Президент-диктатор, 350 рабочих дней в году и плановая экономика – нет, мы говорим не о КНДР, а о Южной Корее. Благодаря сверхъестественным усилиям корейцы Юга совершили экономический рывок, сделав аграрную страну промышленной. Мы расскажем, как это произошло и к чему привело.

В бюджете мало денег, не хватает даже электричества, страна коррумпирована, а на месте главного промышленного региона появилась хорошо вооруженная «народная республика» - в таком знакомом для нас положении когда-то была Южная Корея. Но благодаря реформам страна превратилась в мирового экономического лидера. В Украине часто говорят о корейском опыте, но зачастую сводят его к дерегуляции и борьбе с коррупцией. На самом деле изменений было больше, но не все удастся повторить в наших условиях.

  1. Южная Корея стала 11-й экономикой мира

В Корее мало природных ресурсов, но ее ВВП выше, чем у нефте- и газодобывающих стран вроде Норвегии и Ирана. Да и большую часть Европы корейцы оставили позади. Когда-то Южная Корея была бедной аграрной страной, но сумела модернизировать экономику.

  1. Её ВВП вырос в 179 раз благодаря… плановой экономике

За последние 54 года ВВП на душу населения Кореи вырос со 156 долларов до 27 тысяч долларов на человека. Впрочем, за первое десятилетие реформ - с 1961 по 1970 год - валовой внутренний продукт вырос всего на 136 долларов. Модернизация дала эффект не сразу, но корейцы не меняли курс страны. Точнее, его не менял президент Пак Чон Хи - с 1961 по 1979 он фактически единолично управлял страной. В Корее ввели пятилетние планы и строили экономику под контролем правительства. Президент правил как диктатор, и это обеспечило нужную для реформ стабильность.

  1. Стать развитой страной Корее помог экспорт

Если ты сравнишь этот график с предыдущим, то увидишь, что экспорт корейских товаров рос даже быстрее чем ВВП - за 54 года он увеличился в 7 000 раз! Корея занимает восьмое место в мире по экспорту продукции. Правительство помогало экспортерам дотациями. С каждым годом корейцы получали все больше валюты, и эти деньги помогали развивать экономику страны. В 2014 году доходы от международной торговли составили 714 миллиардов - половину ВВП Южной Кореи

  1. Страна из аграрной превратилась в промышленную

После разделения Кореи юг был преимущественно агарным, но сейчас промышленность создает 39% ВВП страны. А на сельское хозяйство приходится всего 2% доходов. Секрет такого превращения - опять же государственная поддержка. Производители готовой продукции получали от государства субсидии и заказы, а налоги для бизнеса снижались. Преференции доставались только самым успешным предприятиям - так в Корее стимулировали конкуренцию. В результате такой политики возникли чеболи - группы промышленных компаний, вроде Samsung или LG.

Сейчас корейская экономика становится постиндустриальной: доля услуг в ВВП страны растет и уже обогнала доходы от промышленности. В прошлом году на рынке услуг корейский бизнес заработал 814 миллиардов долларов.

  1. Корея входит в топ-5 поставщиков высоких технологий…

В 2014 году продажа технологичной продукции принесла корейским компаниям 133 миллиарда долларов - для сравнения, доходы от всего украинского экспорта в том году составили 53 миллиарда.А глобальную выручку корейской группы компаний Samsung Всемирный банк оценивает в 150 миллиардов - почти столько же заработали все размещенные в США компании.

  1. …и инвестирует в науку больше всех в мире

Потраченные на науку миллионы позволяют стране зарабатывать миллиарды на высокотехнологичном экспорте. В 2014 году страна выделила на науку 4,3% ВВП - больше, чем Япония или США. Корейцы не только выделяют много денег на исследования и конструкторские работы, а и эффективно их используют.

  1. Чтобы достичь «экономического чуда», корейцы работали по 350 дней в году

Даже в 90-е годы среднестатистический кореец отдыхал 4-5 дней в месяц. Но и это было облегчением: за десятилетие до этого среднее количество рабочих дней доходило до 363! Ни одна страна мира не могла сравняться с Кореей по производительности труда, даже японцы, которых у нас считают трудоголиками, остались позади. Впрочем, сейчас корейцы работают гораздо меньше: в среднем у них 8 выходных в месяц - вполне привычный для нас график.

С каждым годом количество рабочих дней снижается, но не думай, что корейцы трудятся по 10-12 часов - они просто стали работать меньше. Впрочем, на экономике страны это пока не отразилось, ведь результат работы зависит не только от количества рабочих дней, но и от организации труда и применения техники, от продуктивности работы. К примеру, у немцев намного меньше рабочих часов, но это не мешает развитию страны.

8. Каждый третий корабль в мире родом из Кореи

Если в стране производят много стали, ее можно продавать за границу и получать легкую прибыль, как это делают в Украине. Или строить из металла корабли, продавать их намного дороже и не зависеть от цен на сырье - так сделали в Корее. Развитие судостроения тоже не обошлось без государственной поддержки, зато теперь страна производит 35% всех судов в мире - почти наравне с Китаем.

Снижение закупок корейских судов - первый признак мирового финансового кризиса. Страна производит супертанкеры - эти корабли настолько большие, что не могут пройти через Панамский и Суэцкий каналы. Стоят они под стать размерам, и если операторы судов вдруг перестали заказывать супертанкеры - значит, скоро будет экономический спад и заказчики боятся рисковать.

  1. Страна лидирует по количеству интернет-подключений

В Корее наибольшее количество кабельных подключений к интернету на 100 человек. Кроме того, здешние пользователи все чаще подключают скоростной интернет - по этому показателю Южная Корея занимает шестое место в мире. Пока Европа переходит с 3G на 4G, корейцы готовятся запускать более продвинутый стандарт связи - 5G, хотя у них и так самый быстрый в мире доступ к Сети.

«Интернетизация» страны упрощает жизнь бизнесу, позволяя экономить на магазинах и продавать товары через Сеть, ведь в Интернет выходит большая часть населения. Даже небольшие предприятия, у которых обычно нет денег на «раскрутку» и аренду торговых площадей таким образом могут продавать свои товары и услуги. Кроме того Интернет позволяет бизнесу пользоваться новыми услугами вроде интернет-банкинга, да и находить партнеров через Сеть проще.

Но у доступного Интернета есть и побочный эффект: он вызывает у корейских подростков зависимость, от которой их приходится лечить в специальных центрах.

  1. Корейские школы - третьи в мире по качеству образования

Южная Корея занимает второе место в мире по среднему IQ жителя, и дело не в генах или наследственности. По подсчетам Организации экономического сотрудничества и развития, здешние школы - третьи в мире по качеству обучения. А образовательная компания Pearson признала корейскую систему образования лучшей в мире, хотя и отметила, что ученики часто «зазубривают» десятки страниц, а не анализируют материал.

  1. Но высокий уровень жизни не делает жителей страны счастливыми

По данным ООН, в 2015 году Южная Корея заняла 58 место в мире по «Индексу счастья», и за последние 10 лет положение страны в рейтинге изменялось незначительно. Если верить данным Организации, корейцам не хватает свободы выбора, а еще они считают себя недостаточно защищенными. Впрочем, ответы зависят не только от уровня жизни, а и от оптимизма граждан. Например, Корею опережает кризисная Венесуэла и Мексика, в которой наркобароны воюют с правительством.

  1. Корея опустилась в рейтинге конкурентоспособности, хотя и входит в топ-30

По данным Всемирного Экономического Форума, в 2015 году Корея заняла 26 место в мире по индексу конкурентоспособности. Этот рейтинг показывает способность государства обеспечить развитие страны и хорошие условия жизни для граждан. Корейцы опередили экономически мощные Турцию, Бразилию и Китай, но для них это не наивысший показатель: в 2007 году Южная Корея занимала 11-е место.

  1. Но победить коррупцию стране не удалось

Мы привыкли считать развитые страны свободными от коррупции, но Южная Корея в Индексе восприятия коррупции занимает 37 место. Впрочем, коррупция по-корейски не мешает предпринимателям работать: в рейтинге Doing Business страна занимает 4 место.

