Краткое содержание «Синей Птицы» рассказывает нам об удивительной истории, которая начинается в канун Рождества. Двое детей, Митиль и Тильтиль, уже сладко спавшие в своих кроватках, просыпаются от звуков музыки, что доносятся из дома напротив. У богатых соседей в самом разгаре празднество. Вдруг в дверь стучат, и на пороге возникает старушка в платье зелёного цвета и красном чепце. Старушка стоит, опираясь на палку, она горбата, прихрамывает. Вдобавок у неё есть только один глаз, а нос похож на зловещий крюк. Она обращается к детям и призывает их отправиться искать Синюю Птицу. Берилюне не нравится, что юные герои не видят очевидного. «Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое», - говорит старушка и вручает Тильтилю зелёную шапочку, украшенную алмазом. По её словам, повернув алмаз, владелец шапки сможет видеть «душу вещей».

Увидеть мир другими глазами - это просто

Тильтиль следует её указаниям и поворачивает камень. И вмиг глазам мальчика открывается удивительная картина: дряхлая колдунья на глазах превращается в волшебную принцессу, а бедная обстановка хижины оживает. Продолжаем краткое содержание «Синей Птицы». В действо включаются новые персонажи. Это - души Часов, Караваев. Пламя обращается в быстро двигающегося человека, облаченного в красное трико. Кошка и Пёс также приобретают человеческое обличье, хотя на них остаются маски кота и бульдога. Пёс чрезвычайно радуется тому, что, наконец, может облачить свои чувства в словесную форму и с радостными криками «Моё маленькое божество!» скачет вокруг Тильтиля. Кошка, сохраняя свою грациозность, протягивает руку Митиль. Из крана сверкающим потоком начинает бить вода, и в потоках жидкости возникает фигура девушки с распущенными волосами в будто бы струящемся одеянии. Она практически в тот же миг вступает в схватку с Огнём, ведь это - Душа Воды. Появляются и другие Души - Молока, Сахара, Света, Хлеба. Однако этот удивительный момент прерывается стуком в дверь. Испугавшись, Тильтиль очень быстро поворачивает алмаз на шапке обратно. Фея вновь предстаёт перед детьми в облике немощной старушки, стены хижины меркнут, однако Души не успевают вновь возвратиться в Молчание. Фея наущает их сопровождать детей во время поисков Синей Птицы. Кроме Души Света и Пса, тем не менее, идти никто не хочет. Фея идёт на хитрость и обещает подыскать для всех подходящие наряды, после чего уводит всех через окно. Мать и отец семейства Тилей отворяют дверь и видят лишь мирно спящих в своих кроватках малышей.

Куда привело путешествие Митиль и Тильтиля?

Далее краткое содержание «Синей Птицы» повествует о том, как дети оказываются во дворце феи Берилюны. Души предметов и животных уже переоделись в нарядные сказочные костюмы, и начали составлять заговор против детей. За главную на этом собрании - Кошка. Она говорит о том, что поработили души, и, отыскав Синюю Птицу, они окончательно завладеют ими. Но появление самой феи в сопровождении Души Света и детей заставляет их замолчать. Чтобы дети немного подкрепились перед дальним странствием, Хлеб отрезает пару ломтей от своего брюха, а Сахар отламывает свои пальчики, которые тут же вырастают вновь.

Первый пункт назначения на пути детей - Страна Воспоминаний. Туда Митиль и Тильтиль отправляются без сопровождения. Брат и сестра гостят у своих покойных дедушки и бабушки, видят своих умерших сестриц и братьев. Здесь они узнают о том, что ушедшие в мир иной будто бы погружены в сон, но пробуждаются, когда близкие вспоминают их. Отобедав со своей семьёй, дети собираются на встречу с Душой Света. Бабушка и дедушка отдают внукам дрозда, который кажется им совершенно синим. Однако как только дети покидают пределы Страны Воспоминаний, птица меняет свой окрас на чёрный.

Но нам этом странствия только начинаются. Краткое содержание «Синей Птицы» рассказывает о событиях, происходящих во Дворце Ночи, куда первой добирается Кошка. Она предостерегает хозяйку о том, что к ней направляются Тильтиль и Митиль. Однако Ночь не властна запретить человеку познавать её тайны, а потому ей и Кошке остаётся лишь надеяться, что детям не удастся поймать настоящую Синюю Птицу. Когда брат, сестра, а также Сахар, Хлеб и Пёс появляются во дворце, Ночь долгое время пытается запутать их, чтобы не давать ключи, отпирающие любые двери в здании. Но Тильтиль, не слушая её, по очереди открывает все двери. Болезни, насморк, войны скрываются за первыми тремя. За четвёртой дверью Тильтиль обнаруживает излюбленные Ароматы ночи, Светляков, Блуждающие Огоньки, Пение Соловья, Росу. Большую среднюю дверь Ночь настоятельно не рекомендует открывать и убеждает своих гостей, что за ней сокрыты настолько страшные видения, что им даже названия не дали. Все спутники мальчика, кроме Пса, прячутся. Однако Тильтиль перебарывает свой страх. По ту сторону двери открывается волшебный сад ночного света и мечты, где меж планет и звёзд порхают сказочные синие птицы. Мальчик, его сестра и каждый из их спутников ловит по нескольку птиц и выносят их, однако вскоре те погибают - им так и не удалось отыскать ту единственную, что способна выдержать

Продолжаем краткое содержание «Синей Птицы» Метерлинка. Персонажам предстоит побывать ещё в нескольких удивительных местах, где юные герои и их помощники встречаются и с опасными, коварными персонажами, и с теми, кто желает помочь им. Дети успевают побывать и в древнем Лесу, и на кладбище, и в Саду Блаженств.

Особо интересной была их остановка в Лазоревом дворце Царства будущего. Здесь они встречают Лазоревых детей - людей, которые ещё только должны родиться. Каждый из них уже приготовил для мира какой-то свой подарок. У одного это - Машина Счастья, у другого - несколько способов продлить жизнь, у третьего - машина, летающая без помощи крыльев. Здесь Тильтиль и Митиль встречают и своего братика, который только должен появиться на свет.

Возвращение домой

И вот сказка «Синяя Птица», краткое содержание которой вы сейчас читаете, возвращает нас к зелёной изгороди, за которой находится хижина Тилей. Здесь дети прощаются со своими спутниками. Хлеб отдаёт Тильтилю клетку, приготовленную для Синей Птицы, которая так и осталась пустой. А Душа Света говорит о том, что, возможно, Синей Птицы вовсе не существует, либо она меняет свой цвет, когда оказывается взаперти.

Утром, когда мать пришла будить Тильтиля и Митиль, дети начали с упоением рассказывать ей о своём ночном приключении. Это испугало мать, она послала отца за доктором. Однако здесь в доме появляется соседка Берленго, внешне очень напоминающая фею Берилюну. Услышав очередной пересказ путешествия детей, она утверждает, что им пригрезилось что-то, когда они спали под светом луны. Берленго же рассказывает о том, что её внучке нездоровится - девочка не встаёт с постели, а врач списывает всё на нервы. Мать просит Тильтиля отдать больной девочке горлицу, о которой та давно мечтала. Мальчик смотрит на горлицу, и ему кажется, что перед ним - та самая Синяя Птица.

Свой родной дом дети видят совершенно новыми глазами: кошка и пёс, огонь и вода - всё теперь кажется им живым, не таким, как раньше. Вскоре на пороге появляется соседка Берленго в сопровождении необычайно красивой девочки, которая прижимает к груди горлицу. Тильтилю и его сестре девочка кажется похожей на Душу Света. Сам Тильтиль желает объяснить своей новой знакомой, как кормить горлицу, но, воспользовавшись моментом, птица выскальзывает из человеческих рук и улетает прочь. Девочка начинает плакать, а Тильтиль пытается утешить её и обещает, что вскоре найдёт птицу.

Так заканчивается краткое содержание. «Синяя Птица» (Метерлинк - автор, которому удалось написать произведение, заставляющее по-новому взглянуть на окружающий мир) - непременно понравится и взрослым, и детям.

В 1908 Метерлинк создал пьесу-сказку "Синяя птица ", исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом, войной.

"Синяя птица" - вершина творчества Метерлинка. Сочетание традиций фольклорной и романтической сказки с приемами символистского театра обусловили художественное своеобразие "Синей птицы", "простой, легкой и радостной, как сон десятилетнего ребенка, но в то же время и грандиозной". Пьеса проникнута идеей автора "быть смелым, чтобы видеть скрытое", это философская сказка о смысле человеческой жизни. Сам Метерлинк так сформулировал основную мысль произведения: "...я хотел сказать, что человечество всегда должно стремиться вперед, что в этих блужданиях оно всегда растет, наливается новыми соками и движется дальше, вперед".

