Сегодня, во время того, как информация делает мир всё меньше, тасуя культуры, менталитеты, народности – мы попробуем взглянуть на одну из ложек такого замеса. А именно, как выглядит мир комиксов к востоку от нулевого меридиана, до самого запада, обогнув земной шар. Для всех, кто интересуется комиксами больше, чем те, кто имеет мнение, что какие-то «картинки для детей» вроде бы регулярно издают, а затем даже иногда снимают по ним фильмы – существуют очевидные три отличные друг от друга школы (способы, стили – называть можно по-разному) комиксов. Американская, европейская школы и манга. Давайте по порядку разберемся какие они, как реализуются и с чем их едят.

1 of 3



Американская школа комиксов

Первая наша десантная высадка будет вглубь американского континента – с позиции комикса на родину героики, латексных трусов на латексных лосинах и суперсил, предполагающих суперответственность. Здесь комикс эмоционален за счет экшена, в котором главный герой, как правило, несёт свои внутренние проблемы и переживания до конца («дядя Бээээн!»; «мистер и миссис Уэйн!»), а сюжет зачастую неотвратимо движется к финальной раздаче оплеух суперзлодею. Наваляли Отто Октавиусу – конец главы, предотвратили планы – пора и на перерыв.

Может показаться, что такое мнение сложено из прочтения пилотных выпусков про того или иного героя (автор ерунду несёт, автор не разбирается в вопросе), но речь пока идет только о канонах, любое отклонение от которых и задает интересность и новизну для комикса. Именно погружение в более глубокий сюжет заставляет размышлять о Капитане Америка как об агенте Гидры в «Гражданской войне 2», а более широкое раскрытие характера толкает фанатов на споры о том, что же происходит в кульминации «Убийственной шутки» — душит ли он Джокера или панибратски держит за плечи.

1 of 2



В аспекте рисовки американский комикс – это «золотая середина» количества информации на странице. Облачка с текстом и ономатопея (bang; pow; blam; puff и др.) читаются относительно в равной степени, что и само изображение. То есть, несущая информация подается уравновешено. Фоны в кадрах преимущественно условны. Цвет в заливке далеко не уходит от небольшого градиента.

1 of 2



Как ни удивительно, взглянув на весь этот пантеон персонажей и , такое заявлять… Но в американском комиксе мало уникальных героев. Поясню, что имеется ввиду. Представим себя инициативным комиксистом, пришедшим здесь в издательство. Если сходятся звёзды, проведение, талант и куча других вещей – принимаем поздравления, мы приняты – работаем над уже существующими периодическими изданиями. Рисуем (или придумываем сценарий) Бэтмана, Тора, Халка. Но на первой ступени скорее всего что-то менее популярное, однако, одна суть – не своё. Принесённые в нашем портфолио идеи (и уж тем более новые герои) не имеют интереса для издательства. Это огромная индустрия, в которой сценаристы, раскадровщики, инкеры, калористы одного комикса могут быть даже друг с другом не знакомы. Как результат – крепкие истории героев с более полувековой известностью.

1 of 2



Европейская школа комиксов

Ну что ж, поехали дальше. Пересекаем Атлантический океан для десантирования в следующий наш наблюдательный пункт. Европейский комикс. Школа глубокого сюжета и сложной детальной рисовки. Стилистика у разных авторов или даже в разных работах отличается. Изображение здесь именно читают. Информации в кадре может быть чрезвычайно много. Временами это может быть целая баталия с большим количеством действий.


Художник — Мёбиус

Для выпуска комиксов в разных жанрах здесь необходимо идти в соответствующие издательства. Фэнтези – в одно место, приключения – другое, научная фантастика – третье, боевик – четвертое и тому подобное. Автор приносит издателю 5 страниц комикса, обложку и синопсис своего сюжета. А редактор решает – давать ли зеленый свет этим идее, стилистике, героям.

Европрейские комиксы – это произведения изобразительного и писательского искусства, которые не про «полистать». Это преимущественно книги большого формата в твёрдом переплёте для чтения не в один присест.

Для русского человека воспринять комикс как вид искусства — именно эту школу проще остальных. Хорошая рисовка для нас подсознательно – это как у Репина, чтоб на стену повесить. Над камином.

Японская манга

Это комикс преимущественно в формате, едва превышающем А5. То количество информации, которая на одной странице американского комикса или в одном кадре европейского, здесь может занимать десяток страниц. Манга – это комикс ощущения, а не комикс действия. В большом кадре может быть лицо героя или огромный мех, а действие с ними связанные в маленьких быстрых кадрах, а большинство фонов – это заготовленные стандартные лекала. Рисует в основном один автор (ака сценарист, раскадровщик и другое). Иногда с парой ассистентов. В среднем по 3 страницы в день – сумасшедшая производительность по меркам американцев и европейцев.

