовых отправлений не вызывает подозрений у таможенников. Однако бывают и исключения. Правда, различные уловки опытные сотрудники видят сразу и отправляют корреспонденцию на дополнительный осмотр . Вот и сейчас старший инспектор отдела таможенного контроля Сергей Прохорик настораживается: на одном отправлении указано, что в нем находится новый телефон из интернет-магазина стоимостью 18 долларов и 20-долларовая камера. Стоимость устройств явно занижена, поэтому инспектор «просвечивает» отправление рентгеном.

Мы видим, что в отправлении камера с проводами для подключения и телефон, - комментирует изображение на экране компьютера Прохорик. - Почтовые операторы вскроют это отправление и предъявят таможенному инспектору , который оценит ее и примет решение на углубленном осмотре.

На следующем этапе проверяют посылки от трех до 27 килограммов . На экране у сотрудника - содержание 14-килограммовой посылки из Италии: силуэты обуви, консервов, одежды, конфет. А в следующей посылке эксперт замечает силуэт бутылки. Это может быть, например, «безобидное» оливковое масло, а может - и запрещенный к пересылке алкоголь. Поэтому с технического контроля это отправление также поступит на ручной осмотр . Если в посылке не находится ничего запрещенного, она продолжит свой путь к получателю. В противном случае составят акт осмотра и посылку отправят обратно отправителю.

Кстати, каждое рабочее место в зоне таможенного осмотра оборудовано видеокамерой , а вскрытие отправлений проходит при участии комиссии и также под видеонаблюдением . Так что если у гражданина возникнут претензии по поводу целостности его посылки, то все можно легко проверить, с помощью соответствующей видеозаписи. К тому же вес каждого отправления почтовая служба контролирует до грамма . Если обнаруживается какое-то несоответствие, оно также документируется.

Далее сотрудник таможни по наклеенным на отправлениях декларациям отбирает те, которые ожидают углубленный ручной осмотр . Из 40 тысяч посылок, обрабатываемым за день, в 40-50 находят нарушения. При вскрытии устанавливают, вещи в посылке действительно предназначены для личного пользования или их прислали на продажу. Ведь на что только ни идут некоторые, чтобы не платить пошлину: и по несколько отправлений записывают на один адрес, и меняют фамилию на несколько букв, и запрещенные вещи скрывают и маскируют самыми фантастическими способами. За первый квартал года уже возбуждено восемь уголовных дел по фактам ввоза в Беларусь психотропных веществ. Кроме того, таможенники отмечают, что в последнее время без документов и декларирования стали ввозить холодное оружие, дубинки, иностранную валюту, средства тайного получения информации, замаскированные под другие предметы. Так, мы очень удивились, когда среди извлеченных при осмотре вещей увидели электрические фонарики. Почему их нельзя провозить? Оказалось, что это вовсе не фонарики, а электрошоковые устройства...

Всего в зоне таможенного контроля - 18 рабочих мест . В дни наибольшего потока отправлений (например, в новогодние праздники) количество сотрудников здесь увеличивается вдвое. Все больше им приходится обрабатывать посылок из Китая (в 2013 году они составляли 54% от всех международных отправлений, в прошлом году - уже 70%). Отчасти это электронные, мобильные устройства и другая техника. Лидеры по заказам вещей из-за рубежа - Минск и Минская область (более 50% получателей), на втором месте (14%) - Гомельская область.

В прошлом году в Беларусь поступило 6,5 млн. международных почтовых отправлений на сумму 58 млн. долларов. А за первый квартал текущего года уже поступило 2,6 млн. отправлений, - рассказал начальник Минской региональной таможни Александр Богдевич .

Объемы международных посылок увеличиваются: если в прошлом году физические лица при помощи почтовых отправлений получили товаров на сумму около 60 млн. евро, то за первый квартал 2015 года сумма уже составила 40 млн. Такая ситуация заставляет таможенников и почтовиков принимать дополнительные меры по обработке корреспонденции.

- 1 июня планируется открытие еще одного пункта международного почтового обмена на территории Национального аэропорта «Минск» в зоне деятельности таможни «Минск-2», - проанонсировал событие заместитель председателя Государственного таможенного комитета Владимир Орловский . - Если часть отправлений, прибывающих авиатранспортом, будет оформляться непосредственно в аэропорту, сократятся таможенные операции, а также определенные операции почты.

