Медицинское обслуживание населения представляет собой сложную систему как по видам оказываемых лечебно-профилактических услуг, так и по типам учреждений. Кроме того, в системе здравоохранения Российской Федерации действуют некоммерческие и коммерческие организации здравоохранения.

Основной формой некоммерческих организаций здравоохранения являются учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом управления здравоохранения. Также к некоммерческим организациям здравоохранения относятся некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации, которые стали создаваться в последние годы с принятием в 1995 г. Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Основными формами коммерческих организаций здравоохранения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также хозяйственные товарищества (полные и коммандитные) и хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной или дополнительной ответственностью).

Номенклатура учреждений здравоохранения утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 октября 2005 года № 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения".

В Единую номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения включены лечебно-профилактические учреждения (больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения), учреждения здравоохранения особого типа, учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, аптечные учреждения.

Виды лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) здравоохранения:

  • больничные учреждения (городская, детская, участковая, центральная районная, областная больница, городская клиническая больница, городская больница скорой медицинской помощи, медико-санитарная часть);
  • специализированные больницы (психиатрическая, туберкулезная, офтальмологическая, инфекционная и др.);
  • диспансеры (противотуберкулезный, онкологический, кардиологический, психоневрологический, наркологический, врачебно-физкультурный и др.);
  • амбулаторно-поликлинические учреждения (городская поликлиника, амбулатория, стоматологическая поликлиника, здравпункты, фельдшерско-акушерские пункты);
  • учреждения охраны материнства и детства (детские ясли, детские сады, дом ребенка, молочная кухня, родильный дом);
  • учреждения скорой и неотложной помощи и переливания крови (станции скорой медицинской помощи, станции переливания крови);
  • санаторно-курортные учреждения (санаторий, санаторий-профилакторий, бальнеологическая и грязелечебница).

Кроме данной номенклатуры, устанавливается еще типовая категоричность в зависимости от мощности учреждения, что способствует рациональному планированию сети учреждений и штатов.

Амбулаторно-поликлинические учреждения по мощности делятся на пять категорий в зависимости от числа врачебных посещений в смену. Мощность больничных учреждений определяется числом коек.

ЛПУ Единица измерения Категория
1 2 3 4 5 6 7 8
Участковая больница койки 76-100 51-75 36-50 25-35 - - - -
Районная больница койки 351-400 301-350 251-300 201-250 151-200 101-150 - -
Городская больница койки 801-1000 601-800 401-600 301-400 251-300 201-250 151-200 101-150
Областная, краевая республиканская больница койки 801-1000 601-800 501-600 401-500 301-400 - - -
Поликлиника посещения в смену свыше 1200 751-1200 501-750 251-750 до 250 - - -

Для расчета показателя "Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений" приказом МЗ СССР № 650 от 20 июня 1979 года была утверждена инструкция по определению планового показателя "Мощность амбулаторно - поликлинических учреждений" для планирования сети учреждений (подразделений) здравоохранения, оказывающих населению амбулаторно - поликлиническую помощь. С 1980 года, согласно вышеуказанного приказа, перед представлением в вышестоящие органы проекта плана развития здравоохранения на очередной год следует утверждать плановую мощность этих учреждений (подразделений) с учетом износа основных фондов.

Планирование сети лечебно-профилактических учреждений необходимо для оказания качественной и равнодоступной медицинской помощи, а также эффективного использования ресурсов здравоохранения. Для планирования необходимо знать потребность населения в медицинской помощи.

Для определения потребности населения в медицинской помощи используются специальные алгоритмы ее расчета.

Общий алгоритм расчета потребности в медицинской помощи

Расчеты потребности в медицинской помощи исходят из:

  • численности населения (сложившейся или прогнозируемой на конец планового периода)
  • расчетных норм времени на оказание медицинских услуг (либо условных единиц труда)

Произведение численности населения и кратности оказания медицинских услуг дает число медицинских услуг, необходимых при оказании медицинской помощи.

Произведение количества медицинских услуг и расчетных норм времени на их оказание представляет собой объем необходимой медицинской помощи для населения муниципального образования, выраженный во времени, необходимом для оказания расчетного числа медицинских услуг.

Исходные данные для расчетов

Численность населения - берется по данным Росстата.
Для целей определения потребности в медицинской помощи по каждому муниципальному образованию необходимы данные об общей численности населения, а также распределению населения по возрастным группам (взрослые, дети).

Деление населения на указанные группы позволяет учесть существенное влияние возраста на состояние здоровья населения и, соответственно, на его потребность в объеме и структуре медицинской помощи, которые должны быть учтены при расчетах необходимой мощности сети медицинской помощи.

Кратность оказания медицинских услуг - на одного человека в год утверждается

Расчет потребности населения в амбулаторной помощи.
За расчетную единицу объема амбулаторной помощи принимается врачебное посещение, в процессе которого оказывается лечебно- профилактическая помощь.
Обобщающий показатель объема амбулаторной помощи – суммарная продолжительность врачебных посещений (в минутах), необходимых для оказания амбулаторной помощи населению.

Потребность населения в амбулаторной помощи (число врачебных посещений) рассчитывается с учетом ожидаемой численности населения и показателя объема амбулаторно–поликлинической помощи на одного человека в год, утвержденного Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Расчет показателя необходимого объема амбулаторной помощи оценивается суммарным временем (в минутах) врачебных посещений, необходимых для оказания амбулаторно–поликлинической помощи. Этот показатель рассчитывается как произведение числа врачебных посещений и показателя объема амбулаторно–поликлинической помощи на одного человека в год, утвержденного Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи .

Изложенные расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы медицинской помощи для жителей муниципальных образований включают в себя медицинскую помощь, оказываемую на всех уровнях амбулаторной помощи.

Расчет потребности населения в стационарной помощи.
За расчетную единицу объема стационарной помощи принимается один день пребывания больного на койке (койко-день).

Потребность населения в стационарной помощи (количество койко-дней) рассчитывается с учетом ожидаемого числа госпитализаций и норматива объема стационарной помощи в количестве койко-дней в расчете на одного человека в год, установленному Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи , необходимых для оказания стационарной помощи.

Ожидаемое расчетное число госпитализаций определяется на основе регионального прогнозного показателя численности населения соответствующего муниципального района (муниципального округа).

Изложенные расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы медицинской помощи для жителей муниципальных образований включают в себя медицинскую помощь, оказываемую на всех уровнях стационарной помощи.

Расчет потребности населения в скорой медицинской помощи.
За расчетную единицу объема скорой медицинской помощи принимается один вызов службы скорой помощи.

Потребность населения в скорой медицинской помощи (количество вызовов) рассчитывается с использованием показателя объема скорой медицинской помощи в количестве вызовов в расчете на одного человека в год и ожидаемой численности населения.

Расчет необходимого объема скорой медицинской помощи производится в разрезе бригад службы скорой медицинской помощи, предусмотренных федеральным классификатором.

Эти расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы медицинской помощи для жителей муниципальных образований включают в себя медицинскую помощь, оказываемую на всех уровнях стационарной помощи.

Расчет потребности населения в диагностической помощи.
За расчетную единицу объема диагностической помощи принимается одно исследование.
Обобщающий показатель объема диагностической помощи – суммарное время (в минутах), необходимое для производства общего расчетного числа диагностических исследований.

