В результате этого на сегодняшний день УНИК большинства вузов представляет собой раздельно функционирующие учебный, научный и инновационный блоки. Более понятными и отработанными являются функциональные и экономические связи между научным и инновационным блоками, развивается их внутренняя и внешняя структуры, имеются признаки единого управления и координации инновационной деятельности в научно-технической (технологической) сфере. Активное и ускоренное внедрение инновационных подходов к управлению ресурсами и результатами НИД вузов ускорит формирование облика современного университета как единого университетского комплекса нового (предпринимательского) типа.  


Таким образом, основными признаками инновационного подхода к научной и образовательной деятельности являются  

Инновационный подход к взаимодействию высшей школы и промышленности  

Вуз как производитель и предприятие как потребитель работников интеллектуального труда связаны законами спроса и предложения. Использование предлагаемого нами инновационного подхода позволит вузу производить оценку перспективных потребностей предприятия в работниках интеллектуального труда с целью подготовки необходимых кадров для предприятия.  

Взаимодействие между предприятием и вузом должно начинаться еще на этапе, предшествующем учебному процессу, что существенно повышает эффективность деятельности обоих участников взаимодействия. Прогнозирование и учет перспективных потребностей в работниках интеллектуального труда позволят предприятию своевременно реагировать на тенденции развития отрасли и действовать адекватно складывающейся ситуации. Задача вуза - помочь предприятию развиваться согласно требованиям времени и конъюнктуры рынка , а предложенный нами инновационный подход позволяет сделать это.  

И это, прежде всего, относится к преподаванию иностранного языка. Инновационные подходы к решению задач обучения иностранному языку на качественно ином уровне требуют нового учителя - творческого, свободного от традиционных догм, умеющего  

такие конфликты Развитие такого обменом информацией друг друга компромиссное решение эффективной работе нового продукта инженерами, производственниками и маркетологами, основанное на их профессиональном подходе, обычно позволяет лучше учесть как его потребительские свойства, так и возможности организации. Наличие у конфликта позитивных свойств нередко служит причиной того, что такого рода конфликты искусственно встраиваются в структуру организации , чтобы получить нужный положительный эффект. Так, визирование документов в разных службах и отделах - один из таких случаев.  

Следует отметить и то, что переход к рынку потребовал от менеджеров разных уровней освоения функций и видов деятельности , какими им вовсе не приходилось заниматься ранее, а если и приходилось, то не так глубоко и обстоятельно, как сейчас. Этим объясняется та роль, которая в учебнике отводится маркетингу, финансовому менеджменту , рисковому управлению, работе на рынке ценных бумаг , стратегическому планированию и управлению, инновационному менеджменту , организационному поведению , рекламной деятельности, использованию информационных технологий . Такая направленность системы знаний отвечает расширению использования инновационного подхода к управлению и поля деятельности менеджеров-профессионалов рыночной формации - поиску рыночных ниш и платежеспособных потребителей, формированию корпоративной культуры , применению сетевого управления и новых форм кооперации, определению конкурентных преимуществ и главных компетенций фирмы, развитию новых продуктов , освоению наукоемких технологий и новейших средств связи.  

Инновационный подход - целевое изменение в функционировании предприятия как единого объекта управления . Повышение инициативности работников, развитие их творческого потенциала.  

Это говорит о том, что инновационный подход к ресурсам является эффективным средством получения дополнительных выгод.  

D-N-модель была с таким успехом использована в области естественных наук, что ее начали приравнивать к научному методу . По иронии судьбы модель эта была в значительной степени превзойдена современными естественными науками общественные науки, тем не менее, все еще пытаются соперничать с достижениями естествознания девятнадцатого века. Попытки эти безуспешны, поскольку, как мы уже видели, предмет исследования не укладывается в рамки D-N-модели. Однако, как показала квантовая физика, научный подход не всегда ограничивается D-N-моделью статистические , вероятностные обобщения могут оказаться более продуктивными. Мы также не должны игнорировать возможность разработки инновационных подходов, не имеющих прототипов в области естественных наук. При различиях в предмете исследования , неизбежно должны существовать и различия в методах его изучения.  

В настоящей книге я исследую такой инновационный подход, но прежде чем я перейду к нему, я хочу обеспечить, что он не будет оцениваться по стандартам D-N-модели. Мир несовершенного понимания не поддается обобщениям, которые могут быть использованы для объяснения и прогнозирования конкретных событий. Симметрия между объяснением и предсказанием существует только при отсутствии мыслящих участников. В противном случае прогнозы всегда будут обусловлены восприятиями участников таким образом, они не могут обладать  

Реализация инновационного подхода базируется на совмещении исследований и  

Этот инновационный подход следует рассматривать как инновационный процесс , происходящий постоянно и целенаправленно в поиске изменений существующей практики как источника получения социальных и экономических благ.  

Руководители нового типа предпочитают закладывать основы инновационного подхода, направляя наиболее ценных сотрудников или команды в горячие точки предприятия желание открывать новые горизонты активизирует деятельность всего предприятия Вместо анализа личного дела каждого сотрудника и отмеченных там навыков руководитель использует его энергию для выполнения ключевых задач (от работы - к проектам, от навыков - к инновациям).  

Стать лидером можно, только базируя свое производство на технологиях нового поколения, то есть используя стратегию опережающего, а не догоняющего инновационного развития. В полной мере это относится и к организационным технологиям. Возможно именно использование на крупных многопрофильных промышленных предприятиях реинжиниринга, как наиболее инновационного подхода к методам перепроектирования действующих структур бизнеса, позволит им добиться конкурентного преимущества , а нашей стране занять соответствующее место в мировом экономическом сообществе.  

На чем основаны инновационные подходы к развитию территорий и МО  

Инновационный подход ориентирован на развитие экономики на основе активизации инновационной деятельности , т. е. на основе разработки и внедрения новшеств. Факторы производства научно обоснованной инновационной деятельности , а не этапами развития экономики, как считает М. Портер.  

Приведем также "армейский" совет, годный и для ПР "Каждая целевая аудитория требует инновационных подходов для воздействия на ее поведение".  

Работать на Балтике - престижно, но в то же время - ответственно. Необходимость наращивания конкурентных преимуществ в условиях современного бизнеса требует от компании новых инициатив и инновационных подходов. Одной из главных задач в 2004 г. стало формирование новой команды службы маркетинга . Обновленная маркетинговая стратегия и амбициозные планы по увеличению рыночной доли всех брендов потребовали свежих идей, нестандартного мышления и серьезной работы над маркетинговыми планами . Осуществить эту задачу смогли молодые профессионалы, чьи знания и опыт помогли принятию качественно новых решений и определили будущие успехи компании.  

