Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 данное постановление применяется в отношении закупок отдельных видов юридических лиц, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд. рублей с 1 июля 2015 г., в отношении остальных отдельных видов юридических лиц — с 1 января 2016 г. При этом, на основании ч. 2 Приложения №1 к постановлению Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», действие настоящего Положения распространяется на юридические лица, указанные в части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, суммарный объем выручки которых от продажи товаров, продукции, выполнения (оказания) работ (услуг), а также от прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 1 млрд. рублей.

Инструкция по заполнению годового отчета о закупках у мсп по 223-фз

Для того, чтобы стало более понятно, представляем Вашему вниманию следующую таблицу: Юридические лица Дата начала применения постановления Правительства РФ от 11.12.2014 г. N 1352 Отдельные виды юридических лиц, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд. рублей с 01 июля 2015 г. Отдельные виды юридических лиц, годовой объем выручки которых составляет более 1 млрд.

рублей, но не 10 млрд. рублей С 01 января 2016 г. Отдельные виды юридических лиц, годовой объем выручки которых составляет 1 млрд. рублей и менее Не применяется На основании вышеизложенного следует, что юридическим лицам, годовой объем выручки которых составляет 10 млрд. рублей и менее, отсутствует необходимость проводить закупки у субъектов малого предпринимательства в обязательном порядке до 01 января 2016 г. А для заказчиков, годовой объем выручки которых составляет 1 млрд.

Годовой отчет по закупкам у смп по 223-фз

С связи с многочисленными вопросами коллег и пользователей сайта www.help-tend.ru по отчету по закупкам у субъектов малого предпринимательства по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» доводим до сведения следующую информацию: На основании п. 2 ч. 8. ст. 3 вышеупомянутого закона 223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Данные особенности закреплены постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г.


N 1352. Согласно ч.

Размещение отчетности о закупках у субъектов мсп по 223-фз

За нарушение сроков опубликования отчета должностное лицо заказчика обязано будет выплатить в пользу государства от 2 до 5 тысяч рублей. При этом с юридического лица взимается от 10 до 30 тысяч рублей. Если организация вовсе не размещает ежемесячную отчетность, то санкции оказываются существенней.
В такой ситуации должностное лицо будет платить от 30 до 50 тысяч рублей. С организации взимается от 100 до 300 тысяч рублей. Даже если контрактный управляющий заказчика, допустивший ошибку при формировании отчетности, уволен, он продолжает нести ответственность за свои действия на протяжении года с момента совершения правонарушения.

Закупки по 223-фз у субъектов малого и среднего предпринимательства

Menu ГлавнаяНовости- Закупки в СМИ- Мероприятия- Новости ЕИС- Вестник Института госзакупок- Аукционный вестник- Авторские статьи- Юмор в госзаказе44-ФЗ- Нормативно-правовые акты- Письма и разъяснения- Руководства и документация- Шаблоны документов- Судебная практика- Решения контролирующих органов223-ФЗ- Письма и разъяснения- Нормативно-правовые актыВидео- Вебинары- СеминарыВопросыЗаказчику- Консультация по 44-ФЗУчастнику- Электронная подпись- Банковская гарантия- Консультация по 44-ФЗ- Свидетельство СРО, ЛицензияСсылки- Учебные центры- Сервисы и справочники- Специализированные организации- Эксперты- Торговые площадки- Общественные организации У нас много планов и проектов для Вас, но ограниченное количество ресурсов.
К ежемесячному отчету не нужно прикладывать никаких подтверждений проведенных сделок: чеков, договоров и так далее. При указании общего количества и суммы контрактов учитываются также и мелкие закупки, сумма которых не превышает 100 или 500 тысяч рублей. Отчет формируется и в том случае, если в предшествующем месяце никаких закупок у СМП не проводилось.


В размещенный отчет при необходимости разрешено вносить корректировки. При этом заказчик обязан отредактировать сведения в ЕИС и прикрепить файл, в котором перечислены внесенные изменения. Такое правило установлено постановлением Правительства за номером 908 от 10 сентября 2012 года.

Годовой отчет по смп 223 ap образец

Отдельно законодатель требует указывать специфические заказы, в том числе для обороны государства в области использования атомной энергии, финансовые услуги, энергоносители и др. Позиции 1–27 п. 1. Строки 2–6 содержат указание на количество и сумму заказов, проводимых для любых лиц, в том числе МСП; только для малого и среднего предпринимательства; а также для лиц, привлекающих данные субъекты в качестве субподрядчиков. И в последнем разделе заказчик указывает годовой объем закупок у МСП (доля в общем объеме).
С 01.01.2018 Постановление от 20.05.2017 № 608 вводит новые пункты в форму отчета. Так, если ранее заказчик указывал только годовой объем закупок и количество договоров у субъектов малого и среднего предпринимательства в совокупности (МСП), то с нового года необходимо указывать отдельно у группы малых предприятий (СМП): п. 6, 8, 10 блока I, и п. 13–14 блока II.