Потребность населения в диагностической помощи (число исследований) рассчитывается исходя из ожидаемой численности населения и расчетного норматива среднего числа исследований на 1 одного жителя.

Расчет обобщающего показателя необходимого объема медицинской помощи оценивается суммарным временем (в минутах) для производства всех исследований, необходимых для диагностики заболеваний. Этот показатель рассчитывается исходя из расчетного числа диагностических исследований и расчетных норм времени на производство диагностических исследований.

Общий объем диагностических исследований складывается из расчетного числа исследований производимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях стационара.

Расчетные таблицы используются для расчета объема диагностической помощи раздельно по каждому виду диагностических исследований (бактериологических, биохимических, гистологических, иммунологических, общеклинических, цитологических, радиологических, рентгенологических, ультразвуковых, функциональных, эндоскопических).

Изложенные расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы диагностической помощи для жителей муниципальных образований включают в себя диагностическую помощь, оказываемую на всех уровнях медицинской помощи.

Предлагаемая методология определения потребности населения в объемах медицинской помощи предполагает использование расчетных технологических нормативов. Вместе с тем, большинство необходимых технологических нормативов в настоящее время отсутствует. В этих условиях (вплоть до завершения начавшегося процесса разработки полного комплекта необходимых нормативов) представляется целесообразным проводить расчеты потребности в медицинской помощи и мощности сети медицинской помощи на основе адаптированных для региона расчетных показателей федеральной Программы государственных гарантий медицинской помощи. Целесообразность и допустимость такого подхода основываются на том обстоятельстве, что по основным показателям деятельности медицинские организации абсолютного большинства субъектов Российской Федерации пока еще отстают от показателей Программы государственных гарантий медицинской помощи .

Предполагается, что по мере разработки расчетных технологических нормативов, в схемы перспективной сети медицинской помощи будут вноситься необходимые уточнения, основанные на расчетах, использующих описанную выше методологию в полном объеме.

Учебно-методическое пособие

Иркутск, 2004


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

ГОУ ВПО ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.

В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ

И СТАЦИОНАРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Учебно-методическое пособие

Иркутск, 2004


Учебно-методическое пособие подготовлено:

Гайдаров Г.М. – доктор медицинских наук, профессор, заведующий

кафедрой общественного здоровья и здравоохранения

ГОУ ВПО ИГМУ

Кулеш Д.В. – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры

общественного здоровья и здравоохранения

ГОУ ВПО ИГМУ

Рецензенты:

Абашин Н.Н. – кандидат медицинских наук,

первый заместитель исполнительного директора

государственного учреждения территориального фонда

обязательного медицинского страхования граждан

Иркутской области

Купцевич А.С. – заместитель начальника главного

управления здравоохранения Администрации

Иркутской области

Планирование в здравоохранении. Определение потребности населения в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи (учебно-методическое пособие). – Иркутск, 2004. – 28 с.

В учебно-методическом пособии отражены основные подходы и принципы в планировании медицинской помощи населению на современном этапе, определения потребности населения в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи. Пособие предназначено для студентов лечебно-профилактического, педиатрического, медико-профилактического факультетов медицинского университета, интернов, клинических ординаторов кафедры.

Учебно-методическое пособие печатается по решению Центрального координационного совета ИГМУ.

ТЕМА: «ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ И СТАЦИОНАРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

ВВЕДЕНИЕ

Место проведения занятия – кафедра.

Продолжительность изучения темы – 4 часа.

Цель занятия: изучить основы планирования в здравоохранении; знать основные принципы и методы планирования; изучить определение потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи.

Конкретные задачи:

Студент должен знать:

Что такое планирование в здравоохранении на современном этапе; принципы планирования; виды планов и методы планирования; что является единицами измерения мощности амбулаторно-поликлинического и стационарного медицинских учреждений и основные измерители показателей плана в здравоохранении; что такое случай поликлинического обслуживания.

Студент должен уметь:

Осуществлять расчет плановых показателей и определение потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи.

План проведения

Первый этап занятия:

Вводное слово преподавателя (тема занятия согласно тематического плана практических занятий, определение цели и задач занятия) – 5 мин.

Тестовый и устный контроль по вопросам к теме занятия – 45 мин.

Заключение преподавателя по результатам опроса. Обратить внимание на основные разделы темы – 15 мин.

Второй этап занятия:

Освоение методик расчета основных плановых показателей работы амбулаторно-поликлинического и стационарного учреждения. Самостоятельная работа с учебными, учебно-методическими пособиями, решение ситуационных задач. Вычисление плановых показателей и определение потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи – 75 мин.

Подведение итогов выполнения заданий, контроль итоговых заданий студентов – 15 мин.

Обсуждение материала. Дискуссия – 30 мин.

Планирование в здравоохранении

С технологической точки зрения планирование заключается в разработке систем планов, отражающих различные стороны деятельности медицинских учреждений или развитие здравоохранения определенной территории. С социально-экономической стороны планирование заключается в учете общественных законов развития, экономических и иных интересов субъектов здравоохранения.

Планирование – это процесс принятия и выполнения решений по использованию ресурсов отрасли или организации посредством выполнения основных задач для достижения главной цели.

Основой системы планирования является определение на всех уровнях управления – от федерального до учрежденческого – взаимоувязанных стратегических целей, стратегических задач и стратегических приоритетов развития здравоохранения.

Цель планирования на современном этапе заключается в создании нормативной и правовой основы для реализации стратегии развития здравоохранения, предусматривающей, в том числе обеспечение максимально возможного уровня доступности медицинской помощи для населения в современных социально-экономических условиях за счет повышения эффективности здравоохранения.

Основные принципы планирования в здравоохранении

на современном этапе:

1. Сквозной принцип планирования для всех уровней: федерального, субъекта РФ, муниципального, учрежденческого .

Так, вышестоящий уровень предлагает нижестоящему основные параметры для планирования и согласовывает их с ним с учетом формирования и реализации государственных (муниципальных) заказов, местных климатогеографических, социально-экономических, санитарно-гигиенических, политических и иных условий. После этого указанные параметры становятся основой для планирования на обоих уровнях).

2. Наличие единой для Российской Федерации системы социальных стандартов, норм и нормативов, применяемых для планирования здравоохранения.

Так, например, нормативы объемов медицинской помощи – это необходимые объемы медицинских и организационных мероприятий, в результате которых можно предупредить возникновение заболеваний, обеспечить выздоровление при острых заболеваниях и добиться ремиссии при хронических заболеваниях (например, средняя длительность пребывания больного на койке, функция врачебной должности, протоколы ведения больных – стандарты и пр.). На федеральном уровне при планировании государственных гарантий устанавливаются федеральные базовые нормативы объемов медицинской помощи, которые затем на уровне субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей детализируются в виде территориальных нормативов объемов медицинской помощи (например, число койко-дней на 1000 населения при оказании стационарной медицинской помощи или число посещений на 1000 населения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи).

3. Непрерывность процесса планирования на основе сочетания стратегического и текущего планирования.

Стратегическое планирование здравоохранения – определение целей, задач, приоритетов, порядка, объемов, условий деятельности здравоохранения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и отдельных медицинских учреждений на перспективу в несколько лет.

Текущее планирование здравоохранения – определение порядка и условий реализации стратегических планов здравоохранения на очередной год для всех уровней (федеральный, субъекта Федерации, муниципального образования и отдельного медицинского учреждения). В процессе текущего планирования осуществляется мониторинг хода реализации стратегических планов и, при необходимости их корректировка. Таким образом, реализуется принцип непрерывности процесса планирования в здравоохранении.