Чтобы укрепиться на рынке, все в большей степени нужны инновационные подходы, новые идеи, в том числе и в рекламе, которые часто работают более эффективно, чем большие средства в рекламных бюджетах.  

Сущность инновационного подхода к управлению заключается в ориентации развития экономики страны на активизацию инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей , являющихся двигателями развития экономики. Факторы производства и инвестиции должны быть средствами научно обоснованной инновационной деятельности , а не ее целью.  

Использование инновационного подхода при формировании структуры предприятия предопределило, что на предприятии определенные функции структурных подразделений объединяются в направления, составляющие инновационно-технический блок во главе с главным инженером предприятия. Все формализованные и неформализованные интеллектуальные силы входят в этот блок, который функционально осуществляет инновационно-техническую политику, на основании которой разрабатывается перспективный план технического перевооружения . По мере создания финансовой базы формируется годовая программа реализации перспективного плана технического перевооружения.  

Когда руководители более всего нуждаются в навыках решения проблем. Высокий уровень навыков решения проблем требуется для тех, чья работа включает новые ситуации, необходимость объединения усилий разных людей, прояснение деловых целей, анализ сложной информации и проведение детализированного планирования. Каждому менеджеру необходимо умение решать часто встречающиеся проблемы, но навыки решения проблем высокого уровня необходимо проявлять там, где часто приходится адаптироваться к меняющейся обстановке и проявлять инновационный подход. Навыками реше-  

В чем сущность инновационного подхода  

Инновационный подход разработка новой продукции Дифференциация продукции и технологий Вертикальная интеграция и диверсификация Реализация синергического эффекта в результате объединения технологических потенциалов разных фирм  

Инновационные подходы в науке Теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания Сб. статей / Отв. ред. Ю. Г. Волков. - Ростов н/Д, 1995.  

Участие в инновационной работе в возрастающих объемах становится формой самовыражения, новаторства, компетенции большинства работников предприятий. Потребности инновационного подхода к работе обусловили внедрение новой концепции подготовки кадров , в основе которой - становление и развитие творческой личности,  

Полученная информация не означает принятия решения о необходимости слепого подражания, стратегические решения обычно не принимаются адаптивным методом. Скорее всего, она может послужить отправной точкой к инновационным подходам, быть использована для оценки степени риска.  

Конструктивная сторона ярче проявляется, когда конфликт по уровню достаточен для мотивации людей. Обычно такие конфликты возникают на основе различия в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией , согласованием различных позиций и желанием понять друг друга . В ходе обсуждения различий, которые нельзя не учесть, но и нельзя совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение , основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации. Так, например, различное восприятие нового продукта инженерами, производственниками и маркетологами, основанное на их профессиональном подходе, обычно позволяет лучше учесть как его потребительские свойства,  

Инновационный подход основан на умении организации быстро реагировать на изменения, диктуемые внешней средой . Это касается внедрения нововведений, новых технических решений , неуклонного возобновления производства новых товаров и услуг для наилучшего удовлетворения потребностей рынка сбыта . Залог успешного функционирования любой организации в том, что она должна идти не только вровень с техническим прогрессом , но и опережать его.  

При инновационном подходе необходимо помнить чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо дать возможность изобретателям создавать новые вещи, свободно творить и доводить свои изобретения до успешной реализации. Для этого команде изобретателей необходима определенная свобода творчества право принимать решения и отвечать за конечные результаты . Управление организации должно быть направлено на поощрение инициативы и предприимчивости изобретений.  

На практике свойства коммуникационное, композиционное и комбинаторное организации чаще всего рассматриваются и реализуются в тесной взаимосвязи в виде основных составляющих единого и комплексного инновационного подхода и ресурса формирования, функционирования и развития новых организаций. Именно ими определяется перспектива организационных изменений , их содержание, направленность и эффективность.  

Понятно, что анализируемая конфигурация отражает только самые общие направления и распространенные формы классификации социальных организаций в последовательности построения основных взаимосвязей между ними. Но вместе с тем она создает конструктивные условия для достаточно четкого определения директории формирования практически любого, в том числе и пока никогда не создававшегося, социального образования. Формируя систему новых взаимосвязей, такой инновационный подход, в свою очередь, также будет определять то или иное построение ранее не имевшейся конфигурации и новое содержание элементов и связей классификации социальных организаций.  

В течение 21 месяца компания "Blue Bell" уменьшила размеры своих запасов более чем на 31% с 371 до 256 млн. долл. -без уменьшения объема продаж или снижения уровня обслуживания благодаря использованию количественных моделей и методов управления запасами . Успех обеспечили удачная комбинация инновационных подходов и энтузиазм менеджеров. Многие из этих моделей абсолютно стандартные, однако использование специфической системы маркировки сделало возможным их удачное практическое применение . Менеджмент уделил серьезное внимание развитию системы и обеспечению ресурсов, способствующих успеху проекта.  

Осуществление инновационных подходов в формировании организационных структур фирмы должны получить в бизне-плане должное отражение. Это же в полной мере относится к внедрению корпоративной культуры.  

Внедрение инноватики также требует проведения системного анализа , а именно возможностей организации для внедрения того или иного новшества. Процесс анализа при инновационном подходе весьма сложен и охватывает все стадии жизненного цикла продукта.  

Учебник, который вы держите в руках, во многом представляет собой методически-инновационный подход, безусловно требующий дальнейшего совершенствования и развития. Авторы будут благодарны за высказанные предложения, рекомендации и замечания, которые можно направить по адресу 109542, г. Москва, Рязанский проспект, д. 99, Государственный университет управления, кафедра теории организации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы управления инновационной деятельностью предприятий 11

1.1. Инновационная деятельность как важнейшая составляющая миссии предприятия и основа развития экономики 11

1.2. Функционал инновационного бизнеса как первичный элемент управления инновационной деятельностью 25

1.3. Инновационный потенциал предприятия и его место в системе управления инновационной деятельностью 33

1.4. Функционал маркетинга и его место в структуре инновационного процесса 46

ГЛАВА 2. Основные факторы внешнего воздействия на систему управления инновационной деятельностью предприятий 63

2.1. Формирование интегрированной инновационной системы как фактора привлекательности инновационной среды предприятия и формы реализации радикальных инноваций 63

2.2. Развитие концепции бизнес-планирования инновационной деятельности предприятий в свете функционального подхода к управлению 75

2.3. Основные направления государственной поддержки инновационной деятельности предприятий 83

ГЛАВА 3. Направления совершенствования управления инновационной деятельностью предприятий 92

3.1 Формирование и использование функционала информационного обеспечения в инновационной деятельности предприятий 92

3.2. Резервы формирования и повышения эффективности использования функционала интеллекта в инновационной деятельности предприятий 96

3.3. Развитие функционала учета рисков в инновационной деятельности предприятий 111

Заключение 128

Список литературы

Функционал инновационного бизнеса как первичный элемент управления инновационной деятельностью

Теория и практика управления производством позволяют выделить специфические сферы деятельности, получившие в современном научном мире определения производственного, инновационного, финансового, персонального, информационного, маркетинг - менеджмента, риск - менеджмента. Однако независимо от сферы деятельности научные и практические работники должны оперировать общими категориями менеджмента, к которым относят основные и конкретные функции, принципы, методы, технологии принятия и реализации управленческих решений. Базовыми категориями следует считать и основополагающие понятия новшеств и инноваций.