По мнению Владимира Орловского, около 30% авиаотправлений будут оформлять в аэропорту, а к концу года, возможно, их число увеличится до 50%.

Таким образом есть надежда, что свои отправления белорусы будут получать быстрее. Кстати, многие упрекают работников почты за то, что корреспонденция идет долго. И напрасно, ведь время ее пути зависит от множества составляющих.

С момента покупки товара в определенной стране интернет-магазин некоторое время его упаковывает и передает почтовому оператору страны отправления. Далее - перевозка. Разумеется, если это Китай, то отправление пройдет через два-три транзитных аэропорта. Однако все операторы стараются выбрать логистику с минимальным сроком прохождения до страны назначения. После того, как отправление поступило в Национальный аэропорт «Минск» (на сегодняшний день авиатранспортом доставляется 70% отправлений), в течение суток его привозят в пункт международного почтового обмена. Оно обрабатывается 2-3 дня - в зависимости от того, как оформлено отправление. Дальнейшая доставка осуществляется в зависимости от пункта назначения от одного до трех дней (в самый дальний уголок страны), - рассказала первый заместитель генерального директора предприятия «Белпочта» Елена Скрипчик .

Сроки таможенного оформления, если не возникает вопросов, также 1-2 дня . Для большего удобства клиентов посылки и EMS-отправления доставляются получателю непосредственно на дом. Мелкие пакеты выдаются или в почтовых отделениях, или в специализированных пунктах выдачи (их в стране сейчас более 15). Однако при желании клиент может воспользоваться и дополнительными услугами, например, заказать курьера и согласовать время доставки. Безусловно, эти услуги тарифицируются. Кроме того, на сайте «Белпочты» можно отслеживать путь своего почтового отправления в режиме онлайн.

В каких случаях возможно вскрытие международных почтовых отправлений.

Недавно в моей посылке из-за рубежа обнаружились повреждения упаковки, небрежно заклеенные скотчем, и небольшое расхождение веса. Все указывало на то, что кто-то попытался поживиться адресованными мне товаром.

На мою просьбу проверить вложение и заполнить форму 51 сотрудник Почты России выстрелила предположением, что пакет был вскрыт вероятнее всего на таможне. Мол, у них это частая процедура. С учетом того, что к посылке не был прикреплен акт проведения таможенного досмотра, её доводы я пропустил мимо ушей. Далее мы приступили к вскрытию упаковки.

Вскрытая посылка – событие хоть и неприятное, но порой оправданное. Кто же имеет право на вскрытие отправлений и когда это может произойти?

Разобраться в непростых таможенных вопросах нам помогли наши друзья из сервиса Бандеролька , а также сотрудники таможни РФ, пароли и явки которых мы сдавать не будем .

Таможенный контроль

Таможенным оформлением международных почтовых отправлений занимаются специальные таможенные посты. Сейчас насчитывается более 20 пунктов международного почтового обмена, расположенных в различных частях нашей необъятной Родины. Но больше всего их в Москве – в трёх аэропортах и на Главном Почтамте. Все остальные таможни могут лишь оформить транзит к местам международного почтового обмена.

Хотя оформление международной почты и проводится на отдельных таможенных постах, процедура в целом сходна с растаможиванием обычных товаров: таможенный контроль – уплата пошлин и сборов – решение о выпуске.

Все заграничные отправления сопровождаются заполненной декларацией по форме CN22 или CN23. Кстати, для посылок отправляемых из России тоже понадобится заполнить формы CN22/CN23, в которых в обязательном порядке указываются описание вложения и его стоимость.

По умолчанию все входящие посылки проходят документальный контроль, после чего подвергаются проверке на радиоактивность и процедуре «осмотра » на рентгене. Почтовая корреспонденция и вовсе часто сканируется скопом.

Если возникают подозрения

Если у таможенного инспектора появились подозрения, что содержимое не соответствует заявленному или входит в список запрещенных к пересылке товаров, посылка отправляется на досмотр . Досмотр – единственная возможность для таможни вскрыть посылки.

До процедуры досмотра по статистике добирается не более 3% отправлений, а для подавляющего большинства достаточного стандартного контроля.

