Басикова Марина Фанаульевна
Учебное заведение: МОБУ СОШ №1 с. Инзер
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-09-04 Классный час по профориентации на тему » Моя будущая профессия» Басикова Марина Фанаульевна В мире насчитывается более 40 тысяч профессий, но современная жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются. Море профессий необозримо. ВЫБОР ПРОФЕССИИ - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность

Просмотреть свитедельство о публикации

Классный час по профориентации на тему » Моя будущая профессия»

Классный час по профориентации

в 9б классе

«Моя будущая профессия»»

Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.

Вольтер

Цель классного часа:

Активизировать мотивацию профессионального самоопределения учащихся.

Расширить знания учащихся о мире профессий, формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений.

Задачи классного часа:

1) Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии ;

2) Стимулировать размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения;

3) Помочь в отношении профессионального самоопределения.

Оборудование : фото с изображением профессий, поговорка «Все работы хороши – выбирай на вкус»

Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный классный час.

У нас сегодня – гости! Поприветствуем наших гостей! Поприветствуем друг друга!

Ребята! Вы разглядели фото на доске, почитали надписи, сделанные мною, но я хочу классный час наш начать с неожиданного для вас вопроса.

Что такое счастье? (ответы учащихся)

Как вы думаете, связано оно с темой нашего занятия? Какая связь?

(Ответы учащихся)

Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в жизнь. Средние учебные заведения, училища, лицеи, колледжи, работа — такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет ещё 2 года, чтобы подумать. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий, но современная жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются. Море профессий необозримо.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ — один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.

Сейчас попрошу вас назвать профессии, известные вам, только не повторяясь. (Каждый учащийся называет по одной профессии)

Молодцы!

Скажите, ребята, а где можно узнать о профессиях? (Ответы детей).

Если вас заинтересует какая либо профессия, на какие вопросы вы будете искать ответы? Сформулируйте, пожалуйста, эти вопросы.

Учащиеся формулируют вопросы.

1.Практический блок. Подбери примеры профессий.

Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:

(Классификация по Климову):

«человек — природа» (садовод, животновод)

«человек — человек» (переводчик, адвокат)

«человек — техника» (слесарь, пилот)

«человек — художественный образ» (пианист)

«человек — знаковая система» (программист, экономист)

Сейчас вы будете работать в группах (5 групп).

— Задание: Подберите как можно больше примеров профессий определённого типа.

(1 группа: ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и др.

2 группа: водитель, слесарь, инженер, конструктор, лётчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и др.

3 группа: учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и др.

4 группа: бухгалтер, экономист, учёный, лингвист, математик, программист, нотариус и др.

5 группа: художник, актёр, режиссёр, артист, дизайнер, скульптор, дирижёр, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и др.).

Типы профессий

Человек-человек

Человек-природа

Человек-техника

Человек знаковая система

Человек художественный образ

Парикмахер

Продавец

Врач

Учитель

Судебно-медицинский эксперт

Социолог

Педагог

Тренер

Экскурсовод

Воспитатель

Организатор торговли

Адвокат

Инспектор милиции

Психолог

Менеджер по продажам

Торговый представитель

Администратор

Агроном

Зоотехник

Ветеринар

Зооинженер

Егерь

Биолог- исследователь

Флорист

Садовник

Геолог

Пчеловод

Почвовед

Инженер-механик

Инженер-электрик

Слесарь-ремонтник

Инженер-конструктор

Водолаз

Водитель

Радиотехник

Швея

Связист

Токарь

Программист

Чертежник-картограф

Математик

Редактор

издательства

Языковед

Финансист

Бухгалтер

Нотариус

Фотограф

Делопроизводитель

Маркетолог

Специалист по налогообложению

Аудитор

Плановик

Художник-декоратор

Художник-реставратор

Настройщик музыкальных инструментов

Артист

Искусствовед

Цветовод-декоратор

Дизайнер интерьера

Композитор

Бренд-менеджер

Имиджмейкер

3. Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Посмотрите вокруг себя, и вам всё станет ясно.

— Задание: Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов: школьная парта, школьный учебник, булочка, фарфоровая чашка, джинсы. (По группам, письменно)

4. Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в 18 веке. Известный русский историк и государственный деятель В. Н.Татищев ещё в 18 веке предложил такое распределение профессий:

Нужные науки — образование, здравоохранение, экономика, право;

— полезные науки — сельское хозяйство, биология, физика, математика;

— щегольские (увеселяющие) науки — литература и искусство;

— тщетные науки — алхимия, астрономия;

— вредительские науки — колдовство.

— Задание: Какие современные профессии вы бы отнесли к полезным и нужным, какие — к щегольским и увеселяющим, а какие — к вредительским и тщетным? (устно)

5. Вопросы:

— Кто такой веб — дизайнер? (специалист по созданию Интернет — сайтов).

— Провизор? (специалист по производству, хранению и продаже лекарств).

— Кинолог? (специалист по размножению, выращиванию и воспитанию собак разных пород).

6.Тестирование «Ты и твоя профессия» (учащиеся получают индивидуальные карточки с вопросами теста, выполняют задания теста)

1. Новогодняя ночь для вас — лучшее время, чтобы:

а) выспаться; б) посмотреть телевизор вместе с семьей; в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков вы предпочли бы: а) удочку, набор для вышивания; б) коньки или лыжи; в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку; б) с семьей или друзьями; в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то: а) почувствовали бы полную свободу; б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом; в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В свое свободное время вы любите: а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать; б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор; в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

Учитель: Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» — 2, «в» — 3 баллами.

От 8 до 12 баллов — вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании

От 12 до 15 баллов — в вас огромный потенциал энергии и сил, которой хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег.

7. Как выбрать профессию?

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Ответьте себе на вопросы, учитывающие три основных фактора стратегии выбора профессии:

«ХОЧУ»

Чем тебе интересно заниматься?

Представляешь ли, каким делом ты хотел бы заниматься каждый трудовой день?

Какие профессии тебе нравятся?

«МОГУ»

Знаешь ли ты о своих способностях и умениях?

Знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая тобой профессия?

Соответствуют ли твои способности, физические возможности выбранной профессии?

«НАДО»

Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии?

Знаешь ли ты, где можно получить интересующую тебя специальность?

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

— Неумение разобраться в своих личных качествах и интересах.

Необъективная оценка своих способностей.

Незнание требований профессий, увлечение какой-либо одной
стороной профессии.

Ориентир на «престижную» профессию.

Выбор профессии «за компанию», под давлением родственников.

Перенос увлечения школьным предметом на профессию.

Чтобы правильно выбрать профессию, не ошибиться в правильности выбора, необходимо прежде всего знать самого себя. Для этого предлагается вам опросник «Знаешь ли ты себя?»

Знаешь ли ты себя?