Годовой отчет по смп 223 фз образец

При этом заказчик сам не должен относиться к СМП, а также к автономным учреждениям;

  • Автономные организации, которые за предшествующий год заключили договоры на общую сумму свыше 250 миллионов рублей.
  • Все вышеуказанные компании обязаны размещать в ЕИС отчет о проведенных закупках каждый месяц. Согласно части 19 статьи 4 223-ФЗ сделать это они должны не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. Общие правила составления отчета Для формирования ежемесячного отчета нет необходимости оформлять отдельный документ.

Достаточно занести все сведения в специальную форму в ЕИС. В отчете должно быть указано количество и общая стоимость договоров, которые заключены с субъектами малого предпринимательства. Отдельно выносится количество и стоимость контрактов, предусматривающих приобретение высокотехнологичной продукции.

Годовой отчет по смп 223 фз форма

  • Предпринимательское право
  • Тендеры, контрактная система в сфере закупок
  • Мы бюджетное учреждение, закупаем по 223-ФЗ часть того, что требуется. Обязаны ли мы делать годовой отчет по СМП (потому что закупать у СМП мы вроде бы не обязаны — менее 2 млрд) и в какие сроки размещать, если требуется? Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Попробуйте посмотреть здесь:
  • План закупок по 223-ФЗ
  • Обязаны ли ФГУПы выполнять требования ПП от 11.12.2014 №1352 при осуществлении закупок по 223-ФЗ в соответствии с частью 2.1 статьи 15 44-ФЗ

Вы можете получить ответ быстрее, если позвоните на бесплатную горячую линиюдля Москвы и Московской области: 8 499 705-84-25 Свободных юристов на линии: 7 Ответы юристов (1)

  • Все услуги юристов в Москве Комплексное сопровождение тендеров Москва от 10000 руб.

Инструкция по заполнению в ЕИС Отчет оформляется в личном кабинете заказчика в ЕИС, При этом необходимо придерживаться следующего порядка действий:

  1. Авторизуйтесь в личном кабинете;
  2. Перейдите в раздел «Реестр отчетности по договорам»;
  3. Выберите пункт «Создать отчетность»;
  4. В появившемся окне отметьте галочкой соответствующий пункт;
  5. В открывшейся форме укажите период, за который формируется отчет;
  6. В графе «Тип сведений» выберите название отчета;
  7. Нажмите на кнопку «Начать формирование отчета»;
  8. В появившейся на экране форме заполните поля «Количество заключенных договоров» и «Общая стоимость заключенных договоров». Никаких дополнительных документов прикреплять не нужно;
  9. Нажмите на кнопку «Завершить формирование отчетности»;
  10. Составленный вами отчет переместится во вкладку «Черновики».

Внимание

На всех заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с нормами 223-ФЗ, возложена обязанность по формированию ежемесячного отчета о приобретении товаров и услуг у субъектов малого предпринимательства. Такой документ составляют все, кто разместил в ЕИС свое положение о закупках. Главное, соблюсти все требования законодательства при оформлении такого отчета.

Кто проводит закупки у СМП С начала 2018 года в силу вступили поправки, согласно которым был расширен список организаций, обязанных проводить закупки у СМП. Теперь в него входят:

  1. Компании, годовой объем выручки которой за предшествующий год превышает 500 миллионов рублей;
  2. Юридические лица, общая стоимость активов которых за прошедший год превосходит сумму в 500 миллионов рублей.

Важно

Перейдите в этот раздел и около нужного отчета кликните на клавишу «опубликовать».

  • В появившемся всплывающем окне подтвердите свои действия, нажав на кнопку «Опубликовать»;
  • Перед вами появится форма отчета. Осталось только проверить правильность введенных данных и нажать на клавишу «Подписать и опубликовать».
  • Чтобы быть уверенным в том, что отчет действительно опубликован, выйдите из личного кабинета и перейдите в открытую часть ЕИС. При помощи ИНН своей компании найдите размещенный вами отчет.

Только так вы можете быть уверенными в том, что выполнили все требования законодательства. Скачать образец формы Ответственность заказчиков На заказчиков, которые не публикуют ежемесячный отчет о закупках у СМП в установленные сроки, контролирующие органы накладывают штраф. Его размер устанавливается КоАП России.

Предлагаем подборку основных вопросов, которые возникают у заказчиков, работающих по 223-ФЗ, относительно представления ежемесячного отчета о закупках.

Кто должен отчитываться о закупках по 223-ФЗ?

Все субъекты, проводящие закупки по указанному закону и разместившие в ЕИС положение о закупках, должны ежемесячно размещать в системе отчет о своей закупочной деятельности.

В какой срок размещается отчет?