«Синюю птицу» считают одним из лучших произведений М. Это не возвращение к символизму, но авторская интерпретация целого ряда сказочных мотивов, главная цель которых - рассказать о трудном пути познания, о неизбежном торжестве разума и добра. Во сне дети дровосека Тильтиль и Митиль отправляются с Душой Света на поиски таинственной Синей птицы. Им приходится преодолеть множество препятствий, встретиться с коварством, рисковать жизнью. . Они попадают в Страну Воспоминаний, Царство Будущего, Сады Блаженств, переживают необыкновенные приключения, преодолевают всевозможные препятствия. Они находят синих птиц, однако те либо меняют цвет в клетке, либо погибают в руках человека. В конце путешествия дети снова видят в своем доме голубку, которая кажется их маленькой соседке настоящей Синей птицей, ибо подлинное счастье может быть только в реальности. Смысл сказки в том, что истинная Синяя птица - это символ свободного знания: потому ведет детей Свет, потому боится их Ночь со своими тайнами и ужасами, потому и меняет цвет Синяя птица в клетке - без свободы разум гибнет. Здесь более нет туманной символики раннего М., нет зловещего Рока, подстерегающего человека. Интересно раскрывается мысль о том, что человек в себе самом несет свое будущее, но его свобода относительна, ибо это будущее вложено в него еще до рождения: Тильтиль и Митиль попадают к нерожденным детям, каждый из которых уже знает, кем он станет в жизни, что он сможет совершить. Сказка красочна и многопланова, богата мыслями и добрыми делами персонажей. Это произведение обращено одновременно и к взрослым, и к детям, именно поэтому до настоящего времени оно не сходит со сцены.

Сущность пьесы, значение для нее народной, фольклорной традиции искусства, ее глубинный пафос, присущий и творчеству Метерлинка в целом, лучше всего охарактеризовал Блок: «Только сказка умеет с легкостью стирать черту между обычным и необычным, и в этом вся соль пьесы...» И далее: «...счастья нет, счастье всегда улетает как птица, говорит сказка; и сейчас же та же сказка говорит нам другое: счастье есть, счастье всегда с нами, только не бойтесь его искать. И за этой двойной истиной, неуловимой, как сама Голубая птица, трепещется поэзия, волнуется по ветру ее праздничный флаг, бьется ее вечно юное сердце».

Тильтиль, Митиль - дети, совершающие во сне странствие, которое из хижины дровосека переносит их в Страну Воспоминаний, Дворец Ночи, Сады Блаженств, Царство Будущего. Сюжет феерии - история посвящения маленьких героев в простые, но необходимые нравственные истины и их приобщения к миру высших ценностей человеческого бытия. Синяя птица - аналог голубого цветка романтиков, чудесное воплощение всего, что недостижимо в земном мире. В финале Т. дарит птицу больной соседской девочке, и этот жест альтруизма становится главным итогом действия. Наградой за способность ощущать глубокую родственность всех разнородных явлений жизни и знаком душевной чистоты, без которой невозможна подобная ясность восприятия мира, служит волшебный алмаз Т., открывающий душу во всех предметах, деревьях, животных, вещах домашнего обихода. Сказочное путешествие Т. и М. таинственными тропами познания, по которым их ведет Душа Света, не обходится без встречи с Духами Тьмы - чтобы убедиться, что внушаемые ими ужасы преодолимы, - с мнимыми Блаженствами, предстающими в своей иллюзорности, с Несчастьями, поддающимися укрощению. Важный эпизод этого странствия - познание высшей истины, состоящей в том, что нет ни смерти, ни забвения, потому что в безграничном океане бытия прошлое, настоящее, будущее связаны тысячами нитей.

Законом, по которому строится жизнь в мире Т. и М., является бескорыстие. Лишь оно признается залогом счастья, которое "всегда с нами, только не бойтесь его искать". Демонические козни Кошки остаются не более чем проделками комической интриганки, а Ночь отступает перед сиянием Души Света. Незамутненное сознание Т. и М. - символ торжества над злом и победы над Роком, которая возможна, если человеку удастся вернуть себе угасшее зрение, каким обладает ребенок.

33. Символика «Синей птицы» Метерлинка. (+см б. 32)

В «Синей птице» предельно наглядны основные мотивы творчества Метерлинка: это, например, развенчание примитивных радостей низшего, сугубо материального порядка («Тучные блаженства») в сопоставлении с неотъемлемыми духовными ценностями человеческой натуры, конкретизируемыми как «Радость быть справедливым», «Радость быть добрым», «Радость завершенной работы», «Радость мыслить», «Радость созерцать прекрасное» и т. д., вплоть до «Радостей, которых люди еще не узнали».

Герои - дети бедного дровосека Тильтиль и Митиль в сопровождении оживших сил природы отправляются на поиски Синей птицы, символизирующей истину и счастье. Они попадают в Страну Воспоминаний, Царство Будущего, Сады Блаженств, переживают необыкновенные приключения, преодолевают всевозможные препятствия и когда, наконец, возвращаются назад, то находят ее в своем доме. Сам Метерлинк так сформулировал основную мысль произведения: "...я хотел сказать, что человечество всегда должно стремиться вперед, что в этих блужданиях оно всегда растет, наливается новыми соками и движется дальше, вперед".

Смысл сказки в том, что истинная Синяя птица - это символ свободного знания: потому ведет детей Свет, потому боится их Ночь со своими тайнами и ужасами, потому и меняет цвет Синяя птица в клетке - без свободы разум гибнет. Здесь более нет туманной символики раннего М., нет зловещего Рока, подстерегающего человека. Интересно раскрывается мысль о том, что человек в себе самом несет свое будущее, но его свобода относительна, ибо это будущее вложено в него еще до рождения: Тильтиль и Митиль попадают к нерожденным детям, каждый из которых уже знает, кем он станет в жизни, что он сможет совершить. Сказка красочна и многопланова, богата мыслями и добрыми делами персонажей. Это произведение обращено одновременно и к взрослым, и к детям, именно поэтому до настоящего времени оно не сходит со сцены.

Ночь – символ всех бед и несчастий, кошка – коварства, Душа Света – света, собака - преданности

Незамутненное сознание Т. и М. - символ торжества над злом и победы над Роком, которая возможна, если человеку удастся вернуть себе угасшее зрение, каким обладает ребенок.

Размещено на /


Введение

Мировоззрение М. Метерлинка

Символика «Синей птицы»

«Одухотворение» мира в пьесе «Синяя птица»

Тема поиска в пьесе «Синяя птица»

«Тильтиль и митиль»

Заключение

Литература

Введение


Морис Метерлинк. Его символистская поэтика выражала протест против приземленности натурализма. Пьесы "Сестра Беатриса" (1900), "Монна Ванна" (1902), "Синяя птица" (1908). Ноб. пр. (1911)." Заключительная абракадабра означает "всего лишь" Нобелевскую премию 1911 года. Для сравнения: Иван Алексеевич Бунин - Нобелевский лауреат 1933 года, хотя родился всего на 8 лет позднее. А вот из "Малой Энциклопедии" 1937 года: "...М. - один из создателей символич. драмы, дающей "трагическое в повседневности"". Он написал множество драм, среди первых: "Слепые" (1890), "Непрошеная гостья", "Пеллеас и Мелисанда", "Там внутри" (1894), позднее написаны "Ариана и Синяя борода", "Сестра Беатриса", "Чудо св. Антония" (1903), "Синяя птица" (1908); сборники этюдов "Сокровища смиренных" (1896), "Мудрость и судьба". А это разгадка замалчивания в той же "Малой...": "После Мировой войны (первой) М. примыкает к наиболее реакционной буржуазии (в 1995 следует читать: передовой интеллигенции). Собрание сочинений, 4 тт., П., 1915." Эпоха замалчивания закончилась тем, что в автобиографической справке к изданной в 1992 году книге Максимилиана Волошина "Путник по вселенным" Метерлинк назван... французским (?) поэтом, драматургом, прозаиком. Передо мной чудом сохранившиеся в нашей семье, местами неразрезанные (как в Пушкинские времена) тетрадки, оставшиеся от четырех томов выше- упомянутого Собрания 1915 года. Вот оглавление IV тома: "Мария Магдалина", пьеса; "Чудо святого Антония", сатирическая легенда, сборники этюдов: "Двойной сад", "Разум цветов", "Смерть". Названия этюдов чрезвычайно современны: "Всеобщая подача голосов", "Женский портрет", "Боги войны", "Наша социальная обязанность", "Вопросы, на которые нет ответа". Вот фраза, касающаяся книги "Мудрость и судьба", из статьи о Метерлинке в словаре Брокгауза и Эфрона: "...на самом превосходном языке... умеренный стоицизм, как условие счастья". Метерлинк ведет по нехоженым тропинкам к сияющей вершине чистого разума, так что и при чтении перевода (кстати прекрасного с точки зрения русского языка) с непривычки может закружиться голова. Приходится только пожалеть, что много поколений интеллигенции не были знакомы с таким литературным феноменом.

1. Мировоззрение М. Метерлинка


Самый известный писатель Бельгии, а также самый известный представитель символистской драматургии. Наиболее яркая особенность его творчества – это двоемирие. За видимой земной жизнью скрывается нечто невидимое, неведомое и страшное. Метерлинк прежде всего мистик.