Как происходит вскрытие

Вскрытие и инспекция содержимого происходит в присутствии двух сотрудников почты. Если подозрения инспектора не подтверждаются, то отправление запаковывается, а с внешней стороны к нему прикрепляется Акт проведения таможенного досмотра , заверенный участниками процесса.

Если в посылке задекларирован товар, запрещенный к перевозке, то её просто вернут обратно отправителю. В случае если наличие запрещенных товаров будет выявлено во время процедуры досмотра, посылка подлежит изъятию и утилизации. Товар уже не получат ни адресат, ни отправитель.

К тому же, зоны таможенного контроля оснащены системами видеонаблюдения, так что произвести в процессе таможенного оформления выемку понравившегося товара довольно проблематично.

Кстати!

Список санкционных продуктов .

С актуальным списком запрещенных к отправке товаров почтой всегда можно ознакомиться на сайте Почты России. В него входят:

  • табачные изделия, алкогольная и спиртная продукция;
    скоропортящиеся продукты;
  • оружие (в том числе холодное), взрывчатые вещества, их комплектующие и составные части;
  • наркотики и приравненные к ним вещества;
  • яды, опасные отходы и озоноразрущающие вещества
  • но самое главное : в Россию, в том числе и почтой, запрещено ввозить товары из санкционного списка.

Повреждения упаковки

Далеко не всегда посылки вскрываются со злым умыслом. Порой повреждение внешнего слоя отправления может происходить случайно в процессе транспортировки или обработки на почте.

Если сотрудники почты обнаруживают нарушенную целостность упаковки отправления, они обязаны провести инспекцию вложения, при необходимости вскрыть посылку и сверить содержимое с описью. Вместе с этим почтальоны должны составить Акт о вскрытии и прикрепить его копию к отправлению после повторного упаковывания.

Основываясь на личном опыте, могу добавить, что посылка должна быть повторно запечатана при помощи фирменного скотча Почты России.

Кстати. Если вы купили что-то в США, то защитить свою посылку от повреждений можно, используя Бандеролькину систему страхования и дополнительной защиты посылки – .

Кто вскрывает

И все же, в какой момент в посылку пытаются залезть?

Во время таможенного контроля сделать это практически нереально. К тому же в течение последних лет я ни разу не слышал, чтобы какой-то таможенный инспектор попался на краже из почтовых отправлений.

Однако у инспекторов есть гипотетическая возможность благополучно пропустить через досмотр «полупустые» посылки с несоответствием в весе. Сговор между оператором Почты и таможенником возможен теоретически, хотя и представляется мне затруднительным.

Кто может влезть в посылку

Но вот где нечистым на руку личностям и представляется простор для действий, так это во время множественных сортировок на железнодорожных вокзалах и в отделениях почтовой связи.

По заявлению руководства Почты России сейчас сотрудники теряют одну посылку из ста тысяч. Статистику по вскрытым и разоренным отправлениям оно, к сожалению, не приводит. Но почему-то мне кажется, что происходит это гораздо чаще, чем утеря. Если судить по сообщениям на тематических форумах количество проблемных посылок сократилось в течение последних двух лет, но не исчезло совсем.

В моем случае все обошлось благополучно. После вскрытия пакета в присутствии сотрудника Почты вложение оказалось в целостности и полном комплекте. Вероятно, какой-то почтальон поленился делать Акт о вскрытии, заделав поврежденную упаковку «как смог».

Однако даже при положительном исходе сталкиваться со вскрытыми посылками неприятно.

Последние лет пять в Беларуси наблюдается бум на покупки в азиатских интернет-магазинах. Белорусы заказывают все: начиная от гаджетов и заканчивая нижним бельем. С начала года в нашу страну пришло почти 7 млн заграничных посылок, и 70% из них - это покупки в зарубежных интернет-магазинах. Чем больше товаров доставляют из-за границы почтой, тем больше возникает вопросов у белорусов к таможне. Как проверяют посылку, сколько времени она может находиться на таможне и почему нужно платить пошлину за второй планшет? Onliner.by отправился в пункт таможенного оформления посылок, чтобы посмотреть, как работают специалисты, и задать им каверзные вопросы от наших форумчан.

Те, кто хоть раз получал заказы из иностранных интернет-магазинов, знают адрес Вокзальная, 22. Именно здесь находится пункт таможенного контроля МПО - международных почтовых отправлений.