Перед тем как ты начнешь целенаправленно себя изучать, проверь, что ты знаешь о себе. Если самому тебе это сделать сложно, посоветуйся со школьным психоло­гом, почитай психологическую литературу, которая имеется во всех библиотеках. А главное, начни думать о себе, прислушайся к своим чувствам и желаниям и попытайся осознать их. Попробуй хоть иногда посмотреть на себя как бы со стороны, - каким тебя могут увидеть люди, соответствует ли это тому, каким ты сам считаешь себя.

Нарисуй схему, в центре, куда сходятся все стрелки-вопросы, поставь свое «Я». Внутреннее «Я» - самая глубокая, самая тонкая и труднодоступная для понимания сущность че­ловека. «Я» - это целый мир, принадлежащий именно тебе или только тебе. Ты по-своему ощущаешь и воспринимаешь окружающий мир, у тебя свои особенности памяти, мышле­ния, внимания; у тебя своеобразное воображение, способнос­ти, интересы, потребности, симпатии, привязанности, осо­бенности настроения; тебе присуща большая или меньшая сила эмоциональных переживаний. У тебя сильная или сла­бая воля, «легкий» или «трудный» характер, своя мера доброты, обаяния, чистосердечия, бескорыстия, благородства; свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, оби­ды, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба.

Постарайся искренне ответить на вопросы. Ты можешь дополнять их, изменять по мере углубления в целенаправленную работу по воспитанию самого себя. Нач­ни с таких раздумий о себе:

Какие способности я у себя нахожу?

Какие учебные предметы мне нравятся?

О чем я мечтаю?

О чем мне приятно и о чем неприятно вспоминать?

Какой у меня Характер?

Какое настроение у меня бывает чаще всего?

Как я отношусь к себе?

Что мне нравится и что хотелось бы изменить в моем внешнем облике?

Что в жизни мне кажется наиболее привлекательным?

Чем я люблю заниматься больше всего?

Кем я хочу стать в будущем?

Люблю ли я и умею ли я трудиться?

Часто ли я в чем-либо сомневаюсь?

Чего во мне больше: уверенности в себе или робости?

- Понимаю ли я юмор, шутки?

Испытываю ли я иногда чувства стыда, раскаяния?

Ощущаю ли в себе хотя бы минутную злобу, зависть, подозрительность?

Вопросов можно задать много и самых разных. Ты, очевидно, будешь задавать их себе, исходя из того, каким ты хочешь стать, ради чего ты хочешь себя познать, что в себе хочешь воспитать.

Но при всех вариантах следует помнить, что познание собственного внутреннего мира - это лишь одна из составляющих самовоспитания. Оглянись вокруг. Ты постоянно находишься среди людей: очень близких, родных - дома, в кругу друзей; хорошо или не очень хорошо знакомых - в школе, в гостях, в различного рода клубах, кружках и секциях; совсем незнакомых - на улице, в автобусе и трамвае, в театре и кино, в музее и магазине, в столовой и кафе, в лагере летнего отдыха, на катке и на пляже, в поезде и самолете - везде и всегда. Еще древнеримский полководец и философ Марк Аврелий говорил: «Если бы ты и хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».

8. Заключительная беседа.

Есть в русском языке хорошее выражение — «найти себя». Как вы его понимаете? (Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования. Узнать, что тебе нравится, чем ты хочешь заниматься. Найти своё призвание.)

Поиски себя — это длительный процесс. Но выбор когда — то нужно будет делать.

Ищите себя! Найдите себя!

Рефлексия:

Я узнал сегодня…

Полезного я сегодня извлёк …

Я возьму с собой сегодня…

Заключительное слово учителя : Возвратимся к вопросу в начале урока.

Однажды на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье – это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой», а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

, . .

Классный час « Моя будущая профессия»

Цели :

Ориентировать старшеклассников на осознанный выбор профессии;

Познакомить учащихся с технологией выбора профессии.

Задачи:

Формировать информационную основу выбора профессии;

Создать условия для формирования ясных представлений школьников о самом себе, своих особенностях и качествах для включения молодежи в активную пробу своих сил и определения нравственной позиции при выборе профессии;

Оказать помощь в профессиональном самоопределении, скорректировав профессиональные предпочтения обучающихся;

Помочь избежать ошибок в выборе профессии;

Познакомить с профессиями, которые являются перспективными в современном обществе;

Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии;

Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии, положительную профессиональную мотивацию.

Оборудование и материалы: проектор, доска (для показа учащимся заранее приготовленной презентации), анкеты.

Эпиграф : «Среди нехоженых путей, один путь мой. Среди не взятых рубежей, один – за мной!» В. Высоцкий

«Счастье не в том, чтобы делать что хочешь, чтобы всегда хотеть того, что делаешь». А. Н. Толстой

Ход классного часа

Актуализация темы.

Вступительное слово учителя.

Именно об этом мы сегодня и погорим. Тема классного часа «Моя будущая профессия».

В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать. К ним относятся наше собственное тело, наши родители, наша страна и историческая эпоха. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу выборов является выбор профессии.

Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье - это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно... Продолжите фразу. («...задуматься о будущем», «...выбрать работу по душе», «...найти свое место в жизни»).

Эти слова вы уже слышали - и от мамы с папой, и от учителей. Слышали так часто, что они успели поднадоесть и вызывают острую аллергическую реакцию. Но признайтесь: ведь вы бунтуете всего лишь против слов, а сами, конечно, понимаете или хотя бы чувствуете, что смысл их раскрывать каждому для себя все равно придется.

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.

Сегодня каждый из вас попробует разобраться в самом себе, выяснив, какой вид профессиональной деятельности подходит именно ему.

Целеполагание.

В ходе сегодняшней беседы вы должны будете

Выявить свои способности и интересы, найти наиболее оптимальное сочетание их в своей будущей профессии;

Научиться планировать свою будущую карьеру.

Научиться адекватно оценивать свои способности и возможности.

Беседа .

Вопрос «Кем быть?» задает себе каждый молодой человек. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда нет еще за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения.

Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 50 тысяч различных профессий и специальностей и ежегодно, по некоторым данным, появляется около 500 новых. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям, обществу.

Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.

А возможен и другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И это станет началом пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Этим мы с вами и займемся.

- Зачем человек трудится? (Это потребность человеческой жизни, труд -средство самовыражения и развития личности. Л.Н.Толстой: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека; без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».

Какие факторы влияют на выбор будущей профессии? Социологи выделяют следующие основные факторы, влияющие на выбор профессии старшеклассниками: способности (склонности), мнение родителей учителей, друзей, мода (престиж) и будущая заработная плата. Согласны ли вы с мнением специалистов?

Как вы думаете, чем нужно руководствоваться при выборе профессии?

Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования, которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:

Профессия должна быть интересной,

Профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,

Профессия должна соответствовать собственным возможностям.

Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами:

«Надо» - потребности рынка труда, востребованность профессии в обществе.