  1. Объединение Кореи обойдется южанам в триллион долларов

Валовой национальный доход КНДР в 43 раза ниже, чем в Южной Корее, а промышленность северян устарела, и южнокорейцы не получат никакой выгоды от объединения. Зато им придется кормить 25 миллионов северокорейцев, обеспечивать их современной медициной и образованием, помогать 120 тысячам узников северных концлагерей. Еще южанам придется сокращать миллионную армию КНДР и утилизировать ядерные боеголовки.

Да, Южная Корея получит миллионы новых рабочих - но их придется переучивать, ведь технический уровень КНДР намного ниже. А если не все северокорейцы согласятся с объединением, новое государство ждет «городская война», вроде той, что была в Северной Ирландии. В любом случае, угроза изменений вызовет отток капитала и напугает инвесторов.

Возможное воссоединение страны обойдется более развитому Югу очень дорого. Поэтому нормализация отношений между КНДР и Южной Кореей возможна, а вот платить из своего кармана за восстановление севера южнокорейцы вряд ли согласятся.

Пока Корея вкалывает - Украина отдыхает

Когда-то Южная Корея была похожа на сегодняшнюю Украину: небогатая аграрная страна, пережившая войну. Сейчас у Кореи получилось войти в мировые лидеры чуть ли не всем показателям. Корейцы работали, и работали, и работали… Инвестировали в науку и промышленность. Они поняли, что судьба страны зависит от того, что они сделают для её будущего.

В Украине работать так рьяно, как в Корее, пока не получается: в июне правительство запланировало 11 выходных дней, На 2 выходных больше, чем в богатой Южной Корее.

Экономика Южной Кореи по состоянию на 2009 год является 14-й в мире по валовому внутреннему продукту (по паритету покупательной способности) и 15-й в мире по номинальному ВВП. Валовый национальный продукт на душу населения вырос со 100 долларов США в 1963 году до более чем 28 000 долларов США в 2009 году.

Ключевые направления южнокорейской экономики за шестидесятилетнюю историю существования государства сильно изменились. В 1940-х годах страна экономика страны опиралась преимущественно на сельское хозяйство и лёгкую промышленность. В течение следующих нескольких десятилетий акцент сместился в сторону лёгкой промышленности и производства товаров народного потребления, а в 70-х и 80-х годах XX века - в сторону тяжёлой промышленности. В течение 30 лет после того, как президент страны Пак Чонхи в 1962 году объявил начало первой пятилетки, экономика страны росла очень высокими темпами, а её структура сильно изменилась.

Бурный экономический рост 80-х годов замедлился к концу десятилетия. К тому времени этот рост составлял 6,5 % в год, а с повышением заработной платы населения выросла и инфляция.

Как и в других высокоразвитых странах, к началу 90-х годов сфера услуг стала доминирующей в экономике страны, а в начале XXI века она составляет две трети всего ВВП.

Бюджет страны разрабатывается министерством планирования и бюджета и утверждается парламентом страны. В 2006 году внешний долг предполагалось удерживать на уровне около 30% ВВП, однако уже в 2007 году началось его снижение в процентном отношении. Налоговая нагрузка предполагалась на уровне 20%. В недавнее время этот показатель увеличился ввиду сокращения доходов. В течение периода 2005-2009 этот показатель удерживался на том же уровне. Акцент в расходной части бюджета в 2005-2009 годах был сделан на сектора экономики, которые более остро нуждаю

тся в поддержке правительства. Было вложено больше денег в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и образование. Увеличены также расходы на оборону.

Финансовая и банковская система Республики Корея

Финансовые учреждения в Южной Корее можно разделить на три основных категории: центральный банк, отдельные банковские организации и небанковские организации, такие как страховые компании, венчурные фонды и т. д. Основы современной финансовой системы в Южной Корее были заложены в начале 1950-х годов, когда был принят ряд нормативных документов, регулирующих деятельность банковской системы.

Большая часть небанковских финансовых учреждений возникла в течение 1970-х годов с целью диверсификации финансовых ресурсов и стимуляции денежного обращения в стране, а также для привлечения инвестиций. Начиная с 1980-х годов несколько коммерческих банков и небанковских финансовых организаций вовлечены в программу ускорения либерализации и интернационализации экономики. Общее количество филиалов коммерческих банков в июне 2004 года составляло 4448.

Единоличное владение ценными бумагами банков было ограничено в 1982 году. Предел составлял 8 % в 1982 и был ужесточён до 4 % в 1994 году. Однако в 2002 году этот он был снова поднят до 10 %.

Активы банков (на июнь 2004 года) распределялись следующим образом:

  • Общенациональные банки: 661 881,6 трлн вон (80,3 %).
  • Специализированные банки: 61 886,2 трлн вон (7,5 %).
  • Отделения иностранных банков: 100 196,1 трлн вон (12,2 %).

Специализированные банки начали создаваться в 60-х годах XX века. Главным образом они образовывались для поддержки ключевых секторов экономики (согласно пятилетним экономическим планам). Сейчас специализированные банки работают в основном с сельским хозяйством (National Agricultural Cooperative Federation), рыболовством (National Federation of Fisheries Cooperatives), внешней торговлей (Export-Import Bank of Korea), промышленностью (Industrial Bank of Korea) и пр.

Статистические показатели Южной Кореи
(по состоянию на 2012 год)

Центральный банк Южной Кореи был основан 12 июня 1950 года. Главной его функцией является выпуск национальной валюты, определение монетаристской и кредитной политики, контроль за курсом иностранной валюты, исследование и сбор статистики о финансовой системе страны, регулирование деятельности частных банков. Банк Кореи осуществляет кредитование правительства и является проводником деятельности правительства в отношении банков страны. Все южнокорейские банки поддерживают свою кредитоспособность через Центробанк Кореи.

Инвестиции в Республике Корея

В Южной Корее объём внешней торговли в 2005 году составил 70 % от ВВП, а доходы компаний, которые инвестировались из-за рубежа, составили почти 14 % от объёма продаж всей промышленности. Южнокорейское правительство направляет усилия на привлечение иностранных инвестиций в страну. Самый свежий пример - открытие крупнейшего в мире LCD-комплекса в Пхаджу, всего в нескольких километрах от Демилитаризованной зоны. Крупнейшие инвесторы в южнокорейскую экономику - США, Япония и Великобритания.

Для того чтобы сделать экономику страны более привлекательной для иностранных инвестиций, правительство приняло ряд мер, среди которых следует отметить принятие нового нормативного документа - «Акта об операциях в иностранной валюте» (англ. Foreign Exchange Transaction Act). Эти меры были разбиты на два этапа с расчётом на два года. Главные цели - либерализация капитала и модернизация рынка обмена валюты. В мае 1998 года был упразднён потолок на иностранные инвестиции в южнокорейские акции без фиксированного дивиденда. С 25 мая того же года иностранцы могут покупать доли в любой южнокорейской компании без разрешения совета директоров (за исключением компаний военно-промышленного комплекса и общественных объединений). Иностранцы могут приобретать до 50 % стоимости общественных объединений.

В апреле 2002 года правительство представило планы развития рынка иностранной валюты с целью создать в Южной Корее более инвестиционно привлекательный климат. Была упразднена процедура сертификации Центральный банком страны и упрощён документооборот при совершении финансовых сделок. Движение капитала стало более свободным.

Промышленность Республики Корея

Промышленность составляет более чем 25% ВВП, в ней занято около 1/4 части работоспособного населения. Большинство предприятий - небольшие, семейные подряды, небольшое число фирм представлено на национальной фондовой бирже. Около 20 крупных компаний производят до 1/3 всей промышленной продукции. Они заключают субподрядные договоры о производстве комплектующих товаров и услуг с малыми и средними предприятиями. Промышленное производство Республики Корея сместилось от текстильных товаров к электронным, электротехническим товарам, машинам, судам, производству нефтепродуктов и стали. Горнодобывающая отрасль промышленности занята разработками графитовых месторождений, добычей каолина, вольфрама и низкокачественного угля, который используется в энергетике. Крупнейшими отраслями промышленности являются производство электроники, кораблестроение, автомобильная промышленность, строительство и текстильная промышленность.

Производство добывающих отраслей в 1990-е гг. и в первые годы 21 в. стагнирует или даже сокращается. Запасы каменного угля исчисляются в 1,5 млрд. т, однако добыча его, составившая 24,5 млн. т в 1985 г., затем постоянно снижалась до 5 млн. т (2000 год). В свою очередь производство железной руды после своего максимума в 665 тыс. т в 1985 г. также снизилось до 180 тыс. т. Эта же тенденция характеризует добычу графита и других минеральных ресурсов. Процесс сокращения добычи отечественного сырья связан с растущей конкуренцией импорта более дешёвого и качественного топлива и сырья, главным образом из Австралии, Канады, США, Индонезии.