Отчет публикуется не позднее 10 числа следующего месяца. Если это выходной, то крайний срок переносится на следующий рабочий день.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

О каких закупках нужно отчитываться?

Отчет состоит из 4-х частей и включает данные о количестве и общей стоимости:

Должен ли отчет находиться в отдельном файле?

Делать отчет в виде отдельного файла и прикреплять его в ЕИС необходимости нет. Его можно сформировать непосредственно в системе. Также не требуется размещать отсканированные договоры - достаточно указать общее их количество и сумму.

Нужно ли включать в отчет сделки, проведенные без договора как такового?

В отчет нужно включать все операции по приобретению каких-либо товаров или услуг заказчиком за прошедший месяц. При этом не имеет значения, был ли заключен на их поставку бумажный договор. В соответствии с действующим законодательством, договор в письменном виде может и вовсе отсутствовать, а факт соглашения между сторонами подтверждается иными документами, например, кассовым чеком, актом.

Подлежат ли включению в отчет малые закупки?

В отчете следует отразить все закупки, в том числе и малые, то есть стоимостью до 100 (500) тыс. рублей. Иногда заказчики этого не делают, считая, что раз извещение о закупке не нужно публиковать в ЕИС, то не следует включать ее и в отчет. Между тем это неверно - так считают в ФАС. Ведь в законе сказано, что заказчик должен отчитаться по всем заключенным контрактам. Это относится и контрактам, заключенным в результате малых закупок.

В прошлом месяце мы не проводили закупок по 223-ФЗ. Нужно ли публиковать в этом случае отчет?

Да, нужно. Закон не предусматривает освобождения от обязанности отчитываться при отсутствии закупок.

Мы заключил контракт в ноябре, но оплата по нему будет произведена в декабре. В каком месяце следует включать в отчет эту закупку?

Все закупки включаются в отчет за тот период, в котором был заключен контракт. То есть в данном случае закупку следует отразить в отчете за ноябрь.

Что будет, если подать отчет с ошибкой?

Санкций за представление недостоверных сведений в рассматриваемом отчете не предусмотрено. Однако при выявлении ошибки документ целесообразно подкорректировать. Таким образом, если даже есть подозрение, что отчет может содержать ошибки, следует опубликовать его в установленный срок «как есть». А потом уже внести в него исправления.

Какие санкции грозят за неразмещение отчета?

Если нарушен срок размещения отчета, то должностное лицо, допустившие это нарушение, будет наказано штрафом в размере 2–5 тыс. рублей. Самого заказчика оштрафуют на 10–30 тыс. рублей.

Если отчет вовсе не размещается, то должностное лицо может поплатиться штрафом в диапазоне 30–50 тыс. рублей, а заказчик - 100–300 тыс. рублей.

В течение какого времени специалиста по закупкам могут оштрафовать за нарушение обязанности по размещению отчета?

В этом случае ответственность может быть наложена в течение года после совершения административного правонарушения. При этом неважно, работает ли лицо, допустившее нарушение, у заказчика или уже уволилось. Стоит учитывать, что штраф грозит лишь тому сотруднику, в чьей должностной инструкции закреплена обязанность размещать информацию в ЕИС.

Каков порядок размещения отчета?

В личном разделе ЕИС выбирается пункт «Реестр отчетности по договорам». Далее нужно нажать «Создать отчетность». В появившийся форме нужно выбрать период и тип отчета и нажать кнопку «Начать формирование отчетности». Отражению подлежат данные о количестве и общей стоимость заключенных договоров.

Когда данные будут отражены, следует нажать «Завершить формирование отчетности». Таким образом, один тип отчета будет сформирован. Аналогично формируются остальные отчеты (всего их четыре). Когда все отчеты будут готовы, следует каждый из них проверить и опубликовать. После этого документы подписываются электронной подписью. Чтобы убедиться, что отчеты размещены, надо выйти из личного кабинета и поискать их среди опубликованных.

Рынок корпоративных закупок – лакомый кусок контрактной системы, который долгое время был недоступен для малого и среднего бизнеса. Особые госзаказчики выбирали для своих тендеров более серьезных поставщиков, а 223-ФЗ не сильно их в этом ограничивал. Однако в мае 2013 года вышло распоряжение Правительства РФ №867-р, призванное расширить доступ субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП) к закупкам монополий и компаний с государственным участием.


План мероприятий предполагает снятие барьеров для участия малого и среднего бизнеса в тендерах по 223-ФЗ и увеличение доли закупок у субъектов МСП. Нормы коснулись только отдельных государственных заказчиков, перечисленных в постановлении Правительства №1352 . Также постановление регулирует годовой объем закупок у субъектов МСП, особенности их проведения и требования к отчетности.


