Определение

Оборотный капитал - это средства компании, инвестируемые в текущие активы.

Другими словами, это средства, необходимые для ведения бизнеса, в том числе вложенные в инвестиции, обращающиеся на рынке. Также можно сказать, что это часть капитала фирмы, задействованная в ее ежедневной коммерческой деятельности. Оборотный капитал - это наиболее ликвидные и мобильные активы в составе баланса предприятия. Оборотные активы включают:

Запасы (в том числе готовую продукцию, материалы и сырье, отгруженные товары, незавершенное производство, товары для перепродажи);

Дебиторскую задолженность;

НДС по купленным товарам;

Финансовые вложения;

Деньги (средства на расчетном счете и в кассе).

Роль и значение оборотного капитала в деятельности предприятия

Оборотный капитал используется в непродолжительном интервале времени, расходуется внутри одного производственного цикла, перенося полностью свою себестоимость на выпускаемый продукт. Главная его функция - гарантия бесперебойного производства и сбыта выпускаемой продукции. Проходя последовательно три этапа, оборотные средства непрерывно совершают кругооборот. В первой фазе "деньги-товар" (снабжение) оборотный капитал, имеющий изначально форму денег, превращается в запасы, то есть переходит из обращения в производство. На втором этапе "товар-производство-товар" оборотные активы участвуют в процессе и превращаются в незавершенное производство, полуфабрикаты и готовые изделия. Третий этап "товар-деньги" (реализация) опять происходит в сфере обращения. После продажи готовой продукции оборотный капитал опять превращается в деньги. Основной принцип управления оборотным капиталом - выявление наиболее оптимального, приемлемого объема и структуры, источников покрытия оборотного капитала, достаточного для эффективной деятельности предприятия.

Показатели эффективности

Главным критерием эффективности оборотного капитала является оборачиваемость. В целях анализа часто используют следующие финансовые показатели: коэффициент оборачиваемости оборотных средств и время одного оборота. Коэффициент оборачиваемости определяет число оборотов, которое осуществляют оборотные активы за какой-либо период времени и определяется по формуле: К оборачиваемости = Выручка от реализации/Стоимость оборотных активов. Рост коэффициента отражает положительную тенденцию и благоприятно сказывается на инвестиционной привлекательности фирмы. Время одного оборота - это отношение количества дней в периоде (Д), к коэффициенту оборачиваемости: Т об = Д/К об ОК. Чем меньше время оборота, тем эффективнее используются оборотные активы. Увеличению эффективности оборотного капитала способствуют следующие меры:

Снижение потерь рабочего времени;

Рациональная организация рабочего места и производственного процесса;

Определение идеального объема партии товара, запасов, денег на расчетных счетах;

Грамотная работа с дебиторской задолженностью.

Что такое чистый оборотный капитал? Рассмотрение понятия

Чистый оборотный капитал - это важнейший финансовый показатель, используемый для определения финансовой устойчивости фирмы. Его оптимальный размер зависит от потребностей предприятия, размеров и вида деятельности, от периода оборачиваемости оборотных средств и возможностей получения кредитов. Слишком большая величина данного показателя отражает неэффективность использования ресурсов. В то же время небольшое или отрицательное значение чистого оборотного капитала свидетельствует о том, что предприятие не в силах справляться с краткосрочными обязательствами, что чревато банкротством. Чистый оборотный капитал = текущие активы (раздел 2 бухгалтерского баланса) - текущие обязательства (раздел 5 бухгалтерского баланса). Увеличение данного показателя отражает повышение ликвидности и увеличение кредитоспособности предприятия.