Важное место в экономике страны играют металлургия, химическая промышленность, судостроение. Производство в Республике Корея морских судов увеличилось в 1980-2000 гг. в 7 раз (общая грузоподъёмность 12 млн. т), производство стали - в 1,7 раза (41 млн. т). Динамично развиваются такие отрасли промышленности, как электроника, автомобилестроение, биотехнология. Выпуск автомобилей в 1980-2000 гг. вырос в 23 раза (2,8 млн. шт.). В долгосрочной перспективе (к 2010 году) южнокорейское правительство планирует увеличить объём производства до 4,25 млн автомобилей в год и объём экспорта до 2,1 млн автомобилей в год.

В настоящее время Южная Корея занимает одно из первых мест в мире по производству потребительской электроники. Сейчас в стране, как и во всём мире, наблюдается тенденция к переходу на цифровые технологии, что повышает спрос на такие продукты как цифровые телевизоры, DVD, MP3-плееры и т. д. Крупнейшие компании в отрасли - LG, Samsung и Daewoo Electronics. Они производят практически весь спектр потребительской электроники, большая часть которой идёт на экспорт. Объём производства потребительской электроники составил 17,6 млрд долларов в 2002 году, экспорт составил 11 млрд долларов.

Полупроводниковая промышленность производит интегральные микросхемы и полупроводниковые приборы, такие как диоды и транзисторы. В Южной Корее данная отрасль является одной из важнейших в экономической структуре. Её бурное развитие началось в середине 1980-х годов. В результате, начиная с 1992 года, полупроводники являются крупнейшей статьёй южнокорейского экспорта, составляя в нём 10 % (по состоянию на 2002 год).

Сельское хозяйство и рыболовство Республики Корея

Рисовые поля в Кёнджу.Климат Южной Кореи относится к муссонному типу с тёплым и влажным летом и относительно холодной и сухой зимой. До XX века основной продукцией сельского хозяйства страны был рис, однако сейчас номенклатура продукции существенно расширилась и включает многие виды фруктов, овощей, животноводческой продукции и продукции лесного хозяйства.

Доля сельского хозяйства и лесной промышленности в 2001 году составляла 4 % валового национального дохода (англ. Gross National Income) страны, крестьянское население - 4 миллионов человек (8,3 % всего населения). Хотя доля сельского хозяйства в экономике страны невелика, доля смежных отраслей, таких как производство минеральных удобрений, пищевая промышленность и т. п., составляет 14 % валового национального дохода. Вступление страны во Всемирную торговую организацию в 1995 году ускорило трансформацию и либерализацию сельскохозяйственного рынка, что привело к падению цен на продукцию. Правительству пришлось проводить политику протекционизма по отношению к национальным производителям.

Главный сельскохозяйственный продукт Южной Кореи - рис: около 80 % южнокорейских ферм культивируют этот злак. Рис потребляется в основном внутри страны, так как неспособен конкурировать на внешнем рынке из-за своей высокой цены. В 2001 году рис выращивался на 1,08 млн гектарах земли. Урожай составил 5,16 тонн на гектар. Производство других злаковых (прежде всего ячменя и пшеницы) составило в 2001 году 271 тыс. тонн. Сои и картофеля в том же году было произведено 140 тыс. тонн. В 2001 году на экспорт пошло 11,46 тыс. тонн персиков (в основном в США, Канаду, Тайвань и Индонезию), 3,73 тыс. тонн яблок (в основном на Тайвань, Сингапур и в Японию) и 4,66 тыс. тонн мандаринов.

Животноводство - второй после риса сектор сельского хозяйства по величине дохода. В 2001 году поголовье крупного рогатого скота составляло 1 954 тыс. голов, поголовье свиней достигло 8,7 млн голов, количество цыплят составляло 102 млн. Потребление животноводческой продукции в конце XX - начале XXI века постоянно росло. Потребление говядины в 2001 году достигло 384,06 тыс. тонн, свинины - 807,42 тыс. тонн, птицы - 350,3 тыс. тонн.

Лесная промышленность начала развиваться в стране с 1960-х годов. Леса покрывают 6,4 млн гектаров территории страны. Общий объём рынка в стране составлял в 2001 году 428 млн кубометров, в том же году было импортировано бревна объёмом 7,1 млн кубометров на сумму, объём импорта всех видов продукции лесной промышленности в денежном эквиваленте составил 1,7 млрд долларов. Некоторые продукты, однако, идут на экспорт - это, прежде всего, грибы и плоды каштана. В 2001 году объём экспорта составил 210 млн долларов.

Рыболовство является важной частью южнокорейской экономики. В этом секторе работает около 140 тыс. человек. В стране насчитывается около 96 тысяч рыбопромысловых судов. Объём добычи в денежном эквиваленте составил 3,6 млрд долларов в 2000 году. В прибрежных водах активнее всего идёт добыча сайды, сардин, скумбрии, анчоусов, камбалы, каракатиц и кальмаров. Морскую продукцию также выращивают в питомниках - это прежде всего моллюски. В подобных питомниках в 2000 году было выращено продукции на сумму 560 млн долларов. Экспорт в 2000 году составил 1,5 млрд долларов рыбы и рыбной продукции, а импорт - 1,4 млрд долларов. Главные потребители южнокорейской рыбной промышленности - Россия, Китай, Япония и США - на долю этих стран приходится 70 % всего южнокорейского экспорта.

Импортируются в страну в основном креветки, кальмары и сардины. 1 июля 1997 года Южная Корея приняла закон о снятии ограничений на импорт рыбной продукции. Таким образом был открыт рынок для 390 видов рыбной продукции, перечисленной в специальном списке, составленном правительством страны. В то же время было смягчено экспортное регулирование, и приняты меры к увеличению экспорта свежей и мороженой камбалы, угря и некоторых других видов рыбы.

Сфера услуг Республики Корея

В сферу услуг входят прежде всего страховые компании, предприятия общественного питания, подающие блюда корейской кухни, гостиницы, прачечные, сауны, медицинские и спортивные учреждения, предприятия, работающие в сфере развлечений, розничной торговли и т.п.

В середине 1980-х годов больше всего работников в этом секторе экономики было занято в розничной продаже. Подавляющее большинство магазинов было небольшими лавками с ограниченным ассортиментом, чаще всего принадлежавшими одной семье. В 1986 году в стране было около 26 тысяч оптовых и 542 тысяч розничных пунктов продаж, а также 233 тысячи гостиниц и пунктов общественного питания, в которых работало в совокупности 1,7 млн человек.

Сейчас сфера услуг стала доминирующей в экономике страны, составляя две трети всего валового внутреннего продукта. В 2006 году был принят закон о консолидации рынка капитала (англ. Capital Market Consolidation Act) для либерализации сектора услуг и превращения страны в крупный финансовый узел Восточной Азии.

Телекоммуникации Республики Корея

В настоящее время Южная Корея имеет одну из наиболее развитых систем телекоммуникаций в мире. В 2000 году, в рамках 15-летней программы электронного развития «КиберКорея-21», была построена расширенная сеть широкополосного доступа в Интернет, охватившая практически всю страну. Среди стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития по уровню проникновения широкополосного Интернета Южная Корея лидирует: по данным Министерства торговли, промышленности и энергетики страны, он составляет 24,08 на 100 человек.

Транспорт Республики Корея

Транспорт в Южной Корее представляет собой систему транспортных коммуникаций страны, таких как железные и автомобильные дороги, воздушные и морские магистрали.