В соответствии с Федеральным Законом 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъекты МСП – это юридические лица и ИП, относящиеся к микро-, малым и средним предприятиям по следующим критериям:


1. Для юридических лиц:

  • Доля государственного, муниципального участия, а также участия религиозных, благотворительных организаций и иностранного капитала в уставном фонде не превышает 25%.
  • Доля, принадлежащая одному или нескольким ЮЛ, не относящимся к субъектам МСП, не превышает 25%. Требование не распространяется на компании, занимающиеся программированием, разработкой баз данных и других технологичных продуктов, исключительные права на которые принадлежат их учредителям – бюджетным и автономным научным учреждениям.

2. Для всех:

  • Средняя численность персонала за предыдущий календарный год составляет: до 15 человек для микропредприятий; 15-100 человек для малых предприятий; 101-250 для средних предприятий.
  • Выручка без НДС или балансовая стоимость активов за предыдущий календарный год не превышает: 60 миллионов рублей для микропредприятий; 400 миллионов для малых предприятий; 1000 миллионов для средних предприятий.

Документом, подтверждающим статус субъекта малого и среднего предпринимательства, считается декларация, форма которой есть в приложении к Постановлению №1352. С 2016 года Федеральной налоговой службой ведется реестр субъектов МСП, поэтому подтверждением статуса может также служить выписка из него.

Какие заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП в 2018 году

С 1 января 2016 года обязанность заключать контракты с субъектами малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ возложена на заказчиков, именуемых в законе “отдельными”:

  • Компании с годовым объемом выручки за предшествующий календарный год более 2 миллиардов рублей. Причем во внимание берется именно показатель выручки от продажи товаров / работ / услуг – то есть собственная прибыль компании. А, например, государственные субсидии в выручку не засчитываются – это “прочие доходы”.
  • Государственные компании, созданные на основании федерального закона (например, ГК Автодор).

Кроме “отдельных” закон предусматривает “конкретных” заказчиков:

Особенности осуществления закупок по 223-ФЗ у СМП

Если начальная цена контракта по закупке меньше 50 миллионов рублей, заказчик обязан провести ее среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Если больше – может привлекать любых поставщиков.


В выборе типа тендеров закон заказчиков не ограничивает: у среднего предпринимательства можно закупать товары / работы / услуги как на конкурсной основе, так и в форме закупки у единственного поставщика. Можно выбрать и долю участия СМП в тендере:

  • В закупке принимают участие любые поставщики, в том числе СМСП.
  • Закупка только среди субъектов МСП.
  • Закупка с обязательным условием привлечения малого и среднего бизнеса в качестве субподрядчиков.

Всего для “отдельных” заказчиков объем закупок у СМП за год должен составлять 18% в стоимостном выражении. Доля закупок среди одних только СМП – 10%. При этом в годовой объем закупок заказчика не засчитываются некоторые специфичные виды товаров, работ и услуг , которые не могут быть произведены субъектами МСП.


Например, услуги образовательных организаций. “Конкретные” заказчики обязаны закупать у СМП инновационную и высокотехнологичную продукцию в размере 5% годового объема закупок.


За неисполнение обязанностей по закупкам у субъектов МСП заказчиков ждут штрафные санкции. Вступившая в силу с января 2017 часть 8.1 статьи 3 Федерального Закона 223-ФЗ предусматривает за это наказание в виде перевода заказчика на закупки по 44-ФЗ в течение следующего календарного года, начиная с 1 февраля.


Если вас интересуют закупки у СМП, то расширенная версия поиска тендеров Синапс.Про поможет выделить их из общей массы благодаря соответствующим настройкам.

Отчет об объеме закупок у СМП

  1. Ежемесячно все государственные заказчики оформляют отчет о количестве и общей стоимости договоров, заключенных с субъектами МСП – пункт 4 части 19 статьи 4 Федерального Закона 223-ФЗ.
  2. Ежегодно “отдельные” заказчики оформляют отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов МСП и публикуют его в ЕИС – часть 21 статьи 4 Федерального Закона 223-ФЗ. Форма отчета об объеме закупок у СМП утверждена Постановлением №1352.
  3. Ежегодно “конкретные” заказчики, которые обязаны закупать у СМП инновационную продукцию, дополнительно формируют отчет о ее закупках и публикуют его в ЕИС – Постановление №1442 .

Проверьте себя, ответив на вопросы:

1. Доход госзаказчика за предыдущий календарный год составил 2,5 миллиарда рублей. Из них 1 миллиард поступил в виде государственной субсидии и в балансе отражен как “прочие доходы”. Обязан ли заказчик совершать закупки у субъектов МСП в текущем году, в каком объеме?

2. Что ожидает заказчика, осуществляющего закупки по 223-ФЗ, если в течение календарного года он закупил продукции у малого и среднего предпринимательства в недостаточном объеме?

