Ольга Щулькина
Эссе «Размышление о моей профессии»

Моя профессия - педагог . Эта профессия , на мой взгляд, одна из наиболее социально - значимых, стоящая в одном ряду с профессией врача , поскольку в обоих случаях речь идёт о самом главном для каждого человека : жизни и здоровье как физическом, так и духовном. Хотя, наверное, здоровье духовное в большей мере определяет здоровье физическое, нежели наоборот.

Особенно важна, по моему мнению, профессия педагога-дошкольника, так как именно воспитатель стоит у самых истоков и принимает непосредственное участие в формировании человека из маленького человечка.

Маленький ребёнок - это чистое, открытое, наивное существо, в глазах которого - удивление, восхищение даже самыми незначительными с точки зрения взрослых штрихами окружающего мира. И роль педагога-дошкольника состоит в том, чтобы засеять это бескрайнее поле души ребёнка зерном "разумного, доброго, вечного".

Невозможно передать словами (это надо только видеть, ещё важнее - прочувствовать, как во время чтения сказки меняется мимика ребёнка, отражая всю палитру переживаний его крошечной и в то же время такой необъятной души : сочувствие, удивление, ожидание, восхищение. Невольно ловишь себя на мысли, что ребёнок "читает" тебя, что называется, "с листа". Поэтому так важно, что на тебе, том самом "листе" (на твоём лице, в твоей душе) "написано". В такие моменты хочется соответствовать самым высоким духовным, нравственным стандартам, ибо ничто не ускользнёт от кристально-чистого взгляда ребёнка.

При общении с детьми чувствуешь, как замыкается незримая сфера - тот самый тончайший "наш мир", где педагог и ребёнок понимают друг друга с полуслова, с полувзгляда, более того, они чувствуют друг друга на ментальном уровне. И тогда тебя охватывает ощущение своей нужности этим детям, важности своей профессии , значимости своего предназначения, своего места в жизни, удовлетворения своей деятельностью.

Но в каждой профессии существуют свои нюансы. И связаны они с более приземлёнными, осязаемыми проблемами. Ни для кого не секрет, что система образования в нашей стране далеко не совершенна. Утрачена преемственность между ступенями образования. Кто-то защищает диссертации, печатает труды с единственной целью : получение гонорара, при этом совершенно не задумываясь о реальном применении своих "новшеств" на практике, излишне идеализируя свои представления об образовании и воспитании. Зачастую недостаточна база методического обеспечения, и уж как само собой разумеющееся - нехватка или отсутствие материальных средств на приобретение оного. Как следствие, возникает ситуация : море интересных идей, которые, к сожалению, нет возможности осуществить. Известным "предметом" отпущения становится, как правило, воспитатель, а заложниками данной ситуации - дети. А "сверху" всё всегда кажется проще, ибо не видно тех мелочей, из которых и состоит наша профессиональная жизнь : "каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны".

И всё же, не смотря ни на что, мне нравится моя профессия . Иногда накатит "чёрная минутка", потом и думаешь : "А ведь ничего другого делать-то и не умеешь!" И с лёгким сердцем, добрыми помыслами, открытой душой снова идёшь к детям. Сеять разумное, доброе, вечное.

Публикации по теме:

Эссе «Выбор профессии «воспитатель» и подход в моей профессиональной деятельности» Эссе. Судьба моя – я воспитатель. Нет лучшей доли на земле! Может быть, это звучит несколько необычно, но свое признание начала ощущать.

Эссе «Мои первые шаги в профессии» Во времена беззаботной юности, когда я была студенткой педагогического университета, мне на глаза попалась одна простая фраза древнегреческого.

Конспект физкультурного досуга в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Задачи: Образовательная область «Здоровье» - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание культурно.

Эссе «Мои размышления о профессии воспитателя» Я – педагог. Воспитатель. Педагог. Что это? Профессия, специальность, призвание, образ жизни? В. А. Сухомлинский писал: «Чтобы стать настоящим.

Выполнил: Гайнетдинов Расуль. Руководитель: Гайнетдинова Олеся Камилевна. - Нас в семье – трое. - Мы – счастливые дети. - Счастливые, потому.

Эссе: «Чтение и библиотека в моей жизни» Эссе: «Чтение и библиотека в моей жизни». «Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой.

Кого боги хотят покарать,

того они делают педагогом.