Общая длина железных дорог - 6 240 километров (из них 525 километров электрифицировано). Шесть крупнейших городов Южной Кореи - Сеул, Пусан, Тэгу, Инчхон, Кванджу и Тэджон имеют метрополитен. Сеульский метрополитен - старейший в стране, первая линия от Сеульского вокзала до Чхоннянни была открыта в 1974 году. Общая протяжённость автомобильных дорог - 97 252 км, из них 74 641 км асфальтированные. Главные порты страны: Чинхэ, Инчхон, Кунсан, Масан, Мокпхо, Пхохан, Пусан, Тонхэ, Ульсан, Йосу, Сокчхо. Главные авиаперевозчики Южной Кореи - Korean Air и Asiana Airlines. Оба предоставляют услуги по авиаперевозкам как внутри страны, так и за границу. Сеул обслуживается двумя аэропортами: инчхонским и аэропортом в Кимпхо. Международные рейсы принимаются в основном аэропортом Инчхона, тогда как Кимпхо принимает в основном местные рейсы. Другие крупные аэропорты расположены в Пусане и Чеджу. Всего в стране 108 аэропортов.

Железные дороги. Железные дороги - один из главных способов перемещения людей в Южной Корее. Национальные железные дороги Кореи (Хангук Чхольдо или Кукчхоль (KNR) - единственный железнодорожный пассажирский перевозчик в стране. Общая протяжённость: 6240 км. Со стандартной шириной колеи: 6240 км. с шириной 1,435 м. (из них 525 км. электрифицировано) (1998, оценка).

Главные железнодорожные линииГлавная железнодорожная линия страны - Линия Кёнбу, соединяющая столицу со вторым по величине городом страны, Пусаном.

В Южной Корее действует четыре вида железнодорожного пассажирского транспорта: KTX, скоростная железнодорожная экспресс-магистраль, покрывает расстояние от Сеула до Пусана за время, меньшее, чем самолёт, самая дорогая из четырёх. Сэмаыль (кор. «Новая деревня») делает несколько остановок. Мугунхва (кор. «Роза Шарона») - наиболее популярный вид железнодорожного транспорта, останавливается почти на всех остановках, довольно дешева. Тхониль (кор. «Общая») - самый медленный и дешёвый вид из четырёх.

Специальные маршрутыKNR еженедельно проводит экскурсионные туры на паровозе по линии Кёве между Сеулом и Ыйджонбу. Между Сеулом и городами Пусан, Мокпхо и Йосу курсируют поезда со спальными вагонами. Кроме того, существовали частные узкоколейные железные дороги, такие как Линия Сыин, проходившая между Сувоном и Инчхоном, однако в 90-е годы XX века от них отказались.

Высокоскоростная железная дорога, известная как Korea Train Express (KTX), осуществляет поездки между Сеулом и Пусаном через Чхонан, Асан, Тэджон и Тэгу. Железная дорога использует французскую технологию TGV. Работу начала в 2004 году, а на проектную мощность выйдет в 2010 году. Поезда могут достигать скорости в 300 км/ч по специальному железнодорожному полотну. Проект KTX основан на французской технологии TGV, но с некоторыми различиями относительно компонентов пути. Это, главным образом, шпалы (моноблок) и скрепления (Pandrol e-Clip). К этому привели результаты соответствующих исследований и тестов, проведенных в Корее. После 2 – 3 лет эксплуатации, было завоевано доверие, вследствие отсутствия отрицательных результатов. Можно сделать вывод, что путь оправдал все ожидания. Что касается укладки пути и его содержании, то французские технологии и методики лучше всего удовлетворяют корейским условиям. Скорость укладки и геометрические параметры пути сопоставимы или даже выше, чем во многих европейских странах. Были выполнены определенные измерения, для определения упругости пути, как функцию от воздействия подвижного состава и температуры окружающей среды, по сравнению с другими странами. Результаты были положительными и снова оправдали все ожидания. Другая цель проекта состояла в том, чтобы принять последнее технологическое достижения и внедрить их в Железнодорожную Промышленность Кореи. Примером такого внедрения новой технологии может служить замена рельсового скрепления e-Clip, успешно эксплуатируемого на Испытательной Трассе, на скрепление Pandrol FASTCLIP. Скрепления заменили на Испытательной Трассе и на части следующей секции, где были установлены скрепления e-Clip. Замена скреплений будет проводиться на всем балластном пути. Замена рельсовых скреплений мотивирована простотой и менее дорогим обслуживанием пути, которые достигнуты системой FASTCLIP, по сравнению со скреплением e-Clip. Подобно пути с системой e-Clip, система FASTCLIP была проверена в лабораторных условиях прежде, чем ее начали устанавливать в путь. Все компоненты скрепления Pandrol FASTCLIP производятся в Корее.

Линии в Северную КореюДо разделения Кореи Линия Кёни и Линия Кёнвон шли в северную часть страны, которую сейчас занимает КНДР. Линия Кёни соединяла Сеул с Кэсоном, Пхеньяном и Синыйджу, а Линия Кёнвон обслуживала Вонсан на восточном побережье. Другая линия - Линия Кымгансан - соединяла Чхорвон и Кымгансан на севере. Линия Кёный является одной из двух линий железных дорог, которые в настоящее время реконструированы, другой такой является Линия Тонхэ Пукпу.

Метрополитен и трамваи. Шесть крупнейших городов Южной Кореи - Сеул, Пусан, Тэгу, Инчхон, Кванджу и Тэджон имеют метрополитен. Сеульский метрополитен - старейший в стране, первая линия от Сеульского вокзала до Чхоннянни была открыта в 1974 году.

До ноября 1968 года больше всего пассажиров в Сеуле перевозили трамваи. Первые линии метро заменили их. К примеру, первая линия сеульского метро проходила по старому трамвайному маршруту вдоль Чонно между Сеульским вокзалом, Намдэмуном и Чоннянни, а вторая линия проходила вдоль Ыльджиро от Сити Холла до Тондэмуна. Трамваи работали в Сеуле с начала XX века до 1970-х годов. Трамвайная сеть покрывала весь центр города (Чунну и Чонногу), а также окрестные районы, включая Чхоннянни на востоке, Мапхогу на западе и Норянджин на юге. Сеть была заменена метрополитеном.

Автобусы. Практически через все города и посёлки Южной Кореи проходят маршруты междугородных автобусов. Они называются косок («скорые») или сиве («пригородные»). Автобусы косок покрывают большие расстояния и делают мало остановок. Сиве обычно покрывают меньшие расстояния и делают больше остановок.

Городские автобусы. Внутри городов работает два типа автобусов: чвасок («сидячий») и ильбан («обычный»). Оба типа часто обслуживают один и тот же маршрут, останавливаются на тех же остановках и ходят через одинаковые интервалы, единственным отличием является то, что чвасок более дорогие, с более удобными сиденьями, в них отсутствуют стоячие места, в отличие от автобусов ильбан.

Международный аэропорт Инчхон обслуживается сетью комфортабельных скоростных автобусов, маршруты которых охватывают всю страну. Свои автобусы имеют крупные церкви, школы, фирмы.

Автотранспорт. Общая протяжённость автомобильных дорог: 97 252 км, асфальтированные: 74 641 км (включая 2 778 км автострад), неасфальтированные: 22 611 км (2003, оценка).

Шоссе в Южной Корее подразделяются на фривеи (автострады/мотоциклетные дороги) и национальные автострады. Все фривеи являются платными скоростными дорогами, и все они, кроме трассы 130, являются собственностью Korea Highway Corporation (оф. сайт). Сетью фривеев покрыта вся территория страны (карта фривеев Южной Кореи).

Водный транспорт. Общая протяжённость путей - 1,608 км. Южная Корея держит один из самых крупных в мире паромных флотов, которые обслуживают прибрежные острова Кореи, а также осуществляют международные рейсы. Страны, связанные с Южной Кореей паромными переправами - Япония, Китай и Россия. Главные порты страны: Чинхэ, Инчхон, Кунсан, Масан, Мокпхо, Пхохан, Пусан, Тонхэ, Ульсан, Йосу, Сокчхо.

Торговый флот. Всего: 650 судов (более 1000 брутто-регистровых тонн): всего 7 992 664 брутто-регистровых тонн с дедвейтом 12 730 954. Судна по типу: насыпные - 151, грузовые - 202, химические танкеры - 87, контейнерные - 79, танкеры со сжиженным газом - 20, пассажирские - 5, грузопассажирские - 20, нефтеналивные танкеры - 53, холодильные - 18, судна погрузки/разгрузки - 7, специализированные танкеры - 3, для перевозки наземного транспорта - 3 (2005, оценка).

Воздушный транспорт. АвиалинииГлавные авиаперевозчики Южной Кореи - Korean Air и Asiana Airlines. Оба предоставляют услуги по авиаперевозкам как внутри страны, так и за границу.