Обновили новый список заказчиков, поддерживающих СМП с 01.07.2017 года, речь идет о 223-ФЗ. не могли ли вы предоставить информацию (постановление) по данному вопросу либо опровергнуть ее.

Ответ

Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?

Как проводить закупки у субъектов МСП по 223-ФЗ

Заказчики, которые подпадают под требования постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352, обязаны часть контрактов заключать с субъектами МСП. Если не выполнить требование, с 1 февраля года, следующего за отчетным, придется руководствоваться Законом № 44-ФЗ. Правило установлено в части 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, которая действует с 1 января 2017 года.

По результатам закупок у МСП заказчик обязан отчитаться. Какие заказчики обязаны соблюдать требования Постановления № 1352 и как рассчитать объем закупок у субъектов МСП, читайте в рекомендации.

Кто проводит закупки у субъектов МСП

Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны проводить закупки у субъектов МСП, если подпадают под одно из условий таблицы.

Условие для заказчика Дата, когда начать закупать у МСП
Годовой объем выручки за предшествующий календарный год - 10 млрд руб. С 1 июля 2015 года
Годовой объем выручки за предшествующий календарный год больше 2 млрд руб. С 1 января 2016 года
Заказчик - кредитная организация, величина активов которой за предшествующий календарный год больше 2 млрд руб.
Заказчик - государственная компания, которую создали на основании федерального закона
Заказчик - акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», которое работает по Закону № 223-ФЗ
Заказчик - дочерняя организация, более 50 процентов уставного капитала которой принадлежит госкомпании С 1 июля 2017 года
Заказчик - дочерняя организация, в которой более 50 процентов уставного капитала принадлежит «дочке» госкомпании
Заказчик - хозобщество, в уставном капитале которого доля региона или муниципалитета превышает 50 процентов либо совокупная доля государства и региона превышает 50 процентов и доля региона больше, чем доля государства. годовая выручка заказчика должна превышать 500 млн руб., и заказчик не должен относиться к МСП
Заказчик - дочерняя организация указанного выше хозобщества, в которой более 50 процентов уставного капитала принадлежит этому обществу
Заказчик - дочерняя организация, в которой более 50 процентов уставного капитала принадлежит указанной выше «дочке»
Заказчик зарегистрировался в ЕГРЮЛ после того, как вступило в силу Положение, утвержденное Постановлением № 1352 С 1 января, следующего за годом, в котором заказчик зарегистрировался в ЕГРЮЛ

Об этом сказано в пунктах 2 и 3 Положения, которое утвердило Правительство РФ Постановлением № 1352.

Кроме того, заказчики из Перечня Правительства РФ должны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе у субъектов МСП. Перечень заказчиков утвержден распоряжением от 21 марта 2016 г. № 475-р.

В каком объеме проводить закупки у субъектов МСП

С 1 января 2018 года - 15 процентов (постановление Правительства РФ от 19 августа 2016 г. № 819).

Об этом сказано в пункте 5 Положения, которое Правительство РФ утвердило Постановлением № 1352.

Внимание: хозяйственные общества проводят закупки у субъектов МСП в объеме не менее 9 процентов совокупного стоимостного объема договоров, заключенных в период с 1 июля по 31 декабря 2017 года. А договоры по закупкам, которые проводят только для субъектов МСП, такие общества заключают в объеме не менее 5 процентов совокупного стоимостного объема заключенных в тот же период договоров (п. 2.3 Постановления № 1352).

Допустим, заказчик планирует заключить или заключает договор с субъектом МСП на срок более календарного года. При этом закупку проводили или проведут только среди субъектов МСП или среди любых участников, в том числе МСП. Тогда в годовом объеме закупок у МСП заказчик учитывает совокупные годовые стоимостные объемы закупок, которые рассчитаны на соответствующий календарный год. Сведения берут из плана закупки.

В совокупном годовом стоимостном объеме договоров заказчик учитывает не все закупки. Какие закупки не учитывать - смотрите в справке.

Какую продукцию закупать у субъектов МСП

Заказчик должен утвердить перечень товаров, работ, услуг, инновационной и высокотехнологичной продукции, закупки которых проведет только среди субъектов МСП. При этом заказчик вправе закупать продукцию, которую включил в перечень, у любых юридических лиц, а не только у субъектов МСП.

В перечне продукции, которую закупите только у МСП, укажите наименования товаров, работ, услуг и код ОКПД2. Код ОКПД2 детализируйте до разделов, классов и подклассов, групп и подгрупп, видов продукции, а также категорий и подкатегорий продукции. Перечень разместите в ЕИС и на сайте заказчика в Интернете. Об этом сказано в пункте 9 Положения, утвержденного Постановлением № 1352.

Если проводите закупку только для субъектов МСП, товары, которые не включили в перечень, закупить у малого и среднего бизнеса нельзя. Об этом сказано в пункте 8Положения, утвержденного Постановлением № 1352, письме Минэкономразвития России от 28 августа 2015 г. № Д28и-2498.