«Хочу» - желания, интересы, склонности личности,

«Могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности), возможность поступления.

Если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет для вас наилучшим вариантом. Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения.

Работа над составляющими правильно выбора профессии.

Давайте подробнее остановимся на каждой из составляющих правильного выбора профессии.

Итак, первая составляющая «Надо» - потребности рынка труда. На данный момент ни для кого не секрет, что рынок труда перенасыщен такими специалистами, как «юрист», «экономист». Поэтому, выбирая профессию, нужно думать о том, а сможете ли вы, закончив вуз или ссуз, найти работу по специальности. Выбирая профессию, нужно думать о том, сможете ли вы трудоустроиться в будущем.

Какие профессии наиболее востребованы в наше время, и какие будут востребованы через 7- 10 лет?

Сообщение. На современном рынке труда в данный момент наиболее значимыми профессиями являются:

профессии, связанные со сферой управления

профессии, связанные с внедрением компьютерной техники

строительные профессии

консультирование

профессии в сфере образования

профессии, связанные с сервисом семьи

профессии в области здравоохранения

профессии в области информации и связи

профессии, связанные с банковским делом

профессии в сфере производства

профессии, связанные с туристическим сервисом .

А через 10 лет очень востребованными будут …

1. Инженерные специальности (возрастет спрос на инженерные кадры, способные управлять производством и обслуживать более совершенную технику)

2.Разработчики компьютерного обеспечения (возрастет спрос на профессиональных программистов, поскольку еще актуальней станет проблема хранения данных)

3.Маркетинг и продажи (возрастет спрос на специалистов по продаже и маркетингу, станет очень востребованной профессия «продавец»

4. Профессии, связанные с сервисом

5. Эколог (начнет повышаться спрос эту профессию, так как все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды)

6. Медицинские специальности (медсестра, врач)

7. Рабочие профессии: слесарь, электрогазосварщик, электромонтер.

Итак, вторая составляющая «Хочу» (желания, интересы, склонности). Здесь необходимо взвесить и оценить свои склонности, которые зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кто-то из вас - технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам.

Но кроме склонностей необходимо учитывать и свои интересы, желания. Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому - программировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов.

Идеальное совпадение способностей и интересов - это и есть призвание.

Что можно сказать о желаниях, интересах, склонностях каждом из вас. Проведем небольшой тест, называемы «Психогеометрия». Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы - Стюзен Деллингер. Предлагаемый вам тест адаптирован А. Алексеевой и Л. Громовой. Они предприняли попытку построить отечественную психогеометрию (точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%).

Тест «Психометрия»

Инструкция . Посмотрите на пять фигур, среди которых квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и зигзаг (все изображено на листе бумаги). Выберите ту фигуру (постарайтесь прочувствовать форму), в отношении которой вы сможете сказать: «Это я!» Если этот процесс вызывает у вас большие затруднения, тогда выберите ту из фигур, которая первой привлекла ваше внимание. Запишите ее под № 1. Затем оставшиеся четыре фигуры расставьте в порядке вашего предпочтения. Запишите их названия под соответствующими номерами.

Обработка и интерпретация результатов. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Итак, краткая психологическая характеристика основных форм личности.

Квадрат (Железов А., Конопатова Т.) - неутомимый труженик. Характерны трудолюбие, усердие, выносливость, терпение, методичность. Высококлассный специалист в своей области. Неутолимая потребность в информации. Слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Сильная сторона Квадрата - мыслительный анализ. Чаще - левополушарный мыслитель, перерабатывает данные последовательно. Внимателен к деталям, подробностям.

Любят раз и навсегда заведенный порядок. Не по душе сюрпризы, постоянно «упорядочивают» вещи и людей вокруг себя.

Становятся отличными администраторами, исполнителями, но редко бывают хорошими менеджерами. Квадрат не всегда оперативен. Стремление к порядку и аккуратности может развиться до парализующей крайности. Затягивают принятие решений, связанных с возможностью риска.

Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными людьми. Неэффективно действуют в аморфной ситуации.

Треугольник (Емельянов В.) Эта форма символизирует лидерство. Для многих это истинное предназначение. Обладают выраженной способностью концентрироваться на главной цели. Благодаря энергии и силе личности достигают намеченных целей.

Являются мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Ищут эффективное в данных условиях решение. Уверенные, хотят быть правыми во всем. Постоянно соперничают и конкурируют с другими, имеют установку на победу, выигрыш, успех. Бывают нетерпеливы, рискуют. С большим трудом признают свои ошибки. Видят то, что хотят видеть, бывают категоричны, поступают по-своему. Успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, впитывают полезную информацию.

Треугольники честолюбивы, стремятся сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело, задают себе вопрос: «А что я буду с этого иметь?» Великолепные менеджеры, умеют представить руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Чувствуют выгодное дело, могут столкнуть лбами своих противников.

Отрицательное качество - направленность на себя. Нещепетильны в отношении моральных норм, когда идут к своей цели. Треугольники заставляют вращаться всех и вся вокруг себя. Без них жизнь потеряла бы свою остроту.

Прямоугольник (Азиатцева М.) символизирует состояние перехода и изменения. Временная форма личности, свойственная остальным четырем фигурам в определенные периоды жизни. Не удовлетворены тем образом жизни, который ведут сейчас. Заняты поисками лучшего. Изменения для них значимы.

Характерно состояние запутанности, замешательства и неопределенности на данный момент времени. Поступки непоследовательны и непредсказуемы в течение переходного периода. Могут меняться даже в пределах одного дня. Низкая самооценка, стремятся стать лучше, примеряя одежду других форм. Молниеносные, крутые, непредсказуемые. Смущают, настораживают людей. Общение с другими людьми им просто необходимо.

Позитивные качества: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, определенная смелость. Открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни. Легко усваивают новое. Но они очень доверчивы, внушаемы и наивны. Ими легко манипулировать.

Прямоугольник - это всего лишь стадия. Она неизбежно пройдет.

Круг (Романова Е.) - мифологический символ гармонии. Заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность - люди и их благополучие. Самый доброжелательный из пяти форм. Круг - лучший слушатель, сопереживает, эмоционально отзывчив. Быстро распознает притворщика, обманщика. Круги высокопопулярны среди коллег. Как руководители слабы.

Стараются угодить каждому, пытаются сохранить мир, избегают занимать твердую позицию. В конфликте уступают первыми.

Не отличаются решительностью, не умеют подать себя и свою команду должным образом. Над Кругами берут верх. Но их это не очень волнует. Проявляют твердость, если дело касается вопросов морали и справедливости.

Относятся скорее к правоиолушарным мыслителям. Такое мышление более образное, интуитивное. Переработка информации осуществляется прорывами, с пропуском отдельных звеньев. Но они в ладу и с логикой. В мышлении ориентируются на субъективные факторы проблемы (ценности, чувства и т. д.).

Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог. Однако, чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса, Кругу не хватает «левополушарных» организационных навыков своих «линейных братьев» - Треугольника и Квадрата.

Зигзаг (Беспалов А.) символизирует креативность, творчество хотя бы потому, что это самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая. Зигзаг, скорее всего, истинный правополушарный мыслитель, инакомыслящий.

Свойственна образность, интуитивность и мозаичность с отчаянными прыжками от «а» до «я». Строит целостные гармоничные концепции и образы, имеет развитое эстетическое чувство.

Стиль мышления чаще синтетический. Ему нравится творческое комбинирование несходных между собой идей, создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Остроумны, бывают язвительны, склонны видеть мир постоянно меняющимся. Рутина, шаблон, инструкции - это не для них. Их раздражают строго фиксированные обязанности. Им жизненно необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Хотят быть полностью независимыми от коллег. Когда попадают в комфортные условия, начинают генерировать новые идеи и методы работы. Устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, вероятностью, нежели действительностью. Непрактичность, нереалистичность и наивность берут свое начало в реальности для них мира идей.

Зигзаг - самый восторженный и возбудимый из всех пяти фигур. Новую идею готов поведать всему миру. Их несдержанность и экспрессивность часто мешает проводить им свои идеи в жизнь. К тому же они несильны в проработке конкретных деталей. А без этого материализация идеи невозможна. Они не слишком настойчивы в том, чтобы довести дело до конца. С утратой новизны теряют интерес к самой идее.

У мудрых китайцев есть такая пословица: «Человек без улыбки на лице не должен открывать свой магазин». Как вы понимаете ее смысл? (ответы) Именно поэтому при выборе профессии нужно обязательно учитывать особенности своего характера, склонности.

Определить ваши интересы и склонности в выборе профессий, можно используя методику Л. Йоваши. Хотели бы вы узнать, каковы ваши профессиональные склонности?

Тестирование по методике Л. Йоваши.

Инструкция

Закончите высказывание, выбрав один из вариантов «а», «б» или «в» - и обведя соответствующую букву в бланке напротив номера вопроса.

Бланк ответов.

№ ответа

Всего

  1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

А) общаться с самыми разными людьми;

Б) что-нибудь делать своими руками – мебель, одежду, машины и т.д.;

В) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д.

  1. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:

А) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

Б) сюжет, действие героев;

В) информация, которая может пригодиться в жизни.

  1. Меня обрадует Нобелевская премия:

А) в области науки;

Б) за общественную деятельность;

В) в области искусства.

  1. Я скорее соглашусь стать:

А) управляющим банка;

Б) главным инженером на производстве;

В) начальником экспедиции.

  1. Будущее людей определяет:

А) достижение науки;

Б) развитие производства;

В) взаимопонимание среди людей.

  1. На месте директора школы я прежде всего займусь:

А) благоустройством школы (столовая, спортзал, компьютеры);

Б) созданием дружного, сплоченного коллектива;

В) разработкой новых технологий обучения.

  1. На технической выставке меня больше всего привлечет:

А) внешний вид экспонатов (цвет, форма);

Б) внутреннее устройство экспонатов (механизм);

В) практическое применение экспонатов.

  1. В людях я ценю прежде всего:

А) мужество, смелость, выносливость;

Б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;

В) ответственность, аккуратность.

  1. В свободное от работы время я буду:

А) писать стихи или музыку или рисовать;

Б) ставить различные опыты;

В) тренироваться.

  1. В заграничных поездках меня больше всего привлечет:

А) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

Б) деловое общение;

В) возможность знакомства с историей и культурой другой страны.

  1. Мне интереснее беседовать:

А) о машине нового типа;

Б) о новой научной теории;

В) о человеческих взаимоотношениях.

  1. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:

А) технический;

Б) музыкальный;

В) спортивный.

  1. В школе больше внимания следует уделять:

А) улучшению взаимопонимания между учителями и учениками;

Б) поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом;

В) укреплению дисциплины.

  1. Я с большим интересом смотрю:

А) научно-популярные фильмы;

Б) программы о культуре и спорте;

В) спортивные программы.

  1. Мне было бы интереснее работать:

А) с машинами, механизмами;

Б) с объектами природы;

В) с детьми или сверстниками.

  1. Школа в первую очередь должна:

А) давать знания и умения;

Б) учить общению с другими людьми;

В) обучать навыкам работы.

  1. Каждый человек должен:

А) вести здоровый образ жизни;

Б) иметь возможность заниматься творчеством;

В) иметь удобные бытовые условия.

  1. Для благополучия общества в первую очередь необходима:

А) защита интересов и прав граждан;

Б) забота о материальном благополучии людей;

В) наука и технический прогресс.

  1. Мне больше всего нравятся уроки:

А) физкультуры;

Б) математики;

В) труда.

  1. Мне интереснее было бы:

А) планировать производство продукции;

Б) изготавливать изделия;

В) заниматься сбытом продукции.

  1. Я предпочитаю читать статьи:

А) о выдающихся ученых и их открытиях;

Б) о творчестве ученых и музыкантов;

В) об интересных изобретениях.

  1. Свободное время я охотнее провожу:

А) делая что-то по хозяйству;

Б) с книгой;

В) на выставках, концертах и пр.

  1. Больший интерес у меня вызовет сообщение:

А) о художественной выставке;

Б) о ситуации на фондовой бирже;

В) о научном открытии.

  1. Я предпочитаю работать:

А) в помещении, где много людей;

Б) в необычных условиях;

В) в обычном кабинете.

После заполнения бланка ребята должны подсчитать число обведенных букв в каждой из шести колонок бланка и записать эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность;

7-9 баллов – средне выраженная профессиональная склонность;

4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность;

0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

В каждой из шести колонок представлена сумма баллов Она отражает склонность к определенному виду деятельности:

1 - Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обслуживанием (бытовым, медицинским, информационным), управлением, воспитанием и обучением. Люди, успешные в профессиях этой группы, должны уметь и любить общаться, находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения и особенности.

2 - Склонность к исследовательской деятельности . Профессии, связанные с научной работой. Кроме хорошей теоретической подготовки в определенных областях науки, людям, занимающимся исследовательской деятельностью, необходимы такие качества, как рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

3 - Склонность к работе на производстве. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом. Профессии этой группы предъявляют повышенные требования к здоровью человека, координации движений, вниманию.

4 - Склонность к эстетическим видам деятельности . Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий, кроме наличия специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность мышления и независимость характера, стремление к совершенству.

5 - Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью и морально-волевым качествам.

6 -Склонность к планово-экономическим видам деятельности . Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом и преобразованием текстов (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Различие между интересами и склонностями: интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности «хочу делать». Можно интересоваться чем-либо, но не иметь желания этим заниматься (футбол, кино и т.п.). Профессию необходимо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями.

Результаты тестирования.

