Во-вторых, следует осознавать значение этих качеств для себя и для всех людей.

В-третьих, нужно научиться контролировать себя. Для этого полезно почаще спрашивать себя: правильно ли я поступил? Не принёс ли своим поступком вреда? Не подвёл ли кого-то своей необязательностью? Самоконтролю мешает склонность к оправданию собственных ошибок. Некоторые, как вы знаете, достигают в самооправданиях поистине чудеса изобретательности.

Вы поможете своим товарищам обрести чувство долга, ответственности, если будете им доверять, относиться к ним с уважением, показывать, что вы надеетесь на них, не сомневаетесь в их добрых качествах.

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Как вы понимаете, что такое свобода?

2. Почему свобода не может быть абсолютной? Поясните свой ответ.

3. Что такое ответственность? Дайте определение этого понятия.

4. Как воспитать в себе ответственность?

5*. Объясните название параграфа. Почему свобода – это ответственность?

Обсудите на уроке

С вободные установления тогда хороши, когда они у людей, себя уважающих, а стало быть, уважающих и долг свой, долг гражданина (Ф. М. Достоевский, русский писатель ).

О бязанности человека делятся на четыре рода: 1) на обязанности перед самим собой; 2) перед семьёй; 3) перед государством и 4) перед другими людьми вообще (Г. Гегель, немецкий философ ).

Б ыть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мёд, она его делает, потому что она пчела (А. И. Герцен, русский писатель и общественный деятель ).

Ч еловек не только может, но и должен связать удовольствие с долгом; он должен радостно повиноваться своему разуму (И. Ф. Шиллер, немецкий писатель ).

С вобода есть право делать всё, что дозволено законами ().

Л ишь глупцы называют своеволие свободой (Тацит, историк, писатель ).

М оральная необходимость мало мешает свободе, ибо кто выбирает наилучшее, то он от этого не становится менее свободен; наоборот, самая совершенная свобода скорее состоит именно в том, чтобы ничто не мешало действовать наилучшим образом (Г. Лейбниц, немецкий учёный, философ ).

Н равственным долгом является сопротивление всякому принуждению и безнравственному поступку (Ф. Энгельс, общественный деятель, один из основоположников марксизма ).

Д олг… – то, что возвышает человека над самим собой (И. Кант ).

С ознание долга, привязывающее человека к его обязательствам, есть не что иное, как сознание высшего интереса, который одерживает в нём верх над интересом низшего порядка (И. Бентам, английский философ и юрист ).

Д олг – это любовь к тому, что сам приказываешь себе (И. В. Гёте, немецкий поэт ).

Н аше уважение к общим правилам нравственности и есть, собственно, чувство долга (А. Смит, английский экономист ).

Ч то есть долг? Пока что у нас нет другого ответа, кроме следующего: совершать правое и заботиться о собственном благе и о благе… других (Г. Гегель ).

Задания для самостоятельной работы

1. Группа подростков совершила преступление. Среди них был Алексей, который совсем недавно попал в эту компанию. На суде он сказал: «Я не хотел совершать преступление, хотел только дружить с ребятами. Я думал, что настоящий друг должен быть вместе с товарищами и в хорошем деле, и в плохом. Поэтому не отказался от того, что они просили меня сделать…» Прав ли Алексей? Как вы думаете, есть ли у него чувство ответственности?

2. Выберите качества, которые помогают быть ответственным, и впишите их в первый столбец (А) таблицы, во втором столбце (Б) укажите качества, которые не способствуют этому: 1) честность, 2) точность, 3) доброта, 4) агрессивность, 5) неряшливость, 6) вспыльчивость, 7) трудолюбие, 8) аккуратность, 9) лень, 10) смелость, 11) вежливость, 12) обязательность.

3. Как вы думаете, какими качествами обладал лирический герой стихотворения Бориса Пастернака?

4*. Проверьте себя, ответьте на вопросы («да» или «нет»).