Ситуация: бюджетное учреждение проводит закупки по Закону № 223-ФЗ. Должен ли заказчик утверждать и размещать в ЕИС перечень продукции, которую закупает у субъектов МСП

Должен, если годовой объем выручки заказчика за предшествующий календарный год превышает 2 млрд руб. (п. 2, 8 Положения, утвержденного Постановлением № 1352).

Какими способами привлечь субъектов МСП к закупке

Закупки у субъектов МСП проводят через торги и другие процедуры. При этом заказчики используют три способа, чтобы привлечь малый и средний бизнес.

1. Заказчик проводит закупки среди всех участников без ограничений субъектов МСП. Заказчик проводит закупку, в которой вправе участвовать любые юридические или физические лица, в том числе субъекты МСП. При этом стать участниками вправе несколько юридических лиц, которые выступают на стороне одного участника закупки, или несколько физических лиц и ИП, которые выступают на стороне одного участника закупки. Организационно-правовая форма, форма собственности, место нахождения и места происхождения капитала участника не имеют значения. Главное, чтобы участник соответствовал требованиям, которые заказчик установил в Положении о закупке. Если в закупке победит субъект МСП, заказчик учтет договор в годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса.

2. Заказчик проводит закупку, в которой вправе участвовать только субъекты МСП. Таким образом, заказчик ограничивает доступ к закупке участников, у которых нет статуса субъекта МСП. Договор, который стороны заключат в результате закупки, заказчик включит в годовой объем закупок у малого и среднего бизнеса.

3. Заказчик проводит закупку, участники которой обязаны привлекать субъекты МСП. Победитель закупки привлечет субъекты МСП как субподрядчиков или соисполнителей по договору в объеме, который стороны укажут в договоре. В годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса заказчик учтет договоры, которые контрагенты заключили с субъектами МСП.

Об этом сказано в пунктах 4, 6 Положения из Постановления № 1352.

Учитывать ли в годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса договоры, которые заказчик заключил с субъектом МСП как с единственным поставщиком? Учитывайте закупки у единственного поставщика, когда рассчитываете 18 процентов от совокупного годового стоимостного объема договоров. Когда рассчитываете 10 процентов - учитывайте только закупки у единственного поставщика, информацию о которых публиковали в ЕИС. Такой вывод следует из письма Минэкономразвития России от 9 июля 2015 г. № Д28и-2073.

Какие требования установить к участникам

Требования к участникам зависят от того, какой из трех способов закупки выбрал заказчик.

Заказчик проводит закупки среди всех участников без ограничения субъектов МСП.

В документации вы вправе установить, что участник в составе заявки должен предоставить декларацию или сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Допустим, в закупке победил участник из малого или среднего бизнеса. Тогда проверьте, отвечает ли победитель критериям субъекта МСП. Для этого проверьте декларацию или сведения из единого реестра субъектов МСП, которые предоставил участник. Единый реестр субъектов МСП ведет ФНС России.

Вы вправе проверить, действительно ли победитель - субъект МСП, даже если не установили требование предоставить декларацию или сведения из единого реестра. Об этом сказано в пункте 14 Положения из Постановления № 1352.

Причины, по которым заказчик вправе отклонить заявку, если проводит закупку среди всех участников без ограничений, пропишите в Положении о закупке.

Заказчик проводит закупку, в которой вправе участвовать только субъекты МСП, или обязывает победителя привлекать МСП как субподрядчиков.

Установите в документации, что вместе с заявкой участник должен предоставить:

  • документ со сведениями из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • декларацию о том, что участник отвечает критериям субъекта МСП.

Декларацию предоставляют, только если в реестре субъектов МСП нет сведений об участнике закупки. Участник заполняет декларацию по форме, которая установлена приложением к Положению, утвержденному Постановлением № 1352. Требовать от участников другие документы нельзя (п. 11, 13 Положения из Постановления № 1352).

Заказчик вправе отклонить заявку участника, когда проводит закупку для МСП или с привлечением субподрядчиков из МСП, по двум причинам.

Причина 1. Сведений об участнике, субподрядчике или соисполнителе нет в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом ни участник, ни субподрядчики и соисполнители не предоставили декларацию.

Причина 2. Участник предоставил декларацию о том, что он, субподрядчик или соисполнитель соответствуют критериям субъекта МСП. Однако сведения из декларации не соответствуют критериям субъекта МСП.

Если сведения о субъекте МСП в декларации не соответствуют сведениям в едином реестре субъектов МСП, то заказчик использует сведения из реестра (п. 14.2 Положения из Постановления № 1352).