С его точки зрения, жизнь человека трагична в принципе, трагедия заключена не в каких-то катастрофах, видимых ужасах, несчастьях, а в ежедневном обыденном существовании человека, в самом факте существования отдельного человека, обречённого на смерть. Метерлинк впервые поднял проблему человеческого существования, которую очень подробно будет рассматривать экзистенциализм – философское и литературное направление 20 века. Сам факт существования отдельного человека, отдельного, единичного «я» странен, непостижим и потому страшен. Как это возможно, что существую «я», который является центром вселенной, который видит этот мир, без которого мир бы не существовал, и как возможно, что существуют многочисленные другие «я», которые тоже считают себя центрами вселенной, а кто такой для них «я», просто некий говорящий и движущийся объект?

Наконец, как это возможно, что меня когда-нибудь не станет, кто же станет видеть этот мир – другой, но другой, это не «я»? Как это возможно – смерть, что это – несуществование, зачем тогда была жизнь?

Человек всегда одинок, он всегда находится один на один с Непостижимым, со смертью, вечностью и т. д. Главная задача человека – забыть об этом, всё, что человек делает в жизни – только для того, чтобы забыть о своей смерти, не думать о ней, не думать и о жизни, о её смысле и бессмысленности. Поэтому все события, борьба, страсти человеческой жизни – это нечто второстепенное, это ширма, шторка, заслонка, за которую прячется человек от самого себя. Но неизбежно наступает момент одиноких, грустных раздумий, момент молчания, бездействия, человек наедине сам с собой, со своей смертью – это самое страшное: одинокий человек, молча сидящий в своей тёмной комнате. Всё это Метерлинк описал в своей теоретической книге «Сокровище смиренных», главу из которой «Трагедия каждого дня» вы можете прочитать в хрестоматии. Поэтика. В пьесах Метерлинка огромную роль играют паузы, молчание, разнообразные звуки, которые слышны лишь в тишине – шорохи, шелесты и т. д. Пытаясь уйти от этой тишины, герои Метерлинка заводят самые глупые, бессмысленные разговоры, люди часто говорят просто для того, чтобы что-нибудь говорить, чтобы не молчать. Эти бессвязные диалоги должны дать ощущение абсурдности, бессмысленности и ужаса человеческого существования. За словами нужно уловить что-то более значительное, поэтому в пьесах Метерлинка большую роль играет подтекст, как и у Чехова.

Наиболее пессимистичны ранние пьесы 1890-х годов. «Слепые» (1890) – несколько слепых мужчин и женщин сидят в лесу и ждут проводника, который куда-то ушёл, они живут в приюте для слепых и вот вышли на прогулку. Проводника всё нет, тревога слепых нарастает, они ведут друг с другом разговоры, чтобы заглушить эту тревогу и чувство полнейшего одиночества, которое их охватывает в тишине, в тишине они полностью теряют связь с миром. Чувство полнейшего одиночества, которое их охватывает в тишине, в тишине они полностью теряют связь с миром. Они говорят о своём одиночестве, о том, что не понимают, что такое мир, что такое они сами. В конце концов их охватывает ужас: их бросили, они в панике начинают шарить руками вокруг, и один из них натыкается на остывший труп проводника – старого священника, который, оказывается, умер и всё время сидел между ними, пока они его ждали. Затем они слышат чьи-то странные шаги, среди них есть один зрячий ребёнок, увидев кого-то он отчаянно кричит от страха: пришёл кто-то страшный, видимо, это Смерть.

Слепые – это символ современного человечества, ослепшего, то есть потерявшего ориентиры, цели, смыслы, потерявшего религиозную веру (недаром их умерший проводник – священник). И теперь человечество способно только брести наугад, но в результате его ожидает гибель.

Наиболее интересная пьеса Метерлинка «Там, внутри» (1894), она очень короткая, есть в хрестоматии. Два героя стоят перед домом, смотрят в окно на то, что происходит там, внутри, разговаривают и не решаются войти. Дело в том, что им поручено сообщить обитателям дома страшную весть: их дочь внезапно утопилась. Там за окном ничего не подозревают, занимаются повседневными делами, смеются, а эти двое должны войти и всё это разрушить. И для них эти повседневные дела за окном, в доме приобретают необыкновенный интерес и значительность. Ситуация ярко передаёт трагизм человеческой жизни. Трагедия может постучаться в дом каждому в любую минуту, ибо мы не знаем, что у людей даже самых нам близких там внутри, в душе. Утонувшая девушка была очень скрытной, никто не знал, что у неё на душе, никто даже и подумать не мог, что она способна на такое. Когда один из стоящих заходит в дом, у окна собирается полдеревни посмотреть на реакцию родителей.

Более поздние пьесы Метерлинка более оптимистичны. Самая известная среди них «Синяя птица» (1908). Произведение во многом очень наивное, по-детски оптимистическое, но одновременно мудрое. Ярчайшим образом в ней проявилась идея двоемирия. Главные герои – мальчик Тильтиль и девочка Митиль – отправляются на поиски синей птицы для больной соседской девочки. Синяя птица – символ счастья. Старая соседка оборачивается феей и даёт им шапочку с волшебным алмазом, который помогает видеть скрытую сущность, душу всех явлений, предметов и существ. Они видят ожившие души собаки, кошки, хлеба, воды, света и т. д. Все вместе путешествуют по иным мирам. Не буду говорить обо всех мирах, где они побывали, только о самых интересных.

1) Сначала они попадают в Страну воспоминаний, где обитают их умершие дедушка и бабушка. Оказывается, умершие всего лишь спят, но просыпаются и радуются, как только живущие о них вспоминают. Почаще вспоминайте о тех, кто умер.

2) Кладбище. Там произошло нечто неожиданное. Тильтиль повернул волшебный алмаз и ждал, что из могил выйдут души мертвецов, но из раскрытых могил поднялись букеты цветов. Оказывается, в могилах никого нет. Мёртвых нет, ибо люди, их души бессмертны.

3) Сады блаженств. Блаженства – живые существа, их два вида. Плохие, толстые, грубые – Блаженство быть богатым, пьяным, ничего не знать и т. д. Есть Блаженство, о котором детям знать ещё рано. Хорошие блаженства – Радость быть добрым, справедливым и т. д. Главная радость – Радость материнской любви, появляется в виде мамы Тильтиль и Митиль, но только она наряднее, красивее, моложе. Они хотят, чтобы она была всегда такой и на земле. А она им говорит, что она всегда такая, но только внутри, в душе: надо научиться видеть сквозь обыденную внешность внутреннюю красоту. И это важнейшая идея пьесы.

4) Царство будущего – там живут дети ожидающие своего рождения на земле. С каждым днём они становятся всё моложе, уменьшаются, чем меньше ребёнок, тем ближе дата его рождения. Возвратившись домой и проснувшись утром (а всё их путешествие длилось одну земную ночь), они видят всё в новом свете, всё им кажется необычным, красивым, значительным, они знают, что у всего есть скрытая живая душа, везде скрывается тайна. Синей птицы они так и не нашли, зато вдруг обнаружилось, что синяя птица – это их домашний синий дрозд, но в конце он улетает от них, потому что они и люди вообще не научились быть достаточно добрыми и любить, чтобы быть счастливыми. Значит, счастье в любви и доброте. В 1918 г. Метерлинк написал продолжение «Синей птицы» – «Обручение». О том, как 16-летний Тильтиль ищет себе невесту. Фея собирает 6 девушек, которые нравятся ему, и все они отправляются в страну предков и страну детей, чтобы его предки и его дети выбрали ему лучшую жену. Идея следующая: человек существует не сам по себе, он звено огромной цепочки жизни, он связан с предками и потомками, несёт перед ними ответственность. Рождаясь, человек приходит в мир, обустроенный предками, пользуется всем, что создали другие и должен быть благодарен им. С другой стороны он несёт ответственность и за благополучие детей и вообще потомков, должен передать им эстафету жизни. И вот эта ответственность перед предками и потомками и есть тот стержень жизни, который не даёт человеку упасть, сбиться с пути и погибнуть. Такова идея пьесы.

В 1911 г. Метерлинк получил нобелевскую премию.


2. Символика „Синей птицы“


К началу XX века Метерлинк вышел за пределы символизма и стал одним из создателей бельгийской прогрессивно-романтической и реалистической драмы.1 В 1908 году писатель создает одно из центральных своих произведений – «Синюю птицу». Эта феерия, рассказывающая о путешествии детей дровосека, сопровождаемых душами предметов и явлений, в поисках птицы, способной принести счастье людям, наполнена символами и аллегориями.