Всегда ли вы выполняете свои обещания?

Были ли случаи, когда вы признавались родителям или учителю в своём проступке?

Вам легче признаться в вашем плохом поступке или обмануть кого-либо?

Если вам пришлось дать больше ответов «нет», чем «да», следует подумать об укреплении чувства ответственности.

Работа с текстом

П олитическая свобода состоит совсем не в том, чтобы делать то, что хочется. В государстве, т. е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждённым делать то, чего не должно хотеть.

Необходимо уяснить себе, что такое свобода и что такое независимость. Свобода есть право делать всё, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане. (Ш. Монтескьё, французский философ ).

Темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий

1. Надо быть, а не казаться.

2. Люди существуют друг для друга (Марк Аврелий ).

3. За худые дела слетит и голова (пословица ).

4. Сколько вору ни воровать, а виселицы не миновать (пословица ).

Словарь урока

Анархист – сторонник анархизма (греч. безвластие ), общественно-политического течения, выступающего за немедленное уничтожение государственной власти; человек, отрицающий всякий порядок, организованность.

Долг – выполняемые человеком из побуждений совести нравственные обязанности.

§ 3. Человек культурный

Задача урока. Уметь объяснять понятия: искусство , культура , культурный человек, массовая культура .

Что значит быть культурным? Приведём пример. Пожилая учительница почти всегда ездила в транспорте стоя: ей казалось, что она займёт место человека слабее её, сильнее уставшего. В очередях пропускала вперед других людей. Из вежливости. Кто-то смеялся над её уступчивостью, про себя называл чудачкой, блаженной. Другие жалели, считая несчастной неудачницей, обойдённой судьбой. И лишь немногие восхищались, видели в ней воспитанного, корректного, вежливого, деликатного, в точном смысле слова культурного человека.

А она сама? В своём поведении пожилая женщина не видела ничего необычного. Она вела себя естественно, иначе просто не могла. Что бы ни говорили ей окружающие, она не возражала, не спорила, но поступала так, как подсказывали ей совесть, представления о нравственности. Она была уверена в своей правоте. Поддерживала учительницу великая культура прошлого, то разумное, доброе, светлое, истинно человеческое, что она находила в настоящем.

Слово «культура» мы употребляем очень часто, но не всегда задумываемся о его значении. Между тем история этого понятия по-своему интересна.

Что такое культура? Слово «культура» пришло в русский язык из латыни. Мы с вами уже проходили, что первоначально оно употреблялось в значении «возделывание», «взращивание». Культура, таким образом, противоположна всему дикому, невозделанному, непреображённому. Первыми культурными (в исконном значении слова «культура») людьми были древнеримские земледельцы, которые возделывали, преображали землю.

Затем это понятие распространили на нематериальную, умственную, духовную деятельность человека. Римляне говорили о культуре души, духовной культуре. С этого времени словом «культура» стали называть всё, что создано не природой, а руками или умом человека.

По мере развития человеческого общества культура усложнялась, становилась совершеннее, разнообразнее. Человек создавал культуру, а культура создавала (преображала) человека.

Человек творит «вторую природу» – общественную жизнь, в которой он существует. Достаточно просто оглядеться по сторонам, чтобы понять: современный мир в значительной степени является порождением культуры. Нас окружают небоскрёбы из стекла и бетона, машины помогают нам в работе по дому, на производстве, в путешествиях, мы черпаем информацию из газет, радио и телевидения, получаем энергию из атомного ядра и не мыслим себя без всех тех удобств, которые появились благодаря достижениям материальной культуры.

Птица сидящая не дереве, никогда не боится, что ветка под ней сломается, потому что она доверяет не ветке, а своим крыльям!

Всегда прощайте человеческую глупость - потому что она непреднамеренна никогда, но никогда не прощайте человеческую подлость - потому что она преднамеренна всегда.