Относясь к одному классу понятий, новшества и инновации соотносятся как общее и частное, то есть любая инновация является новшеством, но не всякое новшество можно отнести к инновациям. Специфическое содержание новшества составляет функция изменения. Примером новшества является усовершенствование планировки и обслуживания рабочего места, внедрение передовых приемов и методов труда, новых форм и систем оплаты труда и т.п. Для новшества характерно наличие исходного (базового) варианта и приходящего ему на смену нового (проектируемого) варианта. Совокупность новшеств плавно меняет общий фон производства. Инновации же приводят к скачкообразному росту эффективности общественного производства и должны быть направлены, в основном, на удовлетворение будущих потребностей, а не на текущее потребление. В их основе лежат, как правило, открытия и изобретения, как с экономической, так и социальной сфере.

Часто понятия новшеств и инноваций смешиваются. Чтобы отличать инновации от преходящего понятия новшества необходимо отметить, что особенность инновации в том, что она позволяет инноватору получить дополнительную ценность при внедрении. В рамках этого взгляда новшество не является инновацией до того момента, пока оно успешно не внедрено и не начало приносить пользу.

Инновации являются в настоящее время основой экономического, научно-технического и социального прогресса, выступая в современном обществе основной формой развития. Как отмечает американский экономист Дж. Брайт, «инновационный процесс это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление» .

Движущей силой инновационного развития являются человеческие потребности, как внутренние побудители его деятельности. Воздействие потребностей на производство идет по двум основным направлениям. Первое направление заключается в создании новых потребностей путем распространения уже существующих потребностей в более широком масштабе, что приводит к количественным изменениям в производительных силах. Второе направление характеризуется производством новых потребностей, созданием новых потребительских стоимостей. Это влечет за собой качественные изменения в производстве, способах удовлетворения потребностей. В этом случае можно говорить об инновационных изменениях, инновациях.

Инновации, с одной стороны, детерминированы составом и структурой общественных потребностей, служат целям их большего удовлетворения, а с другой стороны в современных условиях напрямую зависят от состояния и развития науки и превращения ее в непосредственную производительную силу, роста объема и качества научных знаний, научной информации. Этот вопрос имеет очень широкое проблемное поле, охватывая практически все сферы деятельности человека и аспекты общественной жизни. Однако при рассмотрении инновационных процессов часто абсолютизируется какая-либо одна из сторон этого процесса, что на наш взгляд, является методологически не совсем верным.

Специфика инновационной деятельности предопределяется содержанием самого понятия инновации, ее характеристиками и классификациями.

Инновацию можно трактовать как процесс, изменение. Так, основоположник теории инноватики Й. Шумпетер инновацией считает изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности.. Инновация, с его точки зрения, является главным источником прибыли, как результата выполнения новых комбинаций. Его исследования дали толчок работам других ученых в области инноваций. Б. Санто, под инновацией подразумевает общественно-технико-экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий . Причем экономическая выгода или прибыль могут и не являться результатом этого процесса. Б.Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание . Эту же точку зрения разделяет В.И.Громеко, определяя инновацию как процесс, в ходе которого научная идея или техническое изобретение доводятся до стадии практического использования и начинают давать экономический эффект .

Другая группа авторов и исследователей трактуют инновацию как некий «объект» (Э.Уткин), «результат деятельности» (И.Молчанов, Л.Гохберг), «совокупность мероприятий» (Ф.Никсон). С их точки зрения, инновация - оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Таким образом, большинство исследователей сходятся во мнении, что обязательными свойствами инновации являются:

В связи с этим целесообразно согласиться со следующим определением: инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо нового подхода к ведению бизнеса и оказанию социальных услуг .

Следует отметить, что объем и характер работ по управлению инновациями зависит от общих характеристик, которые положены в основу их классификации. В имеющейся научной литературе различными авторами разработаны различные классификации инноваций. Такие исследователи как Р.А. Фатхутдинов, В.Г. Медынский, В.А. Швандар, П.Н. Завлин, П.М. Бегиджанов, сходятся во мнении, что в самом общем виде инновации могут быть продуктовыми (включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых продуктов) и процессными (использование новых технологий производства, организации производства и т.д., то есть технологическая составляющая инновационного процесса). Процессные инновации также могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

Продуктовые инновации принято разделять на базисные (реализация крупных изобретений, основа формирования новых поколений и направлений техники) улучшающие (реализация мелких и средних изобретений в фазах распространения и стабильного развития научно–технического цикла) и рационализирующие (частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий) . При этом особенностью базисных инноваций является то, что чаще всего они появляются тогда, когда еще не определены потребительские предпочтения.

Рационализирующие инновации считают псевдоинновациями П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндэли , то есть эстетическими, незначительными техническими или внешними изменениями в продукте, при этом его конструктивное исполнение остается иеизменным и не оказывает заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия и входящих в него материалов и компонентов.

Научный коллектив под руководством С.Д. Ильенковой выделяет классификацию инноваций по двум признакам: типу новизны для рынка (новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для данного предприятия) и глубине вносимых изменений (радикальные (базовые), улучшающие, модификационные (частные)).

Подробную классификацию инноваций по пяти признакам предлагал А.И. Пригожин : распространенности (единичные и диффузные (распространение освоенного новшества в новых условиях, на новых объектах внедрения, благодаря чему происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики), месту в производственном цикле (сырьевые, обеспечивающие (связывающие), продуктовые), преемственности (замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения), охвату (локальные, системные, стратегические), инновационному потенциалу и степени новизны (радикальные, комбинаторные, совершенствующие).