На этапе текущего планирования субъекты РФ, муниципальные образования осуществляют оценку хода реализации стратегического плана, прежде всего с точки зрения обеспечения государственных гарантий в оказании гражданам бесплатной медицинской помощи. Выявляются расхождения со стратегическим планом. Их причины анализируются, по результатам анализа даются предложения по устранению причин расхождений или по уточнению и корректировке стратегического плана. Затем осуществляется детальное поквартальное планирование реализации задач стратегического плана на текущий год.

Одним из инструментов для реализации государственных гарантий в оказании медицинской помощи гражданам на этапе текущего планирования является государственный (муниципальный) заказ.

Государственный заказ – государственное задание областным медицинским учреждениям на оказание бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, проживающим на территории субъекта Федерации, содержащее виды и объемы медицинской помощи, обеспеченные финансовыми средствами на их выполнение из средств областного бюджета здравоохранения и средств обязательного медицинского страхования.

Муниципальный заказ – объем медицинской помощи, планируемый к предоставлению жителям муниципального образования в рамках Территориальной программы государственных гарантий за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования.

План – это документ, определяющий сущность, последовательность, направленность и тактику деятельности конкретных исполнителей, в конкретные сроки и на конкретных участках деятельности.

Планы бывают:

1. перспективные (на длительный период);

2. текущие (оперативные, месячные и годовые);

3. планы деятельности учреждений;

4. планы развития (строительство, ремонт, реконструкция);

5. комплексные планы;

6. планы-задания на объект;

Для отдельных типов учреждений здравоохранения основными измерителями показателей плана являются следующие:

Для стационарной сети – «больничная койка»;

Для амбулаторно-поликлинических учреждений – «число посещений в смену»;

Для станции скорой медицинской помощи – «число вызовов в год»;

Для станции переливания крови – «количество заготовленной крови

Для центра государственного санитарно-эпидемиологического

надзора – «численность обслуживаемого населения»

Среди методов планирования наиболее часто применяются:

1. аналитический (используется для оценки исходного и достигнутого уровней при составлении плана и анализе его исполнения);

2. сравнительный (составная часть аналитического метода) – дает возможность определить направление процессов развития, например, заболеваемости, смертности и т.д.;

3. балансовый метод (позволяет выявить дисбаланс, например, подготовки кадров и роста сети ЛПУ);

4. нормативный (для определения потребности в нормативных показателях на основе использования балансового метода);

5. экспериментальный (расчет показателей на основе эксперимента);

6. экономико-математические методы используются при необходимости научно обосновать оптимальные варианты плана;

7. другие специальные методы.

В здравоохранении традиционно планируются:

1. потребность в кадрах;

2. производственная деятельность (производственные (плановые) показатели);

3. перспективы финансирования.

Определение потребности населения

Правильное планирование амбулаторно-поликлинической сети имеет большое значение в связи с тем, что эти учреждения обеспечивают медицинским обслуживанием большую часть населения, нуждающегося в лечении (примерно 80%).

Норматив потребности населения в амбулаторно-поликлинической помощи составляет 11,5 посещений на 1 жителя в год.

Расчет потребности населения в амбулаторно-поликлиническом обслуживании может выполняться по формуле (1):

П = А × Кп + Д + Пр

где П - число посещений населением врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях (на 1000 населения);

А - уровень заболеваемости (обращаемость на 1000 населения);

Кп - коэффициент повторности посещений с лечебной целью на 1 заболевание по данной специальности;

Д - число диспансерных посещений в связи с заболеваемостью;

Пр - число посещений по профилактическому обслуживанию.

Нормы нагрузки персонала учреждений здравоохранения, наряду с потребностью населения в медицинской помощи, являются основными показателями при планировании численности врачебных кадров. Главным понятием здесь является «врачебная должность». Под ней понимают определенный объем работы (нагрузка) врача за год, оказывающего помощь на дому и ведущего амбулаторный прием. По каждой отдельной специальности рассчитывается «функция врачебной должности» - плановая и фактически выполненная функция по итогам работы за прошедший год.

Плановая функция врачебной должности определяется числом посещений (в поликлинике на приеме, на дому и при профосмотрах), которое должно быть выполнено одной врачебной должностью определенной специальности в течение календарного года (2).

Ф = Б × С × Г

где Ф - функция одной врачебной должности данной специальности;

Б - нагрузка врача данной специальности на 1 час работы в поликлинике и на дому на разных видах работ;

С - число часов работы по приему, на профосмотрах и на дому;

Г - число рабочих дней в году.

Плановая функция врачебной должности используется при планировании числа врачебных должностей для амбулаторно-поликлинического обслуживания населения с целью определения потребности во врачебных должностях по отдельным специальностям (3).

где В - число врачебных должностей для амбулаторно-поликлинической помощи;

Л - нормативное число поликлинических посещений на 1 жителя в год (см. табл.1);

Н - численность населения планируемой территории;

Ф - функция врачебной должности.

Формула (3) устанавливает абсолютную потребность во врачебной должности определенной специальности амбулаторно-поликлинической сети.

Методика планирования стационарной помощи населению

При планировании стационарной помощи определяется потребность населения в койках, а измерителем этой потребности считается число коек на 1000 обслуживаемого населения.

Т а б л и ц а 1 - Нормативы стационарной помощи населению

1. Уровень обращаемости населения за медицинской помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения, в связи с заболеваниями на 1000 населения. Обращаемость населения за медицинской помощью отражает уровень заболеваемости.

2. Уровень госпитализации. Располагая данными об обращаемости можно определить нуждаемость больных в госпитализации, которая определяется в процентах к числу амбулаторно-поликлинических обращений.

3. Среднегодовая занятость койки. По установленным нормам больничная койка в году должна ориентировочно функционировать: в городе - 340 дней и в сельской местности - 310 дней. На этот показатель влияют такие факторы, как простой койки из-за смены больного, ремонт больницы, обработка палат. На это уходит 25―45 дней в году.

4. Среднее число дней пребывания больного на койке. Этот показатель установлен в среднем на уровне 11,8―12,5 дней и дифференцируется по профилям коек.

Потребность населения в больничных койках определяется по следующей формуле (4):

Где К - потребное число среднегодовых коек (искомая величина) на 1000 населения;

А - уровень обращаемости (заболеваемости) на 1000 населения;

П - показатель госпитализации на 100 обратившихся за медицинской помощью (процент отбора больных на койку);

Р - среднее число дней пребывания больного на койке;

Д - плановое число дней использования (занятости) койки в году.

Так определяется потребность в койках разного профиля с учетом дифференцированных показателей обращаемости и отбора на койку по каждой специальности. Заметим, что «число коек» является показателем мощности стационара.

Расчет потребности во врачебных кадрах ведется следующим образом (5):

Число врачей для стационара = Число коек в стационаре__

Число коек на одного врача

Это осознанная объективная необходимость в

получении медицинских услуг и профилактическом

обслуживании, формируемая под влиянием условий

жизни в конкретных исторических рамках развития

общества.

В настоящих условиях потребность в здоровье

находится на первом месте.

Потребность населения в здоровье удовлетворяется

общественным здравоохр-ем и ведение ЗОЖ.

Факторы влияющие на потребность населения в МП:

1. Уровень заболеваемости населения.

2. Структура заболеваемости.

