Стили общения

Подготовила учитель музыки 1 категории:

Копылова Е.Н


Исследователи различают разные подходы к проблеме количество стилей, выделяя их по разным основаниям. Одно из самых популярных в психологической науке описание стилей руководства принадлежит немецкому психологу Курту Левину Он выделяет две стороны стилей руководства:

  • содержание решений, предложенных руководителем (формальный аспект),
  • техника (способы) осуществления этих решений (содержательный аспект).

Рассмотрим с этих позиций основные стили руководства:

  • авторитарный,
  • демократический,
  • либеральный.


Лидер «всё знает сам» и не терпит возражений.

Своим подчинённым он представляет лишь минимум информации.

Он никому не доверяет и может никого не ставить в известность о своих намерениях.

Подчинённых он считает пешками,

ему свойственно подавление или удаление сильных и оригинальных людей.

Его окружает хор поддакивающих,

В этой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы. Некоторые работники многим ему обязаны, он не только пугает и наказывает, но и награждает.


Такая система руководства не воспитывает самостоятельности, со всеми вопросами помощники, заместители бегут к «главному». Если в коллективе руководитель – автократ, то он всех будоражит, создаёт кратковременную активность и часто оставляет после себя неразбериху, создаёт вокруг себя враждебную атмосферу. Этот стиль руководства лежит в основе большинства конфликтов.


Демократический стиль

Предполагает взаимодействия на уровне «взрослый» - «взрослый.»

У руководителя и подчинённого возникает чувство доверия и взаимопонимания.

Руководитель ведёт себя, как один из членов группы, каждый сотрудник может при нём свободно выражать свои мнения по разным вопросам.

В зависимости от выполняемой задачи руководство может передаваться от одного участника к другому. Ответственность за неудачи руководитель разделяет с группой.

Большинство проблем обсуждается коллективно. Стремление прислушиваться к мнению сотрудников по разным вопросам объясняется не тем, что он этого не понимает, а убеждением в том, что при обсуждении могут возникнуть нюансы, позволяющие лучше понять ситуацию и найти правильное решение.



Либеральный стиль.

Характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ.

Либерал предпринимает какие-нибудь действия только по указаниям вышестоящего руководства, стремится уклониться от ответственности за решения.

Либералы непринципиальны, могут под влиянием разных людей и обстоятельств изменять своё решение по одному и тому же вопросу.

В организации, где руководитель – либерал, часто важные вопросы решаются без его участия.

Во взаимоотношениях с подчинёнными либерал корректен и вежлив. Положительно реагирует на критику, не требователен к подчинённым и не любит контролировать их работу.

поощрения.

Обычно в такой роли выступают

люди недостаточно компетентные,

неуверенные

в прочности служебного положения.



  • Лидер (учитель) – над детским

коллективом, он единолично

планирует работу и несёт

единоличную ответственность;

  • Он постоянно проявляет

неверие в силы учеников;

  • Указывает не только задание, но и способы выполнения, этапы, распределяет кто с кем работает;
  • Чаще использует приказной тон, замечания, выпады к одним, восхваление других учеников;
  • Субъективная оценка личностей учеников (часты замечания не по поводу работы, а по поводу личности.

Эмоциональный настрой учеников характеризует подавленность, и одновременно возникает вражда между учениками.


Демократический стиль педагогического общения

  • Лидер внутри коллектива практикует коллективное принятие решений и разделение ответственности;
  • Проявляет веру в учеников, в их силы;
  • Стимулируется самостоятельность в поиске решений задач, самоуправление учащихся;
  • Оцениваются факты, а не личности.

В результате такого стиля общения

развивается уверенность в себе,

возрастает общительность,

отмечается рост сплоченности и

взаимопомощи в детском коллективе,

доминирующий настрой –

спокойствие, радость.


Либерально - попустительский стиль педагогического общения.

  • Неопределённая позиция лидера, его самоустранение от ответственности;
  • Отсутствие чётких планов;
  • Неопределённость, непоследовательность в отношениях к ученикам;
  • непредсказуемость, нелогичность оценок.

При либеральном стиле общения в результате непоследовательности учителя у учеников фиксируются такие эмоциональные проявления, как гнев, злость.



