11.1 Основные приемы и методы финансового анализа
В общем виде анализ это инструмент познания предметов и явлений внутренней и внешней среды, основанный на разделении целого на составные части и исследовании этих частей во взаимосвязи и взаимозависимости.
В свою очередь, финансовый анализ , как часть экономического анализа это процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности организации. В классическом понимании финансовый анализ – это анализ данных финансовой отчетности, поскольку именно БФО является информационной базой для проведения такого анализа. Главная цель, которую преследует финансовый анализ – это получение ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансово-хозяйственной деятельности организации в настоящем, и что самое важное, ее оценка в будущих условиях существования.
При анализе бухгалтерской финансовой отчетности используются общенаучные и специальные методы, которые характерны для всех направлений экономического анализа.
Наиболее часто используются:
Метод абсолютных, относительных и средних величин,
Метод сравнения,
Горизонтальный анализ,
Вертикальный анализ,
Трендовый анализ,
Факторный анализ,
Коэффициентный анализ,
Метод экспертных оценок.
Многие из перечисленных методов могут быть применены только в совокупности друг с другом. Ниже представлена наиболее наглядная группировка методов финансового анализа в соответствии с решаемыми задачами.
Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых представлены абсолютные и относительные показатели. Каждая позиция сравнивается с аналогичным значением за несколько периодов времени, то есть прослеживается динамик данного показателя. Таким образом, данный метод напрямую связан с методом абсолютных и относительных показателей и трендовым анализом.
Абсолютные показатели характеризуют численность, размер изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-либо единицу измерения: натуральную, денежную. Абсолютные показатели получают или непосредственным подсчетом собранных данных (например, инвентаризация), или расчетным путем.
Абсолютный прирост (∆) это разница между абсолютными значениями показателя за разные периоды времени.
где П 1 – значение абсолютного показателя в отчетном (более позднем) периоде,
П 0 – значение абсолютного показателя в базисном (более раннем по времени) периоде,
∆П – абсолютное изменение показателя.
Пример: количество абонентов на начало 2010 года 350 тыс.ед., а на начало 2009 года 310 тыс. ед. Абсолютный прирост 60 тыс. ед.
Относительные показатели представляют собой соотношение абсолютных или других относительных показателей. То есть образуются в результате математического деления исходных данных. Таким образом можно сопоставлять данные как за один периоды времени, так и за несколько периодов времени. При этом образуются разные относительные величины. Результат такого сопоставления представлен
В виде коэффициента, когда за базу сравнения принята 1,
В процентах, если сравнения 100%
В горизонтальном анализе рассчитываются относительные показатели динамики – темпы роста (i). Они характеризуют изменение процесса во времени и показывают, во сколько раз увеличился или уменьшился уровень изучаемого показателя по сравнению с предыдущим периодом.
,
Пример: выручка за 1 квартал составила 50 млн. руб., а за 2 квартал 75 млн руб. Темп роста 75/50=1,5 или выручка выросла на 50%
Трендовый анализ это сравнение каждой позиции отчета с аналогичной позицией за ряд предыдущих периодов. При этом определяется тренд – основная тенденция развития ряда в динамике. С помощью тренда формируются прогнозные значения показателей.
Пример: аналитическая таблица показателей горизонтального анализа.
Вывод: выручка от реализации в 2010 году по сравнению с 2009 годом выросла на 40%
Вертикальный анализ – это определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
Таким образом, это расчет относительных показателей структуры , которые в аналитической таблице представляются в виде удельного веса (d). Их рассчитывают как отношение числа единиц отдельной части к итоговому значению. В качестве единиц измерения чаще всего используют проценты.
,
где П i – величина отдельной части совокупности,
П n – вся совокупность (итог).
Обязательным элементом такого анализа являются динамические ряды этих величин, по которым можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и источников их покрытия.
Пример: аналитическая таблица показателей вертикального анализа.
Наименование показателя |
Значение, тыс.руб. |
Удельный вес, % |
Изменение удельного веса, % |
||
Внеоборотные активы | |||||
Оборотные активы | |||||
Итого активы |
Вывод: наибольший удельный вес в составе активов занимают внеоборотные активы (более 50%), и в 2009, и 2010 году, но в динамике их удельный вес снижается на 7%.
Метод финансовых коэффициентов.
Финансовые коэффициенты применяются для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным финансовой отчетности, главным образом по данным бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Производится расчет отношений между отдельными позициями отчетов.
Преимуществами такого метода является:
Возможность получения необходимой информации интересной всем группам пользователей,
Простота и оперативность расчета,
Возможность выявить тенденции в изменении финансового положения предприятия,
Возможность сравнить показатели данного предприятия с аналогичными другими предприятиями,
Устранение влияния инфляции,
Вся совокупность существующих коэффициентов условно разбита на следующие группы:
Платежеспособность,
Финансовая устойчивость,
Прибыльность и рентабельность,
Эффективность использования активов,
Деловая активность.
Эта группировка легла в основу формирования тематики раздела финансовый анализ. На практике нет необходимости рассчитывать большое число показателей каждой группы. Обычно аналитиками выбирается несколько наиболее значимых показателей и при необходимости дополняется другими инструментами финансового анализа. Особенности применения данного метода будут изложены в следующих главах.
Экспертные методы редко используются в экономическом анализе, поскольку в них преобладает субъективное начало. Финансовый анализ оперирует точными значениями, рассчитанными на основе данных бухгалтерского учета.