3. Структура населения, демографические особенности.

4. Социально-психические особенности населения.

5. Степень развития медицинской науки.

Спрос – обращаемость за медпомощью, подкрепле-

нная возможностью удовлетворить эти услуги;

это количество мед услуг, которые желают приоб-

рести пациенты за некоторый период по опреденной

Спрос на мед услуги всегда был, есть и будет.

Спрос – это вид рыночных отношений.

Есть спрос – есть предложение и наоборот.

Виды спроса:

1. Отрицательный спрос: это негативный спрос на

прививки, профосмотры.

2. Отсутствие спроса – на оздоровительные услуги.

3. Скрытый спрос – на услуги нетрадиционной

медицины.

4. Падающий спрос – на снижение посещаемости

врачей какой-то специальности.

5. Нерегулярный спрос – неритмичная нагрузка на

врачей поликлиники по сезонам года.

6. Полноценный спрос – полное и своевременное

удовлетворение потребности в мед услугах.

7. Чрезмерный спрос – переполненные отделения

в больницах, очереди к врачу.

8. Нерациональный спрос – на курение, алкоголь.

Предложение – количество мед услуг, которые

могут быть оказаны в определенный период

времени на данной территории данным ЛПУ.

Цена – денежное выражение стоимости услуги.

Цена мед услуг включает: расходы на оплату

труда медперсонала, полученная прибыль и

затраты на лечебно-диагностические услуги.

Маркетинг в здравоохр-и:
Э
то система принципов, методов и мер, базирую-

щихся на комплексном изучении спроса потреби-

теля (пациента) и целенаправленном формировании

предложения медицинских услуг производителем

(ЛПУ);это комплексный процесс планирования,

экономиического обоснования и управления

производством медицинских и фармацевтических

услуг и продуктов, ценовой политики в области

лечебно-профилактического процесса,

продвижения услуг и продуктов к потребителям,

а также управление их реализацией.

В основе маркетинга лежат следующие ключевые

понятия: нужда, потребность, желание, спрос,

продукт, обмен, рынок.

Ориентация на потребителя – основная сущность

маркетинга.

Для маркетинга в области медицины характерна

концепция социально-этического маркетинга, то есть

медицинская организация должна не только наиболее

полно и эффективно удовлетворять запросы потреби-

телей, но также поддерживать и улучшать здоровье

и благосостояние как отдельных граждан, так и

общества в целом.

Планирование в здравоохр-и.

Это одна из важнейших функций управления, задачей

которой является нахождение оптимальных соотноше-

ний между потребностью населения в ЛПП и возмож-

ностями ее удовлетворения на определенном этапе

развития общества.

План здравоохр-я – составная часть государственного

плана социально-экономического развития страны,

направленная на наиболее рациональное и эффективное

использование материальных, трудовых и финансовых

ресурсов на достижение результата.

Виды плана: Территориальные, отраслевой, текущие

(до 1 года), перспективные (до 5 лет), комплексные.

Принципы планирования:

1. Региональность планирования: осуществление

планирования на уровне региона, с учетом приоритетов

и первостепенных задач региона.

2. Научность планов: обоснованность показателей плана,

которые должны опираться на данные, характеризующие

тенденции заболеваемости и потребности населения в МП.

3. Реальность планов: выполнимость планов, основанная

на знании и балансе потребностей в МП и экономической

возможности региона.

4. Связь текущего и перспективного планирования.

5. Оптимальное сочетание отраслевого и территориального

планирования.

Методы планирования:

1. Аналитический: используется для сравнительной оценки

исходного и достигнутого уровня при составлении плана

и анализе его реализации; определяют обеспеченность

населения медперсоналом, больничными койками и др.

2. Сравнительный: дает возможность определить направ-

ление процессов развития (заболеваемость, смертность).

3. Балансовый: позволяет выявить диспропорции во время

выполнения плана (баланс подготовки кадров и рост ЛПУ).

4. Нормативный: применяется при составлении плана на

основе балансового метода; используются нормы и норма-

тивы потребности населения в МП, потребности в койках

по общему количеству и по специальностям, штатного

медперсонала, мед и спец оборудования, мягкого инвентаря,

мебели, хозяйственного оборудования, транспорта, числа

АПУ, процента госпитализации, сроков пребывания в

стационаре, числа лабораторных анализов.

5. Экономико-математический.

Основные разделы планирования в здравоохр-и:

1. Развитие сети учреждений здравоохр-я.

2. Потребность и подготовка медицинских кадров.

3. Инвестирование в строительство и оборудование ЛПУ.

4. Материально-техническое снабжение.

5. Финансирование (бюджет) всего здравоохр-я и его разделов.

Методы планирования медицинских коек:

Потребное число коек определяется по показателям работы

больничной койки, проценту отбора на стационарное лечение

и уровню заболеваемости.

К=А х Р х R/Д х 100 или Г/F; где К – потребное число коек

на 1000 жителей, A – уровень заболеваемости на 1000 жит,

Р – процент отбора на госпитализацию, R – средняя длитель-

ность пребывания на койке, Д- среднегодовая занятость койки,

Г – объем госпитализации, F – оборот (функция) койки.

Методы планирования врачебных должностей:

Потребность во врачебных должностях определяется по коли-

честву населения, заболеваемости населения в расчете на 1

жителя, функции врачебной должности.

В = Л х Н/Ф; где В – необходимое количество врачебных

должностей данной специальности, Л – норматив количества

посещения на 1 жителя в год, Ф (Б х С х Г) – функция врачеб-

ной должности, Н – среднегодовая численность населения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Читинская Государственная Медицинская Академия

федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Курсовая работа

по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение

Планирование здравоохранения. Определение потребности населения в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи

Введение

Ресурсы здравоохранения в любом обществе всегда ограничены, поэтому вопросы их более эффективного использования являются ключевыми. В настоящее время в Российской Федерации имеет место ситуация, когда государственные обязательства по оказанию населению бесплатной медицинской помощи необходимого объема и качества обеспечены финансовыми ресурсами не более чем наполовину.

Дефицит финансовых и иных ресурсов в ближайшее время преодолеть не удастся. В этих условиях возрастает роль методов финансового планирования в здравоохранении как процедуры приведения уровня потребления населением ресурсов здравоохранения в соответствие с имеющимися ограниченными экономическими возможностями.

Государственные и муниципальные медицинские учреждения существуют исключительно за счет планируемых в бюджетах всех уровней расходов на здравоохранение и средств обязательного медицинского страхования. Правильное сочетание этих источников, использование наиболее эффективных, оптимальных механизмов доведения этих средств в медицинские учреждения являются одними из важнейших задач организаторов здравоохранения.

В среднем по Российской Федерации в общих расходах на здравоохранение бюджетные средства составляют превалирующую долю - 60% и более. Использование этих средств осуществляется по бюджетно-сметному принципу. Однако механизмы использования средств из двух основных источников (бюджет и ОМС) различны. При всей очевидности большей эффективности и целесообразности страхового принципа расходования средств на оплату медицинской помощи продолжает сохраняться и бюджетно-сметный принцип. В то же время очевидно и то, что при недостатке средств в любой отрасли в любой сфере деятельности необходима консолидация средств, использование их в направлении "главного удара", для решения наиболее значимых в тактическом и стратегическом плане задач. Реализация этих принципов возможна посредством расширения грамотного финансового планирования в здравоохранении.