Инновационный потенциал предприятия и его место в системе управления инновационной деятельностью

Базой пирамиды инновационных приоритетов следует считать реализацию множества идей регулярно поступающих как изнутри организаций, так и извне (рис.2). Это результаты реализации рационализаторских идей, внедряемых в порядке усовершенствования технологий, внедрения новых материалов, приемов и методов труда. Пирамида инноваций должна быть открытой, прозрачной и динамичной. Составляющие ее идеи перемещаются во всех направлениях просто так или по инициативе сотрудников.

Однако чтобы обеспечить преемственность инновационных бизнес-проектов (сформировать некую инновационную культуру), необходимо, чтобы предприятие работало в рамках четко определенной маркетинговой стратегии. В общепринятой классификации это могут быть так называемые стратегии развития по М. Портеру -стратегии финансового лидерства, дифференциации или концентрации на выбранном сегменте. Реализация стратегии финансового лидерства (снижения издержек) выдвигает на первый план процессные инновации. Стратегия дифференциации (развитие товарного ряда) требует активизации в направлении продуктовых инноваций. Концентрация на выбранном сегменте (стратегия специалиста) в наибольшей степени способствует поиску и развитию управленческих инноваций, направленных на выявление и развитие новых потребностей клиентов.

Для инновационного развития предприятию нужны все составляющие пирамиды. При этом особенно успешные, прорывные (радикальные) инновации, составляющие вершину пирамиды, являются не только результатом реализации фундаментально-поисковых НИР, но и постепенно-радикальных, являющихся развитием основного тела пирамиды .

Таким образом, анализ взглядов на сущность инновационной деятельности и существующие классификации инноваций, позволяет сделать следующие выводы: в современных условиях хозяйствования инновации, как результат инновационной деятельности, обладающий триадой свойств – научно-техническая новизна, производственная применяемость, коммерческая реализуемость, являются основой научно-технического прогресса, поэтому инновационная деятельность предприятий во многом определяет его темпы. Из триады свойств инновации именно возможность ее коммерческой реализации свидетельствует об успешности инновационной деятельности и обусловливает ее эффективность. Результатами инновационной деятельности являются технологические (продуктовые, процессные) и нетехнологические (организационные, маркетинговые) инновации, что выражается либо в появлении на рынке принципиально новых или усовершенствованных товаров, процессов, услуг, либо в изменениях финансово-экономических показателей деятельности предприятия. При этом следует отметить, что инновационная деятельность предприятий как субъектов бизнеса (предпринимательской деятельности в сфере материального производства), результатами которой являются нетехнологические инновации, является его органической составляющей, поскольку часто их основой являются идеи, зарождающиеся в рамках самого предприятия и не требующие значительных инвестиций. Однако по своей сути нетехнологические инновации лишь продляют жизненный цикл существующим продуктам и технологиям. С этой точки зрения более значимыми для ускорения темпов НТП следует считать технологические инновации. Тем не менее, для инновационного развития предприятий в основе их инновационной деятельности должны лежать как собственные исследования и разработки, так и результаты фундаментально-поисковых НИР, а сама инновационная деятельность должна быть направлена на создание как технологических, так и нетехнологических инноваций. Кроме того, инновационное развитие предприятий невозможно без инновационной идеологии, выражающейся в их четко определенной миссии, как связующем звене между внутренней и внешней средой, которая должна быть направлена на стимулирование инновационной деятельности клиентов как на потребительских, так и на промышленных рынках.

Рассматривая инновационную деятельность промышленных предприятий как процесс, связанный с использованием и коммерциализацией результатов научных исследований и разработок для создания и внедрения технологических и нетехнологических инноваций, необходимо отметить, что их коммерциализация начинается с этапа промышленного производства. При этом возможность коммерциализации инновации определяет успешность инновационной деятельности. С этой позиции деятельность, направленную на извлечение доходов от внедрения инноваций, как результата инновационной деятельности, можно трактовать как инновационный бизнес. Таким образом, можно считать инновационный бизнес завершающим этапом инновационной деятельности, связанным с коммерциализацией инновации. В свою очередь это позволяет сделать вывод, что инновационную деятельность можно признать успешной в том случае, если она в конечном итоге трансформируется в форму инновационного бизнеса.

Выбор способа и направления инновационной деятельности предприятий, а также инновационных проектов для реализации, зависит от особенностей видов их экономической деятельности, ресурсного, технологического и научно-технического потенциала, стадий жизненного цикла техники и технологии, маркетинговых стратегий предприятия, требований рынка.

Эффективное управление инновационной деятельностью предприятий должно выражаться, на наш взгляд, в принятии обоснованных управленческих решений, направленных на обеспечение постоянного обновления продукции и технологий, открытие новых рынков сбыта, повышение эффективности использования производственных фондов и наращивание инвестиций в инновационную часть экономики. При этом для успешной инновационной деятельности предприятий необходимы благоприятные внешние условия и инновационный потенциал, способный генерировать высокую инновационную активность, направленную на создание новых организационно-управленческих структур, технологий, товаров и услуг в долгосрочном периоде.

В первую очередь, при принятии обоснованных эффективных управленческих решений в области разработки и реализации инноваций необходимо иметь представление о структуре системы управления инновационной деятельностью и ее подсистем, основных аспектах их формирования, о целевых компетенциях при разработке и реализации инноваций, а также иметь возможность отслеживать взаимосвязь, взаимозависимость и ход реализации управленческих функций. Это свидетельствует о необходимости использования комплекса научных подходов. Не отрицая значимости и преимуществ существующих научных подходов к управлению инновационной деятельностью (системного, проектного, программно-целевого и т.д.), с точки зрения комплексности решения проблем, возникающих в процессе планирования и разработки инноваций, раскрытия сущности управления как процесса реализации общих и специфических управленческих функций, наиболее отвечающим этой цели представляется функциональный подход.

Развитие концепции бизнес-планирования инновационной деятельности предприятий в свете функционального подхода к управлению

Эта схема инновационного процесса соотносится со схемой I–го поколения инновационного процесса по Р. Росвеллу. Кроме того, данная схема исключает ориентированность инновационного процесса на клиента.

Анализируя данные модели инновационного процесса и место в них маркетинга, можно отметить их общую характерную черту – несмотря на ориентацию всех моделей на рыночные потребности, они базируются на концепции «экономо-маркетинга», нацеливающей маркетинговую деятельность предприятия на увеличение прибыли за счет составляющих маркетингового давления (комплекс 4P), то есть практически во всех вышеприведенных моделях маркетинг сводится к поиску свободной рыночной ниши, неудовлетворенной потребности. Кроме того, ни в одной модели роль маркетинга в инновационном процессе не конкретизирована или отнесена к стадии коммерциализации инновации, к моменту вывода на рынок опытной партии продукции.