Перед тем, как приступить непосредственно к анализу символов в пьесе Метерлинка следует обратить внимание на русский перевод ее названия. У нас феерию знают как «Синюю птицу», однако как раз с точки зрения символичности цвета, такое наименование неверно. Вот, что пишет об этом Александр Блок: «Совсем не педантизм с моей стороны – придираться к слову синий и передавать словом голубой французское слово Bleu; по-французски bleu значит и синий и голубой, так же как Blau по-немецки; но дело в том, что за пьесой-сказкой Метерлинка лежит длинная литературная традиция. Метерлинк очень много занимался немцем Новалисом; он переводил его и как бы заново открыл для французов, тесно связан его имя с символизмом; Метерлинк - один из тех, кому мы обязаны установлением тесной литературной связи между ранними романтиками начала века и символистами конца века. Новалис- ранний романтик, один из тех немногих, у кого начало романтизма можно наблюдать в чистом виде, не осложненном позднейшими наслоениями; он еще не сошел с первоначального пути, – и главное произведение его есть неоконченный роман о Голубом Цветке. У нас твердо установился обычай называть этот волшебный сказочный цветок именно голубым, а не синим, значит, нет никакой причины называть метерлинковскую птицу синей, а не голубой. Называя ее синей, мы порываем с традицией; но ведь всякое слово традиционно, оно многозначно, символично, оно имеет глубокие корни; последние тайны нашего сознания заложены именно в корнях языка; потому нам, художникам, нужно бережно относиться к слову; легко растерзать слух чуткого читателя или театрального зрителя, сразу навязав ему ряд ложных ассоциаций. Будем верны слову голубой во всем тексте пьесы; потому что цветок голубой, небо голубое, лунный свет – голубой, волшебное царство – (голубое или лазурное – у Тургенева) и дымка, в которую закутана вся метерлинковская сказка и всякая сказка, говорящая о недостижимом - голубая, а не синяя.2

Для начала следует сказать, что в пьесе присутствуют не только символические образы, но и аллегорические, которые не следует путать. В реферате я расскажу как о первых, так и о вторых.

Первую в сказке символическую деталь мы наблюдаем в самом начале, еще до того, как дети проснулись. В комнате таинственно изменяется сила свет: «Сцена некоторое время погружена во мрак, потом сквозь щели ставен начинает пробиваться постепенно усиливающийся свет. Лампа на столе зажигается сама собой». Данное действие символизирует понятие «видеть в истинном свете». В том свете, в котором Тильтиль и Митиль увидят мир после того, как повернется алмаз на шапочке. В том свете, в котором любой человек может увидеть мир, посмотрев на него с чистым сердцем. В этой сцене знакомое нам противоречие слепоты и зрения выступает наружу, переходит из глубинного философского подтекста в драматический сюжет. Именно этот мотив проходит линией через все произведение, является центральным. В связи с этим интересно мнение И. Д. Шкунаевой. Она пишет, что в пьесе Метерлинка присутствует два различных типа превращений. Одно из них, близкое к сказочному, состоит в возвращении явлений к самим себе. Волшебный алмаз Тильтиля не изменяет окружающий мир, а приводит в соответствие знак и сущность. Для этого надо только «открыть глаза», ибо знак несомненно выражает сущность, она легко прочитывается зрячими глазами. Преображение людей, явлений и предметов – следствие открытого взгляда Тильтиля на мир. Широко распространенные народные, сохранившие всю свою метафорическую образность выражения – «видеть в истинном свете» и «смотреть на мир открытыми глазами» - стали основой драматического действия этой пьесы. Однако что же требуется для того, чтобы глаза действительно раскрылись и мир предстал таким, какой он есть, а не каким он кажется плохому зрению? Обратим внимание на механизм действия волшебного алмаза. И здесь мы находим символ: традиционное прикосновение волшебной палочки к предмету стало у Метерлинка прикосновением алмаза к «особой шишке» на голове Тильтиля. Изменяется сознание героя – и тогда окружающий его мир преобразуется по законам сказки.3 «Большой алмаз, он возвращает зрение».

Также центральными символами пьесы можно назвать образы самих детей и их родственников-бедняков. Они являлись типичными представителями бельгийского, да и вообще, европейского общества. В начале пьесы, во дворце феи, Тильтиль и Митиль переодеваются в костюмы персонажей сказок, популярных в народе. Именно в силу своей обыденности как залога всеобщности они оказались символом человечества. Тут же надо сказать и о том, почему Метерлинк выбрал в качестве главных героев именно детей. Исследователь Л.Г. Андреев считает, что не могло быть случайностью то, что детям надлежало отправиться в поиски синей птицы, искать счастье в смысл жизни. Как тут не вспомнить о воспетой Метерлинком простоте, о тех преимуществах наивного, непосредственного мировосприятия, о которых он много раз писал, Тильтиль и Митиль для Метерлинка – это не только дети, пережившие необыкновенные приключения, но и тот ключ, с помощью которого можно открыть врата истины и врата рая.4

Другие персонажи феерии также символичны. Среди всех стоит выделить кошку. Тилетта символизирует зло, предательство, лицемерие. Коварный и опасный для детей недруг – такова ее неожиданная сущность, ее загадочная идея. Кошка дружит с Ночью: обе они охраняют тайны жизни. Она и со смертью накоротке; ее старинные друзья - Несчастья. Это она, по секрету от души Света, приводит детей в лес на растерзание деревьям и животным. И вот что важно: дети не видят Кошку в «истинном свете», они не видят ее так, как видят других своих спутников. Митиль любит Тилетту и защищает ее от нападений Тило. Кошка – единственный из путешественников, чья свободная под лучами алмаза душа не совместилась со своим видимым обликом. Хлеб, Огонь, Молоко, Сахар, Вода и Собака не таили в себе ничего чужеродного, были прямым доказательством тождества видимости и сущности. Идея не противоречила явлению, она только раскрывала и развивала его невидимые («молчаливые») возможности. Так Хлеб символизирует трусость, соглашательство. В нем есть отрицательные мещанские качества. Сахар слащав, комплименты, делаемые им, идут не от чистого сердца, его манера общаться театральна. Возможно, он символизирует людей из высшего общества, близких к власти, старающихся всячески угодить правителям, лишь бы «усидеть» на хорошей должности. Однако и у Хлеба, и у Сахара есть положительные черты. Они бескорыстно сопровождают детей. Притом, Хлеб еще и несет клетку, а Сахар отламывает свои пальцы-леденцы и дает их Митиль, так редко кушающей сладости в обычной жизни. Пес воплощает исключительно положительные стороны характера. Он предан, готов пойти на смерть, спасая детей. Однако хозяева не до конца понимают этого. Они постоянно делаю псу замечания, гонят прочь даже тогда, когда он пытается рассказать им правду о предательстве кошки. А в лесу Тильтиль даже согласился на предложение деревьев связать Тило.

Стоит обратить особое внимание на центрального персонажа пьесы – Душу Света. Заметим, что в «Синей Птице» среди путешественников одна лишь Душа Света – образ аллегорический. Но ведь Душа Света - исключение. Это не просто спутник детей, это их «предводительница»; им в ее фигуре олицетворяется символ света - поводыря невидящих. Остальные аллегорические персонажи пьесы встречаются детям на их пути к Синей Птице: каждый из них в наивно-обнаженной форме несет свою мораль - вернее, свою часть общей морали,- каждый преподносит свой особый конкретный урок. Встречи с этими персонажами образуют этапы духовного и душевного воспитания детей: Ночь и Время, Блаженства, самые тучные из которых символизируют богатство, собственность, жадность, и Радости, символизирующие обыденную жизнь простых честных людей, Призраки и Болезни учат Тильтиля и Митиль либо в форме прямого словесного назидания, либо собственным молчаливым примером, либо, создавая поучительные для детей ситуации, из которых можно извлечь житейский урок.5 Душа Света движет внутреннее действие пьесы, так как, повинуясь фее, ведет детей от этапа к этапу их пути. Ее задачи в том, чтобы разматывать клубок событий, переходящих из одного времени в другое, меняющих пространство. Но роль поводыря и в том, чтобы вселять надежду, не дать угаснуть вере.

Особо следует сказать о роли времени в феерии, о его символике. Лицом к лицу мы встречаемся с ним в одной из последних картин феерии, однако и ранее оно то и дело напомяяало нам о себе. Впрочем, не только в далеком Царстве Будущего, но и в первой картине пьесы - в хижине дровосека - перед нами уже появляется олицетворенное время: «прекрасные дамы», танцующие под звуки прелестной музыки, – это «свободные» и «зримые» часы Жизни Тильтиля.

Сон и сновидение - это внешнее, объективное, и внутреннее, субъективное время «путешествия» детей. В сновидении, с помощью памяти и воображения, символически воссоздано качество времени как особой категории реальности - единство и непрерывность его потока. О том, что настоящее содержит в себе и прошлое и будущее, и что его «состав» и есть состав» самой личности, Метерлинк много пишет в своих философских этюдах начала века. Диалектическая взаимосвязь трех сторон времени осуществляется в телесном, душевном и духовном бытии человека: эту мысль Метерлиик стремится доказать и на страницах своей философской прозы и с помощью поэтических образов и символов «Синей Птицы».6

Наконец следует сказать о главном символе феерии – о самой Синей птице. В пьесе говорится, что синяя птица нужна героям «для того, чтобы стать счастливыми в будущем»... Здесь символ птицы пересекается с образом времени, с Царством будущего. Александр Блок высказывает интересную версию, почему символом счастья стала именно птица. «Птица всегда улетает, ее не поймать. Что еще улетает, как птица? Улетает счастье. Птица - символ счастья; а о счастье, как известно, давно уже не принято разговаривать; взрослые люди разговаривают о деле, об устроении жизни на положительных началах; но о счастье, о чуде и тому подобных вещах не разговаривают никогда; это даже довольно неприлично; ведь счастье улетает, как птица; и неприятно взрослым людям гоняться за постоянно улетающей Птицей и пробовать насыпать ей соли на хвост. Другое дело - ребенку; дети могут забавляться этим; с них ведь не спрашивается серьезности и приличий».7 Тут же можно сделать вывод, что дети также символизируют надежду на будущее счастье. Хотя они так и не нашли птицу во время путешествия, а горлица в конце улетела, они не отчаиваются и собираются продолжать поиски синей птицы, то есть – счастья.