Как провести закупку

В план закупки товаров, работ, услуг, план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств включите раздел о закупке у субъектов МСП. В планы включайте продукцию из перечня товаров, работ, услуг, которые закупаете у субъектов МСП (ч. 3.1, 3.2, 3.3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Когда проводите закупку только среди МСП или с условием, что победитель привлечет к договору малый и средний бизнес, учтите особенности, которые описаны ниже.

Закупки, в которых участвуют только субъекты МСП

Заказчик обязан провести закупку только среди субъектов МСП, если приобретает продукцию из перечня, который утвердил в Положении о закупке, и начальная (максимальная) цена договора или лота меньше 200 млн руб. Если же НМЦ договора или лота в диапазоне от 200 до 400 млн руб., заказчик вправе выбрать: закупить продукцию только среди МСП или провести процедуру, в которой вправе участвовать любые юридические или физические лица.

Извещение и документация. В извещении и документации укажите, что участвовать в закупке вправе только субъекты МСП.

Обеспечение заявки. Заказчик вправе установить требование о том, что участники должны обеспечить заявки. Размер обеспечения не должен превышать 2 процента начальной (максимальной) цены договора. Участник вправе выбрать способ, которым внесет обеспечение:

Допустим, участники внесли деньги, чтобы обеспечить заявку. Тогда заказчик должен возвратить обеспечение. Всем участникам закупки, кроме победителя, деньги верните в течение семи рабочих дней после того, как подписали протокол по результатам закупки. Победителю верните обеспечение не позднее чем через семь дней с даты, когда заключили договор или решили не заключать сделку.

Обеспечение договора. Заказчик вправе установить требование о том, что победитель обязан обеспечить договор. Размер обеспечения - не более 5 процентов начальной (максимальной) цены договора. Если предусмотрели в договоре аванс - обеспечение установите в размере аванса.

Победитель вправе выбрать способ, которым внесет обеспечение договора:

Деньги (перечисляют на счет, который указан в документации);

Банковская гарантия (предоставляют в составе заявки);

Другой способ, который заказчик укажет в документации.

Заключение договора. Стороны заключают договор в течение 20 рабочих дней с даты, когда заказчик решил заключить сделку. Исключение - когда орган управления заказчика должен одобрить договор.

Допустим, действия или бездействие заказчика во время закупки обжалуют в антимонопольном органе или суде. Тогда заказчик заключает договор в течение 20 рабочих дней с даты, когда вступило в силу решение антимонопольного органа или судебный акт.

Исполнение обязательств. Установите в договоре срок, в который заплатите контрагенту. Заказчик оплачивает счет контрагента в течение 30 календарных дней со дня, когда контрагент исполнил обязательства по договору или отдельному его этапу. Раньше заплатить можно, позже - нельзя.

Отмена закупки. Допустим, заказчик выбрал победителя, но стороны еще не заключили договор. Тогда заказчик вправе отменить решение об определении поставщика, которое принял по результатам закупки, и провести процедуру не для субъектов МСП.

Повторная закупка. Заказчик вправе провести закупку и не соблюдать правила Положения из Постановления № 1352, если срок приема заявок истек и произошел один из случаев:

  • субъекты МСП не подали заявок;
  • все участники - субъекты МСП отозвали заявки;
  • все участники - субъекты МСП не соответствуют требованиям, которые заказчик предусмотрел в документации о закупке;
  • единственная заявка субъекта МСП не отвечает требованиям, которые заказчик предусмотрел в документации о закупке;
  • заказчик принял решение не заключать договор по результатам закупки.

Об этом сказано в разделе II Положения, которое утвердило Правительство РФ в Постановлении № 1352.

Закупки, где субъекты МСП привлекают как субподрядчиков или соисполнителей

Извещение и документация. В извещении и документации о закупке установите требование, что участник должен привлечь субподрядчиков или соисполнителей - субъекты МСП.

Заявка участника. Участники закупки в заявке представляют план, по которому привлекут субподрядчиков или соисполнителей - субъекты МСП. В план включают сведения о субподрядчике или соисполнителе, а также информацию о договоре, который участник заключит с субъектом МСП.

Сведения о субподрядчике или соисполнителе содержат:

  • для юридического лица: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес, контактный телефон, адрес электронной почты;
  • для индивидуального предпринимателя: Ф. И. О., паспортные данные, место жительства, почтовый адрес, контактный телефон, адрес электронной почты.

Сведения о договоре, который участник заключит с субподрядчиком или соисполнителем, содержат:

  • предмет договора;
  • количество продукции, которую субподрядчик или соисполнитель поставит по договору;
  • место, условия и сроки поставки;
  • цену договора.

К заявке участник прикладывает декларацию или сведения из единого реестра субъектов МСП по каждому субподрядчику или соисполнителю.

Договор. В договор заказчик включает два обязательных условия:

  1. контрагент привлекает субподрядчиков, соисполнителей - субъекты МСП;
  2. контрагент несет ответственность, если не привлечет субподрядчиков, соисполнителей - субъекты МСП.