Рациональное планирование позволяет не только концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, но и осуществлять комплексный подход к решению наиболее актуальных проблем здравоохранения на основе межотраслевого взаимодействия.

Предмет исследования: принципы, задачи, направления и методы планирования в сфере здравоохранения.

Объект исследования: статьи, нормативные материалы и документы, а также труды российских и зарубежных авторов по вопросам планирования и экономики здравоохранения.

Цель: изучение механизма планирования на предприятиях здравоохранения.

· Сделать обзор литературы

Изучить теоретические аспекты планирования в здравоохранении;

Проанализировать экономические методы планирования деятельности медицинского учреждения;

Рассмотреть основные проблемы в области планирования здравоохранения;

Изучить и провести анализ результатов собственного исследования.

· Заключение. Вывод.

Материалы исследования: статьи, нормативные материалы и документы, а также труды российских и зарубежных авторов по вопросам планирования и экономики здравоохранения.

1. Планирование здравоохранения как отрасли экономики

Планирование как составная часть управления экономикой представляет собой совокупность методов и средств, позволяющих выбрать оптимальный вариант развития, обеспечивающий эффективное использование ресурсов.

Планирование подразделяется:

1) по уровню:

федерации (государственное планирование),

отраслей (отраслевое планирование),

регионов (региональное планирование),

отдельных организаций, предприятий, учреждений;

2) по фактору времени:

перспективное,

3) по методам:

балансовое,

нормативное.

Планирование только «от достигнутого уровня» (oпределение будущих изменений на основе существующих тенденций при условии их сохранения и прошлого опыта), допустимо в случае, если общество не находится в процессе глубоких перемен и удовлетворено состоянием социального сектора (в частности, организацией системы здравоохранения). Однако при этом всегда существует опасность повторения допущенных ошибок и неизбежно противоречие с меняющимися потребностями и новыми возможностями.

Чтобы добиться наиболее рационального использования ограниченных ресурсов, необходимо возможно точнее определять их отдачу, сопоставлять ее с затратами, сравнивать различные варианты программ развития с точки зрения издержек и выгод.

Планирование здравоохранения -- это обоснование и разработка потребности населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании в соответствии с возможностями их удовлетворения.

Лисицин Ю.П. дает следующее определение планирования здравоохранения: «планирование здравоохранения на современном этапе следует рассматривать как специально созданную многофакторную подсистему управления здравоохранением, имеющую динамические цели, многоотраслевой целеобразующий комплекс и функциональные связи между элементами как внутри здравоохранения, так и с другими отраслями».

2. Основные принципы, виды и методы планирования

Основные принципы планирования системы здравоохранения РФ:

обеспечение социальных гарантий населения в получении необходимой медицинской помощи, и в первую очередь реализации Программы госгарантий;

соответствие ресурсов здравоохранения потребностям населения в медицинской помощи.

Развитие здравоохранения должно проходить при соблюдении следующих условий:

единство целей развития системы на разных уровнях организации и управления как на текущий период, так и на перспективу;

эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов медицинских учреждений;

укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;

повышение качества и эффективности медицинского обслуживания.

Для командной экономики было характерно директивное планирование здравоохранения, когда в комплексные планы включались разделы: план по труду (численность и фонд заработной платы), план материально-технического обслуживания; план капиталовложений (строительство и оборудование медицинских учреждений); план по трудовым ресурсам (потребности, подготовка, повышение квалификации).

В условиях децентрализации системы управления и демонополизации государственной системы здравоохранения изменились содержание и методы планирования с директивного на рекомендательный характер. Однако сохранился нормативный метод планирования с использованием соответствующих норм и нормативов (нормы нагрузки медицинского персонала -- число больных на 1 ч амбулаторного приема; нормативы среднегодовой занятости койки в стационаре; штатные нормативы и т.д.).

Специфика российской экономики определяется высоким уровнем дифференциации экономических, социальных, демографических показателей развития регионов. Усиление пространственной неоднородности затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований, ведет к дезинтеграции национальной экономики, ослаблению целостности общества и государства.

Существенным фактором, способствующим преодолению дезинтеграции российской экономики, является применение программно-целевого метода планирования, который успешно применяется в различных отраслях народного хозяйства, в том числе и в здравоохранении. Важность государственного регулирования развития регионального здравоохранения обусловлена существенной стратификацией российских регионов как по демографическим характеристикам, так и по уровню государственных инвестиций в отрасль, что отражено в таблице в Приложении к данной курсовой работе.

Программно-целевое планирование развития регионального здравоохранения практикуется на территории всех субъектов РФ с 1998 г. и регламентируется правительственными нормативными актами, издаваемыми ежегодно. Однако из-за неоднородности основных финансовых программных показателей по субъектам РФ, эффективность программных мероприятий будет также различна.

Актуальность экономической оценки эффектов от реализации региональных целевых программ возрастает с изменением порядка предоставления гражданам РФ государственной социальной помощи (монетизация льгот). С принятием Федерального закона от 22.08.04 №122-ФЗ "О государственной социальной помощи" возникает необходимость унификации принципов организации и механизмов осуществления медико-экономического контроля лекарственной помощи, льготного протезирования, предоставляемых отдельным категориям граждан в рамках упомянутого закона.

Итак, в рыночных отношениях возрастает роль оптимального планирования, когда для наиболее полного удовлетворения потребности населения в услугах здравоохранения, с учетом состояния материально-технической и ресурсной базы, выбирается вариант дальнейшего развития системы.

С этой целью:

1) анализируются комплексные показатели:

материально-техническая база ЛПУ в регионе;

нормативы обеспечения населения (детского и взрослого) медицинской помощью;

здоровье населения и его динамика;

финансовые, материальные и трудовые ресурсы здравоохранения региона;

диспансеризация и профилактическая работа и т.д.

2) изучаются вопросы:

дальнейшего развития медицинской помощи по основным ее видам с учетом демографических особенностей в регионе;

развития медицинского страхования (ОМС и ДМС);

внедрения ресурсосберегающих технологий;

совершенствования системы управления здравоохранением;

Повышения качества медицинского обеспечения населения.

3. Экономические методы планирования деятельности медицинского учреждения

Переход на экономические методы управления отраслью предполагает изменение подходов и к планированию на уровне ЛПУ. При сохранении бюджетного планирования (планомерного процесса составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета) вместо привычных объемных показателей, отражающих количество посещений, койко-дни и т.д., решающее значение приобретают финансовые нормативы.

Преимущество экономических методов планирования в том, что они создают материальные стимулы, влияют на размер заработной платы медицинских работников. При этом необходимы комплексные показатели качества и результативности, наиболее полно характеризующие цели, стоящие перед медицинским учреждением и его подразделениями.

Планирование работы ЛПУ заключается в определении:

основных целей и функций ЛПУ и показателей, выполнение которых способствует достижению этих целей;

видов и объемов медицинской помощи с учетом уровня заболеваемости и половозрастной структуры обслуживаемого населения;

потребности в финансовых и материальных ресурсах и расчетах финансовых нормативов;

максимальных объемных показателей деятельности с учетом планируемых объемов финансирования из всех источников.

Показатель объемов амбулаторно-поликлинической помощи выражается в количестве посещений на 1000 населения:

П = АхКп + Д + П;,

где П -- число посещений врачей всего (на 1000 населения); А -- уровень заболеваемости (на 1000 населения); Кп -- коэффициент повторных посещений (на 1000 населения); Д -- число диспансерных посещений (на 1000 населения); П; -- число профилактических посещений (на 1000 населения).

