Деятельность компаний многогранна – они взаимодействуют с государственными органами, клиентами, партнерами и так далее. Все это существенно усложняет оценку их деятельности, анализ рисков и угроз.

Для того чтобы сформировать наиболее полное представление о бизнесе с точки зрения финансовой составляющей, репутации, оценки перспектив, проводят Дью Дилидженс. Разобраться в данном вопросе нам помогли специалисты компании «РосКо» .

Это понятие еще новое для отечественного рынка, хорошо знакомо зарубежным предпринимателям и инвесторам. Они не заключают ни одной крупной сделки без предварительной процедуры Due Diligence.

Цели проведения проверки

Due Diligence (Дью Дилидженс) - всесторонний анализ деятельности предприятия. Такие проверки проводят с целью минимизации предпринимательских рисков, которые могут возникать ввиду недостаточной информированности о деятельности фирмы, текущем положении бизнеса и так далее. Дью Дилидженс направлен на:

Проверку достоверности информации о финансовом состоянии компании;

Оценку степени реализации текущих и стратегических планов;

Анализ целесообразности проводимой политики;

Подтверждение правильности составления документации, ее соответствия законодательству;

Поиск конкурентных преимуществ бизнеса;

Оценку эффективности системы менеджмента и так далее.

Инициировать проведение Due Diligence могут как внешние инвесторы или кредиторы, так и собственники компании. Все зависит от ситуации, в которой это происходит.


Когда целесообразно проводить Дью Дилидженс

Существует ряд случаев, когда необходимо использовать данную методику как отправную точку при анализе бизнеса. К таким ситуациям относят:

Изменения в компании вследствие поглощения или слияния;

Долевое участие в деятельности фирмы;

Смену руководящего состава;

Получение спонсорской помощи;

Получение займов.

Дью Дилидженс необходим во всех случаях, связанных с оценкой инвестиционной привлекательности бизнеса, а также при обосновании кардинальных изменений в работе компании. Проверки целесообразно проводить при:

Снижении эффективности деятельности;

Наложении ареста на активы, инициировании судебных разбирательств;

Выявлении нарушений в ходе налоговых проверок;

Потере интеллектуальной собственности;

Возникновении трудовых конфликтов;

Снижении конкурентных позиций.

Порядок проведения Due Diligence


Анализ внутренней информации компании, соответствия ее нормативным актам и действительности проводится параллельно с изучением данных из открытых источников, от конкурентов, партнеров. В ходе такой проверки подтверждается или опровергается достоверность отчетности, изучаются прогнозы, отраженные в бизнес-планах, выявляются имеющиеся непогашенные обязательства и так далее. Все это очень важно, так как определяет перспективы развития. Даже в случае, если в текущем периоде фирма не испытывает трудностей с кадрами, финансами, рынками сбыта, ситуация может в корне измениться в любой момент из-за ошибок, которые были допущены, например, в учете. Любые риски делают фирму уязвимой.


Чаще всего Due Diligence проводят по таким направлениям:

Анализ имущественной базы и наличия всех свидетельств/прав собственности - неверно заключенные сделки могут привести к отчуждению активов и внезапным финансовым разрывам.

Изучение юридического аспекта взаимодействия с персоналом. Трудовые отношения строятся непростым образом, их необходимо грамотно оформлять и проверять на предмет соответствия законодательству. Ненадлежащим образом уволенные сотрудники, неверно рассчитанные зарплаты создают риски для фирмы.

Оценка корпоративного законодательства, включая правомерность сделок с ценными бумагами.


Как правило, вся работа экспертов разбивается на блоки:

1. Операционный - изучают историю компании, ее организационную структуру, систему менеджмента, политику продаж. В ходе такой проверки удается выявить сильные стороны и факторы, сдерживающие развитие.

2. Правовой - деятельность фирмы изучают в сопоставлении с нормами трудового, гражданского права, налогового законодательства.

3. Финансовый - показатели деятельности считают наиболее ярким индикатором положения дел в компании. Ее финустойчивость, способность генерировать доход и запас прочности дают представление о перспективах развития, позволяют повышать эффективность работы, вносить корректировки в плановые действия или следовать намеченному курсу.

4. Налоговый - отчисления в бюджет составляют значительную часть денежных потоков компании. В ходе Due Diligence удастся оценить возможности оптимизации налогообложения, снижения нагрузки.

5. Маркетинговый - хорош ли продукт, решает рынок. Поэтому необходима оценка позиции фирмы в конкурентной среде.

В ходе проверки формируется заключение о том, как организована работа фирмы, насколько полно она отвечает требованиям законодательства и соответствует реальности.


Выгоды от проведения Дью Дилидженс


Объективная независимая оценка деятельности компании важна как для инвесторов, так и для собственников. Квалифицированные эксперты укажут на недостатки, помогут оптимизировать работу. Как результат - уверенность в соблюдении законодательства, рост финансовых показателей, исключение «слабых звеньев».

Пользу Due Diligence можно объяснить тем, что собственники и инвесторы, не отрываясь от рабочего процесса, получают советы по усовершенствованию деятельности. Профессиональные партнеры помогают им оптимизировать работу, устранить недостатки (в том числе те, о которых заказчики не подозревали). Кроме того, компании может быть полезна информация о ситуации на рынке, которую возьмут за основу при корректировке маркетинговой политики.

Полученные сведения помогут грамотно выстроить деловое общение на переговорах, обезопасить себя от рисков, пересмотреть условия сделок и извлечь из них максимальные выгоды.

В подготовке материала участвовали специалисты компании RosCo