1 of 2



Сюжет тоже имеет по ощущениям лекало (как и фоны). Важны не события, а эмоциональные пики. Главному герою становится от чего-то хуже, хуже и хуже. Всё это слезливое преодоление придуманных автором трудностей заканчивается последним эмоциональным пиком, когда протагонисту, наконец, становится «хорошо».

Нигде комикс не охватывает такое соотношение населения по своей популярности как манга в Японии. Нигде так не налажен путь начинающего комиксиста (здесь мангаки) от идеи, таланта и энтузиазма до публикации. И, пожалуй, нигде так не сложно действительно стать популярным среди тысяч авторов.

Начинающий мангака со своими идеей и «ваншотом» (30 готовых страниц) идет в издательство Jump (еженедельный толстенный журнал с новинками манги на страницах из тонкой газетной бумаги). Если редактора всё устраивает – начинается та самая гонка со сроками и соревнование с обилием других авторов за популярность в различных голосованиях и конкурсах. Когда популярность достигнута – появляется возможность выпускать различный мерч (плакаты, артбуки, фигурки героев), а затем и сама вершина – выпуск аниме. Всё это в тесной работе с издателем.

The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы вместе с экспертами разбираемся, чем комиксы отличаются друг от друга и какие лучше всего читать в первую очередь, если раньше не доходили руки.

Василий Шевченко

совладелец магазина комиксов «Чук и Гик»

Поскольку комиксы в России - довольно молодое явление, оно пока ещё существует без каких-то сложившихся правил. Это и здорово: человек подходит к этому миру максимально открытым, может интересоваться разными жанрами и форматами, почитать понемногу всего, а потом уже выбрать то, что нравится. Комиксы бывают, в принципе, для всех. И не совсем верно, что из них обязательно нужно вырасти: не более, чем из какого-то другого культурного медиума. Комиксы не являются промежуточной стадией между картинкой и книжкой, это самостоятельное явление.

Есть известные ошибки, которые делают люди, которые ничего не знают. С ними можно немножко побороться, но без занудства.

Первая важная мысль , которая должна прозвучать, когда мы начинаем говорить о комиксах: это формат, а не жанр. С помощью комикса можно рассказать какую угодно историю. Супергеройские - это самый популярный формат, но есть ещё биография, фантастика, детективы и всё что угодно.

Ещё одна известная терминологическая ошибка . Бывают комиксы разных стран: американские, французские (BD, или bande dessinée, - рисованный стрип) и азиатские (манга). И это всё комиксы, существующие каждый в своём мире.

Третье - форматы , в которых комиксы издаются. Бывают ежемесячные - журнальчики на 32 страницы, то, что обычно себе представляешь, когда слышишь слово «комикс». Есть сборники от 120 до тысячи страниц, объединяющие любое количество этих тонких комиксов. Ещё есть графические романы, которыми зачастую просто пытаются называть чуть более умные комиксы. В принципе, единственное отличие этого формата - он никогда не выходит в тонкой тетрадке. Сказать «я не читаю комиксы, а читаю только графические романы» - это то же самое, что сказать «я не смотрю сериалы, а смотрю только мини-сериалы».

И ещё одна большая ошибка - не стоит пытаться читать комиксы по издательствам. Такое деление уже устарело. На самом деле это коммерческое объединение самых разных авторов. В Marvel есть патетическая супергероика, а есть инди-комиксы. Хороший читатель не боится разных издательств и жанров.

Не нужно и бояться и самих магазинов комиксов. Я не могу отвечать за все, но мне кажется, они существуют не только для тех, кто уже всё знает. Мир комиксов бесконечен.

К сожалению, сейчас нет сайта, на котором бы собирались все анонсы, новости и аналитика по комиксам. Это классная ниша, которая абсолютно никем не занята. Если представлять индустрию комиксов как некоторую общность издателей, продавцов, читателей и аналитиков, то сейчас сильнее всего отстают аналитики и пресса. Комиксы, как и любой вид искусства, требуют экспертного мнения.

Почему-то никто не спорит с тем, что нужно узнать хорошую оперу, чтобы её полюбить. Так же и здесь. Нужно начинать с хороших комиксов и затем выбирать те, что ближе по духу. Как показывает практика, лучше воспринимается то, что доступно на русском языке.

17 комиксов, которые стоит прочитать,
если ничего в них не понимаешь

«Маус»

Единственный комикс, получивший Пулитцеровскую премию. Пример того, как в жанре комикса можно делать произведения о чём угодно, в данном случае - о холокосте, об опыте переживания и общения с людьми, пережившими эту трагедию.