Женщин не нужно слушать. Их нужно чувствовать. То что она говорит, и то, что она чувствует - это разные вещи.

Никогда не обижайся на жизнь, ведь никто не обещал, что она будет другой.

Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, - это все равно, что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша.

Опыт - это не то, что происходит с человеком, а то, что делает человек с тем, что с ним происходит.

Пчела, вонзив стальное жало, не знает, что она пропала... Так и глупцы, пуская яд, не понимают, что творят.

Не верьте тому, что говорит мужчина; просто смотрите, что он делает.

Борьба добра и зла происходит не на полях сражений. Ежедневно она происходит в каждом человеческом сердце.

Умным женщинам тяжело жить на свете. И вовсе не потому, что они не нравятся мужчинам, скорее, наоборот - нормальному мужчине и не захочется оставаться с дурочкой дольше, чем на одну ночь. А потому, что умной женщине не так легко найти человека, с которым она сможет быть рядом. Да и не каждый мужчина сможет терпеть рядом с собой женщину, которая умнее его.

Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела. Всякий безнравственный поступок, сделанный сознательно, оскорбляет разум; угрызения совести напоминают человеку, что он поступил как раб, как животное. Разумеется, люди - эгоисты, потому что они лица; как же быть самим собою, не имея резкого сознания своей личности? Мы - эгоисты, и потому добиваемся независимости, благосостояния, признания наших прав, потому жаждем любви, ищем деятельности и не можем отказывать без явного противоречия в тех же правах другим. Нет мысли, которую нельзя было бы высказать просто и ясно. Человек призван в мир социально-исторический, нравственно свободный и положительно-деятельный; у него не одна способность отрешающегося понимания, но и воля, которую можно назвать разумом положительным, разумом творящим. Все государственные и политические вопросы, все фантастические и героические интересы по мере совершенствования народа стремятся перейти в вопросы народного благосостояния. Частная жизнь, не знающая ничего за порогом своего дома, как бы она ни устроилась, бедна. Какое счастье вовремя умереть для человека, не умеющего в свой час ни сойти со сцены, ни идти вперед. Личности мало прав, ей надобно обеспечение и воспитание, чтобы воспользоваться ими. Сожитие под одной крышей само по себе вещь страшная, на которой рушилась половина браков. Живя тесно вместе, люди слишком близко подходят друг к другу, видят друг друга слишком подробно, слишком нараспашку и незаметно срывают по лепестку все цветы венка, окружающего поэзией и грацией личность. Нет народа, вошедшего в историю, который можно было бы считать стадом животных, как нет народа, заслуживающего именоваться сонмом избранных. Прощение врагов - прекрасный подвиг; но есть подвиг еще более прекрасный, еще больше человеческий - это понимание врагов, потому что понимание - разом прощение, оправдание, примирение. Всего меньше эгоизма у раба. Ничего не делается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. Воля людская, воля одного твердого человека - страшно велика. Без равенства нет брака. Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, - наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова. Враги наши никогда не отделяли слова и дела и казнили за слова не только одинаковым образом, но часто свирепее, чем за дело. Любовь и дружба - взаимное эхо: они дают столько, сколько берут. Моралисты говорят об эгоизме, как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности. Действительный интерес совсем не в том, чтобы убивать на словах эгоизм и подхваливать братство, а в том, чтобы сочетать гармонически свободно два неотъемлемые начала жизни человеческой.