Контрагент вправе заменить субподрядчика, соисполнителя, с которым заключает или заключил договор. Замену согласовывают с заказчиком. При этом цену договора между контрагентом и субподрядчиком, соисполнителем сохраняют. Допустим, прежний субподрядчик или соисполнитель частично исполнил договор. Тогда цену договора с новым субподрядчиком уменьшают на сумму, которую контрагент выплатил в счет исполненных обязательств.

Об этом сказано в разделе III Положения, которое утвердило Правительство РФ в Постановлении № 1352.

Кто вправе обжаловать действия заказчика

Обжаловать в суде действия или бездействие заказчика к субъектам МСП вправе:

  • корпорация развития малого и среднего предпринимательства;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • организации, которые создали органы исполнительной власти субъектов РФ.

Об этом сказано в части 9 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Кроме того, перечисленные выше лица, а также участники закупки вправе пожаловаться на заказчика в ФАС России. Причина - заказчик не разместил в ЕИС информацию о годовом объеме закупок у субъектов МСП или опубликовал недостоверные сведения (п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Программа партнерства

Заказчик вправе утвердить программу партнерства. Это документ, где заказчик описывает мероприятия, которые помогут сформировать реестр субъектов МСП. Программу заказчик размещает на своем интернет-сайте.

В реестр включают субъекты МСП, с которыми заказчик или его контрагенты уже заключили договоры. В программе партнерства участвует неограниченное количество субъектов МСП. Главное, чтобы участники соответствовали двум требованиям.

Требование 1. Субъект МСП исполнил договоры, которые заключил с заказчиком. При этом заказчик не выставлял неустойку за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Количество исполненных сделок определяет заказчик.

Требование 2. Участник прошел процедуру, в результате которой заказчик определяет, отвечает ли субъект МСП требованиям к поставщикам, исполнителям, подрядчикам. Заказчик сам определяет, что это за процедура, и прописывает правила в Положении о закупке. Когда описываете процедуры, не ограничивайте число субъектов МСП - участников программы партнерства.

Заказчик, который проводит закупку только среди субъектов МСП и заключает договор с участником программы партнерства, вправе установить аванс 30 процентов и более от суммы договора.

Об этом сказано в пунктах 15-17 Положения из Постановления № 1352.

Отдельные заказчики вправе утвердить программу, которая отвечает требованиям. К ним относятся заказчики, которых определило Правительство РФ или в отношении которых корпорация МСП и региональные власти проводят оценку и мониторинг. Программы таких заказчиков включают:

  • порядок и форму ведения реестра МСП - участников программы партнерства;
  • требования к участникам программы партнерства, а также перечень документов, которые представляют МСП в доказательство, что отвечают требованиям;
  • порядок, в котором заказчик оказывает информационную поддержку МСП;
  • мероприятия, которые направлены на помощь МСП - потенциальным поставщикам, а также порядок, в котором заказчик формирует перечень таких мероприятий.

На это указано в пунктах 15.1 и 15.2 Положения из Постановления № 1352.

С 1 января 2017 года заказчики-банки с активами больше 2 млрд. руб. обязаны проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства и составлять годовой отчет об этих закупках (постановления Правительства РФ от 26.07.2016 № 719).

13. КАКУЮ ОТЧЕТНОСТЬ НЕОБХОДИМО СОСТАВИТЬ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЗАКУПОК?

Согласно ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещает в ЕИС сведения:

1) о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информации о которых нет в реестре договоров в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ;

2) количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

3) количестве и стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентных закупок, признанных несостоявшимися.

Заказчики, которые перечислены в п. 2 Положения (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352), обязаны составлять годовой отчет о закупке у СМСП и размещать его в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным (пп. "б" п. 34 данного Положения).

Некоторые заказчики, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень , обязаны ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, формировать и размещать в ЕИС годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у СМСП (п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.12.2015 N 1442 "О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации").

Учтите, положения Закона N 223-ФЗ, касающиеся участия СМСП в закупках товаров, работ, услуг, применяются и в отношении самозанятых (за исключением ИП) (ч. 15 ст. 8 Закона N 223-ФЗ). При этом не установлены особенности составления годового отчета о закупке у СМСП, годового отчета о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у СМСП. Полагаем, что сведения о договорах с самозанятыми (за исключением ИП) начиная с отчетов за 2020 г. нужно включать в указанные отчеты. За разъяснениями по данному вопросу рекомендуем обратиться в Минфин России.

Кроме того, указанные в ч. 1 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ заказчики, реализующие инвестиционные проекты (включенные в реестр инвестиционных проектов), должны направлять в Минпромторг России сведения об осуществлении закупок продукции машиностроения, включенной в перечни перспективных потребностей в такой продукции, необходимой для реализации инвестиционных проектов. Это надо делать не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.