3. «Одухотворение» мира в пьесе «Синяя птица»

метерлинк пьеса синяя птица

Герои философской пьесы-сказки «Синяя птица» - это образы-символы, которые воплощают господствующие на земле силы. Это человек, растения, животные, стихии Света, Огня и Воды, Души, Хлеба, Молока, Часов - все то, из чего состоит человеческий мир. Оказывается, человек живет на земле, не замечая вокруг никого и ничего, кроме таких, как сам. Ей кажется, что лишь он наделена душой, и все тайны мира им разгаданы. Но это не так. С помощью волшебного камня, который открывает истинное зрение, Тильтиль и Митиль, герои пьесы, видят мир таким, которым он является в действительности, - одухотворенным, прекрасным (а иногда - страшным), преисполненным тайн, еще неизведанных человечеством. В этом мире прошлое, настоящее и будущее находятся рядом и пронизывают друг друга: Тильтиль и Митиль встречают и своих давно умерших родных, и еще не рожденного брата. Оказывается, человек отвечает не только за себя, но и за всех своих предков и потомков, потому что весь его род - единственное целое, одна бесконечная линия.

Драматург делает своими героями именно детей, ведь их сознание еще гибкое, они наиболее восприимчивы к тайнам мира, близки к природе. Они умеют искренне любить и радоваться, их еще не затронули несчастье и пороки, которые появляются в пьесе в образах Толстых Блаженств (например, Блаженство Быть Богатым, Блаженство Ничего Не Делать и др.)

Созданная Метерлинком космогоническая объединяет все силы и законы земли: от ночных ужасов и войн к самой светлой сущности земли - Материнской любви, Справедливости, Радости Понимать; дети попадают к своим предкам и потомкам, в подземное царство Ночи и на вершины мира, встречают Души растений и животных. Они узнают, что в мире существует большое количество сил, которые помогают им, или наоборот - обиженные на людей и стремятся отомстить им (как, например, души тех деревьев и животных, которых человек уничтожает).

Метерлинк дает в пьесе оптимистичную картину будущего: те дети, которые ожидают в Царстве Будущего своего рождения, вскоре принесут на землю прекрасные машины, цветы и плоды, победят болезни, несправедливость и даже саму смерть. Однако и перед теми, которые живут на земле, появилось очень важное задание: Тильтиль и Митиль должны найти Синюю птицу - птицу счастья - и принести его на землю. Для этого они познают мир. Но этот мир и души, которые населяют его, - внутри самих людей. Действие пьесы начинается и завершается в родном доме детей. Путешествие внутрь себя происходило во сне, но, проснувшись, Тильтиль и Митиль не забывают всего, что с ними случилось, и теперь по-новому смотрят на окружающий мир: как предусматривала Душа Света, их взгляд на вещи изменился, и теперь им кажется, что лишь они проснулись, а остальные люди - спят, не видя всю красоту и благодать мира.

«Одухотворяет» в пьесе мир, окружающий человека мир, Метерлинк показывает, что людям необходимо «проснуться», посмотреть вокруг и увидеть всю красоту земли, ценность человеческой любви и доброты, необходимость жить в мире со своими соседями по земли и познавать мир, не разрушая его.

Посмотреть вокруг и увидеть всю

    Литературная сказка как направление в художественной литературе. Особенности скандианвской литературной сказки: X. К. Андерсен, А.Линдгрен. Творчество Тувы Янссон, яркой представительницы литературной сказки Скандинавии. Сказочный мир Муми-дола.

    Этой пьесой Горький продолжает, переосмысливает и завершает тему босячества, но в то же время автор ищет ответы и на философские вопросы, главный из которых является вопрос: "Что лучше: сострадание или истина? Что нужнее" .

    "Пучина" – одна из самых глубоких и мудрых пьес Островского - история человеческой души, слабой и доброй, тонущей в пучине житейского моря. Вереница живых и разнообразных характеров, характеристика действующих лиц. Развитие конфликта и развязка пьесы.

    Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" – грандиозное произведение не только по описанным в нём историческим событиям, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и придуманных. Образ Наташи Ростовой как самый обаятельный и естественный образ.

    Сергей Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновение жизнь. Всего 30 лет. Своим читателям он ставил богатое поэтическое наследство. Первых своих читателей Есенин пленил тем, что повёл по забытой ими прекрасной земле.

    Александр Леонтьев – приверженец самых лучших традиций русской литературы. Сюжет лирического стихотворения "Платформа", его локальные темы, метафоры и размышления, усиление изображаемого. Неосторожный поступок, который может перевернуть всю жизнь.

    Выражение времени в сказке, его тесная связь с сюжетом и замкнутость в сюжете. Последовательность событий как художественное время сказки. Выражение пространства в сказке, его "сверхпроводимость". Оригинальность выхода из сказочного времени в реальность.

    Судьба Катерины. Драма А.Н. Островского "Гроза". Ее сила в том, что она одна восстала против "темного царства", но погибла, словно птица, не сумела вырваться на свободу. Повсюду царило непонимание, ненависть, самолюбие.

    Символ как литературное явление, его концепции. Природные мотивы в драматургии Чехова: образы птицы-чайки, сада и водоема. Географические и вещественные символы, звуковая символика и цветообозначение и их место в художественной системе пьес писателя.

    Многое пришлось выстрадать матерям, вынести суровые испытания в годы Великой Отечественной войны, в послевоенное время. Современный писатель В.Астафьев утверждал: " Матери! Матери! Зачем вы покорились человеческой смерти?".

    Иван Сергеевич Тургенев своим романом "Отцы и дети" хотел воссоединить российское общество. Но получил прямо противоположный результат. Начались дискуссии: плох ли, хорош ли Базаров? Оскорбленный этими дискуссиями Тургенев уехал в Париж.

    В пьесе М. Горького "На дне" обнаруживаются все пороки современного общества. Автор описывает жизнь людей, попавших на дно общества. Эти люди, однажды оступились в жизни или разорились и оказались в ночлежке, где все равны, и нет надежды выбраться.

    А. Ахматова вводит в свою поэзию образ "голоса", наделяет его поразительными качествами, показывает в разных комбинациях его многогранность и неоднозначность. Изменение звучания, силы и глубины этого образа на протяжении всего творческого пути поэта.

    Между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к свободе; их протест против "темного царства". Но главное их различие в выражении этого протеста. Катерина - натура гораздо более сильная, чем Лариса.

    Связь сказки с областью культов и религии по В.Я. Проппу. Социальные функции сказки и мифа. Мотив заключения девушек и женщин. Беда и противодействие. Типы Яги, ее основные аксессуары: лес и избушка. Волшебные дары, облик змея в волшебной сказке.

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления российского писателя Антона Чехова, место драматических произведений в его наследии. Новаторство Чехова в драматургии и анализ внутреннего мира его героев, тема любви в последних пьесах писателя.

    Верхарн - создатель грандиозного искусства по широте поэтического мышления, по вместимости и многозвучности его произведений, по склонности к монументальному образу. Особенности пьесы Верхарна "Зори". Пьеса о революции и будущем. Образ Эреньена в драме.

    Начиная с 30-ых годов XIX века Ф.И. Тютчева начинает интересовать философская тема в поэзии. Это выражено во многих стихотворениях ("О чем ты воешь, ветр ночной", "Как океан объемлет шар земной", "Пожары" и "Последний катаклизм").

    Сказочные повести о муми-троллях - маленьких добродушных существах финской писательницы Туве Янссон. Анализ сказок "Волшебная зима", "Ёлка", "Весенняя песня", "Муми-тролль и комета", "Шляпа волшебника". Проблемы героев, сходные с проблемами детей.

    Утверждение в романтической сказке А. Погорельского нравственных ценностей: честности, бескорыстия, высоты чувств, веры в добро. События, происходящие в реальной жизни маленького воспитанника частного пансиона. Фантастический колорит Подземного царства.

Предмет: литература.

Тема урока: «В поисках Синей птицы» (по феерии М. Метерлинка « Синяя птица»).

Тип урока: комбинированный.

Представление о результатах:

- личностные: научить детей задуматься над смыслом человеческой жизни, как эту жизнь нужно прожить, отношение человека к природе, к окружающим, научить видеть и отличать настоящее от ложного.

- метапредметные:

Познавательные:работа с информацией; работа с учебником и лингвистическим словарем, составление таблицы, использование знако-символических средств, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, составление синквейна.

Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция знаний; инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные:речевая деятельность; умение доказать свою точку зрения, сформировать навыки сотрудничества, использование справочной литературы, средств ИКТ.

- предметные: вспомнить и обобщить знания о трех родах литературы, о драме, как роде литературы, об отличительных чертах драматических произведений, познакомиться с таким жанром литературы, как феерия, научить анализировать литературное произведение, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде, уметь из целого выделять частное и на основе частного выводить целое (синтез).

Основные этапы организации учебной деятельности.