До недавнего времени это был единственный пункт обмена международными почтовыми отправлениями. Но буквально недавно аналогичный появился в Национальном аэропорту Минск.

Попасть в зал таможенного контроля можно только по спецпропуску. Посторонним войти сюда нельзя. За этим следит охранник.

- Всплеск отправлений заказов из интернет-магазинов произошел у нас года три-четыре назад, - рассказывает исполняющий обязанности заместителя начальника Минской региональной таможни Павел Садовский. - Как только возникли eBay, Alibaba, AliExpress, люди быстро смекнули, что там дешевле, и стали активно заказывать товары за границей. Если раньше пересылали какие-то подарки и вещи друг другу, то теперь процент таких отправлений мизерный. А львиную долю - около 70% - занимают именно посылки из Китая, Сингапура, Кореи и США.

«Наркотики по почте пытались переслать неоднократно»

Мы заходим в огромное помещение, буквально заваленное мешками, коробками, пакетами. Сюда привозят все международные почтовые отправления. Но, что интересно, только каждую десятую из них отправляют за границу сами белорусы. Девять из десяти посылок приходит из-за рубежа к нам.

Сначала с посылками работают почтальоны. Они взвешивают их, сверяют данные с документами - в общем, готовят к таможенному контролю.

Потом почтальоны передают посылки таможенникам. Сначала посылка проходит рентген. Аппарат такой же, как и в аэропортах. Коробки пропускаются сквозь него, а содержимое отображается на мониторе компьютера сотрудника таможни.

- Здесь задача - найти товары, запрещенные или ограниченные к пересылке. К примеру, наркотики, сигареты, оружие, алкоголь, - говорит Павел Садовский. - И находим. Буквально 23 числа обнаружили в посылке порошок - оказалось, синтетические наркотики. Это уже 17-й случай с начала года. Всего же в 2015 году мы изъяли запрещенных или ограниченных к пересылке товаров на сумму более 600 млн рублей.

Таможенники отмечают, что список запрещенных товаров - это не выдумка или прихоть исключительно Беларуси. По словам специалистов, белорусский перечень основывается на актах Всемирного почтового союза, в который входит и Беларусь.

- Во всем мире нельзя пересылать валюту, семена, алкоголь и так далее, - объясняют таможенники. К слову, полный список запрещенных или ограниченных к пересылке товаров можно посмотреть на сайте Таможенного комитета.

Запрещенные товары, по рассказам сотрудников таможни, отправители пытаются прятать в самых необычных местах.

- Как-то в посылке пересылали пылесос. Нас смутила подозрительно низкая цена, - рассказывают на таможне. - А когда сотрудники распаковали посылку и стали осматривать пылесос, то обнаружили в нем $3000.

«Средний срок таможенного оформления посылок - два дня»

- Куда идут изъятые товары? - любопытствуем мы.

- Вы обязательно напишите, что таможня вообще не принимает решения о конфискации товаров, - просят таможенники. - У людей очень часто неправильные представления. Таможня лишь документирует факт нарушения законодательства. Мы выявили нарушение, составили протокол и направили его в суд - все. Дальше судьбу посылки решает уже только суд.

Оказывается, у таможенников довольно мало времени на оформление посылки, которую передали им почтальоны, - два дня. Если нужна экспертиза (к примеру, установить историко-культурную ценность или проверить, не холодное ли в посылке оружие), то на все действия отводится не более 20 дней.

- Откуда же тогда устойчивое мнение о том, что таможня может проверять посылку до 60 дней? - задаем мы один из самых распространенных среди пользователей нашего сайта вопрос.

- А вот смотрите. Как правило, сроки таможенного оформления 98% всех посылок, которые приходят в Беларусь, не превышают двух дней. Если мы по каким-то признакам решили провести дополнительную проверку (назначить экспертизу, исследование, запросить дополнительную информацию по стоимости и так далее), то срок проведения таможенного контроля может доходить до 10 дней. А если есть признаки административного правонарушения, то можем продлить срок выпуска до 30 дней. Иных ситуаций продления срока просто не существует.