Татьяна Зверева
Презентация для педагогов «Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности»

Предлагаю вам, уважаемые коллеги,еще одну тему Образовательного клуба для педагогов, имеющих небольшой опыт работы. Она тоже актуальна не только в современных условиях, но и вообще для каждого педагога. От того, насколько педагог владеет умением общаться с детьми, многое значит как для него, так и для детей. Для него - это удовлетворение от работы, высокая продуктивность занятий, а для детей - радость от общения со взрослым, радость открытия окружающего мира. По-моему, это каждый из нас знает из собственного опыта посещения детского сада и школьных лет. И лишь тот из нас состоялся как педагог если он умеет выстраивать правильные отношения с детьми, правильно общаться и занимать правильную профессиональную позицию по отношению к детям.

Текст к презентации

«Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности»

Тема нашего занятия сегодня звучит следующим образом. Тема выбрана не случайно. Эти моменты вызывают у нас затруднения при самоанализе занятий, при составлении конспекта и проведении занятия. Ну и еще выбор темы обусловлен тем, чтобы сформировать представление о современных требованиях, предъявляемых к профессиональным качествам педагога.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

1 СЛАЙД: Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности

Профессиональная деятельность воспитателя - это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими.

В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и создание научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога с детьми на современном этапе интенсивного развития и совершенствования общественного дошкольного воспитания приобретает особую актуальность.

Мы рассмотрим 3 позиции разных педагогов на классификацию стилей общения.

СЛАЙД 2: Стили педагогического руководства (по В. А. Кан-Калику) .

В. А. Кан-Калик установил и охарактеризовал следующие стили педагогического общения:

1) Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

2) Общение-дистанция

3) Общение – устрашение

4) Заигрывание

Все стили общения вам понятны по названию.

Какой стиль на ваш взгляд самый продуктивный?

Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.

СЛАЙД 3: Стили педагогического общения

(по Р. Липпиту и К. Уайту)

Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения была положена в основу работ американских ученых Липпита и Уайта, которые предложили свою классификацию стилей педагогического общения.

Характеризуется следующими моментами в общении педагога и детей.

СЛАЙД 5: Демократический

Аналогично

СЛАЙД 6: Либеральный (попустительский, конформный)

Аналогично

СЛАЙД 7: Смешанный стиль

В практической работе педагогов преобладает смешанный стиль. Он характерен для большинства педагогов, потому что демократический стиль общения в полной мере дается самым «продвинутым и талантливым».

СЛАЙД 8: Типы профессиональной позиции

(по Н. Е. Щурковой)

Н. Е. Щуркова предлагает свою систематизацию стилей общения, которую мы тоже используем при анализе занятий, при его проведении.

СЛАЙД 9: Характеристики профессиональной позиции педагога Позиция уровневая - характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность субъектов к друг другу по вертикали. Для позиции «Над» характерно административное давление на ребенка, так как «он мал, неопытен, неумел». Эта позиция характерна при авторитарном стиле общения. «Под» - эта позиция соответствует попустительскому стилю общения. «Наравне» - Это признание Человека в ребенке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон.

Какие схемы вы отнесете к уровневым?

В дистанционной позиции можно выделить три признака: «далеко», «близко», «рядом».

«Рядом» Предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подчиненным, принятие их интересов и чаяний.

«Далеко» - отсутствие искренности во взаимоотношениях, формально выполнение своих обязанностей.

Педагог, избравший дистанцию «близко» - друг для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы.

Какой признак на этой таблице относится к дистанционной? (Позиция «В»)

Позиция кинетическая («Г») – кинетическая (движение) предполагает совместное движение к цели: «Вместе» - субъекты вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Кроме того для этой позиции характерны движения педагога «впереди» и «сзади». Думается, однозначного выбора здесь нет. В главном – педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми идет он по жизни, преодолевая с ними препятствия, приучая их к самостоятельности и ответственности за свой выбор.

Мы с вами рассмотрели стили общения. Еще хотелось бы немного остановиться на моменте, который еще характеризует выстраиваемые отношения (взаимодействие) педагога и детей. Я говорю о субъектно – субъектных и субъектно-объектных отношениях.

СЛАЙД 10: Стили взаимодействия

СЛАЙД 11: Субъекты и объекты

Для того, чтобы при анализе занятий иметь четкое представление о субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношениях, давайте вспомним и освежим в памяти, что такое субъект и объект.