Необходимо отметить, что востребованность инновации у конечного потребителя зависит от того, обладает ли он достаточной информацией о характеристиках будущего продукта. Поэтому роль маркетинга в инновационном процессе должна сводиться не только к маркетинговым исследованиям потенциального рынка, но и разработке так называемой «продающей информации», что должно обеспечить формирование готового к покупке потребителя, то есть эффективную коммерциализацию инновации . Ядром данной информации является перечень «продающих аспектов» продукта, то есть всего того, что является осязаемым и доказуемым преимуществом разрабатываемого товара по сравнению с предложениями конкурентов. Данные аспекты связаны с функциональностью товара, его доставкой, установкой, хранением, обслуживанием, персоналом, финансовой схемой и т.д. Очевидно, что при наличии сложившегося рынка данной товарной категории потребитель обладает надлежащей покупательской квалификацией (потребительскими компетенциями), чтобы соответствующим образом воспринять «продающие аспекты» нового товара. К обязательным составляющим продающей информации, в условиях сложившейся на рынке той или иной товарной категории, следует также отнести продающие аспекты предприятия и технические характеристики продукта.

Гораздо сложнее разработать продающие аспекты для проектов, предполагающих реализацию радикальных инноваций, поскольку если продукт инновационен, потенциальный потребитель не обладает соответствующей покупательской компетенцией, что приводит к неэффективным затратам на предполагаемые инновации. В этом случае потребителя надо подготовить к правильному восприятию продающих аспектов.

Убедившись, что продающие аспекты восприняты потенциальным потребителем (с помощью маркетинговых коммуникаций), маркетолог должен сформулировать маркетинговое задание, а затем на его основе, техническое задание для разработчиков инновационного продукта.

Необходимость первоочередного формирования продающей информации, ориентированной на потенциального Клиента, требует введения стадии стратегического маркетинга непосредственно после поисковых НИР до начала НИОКР. Г.М.Добровым получены интересные данные сравнения стоимостных затрат на разных стадиях процесса создания и освоения новой техники. Если затраты на проведение фундаментальных исследований принять за единицу - 20, то затраты на проведение НИР будут - 2 , затраты на выполнение ОКР - 2 , а затраты на освоение - 2 . Затраты на масштабное освоение технологии производства новой продукции обычно превышают инвестиции в НИОКР в 4 - 10 раз, поэтому для управления инновационным процессом уже на стадии НИОКР необходимо иметь четкий прогноз о результативности новой продукции.

По мере «затухания» инновационности функция маркетинга должна заключаться в продлении жизненного цикла инновации. Среди рассмотренных моделей инновационного процесса, на наш взгляд, клиентоориентированная модель реализована в японском подходе к инновационному процессу.

Основная задача клиенто-маркетинга как этапа инновационного процесса -обеспечить формирование потребности в инновации через формирование потребительских компетенций (критериев выбора в виде перечня «продающих аспектов» инновации), и на этой основе определить содержание и форму технических заданий на проектирование инновации. Характер самих инноваций определяют маркетинговые стратегии (финансового лидерства - процессные инновации, дифференциации -продуктовые инновации, концентрации на сегменте - организационные инновации по выявлению и развитию новых потребностей клиентов)

Основной задачей (экономо-) маркетинга является продление жизненного цикла инновации за счет осуществления 4P -комплекса маркетинговых мероприятий (товарной, ценовой, сбытовой, коммуникативной политики), в результате по каналам обратной связи от потребителей поступает информация, на основе которой принимается решение либо о необходимости модернизации инновационного продукта, либо о его возвращении на доработку (НИОКР).

Этап утилизации характеризует потерю инновацией своих свойств с течением времени (2-3 года) и отказ от продолжения ее выпуска, в то же время в зависимости от характеристик инновационного продукта он может рассматриваться как отдельная инновационная проблема, и, соответственно, как источник инноваций.

Резервы формирования и повышения эффективности использования функционала интеллекта в инновационной деятельности предприятий

Приведенные классификации рисков являются далеко не единственными и в некоторых моментах нуждаются в корректировке. Так в число видов риска по сфере возникновения Тихонова А.П. включает коммерческий риск, как возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных хозяйствующим субъектом. С точки зрения автора представляется более корректным назвать этот риск торговым риском (риском коммерциализации). В этом случае термин коммерческий риск будет освобожден для более полного набора рисков, трактуемых как риск предпринимательской деятельности в целом. Более убедительной выглядит трактовка коммерческого риска, представленная в работе Дмитриева Ю.А., Федорова Ю.А. . По их мнению, коммерческие риски представляют опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Это означает, что в их состав входят риски, возникающие во всех сферах (фазах) финансово-хозяйственной деятельности. По структурному признаку коммерческие риски они разделяют на имущественные, производственные, торговые и финансовые. По мнению автора, в их состав могут быть включены и социальные риски, поскольку состояние социальной сферы во многом предопределяет результаты финансово-хозяйственной (предпринимательской) деятельности.

С учетом высказанных замечаний, представляется целесообразным остановиться на наиболее важных видах рисков, представленных в таблице 1 Приложения В, с позиций их природы, факторов и возможностей минимизации.

Рассмотрение рисков принято начинать с характера последствий, к которым они приводят. С этой точки зрения риски разделяют на чистые и спекулятивные. Чистые риски связаны с возможностью получения убытков или нулевого результата. Из этого следует, что в лучшем случае запланированный результат может быть достигнут с большими потерями, в худшем – недостигнут вовсе. Высокая вероятность чистых рисков заставляет менеджмент организации отказаться от принятия решения в этой ситуации.

Как было сказано ранее, группа коммерческих (предпринимательских) рисков включает в себя имущественные, производственные, торговые, финансовые и социальные риски:

Очевидным является факт, что основная доля потребностей общества удовлетворяется товарами и услугами устоявшихся производств, не относящимися к инновационной продукции. При этом, чем более агрегированный продукт положен в основу выделения того или иного рынка, тем большей долей на рынке представлен традиционный товар и меньшей – инновационный. Чем более дифференцированы рынки по товарным группам, тем более вероятность того, что среди них может быть выделен рынок с большой долей инновационного продукта. Поэтому проблема учета рисков, имеющих по существу одну и ту же природу, в разных ситуациях смотрится по-разному. В условиях растущего рынка инновационной продукции, как производители, так и потребители продукции сталкиваются с большим числом рисков практически всех видов. При этом большая часть теории и практики учета рисков связана с рисками производителей. Что касается потребителей продукции, то их риск практически не рассматривается. Даже из перечня, представленного в таблице 1 Приложения В видно, что классификация рисков разработана с позиций производителя - продавца инновационного продукта. Рассматривая проблему рисков можно предположить, что, приобретая новый товар, наибольшему риску из числа потребителей подвергают себя первые реципиенты, затем раннее большинство и лишь затем запаздывающее большинство. Механизм учета рисков в сфере потребления может определяться выражением «приобретай новый товар после его опробования кем-то другим». Тем не менее, нельзя оставить без возможности учета рисков даже первых реципиентов.