ВОЗРАСТ… Опять читаю в глянце: «В свои 50 она выглядит на 30». Типа восторг. И который раз думаю: а что же позорного в пятьдесят выглядеть на пятьдесят? На хорошие, честные пятьдесят. Красивые пятьдесят. Нормальные пятьдесят. Нет, блин, возраст - это какой-то стыд и срам. Что не утверждается прямо, но обязательно подразумевается. Мы любой возраст как бы уважаем, но давайте, мадам, сбросим лет двадцать, а? Как-то приятнее нам всем будет от этого. Не получается? Тогда проходите, мадам, не задерживайтесь. Нам требуются молодые. Ваши морщинки никого тут не радуют. Все помешались на молодости. Готовы выпрыгнуть из старой кожи, в надежде, что появится новая. Лет в сорок многие женщины буквально сходят с ума. Начинают вытворять с собой что угодно, лишь бы никто не дал им этот «страшный» возраст. Похоже на истерику: «Я еще юная, юная, юная!». У меня есть знакомая, вполне светская дама, мы знакомы давно. И как-то, лет десять назад, заговорили об уколах и пластике. Элла улыбнулась: «Слушайте, Алексей, ну это же смешно – гнаться за юностью. Я никогда с собой ничего не делаю». Мне очень понравилось ее здравомыслие. А спустя пару лет мы встречаемся, смотрю: она явно лицо «обработала», глаз у меня наметанный. И между делом опять завожу разговор о погоне за юностью. Элла все так же улыбается: «Нет, я никогда!». То есть просто врет. Какие-то дурынды, мол, колются и подтягиваются, но только не я. А сама впала в то же безумие. Потому что не хочет выглядеть на пятьдесят, а хочет на тридцать, потому что у нас тупой и безжалостный культ юности. Только вот какая фигня. Со всеми уколами и приколами ты все равно будешь выглядеть на пятьдесят. Ну хорошо, на 49 с половиной. И никакой трагедии в этом нет, живи себе и радуйся, много есть кайфов в любом возрасте. А если увлечешься этой погоней, всей этой пластикой, то будешь выглядеть на уродливые пятьдесят. От тебя уже будут шарахаться. Но все адски хотят юности. Все хотят называться «девушками» и не иначе. Будто после сорока жизни нет, могильный сумрак. Косметологи мне рассказывали, что сейчас на уколы ботокса подсели девчонки, которым по 25 лет. Двадцать пять! У них еще очень гладкая кожа и веселые глаза, но они считают, что появились морщины, грядет ужасная старость, доктор, срочно укол! Вот это наша страшная эпидемия, а не какой-то там коронавирус. Эпидемия истерической юности. Возраст – это просто тотальный кошмар. Журналы, телепрограммы и инстаграм-жрицы громогласно трубят: «Да! Только молодость! С морщинами ты никому не нужна!» Женщины запуганы, сидят по салонам, трясутся и молятся: «Господи, избавь меня от лишних двадцати лет!». Фотошоп и фильтры теперь главные друзья женщин. Они мусолят свои фотки до состояния глянца, когда узнать невозможно уже. Дико смешно и жалко их всех. …Однажды я говорил с Изабеллой Росселлини, спросил о пластических операциях. Надо заметить, что Изабелла выглядела тогда на свои честные шестьдесят. Хотя вроде мегазвезда, уж может себе позволить. Но совершенно меня обворожила, влюбила в себя. Она была чуть насмешливой, раскованной, безумно обаятельной. Она сказала, что не делала никаких операций, никаких уколов и вообще ей это странно. Понимаете, говорит, ну в 60 я буду выглядеть на 50, допустим. А в 80 тогда я должна выглядеть на прекрасные 70? А в 90 на чудесные 80? «Ну глупость же какая-то!». Она засмеялась. Как свободная женщина. Счастливая тем, что у нее есть. Тем, что было. Да, Изабелла, да! Глупость, полная глупость. Даже хуже. Но кто вас услышит? Молодость у нас теперь как паранойя. Как диктатура. И она всё агрессивнее, всё навязчивей. Все комичней и отвратительней. © Алексей Беляков На фото: Изабелла Росселлини