СЛАЙД 12 -17: Примеры для практического задания

СЛАЙД 18: Эволюция позиций участников педагогического процесса

Долгое время отношения учителя и ученика носили субъектно - объектный характер. Оно строилось на том, что авторитет педагога держался за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия. Педагог нес ответственность за учение, использовались иерархический и авторитарный методы, акцент был на аудиторные занятия под руководством педагога, контроль и оценка производились педагогом, основным средством обучения была книга.

Теперь в связи с меняющимися условиями жизни меняются и отношения между учениками и учителем. Авторитет педагога создается не за счет дистанции перед учителем, а за счет его личностных качеств, обучающиеся принимают ответственность на себя за свое учение, в обучении используются демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся; учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ. А это заставило эволюционировать отношения из субъект-объектных в субъектно – субъектные.

СЛАЙД 19-20: Сравнение традиционной и личностно-ориентированной модели обучения

Современный период развития образования можно назвать периодом существенного обновления. Для него характерны образовательные реформы, которые, в свою очередь, ведут к изменению профессионально-педагогической деятельности. Теперь в соответствии с требованиями времени педагогический процесс следует осуществлять на основе личностно – ориентированного подхода к детям. Само название этого подхода говорит само за себя - ориентированный на личность. Путь к осуществлению такой модели обучения лежит через преодоление стереотипов традиционализма в обучении.

На данной таблице даются сравнения двух моделей обучения. Рассмотрим их и еще раз уточним для себя понятие о личностно-ориентированном подходе.

СЛАЙД 21: Характеристики профессиональной позиции педагога Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог», эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть впереди.

СЛАЙД 22: Спасибо за внимание и сотрудничество!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

1.Что такое педагогическое общение? 2.Функции педагогического общения. 3.Этапы педагогического общения. 4.Характеристики профессиональной позиции педагога. 5.Модели,характеризующие отношения взрослого и ребёнка. 4. Стили общения и руководства 5.Анкетирование

4 слайд

Описание слайда:

Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимодействия между учителем и учениками, результатов образования не будет.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в школе. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребёнка, особенности его отношения с окружающими.

7 слайд

Описание слайда:

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А.А. Бодалева, Н.В.Кузьминой, Я.Л. Коломинского, И.А, Зимней, А.Н.Лутошкина, А.К.Марковой.

8 слайд

Описание слайда:

Стиль как манера общения - представлен в педагогической практике тремя основными формами организации педагогического взаимодействия: - сотрудничеством педагогов и учащихся в совместном поиске знаний; - давлением педагога на учащихся и сковыванием (ограничением) их активности и творческой инициативе; - нейтральным отношением к учащимся, уходом педагога не только от проблем своих воспитанников, но и от решения собственных профессиональных задач.

9 слайд

Описание слайда:

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Н.В.Кузьминой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реана.

10 слайд

Описание слайда:

Педагогическое общение - это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности.

11 слайд

Описание слайда:

Структура и функции педагогического общения: Коммуникативный компонет (обмен информацией) Перцептивный компонент (восприятие и познание людьми друг друга) Интерактивный компонент(организация и регуляция совместной деятельности).

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Этапы профессионально-педагогического общения: прогностический, начальный период общения, управление общением, анализ осуществленной системы общения и моделирование системы на предстоящую деятельность.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Стадия вербального общения Стадия обратной связи Стадия вербального и невербального взаимодействия Стадия обратной связи ………….. Прогностический этап Начальный этап «коммуникативная атака» Управление общением Анализ осуществленной системы общения

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Дистанционная Определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия «далеко» «близко» «рядом» Отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог – «друг» для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подопечным, принятие их интересов и чаяний.

18 слайд

Описание слайда:

Уровневая Расположенность субъектов друг к другу «по вертикали» «на» «под» «наравне» Административное давление на ребёнка, так как «он мал, неопытен, неумел». Преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребёнка. Педагог «превращается в обслуживающий персонал», потакающий любому капризу ребёнка. Признание Человека в ребёнке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон.

19 слайд

Описание слайда:

Кинетическая Положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели «впереди» «сзади» «вместе» Педагог ведёт за собой своих воспитанников. Педагог – ведомый своими воспитанниками. Оба объекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения цели.