Сеул обслуживается двумя аэропортами: инчхонским и Кимпхо. Международные рейсы принимаются в основном аэропортом Инчхона, тогда как Кимпхо принимает в основном местные рейсы. Другие крупные аэропорты расположены в Пусане и Чеджудо. Всего количество аэропортов в Южной Корее - 108 (2005, оценка).

Туризм Республики Корея

Дворец Чхандоккун ночью.В Южной Корее существуют хорошие возможности для развития туризма. Красивая природа, историческое наследие, горы и море делают её привлекательной для туристов. По праву самый популярный вид туризма в стране - горный туризм. Около 70 % территории страны покрыты горами, в которых находится множество горнолыжных курортов.

Общее число иностранных туристов, посетивших страну, возросло с 173 тысяч человек в 1970 году до 4 600 тысяч человек в 1999 году. Развитие туризма является естественным результатом экономического роста страны, однако важным фактором явилась также правильная политика целевых капиталовложений в развитие туристических объектов. Правительство приняло ряд законов о развитии туризма, в результате чего в течение десяти лет в конце XX века среднегодовой рост числа туристов составлял 5,57%.

Туристическая индустрия в конце XX века смещалась от американского континента в сторону азиатского региона. В 1970 году 32 % туристов составляли американцы, а второе место по числу посетивших Республику Корея принадлежало японцам. Однако к 1999 году число граждан Японии составило уже 46,9 % от общего числа туристов, а количество туристов из стран Северной и Южной Америки, в основном из США, сократилось до 10 %. С тех пор, как были установлены дипломатические отношения между Южной Кореей и Китаем, количество китайских туристов постоянно увеличивается. В 1999 году по числу туристов Китай занимал третье место. Растёт количество гостей, приезжающих в Республику Корея и из других стран Юго-Восточной Азии, включая Гонконг.

6-7 ноября 2006 года в Сеуле состоялась первая международная конференция по инвестициям в туризм, где обсуждались положение туризма и перспективы его развития в Восточной Азии. По данным Мировой туристической организации, в ближайшем будущем рост туристического рынка Восточной Азии превзойдёт рост рынка в любом другом регионе.

Трудовые ресурсы Республики Корея

В 2004 году на предприятиях Южной Кореи работало свыше 15 млн наёмных работников, кроме того, насчитывалось 7,8 млн самозанятого населения, из них 60 % - в сфере услуг, 30 % - в промышленности. Безработица в стране невысока - при росте экономически активного населения с 8,230 млн человек в 1963 году до 23,370 млн человек в 2004 году, уровень безработицы долгие годы не превышал 2%.

Современная система социально-трудовых отношений была окончательно сформирована в 2004 году. С 27 декабря 2004 года вступил в силу Закон о пенсионном обеспечении (англ. Employee Retirement Benefit Security Act), который ввёл накопительную схему пенсионного страхования работников. В том же году законодательно была введена пятидневная 40-часовая рабочая неделя вместо существовавшей до этого шестидневной 44-часовой рабочей недели.

Структура рабочей силы за последние десятилетия XX века существенно изменилась - коэффициент суммарной рождаемости в стране крайне низок, велика проблема старения общества. Ввиду этого Южная Корея уже в 90-е годы столкнулась с нехваткой рабочих рук. Ожидается, что в XXI веке из-за старения населения и относительного уменьшения численности работающих положение ещё больше усугубится.

До Олимпиады 1988 года иностранцев в стране было немного, невелика была и занятость иностранной рабочей силы. В последующие годы привлечение и использование иностранной рабочей силы в южнокорейской экономике стало расширяться. Она стала привлекаться на различные предприятия, в первую очередь для выполнения грязных, тяжёлых и опасных видов работ. В результате в 1993 году иностранные рабочие составляли уже около 25 % всех занятых на мелких и средних предприятиях. В период 90-х годов в связи с возникшим дефицитом рабочей силы отдельных отраслей промышленности Южная Корея стала во все большей мере превращаться в страну, импортирующую трудовые ресурсы. В качестве особенности миграции Южной Кореи экономисты также выделяют иммиграцию квалифицированной рабочей силы, так как на неё в стране предъявляется повышенный спрос.

Внешне-экономические связи Южной Кореи

Страны ЗападаТорговые отношения со странами Запада включают в себя экономическое партнёрство прежде всего с США и Европейским Союзом.

США являются главным экономическим партнёром Южной Кореи. Кроме того, Южная Корея занимает седьмое место в списке торговых партнёров США, опережая многие развитые страны Европы, такие как Италия и Франция, и шестое место в списке - стран-импортёров из США. Кроме того, Южная Корея является привлекательной страной для инвестиций со стороны американских компаний - с 1996 по 2003 год США инвестировали в южнокорейскую экономику 20 млрд долларов. В 2003 году США были крупнейшим торговым партнёром Южной Кореи и седьмым по величине экспортным рынком.

Укреплявшиеся экономические связи между двумя странами, однако, сопровождались многочисленными разногласиями в торговой политике. Интенсивность этих споров значительно уменьшилась начиная с конца 80-х - начала 90-х годов XX века, в том числе и вследствие того, что Южная Корея провела ряд рыночных реформ в качестве компенсации за получение 58-миллиардного кредита от Международного валютного фонда после кризиса 1997 года. В начале XXI века обе страны стараются более мягко решать конфликтные ситуации. В этом немалую роль сыграли двусторонние торговые соглашения, сделанные в начале 2001 года.

Примерно в то же время была подписана серия торговых соглашений между Южной Кореей и странами Евросоюза, что подстегнуло рост товарооборота между двумя регионами. Объём торговли составил 46 млрд евро, удвоившись за десять лет. Однако до сих пор нерешёнными остаются некоторые вопросы взаимной торговли. В начале XXI века наибольший прогресс был сделан в ускорении процессов взаимовыгодного обмена в сфере науки и наукоёмких технологий (как известно, Южная Корея тратит 3 % своего валового внутреннего продукта на научные исследования). В 2005 году состоялись двусторонние переговоры об обмене в научной и технической сфере. Южная Корея также участвует в некоторых глобальных проектах, инициированных Евросоюзом, в частности в проектах Galileo и ITER.

Страны Востока, прежде всего Восточной Азии - главные торговые партнёры Южной Кореи. В общем товарообороте с этими странами выделяются три страны - Китай, Япония и Саудовская Аравия, являющаяся основным поставщиком нефти в Южную Корею.

Торговля в восточноазиатском регионе сильно выросла за первые годы XXI века. Ведущие страны региона (Южная Корея, Япония и Китай) стали более открыты, чем в конце XX века. Если в 1991 году товарооборот между этими тремя странами составлял 56 млрд долларов, то в 2004 году он превысил 324 млрд. Рост товарооборота Южной Кореи с Китаем и Японией в период с 2000 по 2004 годы превышал рост товарооборота со всеми другими странами в два раза. В настоящее время концентрация торговли в регионе выше, чем в Евросоюзе, хотя между странами региона нет таких благоприятной для взаимных сношений, как в Европе, законодательной базы.

Торгово-экономические связи между СССР и Южной Кореей стали осуществляться с конца 1988 года (до этого торговля велась через фирмы-посредники из третьих стран). Сейчас удельный вес России в общем товарообороте Южной Кореи не превышает 1,5%. Основные товары, импортируемые из России - это полезные ископаемые, такие как природный газ, сырая нефть и каменный уголь, а также продукция металлургической промышленности. В Россию экспортируется в основном бытовая электроника и продукция текстильной и машиностроительной промышленности.

Внешне-экономические связи Южной Кореи с КНДР

С 1988 года объём двусторонней торговли между двумя корейскими государствами увеличился в несколько раз (в 1989 году он составлял $18,8 млн, а в 2002 - уже $647 млн). В 2006 году эта цифра несколько снизилась ввиду ухудшения отношений между странами. В 2002 году Южная Корея импортировала продукции на сумму $271,57 млн из Северной Кореи, в основном продукцию сельского хозяйства и металлургии, а экспортировала товаров на сумму $371,55 млн, в основном это была гуманитарная помощь, включая минеральные удобрения и одежду. Южная Корея сейчас является третьим по объёму товарооборота торговым партнёром Северной Кореи после Китая и Японии. Южнокорейская компания Hyundai Group запустила несколько инвестиционных проектов, касающихся Северной Кореи, среди которых развитие туризма на Кымгансане (Алмазные горы). Только в 2001 году в рамках этого проекта Северную Корею посетило 84 347 человек. Из Северной Кореи в Южную въехало около тысячи северокорейских граждан, в основном для участия в спортивных соревнованиях. Ещё одна южнокорейская компания, активно вкладывающая деньги в северокорейскую экономику - Hyundai Asan, у которой есть планы возведения на площади в 3,2 км? промышленного комплекса в Кэсоне, недалеко от Демилитаризованной зоны. 2002 году ознаменовался также серьёзным прогрессом в строительстве железной дороги Сеул-Синыйджу (в начале 2004 года этот проект был заморожен).