Показатель объема стационарной помощи выражается в количестве койко-дней на 1000 населения. Потребности населения в стационарной помощи -- необходимое количество среднегодовых коек на 1000 населения (К), определяются следующим образом:

1. К = А х R x P / D x 100

где А -- уровень заболеваемости (на 1000 населения); R -- процент отбора больных на госпитализацию; Р -- средняя длительность пребывания больного на койке; D -- среднегодовая занятость койки (число койко-дней).

2. K = Q x Pp / D x Pp

где Q -- общее число койко-дней, проведенных больными в стационаре в отчетном году; Р -- численность населения в расчетном году; D -- показатель среднего числа дней использования койки в расчетном году; Рь -- численность населения в отчетном году.

где Y -- уровень госпитализации (на 1000 населения); Р -- средняя длительность пребывания больного на койке.

Показатель объема скорой медицинской помощи выражается в количестве вызовов на 1000 населения.

Важнейшим этапом планирования является анализ системы оказания медицинской помощи населению по следующим параметрам:

степень доступности для населения медицинской помощи в рамках территориальной Программы госгарантий;

качество оказания медицинской помощи;

эффективность использования существующих мощностей ЛПУ.

Учет и расходование средств в бюджетном учреждении осуществляется в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой доходов и расходов. Она является основным плановым и финансовым документом ЛПУ, составляется на год на основе оперативно-сетевых и производственных показателей в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета РФ: 100 000 -- текущие расходы; 200 000 -- капитальные расходы; 300 000 -- предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Планирование расходов по смете производится исходя из объемов деятельности ЛПУ за прошедший период на основе трудовых, материальных и финансовых норм расходов. Затем проводятся обоснование и расчет сумм расходов по каждому коду экономической классификации.

Основным документом для определения должностных окладов медицинских работников являются тарификационные списки, которые вместе со штатным расписанием составляются одновременно со сметой по каждой должности всех структурных подразделений и учреждения в целом.

4. Применение бизнес-планирования в системе здравоохранения

Коммерциализация здравоохранения, выражающаяся в увеличении объема платных медицинских услуг, внедрении различных организационно-правовых форм предпринимательства и развитии частной врачебной практики, предопределяет изменение экономического статуса медицинской организации. Теперь и пациент, и ЛПУ являются участниками рынка медицинских услуг. В этих условиях возрастает значение такого направления деятельности самостоятельно хозяйствующей услугопроизводящей организации, как бизнес-планирование.

Бизнес-план -- это четко структурированный документ, описывающий все основные аспекты деятельности медицинской организации с момента ее создания до вывода на проектную мощность; он включает разработку цели проекта, оценку фактических экономических показателей медицинской организации, анализ рынка и информацию о клиентах, определение конкурентной стратегии для достижения поставленных целей. Качественно составленный бизнес-план повышает шансы организации в получении финансовых средств от предполагаемого инвестора.

Бизнес-план разрабатывается на 1-5 лет. Последовательность составления бизнес-плана:

принимается решение о внедрении мероприятий по совершенствованию действующей медицинской организации или о создании новой организационно-правовой формы (например, медицинской автономной некоммерческой организации);

оцениваются собственные возможности ЛПУ в реализации проекта;

выбираются медицинские услуги, оказание которых будет целью проекта;

исследуется возможность рынка данных медицинских услуг;

выбирается место для осуществления намеченной деятельности;

разрабатываются:

план производства;

план маркетинга;

организационный план;

финансовый план;

анализируются возможные риски от данного проекта;

составляется резюме к бизнес-плану, которое в окончательном тексте становится первым разделом документа.

Качественно разработанный бизнес-план помогает ЛПУ развиваться, укреплять свои позиции на рынке медицинских услуг, прогнозировать свое экономическое движение на перспективу.

Чтобы разработать эффективный план, необходимо проанализировать внешнюю среду и фактическое состояние медицинского учреждения.

Внешняя среда: перспективы развития здравоохранения и рынка медицинских услуг, состояние конкуренции, потребители медицинских услуг, тенденции развития внешнего окружения, не подконтрольные медицинской организации, но оказывающие влияние на ее деятельность.

Внутренняя среда: маркетинг, финансы, производственная деятельность, человеческие ресурсы, административная деятельность.

Анализ внешней среды позволяет оценить как опасности извне, которые могут затруднить деятельность ЛПУ, так и возможности, способные помочь достижению намеченных целей. Анализ внутренней среды направлен на выявление сильных и слабых сторон медицинского учреждения, определение участков для совершенствования.

Если медицинская организация решает вводить платные медицинские услуги или расширяет их перечень, составлению бизнес-плана должна предшествовать следующая работа по сбору информации:

изучаются источники и объемы финансирования;

определяются суммы недофинансирования по всем источникам;

изучается материально-техническая база учреждения;

Проводится характеристика и оценка кадров по квалификации, возрасту, стажу;

анализируется оказываемая помощь по видам, качеству, своевременности и доступности;

определяются виды услуг, предлагаемых населению за плату;

изучается спрос населения;

определяется план по объему деятельности;

определяется ожидаемый доход.

5. Основные проблемы в области планирования здравоохранения

Как известно, стратегическая задача национального проекта "Здоровье" - повышение качества и доступности медицинской помощи. Именно на это направлены мероприятия по укреплению материально-технической базы и повышению квалификации кадров первичного звена, повышению заработной платы специалистам участковой службы, созданию центров высоких технологий, вакцино-профилактике и т. д. Реализация комплекса столь масштабных мер не может не потребовать изменений в планировании и оценке результатов деятельности в сфере здравоохранения.

Один из основных инструментов планирования - широко применяемая система государственных (муниципальных) заказов-заданий на выполнение определенных объемов медицинской помощи. В то же время очевидно и то, что используемые методы планирования далеки от совершенства. Это в полной мере касается и указанных заказов-заданий, на которые возлагаются особые надежды в связи с предполагаемым расширением организационно-правовых форм медицинских организаций. Целесообразно определить основные проблемы в этой области, а также наметить возможные пути их решения.

Для того чтобы анализ ситуации с формированием и реализацией государственных (муниципальных) заказов-заданий был более полным, назовем причины, в силу которых данная форма планирования сегодня является доминирующей в отечественном здравоохранении. Это:

обеспечение конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи;

обеспечение скоординированного поступления в отрасль ресурсов из системы ОМС, а также из бюджетов всех уровней;

выравнивание финансовых условий функционирования государственного и муниципального здравоохранения в различных регионах;

развитие амбулаторно-поликлинической помощи и сокращение объемов стационарной;

разграничение медицинской помощи, финансируемой из бюджета и из ОМС;

определение соответствия объемов государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь выделяемым ресурсам.