Выведенные в эпиграф слова вовсе не носят, как это может показаться на первый взгляд, негативной характеристики педагогической деятельности. Они, в первую очередь, акцентируют внимание на трудностях, связанных с нею, а по мысли Сенеки, одного из представителей стоической философии, именно трудности украшают нашу жизнь, наполняя её смыслом. Исходя из этого толкования, педагогическая деятельность выступает в ряду самых прекрасных, смысловых видов деятельности. Действительно, сколько трудностей кроется там, где, по словам Селлара, “на одного желающего учить приходится около тридцати, не желающих учиться”! Однако, силовое решение данной проблемы неприемлемо, так как заставить учиться практически невозможно. Учение эффективно только тогда, когда происходит под влиянием внутреннего побудительного мотива. И именно зарождение, развитие и поддержание этого мотива в каждом учащемся, а также вооружение их специальными методами для самостоятельной его реализации-вот в чём состоит главная задача современного педагога. Впрочем, эта задача в педагогике не нова. “Вопрос не в том, чтобы преподать ему науки: нужно лишь зародить в нём вкус, чтоб он полюбил их, и дать ему методы, чтобы он мог изучать, когда вкус этот лучше разовьётся”-писал ещё Руссо в своём “Эмиле”. Однако, несмотря на это, решение данной задачи вовсе не становится легче, требуя от педагога постоянной активной творческой деятельности.

Педагог-профессия практически круглосуточная. Его рабочий день не имеет чёткого начала и конца. Выходные и праздники, прошедшие без раздумий о работе, школе, детях, без подготовки к новым трудовым будням-исключение. Редкая минута так называемого отдыха проходит без напряжённых раздумий над тем, как лучше построить урок, как правильнее организовать внеурочную деятельность, как сделать так, чтобы обучение и воспитание детей проходило эффективно и интересно. Словом, профессия педагога подразумевает тяжёлый ежедневный труд, отнюдь не ограничивающийся пределами школы и временем, проводимым в ней. Однако, несмотря на это, по-прежнему находится достаточно большое количество людей, добровольно взваливающих на себя столь непростое бремя. Что же толкает их на этот шаг?

Выше уже отмечалось, что внутренний побудительный мотив является залогом успешности в учении, но точно также мотивация выступает необходимым элементом любой деятельности, в том числе и педагогической. Каковы же мотивы выбора данной профессии? Рассмотрим основные стимулы, известные человечеству с древнейших времён. Таковых всего три:

1. власть.

Разумеется, если придерживаться авторитарной модели педагогического взаимодействия в системе “учитель-ученик”, то данный фактор может играть определённую роль в выборе профессии. Однако, в современной системе образования, направленной на гуманизацию педагогического процесса, когда в центре обучения и воспитания стоит личность учащегося, данный стимул не может найти возможности для собственной реализации.

2. слава.

Педагогическая слава достаётся тяжёлым трудом и только исключительно малому числу лиц, действительно достойных её. Кроме того, её размеры вряд ли могут удовлетворить амбиции жаждущего человека.

3. богатство.

В современных российских условиях рассмотрение данного фактора в качестве мотива выбора педагогической профессии, что бы ни говорили СМИ, кажется довольно смешным.

Таким образом, ни один из традиционных человеческих мотивов выбора неприменим к профессии педагога. Человек, выбравший себе данную профессию, безусловно, отличается от других. Эти отличия лежат в его психологии, в самой структуре его личности. Основным из них является наличие у человека так называемой педагогической направленности, которую А.В. Барабанщиков поставил на первое место в ряду слагаемых педагогической культуры. Педагогическая направленность подразумевает ориентацию на развитие личности обучаемого, постоянную готовность оказывать помощь и поддержку ребёнку. Эта направленность носит, в первую очередь, психологический характер и выяснить причины её существования без тщательного изучения психики конкретного человека практически невозможно. Разумеется, подобная направленность должна сопровождаться наличием педагогических способностей (общими и специальными), которые, базируясь на определённых биологических задатках, подлежат постоянному совершенствованию. В этом ещё одна характерная черта педагога-стремление к непрерывному саморазвитию.