На протяжении многих веков предпринимались также попытки найти связь между особенностями личности и знаком Зодиака, под которым родился человек. Хотели бы вы узнать, какой вид деятельности предписан вам в соответствии с вашим знаком Зодиака.

Профессиональный прогноз

Предпочтительные профессии: администратор в гостиничном и туристическом секторе, инженер, адвокат, прокурор, правозащитник, хирург. Основные сферы и направления: юриспруденция, военное дело, политика и политология, педагогика, машиностроение. Кроме того, успешная карьера ждет Овнов-изобретателей, новаторов, начальников любого звена, предпринимателей.

Предпочтительные профессии: актер, писатель, оратор, лектор, психолог, продавец-консультант, проповедник, теолог, журналист (корреспондент), специалист по связям с общественностью (PR), пресс-секретарь, политик, ресторанный или театральный критик. Основные сферы и направления: любая публичная деятельность, журналистика, искусство, словесность, психология и психоаналитика, обществоведение.

Предпочтительные профессии: ученый, врач, писатель, зодчий, преподаватель, стюардесса, гувернантка, социальный работник, дизайнер по интерьеру. Основные сферы и направления: медицина (все профессии, кроме хирургии), педагогика, история и археология, искусство (в самом широком смысле – поэзия и живопись, актерское мастерство и архитектура, литература и музыка).
Лев (23 июля – 22 августа) Азиатцева М.

Предпочтительные профессии: финансист, визажист, парикмахер, телеведущий, журналист развлекательного жанра, литературный деятель (малые формы). Основные сферы и направления: шоу-бизнес, словесность, актерское мастерство, политика, дизайн, ювелирная промышленность (в качестве художников и продавцов). Кроме того, Львы успешно реализуют себя на руководящих постах и на административных должностях.
Дева (23 августа – 22 сентября) Железов А.

Предпочтительные профессии: социолог, следователь, финансовый аналитик, управляющий банком, дипломат, корректор, редактор, снабженец, медик и фармацевт. Основные сферы и направления: любая научная и хозяйственная деятельность, филология, медицина, бухгалтерия, аналитика, банковский и финансовый сектор, издательское дело.

Предпочтительные профессии: дипломат, повар, актер, дизайнер (одежды, помещений, ювелирных украшений), художник, писатель, музыкант, косметолог, фотограф. Основные сферы и направления: свадебная индустрия (от свахи до владельца салона для новобрачных), ресторанный бизнес, юриспруденция, все, что связано с красотой.
Скорпион (23 октября – 21 ноября) Емельянов В.

Предпочтительные профессии: работник отдела кадров, хирург, прокурор, страховой агент, криминальный журналист, естествоиспытатель, наемный солдат, писатель, творящий в мистическом или в детективном жанре. Основные сферы и направления: частный сыск, психоаналитика, теология, астрология, философия.
Стрелец (22 ноября – 21 декабря)

Предпочтительные профессии: ветеринар, дрессировщик, жокей, спасатель, переводчик, журналист-международник, гид, промышленный альпинист, спортсмен, исследователь новых земель, берейтор, кинолог, посол, атташе. Основные сферы и направления: дипломатия, миссионерство, издательский бизнес (словари, иностранная литература), туристический сектор, библиотекарское дело.
Козерог (22 декабря – 19 января)

Предпочтительные профессии: политик, режиссер, продюсер, литературный агент, издатель, менеджер по продажам, частный предприниматель, врач высшей категории. Основные сферы и направления: властные структуры, наука, банковская сфера, промышленность и коммерция, медицина, спорт, а также все, что связано с камнями, золотом и другими природными материалами.
Водолей (20 января – 18 февраля)

Предпочтительные профессии: антиквар, изобретатель, психолог, социолог, кинооператор, фотохудожник, экономист, бухгалтер. Основные сферы и направления: инновации, философия и общественные науки, сфера культуры и искусства, дизайн (в том числе и автомобильный).
Рыбы (19 февраля – 20 марта) Беспалов А., Романова Е.

Предпочтительные профессии: аудитор, финансист, логистик, психоаналитик, частный сыщик, певец, профессиональный путешественник, артист, художник. Основные сферы и направления: банковское дело, гостиничный и ресторанный сектор (в качестве работника среднего звена), педагогика, любая отрасль, связанная с водой.
Читать полностью: http://yablor.ru/blogs/vibor-professii-po-znaku-zodiaka/2860621

Какая же профессия подойдет именно вам и будет соответствовать вашим интересам, характеру? Ответить на этот вопрос, поможет методика, разработанная Е.А.Климовым.

Тестирования по методике, разработанной Е.А. Климовым

Инструкция: Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь "+", если нет, поставь перед цифрой "-". Если ты сомневаешься, зачеркни цифру.

Утверждения для самооценки

1. Природа

2.
Техника

3.
Знак

4. Искусство

5.
Человек

1. Легко знакомлюсь с людьми

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить

3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки

4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными

5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить

6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами

7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными

8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах

9. мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших

10. Люди считают, что у меня есть художественные способности

11. Охотно читаю о растениях, животных

12. Принимаю участие в спектаклях, концертах

13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин

14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы

15. Легко улаживаю разногласия между людьми

16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой

17. Людям нравится мое художественное творчество

18. У меня есть способности к работе с растениями и животными

19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме

20. я почти никогда ни с кем не ссорюсь

21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди

22. Без особого труда усваиваю иностранные языки

23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.

25. Могу влиять на ход развития растений и животных

26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов

27. Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения

28. Охотно наблюдаю за растениями или животными

29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику

30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.

Результаты

Обработка и анализ результатов :

По каждому столбцу подсчитай алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму, зачеркнутые цифры не считай. Запиши их в строку "Результаты". Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывают на наиболее подходящий для тебя тип профессии. Малые или отрицательные суммы указывают на типы профессий, которых тебе следует избегать при выборе. Максимальное число баллов в каждом столбце - 8.

В соответствии с данной классификацией мир современных профессий можно разделить на 5 основных типов:

1. «Человек-природа».

Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество - любовь к природе. Но любовь не созерцательная. Которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело - любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое - регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным;

2. «Человек-техника»

Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Техника как предмет руда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки. творчества, поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части - важные условия для успеха в данной области.

3. «Человек-знаковая система»

Мы встречаемся со знаками значительно чаще, чем обычно представляем себе. Это цифры. Коды, условные знаки, естественные или искусственные языки, чертежи, таблицы формулы. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химически, механических свойств предметов, а с другой - представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Чтобы успешно работать в какой-нибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.

4. «Человек-искусство»

Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека - наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие.

5. «Человек-человек»

Даже выбирая профессию, не связанную непосредственно с общением, вы поступите правильно, если обратите внимание на общительность и контактность. Подумайте, куда вы обращены- к людям или к себе? С кем бы вы хотели общаться - с собой или с другими? Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не наладится это взаимодействие, значит, не наладится и работа. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память (умение держать в уме имена и особенности многих людей), умение находить общий язык с различными людьми, терпение и т.д.