«Сага»

Если описывать в не самом удачном формате - это «Автостопом по Галактике» встречается с «Ромео и Джульеттой». Сейчас «Сага» - один из самых классных современных комиксов, новый science-fiction, смешной, драйвовый и про любовь.

«Скотт Пилигрим»

Серия комиксов о жизни 23-летнего канадца Скотта Пилигрима, который должен победить семерых бывших своей девушки. Пожалуй, главный подростковый комикс 2000-х, который очень чётко работает и даёт массу отсылок к современной поп-культуре.

«Малыш Немо»

Винзор МакКей - первый человек, который стал экспериментировать с комиксами. Мало того что он был одним из пионеров формата («Малыш Немо» создавался в начале XX века), он ещё и подробно изучал комикс как явление. Книга представляет собой газетные страницы, на которых МакКей экспериментировал с изображением миров и фантазий.

«Персеполис»

Важный сейчас независимый комикс в автобиографическом жанре. История про иранскую девочку, которая росла во время Исламской революции и войны с Ираком. Она рассказывает, каково это - взрослеть на фоне трансформации общества во всё более закрытое.

«Песочный человек»

Признанный культовым комикс Нила Геймана о повелителе сновидений, выходивший с конца 80-х. Наряду с «Хранителями» и «Возвращением Тёмного рыцаря» он поспособствовал тому, что комиксы стали считать серьёзной литературой.

«Хеллбой»

История о демоне - исследователе паранормальных явлений. В некотором роде микс из мифов и сказок под супергеройской оболочкой с историями из Библии, поэм Эдгара Аллана По и слухов о нацистской космической программе.

«Хранители»

Действие «Хранителей» разворачивается в 1980-х годах в США в альтернативной реальности. Все события отличаются от событий в нашем мире только одним: здесь действуют костюмированные герои. «Хранители» - один из главных бестселлеров мира комиксов и единственный графический в списке ста величайших романов по версии журнала Time.

«Молодые Мстители»

Настоящий подростковый комикс с шутками про Tumblr и Twitter, милыми гей-парами и рисунками, которые делают сюжет похожим на реалити-шоу. Перевод первых пяти из серии вышел совсем недавно в небольшом издательстве комиксов Jellyfish Jam.

«Приключения Тинтина»

Один из самых популярных европейских комиксов XX века авторства бельгийского художника-самоучки Эрже. Серия аккуратных детективных историй, где главным героем выступает газетный репортёр Тинтин.

«Босоногий Гэн»

Манга Кэйдзи Накадзавы рассказывает историю жизни шестилетнего мальчика Гэна и его семьи до и после атомной бомбардировки Хиросимы. Считается одним из важнейших антивоенных произведений второй половины XX века.

«Бэтмен. Лечебница Аркхем»

Иконическое издание, непохожее на другие комиксы о Бэтмене и о супергероях вообще. История о путешествии Бэтмена по больнице, где содержатся его злейшие враги вроде Двуликого, Пугала, Безумного Шляпника и Джокера.

Самые известные образы коммунистов в западных комиксах.

В США переиздан комикс Марка Миллара «Супермен – сын красных». Это альтернативная история, где ракета с малышом Каль-Элем с планеты Криптон приземляется не в сердце Канзаса, а в одном из колхозов Советской России. Величайшего мирового супер-героя воспитывают коммунисты! В американских комиксах встречаются и другие как положительные, так и отрицательные образы советских героев.

Чёрная вдова


Один из ранних примеров положительного русского героя, Чёрная вдова вначале была советской шпионкой, противницей Железного Человека. Затем она перешла на сторону США и быстро получила одну из самых сложных легенд в истории комиксов компании Marvel. Бывшая балерину Наталью Романову завербовали в КГБ, где она прошла шпионскую подготовку. Также с помощью химических веществ в её организме замедлили старение. Наталья Романова вполне могла быть наследницей свергнутого царя.

Колосс


В 1975 году дебютировал комикс про Людей-Х. Команде Людей-Х решили придать международный характер. Так в ней появились герои Шторм, Банши, малоизвестный канадский мутант Росомаха и Колосс – пожалуй, самый известный русский герой в комиксах. Его образ очень стереотипный. Больше всего эти стереотипы проявились, когда Колосс был завербован Аркадии и стал пролетарием, одетым в красный комбинезон с серпом, молотом и портретом Владимира Ленина.