Что касается 60 суток, то это срок хранения посылки на СВХ - складе временного хранения. Когда «Белпочта» по нашему требованию отправляет посылку на СВХ? В том случае, если мы не признаем ее товаром для личного пользования. Например, была ситуация, когда женщина каждый месяц заказывала по несколько десятков видов лака для ногтей. Мы выяснили, что она оказывает услуги по маникюру. Естественно, такой товар не признали товаром для личного пользования.

«Белпочта» в таком случае высылает получателю уведомление, что его посылка на складе и ему необходимо подать таможенную декларацию, как и любому субъекту хозяйствования. И для этого ему дается 60 дней. В это время посылка хранится на СВХ. Но если заявления нет, посылка возвращается обратно.

По словам сотрудников таможни, часто информация на сайте, где отслеживается путь посылки, бывает недостоверной. К примеру, люди, введя трек-номер, видят сообщение, что посылка уже в Беларуси, а на самом деле она застряла в какой-то транзитной стране и ждет формирования партии для отправки.

- Часто в этом винят таможню. Но вы сами видите, что сроки у нас жесткие, - отмечают специалисты.

«Вручную проверяем только подозрительные посылки»

Если с посылкой все в порядке, адресат не превысил месячные лимиты по весу и сумме, а вес посылки совпадает с указанным в документах, то после рентгена ее возвращают почтальонам, и уже почтовое отделение отправляет ее адресату.

Но если есть подозрения, посылку направляют на ручной досмотр. Для этого существует специальный зал технического и ручного досмотра. В нем вместе с сотрудниками почты работает 15 таможенников. Сейчас они проверяют посылки, пришедшие в Беларусь три дня назад.

Оказывается, досмотр - дело серьезное. Во-первых, посылка вскрывается в присутствии сотрудников таможни и почты. Поодиночке просто так взять и что-то вскрыть, по словам таможенников, невозможно. Во-вторых, весь процесс досмотра вещей записывается на видеокамеру. В-третьих, вес посылки очень жестко контролируется по весам. Сам процесс вскрытия строго протоколируется.

- Вы говорили, что на ручной досмотр направляете только подозрительные посылки. И по каким критериям вы их определяете? - с таким вопросом подходим мы к сотрудникам за столами.

- Вот эта посылка вызвала у нас подозрение из-за маленькой суммы и большого веса, - показывают на внушительную коробку с одеждой таможенники. - Мы ее вскрыли. Но, как видим, здесь одежда, бывшая в употреблении. Видимо, кто-то пересылает свои вещи. Либо же это посылка из секонд-хенда.

- Сотрудники таможни обращают внимание на то, что находится в посылке, каковы ее вес и стоимость предметов внутри, К примеру, если в документах заявлен новый телефон последней модели стоимостью $15, это вызовет подозрения, так как новый iPhone или Samsung не может столько стоить. И сразу же сотрудник уточняет стоимость на сайте производителя или же на сайтах тех же китайских магазинов. Обладая этой информацией, инспектор выставляет реальную стоимость товара. И уже исходя из этой суммы мы начисляем пошлину, если превышен месячный лимит в €200 по стоимости и 31 килограмм по весу.

-А если телефон правда стоит $20?

- Тогда мы просим получателя подтвердить, что это так. Мы направляем просьбу уточнить сведения. У человека ведь есть чеки оплаты. Но тут важен нюанс: мы должны идентифицировать этот товар, удостовериться, что эти $20 были перечислены именно за мобильный телефон. То есть просто чек о перебросе $20 на счет интернет-магазина не пройдет. Если такое подтверждение есть, то посылка отправляется получателю.

Но если суммарная стоимость товаров окажется больше €200 либо вес превысит 31 килограмм, то вам придется платить таможенную пошлину. Пошлина за каждый лишний килограмм составляет €4, а за превышение суммы в €200 - 30% от суммы превышения. Одновременно они не платятся: таможенники выбирают, какая из них больше, - такую и взимают.

Простой пример. Пришла посылка весом в 35 килограммов и стоимостью в €10 тыс. Пошлина за 4 лишних килограмма составит €16, а 30% от превышения суммы в €9,8 тыс. - это €2,94 тыс. В этом случае таможня возьмет пошлину в 30%.

- А если человеку нужно два телефона для работы, вы сможете признать оба товарами для личного пользования?