Таким образом, мотив выбора педагогической профессии лежит в совокупности внутренних качеств человека, обобщённо называемых педагогической направленностью. Но как выявить у себя наличие этой направленности? К сожалению, ни поступление в педагогический университет, ни даже теоретические занятия по педагогике и методике преподавания не могут помочь в этом. Единственным критерием в данном случае выступает практика. В современных условиях, когда выпускники ВУЗов вовсе не обязаны работать по специальности, педагогическая практика на старших курсах воспринимается не в качестве подготовки к будущей профессиональной деятельности, а в качестве определения по принципу “моё-не моё”. Именно здесь появляется, по существу, первая возможность выявления своей внутренней предрасположенности и моральной готовности к данному роду деятельности.

Труд педагога тяжёл, но все те, кто заслуженно носят это звание, не сгибаются под его тяжестью. Они не воспринимают его даже в качестве работы, так как это больше, чем работа, это-Призвание. Вот почему они трудятся не зная покоя и отдыха, получая от этого огромное удовольствие, и вот почему они говорят “спасибо” за эту “кару”, которой боги “наказывают” только избранных!

Выбор будущей профессии является одним из самых главных решений на нашем жизненном пути. Но выбрать себе дело, которое действительно приходилась бы по душе, приносило удовольствие, соответствующее характеру человека и его стремлением довольно непросто. Некоторые, проучившись в вузе пять или шесть лет со временем понимают, что выбрали себе не то дело, которое бы делало их счастливыми и материально обеспеченными. Поэтому к выбору будущей профессии нужно относиться очень и очень серьезно.

Например, я, достаточно долго раздумывая, уже сделала свой выбор и в будущем решила стать врачом. Наверное, большинство девушек с детства хотели стать врачом или учителем, однако это были детские мечты, а со временем менялись взгляды на жизнь и мечты о профессии врача исчезали. Но я решила стать врачом окончательно и бесповоротно.

Профессия врача — очень благородное и ответственное дело, поскольку от врача зависит здоровье, а иногда и жизни людей. Люди верят в то, что врач им обязательно поможет в любом случае и получив укол или иную помощь, они обязательно поправятся. Но для того, чтобы быть действительно настоящим врачом, нужно хорошо учиться, потому что от того, насколько хорошо я буду знать, что мне предстоит делать как врачу, будет зависеть результат моей помощи. Одна таблетка или один неправильно сделанный укол может разрушить не только мое будущее, но и веру людей в помощь врачей.

Профессия врача очень человечная, ибо помощь другим — это дело человека с благими намерениями и доброй душой. Выбрав свою будущую профессию, я постараюсь быть именно таким человеком.

Чтобы стать хорошим врачом, нужно не только иметь искреннюю и открытую душу, но и хорошо знать анатомию и биологию — основу медицины. Фундамент этих знаний нужно закладывать уже в школе, потому что на уроках биологии и анатомии мы делаем первые шаги в знакомстве с устройством и особенностями живых организмов, их функциями и значением тех или иных органов. Именно это и связывает школьные предметы с настоящей медицинской наукой.

Профессия врача станет на службу не только другим, а мне самой. Если заболеют мои родные, близкие, соседи или друзья, я всегда смогу им помочь.

Медицина во все времена была популярной сферой человеческой деятельности, поэтому неслучайно, что конкурсы на поступление в медицинские вузы традиционно велики. Это стимул, который вызывает у меня стремление хорошо учиться.

Что же так привлекает людей в этой профессии? По моему мнению, большинство врачей выбрали свою профессию все же не из каких-то корыстных побуждений, а прежде всего, за-за желание приносить людям добро. Именно этот мотив соответствует главной сущности медицины — гуманности, а истинный врач должен в любое время оказывать помощь больным людям. Но помогать людям не так то просто и легко. И я готова ради высокой цели преодолевать трудности и не боюсь того, что в будущем меня ждет рутина повседневной работы. Я планирую стать настоящим профессионалом и обязательно получать удовольствие от своей работы.

Еще одна причина, по которой я выбрала своей будущей профессией профессию врача, это возможность раскрыть свои таланты и воплотить в своей деятельности все свои стремления. Каждый из нас от своей природы наделен каким-то талантом. Медицина — это и ремесло, и наука, и искусство. Но если науку можно изучить, а ремесло получить благодаря опыту, то искусством медицину может сделать только талантливый человек. Кроме того, у меня есть желание попробовать свои силы и внести свой вклад в борьбу со смертельными болезнями. Ведь можно назвать много талантливых врачей, которые смогли победить болезни и изобрести лекарства от заболеваний, которые раньше считались неизлечимыми.