Красный Призрак и его супер-обезьяны


Как и многие другие ранние творения Marvel, Фантастическая Четвёрка берёт своё начало в антикоммунистической пропаганде Стэна Ли. Рид Ричардс запускает свой корабль в поток космических лучей, чтобы раньше русских высадиться на Луну. Ему противостоят злые соперники из Советской космической программы – космонавт с тремя гориллами, обладающими сверх-способностями.


Дэдшот (Смертельный выстрел)


Политические убеждения этого персонажа не совсем ясны. Он панически боится Бэтмена, отращивает усы и стреляет в людей. Но в одном из ранних выпусков говорится, что Дэдшот вступил в партию и выучил русский, чтобы насолить своему отцу, богатому промышленнику.


Коллективный человек


В результате мутации пять братьев получили способность слияния в одного, коллективного человека. Этот Коллективный человек не только обладал силой всех пятерых, но мог и дальше увеличивать свою силу за счёт всего населения Китайской республики – живое воплощение силы коммунизма.


Как и Коллективный человек, советские супер-солдаты представляли различные аспекты СССР. Среди них есть персонаж Большой медведь – майор Красной армии.

Омега Ред


Омега Ред создан уже в 1990-х гг., уже после распада СССР. Омега Ред – продукт генной инженерии КГБ. Его заковали в лёд, а затем разморозили для битвы с людьми-Х. Предполагалось, что образ Омеги Ред создан для устрашения маленьких детей.

Красная Ракета


Красная Ракета состоял в Лиге Справедливости, но затем превратился в Охотника на людей – одного из межгалактических роботов. Их создали Стражи Вселенной, которые ждали тысячу лет, а затем предали своих героев.

Красная троица


Анатолий, Бебек и Кассиопея – три русских супер-агента, получивших сверх-способности в результате эксперимента. Они могли передвигаться с сумасшедшей скоростью.

КГБист


В одном из комиксов про Бэтмена появляется КГБист, русский наёмный убийца, который пытается убить президента.

Появлению современных комиксов предшествовали политические карикатуры XVIII века Уильяма Хогарта .Они представляли собой серию рисунков, объединенных общей мыслью.

Следующим важным этапом развития искусства создания комиксов стала деятельность Родольфа Тепффера и Вильгельма Буша . Первый прославился « Историей господина Вйо-Буа », мировую славу другому принесла популярная стихотворная серия «Макс и Мориц », повествующая о двух сорванцах.

«Медвежонок и тигр » - так назывался первый американский комикс, который был издан в 1892 году . Не менее популярной стала история «Yellow Kid » про маленького мальчика из Китая , который в поисках приключений прибыл в Америку .

Известным создателем комиксов является Рудольф Деркс . Именно он придумал «пузырьки », рамочки, в которых размещают речь персонажей.

Золотой век комиксов

Этот период в истории американских комиксов, который длился (по разным оценкам) с конца 1930-х до середины 1950-х годов. Первые серьёзные шаги в развитии искусства графических новелл были сделаны в начале XX века, в поисках новых путей графической и визуальной коммуникации и самовыражения. Сначала комиксы носили чисто юмористический характер. Во многом это объясняется этимологией английского слова, определившего их название. В корне эта ситуация изменилась в июне 1938 года, когда в США появился персонаж Супермен (англ. Superman ).

Началом золотого века принято считать первое появление Супермена в комиксе Action Comics , вышедшего в 1938 году и изданного DC Comics. Появление Супермена было очень популярным, и вскоре супергерои буквально заполонили страницы комиксов. Другими персонажами, долгое время пользовавшимся популярностью, стали Пластик (англ. Plastic Man ), издаваемый издательством Quality Comics, а также детектив Спирит под авторством карикатуриста Уилла Айснера, который первоначально выходил в качестве дополнения, объединенного с воскресным выпуском газеты.

Всего за этот период было создано более 400 супергероев. Большинство из них сильно напоминали Супермена и не дожили до наших дней, однако именно тогда родились такие герои, как Бэтмен и Капитан Америка .

Вторая мировая война оказала серьёзное влияние на содержание комиксов о супергероях - теперь герои сражались со странами Оси, а на обложках изображались супергерои, борющиеся с лидером нацистского движения Адольфом Гитлером. После победы над фашизмом стали появляться супергерои с ядерными способностями, например Атомный Громовержец и Атомный Человек . Историки того времени считают, что детские персонажи помогли ослабить страх молодых читателей относительно перспектив атомной войны. Кроме того, герои начали бороться с коммунистами, а некоторые были вовлечены в Корейскую войну.

Тем не менее, после окончания Второй мировой войны популярность супергероев пошла на спад. В целом, именно во времена золотого века проявилось новое и по сей день главное направление в комиксах - супергерои и новые миры.