20 слайд

Описание слайда:

В главном – педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми он идёт по жизни, преодолевая с ними её препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой выбор.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Общение на основе высоких профессиональных установок педагога Общение на основе дружеского расположения Общение-дистанция Общение-устрашение Общение-заигрывание

23 слайд

Описание слайда:

Перспективные: Общение на основе совместной творческой деятельности. Общение на основе дружеского расположения. Неперспективные: общение-устрашение. Общение заигрывание. В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками. Дистанция – форма выражения отношения

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых

26 слайд

Описание слайда:

слабая обратная связь между учителем и обучаемыми (барьер общения) отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны информационный, а не диалоговый характер занятия непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса снисходительное отношение к обучаемым Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, с их стороны - равнодушное отношение к учителю

27 слайд

Описание слайда:

избирательные отношения с обучаемыми концентрация внимания учителя на части аудитории (индикаторы) ориентировка на настроение коллектива неумение сочетать индивидуализацию обучения учащихся с фронтальным подходом Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе учитель - коллектив уч-ся, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов

28 слайд

Описание слайда:

учитель в общении замкнут на себя речь большей частью монологична нет реакции на слушателей эмоциональная глухота к окружающим Следствие: практически отсутствует взаимодействие между учителем и учеником вокруг ученика- поле психологического вакуума стороны процесса общения изолированы друг от друга учебно-воспитательное воздействие представлено формально

29 слайд

Описание слайда:

учитель озабочен тем, как он воспринимается окружающими межличностные отношения приобретают для него доминирующее значение сомнение в действенности своих аргументов, в правильности поступков острая реакция на нюансы психологической атмосферы обучаемых Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность учителя приводит к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. Для учителя возможно занятие ведомой позиции в отношениях с учащимися

30 слайд

Описание слайда:

взаимоотношения учителя и уч-ся строятся по жесткой программе четко выдержаны цели и задачи занятия дидактически оправданы методические приемы безупречная логика изложения и аргументация фактов отшлифованы мимика и жесты учитель не учитывает состав и психическое состояние уч-ся, их возрастные и этнические особенности Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия

31 слайд

Описание слайда:

фокусирование учебно-воспитательного процесса целиком на преподавателе отсутствие творческого взаимодействия между учителем и уч-ся подавление личной инициативы со стороны уч-ся снижение до минимума познавательной и общественной активности уч-ся Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности

32 слайд

Описание слайда:

учитель находится в диалоге с уч-ся, поддерживает их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями

33 слайд

Описание слайда:

Стили общения и стили педагогического руководства Стиль - это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. Главное для стиля - единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.

34 слайд

Описание слайда:

Стиль педагогического общения - -это индивидуально-типологические особенности социально-типологического взаимодействия педагогов и обучающихся. В стиле общения находят выражение: - особенности коммуникативных возможностей педагога; - сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; - творческая индивидуальность педагога; - особенности учебной группы,класса.

35 слайд

Описание слайда:

36 слайд

Описание слайда:

Авторитарный стиль Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения - указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте»

37 слайд

Описание слайда:

Либеральный стиль Отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель-ученик». «Как все идет, так и пусть идет»

38 слайд

Описание слайда:

39 слайд

Описание слайда:

Какой стиль взаимодействия педагога и ученика выбираешь ты? авторитарно- догматический либеральный или попустительский демократический

40 слайд

Описание слайда:

Психолог А.К. Маркова - предлагает классификацию индивидуальных стилей педагогического общения. Она выделяет: - эмоционально - импровизационный, - эмоцинально - методичный, -рассуждающе - импровизационный, -расссуждающе - методичный стили общения.

41 слайд

Описание слайда:

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС) Педагога этого стиля отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель обращается к большому числу учеников, в основном, сильных, интересующих его. Опрашивает их в быстром темпе, задаёт неформальные вопросы, но мало даёт им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно.

42 слайд

Описание слайда:

Эмоционально-методический стиль (ЭМС) Для педагога этого стиля характерны ориентация на процесс и результаты обучения. Ориентируясь как на процесс, так и на результат обучения, такой педагог адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся, в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого педагога отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на занятиях, практикует коллективные обсуждения

43 слайд

Описание слайда:

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС) Для педагога характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с педагогами эмоциональных стилей обучения, педагог, использующий РИС, проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы. Реже практикует коллективные обсуждения, время спонтанной речи его учащихся на занятиях меньше, чем у педагогов с эмоциональным стилем. Педагог, применяющий РИС, меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путём (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим самим оформить ответ.