Детям часто задают традиционный вопрос: «кем ты хочешь быть, когда вырастешь»? Но в пять лет можно позволить себе и фантазию, и мечту, и грандиозные планы — все кажется осуществимым, а времени еще более чем достаточно. Лет в шестнадцать вдруг выясняется, что все мечты затерялись в детстве, многие планы оказались неосуществимыми, а выбор строго регламентирован, ограничен и даже более того — его почти и нет. Но все не так печально, как принято думать в нынешние времена. Давайте попробуем развеять все возможные мифы о выборе профессии и построить более-менее понятный алгоритм выбора.

Консультация психолога в Сыктывкаре — запись по тел. 79-28-12, Надежда.


«Я — бездарность, у меня ни к чему нет способностей»

На самом деле бездарностей нет, есть те, кто занимается не своим делом. И если вы не хотите пополнить ряды таковых, постарайтесь сначала найти какие-то общие ориентиры. К примеру, вы — гуманитарий или технарь? А может, вам ближе естественные науки? Или вас тянет к искусству? Если вы поняли, например, что вы склонны к гуманитарным наукам и при этом интересуетесь искусством — выбирайте как можно более широкую тематику обучения — искусствоведение, философию, историю. Пока вы будете учиться и узнавать что-то новое, ваша собственная ниша сформируется, и вы либо выберете узкую специализацию, либо перейдете на другой, более конкретный факультет, либо впоследствии получите второе образование. А первое точно не будет лишним. Общая культура еще никому не мешала, как и корочка об окончании вуза. И жизнь никогда не стоит на месте: даже тот, кто уже давно выбрал профессию и работает, все равно периодически меняет направления работы, учится чему-то новому, повышает квалификацию. А порой и уходит в смежные области.

Стоит ли думать, что выбор должен свершиться один раз и окончательно? И что все ваши способности уже раскрыты к семнадцати годам? Вряд ли. Скорее, это пожелание общества, родителей, тех, кому по тем или иным причинам удобна была бы предсказуемость вашего поведения, выбора, линейность вашего жизненного процесса. Но человек — существо, которое постоянно меняется. И вы не обязаны вечно быть верным выбору, который вы делаете в очень юном и еще мало осознанном возрасте.


«Этим не заработать»

Много зарабатывает тот, кто талантливо делает свое дело. А для этого нужно одно условие: дело надо любить. Если вы не любите его, вы никогда не подниметесь выше среднего уровня. И не важно, что вы делаете — рисуете макеты для книжных обложек или продаете оргтехнику. И даже если вы «всего лишь» ремонтируете обувь, по характеру и результату вашей работы будет заметно, любите вы ее или нет.

Если вы любите свое дело — вы всегда будете обеспечены. Причин тому масса — это и качество работы, которое в случае вашей заинтересованности возрастет в несколько раз по сравнению с теми, кто «просто работает», и психологический комфорт — ведь обращающиеся к вам люди будут чувствовать вашу любовь к работе и постараются поддерживать связь именно с вами, и работоспособность, которая в случае любимого дела всегда будет у вас высокой.

Деньги дает любовь к работе, а не ее престиж или мода. Напротив, нелюбимое дело, даже если оно модно и престижно, будет выкачивать из вас силы, нервы, раздражать, отпугивать клиентуру, снижать качество… И при этом треть жизни мы проводим именно на работе. Стоит ли пренебрегать любовью к выбранной профессии?


«Уже поздно»

Обычно такие вещи мне приходилось слышать от тех, кто искренне увлечен спортом, музыкой или танцами. Действительно, этим принято начинать заниматься с детства. Но не все так просто и однозначно. Вместо рассуждений я приведу примеры из реальной жизни.

Мой сокурсник по философскому факультету курсе на третьем нешуточно увлекся восточными единоборствами. Он начал серьезно заниматься, съездил в Китай на стажировку и до сих пор зарабатывает на жизнь именно этим, хотя параллельно закончил аспирантуру. И плохим тренером его не назовешь. Другой мой знакомый, имея в руках профессию юриста, поступил в музыкальный институт в тридцать лет. И сейчас весьма востребован как певец. А профессия адвоката всегда даст ему кусок хлеба в случае творческих застоев.