- Бесконтрольного ввоза товаров быть не должно - это наша позиция, - объясняет Павел Садовский. - Но в разных ситуациях решение может приниматься индивидуально. Вот свежий случай. Пришел к нам мужчина и пытался доказать, что ему одному нужно 27 часов. Причем одной марки, только с разными ремешками. Мол, у него разный стиль одежды. Эти - под белые носки, эти - под красные ботинки.

Он пожаловался мне на сотрудников таможни. Действия сотрудников мы признали правомерными. И эти часы почта отослала обратно. Но бывают и другие случаи. К примеру, пришел мужчина, которому прислали 5 килограммов кофе. Он написал заявление о том, чтобы признать посылку товаром для личного пользования. Мотивировал это тем, что он любитель кофе и что этот кофе два раза в год ему присылает друг из Африки. Мы проверили: действительно, каждые полгода ему приходит только этот кофе. И пошли навстречу, признали товаром для личного пользования.

- Наши читатели жалуются, что сейчас стали часто изымать мобильные телефоны. Мол, даже без просьбы подтвердить информацию сразу же начинается административный процесс, и дело передается в суд. Это новая практика?

- Мы начинаем административный процесс в том случае, если, к примеру, нам идет iPhone стоимостью €600, а нам пытаются выдать его за поддельный стоимостью в €80-100. И тут мы при вскрытии посылки находим документы на €600. По дорогостоящим посылкам, как правило, они есть. Вот если возникают такие ситуации, что есть документальное подтверждение реальной стоимости, тогда налицо административное нарушение.

Мы идем в зал ускоренной почты EMS. Здесь посылок намного меньше. И работников таможни - тоже. Схема работы тут схожая с прошлым залом.

- Важный момент, о котором спорят наши форумчане: ограничено или нет количество посылок?

- По количеству посылок ограничений нет. Есть списки товаров длительного пользования, ввозить которые можно только раз в три года. К примеру, вы заказали один ноутбук, а через пару месяцев пришел второй. Так вот второй будет облагаться таможенной пошлиной на всю сумму.

- Скажите, а если посылка идет через Россию, проверяется ли она нашими таможенниками еще раз?

Наблюдаем небольшую панику, поэтому, наверное, надо объяснить, что случилось и какими изменениями это грозит для пользователей (спойлер: не всё так страшно). Мы дали интервью по этому поводу газетам и каналу 360°. А в ГТ написать забыли. Исправляемся и проясняем ситуацию.

Что произошло

С 7 декабря вступил в силу новый приказ Федеральной таможенной службы, касающийся покупок, ввозимых из-за рубежа (ФТС №1861 от 24.11.2017). Теперь с пользователей требуют новые данные – в частности, ИНН и подтверждения цены товара – чтобы помочь таможне отследить, не ввозят ли они «слишком много», и не стоит ли начинать требовать с них оплату пошлины. Это «эксперимент по внедрению в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (ЕАИСТО) функции проверки товаров, приобретенных физическими лицами в иностранных интернет-магазинах и доставляемых транспортными экспедиционными компаниям и курьерскими службами».


Все как обычно: правительству не нравятся зарубежные онлайн-покупки: клиенты, задешево берущие там товары, не платят никаких дополнительных налогов в бюджет. С 2014 года идет активное ужесточение правил и постоянно обговаривается введение пошлин. Но пока что покупки за рубежом продолжают расти. Доля иностранной интернет-торговли в России по итогам 2017-го составит порядка 40%. Это 420 млрд рублей мимо российской казны. Алексей Фёдоров, глава ассоциации АКИТ, объединившей двадцать крупнейших российских интернет-магазинов для лоббирования их интересов, заявляет , что «Покупая на Aliexpress, вы, по сути, совершаете кражу».

Беспошлинный порог на покупки в иностранных интернет-магазинах сейчас составляет €1 тыс. или 31 кг на человека в месяц. Теперь таможне будет проще отслеживать, не превышается ли этот лимит. ФТС также заявляет, что новые требования снизят «риски ввоза товаров на подставных лиц». Новый порядок будет тестироваться по всей стране с 7 декабря 2017-го по июль 2018 года. Паспортные данные пользователей, ИНН, а также сведения о стоимости и весе покупаемых ими товаров в евро и рублях будут храниться в ЕАИСТО.


В эксперименте не участвуют только международные отправления, пересылаемые через «Почту России».