44 слайд

Описание слайда:

Рассуждающе - методический стиль (РМС) Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, педагог с этим стилем проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с небольшим стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений с использованием элементов дискуссии. В процессе опроса педагог обращается к небольшому количеству учащихся, давая каждому достаточно времени на ответ, уделяя особое внимание слабым в академическом отношении воспитанникам.

45 слайд

Описание слайда:

Условно можно выделить четыре группы педагогов по степени интенсивности их общения с учащимися. - к первой группе можно отнести тех педагогов, кто постоянно общается с учащимися; вторую группу составляют педагоги, которые с уважением относятся к учащимся, пользуются их доверием и симпатией; в третью группу можно включить педагогов, которые явно стремятся к близкому общению со своими подопечными, но такового не имеют; четвёртая группа – те педагоги, которые общение с учащимися ограничивают узкими рамками деловых вопросов.

46 слайд

Описание слайда:

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ. Варианты ответов Вопросы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2 Б 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1 В 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3

47 слайд

Описание слайда:

25-30 баллов – предпочтение демократического стиля; 20-24 балла - склонность к авторитарному стилю; 10 –19 баллов – выраженность либерального стиля общения. Итоги анкетирования

48 слайд

Описание слайда:

Барьеры восприятия в общении Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по- настоящему понять человека. Эффект первого впечатления - 0бусловленность восприятия и оценивания человека по первому впечатлению о нём, которое может оказаться ошибочным. Эффект первичности - придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше.

49 слайд

Описание слайда:

Эффект новизны - придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека. Эффект проекции - приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков - неприятным. Эффект стереотипизации - использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.

50 слайд

Описание слайда:

Качества личности учителя значимые для продуктивного общения Глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний). Социальная установка на человека (аттракция). Безусловное принятие ребёнка – принцип предвосхищающего уважения. способность к педагогической импровизации. Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать – готовность к эмпатии. Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения. Коммуникативные умения – умения вступать в общение, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения. Гибкость, оперативно-творческое мышление; Педагогическая интуиция. Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации; умение управлять собой;

52 слайд

Описание слайда:

ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. 1. Проявлять педагогический такт (в каждом конкретном случае применять метод, поддерживающий чувство достоинства ребенка); 2. Уметь слушать; 3. Уметь по внешним признакам определить состояние ребенка, мимикой, позой поддерживать высказывание собеседника, выслушивать с вниманием и уважением, не прерывать собеседника; 4. Уметь говорить: - владеть культурой речи (доступность, образность, логичность высказывания, лаконичность); - управлять голосом (интонация, дикция); - управлять мимикой и жестами; - уменьшение речевой деятельности, ведение диалога, а не монолога; 5. Уметь управлять своим состоянием, чувствами; вытеснение отрицательных мыслей из сознания, установка на положительное восприятие собеседника, излучение тепла, доброжелательности.

53 слайд

Описание слайда:

НЕГАТИВНАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВНАЯ УСТАНОВКА меньше времени на ответ дольше ждет ответа на вопрос не использует наводящие вопросы и подсказки, при затруднении задает наводящие вопросы при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому уч-ся или отвечает сам при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его чаще порицает и меньше поощряет вопрос поощряет улыбкой, взглядом не реагирует на удачное действие уч-ся и не замечает его успехов чаще обращается к уч-ся взглядом в ходе занятия иногда вообще не работает с ним на занятии

54 слайд

Описание слайда:

Основные идеи педагогики сотрудничества: требовательные и уважительные отношения с учениками; исключение принуждения в обучении и воспитании за счёт дифференциации учебного материала и обеспечения свободного выбора учащимися уровня сложности заданий; конкретная целенаправленность обучения; развитие памяти учащихся с помощью опорных конспектов и сигналов, специальных упражнений; изучение учебного материала крупными блоками с использованием активных формой методов; опережение в обучении за счёт использования заданий на развитие взаимосвязей; комплексная оценка учебной деятельности, возможность изменить любую оценку;

56 слайд

Описание слайда:

1. Мать Маши пришла в школу узнать, как учится и ведет себя ее дочь. Только она успела переступить порог учительской, как услышала: Ваша дочь – законченная лентяйка! А, Машина мама, наконец – то.. . Хорошо, что пришли, я уж и сам собирался вас вызвать: болтает дочь на уроках, никакого сладу с ней! Но вот в учительской появилась Машина классная руководительниц. Она берет женщину под руку и уводит ее в укромный уголок. И они уже разговаривают о чем – то шепотом. Классная руководительница обязательно найдет что – то такое, от чего Машино положение не будет казаться маме совсем безнадежным. Она непременно расскажет, какая Маша добрая, как любят ее в классе, как близко к сердцу принимает она все классные дела. И только потом разговор пойдет о "двойке" за последний диктант, о невыученном уроке истории, о разговорах на уроках математики. И спустя уже несколько минут уже слышится голос Машиной мамы: "Спасибо, голубушка. Уж я постараюсь, прослежу". И уходит она из школы не раздраженная, а озабоченная новыми задачами, которые придется решать вместе с классной руководительницей. Какие чувства испытала мать Маши, войдя в учительскую? Дайте оценку поведения учителей. Как следует вести беседу с родителями? Чем объяснить взаимопонимание, возникшее в беседе классной руководительницы с мамой? Педагогические ситуации.

57 слайд

Описание слайда:

2.Молодая учительница литературы, войдя в VIII класс, в ответ на свое приветствие услышала: "Честь, имею!", которое Сергей сопроводил характерным рыцарским жестом и поклоном. Как прореагировать? А. Не отдавая должного великосветской галантности юного паладина, выставить его за дверь: "Пойди, прогуляйся и обдумай свое поведение". Б. Не обратить внимание и начинать урок. В. Не обратить внимание, но на уроке неожиданно вызвать или дать задачу потруднее, показав неуместность его шуток при неглубокой подготовке. Г. Принять приветствие: "О, поклонник литературы! Мне как раз нужна ваша помощь (раздать тетради, оформить доску, управлять ТСО и пр.)". Д. Ваше решение. Проанализируйте действия учителя, определите их влияние на характер общения. Определите. Какие из предложенных примеров демонстрируют совпадение целей педагога и восьмиклассники.

59 слайд

Описание слайда:

Стиль
общения
характеризуется
привычной
устойчивой связью
между способами и
методами общения и
целями, которыми
оно преследует. То
есть это какие-то
особенности
взаимодействия
между людьми.

Психология
всегда
занималась проблемами
взаимодействия людей
между собой. По мнению
психологов,
стиль
общения
обусловлен
возможностью человека
выбирать те или иные
средства поведения в
определенной ситуации.
Они разделили стили
общения
на
три
категории.

При гибком стиле
человек
хорошо
ориентируется
в
обществе, он может
адекватно
расценить,
кто
перед ним, быстро
понять, о чем идет
речь
и
даже
догадаться
об
эмоциональном
состоянии
собеседника.

При ригидном стиле
человек не может
быстро
проанализировать не
только
свое
поведение, но и
поведение
собеседника.
Он
плохо владеет собой
и не всегда может
выбрать подходящий
способ поведения и
общения.

При переходном стиле
у
человека
присутствуют признаки
из
двух
вышеназванных
стилей. Он не до конца
понимает,
что
происходит
вокруг
него, с кем общается и
какой
способ
взаимодействия лучше
выбрать.

Педагогические стили общения
Стили педагогического общения были определены
как эмоциональные приемы и действия педагога по
отношению к ученику. Поведение учителя
обусловлено его пониманием цели, которую он
преследует,
обучая
ребенка.
При
этом,
преподавателем также учитываются стили общения
ребенка.

Авторитарный
стиль
общения подразумевает
то, что учитель оставляет
за собой право решать
вопросы самостоятельно.
Они
могут
касаться
отношений
между
учениками, активности в
классе
или
касаться
каждого ученика лично.
Как правило, такой режим
включает
в
себя
одновременно
диктаторство и заботу о
подчиненных.

Способы обучения преподавателя либерального стиля
отличаются от способов, включенных в другие стили
общения педагога. Он стремится снизить все шансы
принимать какое-либо участие в жизнедеятельность
класса, не желает нести за учеников ответственность.
Учитель ограничивается выполнением исключительно
своих педагогических функций.

Манипулятивный стиль общения

При таком стиле общения
человек
воспринимается
другим
как
средство
достижения цели. Как правило,
собеседник старается показать
самые лучшие стороны его
цели, чтобы тот помог ее
достичь. Несмотря на то, что у
обоих участников разговора
разные
представления
о
составляющей
этой
цели,
победит тот, кто более искусно
владеет
методами
манипуляции.