У каждого человека в этом мире есть своя ниша, ее надо просто грамотно нащупать. Не обязательно становиться лауреатом международных конкурсов или олимпийским чемпионом, достаточно найти свою аудиторию, свой контингент «потребителей». Рецепт прост: надо делать. Делать то, что нравится, учиться тому, что интересно. И искать свой круг, в котором ваши старания будут востребованы. А к каким высотам это приведет — вопрос только вашего таланта и трудоспособности. Если есть и то и другое — вы непременно найдете себя в том, что вам сейчас кажется «упущенным».

«У меня нет возможности»

Предположим, вас искренне тянет к юриспруденции. Но вот беда: у вас нет «блата» и нет денег, чтобы оплатить обучение в коммерческом вузе. Но это еще не значит, что все потеряно. Подойти к решению этой проблемы можно с другого конца: нужно заинтересовать в себе тех, кто поможет вам учиться: коммерческую структуру или государство. А заинтересовать можно только работой: в милиции — если вы больше надеетесь на государство, или в любой юридической конторе — если к государству нет доверия. В любом случае вы начнете с работы «на подхвате», но если проявите сообразительность, способности и интерес к специальности, вы можете надеяться на продвижение, включающее кредит на обучение. Преданные кадры нужны всегда любой структуре. И это на значит «пожизненная кабала». Часто контракт на обучение предполагает работу сотрудника на компанию в течение трех лет. Это не так уж и много. Потом вы, при желании, вольны сменить компанию.

А напоследок — несколько простых советов из области психологии

Не стоит слишком сильно ломать свой характер под требования социума: если вы не слишком общительны, то профессия, требующая постоянного контакта с большим количеством людей — не для вас. И даже если вы стремитесь к славе, помните: она приходит независимо от степени вашей коммуникабельности.

Известный пианист Глен Гульд не раз признавался в своей замкнутости и необщительности. И он откровенно не любил выступать на публике. Но слава и признание его все равно догнали — в силу таланта и работоспособности.

Попытка подогнать себя под какой-то стандарт приведет только к неврозу, но никак не к успеху. Учитывайте ваши склонности и личные качества — например, не всегда и не везде нужны «заводилы». И если вы медлительны, но точны, вы можете стать незаменимым помощником любого руководителя. Если же вы — генератор идей, то не стоит рассчитывать, что вам удастся успешно проработать всю жизнь под чьим-то контролем: выбирайте творческую профессию, в которой вы будете сами выстраивать свой график работы. Или учитесь тому, что даст вам возможность организовать свое дело. Если у вас бурный темперамент — работа должна быть динамичной, неважно — физическая это динамика, или умственная. Если же вы не чувствуете в себе напора энергии — не стремитесь к ответственным постам и работе, в которой есть масса непредсказуемого: вы только зря измотаете себя. Людям с устойчивыми биоритмами тоже стоит прислушаться к себе: и жаворонкам и совам в наше время можно найти подходящую нишу. И если вы начинаете болеть от подъемов в семь утра — стоит подумать заранее, какая профессия обеспечила бы вам возможность жить по вашему собственному расписанию.

В заключение хочется сказать: в этом мире для каждого человека есть свое место. И чем меньше вы опираетесь на общепринятые мерки и шаблоны, чем глубже вы заглядываете в самого себя, чем больше вы себе доверяете — тем выше шанс это место найти. Неуверенность и стадные чувства погубили немало талантов.

Естественно, пока вы молоды, вы будете делать ошибки. Однако вопреки распространенному мнению, никто еще на чужих ошибках не научился. И делать их в двадцать куда естественнее и понятнее, чем в сорок. Поиск — нормальное состояние молодого человека. И не надо бояться пробовать себя в разных областях, набираться опыта и на его основе решать, какой путь выбрать. Только так вы не будете жалеть о своем выборе.

Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Ответ на вопрос «Кем быть?» – для меня существовал уже в раннем детстве. Ещё в детстве я играла в «учительницу», усадив вокруг себя кукол, разложив журналы, детские книжки. Я составляла рассказы, придумывала сказки, объясняла своим куклам-ученикам правила. Намного позже у меня появилась подружка Таня, которая была благодарным слушателем моих мини уроков, планов, размышлений.

Мне повезло в жизни: у меня были прекрасные учителя, отличные преподаватели, наставники в педагогическом институте. Я и мои одноклассники любили и уважали всех и каждого по-своему. О каждом учителе можно сказать, как о мастере педагогического труда, как о настоящем Учителе, Воспитателе.