Думаю, что результаты диагностических исследований заставили вас и многом задуматься, а в дальнейшем мне хотелось бы, чтобы вы учитывали их при выборе профессии.

Третья составляющая «Могу» (уровень ваших знаний, наличие способностей к данному виду деятельности, физические возможности, возможность поступления (материальное положение, наличие заведения) Прежде всего, надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

Итог. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. И здесь главное не растеряться и сделать правильный выбор, соответствующий вашим интересам, возможностям и требованиям, которые предъявляет данная профессия к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это путь к успеху.

Рассказ о выдающихся людях.

Люди, которые в свое время правильно сделали профессиональный выбор, состоялись в профессии, но и в жизни. Они сумели самореализоваться и много сделали для страны, для спорта, культуры, общества. Мне хотелось продолжить наш разговор рассказами о таких людях, чтобы вы поняли, что успех в жизни во многом зависит от успеха в профессиональной деятельности.

Рассказы учащихся о С. Федорове, А. Пугачевой, И. Родниной, В. Путине

Просмотр презентаций «Моя будущая профессия»

- Я знаю, что некоторые из вас уже наметили свои профессиональные ориентиры. И мне хотелось бы, чтобы эти ребята рассказали о том, кем они хотят стать. И пусть их рассказы побудут для тех, кто еще всерьез не задумывался об этом, стимулом к профессиональному определению.

Заключительное слово учителя. Рефлексия .

-«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека (римский философ) Как вы понимаете эти мудрые слова? (ответы) Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства… Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.

Давайте вспомним цель классного часа и подведем итоги нашей встречи

(цель - выявить свои способности и интересы, найти наиболее оптимальное сочетание их в своей будущей профессии; научиться планировать свою будущую карьеру, научиться адекватно оценивать свои способности и возможности)

Узнали ли вы сегодня о себе что-то новое?

Поможет ли наш сегодняшний разговор в вашем профессиональном самоопределении?

Надеюсь, что то, что вы узнали, хотя бы немного вам в жизни пригодится. Мне хотелось бы, чтобы уходя из класса вы поняли, что

  1. судьба не случайность, а предмет нашего собственного выбора;
  2. чтобы вы поняли : самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;
  3. что истинное сокровище для людей – найти себя в труде.
  4. С что счастливая, преуспевающая личность сегодня – это… профессионал.

А закончить классный час мне хотелось бы на поэтической.

Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.

Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.

«Тропинка» Саматова Л.С.

ЦЕЛИ : способствовать формированию представления о будущей профессии;

способствовать осознанию правильности выбранной профессии;

способствовать развитию познавательного интереса к профессиям;

способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

ТИП УРОКА : диспут с элементами викторины.

ФОРМЫ РАБОТЫ : коллективная, групповая.

ХОД УРОКА

Вступление.

Все ближе и ближе тот момент, когда за спиной останутся безза­ботные школьные годы и жизнь поставит нас всех перед первым се­рьезным выбором. Каким будет наш дальнейший путь? Как найти свое место в жизни? Какую профессию выбрать? Уже сейчас мы задумываться над этими вопросами, и сделать выбор дей­ствительно не просто.

В наше время так много интересных и нужных профессий! Все больше высших учебных заведений: институтов, университетов, академий готовят высококвалифицированных специалистов в раз­личных областях знаний. Конечно, каждый должен выбирать про­фессию, которая соответствует его стремлениям, увлечениям, спо­собностям. Поэтому не случайно 1 сентября первый урок пройдет во всех школах России - «Моя будущая профессия». Через год вы окончите школу, вам нужно будет решать, кем быть, где учиться? Чтобы жить, нужно зарабатывать деньги, а для этого нужно правильно выбрать подходящую профессию, к которой у вас есть склонности, интерес, и старательно учиться.

Скажите, кто может объяснить понятие – ПРОФЕССИЯ? (Это основной род занятий трудовой деятельности) СПЕЦИАЛЬНОСТЬ? (Вид занятий в рамках одной профессии) КВАЛИФИКАЦИЯ? (Степень подготовки к какому-либо виду труда)

Задание 1. «Найди профессии». Подчеркните слова, обозначающие профессии.

Инженер, конструктор, директор , дворник, юрист, помощник юриста , исполняющий обязанности, кассир, завуч , учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела , учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор , слесарь, курьер, хирург.

· Почему «дворник» и «курьер» - не профессии? (директор , помощник юриста, завуч, начальник отдела, главный конструктор обозначают не профессии, а должности. Учитель начальных классов и учитель физкультуры - это разные специальности одной профессии - учитель. Терапевт и хирург - специальности профессии врача).

Классный руководитель : А теперь мы с вами немножко поиграем в интересный конкурс «Определи профессию». Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.
1. План, город, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
2. Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)
3. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)
4. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)
5. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
6. Земля, природа, поле, теплица, сорта, растения, уход, удобрения, урожай. (Агроном)
7. Платформа, вокзал, рельсы, пневматический кран, вагоны. (Машинист локомотива)
8. Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка. (Контролер банка)
9. Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)
10. Кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, стена, кладка. (Строитель)
11. Ремонт, трубопровод, авария, техническая грамотность. (Слесарь-сантехник)

Классный руководитель : Ребята как вы думаете, что влияет на выбор места работы? (Ответы учащихся, примерные: высокий заработок, любовь к профессии, престижность и отсутствие выбора).

Классный руководитель : Чтобы правильно выбрать профессию, вам необходимо учесть три момента:

Во-первых, каковы ваши интересы и склонности (коротко назовем это вашим «хочу» - это все, что мне нравится, к чему лежит душа ) ;

Во-вторых, каковы ваши профессиональные качества: здоровье, квалификация, способности (это ваше «могу» – это все, что мне по силам, по способностям);

В-третьих, какие профессии пользуются спросом у работодателей (иначе, говоря каково сегодня « надо» – это все, что нужно для общества, страны).

Условно, эти составляющие факторы можно обозначить как формулу профессий: «хочу», «могу», «надо». Если вы сумеете их совместить, ваш профессиональный выбор будет удачным.

КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОФЕССИИ.

По предмету труда можно выделить пять типов профессий. Предметом профессий первого типа являются люди. Поэтому их назвали профессиями типа “человек - человек”. Это: врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец.

Тип “человек – техника” включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, ремонтом техники. Это: сварщик, инженер, водитель, швея, электромонтер.

Тип “человек – знаковая система” объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами. Это: переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер.

К типу “ человек – художественный образ” можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием различных изделий. Это: художник, журналист, композитор, актер, закройщик.