Наравне с супер-героями, в комиксах появляются и герои мультфильмов. Например, истории про Дональда Дака или Микки Мауса . Они завоевывают не только детскую, но и взрослую аудиторию.

Создаются целые издательскии компании, специализирующиеся на издании комиксов: «Marvel», «DC», «Dark Horse» и «Image Comics» . Одной из крупнейших является компания «Marvel». Ею было выпущено такие шедевры, как «Фантастическая четверка», «Невероятный Халк», «Люди-Х», «Железный человек», «Человек-паук» .

В 1970 - 1980 началась большая конкуренция в комикс-индустрии между двумя крупнейшими печатными компаниями «Марвелл” и «Делл». «Делл» начинает переиздавать комиксы 30-х - 50-х годов, а «Марвелл Комикс» отвечает на это серией новых приключений Спайдермена .

В 1977 - за три месяца до выхода сенсационного фантастического фильма Джорджа Лукаса «Звездные войны» компания «Марвелл Комикс» берет реванш, приступив к изданию серии комиксов по мотивам фильма. «Звездные войны» превзошли все ожидания, побив все рекордные тиражи. Агенство Warner Communications привлекает читателей персонажами Халк, Доктор Стрэйндж, Дик Трейси и Флэш Гордон. Впоследствии по этим комиксам были отсняты художественные и мультипликационные фильмы.

1989 год стал пятнадцатой годовщиной Бэтмена . К этому году был приурочен цикл комиксов и снят художественный фильм «Бэтмен», в котором участвовали такие первоклассные актеры, как Майкл Китон (Брюс Уэйн) и Джек Николсон (Джокер), все было продуманно до мелочей, и фильм стал самым кассовым за всю историю кино (на тот период), и комиксы принесли немало денег.

В 1990 году выходит серия «Классика в иллюстрациях», которая включала в себя «Моби Дик», «Ворон», поэмы Эдгара По, «Большие надежды» Дикенса, «Алиса в Зазаеркалье» Льюиса Кэррола. Настоящую сенсацию произвели «Мутанты черепашки-нинзя», которых выпустила в свет Mirage Studios, авторы сценария Кевин Истман и Питер Лерд.

Разнообразные комиксы существуют по всему миру от китайской манхуа до японской манги, комикс-книг в США и комикс-сборников с короткими стрипами в Европе. Несмотря на все разнообразие стилей и жанров, основной задачей комикса является вызвать в читателе чувства и эмоции. Такие элементы как диалоговые пузыри или рамки с текстом используются для отображения диалога, и чтобы донести до читателя нужную информацию. Рисунки и их расположение, а так же различные вспомогательные элементы призваны поддержать последовательность событий в повествовании.

Самая известная форма печатных комиксов - так называемые стрипы, или миниатюры. Обычно они состоят из четырех небольших рисунков, следующих друг за другом и публикуются в газетах и журналах. Более объемные комиксы издаются в виде отдельных журналов, книг или альбомов.

Цифры и факты:

В Нью-Йорке на аукционе Heritage Auctions в феврале 2012, была продана коллекция редких комиксов, принадлежавшая Билли Райту. Как сообщается, комиксы ушли с молотка за 3,5 миллиона долларов.

Топ-лотом среди выставленных аукционов стал 27-й выпуск сборника Detective Comics (1939), на страницах которого впервые появился Бэтмен. Издание купили за 523 тысячи долларов. В 1939 году ныне покойному Билли Райту из штата Вирджиния сборник Detective Comics № 27 обошелся в 10 центов. На аукционе также продали первый сборник Action Comics (1938), где дебютировал Супермен. За него заплатили 299 тысяч долларов.

Коллекция уникальных комиксов продана с аукциона во французской столице за 650 тыс. евро. По данным организатора торгов - аукционного дома «Сотбис», - с молотка ушло около сотни самых популярных среди коллекционеров картинок и рисунков знаменитых европейских, американских и японских художников.

Среди наиболее дорогих лотов - опубликованная в газете «Суар» оригинальная иллюстрация к комиксу «Загадочная звезда» из цикла «Приключения Тинтина», которая была продана более чем за 234 тыс. евро. Эту знаменитую картинку, на которой изображено, как верный пес бесстрашного журналиста - Милу - испачкал лапы в гудроне, бельгийский художник Жорж Реми, работавший под псевдонимом Эрже, нарисовал в 1941 году.

За 100 тысяч евро приобрели оригинал титульной картинки комикса «Черный остров ». А первое издание комиксов про Человека-паука обошлось в 40 тысяч долларов , в 1963 году его стоимость была 12 центов .