Имеющийся во многих регионах опыт позволяет сформулировать и перечень основных проблем, которые необходимо решать сейчас, а не переносить в те условия, когда появятся медицинские организации новых организационно-правовых форм, а частная медицина на общих основаниях будет участвовать в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

К данным проблемам необходимо отнести следующие:

несовершенство нормативно-правой базы по формированию заказов-заданий на оказание медицинской помощи;

необходимость обеспечения конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь независимо от объемов ресурсного обеспечения заказа;

необходимость выбора и унификации оптимального способа оплаты медицинских услуг (фондодержание, глобальный бюджет, система диагностически связанных групп и т. д.);

необходимость увеличения доступности медицинской помощи;

отсутствие эффективных механизмов, обеспечивающих координацию деятельности медицинских организаций различной подчиненности при формировании и реализации заказов-заданий;

несовпадение интересов заказчика и исполнителя;

ориентация руководителей здравоохранения только на объемные (ресурсные) показатели деятельности;

отсутствие в заказах-заданиях конкретных задач по развитию профилактической медицины;

отсутствие эффективных методов контроля за выполнением заказов-заданий. планирование здравоохранение медицинский учреждение

Вероятно, большинство вопросов, на которые необходимо дать ответ, связан с несовершенством нормативно-правовой базы по планированию деятельности в сфере здравоохранения.

Материалами исследования послужили статьи, нормативные материалы и документы, а также труды российских и зарубежных авторов по вопросам планирования и экономики здравоохранения.

Были проанализированы материалы из следующих медицинских журналов:

- «Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения»;

- «Глав. врач»;

- «Международные медицинские обзоры»;

- «Здравоохранение».

Метод исследования: аналитический.

Р езультаты собственного исследования

В виду невозможности рассмотрения темы планирования на примере конкретного медицинского учреждения из-за закрытости и недоступности данной финансовой информации, рассмотрим данную тему на примере Российской Федерации.

Проанализировав методическую и нормативную литературу по вопросам планирования в сфере здравоохранения Российской Федерации, я выяснила следующее:

На ближайшие два года задачами отрасли станут:

Повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи.

Переход на новые формы оплаты труда врачей, введение системы материального стимулирования медицинских работников по конечным результатам деятельности: денежные выплаты врачам общей (семейной) практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам и медицинским сестрам врачей общей (семейной) практики, участковых терапевтов, участковых педиатров с учетом объема и качества оказываемой медицинской помощи в 2008 г. составят 12,8 млрд руб., в 2009 г. -17,7 млрд руб.

Подготовка и переподготовка врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров, укомплектование медицинскими кадрами участковой службы, снижение коэффициента совместительства до 1,25. В 2008 г. планируется подготовить 6318 врачей (в т. ч. 1500 врачей общей практики), в 2009 г. - 7530 врачей (в т. ч. 1500 врачей общей практики). Необходимое финансовое обеспечение в 2008 г. - 0,2 млрд руб., в 2009 г. - 0,3 млрд руб.

Укрепление диагностической службы первичной медицинской помощи. Оснащение муниципальных медицинских организаций рентгенографическим оборудованием, оборудованием для ультразвуковых исследований, электрокардиографами и лабораторным оборудованием. Предполагается в 2008 г. оснастить 5085 амбулаторно-поликлинических учреждений, в 2009 г. - 5085. Финансовое обеспечение: в 2008 г. -14,3 млрд руб., в 2009 г. - 15,4 млрд руб.

Укрепление материально-технической базы службы скорой медицинской помощи, в т. ч. оснащение бригад скорой медицинской помощи современными транспортными средствами, реанимобилями. В 2008 г. предполагается приобрести 6060 автомашин скорой медицинской помощи, в т. ч. 120 реанимобилей и 120 реанимобилей с кювезами, в 2009 г. - столько же. Финансовое обеспечение: в 2008 г. - 3,6 млрд руб., в 2009 г. - 3,9 млрд руб.

Усиление профилактической направленности здравоохранения, формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению, углубленной диспансеризации, формирование Паспорта здоровья для каждого жителя страны.

Возрождение профилактического направления в здравоохранении. Структурирование системы медицинской профилактики таким образом, чтобы основной жизненной ценностью стало здоровье. Формирование у населения мотивации к личной ответственности за собственное здоровье, воспитание у детей навыков культуры здоровья. Особое место в улучшении состояния здоровья нации будет занимать медицинское просвещение.

Восстановление и расширение практики диспансерного наблюдения за больными, диспансеризация трудоспособного населения, а также лиц, проживающих в сельской местности.

При оценке деятельности лечебных учреждений показатели профилактической работы должны стать приоритетными, для чего необходимо разработать четкую систему экономической мотивации данного направления.

Необходимо создавать экономические стимулы для сохранения и укрепления гражданином своего здоровья. В рамках данного направления планируется за два года привить против гепатита В 25 млн человек, против краснухи- 15 млн, против полиомиелита-300тыс., против гриппа - 44 млн. Провести обследования: 40 млн человек - для выявления ВИЧ-инфицированных, 2 млн новорожденных детей - на выявление наследственных заболеваний. Провести диспансеризацию более 22 млн лиц трудоспособного возраста от 35 до 55 лет.

Финансовое обеспечение:

на иммунизацию в рамках Национального календаря прививок в 2008 г. - 12,8 млрд руб., в 2009 г. - 17,7 млрд руб.;

на выявление и лечение инфицированных вирусом гепатита С и ВИЧ в 2008 г. - 3,7 млрд руб., в 2009 г. - 7,7 млрд руб.;

на обследование новорожденных в 2008-2009 гг. - 1,8 млрд руб.;

на диспансеризацию населения в 2008 г. - 2 млрд руб., в 2009 г. -4 млрд руб.

Удовлетворение потребности населения в дорогостоящих видах медицинской помощи, перевод федеральных специализированных учреждений на работу в условиях государственного заказа.

При существующей системе бюджетно-сметного финансирования в условиях несоответствия объемов необходимой медицинской помощи объемам финансовых средств, выделяемых на ее оказание, низка экономическая заинтересованность во взаимовыгодном развитии отношений участников процесса предоставления высокотехнологичной медицинской помощи - от государства до медицинских учреждений.

Эффективное перераспределение ресурсов может быть достигнуто на основе целевой системы финансирования медицинских учреждений, ориентированной на достижение заданных результатов. Такой системой является формирование государственного задания (заказа) на высокотехнологичные виды медицинской помощи.

Формирование и реализация государственного задания (заказа), гарантирующего доступность высокотехнологичной медицинской помощи любому гражданину нашей страны, позволит добиться не только значительного медико-экономического, но и ощутимого социального эффекта, решит целый ряд проблем государственной поддержки населения, особенно лиц с невысокими доходами.

Для увеличения объемов оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи будет проведен комплекс организационных мероприятий, объемы финансирования также возрастут. В 2008 г. на выполнение квот по высокотехнологичной медицинской помощи (128 тыс.) потребуется выделение из федерального бюджета 9,5 млрд руб. В 2009 г. на выполнение квот (170 тыс.) потребуется 17,5 млрд руб.

Для удовлетворения потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи требуется также создание медицинских центров, способных с учетом достижений медицинской науки совершить прорыв отечественного здравоохранения в области высоких технологий.

Приоритетные направления развития высокотехнологичной медицинской помощи - сердечно-сосудистая хирургия, травматология, ортопедия и эндопротезирование, нейрохирургия, репродуктивные технологии, эндокринология.

В 2008 г. планируется построить шесть центров, в 2009 г. - девять центров. Финансовое обеспечение составит соответственно 12,6 и 19,4 млрд. руб.

Вывод

Таким образом, на ближайшие два года задачами отрасли станут повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи; усиление профилактической направленности здравоохранения; удовлетворение потребности населения в дорогостоящих видах помощи, перевод федеральных специализированных учреждений на работу в условиях государственного заказа и др.