Источник - http://ru.wikipedia.org/

Южная Корея – это высокоразвитая индустриально-аграрная страна, которая занимает одно из лидирующих мест в мире. На протяжение последних десятилетий промышленность Кореи развивалась стремительными темпами и показывала хорошую динамику роста. Государство является крупным производителем, а также экспортёром судов (контейнеровозов, танкеров), электроники (телевизоров, компьютеров и комплектующих, информационных систем, оптических приборов, электронного оборудования), автотранспортных средств.

Основные экономические тенденции

Современная промышленность Южной Кореи развивается относительно стабильно. Это обеспечило в 2015 году рост ВВП корейской экономики. По данным Министерства планирования и финансов (Ministry of Strategy and Finance, MOSF) ВВП был равен 1585,51 трлн. корейских вон (1,38 трлн. долл. США) и в сравнении с 2014 г. он вырос на 2,6%. Темпы прироста ВВП в поквартальной динамике составили: в первом квартале – 2,5%, во втором – 2,2%, в третьем – 2,7%, в четвертом квартале – 3,0%.

Последние кризисные годы сказались на РК, как и на других странах мира. Показатель ВВП в пересчёте на душу населения в долларовом эквиваленте равен 27340,8 долл. США против 27963,6 долл. США в 2014 г. (-2,2%). По информации Банка Кореи (Bank of Korea, BOK) в 2015 г. и 2014 г. прирост ВВП составил:

Сфера экономики 2015 г. (%) 2014 г. (%)
С/х 1,5 3
Лесное и рыбное хоз. 1,5 3
Обрабатывающая пром 1,3 4
Добывающая пром. 1,2 3,9
Строительство 3 1,2
Услуги 2,8 0,4

Как показывает статистика, добыча и переработка сократились, увеличилась сфера строительства и услуг. Валовой национальный доход составил 1565,82 трлн. корейских вон (1,41 трлн. долл. США), показав прирост на 4,6%. Объём экспорта был равен 526,9 млрд. долл. США и понизился на 8% по отношению к 2014 г. А объём импорта упал на 16,9% до 436,5 млрд. долл. США. Профицит внешнеторгового баланса составил 90,4 млрд. долл. США. Внешнеторговый оборот впервые за 5 лет не превысил 1 трлн. долл. США, снизившись до 963,4 млрд. долл. США. В 2016 году ВВП увеличился на 2,8%, вместо запланированных 3%, поэтому можно резюмировать, что кризис не миновал.

Положительно воздействовали на экономику корейского полуострова правительственные программы, направленные на стимулирование экспорта, внутреннего потребления, а также инвестирование в строительство и производство. Правительство РК приняло ряд стимулирующих мер, общая сумма которых составила 17 млрд долл. Большинство этих средств отпущена на увеличение рабочих мест, их было создано 300 тыс., тогда как в 2015 г. – 340 тыс.

Негативное влияние на промышленность Кореи в 2015-2016 году оказал спад потребления в странах, являющихся главными торговыми партнёрами. Существенное снижение спроса Китая и других азиатских стран привело к сокращению производств.

Уровень развития промышленности

Промышленность Южной Кореи показывает неоднозначную динамику – рост одних отраслей и спад в других сферах. По информации Банка Кореи, в 2015 г. индекс промышленного производства был равен 107,8 пунктов, продемонстрировав спад в сравнении с 2014 г. на 0,5 пунктов.

В 2015 году самый лучший результат роста был в IT-отрасли. Этому способствовали принятые корейским правительством меры по инвестированию в этом направлении и созданию системы сотрудничества с неправительственными организациями. Также были созданы профильные институты, целью которых является ориентирование научных исследований в IT-отрасли в формат тесного взаимодействия частных и государственных учреждений, подготовка высококвалифицированных кадров.

В результате этого страна в 2015 году заняла третье место в мире по объёму экспорта информационно-коммуникационных технологий, продукции, он составил 170 млрд. долл. США (107,2% от уровня 2014 г.). Электроника представляет львиную долю доходов в бюджет. Эта категория продукции служит существенной поддержкой во время экономического спада. Корейцы на мировом рынке укрепили свои позиции по производству следующих товаров:

  • Мобильные устройства (объём продаж увеличился на 1,4%),
  • Полупроводниковая память (на 7,9%),
  • Жидкокристаллические дисплеи (на 0,7%).

Несмотря на инцидент с продукцией Samsung (Galaxy Note 7), нанёсший рекордный финансовый урон как самой компании, так и общим показателям экономического роста, в основном динамика положительная

Необходимо отметить подъём производственных мощностей в аэрокосмической промышленности (прирост на 13,1%), в нефтехимии (на 3,3%), несмотря на падение мировых цен на нефть в 2015 г., в автомобилестроении (на 0,7%).

Темпы роста в отдельных отраслях промышленности показали отрицательную динамику. Так, в области металлургии было выплавлено на 2,6% меньше стали, чем в 2014 г., что вызвано сокращением производства в судостроении (-7,1%) и машиностроении (-2,0%).

Состояние сельского хозяйства

В целом складывается непростая ситуация в сельском хозяйстве. Все ещё сохраняется тенденция сокращения занятого в отрасли населения на 0,6%. По заявлению Министерства сельского хозяйства, продовольствия и сельских дел (Ministry of Agriculture, Food and Rural Affairs, MAFRA) в 2015 году снизились площади посева риса на 0,7%, который является самой важной сельскохозяйственной культурой.

Однако эффективное внедрение информационных и биотехнологий, активное использование солнечной энергии и робототехники в агросекторе дали возможность собрать урожай риса более 4,33 млн. тонн, что в свою очередь на 2,0% больше показателя 2014 года.

Прослеживается общая тенденция сокращения посевных площадей овощных культур: картофеля, посевная площадь которого в стране равна 37,3 тыс. га (-11,2%), китайской капусты 12,7 тыс. га (-60,3%), редьки 5,8 тыс. га (-72,6%), красного перца 34,5 тыс. га (-15,3%), яблок 31,6 тыс. га (+3,0%), груш 12,7 тыс. га (-3,5%). Как следствие, в стране собранный в 2015 году урожай в среднем сократился на 15%.

По данным профильного Министерства в 2015 году поголовье крупного рогатого скота сократилось на 3,1% и равно 3,09 млн. голов, из них 2,68 млн. голов мясных пород (97,0% от уровня 2014 г.) и 0,41 млн. молочных пород (95,5%). Рост цен на свинину способствовал увеличению количества этих животных до 10,19 млн. (101,0% с 2014 г.).

В стране существенно выросло количество уток – до 9,77 млн. (29,8%). Количество кур составило 164,13 млн. голов (104,9% от уровня 2014 г.). По сведениям Корейской организации международной торговли (Korea International Trade Association, KITA), сумма импорта свинины в 2015 г. была 1,3 млрд. долл. (114,0% от уровня 2014 г.), мяса КРС – 1,8 млрд. долл. США.

В 2016 году Корея оказалась на пятом месте из всех стран мира по развитию с/х, уступая лишь США, Японии, ЕС и Канаде. В категории «Качественного с/х продукта» уровень РК составил более 90% от уровня США. В области инноваций в с/х южнокорейцы на 4 месте в мире. В 2015 г. было зарегистрировано 534 патента (+12% от 2014 г). К 2020 г. по технологичности в данной сфере будет составлять 88,5% от уровня Соединённых Штатов.

Оборот розничной торговли

По данным информационного портала KOSIS (Korean Statistical Information Service) объём сферы услуг и розничной торговли в 2015 г. был равен 335,15 млрд. долл. США, что на 2,2% больше уровня предыдущего года. На объекты дорожного сервиса пришлось 24,6% от всех розничных продаж, а на специализированные магазины, которые торгуют товарами конкретного ассортимента – 27,6%.

