Здравствуйте. Я хочу рассказать о том, как я делал подобие неоновой подсветки и фар с габаритами для радиоуправляемой дрифт-модели масштаба 1:10.

Предыстория

В ноябре 2015 я заинтересовался дрифтом на RC-моделях, неожиданно появились деньги, и тут понеслась… Дрифт меня вовлёк, и я решил перейти к этапу, который в электронике обычно начинается с изготовления корпусов для своих устройств, а в моделизме - с добавления «красунек» на модель. Корпус у меня уже был - побитый жизнью Porsce 911 GT2 RS, и я решил добавить немного света. Что из этого вышло - смотрим.

Часть 1, теоретически-философская

Для начала, я составил для себя список «хотелок»:

1. Подсветка дна модели, т.н. «неон»;
2. Фары (дальний свет);
3. Габариты.

Для подсветки я откопал в закромах шкафа светодиодную псевдо-RGB ленту. Светодиоды R,G и B не находятся в одном корпусе, а просто стоят друг за другом (упустил этот факт при заказе, поэтому лента и переселилась в шкаф). Длина одного сегмента ленты составляет 147мм и на ней умещается по два светодиода каждого цвета. Но какой бы ни была RGB-лента, ей всё равно нужен управляющий контроллер - его я запланировал реализовать на ATTiny13, благо они были признаны мною как «несостоятельные» для проектов и тихо лежали в том же шкафу.

Включение фар и габаритов тоже было запланировано с помощью той же АТТини, но… не сложилось, в общем. Хотя и на печатке, и в коде всё нарисовано и описано, может быть когда-нибудь потом добавлю; сейчас свет и габариты включаются DIP-переключателем на 2 секции.

В изначальном варианте «блока света» питание планировалось объединить с питанием силовой части; помехи ли, или проседание напряжения ввиду прожорливости моего регулятора хода сбрасывали контроллер, поэтому пришлось добавить (в версии №2) 2 аккумулятора 18650, соединенных последовательно. Напряжения в 6-8.4В хватало для питания светодиодных лент. Потом, ввиду отсутсвия большого количества отсеков для 18650, пришлось заменить двойной отсек на одинарный и добавить китайский модуль DC-DC Step-Up на маленькой микросхеме с нечитаемой маркировкой. Напряжение на выходе я выставил 10В, теперь и ленты, и фары светят ярче, правда, приходится чаще заряжать аккумулятор; но его всё равно с лихвой хватает на 2-3 покатушки по 2.5 часа. Да и возить с собой 2 18650 аккумулятора - не такая уж и большая проблема. Питание МК обеспечивается за счёт преобразователя LM1117-5.0,

Часть 2, практическая

Практически, реализация контроллера света не являет собой чуда, я не стал особо заморачиваться и решил сделать 5 режимов работы - всё выключено, R, G, B, RGB. Из-за относительно небольшого клиренса модели, в режиме RGB чётко видны все три светодиода. Сама же лента имеет общий анод, катоды коммутируются с помощью маленьких N-канальных полевых транзисторов в корпусе SOT-23. Почему-то самой большой проблемой для меня была именно разводка силовой части - я немножко подтупливаю, когда рисую схемы с транзисторами. А уже после ликвидации проблемы, я нашёл схему подключения в сборнике Arduino Basic Connections.

На корпусе модели смонтированы светодиоды (для фар - на звёздочках, габариты просто приклеены на термоклей) и плата, на которой установлены DIP-переключатель и токоограничительные резисторы. Аккумулятор с повышающим преобразователем стоят на шасси, питание заводится через разъём 3-пин, из которых 1 - not connected (для защиты от переполюсовки).

Прошивка для микроконтроллера (всё в конце статьи в архиве) написана в BASCOM-AVR, который, ИМХО, незаслуженно был описан одной-двумя статьями на Хабре, ибо среда заслуживает внимания благодаря простоте написания программы и достойному коду на выходе.

В заключение, немного фотографий получившегося:


Фотографии платы без термоусадки не сохранилось

Здравствуйте. Я хочу рассказать о том, как я делал подобие неоновой подсветки и фар с габаритами для радиоуправляемой дрифт-модели масштаба 1:10.

Предыстория

В ноябре 2015 я заинтересовался дрифтом на RC-моделях, неожиданно появились деньги, и тут понеслась… Дрифт меня вовлёк, и я решил перейти к этапу, который в электронике обычно начинается с изготовления корпусов для своих устройств, а в моделизме - с добавления «красунек» на модель. Корпус у меня уже был - побитый жизнью Porsce 911 GT2 RS, и я решил добавить немного света. Что из этого вышло - смотрим.

Часть 1, теоретически-философская

Для начала, я составил для себя список «хотелок»:

1. Подсветка дна модели, т.н. «неон»;
2. Фары (дальний свет);
3. Габариты.