Таким образом, природа рисков, их классификация и учет остаются едиными при их рассмотрении, как со стороны производителя, так и со стороны потребителя продукции. Кроме того, следует отметить, что инновационная деятельность сопровождается теми же приведенными выше видами рисков, что и традиционная хозяйственная деятельность, однако по причине специфических характеристик самой инновационной деятельности, имеющей повышенную неопределенность будущего развития событий, отсутствие полноценной базы анализа и апроксимизации данных прошедшего периода, подвержена еще и специфическим. С этой точки зрения инновационную деятельность, на наш взгляд, сопровождают следующие 6 основных видов риска, отличающих ее от традиционной производственно-хозяйственной деятельности:

1. Риск оригинальности (связан с инвестированием в «прорывные технологии, фундаментальную науку) 2. Риск информационной неадекватности (связан с попыткой воспроизводства разработанных когда-то, но не востребованных технологий и образцов, в новых условиях) 3. Риск технологической неадекватности (связан с невозможность воплотить инновацию промышленно, с отставанием технологии от мирового научно-технического уровня) 4. Риск юридической неадекватности (связан с недостаточной правовой защищенностью интеллектуальной собственности, неопределенностью прав на разработки и правовой безграмотностью). 5. Риск финансовой неадекватности (несоответствие содержания инновационного проекта и финансовых средств для его реализации). 6. Риск неуправляемости проектом (связан с квалификацией проектной команды, мотивацией разработчиков). Классификация рисков позволяет выработать инструменты по управлению ими. Обобщая существующие классификации методов управления рисками, основные, на наш взгляд, методы воздействия на риски инновационного проекта можно представить в следующем виде (таблица 11).

А.В. Тычинский
Управление инновационной деятельностью компаний:
современные подходы, алгоритмы, опыт

Таганрог: ТРТУ, 2006.

ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие мирового сообщества характеризуется системной интеграцией экономик государств, международной концентрацией капитала, интеграцией мировых рынков и глобализацией хозяйственной деятельности компаний. Важнейшими его факторами становятся научно-технический прогресс и интеллектуализация основных факторов производства.

Экономическое и технологическое доминирование США, Японии и стран Европейского Содружества основано на наукоемких и высокотехнологичных отраслях промышленности и обеспечивает этим странам политическое господство в мире. Осознавая важность и исключительное значение инновационной сферы деятельности, правительства этих государств перешли к агрессивной инновационной политике посредством государственной поддержки и специальных государственных программ. Это позволит сделать мощный технологический рывок компаниям, имеющим место базирования в этих государствах, и обеспечит еще больший разрыв по всем макроэкономическим показателям в этих странах по сравнению с остальными.

В связи с этим стратегическое значение государственной политики приобретает инновационная деятельность компаний, содержанием которой является разработка и вывод на рынок новых товаров, разработка и внедрение новых технологий, создание и применение новых знаний.

Структурная и организационная специфика инновационного процесса при его осуществлении в значительной мере определяется неопределенностями всех уровней. Неопределенности в инновационном процессе приводят к ограничению использования оптимизационных методов управления, обусловливая необходимость применения адаптивных подходов.

Значительные успехи в управлении инновационной деятельностью достигнуты рядом крупных зарубежных компаний. Изучение их практического опыта в области разрешения проблем управления инновационной деятельностью может оказаться весьма полезным и для российских компаний.

Несмотря на многообразие исследовательских интерпретаций проблемы управления инновационной деятельностью, не до конца изученными остаются вопросы, связанные с комплексной интеграцией системы управления инновационной деятельностью в процессе формирования целей и стратегий развития российских компаний, функционирующих в конкурентной рыночной среде.

Цель настоящей работы состоит в развитии теории, подходов, механизмов и инструментов управления инновационной деятельностью компаний и обобщении теоретико-методологического опыта, опираясь на результаты статистических исследований деятельности наиболее успешных глобальных компаний США, Европы и Японии.

Реализация поставленной цели обусловливает необходимость решения совокупности следующих теоретико-прикладных и практических задач:
- теоретическое обобщение значения инноваций как конкурентного ресурса в деятельности компаний, значения инновационной деятельности в процессе формирования целей и стратегии компании;
- выявление специфики инновационного процесса и его влияния на систему управления компаниями, обоснование необходимости применения эвристических итерационно-адаптивных подходов в управлении инновационной деятельностью;
- статистический анализ инновационной активности успешно действующих глобальных компаний;
- анализ современного инструментария, методов и алгоритмов управления НИОКР глобальных компаний, оценка практических подходов и путей разрешения проблем управления инновационным процессом на базе опыта глобальных компаний США, Европы и Японии.
- анализ современного состояния управления инновационной деятельностью российских компаний, оценка возможности применения концепции стратегического инновационного менеджмента в экономических условиях России, выработка практических рекомендаций по управлению инновациями для российских компаний.

2. СИСТЕМНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОМПАНИЙ
2.1. Неопределенность в управлении инновационной деятельностью
2.2. Применение моделирования в инновационной деятельности и его методологические ограничения
2.3. Адаптация и адаптивный подход в управлении компаниями

3. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРУПНЫХ (ГЛОБАЛЬНЫХ) КОМПАНИЙ
3.1. Проблемное поле, задачи, методы и алгоритмы стратегического управления инновационной деятельностью крупных (глобальных) компаний
3.2. Современный инструментарий управления инновационной деятельностью крупнейших компаний США, Японии и Европы
3.3. Применение концепции стратегического инновационного менеджмента в экономических условиях России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление инновационной деятельностью приобретает особое значение в современной жизни, оказывая значительное влияние на стратегию, цели и методы управления компаниями. Инновационная деятельность создает не только будущий облик компании, определяя ее технологии, выпускаемые продукты, потенциальных потребителей, окружение, но и основу ее конкурентной позиции, а значит и стратегической позиции на рынке.

В глобальной конкуренции решающую роль играют именно инновации. Текущее конкурентное положение занимающих лидирующее положение в мире по объемам валовой выручки фирм достигнуто за счет применения эффективных стратегий и технологического доминирования, при этом компании, желающие занять более сильную конкурентную позицию, расходуют в относительном выражении на исследования и разработки гораздо больше. Резкое увеличение патентной активности после 1997 года свидетельствует о переоценке роли знаний как основы получения стратегического конкурентного преимущества на рынке.