Что поменялось для вас

Не так много. Если вы брали что-то в зарубежных интернет-магазинах, от вас и так наверняка требовали паспортные данные. А теперь помимо них покупателям необходимо будет указывать свой ИНН и предоставлять ссылки или скриншоты на заказанный товар. Впрочем, законы о покупке в интернет-магазинах меняются с завидной регулярностью, а качество их исполнения может зависеть от конкретного работника таможни. Например, со ссылками и скриншотами они уже сейчас понимают, что погорячились:



Как видите, в ФТС пока сами не очень уверены, что значат новые правила. Но приложения ИНН и ссылки на товар пока что хватает. Прикреплять инвойсы, скриншоты и другие подтверждения покупки от нас пока не требуют. В кабинете Pochtoy.com всегда было поле для добавления ссылки, а теперь просто рядом появилось еще одно – для ИНН. У большинства других посредников ситуация та же. Если в дальнейшем потребуется что-то еще, служба поддержки свяжется с вами сама.


При таможенном оформлении стоимость товаров будет фиксироваться в соответствии с оформленной вами декларацией. Подтверждением правильности заполнения декларации с вашей стороны служит инвойс – письмо с подтверждением оплаты заказа, которое магазин присылает вам на электронную почту.



Если ссылка на товар «сгорела» (выдает 404, например), её альтернативой служит скриншот страницы с подтверждением заказа из вашего личного кабинета в интернет-магазине. Скриншот нужно сделать так, чтобы отчетливо были видны наименование, фото, цена и количество купленного товара. А дальше – загрузить его на облако или файлообменник.


Даже если ссылка не сгорит, скриншоты и инвойсы полезно сохранять еще для одной ситуации. Многие наши клиенты берут себе товар по скидкам. А поскольку данные со ссылок будут обрабатываться ЕАИСТО в момент прохождения посылкой таможни – есть вероятность, что цена там будет стоять выше. Если вы буквально еле-еле вложились в лимит €1 тыс, и повышение цены «перевалило» вас через край, с вас могут потребовать оплату пошлины – 30% от суммы превышения лимита. Если iPhone X, стоивший безопасные €800 где-нибудь на eBay, по той же ссылке превратится в €1200, надо будет доплатить €60. Аналогичная история – если страничка по ссылке просто пропала, и теперь таможне не с чем сверить цену.


В общем, нотариально заверенные скриншоты, над которыми когда-то угорал интернет, – уже не миф, а реальность.

Что поменялось для нас

Тоже не так много. Ссылки мы и так советовали ставить, чтобы не возникало недоразумений. Теперь добавили поле для ИНН. В существующие заказы, идущие по FastBox, Почтой Express и Почтой Express Light, в срочном порядке добавляем ИНН от тех пользователей, которые внесли его в свой аккаунт или обратились к нашим операторам. Тем, кто не готов предоставить номер своего ИНН, предлагается бесплатно перейти на доставку методом EMS, USPS Priority или Econom Priority, которые работают через «Почту России».



Техподдержкам в сфере онлайн-покупок и так нелегко. А на ближайшие дни мы работаем в экстренном режиме. Пока посылка не выполнит новые требования, через таможню она не пройдет, и многим пользователям об этом нужно сообщить лично. Плюс – мы готовимся к потенциальной временной задержке, пока ФТС разбирается со своей новой системой. Хотя сама таможенная служба уверяет, что такого не произойдет.


А так – ничего страшного, бывали законы и хуже. Настоящего удара мы ждем в июле 2018-го, когда лимит на покупки из-за рубежа

Покупатели китайских товаров на Алиэкспресс, Пандао, Джум и других площадках, с апреля 2018 года регулярно стали наблюдать особый статус «Таможенная очистка не пройдена» , который появляется в момент пересечения посылкой границы. Столь странная формулировка, мягко говоря, вызывает панику, поэтому стоит сразу все разъяснить. В статье вы узнаете что означает этот статус в отслеживании, что вам следует сделать и насколько серьезно нужно относится к этому уведомлению.

Значение

Давайте сразу же определимся с фактическим обозначением статуса. “Таможенная очистка” – это прохождение посылкой таможни, в частности, комплекс формальностей, предусматривающий проверку оформления посылки (правильность заполнения, адрес), в том числе взимание пошлины. Любой груз, пересекающий границу, проходит через это, а сам процесс является автоматизированным.