Гуманистический стиль общения

При
гуманистическом
стиле общения речь идет о
межличностных
отношениях, в которых
человек хочет, чтобы его
поняли, поддержали, дали
совет,
чтобы
ему
сопереживали. Изначально
такой тип общения не
подразумевает
никакой
цели,
ситуация
складывается
из
происходящих событий.

Данный материал был представлен для выступления на областном учебном семинаре для руководителей образовательных учреждений и их заместителей «Коммуникативное взаимодействие участников образовательного процесса. Построение коммуникаций внутри образовательного учреждения», который проводился в марте 2011 г. кафедрой управления образованием ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО. В сообщении рассматриваются различные виды педагогического общения и их результативность. Папка с материалами содержит мультимедийную презентацию выступления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ.

Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.

Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, от умения слушать, понимать ученика, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

Стили педагогического общения

Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:

Автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

Авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для уч-ся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

- демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений уч-ся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;

- игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится меньше вмешиваться в жизнедеятельность уч-ся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

- попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой уч-ся либо идет на поводу их желаний;

- непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со уч-ся, к появлению конфликтных ситуаций.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети буквально по пятам ходят!"

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение "учитель - ученики".

4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

(Участникам семинара можно предложить самостоятельно выбрать название стиля общения по его описанию)

Модель I - "Сократ". Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II - "Руководитель групповой дискуссии". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III - "Мастер". Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

Модель IV - "Генерал" . Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V - "Менеджер". Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI - "Тренер". Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII - "Гид". Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны зара--нее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию, - выбор роли педагогом на основании собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

ДИАЛОГ И МОНОЛОГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом:

Модель диктаторская "Монблан" - преподаватель как бы отстранен от обучаемых уч-ся, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые уч-ся - лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.

Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых уч-ся.

Модель неконтактная ("Китайская стена") - близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.

Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми уч-ся, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.

Модель дифференцированного внимания ("Локатор") - основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения уч-ся с фронтальным подходом.

Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель - коллектив уч-ся, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

Модель гипорефлексная ("Тетерев") - заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.

Модель гиперрефлексная ("Гамлет") - противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых уч-ся, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву.

Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у уч-ся, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях.

Модель негибкого реагирования ("Робот") - взаимоотношения преподавателя со уч-ся строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние уч-ся, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели.

Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия.

Модель авторитарная ("Я - сам") - учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых уч-ся, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность.

Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.

Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.

(Участникам семинара предлагается выбрать самую продуктивную модель общения и обосновать свой выбор)

Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации.

Это тоже можно сделать в виде диалога

Вынести в кучу признаки и предложить их разместить на 2 группы: Негативная и позитивная установка

Наличие негативной установки преподавателя на того или другого уч-ся можно определить по следующим признакам: преподаватель дает "плохому" уч-ся меньше времени на ответ, чем "хорошему"; не использует наводящие вопросы и подсказки, при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому уч-ся или отвечает сам; чаще порицает и меньше поощряет; не реагирует на удачное действие уч-ся и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним на занятии.

Соответственно о наличии позитивной установки можно судить по таким деталям: дольше ждет ответа на вопрос; при затруднении задает наводящие вопросы, поощряет улыбкой, взглядам; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обращается к уч-ся взглядом в ходе занятия и т. п. Специальные исследования показывают, что "плохие" уч-ся в четыре раза реже обращаются к педагогу, чем "хорошие"; они остро чувствуют необъективность педагога и болезненно переживают ее.

Реализуя свою установку по отношению к "хорошим" и "плохим" уч-ся, педагог без специального намерения оказывает, тем не менее, сильное влияние на уч-ся, как бы определяя программу их дальнейшего развития.

Наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль при котором преподаватель учитывает индивидуальные особенности уч-ся, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед уч-ся, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах.

По сути, этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самоосознания, способный к постоянному самоанализу своего поведения и адекватной самооценке.

Профессионально-важные качества педагогического общения

1) интерес к людям и работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

2) способность эмоциональной ЭМПАТИИ и понимания людей;

3) ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие э зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей уч-ся;

4) умение ощущать и поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ в общении;

5) умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

6) способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации;

7) умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8) хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

9) владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на уч-ся в требуемом направлении;

10) способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, "приспособлений" и "пристроек").

Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.