ВОЗРАСТ… Опять читаю в глянце: «В свои 50 она выглядит на 30». Типа восторг. И который раз думаю: а что же позорного в пятьдесят выглядеть на пятьдесят? На хорошие, честные пятьдесят. Красивые пятьдесят. Нормальные пятьдесят. Нет, блин, возраст - это какой-то стыд и срам. Что не утверждается прямо, но обязательно подразумевается. Мы любой возраст как бы уважаем, но давайте, мадам, сбросим лет двадцать, а? Как-то приятнее нам всем будет от этого. Не получается? Тогда проходите, мадам, не задерживайтесь. Нам требуются молодые. Ваши морщинки никого тут не радуют. Все помешались на молодости. Готовы выпрыгнуть из старой кожи, в надежде, что появится новая. Лет в сорок многие женщины буквально сходят с ума. Начинают вытворять с собой что угодно, лишь бы никто не дал им этот «страшный» возраст. Похоже на истерику: «Я еще юная, юная, юная!». У меня есть знакомая, вполне светская дама, мы знакомы давно. И как-то, лет десять назад, заговорили об уколах и пластике. Элла улыбнулась: «Слушайте, Алексей, ну это же смешно – гнаться за юностью. Я никогда с собой ничего не делаю». Мне очень понравилось ее здравомыслие. А спустя пару лет мы встречаемся, смотрю: она явно лицо «обработала», глаз у меня наметанный. И между делом опять завожу разговор о погоне за юностью. Элла все так же улыбается: «Нет, я никогда!». То есть просто врет. Какие-то дурынды, мол, колются и подтягиваются, но только не я. А сама впала в то же безумие. Потому что не хочет выглядеть на пятьдесят, а хочет на тридцать, потому что у нас тупой и безжалостный культ юности. Только вот какая фигня. Со всеми уколами и приколами ты все равно будешь выглядеть на пятьдесят. Ну хорошо, на 49 с половиной. И никакой трагедии в этом нет, живи себе и радуйся, много есть кайфов в любом возрасте. А если увлечешься этой погоней, всей этой пластикой, то будешь выглядеть на уродливые пятьдесят. От тебя уже будут шарахаться. Но все адски хотят юности. Все хотят называться «девушками» и не иначе. Будто после сорока жизни нет, могильный сумрак. Косметологи мне рассказывали, что сейчас на уколы ботокса подсели девчонки, которым по 25 лет. Двадцать пять! У них еще очень гладкая кожа и веселые глаза, но они считают, что появились морщины, грядет ужасная старость, доктор, срочно укол! Вот это наша страшная эпидемия, а не какой-то там коронавирус. Эпидемия истерической юности. Возраст – это просто тотальный кошмар. Журналы, телепрограммы и инстаграм-жрицы громогласно трубят: «Да! Только молодость! С морщинами ты никому не нужна!» Женщины запуганы, сидят по салонам, трясутся и молятся: «Господи, избавь меня от лишних двадцати лет!». Фотошоп и фильтры теперь главные друзья женщин. Они мусолят свои фотки до состояния глянца, когда узнать невозможно уже. Дико смешно и жалко их всех. …Однажды я говорил с Изабеллой Росселлини, спросил о пластических операциях. Надо заметить, что Изабелла выглядела тогда на свои честные шестьдесят. Хотя вроде мегазвезда, уж может себе позволить. Но совершенно меня обворожила, влюбила в себя. Она была чуть насмешливой, раскованной, безумно обаятельной. Она сказала, что не делала никаких операций, никаких уколов и вообще ей это странно. Понимаете, говорит, ну в 60 я буду выглядеть на 50, допустим. А в 80 тогда я должна выглядеть на прекрасные 70? А в 90 на чудесные 80? «Ну глупость же какая-то!». Она засмеялась. Как свободная женщина. Счастливая тем, что у нее есть. Тем, что было. Да, Изабелла, да! Глупость, полная глупость. Даже хуже. Но кто вас услышит? Молодость у нас теперь как паранойя. Как диктатура. И она всё агрессивнее, всё навязчивей. Все комичней и отвратительней. © Алексей Беляков На фото: Изабелла Росселлини