Большую роль в торговой деятельности играют магазины шаговой доступности (увеличение оборотов продаж на 29,0% по сравнению с 2014 г.) и переориентация розничных продаж на интернет-магазины (увеличение на 10,5%). Это связано с желанием покупателей приобретать все необходимые товары, не выходя из дома в одном месте, и более низкими ценами таких магазинов.

Показатели объёма товарного производства

По сведениям корейского информационного ресурса KOSIS, в 2015 году из 266 видов выпускаемой в Республике Корея продукции 119 имели положительную тенденцию к увеличению по сравнению с показателями 2014 г. Среди товаров, производство которых в 2015 г. значительно возросло в сравнении с предыдущим периодом, стоит выделить:

  • гравий: 26,4 млн. кв. м. (126,0% отправлено уровня 2014 г.);
  • железобетонные опоры: 7,7 млн. т. (121,6%);
  • гербициды: 52,1 тыс. т. (120,2%);
  • смолы эпоксидные: 436,0 тыс. тонн (117,7%);
  • карьерный песок: 30,6 млн. куб. м. (117,3%);
  • масло кунжутное: 13,7 млн. л. (115,8%);
  • асфальт: 6,1 млрд. литров (115,4%);
  • лифты: 36,6 тыс. ед. (115,0%);
  • виски:4,2 млн. литров (114,8%);
  • масло соевое: 503,1 млн. л. (114,3%);
  • солидол: 35,6 тыс. тонн (113,6%);
  • керосин авиационный: 24,7 млрд. литров (113,3%);
  • соль: 342,8 тыс. т. (113,0%);
  • бетонные опалубки: 883,3 тыс. куб. м. (112,2%).

К товарам, выпуск которых существенно снизился, относятся:

  • крафт-бумага: 161,9 тыс. т. (87,3% от уровня 2014 г.);
  • молнии-застежки: 124,8 тыс. км. (84,6%);
  • компакт-диски: 91,9 тыс. шт. (82,7%);
  • кварцит: 1,3 млн. т. (79,8%);
  • торговые автоматы: 58,3 тыс. ед. (77,7%);
  • погрузочные краны: 620,2 тыс. т. (77,4%);
  • брезент: 137,7 тыс. т. (76,4%);
  • ферритовые сердечники: 3234,5 млн. шт. (75,9%);
  • трубы из стали: 4,6 млн. т. (74,4%);
  • пылесосы для дома: 2,5 млн. шт. (62,4%).

Однако, вопреки большим достижениям, современная промышленность Южной Кореи испытывает кризис. На пути развития экономики стали - строгое экономическое планирование, государственная поддержка чеболей (крупных финансово-промышленных групп) с ущербом для среднего и малого предпринимательства, жесткий контроль над всеми сферами бизнеса, внешнеторговый протекционизм.

Республика имеет острую необходимость структурной перестройки всех сфер экономики. Приоритетным направлением дальнейшего процветания государства служит создание такой экономической модели, которая будет ориентирована на поддержку интересов среднего и малого бизнеса, а также проведение реформ в промышленной и финансовой сфере, сельском хозяйстве.

Импорт в Россию из Южной Кореи за 2016 составил $5.06 млрд , увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на +11.07%. В основном импортировались:
  • 34% - Машины, оборудование и аппаратура : «реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» (55%), «электрические машины и оборуд.; звукоаппаратура, телеаппаратура; их части» (45%).
  • 29% - Транспорт : «средства наземного транспорта, кроме ж/д и трамв.состава; их части» (65%), «суда, лодки и плавучие конструкции» (35%).
  • 11% - Пластмассы, каучук и резина : «пластмассы и изделия из них» (69%), «каучук, резина и изделия из них» (31%).
  • 8% - Металлы и изделия из них : «черные металлы» (38%), «инструменты, приспособ., ножевые изделия, ложки и вилки из недраг. металлов» (25%), «изделия из чёрных металлов» (24%).
  • 5% - Продукция химической промышленности : «органические химические соединения» (35%), «эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические, туалетные средства» (15%), «продукты неорганической химии» (13%).
  • 3% - Инструменты и аппараты, часы : «инструм. и апп-ты оптич., фотогр., кинематогр., измерит., медиц.; их части» (99%), «часы всех видов и их части» (1%).
  • 2% - Разные промышленные товары : «мебель; постельные принадлежности; лампы и освет. оборуд., световые вывески» (81%), «разные готовые изделия» (17%), «игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности» (2%).
  • 2% - Текстиль : «химические волокна» (28%), «текстильные материалы, пропитанные, с покрытием, технического назначения» (17%), «химические нити;плоские и аналог. нити из химических текстильных материалов» (15%).
  • 2% - Пищевые продукты, напитки, табак : «разные пищевые продукты» (36%), «табак» (29%), «напитки алкогольные и безалкогольные» (18%).
  • 1% - Минеральные продукты : «нефть и нефтепродукты» (95%), «соль, сера, земли и камень, штукатурные материалы, известь и цемент» (5%).

За 1970-2018 гг. экспорт Южной Кореи в текущих ценах повысился на 715.2 млрд. долл. (в 699.1 раз) до 716.3 млрд. долл.; изменение произошло на 0.60 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 19.0 млн., а также на 714.6 млрд. долл. благодаря росту экспорта на душу населения на 13 967.4 долларов. Среднегодовой прирост экспорта Южной Кореи составил 14.9 млрд. долл. или 14.6%. Среднегодовой прирост экспорта Южной Кореи в постоянных ценах был на уровне 12.7%. Доля в мире увеличилась на 2.6%. Доля в Азии выросла на 5.7%. Минимум экспорта был в 1970 году (1.0 млрд. долл.). Максимум экспорта был в 2018 году (716.3 млрд. долл.).

За период 1970-2018 гг. экспорт на душу населения в Южной Корее вырос на 13 967.4 долларов (в 439.6 раз) до 13 999.2 долларов. Среднегодовой прирост экспорта на душу населения в текущих ценах был на уровне 291.0 долларов или 13.5%.

Изменение экспорта Южной Кореи описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=15.6x-30 802.4 , где y - расчетное значение экспорта Южной Кореи, x - год. Коэффициент корреляции = 0.908. Коэффициент детерминации = 0.824.

Экспорт Южной Кореи, 1970

Экспорт Южной Кореи в 1970 году составлял 1.0 млрд. долл., занимал 56е место в мире и был на уровне экспорта Тайланда (1.1 млрд. долл.), экспорта Греции (1.0 млрд. долл.). Экспорт Южной Кореи был меньше импорта Южной Кореи на 0.88 млрд. долл., торговый дефицит составлял 9.5% от ВВП Южной Кореи . Доля экспорта Южной Кореи в мире составила 0.27%.

В 1970 году составил 31.8 долларов, занимал 140е место в мире и был на уровне экспорта на душу населения в Египте (32.9 долларов), экспорта на душу населения в Нигерии (30.7 долларов), экспорта на душу населения в Бутане (29.7 долларов). Экспорт на душу населения в Южной Корее был меньше, чем экспорт на душу населения в мире (104.0 долларов) на 72.2 долларов.

Сравнение экспорта Южной Кореи и соседей в 1970 году. Экспорт Южной Кореи был больше, чем экспорт Северной Кореи (0.3 млрд. долл.) в 3.9 раз, но был меньше, чем экспорт Японии (22.0 млрд. долл.) на 95.3%. Экспорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем экспорт на душу населения в Северной Корее (20.8 долларов) на 53.4%, но был меньше, чем экспорт на душу населения в Японии (209.9 долларов) на 84.8%.

Сравнение экспорта Южной Кореи и лидеров в 1970 году. Экспорт Южной Кореи был меньше, чем экспорт США (59.7 млрд. долл.) на 98.3%, экспорт Германии (32.7 млрд. долл.) на 96.9%, экспорт Великобритании (28.5 млрд. долл.) на 96.4%, экспорт Франции (23.7 млрд. долл.) на 95.7%, экспорт Японии (22.0 млрд. долл.) на 95.3%. Экспорт на душу населения в Южной Корее был меньше, чем экспорт на душу населения в Великобритании (511.9 долларов) на 93.8%, экспорт на душу населения во Франции (455.9 долларов) на 93%, экспорт на душу населения в Германии (415.6 долларов) на 92.3%, экспорт на душу населения в США (284.9 долларов) на 88.8%, экспорт на душу населения в Японии (209.9 долларов) на 84.8%.