Эффективное управление инновационной деятельностью требует учета неотъемлемого свойства инновационного процесса - большого количества неопределенностей, обусловленных осуществлением поиска, проведением исследований, экспериментов, разработок, испытаний и т.д., необходимостью неоднократных возвратов к предыдущим этапам и стадиям. Кроме того, инновационная деятельность характеризуется маркетинговыми неопределенностями: неясность относительно будущего состояния потребностей и параметров рынка и неясность перспектив будущих результатов НИОКР и возможностей их применения.

Задача управления инновационной деятельностью крупных (глобальных) компаний в условиях неопределенности на современном этапе решается применением адаптивных подходов и адаптивной модели управления, которая строится на основе формирования программной траектории управляемой системы на конкретный период времени и создания системы управляющих воздействий, направленых на устранение дестабилизирующих возмущений, отклоняющих управляемую систему от программной траектории.

Анализ проблемного поля инновационного менеджмента и исследование опыта управления действующих на глобальном рынке компаний позволил выявить комплекс взаимосвязанных задач и проблем. В своей деятельности эти компании применяют современные высокоэффективные эвристические и итерационно-адаптивные подходы, методы и алгоритмы, которые целесообразно изучать и трансформировать для экономических условий России с нескольких точек зрения. Во-первых, это позволит отслеживать развитие современных методов и алгоритмов управления компаниями; во-вторых, идентифицировать своих главных конкурентов; в-третьих, определить пути дальнейшего развития инструментария современного менеджмента, будущие проблемы и способы их разрешения.

Концепция стратегического инновационного менеджмента для России состоит в формировании государственной инновационной политики и всесторонней поддержке инновационной деятельности российских компаний. Современную национальную инновационную систему можно охарактеризовать как совокупность взаимодействующих элементов государственных и негосударственных секторов экономики, которые обеспечивают оперативное преобразование научных знаний в современные технологии, новые материалы и иную конкурентоспособную продукцию.

Ключевой проблемой стратегии развития национальных и региональных инновационных систем в РФ является, таким образом, формирование целостной инновационной инфраструктуры коммерциализации инновационных продуктов и услуг, включающей институты защиты прав интеллектуальной собственности и страхования рисков, финансовой, маркетинговой, консалтинговой, информационной и кадровой поддержки инновационной деятельности крупных компаний. Важная роль в инновационной системе должна быть отведена использованию механизма частно-государственного партнерства. Часть прикладных исследований и создание инновационной инфраструктуры может осуществляться с участием бизнеса, а технологическая модернизация - преимущественно самим бизнесом.

Эффективное управление инновационной деятельностью, обеспечивающее успех в глобальной конкуренции российских компаний, требует применения современных эвристических итерационно-адаптивных подходов, методов и алгоритмов, исследования и обобщения опыта успешно действующих на глобальном рынке компаний.

Современные подходы к управлению инновационным процессом

Инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В.И. Загвязинский) Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т.И. Шамова).

Определим базовые понятия, имеющие место в публикациях, посвященных управлению образованием.

«Новшество - это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем ее во времени, которое прошло с ее открытия или первого использования»(Э.М. Роджерс) .

Инновация - специальное новое, особое изменение, от которого мы ждем эффективности при реализации систематических целей» (Дж.Майлс).

«Инновация» (лат. novus - новый). «Нововведение (инновация) - целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу - организацию, поселение, общество, группу - новые, относительно стабильные элементы» (С.Д.Поляков).

«Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию, рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств» (О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, Л. В. Лоренсов).

«Педагогические нововведения , как и в целом нововведения, должны быть увязаны с социально-экономическими особенностями развития страны, общественными отношениями и культурой народа» (М. М. Поташник).

Педагогическое новшество – новое в практике обучения, воспитания, управления педагогическими процессами.

Новация - первая полная реализация новшества в образовательном учреждении.

Нововведение - новшество, вводимое в данной школе, училище, данной местности, ориентированное на уже состоявшуюся новацию как на образец.

Инновационная деятельность- комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс.

Инновационный процесс в образовании - это процесс управления изменениями в образовании.

Ученые считают (Т.И. Шамова, М.М. Поташник, Н.П. Капустин и др.), что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

Работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно - педагогической деятельности;

Работу с учащимися, предполагающую изучение и учет интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;

Работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

Совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов;

Осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;

Осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;

Осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует соответствующей стратегии управления.

Выбор инновационной стратегии – целенаправленная деятельность по определению важнейших направлений, выбору приоритетов, перспектив развития организации и выработке требуемого для их достижения комплекса мероприятий. Она детерминирована политикой государства в области образования, социальным заказом, региональными и местными особенностями и может меняться в зависимости от состояния образовательной системы и социума (С.А. Репин).

В стратегии преобразований образовательного пространства излагаются общие установки, в которых находят отражение концептуальные подходы к управлению развитием образовательной системы. Поташник М.М., Лазарев В.С. выделяют следующие основные группы стратегий развития школы:

1. Стратегию локальных изменений, предполагающую улучшение, обновление отдельных участков жизнедеятельности школы, достижение частных результатов

(например, освоение новых методик преподавания по отдельным предметам).

2. Стратегию модульных изменений, которая ориентируется на осуществление нескольких комплексных изменений. Данная стратегия образует модуль, в котором может возникать необходимость координации действий многих исполнителей. Данная стратегия охватывает многие участки жизнедеятельности школы, следовательно, вовлекает в инновационный процесс значительную часть педагогического коллектива, усложняет процесс ресурсообеспеченности (кадровой, материальной, информационной), чем предыдущая.

3. Стратегию системных изменений, которая предусматривает полную реконструкцию образовательного учреждения, затрагивает все компоненты деятельности (цели, содержания, организацию, технологии и т.д.), все структуры, связи, звенья, участки. Она осуществляется либо при изменении статуса школы, либо как путь радикального обновления школы, находящейся в состоянии глубокого кризиса, стагнации. Эта стратегия позволяет осуществить глубокие изменения, целостную систему преобразований, упорядочить инновационный процесс в масштабе всей школы, вовлечь в системные изменения весь педагогический коллектив.

Различают два типа инновационных процессов в системе образования:

Первый тип - инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания участниками инновации системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса.

Второй тип - инновации в системе образования, которые являются продуктом научно обоснованной, целенаправленной деятельности, имеющей междисциплинарный характер. Как правило, разработчиками и организаторами таких инноваций являются различные специалисты в области образования - ученые, эксперты, руководители учебных заведений и др.

Особенностью инновационного процесса выступает его циклический характер, выражающийся в определенной структуре этапов, которые проходит нововведение.