1. Самоопределение в деятельности. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, прежде чем мы с вами начнем разговор, я попрошу быть вас внимательными зрителями. Итак, мы начинаем… (Сцена из феерии М.Метерлинка « Синяя птица»(1 действие), звучит музыка).

2. Актуализация знаний.

Как вы думаете, о каком произведении пойдет речь на нашем уроке литературы?

Знакомо ли вам имя драматурга, написавшего эту пьесу?

Слово о писателе (презентация ученика).

Какие 3 рода литературы вы знаете? (Роды́ литерату́ры - это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося к художественному целому. Выделяются три рода: эпос, лирика, драма. Лирика, лирическая поэзия воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. Э́пос (др.-греч. ἔπος - «слово», «повествование») - героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей. Дра́ма Предназначенная для игры на сцене, драма от эпоса и лирики формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д.

Как называется речь действующего лица в пьесе? Как называется разговор двух или нескольких лиц?

С какими драматическими произведениями мы уже встречались? (Пьеса-сказка Тамары Григорьевны. Габбе « Город Мастеров»)

Ребята, давайте обратимся к нашему учебнику. (с. 366)К какому жанру относится это произведение? Что такое феерия? Найдите в толковом словаре значение этого термина. Как выбудете искать это слово? (с. 366) (работа с литературоведческим словарем).

ФЕЕРИЯ (франц. féerie, от fée – волшебница, фея), жанр сценических зрелищных искусств (театрального, эстрадного, циркового, кинематографического). В феерии, как правило, используется сказочный, волшебный сюжет; роскошные костюмы и декорации; многочисленные сложные постановочные эффекты. В феерии зрительские реакции основаны на удивлении и восхищении; сильные психологические реакции возможны только в этих границах эмоционального поля. Вот почему жанр феерии чрезвычайно распространен в цирковых представлениях

Назовите особенности построения драматических произведений? (Действия, явления, картины).

3. Постановка учебной задачи

Сколько действий и картин в пьесе? Случайно ли это? (6 действий,12 картин-12 месяцев в году, 12 часов на циферблате - символ цикличности, бесконечный круговорот).

Как они называются? О чем говорит перечень картин в пьесе? Для чего дети отправляются в дальнее путешествие? (Угадывается образ дороги, по которой пойдут дети в поисках Синей птицы.)

Ребята, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока (« В поисках Синей птицы»).

Как вы думаете, для чего у вас на столах лежат маршрутные листы? (Герои произведения, путешествуя, будут совершать открытия, которые мы будем записывать в маршрутный лист).

Маршрутный лист

Маршрут

Открытия

Домик дровосека

Страна Воспоминаний

Дворец Ночи

А почему птица именно синяя? Философский конфликт (внешний или внутренний)- поиск счастья. Что такое счастье?

Исследовательская работа « Образ Синей птицы в искусстве» .

4. Построение проекта выхода из затруднения

Кто отправляется на поиски Синей птицы?(Дети-Тильтиль и Митиль). Почему? (Дети тонко чувствуют происходящее вокруг, они более ранимы, ребенок только познает этот мир, поэтому для него все очень важно).

Кто их сопровождает? Кто на их стороне? Против? (На стороне детей пес и Душа Света, против - кошка, сохраняют нейтралитет-хлеб, вода, сахар).

В пьесе много действующих лиц, как автор облегчает знакомство с ними? (Автор их перечисляет в порядке выхода на сцену).

Где и когда происходит действие? В каких произведениях действие тоже происходит в Рождество? (Ф. М Достоевский « Мальчик у Христа на елке», Н. В Гоголь « Ночь пред Рождеством»). Почему? (Рождественская ночь – особое время. Злые силы вступают в последний бой с добрыми, это время чудес).

Чем занимаются дети, о чем мечтают? (Они видят за окном праздничные огни, но праздник не для них, а для богатых детей. Они мечтают о нарядной елке, красивых игрушках, вкусных угощениях).

Почему фея появляется в образе старушонки, горбатой, хромой? (Чтобы дети смогли за непривлекательным внешним увидеть красивое внутреннее).

Какие важные слова произносит фея? Сегодня на уроке они уже звучали. Кто был внимательным? Как понимаете эти слова? Что мы должны уметь? («Надо быть смелым, надо различать и то, что не на виду». Нужно уметь отличать истинное и ложное) (с. 375).

Ребята, это может быть открытием? Запишите его в свой маршрутный лист.

5. Первичное закрепление

Можем ли мы составить синквейн, опираясь на наше открытие? .

Поработайте в парах, составляя синквейн к слову « бедность».

1. бедность

2. голодная, грустная

3. печалит, не злит, радует

4. бедность не порок

5. богатство души

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Куда в первую очередь отправляются дети? (В страну Воспоминаний).

Давайте обратимся к тексту, прочитаем о встрече героев с умершими бабушкой и дедушкой (чтение) с. 387-389-герои: Тильтиль, Митиль, бабушка, дедушка, автор.

Чему научила их страна Воспоминаний? («Всякий раз, как вы о нас подумаете, мы просыпаемся и снова видим вас». Если умершие живут в нашей памяти, то они живы. Нельзя быть счастливым, построить счастливое будущее, если ты забыл о своих корнях, предках).

Составьте, опираясь на наше открытие синквейн к слову « смерть».

1. смерть.

2. страшная, неизвестная.

3. исчезнуть, помнить, жить.

4. чтобы тебя помнили.

5. память.

Смерть - память.

Почему синяя птица почернела? (не все еще открыто и познано)

7. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Ребята, попробуйте самостоятельно записать открытия, сделанные героями во время путешествия, в свой маршрутный лист. (Работа в группах).

8. Коррекция знаний.

Ребята, прочитайте свои записи из маршрутного листа.

Маршрутный лист

Маршрут

Открытия

Домик дровосека

Надо быть смелым, надо различать и то, что не на виду. – уметь различать истинное и ложное…

Страна Воспоминаний

Если умершим есть место в нашей памяти, то они живы. Нельзя быть счастливым, построить счастливое будущее, если ты забыл о своих корнях, предках.

Дворец Ночи

Наш мир неоднозначен и многолик. Тьма и мрак могут скрывать под своим покровом как войны и болезни, так и свежесть и чистоту ночного мира. Важно найти для себя ценное, что сделает тебя и окружающих счастливыми.

Лес

Дети дровосека с ужасом понимают, что человек по своей сути беззащитное и одинокое существо.

Сады Блаженств

Человек может получать удовольствие не только от вкусной еды, от крепкого сна, но и от безотчетной радости материнского счастья, от запаха трав, от красоты окружающего мира. Что из этого сделает человека счастливым? Жизнь человека зависит от ценностей, которые он выберет в первую очередь.

Царство Будущего

Человек рождается на этот свет с определенной миссией: стать ученым, врачом, военным, а, может быть, и преступником. Таков суровый закон жизни. Но никто не в праве этот закон нарушить. Жизнь каждого человека ценна.

Домик дровосека

Синяя птица оказывается в доме дровосека. Дети проделали большой путь, чтобы понять, что главное в жизни - иметь любящую семью, научиться дарить добро всем людям. В этом и есть настоящее счастье.

9. Домашнее задание

Ребята, сегодня на уроке мы составляли синквейны, дома вы должны будете составить синквейны к открытиям, совершенным героями, или написать сочинение на тему « Что такое счастье?»

10. Итог

Ребята, как вы поняли, что такое счастье. Что для вас является счастьем?

Счастье может быть разным. Например, таким, как в стихотворении Эдуарда Асадова "Дорожите счастьем, дорожите!"

Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз -
Это все для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово -
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!

Пусть бормочут скептики до смерти.
Вы им, желчным скептикам, не верьте -
Радости ни дома, ни в пути
Злым глазам, хоть лопнуть, - не найти!

А для очень, очень добрых глаз
Нет ни склок, ни зависти, ни муки.
Радость к вам сама протянет руки,
Если сердце светлое у вас.

Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!

И поют дороги и мосты,
Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:
Дорожите счастьем, дорожите!

11. Рефлексия

Ребята, мне очень важно знать, понравился ли вам урок, что нового вы узнали, какие открытия вы совершили? Для этого я вас попрошу продолжить предложения: « Сегодня на уроке я задумался о том…»

12 Оценки за урок.

Знаменитая пьеса бельгийского символиста Мориса Метерлинка называется "Синяя птица". Ключевой темой этого произведения является довольно многогранное понятие "счастья". Символом счастья в этой пьесе выступает мифическая Синяя птица.

Это скорее обобщенный образ счастья, которое ищут все люди, а не конкретное определение этого ощущения. Недаром писатель выбрал форму сказки для такого произведения, именно таким образом можно раскрыть главную тему с символической, таинственной стороны.Сказка поможет даже ребенку осознать, что такое счастья. Но и для взрослых эта пьеса будет интересной - аллегории и символы заставляют задумываться над важными моральными и духовными вопросами, которые Метерлинк поднимает в своем произведении.Эта, казалось бы, фантастическая история рассказывает о важных проблемах в жизни каждого человека, Метерлинк пытается существенным образом раскрыть истинное и ложное в жизни человека. И пытается он показать это через детей, души которых еще чистые, а мысли - добрые и непредубежденные.Это важный момент для анализа пьесы - ведь дети считаются невинными и наивными, они больше всего тянутся к чему-то доброму и светлому. И именно дети способны сразу постичь и прочувствовать истинные смысл жизни и его загадку.