Потенциал экспорта Южной Кореи в 1970 году. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Великобритании (511.9 долларов), экспорт Южной Кореи был бы 16.5 млрд. долл., что в 16.1 раз больше фактического уровня. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Японии (209.9 долларов), лучшего соседа, экспорт Южной Кореи был бы 6.8 млрд. долл., что в 6.6 раз больше фактического уровня. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в мире (104.0 долларов), экспорт Южной Кореи был бы 3.3 млрд. долл., что в 3.3 раз больше фактического уровня.

Экспорт Южной Кореи, 2018

Экспорт Южной Кореи в 2018 году был равен 716.3 млрд. долл., занимал 8е место в мире и был на уровне экспорта Гонг Конга (682.9 млрд. долл.). Экспорт Южной Кореи был больше импорта Южной Кореи на 79.2 млрд. долл., торговый профицит составлял 4.6% от ВВП Южной Кореи . Доля экспорта Южной Кореи в мире составляла 2.9%.

Экспорт на душу населения в Южной Корее в 2018 году был равен 13 999.2 долларов, занимал 43е место в мире и был на уровне экспорта на душу населения в Андорре (14 777.5 долларов), экспорта на душу населения в Канаде (14 744.8 долларов), экспорта на душу населения на Сейшеллах (14 533.1 долларов), экспорта на душу населения в Австралии (14 070.2 долларов), экспорта на душу населения в Литве (14 053.4 долларов), экспорта на душу населения в Венгрии (13 840.8 долларов). Экспорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем экспорт на душу населения в мире (3 280.7 долларов) на 10 718.5 долларов.

Сравнение экспорта Южной Кореи и соседей в 2018 году. Экспорт Южной Кореи был больше, чем экспорт Северной Кореи (1.0 млрд. долл.) в 697.3 раз, но был меньше, чем экспорт Японии (917.1 млрд. долл.) на 21.9%. Экспорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем экспорт на душу населения в Японии (7 210.9 долларов) на 94.1%, экспорт на душу населения в Северной Корее (40.3 долларов) в 347.4 раз.

Сравнение экспорта Южной Кореи и лидеров в 2018 году. Экспорт Южной Кореи был меньше, чем экспорт Китая (2 647.0 млрд. долл.) на 72.9%, экспорт США (2 510.3 млрд. долл.) на 71.5%, экспорт Германии (1 872.7 млрд. долл.) на 61.8%, экспорт Японии (917.1 млрд. долл.) на 21.9%, экспорт Франции (870.8 млрд. долл.) на 17.8%. Экспорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем экспорт на душу населения во Франции (12 901.3 долларов) на 8.5%, экспорт на душу населения в США (7 682.0 долларов) на 82.2%, экспорт на душу населения в Японии (7 210.9 долларов) на 94.1%, экспорт на душу населения в Китае (1 870.7 долларов) в 7.5 раз, но был меньше, чем экспорт на душу населения в Германии (22 756.4 долларов) на 38.5%.

Потенциал экспорта Южной Кореи в 2018 году. При показателе экспорта на душу населения на таком же уровне, как экспорт на душу населения в Германии (22 756.4 долларов), экспорт Южной Кореи был бы 1 164.3 млрд. долл., что на 62.6% больше фактического уровня.

Экспорт Южной Кореи, 1970-2018
год экспорт, млрд. долл. экспорт на душу населения, долларов экспорт, млрд. долл. рост экспорта, % доля экспорта в ВВП, % доля Южной Кореи, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Азии в Восточной Азии
1970 1.0 31.8 1.0 11.1 0.27 1.7 3.3
1971 1.2 38.0 1.3 24.1 12.3 0.29 1.8 3.3
1972 1.8 53.5 1.8 42.9 16.1 0.35 2.1 3.8
1973 3.3 96.6 2.7 50.7 23.2 0.47 2.5 5.1
1974 4.3 123.9 2.9 4.3 21.6 0.45 2.0 4.8
1975 4.9 138.4 3.5 21.3 22.0 0.48 2.2 5.2
1976 7.6 210.6 4.8 38.9 24.8 0.67 2.9 6.7
1977 9.9 271.5 5.9 21.6 25.2 0.77 3.3 7.4
1978 12.8 346.3 6.8 16.5 24.2 0.86 3.8 7.8
1979 15.5 414.1 7.0 2.5 22.8 0.83 3.6 8.3
1980 18.4 483.3 7.7 9.5 27.6 0.81 3.4 7.9
1981 21.6 559.0 8.7 13.8 29.0 0.95 3.6 7.9
1982 21.2 540.2 8.9 2.0 26.5 0.99 3.9 8.2
1983 24.2 609.4 10.4 16.7 27.1 1.1 4.4 8.9
1984 28.3 701.4 11.8 14.1 28.5 1.3 4.8 8.9
1985 27.3 668.0 11.9 1.1 26.5 1.2 4.9 8.4
1986 37.3 904.2 16.1 34.7 31.5 1.5 6.2 9.7
1987 50.7 1 216.0 19.7 22.6 33.8 1.7 7.0 11.0
1988 64.7 1 537.2 22.1 12.2 32.0 1.9 7.6 11.7
1989 67.5 1 587.7 21.4 -3.6 27.0 1.9 7.3 11.6
1990 70.4 1 640.2 22.3 4.6 24.6 1.6 6.8 11.4
1991 78.2 1 803.9 25.1 12.4 23.4 1.7 7.0 11.4
1992 85.7 1 955.1 28.3 12.8 23.9 1.7 6.8 11.2
1993 92.7 2 091.1 31.0 9.6 23.4 1.9 6.8 11.2
1994 109.9 2 451.3 36.2 16.6 23.5 2.0 7.1 11.7
1995 143.4 3 166.5 44.5 23.1 25.1 2.2 8.0 13.1
1996 150.4 3 287.1 49.6 11.3 24.5 2.2 7.9 13.6
1997 160.7 3 477.5 58.9 18.8 28.1 2.3 8.0 13.5
1998 150.3 3 224.0 67.3 14.3 39.2 2.2 8.2 13.6
1999 162.0 3 444.5 76.1 13.1 32.5 2.3 8.2 13.8
2000 195.6 4 126.7 89.2 17.2 33.9 2.5 8.2 14.0
2001 174.1 3 648.6 87.6 -1.8 31.8 2.3 7.9 13.6
2002 186.7 3 890.1 98.8 12.8 29.8 2.3 7.8 13.4
2003 220.6 4 571.5 112.2 13.6 31.4 2.3 7.9 13.3
2004 291.5 6 011.2 135.8 21.0 36.8 2.6 8.4 14.3
2005 329.9 6 772.2 146.5 7.9 35.3 2.5 8.0 14.1
2006 375.2 7 673.9 164.2 12.0 35.6 2.5 7.7 13.7
2007 438.5 8 936.7 184.9 12.6 37.4 2.5 7.7 13.7
2008 499.0 10 137.7 198.9 7.6 47.6 2.5 7.5 13.7
2009 426.5 8 637.6 198.0 -0.46 45.2 2.7 7.9 14.2
2010 538.9 10 875.3 223.8 13.0 47.1 2.8 7.8 14.0
2011 668.4 13 437.4 258.3 15.4 53.3 3.0 8.0 14.7
2012 691.6 13 844.3 273.3 5.8 54.1 3.0 7.8 14.5
2013 703.1 14 014.5 283.7 3.8 51.3 3.0 7.8 14.2
2014 710.0 14 090.7 289.6 2.1 47.8 3.0 7.7 13.7
2015 630.1 12 454.5 290.3 0.23 43.0 3.0 7.6 13.0
2016 602.0 11 852.8 297.2 2.4 40.1 2.9 7.6 13.1
2017 664.7 13 038.4 304.6 2.5 40.9 2.9 7.5 13.2
2018 716.3 13 999.2 315.2 3.5 41.6 2.9 7.4 13.2

Picture. Экспорт Южной Кореи, 1970-2018

Picture. Экспорт на душу населения в Южной Корее, 1970-2018

Picture. Рост экспорта в Южной Корее, 1970-2018