К типу “ человек - природа” можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы. Это: агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

По характеру труда выделяют два класса профессий:

1) Профессии исполнительного класса связаны с выполнением решений, с работой по заданному образцу. Это: агент, медсестра, продавец, кассир, парикмахер. Профессии этого класса не требуют высшего образования.

2) Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, планированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют высокого уровня умственного развития и, как правило высшего образования.

Это: врач, психолог, учитель, юрист, инженер и т.д.

КАК ОВЛАДЕТЬ ПРОФЕССИЕЙ?

В соответствии с Законом об образовании Р.Ф., образование в нашей стране делится на общее и профессиональное. Общее образование включает три ступени: начальное общее, основное общее и полное общее. Основное общее является обязательным.

Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим. Начальное профессиональное образование дает возможность стать квалифицированным работником практически по любой профессии исполнительного класса. Основной формой получения начального профессионального образования является обучение в профессиональных училищах, лицеях и колледжах.

Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена. Его можно получить в техникумах.

Высшее профессиональное образование позволяет стать специалистом по любой профессии творческого класса. Его можно получить в высших учебных заведениях, к которым относятся институты, университеты, академии.

ГДЕ МОЖНО УЗНАТЬ, КАКИЕ ЕСТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ?

Существует довольно много источников информации об учебных заведениях.

1. Справочники для поступающих дают наиболее полную и точную информацию об учебных заведениях. Выходят ежегодно, но только в крупных городах.

2. Телефонные справочники позволяют установить номера телефонов и адреса учебных заведений.

3. Компьютерные программы, интернет.

5. Центры занятости населения предоставляют информацию об учебных заведениях, осуществляющих преимущественно повышение квалификации и переобучение взрослых людей.

6. Непосредственный визит в учебное заведение позволит вам получить свое собственное впечатление об условиях обучения.

Задание 2 . Игра-викторина «В мире профессий» по презентации. Групповая работа.

Учитель – Скажите, много ли вы знаете профессий? Давайте с вами познакомимся с некоторыми в викторине, и вы ваш круг знакомств с профессиями расширится.

    Как называют рабочего, добывающего полезные ископаемые в шахте?

    Геолог

    Шахтер

    Исследователь

    Специалист этой профессии следит за соблюдением правил дорожного движения. Назовите профессию.

    Инспектор ГИБДД

    Полицейский

    Регулировщик

    Как называют учёного, изучающего ископаемые остатки вымерших организмов: животных, растений, бактерий и т.д.?

    Палеонтолог

    Археолог

    Искусствовед

    Назовите специалиста, который отвечает за состояние и охрану лесов?

    Лесничий

    Пожарный

    Спасатель лесов

    Как называют специалиста по воспитанию и разведению собак?

    Фелинолог

    Кинолог

    Собачий психолог

    Какой специалист может составить бумажную или электронную карту?

    Картограф

    Этнограф

    Инженер-геолог

    Назовите врача, специализирующегося на лечении болезней зубов, челюстей и других органов ротовой полости:

    Окулист

    Хирург

    Стоматолог

    Как называют человека, чьей профессией является управление оркестром?

    Композитор

    Дирижер

    Концертмейстер

    Специалист этой профессии без труда сможет перевести иностранную устную или письменную речь на наш родной язык. Назовите профессию.

    Лингвист

    Журналист

    Переводчик

    Назовите специалиста, который занимается ремонтом и техническим обслуживанием электрооборудования:

    Слесарь

    Технолог

    Электрик

    Как называется специалист, который наблюдает и исследует атмосферные явления?

    Метеоролог

    Географ

    Эколог

    Назовите специалиста, занимающегося разработкой программного обеспечения для всех разновидностей компьютерной техники:

    Программист

    Веб-дизайнер

    Маркетолог

    Как называют актера, который исполняет сложные и опасные трюки при съемках фильма?

    Карикатурист

    Каскадер

    Дублер

    Назовите водителя, который управляет грузовым или большегрузным автотранспортом и совершает поездки на дальние расстояния?

    Экспедитор

    Дальнобойщик

    Навигатор

Упражнение №1 «Знаток профессий». Сейчас нам нужно выбрать «знатока профессии». По кругу каждый называет одну профессию, но делает это быстро, не задумываясь, в течении 3 секунд, если участник не укладывается в это время, то он выбывает из круга. И так пока не останется один победитель.

Задание 3. «Угадай профессию». Каждому из участников раздается листок с заданием. На котором будет написано невербально изобразить заданию профессию. Он выходит в круг и показывает мимикой, жестами, положением тола ту профессии, которая у него в задании. Перечень профессий: Политик Швея Психолог Модель, манекенщица Плотник Учитель Строитель Продавец Военный Визажист Лётчик Врач Штукатур-моляр Уборщица Повар Музыкант Танцовщица Ювелир Пожарный Журналист Актёр Библиотекарь Адвокат Бродяга Воспитатель в детском саде Домохозяйка Официант Переводчик Программист Ди-джей Телеведущий Секретарь референт Спортсмен-профессионал Стюардесса Экскурсовод Фотокорреспондент

Профессии даются таким образом, чтобы мальчикам достались женские профессии, а девушкам мужски.

Задание 4. «Самая, самая профессия». «Самые нужные профессии»:

Ответьте мне на вопрос: что будет, если обувные фабрики начнут выпускать тапки, все магазины будут забиты этим товаром? (этот товар очень трудно будет продать, а значит пропадет чей-то труд, деньги, прибыль)

Так же и на рынке труда. Если каких то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что человек продает на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделите на группы:

- «Модные профессии»

- «Забытые профессии»

- «Профессии, которые всегда нужны»

- «Отважные профессии»

Примерные списки профессий:

Модные профессии: юрист, журналист, топ-модель, автослесарь , нефтяник, эколог, менеджер, программист ит.д.

Забытые профессии : конюх, трубочист, ямщик и т.д.

Профессии, которые всегда нужны : врач, учитель, дворник, строитель , шофер (водитель), парикмахер , милиционер, пекарь, земледелец, животновод , повар, слесарь- водопроводчик и т.д.

Отважные профессии: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик, космонавт, шахтер, военный, сапер, спасатель и т.д.

Здесь конечно не все профессии. Профессий в мире более 50 000. Выбирая профессию, мы будем ориентироваться не на весь мир, а на тот мир, который нас окружает.

Инструкция: участникам даётся задание, что сейчас я буду зачитывать некоторые необычные характеристики профессий. Вы должны назвать те профессии, которые соответствуют данной характеристики.

Перечень характеристик. Самая денежная профессия Самая сладкая профессия Самая зелёная профессия Самая ароматная профессия Самая кислая профессия Самая холодная профессия Самая слезливая профессия Самая опасная профессия Самая красивая профессия Самая серьёзная профессия Самая боевая профессия Самая скрипучая профессия Самая мелодичная профессия Самая колючая профессия Самая горячая профессия Самая гуманная профессия Самая мокрая профессия Самая творческая профессия Самая раздражительная профессия Самая светлая профессия Самая детская профессия Самая молчаливая профессия Самая смешная профессия

Задание 5 . «Я и моя профессия. Инструкция: Сейчас вы должны изобразить на листке бумаги свою будущую профессию и своё место в ней. На выполнение задания 7 минут. Никому не показывайте свой рисунок.