Для подсветки я откопал в закромах шкафа светодиодную псевдо-RGB ленту. Светодиоды R,G и B не находятся в одном корпусе, а просто стоят друг за другом (упустил этот факт при заказе, поэтому лента и переселилась в шкаф). Длина одного сегмента ленты составляет 147мм и на ней умещается по два светодиода каждого цвета. Но какой бы ни была RGB-лента, ей всё равно нужен управляющий контроллер - его я запланировал реализовать на ATTiny13, благо они были признаны мною как «несостоятельные» для проектов и тихо лежали в том же шкафу.

Включение фар и габаритов тоже было запланировано с помощью той же АТТини, но… не сложилось, в общем. Хотя и на печатке, и в коде всё нарисовано и описано, может быть когда-нибудь потом добавлю; сейчас свет и габариты включаются DIP-переключателем на 2 секции.

В изначальном варианте «блока света» питание планировалось объединить с питанием силовой части; помехи ли, или проседание напряжения ввиду прожорливости моего регулятора хода сбрасывали контроллер, поэтому пришлось добавить (в версии №2) 2 аккумулятора 18650, соединенных последовательно. Напряжения в 6-8.4В хватало для питания светодиодных лент. Потом, ввиду отсутсвия большого количества отсеков для 18650, пришлось заменить двойной отсек на одинарный и добавить китайский модуль DC-DC Step-Up на маленькой микросхеме с нечитаемой маркировкой. Напряжение на выходе я выставил 10В, теперь и ленты, и фары светят ярче, правда, приходится чаще заряжать аккумулятор; но его всё равно с лихвой хватает на 2-3 покатушки по 2.5 часа. Да и возить с собой 2 18650 аккумулятора - не такая уж и большая проблема. Питание МК обеспечивается за счёт преобразователя LM1117-5.0,

Часть 2, практическая

Практически, реализация контроллера света не являет собой чуда, я не стал особо заморачиваться и решил сделать 5 режимов работы - всё выключено, R, G, B, RGB. Из-за относительно небольшого клиренса модели, в режиме RGB чётко видны все три светодиода. Сама же лента имеет общий анод, катоды коммутируются с помощью маленьких N-канальных полевых транзисторов в корпусе SOT-23. Почему-то самой большой проблемой для меня была именно разводка силовой части - я немножко подтупливаю, когда рисую схемы с транзисторами. А уже после ликвидации проблемы, я нашёл схему подключения в сборнике Arduino Basic Connections.

На корпусе модели смонтированы светодиоды (для фар - на звёздочках, габариты просто приклеены на термоклей) и плата, на которой установлены DIP-переключатель и токоограничительные резисторы. Аккумулятор с повышающим преобразователем стоят на шасси, питание заводится через разъём 3-пин, из которых 1 - not connected (для защиты от переполюсовки).

Прошивка для микроконтроллера (всё в конце статьи в архиве) написана в BASCOM-AVR, который, ИМХО, незаслуженно был описан одной-двумя статьями на Хабре, ибо среда заслуживает внимания благодаря простоте написания программы и достойному коду на выходе.

В заключение, немного фотографий получившегося:


Фотографии платы без термоусадки не сохранилось

Каждый любитель радиоуправляемых автомобилей через какое время начинает дорабатывать и улучшать свои модели. На одно и тоже шасси покупаются разные варианты корпусов, делается тюнинг, дополнительная окраска, устанавливается свет.

Именно про установку последнего и пойдет речь в этой статье.

Блок управления покупается готовый, обычно в комплекте идет следеющее:
4х3мм Оранжевых светодиода.
2х3мм Белых светодиода.
4х5мм Белых светодиода.
2х5мм Красных светодиода.
8х60мм нейлоновых стяжек.
2 JR Y-кабеля (разветвителя).
8 Колодок фиксации проводов.
12 Светодиодных креплений.
Двусторонняя клейкая лента.
Инструкция с картинками

Диоды поставляются спаянными по несколько штук и после подключения всех светодиодов остается еще 2 свободных разъема.

Список разъемов блока управления светом радиоуправляемого автомобиля:
Разъем 1: Передние огни ближнего света. (Без движения - горят тускло, при нажатии на газ - загораются ярко)
Разъем 2: передние огни дальнего света. (Без движения - не горят, при нажатии на газ - загораются ярко)
Разъем 3: левый сигнал поворота. (Мигают при поворотах рулевого колеса)
Разъем 4: правый сигнал поворота.
Разъем 5: передние огни ближнего света.
Разъем 6: огни заднего хода. (Загораются только при повторном нажатии на тормоз)
Разъем 7: мигающие огни. (Наподобие стробоскопов)
Разъем 8: стоп сигналы. (Все время тускло горят, при нажатии на тормоз - загораются ярко)

Александр комментирует:

Вот мне интересно, где взять такие фары на литнике или какие похожие, много где искал и все без результатно, а сверлить дырки просто под диоды в РЦ модели как то не красиво. Может подскажите????