Два главных героя - Тельтиль и Метиль - отправляются на поиски счастья, Синей птицы. Она живет в дворце Ночи, но примечательно то, что она может существовать лишь на солнце. Это говорит о том, что встретить ее невозможно... Но суть пьесы не в этом, а в том, что пришлось пережить и открыть детям, когда они отправились на поиски птицы.Они узнают о истинных жизненных ценностях, их долгий и насыщенный приключениями путь учит их различать истинное и ложное в жизни. Символика, созданная Метерлинком, тончайшим образом раскрывает пороки человека, и то, что ведет его к добродетели.Тельтиль и Метиль узнают, что существуют разные виды Наслаждений - ничего не делать, быть богатым или наслаждение любить родителей, видеть звезды, быть добрым и справедливым... Они узнают ту самую разницу между эгоистическими наслаждениями и счастьем.

И становится понятно, что главной целью поисков детей было не иллюзорное счастье, а жизненные ценности, которые и ведут человека к истинному счастью и помогают его осознать. На своем пути они встречают Душу Света, которая помогает преодолеть многие препятствия, но не просто спасет их, а преподносит детям важные нравственные уроки.

А важнейшим уроком и для детей, и для взрослых является понимание сути зла, которую олицетворяет в пьесе Дворец Ночи. В данном случае, Ночь представляет собой не только зло, она, прежде всего, является невозможностью многих людей отличить зло от добра.


На пути к счастью, дети обретают те знания, которые помогают человеку сформировать для себя смысл жизни. И только тогда можно ощутить истинное счастье, которое для каждого человека - совершенно индивидуально.

1.В.Г.Распутина «Живи и помни»

это глубокое философ­ское размышление о нравственных основах бытия, о силе лю­бовного чувства. Поскольку топор пропал из-под половицы, невестка Настена сразу же догадывается, что его взял кто-то из своих. Сложная гамма чувств овладевает ею. С одной стороны, она хочет видеть мужа, которого искренне любит. С другой - понимает, что, если тот скрывается от людей, значит, дезертиро­вал с фронта, а такое преступление в военное время не прощает­ся. Рядом ярких изобразительно-выразительных средств В.Г. Распутин показывает всю глубину переживаний Настены.Дезертирство Андрея Распутин не пытается оправдать, но стремится объяснить с позиции героя: он долго воевал, заслу­жил отпуск, хотел увидеть жену, но положенный ему после ранения отпуск отменили. Предательство, которое совершает Андрей Гуськов, закрадывается в его душу постепенно. Сна­чала его преследовал страх смерти, которая представлялась ему неминуемой: «Не сегодня - так завтра, не завтра - так послезавтра, когда подвернется очередь». Гуськов пережил и ранение, и контузию, испытал танковые атаки и лыжные рей­ды. В.Г. Распутин подчеркивает, что среди разведчиков Анд­рей считался надежным товарищем. Почему же он встал на путь предательства? Сначала Андрей просто хочет повидаться с родными, с Настеной, побыть немного дома и вернуться. Однако, поехав на поезде в Иркутск, Гуськов понял, что зимой и за трое суток не обернешься. Андрей вспомнил показатель­ный расстрел, когда при нем расстреляли мальчишку, который захотел за пятьдесят верст сбегать в свою деревню. Гуськов понимает, что за самоволку по головке не погладят. Постепенно Андрей возненавидел себя. В Иркутске он на какое-то время поселился у немой женщины Тани, хотя со­вершенно не собирался этого делать. Через месяц Гуськов, на­конец, оказался в родных местах. Однако герой не ощутил ра­дости от вида деревни. В.Г. Распутин постоянно подчеркивает, что, совершив предательство, Гуськов вступил на звериный путь. Через некоторое время ему уже жизнь, которой он так дорожил на фронте, стала не мила. Совершив измену родине, Андрей не может уважать себя. Душевные муки, нервное на­пряжение, невозможность ни на минуту расслабиться превра­щают его в загнанного зверя. Предательство Андрея роковым образом ложится на плечи Настены. Она долго не может осознать случившееся: явивший­ся тайком в родные края супруг ей кажется оборотнем: «Мало что понимая, она вдруг спохватилась: а муж ли? Не оборотень ли это с ней был? В темноте разве разберешь? А они, говорят, могут так прикинуться, что и среди бела дня не отличишь от настоящего». Из-за Андрея женщине приходится врать и изво­рачиваться. С трогательной наивностью Настена пытается про­тивостоять жестокой действительности. Героине кажется, что ночная встреча с мужем-дезертиром ей только пригрезилась. С тонкой детализацией показывает В.Г. Распутин, как Настена стремится снять с себя наваждение, избавиться от него, как от ночного кошмара. Утраченная в годы советской власти офици­альная религиозность все еще жива в недрах сознания русского человека. Именно ее (как сильнейший родовой оберег) призы­вает на помощь несчастная Настена: «Не умея правильно класть крест, она как попало перекрестилась и зашептала подвернув­шиеся на" память, оставшиеся с детства слова давно забытой молитвы». Однако всю глубину горя и ужаса несчастной жен­щины, осознание ею той роковой черты, которую предательст­во Андрея провело между их семьей и всем остальным миром, воплощает последняя фраза третьей части повести, когда На­стена замирает от предательской мысли: «А разве не лучше, ес­ли бы это и вправду был только оборотень?». Настена начинает помогать мужу прятаться, подкармливает его. Она выменивает на вещи продукты. На плечи этой женщины легли все заботы (о младшей сестре, о пожилых свекрах). В то же время страшная тайна ставит каменную стену между Настеной и односельчанами: «Одна, совсем одна среди людей: ни с кем ни поговорить, ни поплакаться, все надо держать при себе». Трагедия героини усиливается тем, что она забеременела. Узнав об этом, Андрей сначала радуется, а потом понимает, в какое сложное положение попала жена: ведь все подумают, что женщина нагуляла этого ребенка, пока муж воюет на фронте. В тяжелом разговоре на эту тему возникает важный в символическом плане образ Ангары. «У тебя была только од­на сторона: люди. Там, по правую руку Ангары. А сейчас две: люди и я. Свести их нельзя: надо, чтоб Ангара пересохла», - говорит Андрей Настене.В ходе разговора выясняется, что когда-то героям при­снился один и тот же сон: Настена в девчоночьем виде прихо­дит к Андрею, который лежит возле березок и зовет его, рас­сказывая, что замучилась с ребятишками.Описание этого сна еще раз подчеркивает мучительную неразрешимость ситуации, в которую попала Настена.Рассказывая о судьбе героини, В.Г. Распутин попутно из­лагает свои взгляды на жизнь, на счастье. Они порой выраже­ны им в афористичных фразах: «Жизнь - не одежка, ее по де­сять раз не примеряют. Что есть - все твое, и открещиваться ни от чего, пускай и самого плохого, не годится». Парадок­сально, но, оставшись вдвоем со своей общей радостью и бе­дой, герои, наконец, обрели ту душевную близость, то взаи­мопонимание, которого не было, когда они благополучно жили своей семьей до войны.Узнав о беременности Настены, односельчане осуждают ее. Лишь отец Андрея Михеич сердцем понимает горькую правду, о которой так упрямо молчит. Устав от стыда и вечно­го страха, она бросается с лодки в воды реки Ангары. Сюжет повести В.Г. Распутина «Живи и помни» показывает, что в тяжелые для родины минуты каждый человек должен мужест­венно разделить ее судьбу, а тех, кто проявил трусость и ма­лодушие, ждет возмездие. У них нет будущего, нет права на счастье и продолжение рода.Помимо основной сюжетной линии в повести имеются интересные авторские размышления о судьбе деревни. Во время войны деревня мелеет. Черствеют от горя и души лю­дей. Боль за судьбу русской деревни - сквозная тема твор­чества В.Г. Распутина