Затем участники сдают листочки и ведущий перемешивает их, показывает по отдельности каждый из рисунков и идёт обсуждение. Вопросы для обсуждения: - Какая профессия изображена на рисунке? - Кто из участников мог нарисовать этот рисунок? - Так ли это? (вопрос к автору) Классный руководитель : При решении выбора своей профессии, необходимо пользоваться следующими правилами:

1 правило: Познай и изучи себя (здоровье; интересы и склонности; способности, знания и умения).

2 правило: Узнай все о профессии: (предмет, цель и условия труда; пути получения профессии; медицинские противопоказания; требования профессии к личности (профессионально важные качества); актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития).

Классный руководитель : Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно. Давайте посмотрим наиболее типичные ошибки выбора профессии:

1.Следование чужим советам, выбор за компанию;

2. Выбор близлежащего учебного заведения или внешне привлекательной, престижной профессии;

3.Отсутствие существенной информации о профессии или специальности,

4. Незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т. п.

РЕФЛЕКСИЯ . Заключительное слово учителя:

И в заключении хочется вспомнить слова Томаса Карлейля: “ Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.

Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию которая:

интересна и привлекательна для вас;

соответствует вашим способностям;

пользуется спросом на рынке труда.

Итак, вы получили информацию о мире профессий. Многим стоит задуматься, как лучше использовать особенности своего характера, свои способности при выборе профессии. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо, выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции вам) и обеспечивать максимальную реализацию ваших возможностей (пользу обществу).

Закончить наше занятие, мне хотелось бы цитатой Ро́берта Де Ни́ро: «В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное - будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии - обязательно».

Артемьева Л.В. 10 класс

Классный час

«Моя будущая профессия»

Цель мероприятия : знакомство учащихся с технологией выбора профессии, подготовка к поступлению в вузы и выбору профиля обучения.

Эпиграф : «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» Константин Дмитриевич Ушинский

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека

Ход мероприятия:

Учитель : Очень скоро вам предстоит совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу выборов – выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда ещё нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения. В мире насчитывается более 40 000 профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу?!

Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того, чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждаем данную тему.

Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования , которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:

  1. профессия должна быть интересной,
  2. профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,
  3. профессия должна соответствовать собственным возможностям.

Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Это первое требование к профессии.

Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.

Формула выбора профессии

«ХОЧУ»

«МОГУ»

«НАДО»

Интерес – побуждение познавательного характера

Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.

Способности - это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности

Состояние здоровья

Личные качества

Потребности рынка труда – наличие рабочих мест по избранной специальности

Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией.

Профессия - это:

  • деятельность, направленная на пользу общества,
  • деятельность, требующая профессионального обучения,
  • деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Игра «Отгадай профессию по описанию?»

  • К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер )
  • Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер )
  • «Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат, квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод)
  • Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист )
  • В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейский стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающих получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена является психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственный способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)

Игра "Закончить предложения"

  1. Люди работают ради…
  2. Настоящий труд – это…
  3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
  4. В любом профессиональном труде самое важное…
  5. Счастье – это…

(Записали, зачитали).

Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2.
Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3.
При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу - своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.

4 . В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: " Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

Тест. Коммуникативные способности . (да «+», нет « - »)

  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем - то из ваших товарищей?
  3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми.
  4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким – либо другим занятием, чем с людьми?
  5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
  6. Трудно ли для вас включиться в новые для вас компании?
  7. Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми для вас людьми?
  8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
  9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с незнакомыми людьми?
  10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
  11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  12. Испытываете ли вы затруднение, неудобства или стеснение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  14. Правда ли, что вы чествуете себя не уверенно среди малознакомых вам людей?
  15. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
  16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
  18. Правда ли, что вы чествуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что либо большой группе людей?
  19. Верно ли, что у вас много друзей?
  20. Часто ли вы находитесь в центре внимания у своих товарищей?

Обработка результатов :
Сверти ваши результаты с ключом (всем выдается ключ для обработки результатов) и подсчитайте количество совпадающих ответов. Вычислите оценочный коэффициент коммуникативных способностей
К=Х / 20,(деление) где К – величина оценочного коэффициента;
Х – количество совпадающих ответов с ключом,
20- максимально возможное число совпадений

Ключ к определению коммуникативных способностей.

Средний

0, 66 – 0, 75

Высокий

0, 76 – 1,00

Очень высокий

Интерпретация результатов
Оценка «1». Получившие ее, испытуемые, характеризуются крайне низким уровнем проявления способностей к коммуникативной деятельности.
Оценка «2». Для испытуемых получивших такую оценку характерно отсутствие стремления к общению. Они чувствуют себя скованно в незнакомой компании и новом коллективе. Они предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства с новыми людьми. Им трудно выступать перед аудиторией. Они плохо ориентируются в незнакомой ситуации. Не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды.
Оценка «3». Получившие такую оценку испытуемые, обладая средними данными, стремятся к новым контактам с людьми, не ограничивая круг своих привычных знакомств. Они охотно проявляют лидерское поведение, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их способностей не отличается устойчивостью. Если они хотят быть успешными в общении с людьми, нуждаются в серьезной и планомерной работе по формированию и развитию способностей.
Оценка «4». Испытуемые этой группы не теряются в новой для них обстановке, быстро находят друзей, постоянно расширяют круг своих знакомств. Они охотно занимаются общественной работой, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении.
Оценка «5». Люди с высоким уровнем проявления коммуникативных способностей быстро ориентируются в сложных ситуациях, они непринужденно ведут себя в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны. Предпочитают самостоятельность в выборе и принятии решений, отстаивают свое мнение и добиваются чтобы оно было принято. Они легко вливаются в незнакомую компанию.


Учитель . В заключение нашей встречи хочется дать несколько советов тем, кто выбирает профессию сегодня.

  1. Необходимо узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой. Врач – это не только белоснежный халат, выход из операционной навстречу признательным родственникам. Стоптанные башмаки терапевта от десятков ежедневных вызовов - это тоже медицинская помощь.
  2. Выбирая профессию, ты выбираешь и образ жизни. Судьба актера, спортсмена, строителя неотделима от поездок. Один человек не выносит монотонности. Другой не терпит суеты, постоянных перемен. Все это надо учитывать.
  3. Возьми за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому. «Не сразу Москва строилась». Претендовать сразу на должность директора завода бессмысленно. Все знают, что квалифицированные директора заводов и универмагов получились как раз из тех, кто прошел всю служебную лестницу снизу вверх, от станка и от прилавка.

Учитель: Дома вы приготовили презентации