Соблюдение установленных норм оформления, уплата налогов и сборов являются залогом успешного прохождения таможенной очистки. Но в AliExpress сложилась немного иная ситуация. Ранее, в статусах отслеживания товара Алиэкспресс данной надписи не было, теперь же есть три статуса, связанных с таможней:

  1. Начата таможенная очистка;
  2. Таможенная очистка успешно пройдена (либо – не пройдена);
  3. Выпущен таможней.

Как правило, вся эта процедура проходит уже на территории страны получателя. Например, мы уже писали про почтово-таможенный узел Почты России в , который в связке с МР ЛЦ Внуково осуществляет обработку львиной доли посылок из Китая.

Что значит «Не прошло таможенную очистку»?

Появление подобного статуса для многих стало неожиданностью. При этом, проблема стала массовой. , начиная с конца апреля.

Нужно отметить, что в большинстве случаев поводов для переживаний нет. Уже в течение 3-5 дней посылка продолжит дальнейший путь. Увидеть это можно, воспользовавшись трекингом. Вскрытие посылки и проверки содержимого так же не выявлено в таких ситуациях.

Среди получателей бытует мнение, что такой статус является следствием знакомого всем машинного перевода с китайского языка на русский . Это вполне логично, ведь при возникновении проблем с документацией и налогами, никто бы не получал товары, а на деле ситуация противоположная. Из этого следует логичный вывод – появление сообщения как раз наоборот означает успешное прохождение проверки.

Выбираем выгодный кэшбэк сервис для Aliexpress

Разумеется, не стоит исключать появление реальной проблемы, связанной с оформлением товара и прохождением таможенной службы. Здесь важно знать и уметь отстаивать свои интересы. Благо, сервис Алиэкспресс позволяет решить большинство неприятных ситуаций при помощи открытия споров.

Что делать при возникновении статуса?

Прежде всего, не волноваться, так как в большинстве случаев это не означает проблем. Следите за статусом посылки на сайте Почты России. Примечательно, что в отправных узлах через сервис Почты РФ, такого статуса нет. Обычно в течение первых трех дней пакет продолжает движение без малейшего участия получателя. Однако, если через 5 суток этого не произошло, то стоит связаться с таможней и выяснить причину задержки.

Если раньше можно было вернуть деньги в полном объеме практически в любой ситуации, открыв спор, то сейчас дела обстоят сложнее. При появлении подобной ситуации, в большинстве случаев удается вернуть деньги за исключением стоимости транспортировки. Уже имеются случаи, когда груз задержан или требует уплаты. Товар не возвращается отправителю, а получатель не получает заказ, и довольно редко может вернуть обратно хотя бы часть суммы.

В чем причина явления? При открытии спора, для доказательства своей правоты, необходимо предоставить заверенные документы, указывающие на причину задержания посылки таможней. На это отводится 7 суток, но при этом оформление запроса и получение ответа может затянуться более чем на сутки. Дозвонившись на горячий телефон таможенной службы попросите их выслать документальное подтверждение того, что посылка задержана из-за продавца. Этот документ, скрин копию заказа и скриншот отслеживания прикрепите к спору.

Ответственность поставщика:

  • нехватка счета-фактуры;
  • отсутствие сертификатов и лицензий;
  • оформление товара по заниженной цене;
  • контрафакт.

Кстати, почитайте эту статью тоже: Смартфон Doogee X5 дёшево и не сердито

Ответственность получателя:

  • заказ запрещенного товара;
  • оплата пошлины.

Из сказанного ранее следует, что даже если посылка задержана по вине продавца, вернуть деньги и/или получить товар удается не всегда. Вполне вероятно, сервис Алиэкспресс в будущем изменит отношение к подобным происшествиям.

Подведем итоги

Итак, мы выяснили, что означает «Таможенная очистка не пройдена» и причины появления подобного статуса при отслеживании посылки. Как правило, это не предрекает никаких проблем для покупателя и покупка успешно продолжает путь. Однако, не стоит исключать вероятность некорректного заполнения документации и прочих факторов, вызывающих вопросы у таможенников. Предоставить информацию о причинах задержания возможно в телефонном режиме у сотрудников службы, ну а дальше или ждать прихода посылки, или открывать спор с продавцом.