Заключение

Формирование государственной политики в охране здоровья и оказании медицинской помощи в современных условиях связано прежде всего с обеспечением населения Российской Федерации гарантированной, бесплатной медицинской помощью необходимого объема и качества и предъявляет новые требования к созданию новых форм управления отраслью, значительно повышает роль планирования.

В период перехода к рыночной экономике поиск эффективных механизмов для улучшения деятельности здравоохранения является одной из наиболее актуальных задач. Важное значение в обеспечении доступной, бесплатной медицинской помощи населению имеет соответствие объемов гарантированной медицинской помощи их финансовому обеспечению. Анализ научных источников, нормативно - методической базы, а также опыт внедрения государственного заказа в системе здравоохранения свидетельствуют о необходимости разработки теоретических и практических основ его реализации, в частности алгоритмов и инструментария планирования, направленных на оптимизацию работы медицинских учреждений, эффективное использование имеющихся ограниченных ресурсов.

Анализ существующих литературных данных показал отсутствие четких технологий оценки эффективности программно-целевого планирования развития российского здравоохранения и рекомендаций по его дальнейшему совершенствованию. Так как в отечественной литературе практически отсутствуют сведения о подходах к выбору критериев эффективности медицинских программ, а также о системах экономических измерений качественных процессов в здравоохранении.

Таким образом, планирование и оценка результатов деятельности медицинских организаций требуют серьезных изменений, а предполагаемое в ближайшие годы укрепление ресурсной базы здравоохранения служит для этого благоприятным фактором. Первым шагом в данном направлении может стать введение индикаторов качества медицинской помощи, отражающих состояние здоровья населения, в качестве основных планируемых показателей. Инициативу в этом вопросе вполне могут проявить сами регионы (муниципалитеты), не дожидаясь, пока в федеральной программе госгарантий появятся соответствующие показатели. Безусловно, хорошие предпосылки для решения этих задач созданы разработкой и началом реализации национального проекта «Здоровье».

Литература

1. Богомолова Л. Л. Бизнес-планирование: методика, консалтинг, практикум: Учеб. пособие для студ. экон. спец. / Тюменская гос. сельскохозяйственная академия. - Ялуторовск: ДГУП "Ялутуровская типография", 2009.

2. Бюджет - 2009 в оценках министра финансов // Вопр. экономики и управления для руководителей здравоохранения -2010. -5 -с.20-21

3. Висящев В. А. Бизнес-планирование: теория и практика. - 2.изд., испр. и доп. - Донецк: ООО "Норд Компьютер", 2008.

4. Габуева Л.А. Налоговое планирование в учреждениях здравоохранения, имеющих предпринимательскую деятельность в 2008 году // Глав. врач- 2001.-6-с.26-36

5. Кадыров Ф.Н. Стимулирующие системы оплаты труда в здравоохранении. Изд. 2-е, перераб., и допол. - М.: ИД Грантъ, 2003.

6. Кеннет Дж. Кук Малый бизнес. Стратегическое планирование: Пер.с англ.. - М. : Издательский дом "Довгань", 1998.

7. Козырев В. А., Корсакова В. В. Бизнес-план предприятия: Учеб. пособие / Московский гос. ун-т путей сообщения (МИИТ). Кафедра менеджмента. - М. : МИИТ, 2009.

8. Л. А. Габуева Экономика ЛПУ: экономическая эффективность и бизнес-планирование - М.: ИД Грантъ, 2009 г.

10. Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации // Вопр. экономики и управления для руководителей здравоохранения -2007. -5 -с.22-23

11. Планирование медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий, обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью // Вопр. экономики и управления для руководителей здравоохранения -2008. -2 -с.25-26

12. Попов В. М., Ляпунов С. И. Бизнес-планирование: Учебник для студ. вузов, обуч., по экон. спец. / Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова. - М. : Финансы и статистика, 2009.

13. Постановление Правительства РФ от 11.09.98 №1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью" (в редакции от 11.10.99 №1194, от 29.11.2000 № 907, от 24. 07.01 № 550 и так далее).

14. Расходы на здравоохранение в следующем году возрастут // Вопр. экономики и управления для руководителей здравоохранения -2009. -5 -с.13

15. Современные методы управления и финансовый менеджмент учреждения здравоохранения. Под редакцией Ф.Н.Кадырова. - М.: ИД Грантъ, 2001 г.

16. Социальная гигиена и организация здравоохранения / Под ред. А.Ф.Серенко и В.М.Ермакова. - 2 изд. - М.: Медицина, 1984. - 640 с.

17. Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Экономика и управление здравоохранением: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

18. Чавпевцов В.Ф., Кудрин К.Л. Качество медицинской помощи, проблемы и перспективы обеспечения его гарантий в системе ОМС / В.Ф. Чавпевцов, К.Л. Кудрин // Международные медицинские обзоры. 2003. Т. 3, № 3. С. 209-215.

19. Шипова В.М., Левин А.В., Методические основы планирования общего объема медицинской помощи и ее специализированных видов // Глав. врач- 2010.-5-с.15-27

20. Шамшурина Н.Г. Ценообразование и прибыль - журнал Здравоохранение 1, 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Приоритеты государственной политики и регламентация деятельности в сфере здравоохранения. Источники финансирования отрасли. Поставщики услуг здравоохранения. Виды медицинской помощи. Развитие первичной медико-санитарной помощи, диспансеризация населения.

    презентация , добавлен 14.07.2014

    Характеристика работы Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шелеховская районная больница". Сестринское дело как составная часть системы здравоохранения. Основные методы предупреждения инфицирования медицинского персонала.

    отчет по практике , добавлен 16.02.2016

    Национальные программы здравоохранения и их нормативные акты. Разделы работы поликлинической службы с детским населением. Роль профилактической педиатрии в деятельности амбулаторно-поликлинической службы, ведение отчетной и учетной документации.

    презентация , добавлен 21.11.2016

    Правовое положение граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья. Оказание скорой медицинской помощи. Система стационарной медицинской помощи населению. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2013

    Состояние здоровья населения и организация медицинской помощи в Республике Беларусь. Проблемы и недостатки системы здравоохранения Беларуси. Концепция развития и совершенствования нормативно-правовой базы Республики Беларусь в сфере здравоохранения.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2012

    Организационная структура и качество оказания медицинских услуг в частном медицинском центре, расположенном в спальном районе г. Москвы. Практические рекомендации по оптимизации организации медицинской помощи и улучшению качества ее оказания в Медцентре.

    дипломная работа , добавлен 15.11.2015

    Сущность и значение амбулаторно-поликлинической помощи. Виды принудительных мер медицинского характера и их применение. Санаторно-курортное лечение - вид лечебно-профилактической помощи, оказываемой в специализированных стационарных учреждениях.

    реферат , добавлен 25.10.2010

    Введение системы медицинского страхования. Программа государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи населению. Источники финансирования системы здравоохранения Республики Казахстан. Казахстанский рынок медицинского оборудования.

    презентация , добавлен 26.11.2015

    Разработка Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан. Внедрение стационарозамещающих технологий. Развитие амбулаторно-поликлинических учреждений и телемедицины. Повышение эффективности финансового и административного управления.

    презентация , добавлен 16.05.2015

    Правовые основы организации муниципального здравоохранения в РФ. Система скорой медицинской помощи. Регулирование проблем работы станций скорой медицинской помощи путем организации централизованной станции скорой медицинской помощи в г. Коркино.