Полный жизненный цикл нововведений включает следующие стадии:

    возникновение,

    зрелость,

    освоение,

    распространение,

    насыщение,

    рутинизацию,

  1. завершение.

Иногда структуру инновационного процесса изображают в свернутом виде, например, включающем четыре этапа, каждый из которых состоит из подэтапов (В.С.Лазарев и др.)

1. Создание новшеств:

Анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях;

Проектирование новшеств;

Экспериментальное апробирование новшеств;

Экспертиза новшеств.

2. Распространение новшеств:

Подготовка к распространению;

Информирование о новшествах;

Поддержка освоения новшеств;

Анализ распространения и освоения новшеств.

3. Освоение новшеств:

Анализ образовательной деятельности и выявление потребности изменениях;

Поиск новшеств;

Оценка и выбор новшеств;

Проектирование желаемого будущего образовательной системы;

Внедрение новшеств;

Анализ и оценка результатов изменений;

Институализация нововведений.

4. Образовательная деятельность.

Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм. Инновационный механизм – это совокупность организационных, управленческих, финансово- экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов (их взаимосвязь и взаимодействие), способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов.

Элементы (составляющие) инновационного механизма: инновационное законодательство; организационные формы инновационных отношений; методы управления, финансирования и оценки эффективности результатов инноваций; морально-психологические методы воздействия на инновационную активность; меры информационно-технологического оснащения инновационного процесса и др.

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

Разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающая описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;

Определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;

Разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;

Подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;

Обновление структуры внутришкольного управления;

Создание инновационного совета школы, инновационных экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;

Обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;

Внедрение личностно-адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;

Реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;

Осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

Внедрение методики экспертизы инноваций;

Разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;

Внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе.(10,с184)

Важнейшим аспектом управления, определяющим эффективность инновационной деятельности в школе, является организация работы субъектов инновационного процесса. Субъекты инновационного процесса- лица, органы, организации, вовлеченные в процесс обновления школы. Каждый субъект системы управления осуществляет весь функциональный цикл самоуправления: самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование (проектирование и конструирование своей деятельности), самоорганизацию, самоконтроль, самоанализ.

Т.И. Шамова указывает, что педагогический коллектив, вступающий в инновационный процесс, как правило, проходит следующие стадии: робость – кликушество – стабилизация – сотрудничество – зрелость.

Стадия «инновационной робости» характеризуется настороженным отношением к новому, неуверенностью в целесообразности и успешности его внедрения в практику своей работы. Члены коллектива сдержаны в оценках инновации, не обладают для данной инновационной деятельности компетентностью.

Стадия «инновационного кликушества» связана с первыми успехами в освоении нового. Для неё характерны стремление быстрей заявить о своих достижениях, неглубокий анализ, поверхностные оценки, преобладание формальной новизны, чрезмерное увлечение внешними проявлениями инновационной деятельности. Качество инновационных проектов при их тиражировании, многократном воспроизведении на этой стадии снижается.

На стадии «инновационной стабилизации» новое глубоко осмысливается. Многократное воспроизведение приводит не к снижению, а к повышению качества.

Стадия «инновационного сотрудничества» в педагогическом коллективе – это стадия, на которой в школе складывается особая инновационная среда, включающая единое информационно-педагогическое пространство, благоприятный социально-психологический климат, систему управленческой поддержки и стимулирования инновационной деятельности педагогов и т.д. На этой стадии в целенаправленный поиск и освоение нового включается весь педагогический коллектив школы, инновационный процесс охватывает родителей, представителей общественности.

Стадия «инновационной зрелости» коллектива - это стадия, на которой в школе сформирована инновационная среда. Непрерывно протекающий инновационный процесс обеспечивает постоянное развитие школы, совершенствование осуществляемой в ней учебно-воспитательного процесса. Педагогический коллектив, достигший инновационной зрелости, обладает высокой адаптивностью, способностью к групповой самоорганизации и саморегуляции.

Результат инновационной деятельности - конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управленческой деятельности. Педагогический мониторинг позволяет осуществить непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием инновационного процесса, качеством его управления.

Качество инновационной деятельности ОУ оценивается на основе трех групп критериев:

Критерия качества преобразований, выражающемся в соотношении реальных результатов деятельности школы с поставленными целями инновационной деятельности, моделью выпускника школы, государственными образовательными стандартами и т.д.;

Критерия эффективности, отражающего отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов;

Критерия мотивации, так называемого критерия школьного самочувсвия учащихся и учителей.

Для измерения эффективности управления развитием школы В.С.Лазарев предлагает следующие критерии оценки:

    Уровень информированности членов педагогического коллектива о новшествах, которые потенциально могут быть освоены школой (уровень информированности о возможностях и ограничениях развития школы).

    Полнота выделения актуальных проблем школы (понимание членами коллектива проблем школы, а также их причинно-следственных связей).

    Рациональность выбора общей и частных целей инновационной деятельности в школе: поставленные цели максимально соответствуют возможностям решения актуальных проблем школы.

    Интегрированность целей развития школы: цели отдельных нововведений согласованы с общей целью и между собой.

    Реалистичность планов: степень обоснованности утверждений об обеспеченности тех или иных направлений инновационной деятельности необходимыми ресурсами.

    Заинтересованность пед. коллектива школы в освоении нового.

    Контролируемость инновационных процессов в школе.

ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней системы.

Вывод.

Управление инновационным процессом многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации. Можно с полным основанием сказать, что инновационная деятельность является стержневой задачей выживания организации, залогом ее успеха в борьбе за прибыль.

инновационные процессы, происходящие сегодня в образовании, безусловно, ведут к позитивным изменениям. Благодаря инновациям, появляются авторские концепции, новые модели школ; разрабатываются программы развития ОУ; активно обновляется содержание образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации; происходит перестройка форм, методов, процесса обучения и воспитания с учетом личностно-ориентированного подхода; создаются системы мониторинга, диагностического сопровождения образовательного процесса, осуществляется переход ОУ из режима функционирования в режим развития и саморазвития.

Литература

    Абчук В.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Менеджмент/ В.А.Абчук, В.В. Тимченко, С.Ю. Трапицин. Учебник. – 2-е изд.- СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. – 483 с.

    Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. – Ростов – на Дону: НМД «Логос», 1999. – 136 с.

    Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании: практический курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.Г. Корзникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

    Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

    Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Педагогический поиск, 1993.

    Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. – М.: Педагогический поиск, 2007, 167 с.

    Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений/ Вступит. ст. В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1996. - 320с.

    Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). – М., 1989. – С.39-48

    Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.

    Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании.- М., 2005.

    Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 285 с.