2. Пауло Коэльо родился в Рио-де-Жанейро 24 августа 1947 года в семье инженера. С детства он мечтал стать писателем. Но в 60-е годы в Бразилии искусство было запрещено военной диктатурой. В то время слово &quo ;художник&quo ; было синонимом слов &quo ;гомосексуалист&quo ;, &quo ;коммунист&quo ;, &quo ;наркоман&quo ; и &quo ;бездельник&quo ;. Беспокоясь о будущем сына и пытаясь оградить его от преследований властей, родители отправляют 17 летнего Пауло в психиатрическую больницу. Выйдя из больницы, Коэльо становится хиппи. Он читает все без разбора - от Маркса и Ленина до &quo ;Бхагават-гиты&quo ;. Затем, основывает подпольный журнал &quo ;2001&quo ;, в котором обсуждаются проблемы духовности, Апокалипсис. Помимо этого Пауло пишет тексты анархических песен. Звезда рока Raul Seixas, бразильский Джим Моррисон, сделал их такими популярными, что Коэльо в одночасье становится богатым и знаменитым. Он продолжает искать себя: работает журналистом в газете, пытается реализоваться в театральной режиссуре и драматургии. Но вскоре темы его стихов привлекли внимание властей. Коэльо обвиняют в подрывной антиправительственной деятельности, за что трижды арестовывают и подвергают пыткам. Выйдя из тюрьмы, Коэльо решает, что пришло время остепениться и стать нормальным человеком. Он перестает писать и делает карьеру в CBS Records. Но в один прекрасный день его увольняют без всяких объяснений. И тогда он решает отправиться путешествовать. Случайная встреча в Амстердаме приводит его в католический орден RAM, созданный в 1492 г. Здесь Пауло научился понимать язык знаков и предзнаменований, встречающихся на нашем пути. Согласно ритуалу пути, орден направляет его в паломническое путешествие в Сантьяго де Компостелла. Преодолев 80 километров по легендарной тропе паломников, Коэльо описал это путешествие в своей первой книге &quo ;Паломничество&quo ;, изданной в 1987 году. Вскоре за ней последовала и вторая - &quo ;Алхимик&quo ;, принесшая автору мировую известность: бурный интерес к роману сохраняется вот уже несколько лет. История о молодом пастухе Сантьяго, отказавшемся от выбранной его родителями для него судьбы священника в пользу странствий и поисков сокровищ, рассказанная Коэльо в «Алхимике», на самом деле является лишь верхушкой айсберга. В «Алхимике» автор затрагивает тему целеполагания. Повествуя нам о том, как простой пастушок поступил наперекор своим родителям потому, что его цели и желания оказались достаточно сильными, Коэльо намекает на то, что каждый человек может придти к успеху, но только при условии, что он четко определит для себя то, каким он, этот успех, должен быть. «Алхимик» был очень тепло принят критиками - этот модный бестселлер, несомненно, можно назвать литературой и с точки зрения содержания, и с точки зрения формы. Легкий, напевный ритм повествования, а также приятный, немного витиеватый стиль изложения создают особый настрой у читателя, помогают принять и понять роман. Конечно, нашлись и те, кто утверждал, что с художественной точки зрения «Алхимик» не так хорош, как хотелось бы - мол, текст не способен увлечь, выглядит скучным и монотонным.

С этим сложно согласиться - Коэльо ведет с читателем разговор, тема которого не терпит поспешности. Неторопливо рассказывая о Сантьяго и его приключениях, автор оставляет читателю возможность проникнуться атмосферой романа, погрузиться в чтение полностью. Именно поэтому сюжет и не является перенасыщенным событиями - это повествование преследует другую цель. В «Алхимике» Коэльо не стремится рассказать интересную и увлекательную историю, он желает донести до читателя мысль, скрытую в ней, ее мораль, а это требует вдумчивости и неспешности. В 1999 году в Италии, вернувшись в гостиницу с выступления на конференции, Коэльо обнаружил у себя в номере рукопись: бразильская проститутка Соня рассказывала в ней о своей жизни в Европе. Коэльо заинтересовался этой историей и три года спустя наконец встретился с Соней в Цюрихе. Та отвела его в местный квартал публичных домов, где и состоялась необычная встреча с читательницами: Коэльо подписал несколько книг для Сони и ее подруг. Эпизод этот получил освещение в печати, после чего на очередной встрече с читателями в Женеве еще несколько проституток из разных стран вручили Коэльо свои рукописи. Здесь он познакомился с Марией, Эми, Ванессой и многими другими девушками. Впечатления от этих встреч и легли в основу романа &quo ;Одиннадцать минут&quo ; и образа его главной героини. Главная героиня романа, Мария, родилась на северо-востоке Бразилии. Она молода и красива и без труда может выйти замуж. Но прежде, чем вступить в брак, она хочет осуществить мечту своего детства - повидать Рио-де-Жанейро. Два года она копит деньги на путешествие и, наконец, попадает в город своей мечты. Здесь, на пляже Копакабаны, она знакомится со швейцарским бизнесменом. Тот зовет ее поехать с ним Европу и обещает сделать из нее звезду театра. Мария не прочь рискнуть и, заручившись родительским благословением, подписывает контракт и отправляется в Женеву. Прочти она контракт повнимательней, она поняла бы, что обрекает себя на нищенскую жизнь танцовщицы в ночном клубе. И очень скоро Мария становится проституткой. На этом пути разочарований - пути, который выпадает на долю многим наивным девушкам, - Мария быстро взрослеет и забывает свои детские мечты о счастье. Всего за какой-то год, &quo ;торгуя своим временем без права выкупить его обратно&quo ;, Мария становится прагматичной, трезвой и реалистичной. На смену надеждам, идеалам и мечтаниям приходит конкретная и практичная цель: заработать денег и купить ферму в Бразилии. Отныне ее тело - лишь средство для достижения этой цели. Параллельно повествованию от лица автора разворачивается повесть в дневнике, которому Мария поверяет размышления об этой горькой поре своей жизни. Роман &quo ;Одиннадцать минут&quo ; - это не просто история проститутки. Здесь важно не столько то, какая судьба постигла Марию, сколько то, чему она научилась на своем нелегком опыте жизни на чужбине. Вот что пишет она в своем дневнике: &quo ;И евангелия, и все священные писания всех религий были написаны в изгнании, в поисках Бога: вот из таких сомнений и рождаются все книги и картины, потому что мы не хотим - да и не можем! - забыть, кто мы такие&quo ;.

Пауло Коэльо утверждает, что не намеревался ни провоцировать дискуссии на тему своей книги, ни сказать в этой области некое решающее слово, исключающее всякие разногласия. Он стремился высказать то, что интересует его по-настоящему, а не то, что хотят услышать люди. &quo ;Одни книги пробуждают в нас мечты, - поясняет он, - другие возвращают к действительности, но для каждого автора самым важным остается одно: быть верным себе&quo ;. Роман «Заир» - лучший из романов знаменитого бразильского писателя. Это не просто очередной бестселлер. Это книга личного откровения, что-то вроде исповеди, представленной в виде сюжетного повествования. Главный герой - популярный писатель, когда-то выходец отсталой страны, где «даже нет собственной литературной традиции», бывший хиппи и наркоман, а ныне респектабельный житель Франции, богатый и известный - настолько напоминает самого Коэльо, что читателю трудно будет отвлечься от мысли, что рассказ идет о вымышленном персонаже, а не о самом авторе. Роман начинается как настоящий детектив. При загадочных обстоятельствах исчезает жена главного героя Эстер - военная корреспондентка, только что вернувшаяся из Ирака, где идут боевые действия. Ее муж, полиция и вся общественность теряются в догадках, что же произошло. Молодую женщину похитили? Взяли в заложницы? Или она просто сбежала с любовником - по слухам, последнее время ее часто видели с неким никому не известным молодым человеком азиатской наружности? Впоследствии выяснится, что к пропаже Эстер не имеют отношения ни бандиты, ни исламские экстремисты, ни адюльтер. Но чтобы узнать это, понять причины, побудившие молодую женщину после десяти лет если не счастливого, то вполне благополучного супружества тайно бросить и страстно любимого мужчину, и Европу, ставшую ей родной, и весь привычный образ жизни, и отправиться в поисках истины почти на край света - в дикие степи Казахстана, герою предстоит пройти долгий и мучительный путь страдания, размышлений и переоценки ценностей. Только встретившись с тем, кого считал своим счастливым соперником, проникнувшись философией внутренней свободы и создав гениальную книгу, он понимает, что Эстер ушла от него лишь потому, что слишком сильно любила. Слово Заир, данное автором в название роману, заимствовано им у Борхеса, а тем, в свою очередь, из мусульманской традиции. Оно обозначает нечто реальное, видимое, что, однако же, обладает почти мистическим свойством врезаться в память и поглощать все мысли и помыслы. Заир у каждого свой, но, увидев его однажды, забыть и думать о чем-то другом уже более невозможно. Заир - это смысл существования, навязчивая идея, «святость или безумие ». Именно Заиром становится для героя Эстер. И он отправляется за ней, чтобы вновь обрести в ее лице не просто любовь и счастье, но жизнь и смысл существования. «Так о чем же эта книга?» - спросят те, кто еще не читал «Заир». И собеседники ответят им по-разному. «О Мужчине и Женщине, о Любви, что, пройдя через века, осталась такой же, как во времена Одиссея и Пенелопы», - скажет один. «О жизни и смерти, поиске смысла, трудном пути обретения гармонии с собой», - заявит другой.

Нас интересовала лишь магистральная традиция народно-праздничного смеха, подготовлявшая Рабле (и вообще Ренессанс), и ее постепенное затухание в последующие два века. *** Наша работа носит в основном историко-литературный характер, хотя она и связана довольно тесно с проблемами исторической поэтики. Но более широких общеэстетических вопросов и, в частности, вопросов эстетики смеха мы в ней не ставим. Мы раскрываем здесь только одну исторически определенную форму смеха народной культуры средневековья и Ренессанса, притом не в полном ее объеме, а в границах анализа творчества Рабле. В этом смысле наша работа может дать только некоторый материал для философии и эстетики смеха, не больше. Исследуемая нами исторически определенная форма смеха народной культуры противостояла не серьезности вообще, а также исторически определенной форме односторонней догматической серьезности средневековья. Но история культуры и литературы знает и другие формы серьезности. Так, античная культура знала форму трагической серьезности, которая получила наиболее глубокое выражение в жанре древнегреческой трагедии