«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» - эти слова Н.А. Некрасова как нельзя лучше говорят о моих учителях, о той роли, которую они сыграли в моем становлении как учителя, в выборе профессии. Нет, не профессии, а призвания – быть учителем.

Как я благодарна за прекрасные уроки по литературе своей учительнице Валентине Николаевне: яркие, эмоциональные, глубокие! С уважением вспоминаю учителя математики, талантливого педагога Нину Михеевну! Тактичная, грамотная, талантливая учительница физики и мой классный руководитель – Надежда Петровна! У меня, у ученицы в сердце сохранилась светлая и добрая память о людях, о моих учителях, которые отдали нам частичку своей души, имя этим людям – Учителя.

Быстро пролетели «чудесные школьные годы». Вот и выпускной бал, я на пороге выбора профессии, самостоятельной жизни. А выбора-то не было. Было твёрдое решение – буду учителем. А ведь могла бы стать строителем: об этом мечтали мои родители, были против моего выбора – стать учителем. Но нет, не предала заветной мечты.

Я сделала свой выбор – я учитель.

Так с 1 сентября 1979 года начался отсчёт моей педагогической работы. Перелистывая в памяти страницу за страницей книгу своей учительской биографии, хочу сказать, что ни разу не пожалела о выбранном пути. А на нём было много и хорошего, и не очень приятного. Почему не пожалела? Потому что всегда была твёрдо уверена: у каждого человека в жизни может быть только одно настоящее дело. И примером для меня были всегда мои школьные учителя.

Профессия учителя – одна из самых важных на свете, я так продолжаю считать до сих пор. Ведь такая профессия – не всем по плечу. Каждый день приходится решать новые задачи. А как же иначе? Ведь каждый ученик – это личность, индивидуальность, которая никогда не повторится! Понять личностные качества, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний – это значит приоткрыть дверцу в мир каждого ребенка, и только потом определить тот путь, по которому ты пойдёшь. Учитель – прекрасная профессия, но я бы сказала, что это не профессия, это призвание. Учителя – особые люди. Только задумайтесь над той безграничной, колоссальной ответственностью, которую несут на своих плечах они – учителя!

Я не работаю учителем, я – учитель. Мне нравится быть учителем.
И вот спустя столько лет я по-прежнему нахожусь в школе, стою в классе, но уже не в качестве ученика. Благодаря своим наставникам я поняла, что профессия должна быть связана с воспитанием подрастающего поколения. Ведь искусство педагога состоит в том, чтобы с высот своей жизненной мудрости, опыта проникать в самые далёкие галактики детского мира, глубоко и чутко понимать ребят.

А что значит для меня, быть учителем? Быть учителем – это не только возможность чему-то научить, но ещё и возможность каждый день общаться с детьми, открывая для себя новое, интересное, неопознанное. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится смотреть на мир глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение, думать о своих учениках, сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность, принимать решения вместе с ними, помогать советом, слушать их рассуждения. Ведь «учитель» – это не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа – это призвание, это жизнь. Для меня быть учителем – это и значит жить. Так живу - 35 лет я учитель!

Люблю своих учеников: любознательных, пытливых, сомневающихся, задающих вопросы. Учу детей слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, даже если оно во многом отличается от своего собственного. Очень важно для меня воспитывать у ребят чуткое отношение к радостям и горестям людей. Общение со своими учениками я строю на доверии, стараюсь расположить их к себе. Я помню, уважаю своих учеников: талантливых, упорных, непоседливых, Учу детей сопереживать, уважать людей. Каждый человек – уникален и неповторим. Иногда за внешней неприметностью скрывается огромное разнообразие задатков и возможностей. Задача учителя - увидеть их.

Доброжелательность, оптимистичность, уважение, сопереживание – те качества, которыми просто обязан обладать учитель. Нахожусь в постоянном поиске и корректировке собственных действий.

Мне всю жизнь везёт на хороших людей: одноклассников, учителей, учеников, родителей, коллег. Тридцать пять лет связывает меня со школой.

Ученики, ученики, ученики… Каждому отдана частичка сердца и души, за каждым - судьба, за каждого болит учительское сердце. И чем становишься старше, тем больше понимаешь своё предназначение и как учителя и как человека.